стамбул код да винчи
Достопримечательности Стамбула из экшена «Инферно»
Ожидается, что в предстоящем году в Стамбуле будет невиданный наплыв туристов. Причиной этому послужат не особенности турецкого отдыха, а любопытство людей увидеть достопримечательности древнего города, где происходили съемки триллера по мотивам произведения Дэна Брауна, автора бестселлера «Код да Винчи», фильма «Инферно». Таким образом, интерес будет вызван современным явлением в кино и культурным возрождением 16-го века.Долгожданный новый триллер Дэна Брауна «Inferno» был выпущен на экраны мирового кино в октябре уходящего года. Премьера была главным событием, которое было отмечено на первых страницах многих турецких газет, так как съемки значительной части романа происходили в Стамбуле. А вот книга бестселлера была опубликована в 12 странах.
История начинается во Флоренции, а затем переезжает в Сиене. Позже сюжетная линия видит Роберта Лэнгдона (главного героя истории), отправляющегося в путешествие за пределы границ Италии и в Турцию, где действия разворачиваются на фоне достопримечательностей Стамбула.
События происходят в Цистерне Базилика, которая представляет собой колоссальную подземную камеру, что была использована для хранения воды в эпоху, когда Стамбул был еще древним городом Византии. Знаменитая на весь мир достопримечательность Турции является одной из самых больших и отлично сохранившихся старинных подземных водохранилищ Константинополя, которая имеет некоторую схожесть с дворцовым комплексом.Цистерна Базилика, одна из самых великолепных исторических достопримечательностей в Стамбуле, которая расположена к юго — западу от собора Святой Софии. Это огромный подземный водоем, который был построен в 542-ым византийским императором Юстинианом I для того, чтобы поставлять воду в большой дворец, где жили императоры во время Византийской империи. Позднее водохранилище было использовано в 1453 году после завоевания Стамбула турками. Сады дворца Топкапы были также орошаемы водой из цистерны, они в 20-ом веке были открыты для посетителей после реставраций в качестве музея Стамбульского муниципалитета. Герой книги, Роберт Лэнгдон, которого играет Том Хэнкс в фильме, делает важное открытие в музее Святой Софии.
Для того чтобы не допустить повреждения исторической структуры, сцены в Цистерне Базилика были сняты в киностудии Будапешта. Цистерна Базилика не первый раз используется для снятия сцен в фильме. Достопримечательность красовалась в некоторых эпизодах из последних серий про Джеймса Бонда «Skyfall», а также фильма с австралийским актером Расселом Кроу «Искатель воды».
Стоит отметить, что в произведении Брауна присутствуют образы героев итальянского поэта Данте. Есть сведения, что Браун был вдохновлен эпической поэмой Данте «Инферно», которая была написана в 14 — м веке. Таким образом, «Inferno» сосредотачивается на одном из самых живучих и загадочных литературных шедеврах в истории.В блокбастерах международного значения «Код да Винчи», «Ангелы и Демоны» и «Потерянный символ» Дэна Брауна мастерски соединены история, искусство, коды и символы. В захватывающем новом триллере «Инферно» Браун обработал роман под восприятие современного читателя.
Браун был подвергнут критике за исторические неточности в его произведении, но роману это не помешало иметь ошеломляющую популярность, фильму – миллионные просмотры, а Стамбулу — увеличить количество приезжих со всего мира. Ведь Базилика Стамбула или Цистерна Йеребатан уже была показана на серебряном экране во всем мире благодаря экранизации триллера Дэна Брауна «Инферно», поэтому сегодня об этой древней диковинке знают практически все.
Новое в блогах
Коронавирус COVID19 и роман Дэна Брауна «Инферно»
Это не единственное различие с современной реальностью. Если в настоящее время до сих пор остается загадкой происхождение коронавируса COVID-19, то книжный вирус является порождением гениального ученого-маньяка, специализирующегося в области генетики. Пунктиком этого ученого стал стремительный рост численности человечества, могущий привести к апокалипсису. Стремясь избежать планетарной катастрофы, он создает и выпускает на волю вирус, который подобно средневековой чуме основательно проредит население планеты. Но детектив есть детектив, поэтому автору необходимо было основательно запутать сюжет. Для чего он наделил своего злодея любовью к творчеству средневекового итальянского поэта Данте и его поэме «Божественная комедия». Поэтому для того чтобы разгадать загадку маньяка и спасти людское поголовье Земли, необходимо было хорошо знать творчество средневекового поэта. У американского профессора с этим особых проблем не было, но тем не менее хэппи энд оказался смазанным, в смысле счастливого конца не получилось.
Изданный в 2013 г., роман неожиданно стал актуален в 2020 г.
Современное человечество вновь столкнулось с опасностью, которая не раз грозила ему. И на ее фоне ушли на задний план все прежние выдуманные им страхи. Забыто глобальное потепление, никто не вспоминает о Грете Тунберг с ее борьбой за спасение экологии, а уж про Гринпис и говорить нечего. Даже революция зонтиков в Гонконге тихо-тихо сошла со страниц СМИ. В Европе забыли про Шенген и вспомнили о границах, которые тут же позакрывали. Евросоюз и НАТО поразил паралич. Гибнущему населению Италии на помощь пришли не союзники, а как бы враги – Россия и Китай. Ведущие медицинские центры вместо того чтобы объединить усилия по выработке антивируса скрывают результаты своих исследований, и обвиняют своих коллег в экономическом шпионаже.
Все говорят, что мир после коронавируса должен измениться. Вопрос только как.
В романе Дэн Брауна» Инферно» создатель вируса, доказывая свою правоту, утверждал, что после эпидемии черной чумы, похоронившей половина населения средневековой Европы, наступила эпоха Возрождения, а затем век Просвещения. Что будет на этот раз?
Флоренция Данте и Дэна Брауна: по следам героев «Инферно»
Палаццо Веккьо, церковь Данте, собор Дуомо, сады Боболи и тайный баптистерий — герой «Инферно» исследует Флоренцию по «Божественной комедии» Данте, а мы записали его маршрут.
Американец Дэн Браун известен историческими детективами, многие из них стали бестселлерами и легли в основу фильмов Рона Ховарда: «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» и новый роман «Инферно». Роль главного героя досталась Тому Хэнксу — это третий раз, когда актер играет профессора-семиотика Гарвардского университета Роберта Лэнгдона.
Декорациями в романах Дэна Брауна обычно становятся самые зрелищные города, с мировым именем и древней культурой: Париж, Лондон, Рим. В «Инферно» действие происходит во Флоренции, где Лэнгдон должен разгадать символику картины «Карта ада» Сандро Боттичелли и поэмы «Божественная комедия» Данте, чтобы спасти человечество.
Название фильма, «Инферно», позаимствовано у Данте Алигьери и переводится с латинского как «Ад».
Благодаря Брауну, Флоренция стала одним из главных действующих лиц в романе и фильме и привлекла внимание огромного числа туристов. Теперь в городе можно даже заказать специальную пятичасовую экскурсию под названием «Инферно».
Действие картины начинается во Флорентинском аббатстве (Badia Fiorentiono), которое заложили бенедиктинцы в конце X века. С колокольни аббатства
сбросился герой фильма, миллиардер Бертран Зобрист, автор смертельного вируса, который должен решить проблему перенаселения Земли. В «Новой жизни» Данте упоминает, как в Бадия Фиорентина он впервые встретился со своей музой Беатриче Портинари, к которой питал платоническую любовь. Девушка вышла замуж за другого и довольно рано умерла.
Главная достопримечательность Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore). В кадр «Инферно» он впервые попадает в тот момент, когда профессор Лэнгдон пробуждается в больнице, смотрит в окно на мерцающий в темноте город и с ужасом узнает площадь Дуомо (Piazza del Duomo). С этого момента ученый пытается выяснить, как он оказался во Флоренции.
Один из крупнейших соборов Европы — флорентийский Дуомо — строился более 140 лет (с конца XIII века до 1436 года). Во время службы собор вмещает около 90 тысяч человек. Самым узнаваемым элементом Дуомо является большой каменный купол Филиппо Брунеллески, который невозможно было создать без опирающихся на землю лесов. Но Брунеллески от них отказался и решил задачу с помощью точных математических расчетов и специальной кирпичной кладки.
Фасад собора облицован мрамором трех цветов (зеленым из Прато, белым из Каррары и розовым из Мареммы) — влияние Османской империи. 85-метровая колокольня создана по проекту Джотто, который похоронен здесь же, в Санта-Мария-дель-Фьоре.
В соборе находится картина XV века художника Доменико ди Микелино, на ней изображен Данте, читающий «Божественную комедию». Чтобы посмотреть на оригинальные скульптуры, зайдите в Museo dell’Opera del Duomo.
Рядом с собором, на месте языческого храма, построен восьмиугольный (число восемь — символ второго рождения через крещение) баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni), где крестили всех флорентийцев, в том числе Данте и Медичи. В поисках маски Данте профессор Лангдон и его спутница Сиена попадают в баптистерий через «Врата рая», бессмертное произведение Лоренцо Гиберти.
Внутри находится роскошный мозаичный фриз (влияние Византийского Константинополя) с изображением ада, где дьявол пожирает людей. Мозаика поразила Данте и стала источником вдохновения его «Инферно».
Но вернемся немного назад, к тому моменту, когда в больнице на Лэнгдона покушается неизвестная женщина в полицейской форме, и врач Сиена (ее играет англичанка Фелисити Джонс) помогает герою скрыться. Спасаясь от преследования, они попадают в сады Боболи (Giardino di Boboli), которые примыкают к Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Известный флорентийский банкир Лука Питти решил постройкой дворца перещеголять резиденцию семейства Медичи, но впоследствии был вынужден продать свой дом правящей династии.
Боболи — редкий пример старинного итальянского сада с террасами. Здесь собрана уникальная коллекция парковой скульптуры, например древнеегипетский обелиск из Луксора или работы итальянского скульптора Бернардо Буонталенти. В древности амфитеатр сада был известен за первые в истории оперные спектакли. Сегодня отсюда открывается захватывающий вид на старый город. Из сада Боболи через секретную дверь в Палаццо Питти и ряд других секретных коридоров Лэнгдон и Сиена пытаются попасть в старый город.
Путь героев лежит через Старый мост через реку Арно, понте Веккьо (Ponte Vecchio), некогда застроенный лавками мясников. Ювелирный бизнес вытеснил мясной, когда по приказу Козимо Медичи над строениями моста возвели коридор Вазари, через который герцог мог попасть из дворца Питти в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio).
Построенный Джорджо Вазари всего за пять месяцев коридор проходит через Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi) и сегодня приспособлен под галерею автопортретов, где можно узнать, как выглядели Рафаэль, Тициан или Бернини.
Оказавшись в Палаццо Веккьо (он же дворец Синьории или Палаццо Дукале — правительственная резиденция, построенная на рубеже XIII и XIV веков), Лэнгдон и его спутница пытаются попасть в салон Чинквеченто (Salone dei Cinquecento). Это центральное парадное помещение дворца с позолоченными кессонами на потолке и изображениями жизни Козимо Медичи. К залу ведет массивная лестница Вазари, внутри находятся фрески с изображением победы Флоренции над Пизой и Сиеной, а среди них картина, которую нужно найти Лэнгдону и Сиене. Она содержит загадочную надпись cerca trova и должна помочь героям в их поисках.
Далее гарвардский профессор со спутницей направляются к дому Данте через улицу Данте Алигьери. Настоящий дом семейства Алигьери до нашего времени не сохранился — нынешняя постройка является всего лишь копией начала ХХ века и находится вовсе не на той площади, которой владело семейство Алигьери. Но флорентийские патриоты решили возвести новое здание дома Данте по соседству с церковью Санта-Маргарита (Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi), тем самым воссоздать историю жизни, творчества и любви поэта.
По преданию, в церкви Санта-Маргарита находится могила возлюбленной Данте — Беатриче Портинари. У надгробия стоит корзинка с записками людей, которых, как и Данте, посетила платоническая любовь. В начале XIV века церковь служила домовой многим флорентийским семьям, в том числе Адимари, Донати, Черки, Портинари. Сегодня ее называют церковью Данте. Именно здесь, согласно другому преданию, Данте встретил Беатриче, когда ей было восемь, а ему девять лет. В Санта-Маргарита приходят и главные герои «Инферно», Роберт Лэнгдон и Сиена. Они одалживают телефон у туристки, чтобы найти в интернете текст «Божественной комедии» Данте и продолжить расследование.
К слову, достоверное изображение Данте в исполнении Джотто, который лично знал поэта, находится не в вышеупомянутой церкви, а в Барджелло (Bargello). Здание Барджелло в Средние века служило резиденцией городского совета, а затем было отдано под тюрьму. Сегодня в Барджелло находится музей скульптуры.
Сюжет фильма «Инферно» также отправляет героев в Венецию и Стамбул. Но большую часть времени они проводят именно во Флоренции.
В фильм Рона Ховарда попали и другие флорентийские места, не упомянутые в книге Дэна Брауна. Если хотите пожить во Флоренции, как профессор Лэнгдон, остановитесь в отеле Брунеллески (Hotel Brunelleschi), к которому примыкает кирпичная башня. Сегодня она выглядит вполне безобидно, но в Средние века в ней томили наказанных женщин.
Фото: Татьяна Розенштайн; Flickr; пресс-службы
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Как гроб попал на крышу одной из мечетей Стамбула и почему стоит там уже 500 лет
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Район Лялели в Стамбуле в 1990-х был излюбленным местом челночников с постсоветского пространства, поскольку именно здесь можно было купить дешёвый текстиль. И сегодня здесь можно увидеть огромные баулы, магазины с неизвестными в самой Турции брендами, вывески на русском и услышать русскую речь.
Местные жители заглядывают в эти магазины нечасто. Но и среди торговой сутолоки в районе, где в каждом прохожем видят потенциального покупателя, есть место интересным достопримечательностям и легендам.
Султан Баязид II – мистик в обличье импператора
Султан Османской империи Баязид II, сын завоевателя Константинополя Мехмеда II, правил с 1481 по 1512 год. Его называли исламским мистиком в обличье императора.
Современники описывали его как человека сильного, высокорослого, очень мягкого и набожного. За набожность его даже прозвали «Вели», что переводится «святой». Баязид II обладал множеством талантов, он владел персидским, арабским и чагатайским языками, он был композитором и каллиграфом, сочинял стихи. До наших дней сохранились ноты 8 его музыкальных произведений. А ещё он был покровителем учёных, музыкантов и поэтов.
Баязид II, по сравнению с собственным отцом, совершил не так много завоеваний для империи, но именно он подготовил почву потомкам для укрепления империи и будущих завоеваний. Он завоевал Южную Грецию, установил контроль над Чёрным морем.
К его ошибкам историки относят только 2 события. Во-первых, Баязид II отказал Колумбу снарядить экспедицию в Индию. А ведь удовлетвори он просьбу мореплавателя, и мир мог пойти по совсем другому сценарию развития. А во-вторых, он отверг проект строительства моста через Халич (Золотой Рог), предложенный Леонардо да Винчи. Кстати, проект этот всё же осуществили, правда, не в Османской империи, а в современной Норвегии.
Но сегодня рассказ не про Баязида II, а про его писаря. Согласитесь, рядом с таким незаурядным человеком заурядных людей не могло быть по умолчанию.
Писарь, который построил мечеть
Был при дворе Баязида II писарь (катип), которого звали Синан. Человеком он был очень набожным. И самым большим его желанием было построить скромную мечеть. И в 1496 году это строительство он сумел завершить. Это данные, которые известны историкам. А дальше начинается мистическая история, которую рассказывают в Турции.
Когда катип Синан почувствовал, что его земной путь подходит к концу, он завещал, чтобы его похоронили на крыше построенной им мечети. Когда он скончался, его последнюю волю посчитали не более, чем странностью и не исполнили. Тело писаря было похоронено во дворе мечети.
Но когда на следующий день после смерти Синана люди пришла на утреннюю молитву, то обнаружили его тело на крыше. Писаря похоронили во второй раз. Но на следующий день ситуация повторилась. И снова тело писаря предали земле.
Но когда и в третий раз тело оказалось на крыше, местные жители приняли решение захоронить Синана, как он и завещал, в гробу на крыше мечети. С тех самых пор никто не прикасался к гробнице в куполе мечети и попыток перезахоронить гроб не было. Легенда эти на протяжении веков передавалась из уст в уста, а мечеть Катип Синан получила в народе название «Мечети летающего гроба».
В этом мире есть много удивительных вещей, которые не поддаются разумному объяснению. Можно не верить этой старой легенде и долгое время гадать, как гроб попал на крышу. Можно спорить с теми, кто верит в эту историю, или же согласиться с ним. Но факт остаётся фактом – гроб стоит на крыше мечети уже 500 лет. И он настоящий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дорогами Дэна Брауна, или по следам героев «Кода да Винчи»
22 июня исполнилось 45 лет американскому писателю Дэну Брауну. Вышедший из-под его пера роман «Код да Винчи», переведенный на 44 языка и изданный общим тиражом в 60 миллионов экземпляров, породил целое направление в туриндустрии. Париж и Лондон, Южная Франция и Шотландия, Швейцария и Италия… «Код да Винчи» рассказывает нам о тайнах тамплиеров и легендарной династии Меровингов, заставляет задуматься о неафиширующей свою деятельность католической организации Opus Dei и загадках учения катаров и манихеев. Но ко всему прочему (а прочее — это еще и фильм с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях) книга Брауна породила множество туристических маршрутов, которые условно можно назвать «Дороги Дэна Брауна».
Собственно, большинство мест и так хорошо знакомо среднестатистическому туристу. Действительно, трудно поехать в Париж и не побывать в Лувре или, заехав в Лондон, не заглянуть в Вестминстерское аббатство. Тем, наверное, и притягательна книга Брауна, что заставляет еще раз посмотреть на хорошо, вроде бы, известные вещи, факты, суждения — с тем, чтобы неожиданно открыть для себя что-то новое.
Операторы Франции, Великобритании и Италии не остались в стороне от повышенного интереса туристов к повторному посещению, казалось бы, уже «пройденных» достопримечательностей. Попробуем обозначить основные места, где происходит действие романа и где стоило бы побывать отправляющимся в Европу почитателям творчества Дэна Брауна.
Начинается всё с парижского отеля Ritz, в котором останавливался профессор Лэнгдон. Именно здесь его посещает лейтенант Жером Колле, чтобы сообщить об убийстве главного куратора Лувра Жака Соньера. К сведению: одна ночь в этой гостинице стоит от 400 до 650 евро с человека.
Лувр в дополнительных представлениях не нуждается. Отметим лишь, что, кроме творений Леонардо да Винчи, музей располагает богатейшей коллекцией произведений искусства, которым стоит уделить внимание — Венера Милосская, обширная египетская коллекция, этрусские, вавилонские и другие древности. В отличие от других пунктов нашей программы, у Лувра есть расписание работы. Так, например, музей не работает по вторникам, а по средам и пятницам он открыт до 22 часов. Билет стоит 9 евро, но для молодых посетителей предусмотрены скидки. Кроме того, 14 июля, в День взятия Бастилии музей принимает всех желающих бесплатно.
В депозитарии Банка Цюриха в Париже (помянутая Брауном улица Аксо расположена в другой части французской столицы), согласно зашифрованным посланиям Жака Соньера, находится ячейка, от которой Лэнгдон нашёл ключ в Лувре. На нём выгравирован квадратный крест — знак не только равновесия и гармонии, но и ордена тамплиеров. Так же на ключе изображена геральдическая лилия, символ тайного общества — приората Сиона. Пока это единственная подсказка к разгадке тайны убийства Соньера. В здании же банка герой книги обнаруживает коробку, в которой находит со шкатулку из розового дерева с выгравированной розой с пятью лепестками — символом чаши Грааля.
Церковь Сен-Сюльпис находится в 6-ом округе Парижа. Через неё проходит так называемая Rose line («Линия розы»), или линия нулевого меридиана. Здесь же расположен гномон — древний астрономический инструмент и одновременно столбик солнечных часов. «Линия розы» делит алтарь надвое, пересекая церковь по ширине. Солнечные лучи, проникая в отверстие в южной стене, следуют по этой линии, отмечая время от летнего солнцестояния до зимнего. Навестивший церковь монах-альбинос Сайлас полагает, что именно этот храм хранит тайну Грааля.
В 52 главе романа «всплывает» Шато-Виллет. Роберт Ленгдон и Софи Нёве бегут из Парижа в обосновавшийся в Иль-де-Франс замок, чтобы найти убежище и ответы на свои вопросы у друга Лэнгдона, английского историка искусств сэра Лея Тибинга. Построенное Жюлем Ардоином Монсартом в 1668 году поместье в настоящее время закрыто для посещения. Впрочем, двери его закрыты не наглухо — 6,5 тысячи евро вполне способны настроить хозяев на гостеприимный лад, правда, всего на сутки. Страждущим, но не владеющим остается только пересматривать киноленту — сцены для фильма снимались именно в Шато-Виллет. Этот особняк с 17 спальнями окружает величественный (185 акров) парк, к созданию которого приложил руку и секатор Андре Ле Нотром, садовник Людовика XIV.
Следом герои отправляются в Англию. В самолёте они достают папирус из криптекса, надпись на котором гласит: «Лондон, там рыцарь лежит, похороненный папой». Чтобы расшифровать это послание, Роберт и Софи идут в библиотеку Королевского колледжа в Кембридже (или Тринити-колледжа). Исследовательский институт системной теодологии оснащён самой полной в мире базой данных по изучению различных религий. Профессор и его помощники, используя эти материалы, пытаются понять, о каком рыцаре идёт речь. Местная экскурсия включает в себя посещение исторического центра Кембриджа, королевского и других знаменитых колледжей. Цена такого осмотра начинается от 50 фунтов стерлингов.
Профессор Лэнгдон приходит к выводу, что ключ находится в надгробии Исаака Ньютона, который был погребен в Вестминстерском аббатстве. Именно этот великий ученый, по его мнению, является рыцарем, указанным в послании. Это аббатство носит статус «Особой королевской церкви». Здешние экскурсоводы берут от 30 фунтов, хотя при желании можно побродить здесь совершенно бесплатно. Правда, без гида.
Есть и другие места, связанны с романом Дэна Брауна, — часовня Роселин под Эдинбургом, церковь Санта-Мария-делле-Грация в Милане, замки катаров на юге Франции… Сотни туристов каждый день отправляются в путь с тем, чтобы самостоятельно или при посредстве гида прикоснуться к тайне, которая тем и притягательна, что находится вроде бы на расстоянии вытянутой руки.