средства подготовки исполнимого кода что это
Средства подготовки исполнимого кода что это
В соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6600) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр | Н.А. Никифоров |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2016 г.
Регистрационный № 41160
Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 декабря 2015 г. № 621)
Обзор документа
Утвержден классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Он разработан во исполнение постановления Правительства РФ об установлении запрета на допуск программного обеспечения (ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Классификатор содержит указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым определяется соответствие ПО его классу, а также на соответствие классов ПО кодам ОКП.
Лицо российского софта. Или немного статистики из Единого реестра российских программ для ЭВМ и БД
Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?
В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.
Общие сведения
Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.
По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:
В Реестр включены программы, принадлежащие 1998 юридическим лицам и 192 физическим лицам. Правообладатели программного обеспечения из Реестра зарегистрированы в 70 регионах Российской Федерации, при этом замечу, что на 2019 год для 71 программного продукта и 60 правообладателей установить место регистрации правообладателя на основе открытых данных не удалось. Объясняется это просто: данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям есть в открытом доступе, по физическим лицам таких данных в открытом доступе нет.
Исторические сведения
Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.
В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).
Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:
И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:
Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).
На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.
Замечу, что заявления, по которым вынесены отказы, через сайт Реестра недоступны. Однако информацию по ним можно узнать из приказов Минкомсвязи и протоколов заседания Экспертного совета. Кстати говоря, количество ПО в Реестре и количество заявлений со статусом «Включено в реестр» не сходится. Наверное, на это есть какие-то причины.
Присмотримся к причинам исключения из Реестра:
Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.
А вот причины отказов во включении:
Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.
Регионы
Поскольку в Реестре имеются данные о правообладателях, то крайне любопытно будет узнать, а в каких же регионах нашей страны и в каком количестве обитают разработчики российского ПО. Но если формулировать вопрос более корректно, то я исхожу из того, в каких регионах зарегистрированы правообладатели ПО, включенного в Реестр.
Для начала приведу карту, на которой показано, сколько на сегодняшний день в регионе зарегистрированных в Реестре программ.
Карта недвусмысленно намекает, что почти половина российского программного обеспечения зарегистрирована правообладателями из Москвы. Следом идут Санкт-Петербург и Московская область. Замечу, что ведется подсчет зарегистрированных в Реестре программ, а не самих правообладателей. Более детально можно посмотреть в табличке, где отображено количество зарегистрированных программ на конец каждого года. Сортировка проведена по количеству регистраций на 2019 год.
В таблице ничего удивительного нет. Разве что немного удивляет стремительный рывок Саратовской области, обогнавшей в 2019 году по количеству зарегистрированных в Реестре программ такие итшные регионы как Татарстан и Новосибирскую область. О причинах этого рывка чуть позже. Кроме того, не может не радовать, что доля разработок из Москвы в нынешнем году наконец упала ниже 50%. Это говорит, что ИТ в регионах живо (ну хоть чуть-чуть). Нижняя часть таблицы тоже намекает на то, что хоть какие-то разработки да есть в регионах.
Чтобы динамика была нагляднее, посмотрим на график, с отображением количества зарегистрированных программ для первых 16 регионов по годам:
Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.
Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.
Также приведу распределение правообладателей по регионам:
Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:
Классы программного обеспечения
Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:
Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.
Но не мало в Реестре СУБД, ОС и прочих серьезных вещей, есть даже одна CRM…
Правообладатели
Напоследок немного статистики о правообладателях, чье ПО находится в Реестре. В таблице ниже показаны группы правообладателей по количеству регистраций. Например, из нее видно, что в 2019 году 11 правообладателей имели более 50 зарегистрированных в Реестре продуктов, а 1263 всего по одному продукту.
Массовых производителей российского ПО не так уж и много, всего-то у тридцати правообладателей зарегистрировано более 20 программ.
Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:
И… возглавляет список наиболее плодотворных правообладателей корпорация OracleGoogleMicrosoftIBM Диполь. Портфель их программ состоит из электронно-методических комплексов от «Физики» и «Русского языка» и литературы до комплексов «Сварщик» и «Портной». Раскрывая интригу раздела про регионы, скажу, что корпорация Диполь зарегистрирована в Саратовской области. Оттуда и прирост в разделе регионов.
Нельзя не заметить, что на 4,6 и 7 местах идут продукты 1С в различных ипостасях. Что же, это достаточно логично.
В приведенном списке мне встретилось достаточно много знакомых названий: «Барс групп», «Аскон», «Лаборатория Касперского», «Алладин Р.Д.», «Крипто-ПРО», «Р-Стайл» и «С-ТЕРРА». Однако удивляют расположившиеся на 21 и 27 местах физические лица. Их продуктивности можно только позавидовать.
Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:
Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.
Минкомсвязь выделила ПО органов власти в отдельный класс наряду с ОС и СУБД – вопреки прежнему принципу классификации программных продуктов
На официальном портале правовой информации во вторник опубликован приказ Минкомсвязи о внесении изменения в Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Документом раздел 4 Классификатора («Прикладное программное обеспечение») дополняется новым классом – «Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием Российской Федерации для внутреннего использования».
Описание класса программ таково: «Программное обеспечение, разработанное органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными корпорациями, компаниями и юридическими лицами с преимущественным государственным участием для реализации своей деятельности и предназначенное преимущественно для внутреннего использования».
Введение класса «Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием Российской Федерации для внутреннего использования» делает принцип (основание, как говорят специалисты) классификации ПО для нужд импортозамещения существенно менее логичным.
До сих пор основанием классификации ПО в реестре можно было считать функциональное назначение программных продуктов.
Классификатор ПО до сих пор формировался по основанию «функциональное назначение программных продуктов»: офисный софт, встроенное ПО, системы управления базами данных, средства подготовки исполнимого кода (среды разработки и трансляторы) и т.д. Вне зависимости от степени соответствия классификатора природе классифицируемой предметной области принцип отнесения программных продуктов к определённому классу по его назначению выдерживался. Это обеспечивало, в частности, возможность конкуренции производителей ПО одного класса.
С появлением класса «Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием Российской Федерации для внутреннего использования» возникает софтверная опричнина. Признак выделения такого ПО (разработанного «для внутреннего использования» «юридическими лицами») в отдельный класс непонятен. Непонятно, в частности, что мешает ОС, СУБД, офисным пакетам и т.д. попасть в этот класс, избегнув конкуренции в «своём» классе.
Напомним, что проект приказа об изменении классификатора ПО был опубликован для общественного обсуждения в июле 2019. Минкомсвязь предполагала добавить в классификатор еще один класс — «Гиперконвергентные решения» (в раздел «Системное ПО»). «Гиперконвергентные решения» — это горизонтально масштабируемые программные или программно-аппаратные комплексы с единой средой виртуализации вычислений и средой распределенного хранения данных, не требующие для функционирования выделенных систем хранения данных и в которых все необходимые инфраструктурные функции (такие как резервирование, репликация, высокая доступность, восстановление и т.п.) реализуются на программном уровне. В окончательном варианте приказа о гиперконвергентных решениях не упоминается.
Напомним также, что приказ Минкомсвязи «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных», применяемого при составлении единого реестра российского ПО, был подписан 31 декабря 2015 года и зарегистрирован Минюстом 19 февраля 2016 года. В июне 2016 в классификатор внесён ряд изменений.
Классификатор российского программного обеспечения
Содержание
2020: Минцифры утвердил новый классификатор отечественного ПО
В конце октября 2020 года Министерство юстиции РФ утвердило приказ Минцифры о новом классификаторе отечественного программного обеспечения. Финальная версия документа опубликована на официальном портале правовой информации.
Новый классификатор российского ПО включает 11 разделов и 111 классов. По сравнению с предварительной версией документа, которая была обнародована в июне 2020 года, некоторые разделы и классы были объединены, а некоторые – пропали.
Например, в итоговый классификатор не вошли разделы «Операционные системы», «Системы бизнес-анализа», «Прикладное программное обеспечение общего назначения» и «Информационные системы для решения специфических отраслевых задач», но появились «Офисные приложения» и «Средства анализа данных».
Как пояснил изданию D-Russia директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух, новый классификатор лучше отвечает задачам заказчиков по поиску продуктов в едином реестре. Также он лучше синхронизирован с задачами госкомпаний по переходу использование российского ПО, которые вынуждены использовать так называемые «типы ПО» для группировки продуктов внутри одного класса при формировании планов перехода.
Кроме того, по словам Массуха, классификатор учитывает задачи импортозамещения как фундамента цифровой трансформации, так как содержит классы, учитывающие задачи по использованию сквозных технологий, в частности – искусственного интеллекта, квантовых технологий и больших данных.
Он считает, что необходимость доработки классификатора созрела давно, поскольку в реестре российского ПО размещено более 7 тыс. продуктов в 24 классах, а в отдельных классах находится сотни решений. Такая структура затрудняет заказчикам работу с реестром. [1]
2016: Запуск на базе классификатора реестра российского ПО
С 2016 года на базе классификатора российского программного обеспечения функционирует реестр российского ПО.
2015: Проект приказа о классификаторе российского ПО
8 декабря 2015 года стало известно о разработке классификатора российского программного обеспечения и правил его применения в рамках ограничений, наложенных на государственные органы при закупке иностранного софта.
Как сообщает издание РБК со ссылкой на материалы, размещенные на сайте regulation.gov.ru, Минкомсвязи представило проект приказа «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных», в котором перечисляются пять категорий софта: встроенный, системный, средства разработки, прикладное ПО и базы данных. [2]
Согласно разработанным Минкомсвязи правилам применения классификатора, в него попадут коды, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики, по которым можно будет определить соответствие программ классу программного обеспечения. Использование кода, не внесенного в классификатор, не допускается.
Проверять соответствие ПО определенному классу будет экспертный совет по российскому ПО при Минкомсвязи на основе документации, предоставленной разработчиками. Этот же совет будет принимать решение о включении программных продуктов в реестр российского программного обеспечения, который будет доступен по адресу реестр-по.рф. [3]
Для проверки соответствия ПО определенному классу оператор, привлекаемый к формированию и ведению реестра, обязан обеспечить допуск члена экспертного совета к программному обеспечению для его запуска и проверки его свойств, говорится в документе министерства. [4]
ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ
Описание класса программ для ЭВМ и баз данных
Код (числовое обозначение) раздела или класса программ для ЭВМ и баз данных
Код (числовое обозначение) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности
Встроенное программное обеспечение (далее – ПО)
BIOS и иное встроенное ПО
Программы, хранящиеся в постоянной памяти
Комплекс программ, управляющих как аппаратными компонентами, так и другими программами
Утилиты и Драйверы
Программы, предназначенные для решения узкого круга вспомогательных задач (tools) и организации доступа к аппаратному обеспечению (drivers)
Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных
Комплекс программ, обеспечивающий сетевой доступ к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов или их логического объединения, абстрагированного от аппаратной реализации
Серверное и связующее ПО
Системы управления базами данных
Комплекс программ, предназначенных для организации и ведения баз данных
Системы мониторинга и управления
Программно-аппаратные комплексы, предназначенные для измерения, сбора, хранения и анализа рабочих характеристик объектов управляемой системы для оценки ее состояния, выявления неполадок, оповещения, управления настройками и состоянием программных и аппаратных вычислительных средств, сетевых устройств, функционирующих в рамках системы, в том числе средства управления информационной безопасностью
Средства обеспечения информационной безопасности
Программы, а так же программно-технические средства (Системы), обеспечивающие поддержание конфиденциальности, целостности, доступности, отказоустойчивости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.
Средства защиты от НСД/ Системы, позволяющие предотвратить несанкционированный доступ к конфиденциальной информации
Межсетевые экраны (firewall)/Программное обеспечение, осуществляющее контроль и фильтрацию проходящих через него сетевых пакетов в соответствии с заданными правилами
Средства фильтрации негативного контента/ Системы, позволяющие управлять доступом к различным категориям веб-сайтов, для ограничения определенного нежелательного контента
Системы защиты сервисов онлайн-платежей и дистанционного банковского обслуживания (Fraud Management)/ Системы, предназначенные для выявления, анализа и предотвращения мошенничества
Средства антивирусной защиты/ программы, предназначенные для обнаружения\перехвата и обезвреживания вредоносного ПО как в памяти устройства, так и во входящем\исходящем трафике
Средства выявления целевых атак/
Системы, предназначенные для обнаружения атак на конкретную организацию, страну или индустрию с целью кражи данных или получения контроля над ресурсами
Средства гарантированного уничтожения данных/ Программные средства, использущие специальные методики многократной перезаписи определенными паттренами, для минимизации вероятности восстановления информации с носителей на базе HDD. Ограниченно применимы к SSD
Системы предотвращения утечек информации (Data Leak Prevention)/ Системы, предназначенные для предотвращения распространения конфиденциальной информации из информационной системы вовне
Средства криптографической защиты информации и электронной подписи/ Средства, предназначенные для защиты конфиденциальности, целостности и аутентичности данных, для формирования и проверки электронной подписи, а также управления ключевой информацией, включая ключи электронной подписи и ключи проверки электронной подписи; системы, предназначенные для изготовления сертификатов открытых ключей и управления ими (аннулирование, приостановление, возобновление), включая служебные функции (управление списками сертификатов, подтверждение статусов сертификатов открытых ключей, сервисы доверенного времени)
Системы управления доступом к информационным ресурсам (Identity and Access Management)/Совокупность программно-аппаратных технических средств безопасности, имеющих целью ограничение и регистрацию доступа к ресурсам информационной системы
Системы резервного копирования (backup)/ Программы, обеспечивающие создание копии данных на носителе (жёстком диске, дискете и т. д.) и предназначенные для их восстановления в оригинальном или новом месте в случае их повреждения или утраты
Средства разработки ПО
Средства подготовки исполнимого кода
Программные средства, переводящие текст программы на языке высокого уровня в набор инструкций на машинном языке (ассемблеры, трансляторы, компиляторы, интерпретаторы, редакторы связей)
Средства версионного контроля исходного кода
Программы, позволяющие хранить несколько версий одного и того же документа и при необходимости возвращаться к более ранним версиям и определять, кто и когда сделал то или иное изменение
Библиотеки подпрограмм (SDK)
Комплект средств разработки, который позволяет разработчику ПО создавать приложения для определённого пакета программ или платформы
Среды разработки, тестирования и отладки
Интегрированные программные системы, включающие специализированное ПО, процедуры и документы, необходимые для разработки программного обеспечения.
Прикладное ПО общего назначения
Прикладные программы, предназначенные для выполнения различных задач.
Мультимедийное ПО/ программы, обеспечивающие представление информации в виде звука, анимированной компьютерной графики, видеоряда
Плагины (plug-in)/ Независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения её возможностей
Игры и развлечения/ программы организующие игровой процесс (gameplay), связь с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра
Программы (приложения), предназначенные для обработки электронных документов и другой информации (productivity software).
Файловые менеджеры (File Manager)/ программы (приложения), позволяющие создавать, удалять, копировать и перемещать файлы в доступных пользователю хранилищах файлов
Коммуникационное ПО/ программы, обеспечивающие коммуникации пользователей, в том числе в виде голосовых и видео-звонков, обмена текстовыми сообщениями, файлами, электронными письмами
Офисные пакеты/ совокупность взаимосвязанных программ (приложений) с унифицированным интерфейсом, предназначенных для создания, просмотра и редактирования электронных документов
Почтовые приложения/ программы, обеспечивающие доступ пользователя к его почтовым ящикам с учетом разграничения прав, которые позволяют получать, создавать, просматривать, редактировать, отправлять и хранить сообщения электронной почты
Органайзеры/ программы (приложения), предназначенные для организации информации о личных контактах, задачах и событиях пользователя
Средства просмотра/ программы (приложения), предназначенные только для просмотра файлов (электронных документов)
Браузеры/ программы (приложения), предназначенные для взаимодействия пользователя с удаленными (или локальными) ресурсами информационной сети Интернет в соответствии со спецификациями W3C
Редакторы мультимедиа/ программы (приложения), предназначенные для создания, просмотра и редактирования информации в виде графики, звука, анимированной компьютерной графики, видеоряда
Редакторы презентаций/ программы (приложения), предназначенные для создания, просмотра, редактирования и демонстрации мультимедиа-презентаций (слайд-фильмов) состоящих из нескольких слайдов, на которых размещаются тексты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и др.
Табличные редакторы/ программы (приложения), предназначенные для создания, просмотра и редактирования электронных таблиц
Текстовые редакторы/ программы (приложения), предназначенные для создания, просмотра и редактирования текстовых файлов
Компьютерные программы, обеспечивающие анализ, обработку, хранение и поиск аудиоданных, рисунков (OCR) и текстов на естественном языке.
Парсеры и Семантические анализаторы/ Системы анализа текстов на естественных языках с выделением синтаксических структур в предложениях или выделением семантических отношений между элементами текста и общего смысла текстов
Системы речевого перевода/ Системы анализа, синтеза и голосового перевода
Системы распознавания символов/ программы, позволяющие переводить изображения документов (фотографий, результатов сканирования, PDF-файлов) в электронные редактируемые форматы
Системы распознавания и синтеза речи/ программы преобразования речевого сигнала в электронные редактируемые форматы и синтеза речевого сигнала на основе данных электронного редактируемого формата
Системы автоматизированного перевода/ Системы автоматизированного перевода текстов и документов разных форматов
Электронные словари/ Словарь в электронной форме для поиска значения или перевода слов и словосочетаний
Системы проверки правописания (spell checker)/ Системы поиска орфографических ошибок в электронных текстах
Геоинформационные и навигационные системы (GIS)
Системы сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах
Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением
Системы, предназначенные для поддержки единого жизненного цикла проектов.
Системы управления проектами/ Программное обеспечение управления проектами, портфелями и программами проектов. Реализует функции планирования проектов, управления ресурсами и финансами проектов, контроля реализации проектов, управления рисками и изменениями в проектах, управления коммуникациями, автоматизации построения консолидированной отчетности
Системы управления жизненным циклом изделия (PLM)/ Универсальные Машиностроительные САПР (MCAD), Специализированные отраслевые САПР на базе универсальных (CAD), САПР для радиоэлектроники и электротехники (ECAD, EDA), Системы инженерного анализа (CAE), Системы управления оборудованием с ЧПУ (CAM), Системы технологической подготовки производства (CAPP), Системы управления инженерными данными об изделии (PDM), Интегрированные системы MCAD/CAM/CAE/PDM
Системы информационного моделирования зданий и сооружений (BIM)/ архитектурно-строительного проектирования (AEC CAD), проектирования и расчета строительных конструкций зданий и сооружений, электротехнического проектирования, проектирования технологических трубопроводов и установок, проектирования внутреннего водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, проектирования генплана, инженерных сетей и объектов инфраструктуры, проектирования мостов, автомобильных и железных дорог, магистральных продуктопроводов, кадастрового учета строительных объектов, проектирования организации строительства, производства работ, планирования и сметных расчетов, управления проектными данными, справочники НТД и базы оборудования, изделий и материалов
Системы управления процессами организации
Системы, предназначенные для поддержки единого жизненного цикла организации.
Системы управления бизнес-процессами (BPM)/Программное обеспечение, предназначенное для управления совокупностью взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей
Системы управления производственными процессами (MES,LIMS, etc)/ MES-системы предназначены для решения задач синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска продукции в рамках какого-либо производства. LIMS системы оптимизируют сбор, анализ, возврат и отчетность лабораторных данных
Системы управления технологическими процессами (АСУ ТП, SCADA системы) / комплекс технических и программных средств, предназначенных для автоматизации управления технологическим оборудованием на промышленных предприятиях
Системы управления эффективностью предприятия (CPM/EPM) /Системы поддержки полного цикла управления предприятием, в т.ч. в части финансовой консолидации, подготовки финансовой и управленческой отчетности, стратегического планирования и прогнозирования, бюджетирования, планирования и прогнозирования, согласования данных и расчёта балансов, моделирования и оптимизации прибыльности с использованием средств поддержки принятия решений и бизнес-анализа (DSS, BI)
Системы управления основными фондами предприятия (ЕАМ)/Программное обеспечение, реализующее непосредственное администрирование и документальное сопровождения комплекса имущественных отношений организации, в том числе планирование и своевременное обеспечение производства и/или организации всеми видами материальных и энергетических ресурсов, а также анализ, планирование и оптимизацию складских запасов в соответствии с целями и бизнес-процессами организации
Системы финансового менеджмента, управления активами и трудовыми ресурсами (ERP)/ комплекс программ, обеспечивающий на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия
Системы электронного документооборота (EDMS)/ Программные компоненты управления различными видами документов обеспечивают создание, изменение, хранение, передачу, обмен, согласование, в том числе между различными субъектами, поиск документов на протяжении всего их жизненного цикла: от создания, до их уничтожения
Системы управления отношениями с клиентами (CRM)/Программные продукты, автоматизирующие процессы обслуживания клиентов (call-центры), сбор данных, планирование, бюджетирование, проведение и анализ результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, а также позволяющие контролировать процесс продаж и анализировать их динамику
Системы управления информационными ресурсами, корпоративные хранилища данных и системы управления основными данными (ЕСМ, EDW, MDM) /самостоятельные программные компоненты, предназначенные для поддержки единого жизненного цикла структурированной, слабоструктурированный и неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов
Системы управления ИТ-службой, IT-инфраструктурой и IT-активами (ITSM-ServiceDesk, SCCM, Asset Management)/комплекс программ, обеспечивающих управление ИТ-услугами
Системы управления содержимым (CMS), сайты и портальные решения / программы, обеспечивающие процесс совместного создания, редактирования и управления контентом
Cистемы электронной коммерции (ecommerce platform)/ Программа для создания и управления интернет-магазином, предоставляющая весь набор функций для организации дистанционной торговли в сферах B2C и B2B
Системы имитационного моделирования
Системы имитации управления процессом, аппаратом или транспортным средством
Информационные системы для решения специфических отраслевых задач
Программные системы специализированного информационного обеспечения гостиничного и туристического бизнеса, государственного управления, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, здравоохранения, обеспечения безопасности, видеонаблюдения и контроля доступа, оборонно-промышленного комплекса, образования, производства и машиностроения, промышленности, страхования, строительства, телекоммуникаций и СМИ, торговли, транспорта и перевозок, финансов и банковского сектора, энергетики и нефтегазовой отрасли, юриспруденции, фармацевтики, рекламы