статья 36 земельного кодекса рф утратила силу что вместо нее
Статья 36 земельного кодекса рф утратила силу что вместо нее
Статья 36. Предоставление Государственной компании земельных участков в аренду и их использование
1. Государственной компании предоставляются в аренду без проведения торгов следующие земельные участки, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
2) земельные участки, предназначенные для размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом автомобильных дорог, деятельность по организации строительства или реконструкции которых осуществляет Государственная компания, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, иных объектов капитального строительства, установки рекламных конструкций в планируемых границах полос отвода и придорожных полос таких автомобильных дорог;
3) земельные участки, которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями, если в соответствии с настоящим Федеральным законом Государственной компанией заключены концессионные соглашения и (или) в соответствии с настоящим Федеральным законом ей переданы полномочия концедента.
2. Предоставление Государственной компании земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в аренду осуществляется после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками федерального государственного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, по решению этого федерального органа исполнительной власти:
3. Годовой размер арендной платы за пользование земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, определяется в договорах аренды таких земельных участков и не может превышать один процент кадастровой стоимости таких земельных участков. Годовой размер арендной платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
4. Земельные участки, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, предоставляются Государственной компании в аренду сроком на сорок девять лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Государственная компания вправе:
1) выступать заказчиком кадастровых работ в отношении земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи;
2) обращаться с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, а также с заявлениями об учете изменений указанных земельных участков;
3) обращаться от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи.
6. В случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, выдача Государственной компании доверенности на совершение предусмотренных частью 5 настоящей статьи действий не требуется.
7. Земельные участки, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, могут передаваться Государственной компанией гражданам или юридическим лицам в субаренду для размещения объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, строительства или реконструкции автомобильных дорог и иных целей.
8. Земельные участки, указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи, передаются в субаренду концессионеру в порядке и на условиях, которые предусмотрены концессионным соглашением.
9. Порядок передачи земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в субаренду, а также порядок определения арендной платы за переданные в субаренду земельные участки устанавливается Регламентом Государственной компании, утвержденным Правительством Российской Федерации.
10. Государственная компания по решению наблюдательного совета Государственной компании в отношении земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) передавать свои права и обязанности по договорам аренды таких земельных участков другим лицам (перенаем);
2) отдавать арендные права в залог;
3) вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.
11. Доходы, полученные от использования земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, поступают в самостоятельное распоряжение Государственной компании и направляются на достижение целей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно старым решения судов:
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей на момент заключения спорного договора купли-продажи земельного участка) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Открываю Земельный Кодекс – вижу, что данная статья утратила силу.
Есть ли сейчас аналогичная статья, позволяющая собственнику хозпостройки на земельном участке сельскохозяйственного назначения выкупить этот участок у администрации района (собственника участка)?
Ответы на вопрос:
Есть ли сейчас аналогичная статья, позволяющая собственнику хозпостройки на земельном участке сельскохозяйственного назначения выкупить этот участок у администрации района (собственника участка)?
Похожие вопросы
Покупаем землю. Заказала расширенную выписку из реестра. И меня смутил раздел 4.1, Сведения о частях земельного участка-где написано: Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Временные.
1 1033 Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Временные до 10.09.2020 г. Саму статью я просмотрела. Чем это чревато? И не страшно ли покупать такую землю. Спасибо.
СТ 39.10 ЗК РФ пункт 2 подпункт 6. Если областной закон не регулирует отношения связанные с данным подпунктом то чем руководствоваться?
У моей мамы в городе с преимущественно частными домами в собственности есть жилой дом с земельным участком около 6 соток (земля также в ее собственности). Написано (ссылка ниже) что не являются предметом преступления 260 УК РФ садовые, приусадебные участки. Ну вроде логично, на своей земле можно спиливать что угодно. Можно ли на нем рубить деревья и не будет ли за это ответственности?
https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_42/activity/legal-education/explain?item=49702402 Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.
Можно ли взять в аренду место под лод лодочный гараж (часть на воде часть на земле)?
Истцом подан иск на компенсацию, за свою часть совместно нажитого имущества: земельный участок, который целиком оформлен на ответчика и был куплен в браке. Ответчик против выплаты компенсации, а за перевод (раздел) этого участка в обще долевую собственность, о чем было им подано в суд возражение.
Каким образом должен поступить суд: отклонить иск Истца полностью или разделить имущество в обще долевую собственность?
В 2011 году моему отцу как льготнику, был выделен земельный участок под ижс и лпх в аренду на 3 года с последующей передачей в собственность бесплатно. В 2013 году на участке был зарегистрирован в собственность объект незавершенного строительства. В 2014 году допсоглашением договор аренды был продлен до 2017 года. В 2015 мой отец умирает и по наследству объект незавершенного строительства и имущественные права и обязанности по договору аренды перешли ко мне, что заверено нотариусом. В 2017 году договор аренды был заключён уже со мной по новому ЗК РФ как однократно на достройку, но он закончился в 2020 году. За более чем год муниципальный орган не подал в суд об изъятии незавершенки, но и договор аренды не заключает, ссылаясь, что право однократной аренды без торгов уже использовано. Поэтому, абстрагируясь от аренды, мной было подано заявление о выкупе участка под ИЖС без торгов на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3, на что получен отказ на основании пп. 4, 19 ст. 39.16. Пп. 19, как полагаю в данной ситуации не применим, т.к. никаких ограничений на участок нет, по выписке из реестра он относится к землям населённых пунктов и под ижс. А пп. 4 ст. 39.16, если я правильно понимаю, содержит основания для отказа если на участке есть незавершенное строительство, но кроме случаев с сервитутом, если обратился собственник незавершенки или есть решение о сносе. А я как раз и являюсь собственником. Насколько правомерен отказ? Судебная практика в основном на стороне органов власти, но там другие статьи и основания (39.20 и т. д.) и в основном споры с юрлицами или о продлении аренды. Я не претендую на исключительное право аренды или выкупа, поэтому и обратился по другой статье, но по ней судебной практики не нашёл.
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Утратила силу с 1 марта 2015 года
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Комментарий к Статье 36 Земельного кодекса РФ
Кроме того, следует учитывать, что резервирование земельного участка также не препятствует приватизации земельного участка под зданием, строением, сооружением, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения у собственника недвижимости (см. Постановление Президиума ВС РФ от 30.05.2007 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года» // Бюллетень ВС РФ. 2007. N 10).
Одним из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества является отчуждение такого имущества в частную собственность на возмездной основе. Из общего правила, устанавливающего возмездность приобретения собственником зданий, строений, сооружений земельных участков, могут быть сделаны исключения федеральными законами и законами субъектов РФ (см. п. 2 ст. 28). Одно из таких исключений предусмотрено в абз. 3 комментируемого пункта, закрепляющем право религиозных организаций получить бесплатно земельные участки под объектами религиозного и благотворительного назначения. При применении данного положения (а также абз. 4 настоящего пункта) существенным является решение вопроса о том, на каком праве принадлежит религиозной организации объект недвижимости, расположенный на земельном участке, а также об использовании названного объекта по назначению.
2. В комментируемой статье определена компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления и закреплены общие положения по определению цены выкупа земельных участков под объектами недвижимости. До 1 января 2010 г. данные нормы применяются с учетом положений ст. 2 ФЗ о введении в действие ЗК, которая в целях стимулирования приобретения земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений предусматривает иные подходы к установлению выкупной цены земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями.
3. В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до 1 марта 2005 г., на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» не предусмотрена государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (ст. 23 названного Закона).
Сложность толкования положений п. 2 комментируемой статьи и ст. 16 названного ФЗ определяет и неоднозначность их применения на практике. Чаще всего споры возникают в связи с заключением государственными органами, органами местного самоуправления договора аренды земельного участка с собственником нежилого помещения, располагающегося в многоквартирном доме. При рассмотрении подобного рода дел арбитражные суды делают прямо противоположные выводы: от возможности возникновения права общей долевой собственности с момента формирования земельного участка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2007 по делу N А56-24818/2006; Постановление ФАС Центрального округа от 28.04.2008 по делу N А35-1680/07-С13) до признания необходимости принятия решения компетентным органом о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственникам помещений (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2007 N Ф04-1251/2007(32286-А27-9); Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 по делу N А28-7432/2007-163/19).
Требуется в комментируемой статье установить особый порядок предоставления земельных участков, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При отсутствии сформированного земельного участка на основании заявления уполномоченного общим собранием собственников помещений лица возможно одновременное решение о формировании земельного участка и предоставлении его на праве общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (как это ранее было предусмотрено в п. 4 ст. 34, см. комментарий к ст. 34).
4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет режим неделимого земельного участка, на котором находится здание, принадлежащее различным лицам на вещных правах. Делимость застроенных земельных участков определяется возможностью формирования участков, занятых отдельными объектами недвижимости и необходимых для использования каждого из них.
Появление на неделимом земельном участке новых собственников объектов недвижимости (например, при отчуждении части помещений в здании) влечет за собой расторжение (изменение) договора аренды земельного участка, первоначально заключенного с одним арендатором. Расторжение возможно в судебном порядке, если первоначальный арендатор отказывается от добровольного расторжения договора аренды земельного участка и заключения нового договора с множественностью лиц на стороне арендатора. В силу нормы ст. 452 ГК должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении договора.
При рассмотрении споров, связанных с приобретением земельных участков лицами, указанными в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них. Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).
Особо законодатель выделил государственных и муниципальных юридических лиц (казенные предприятия, учреждения), владеющих помещениями на праве оперативного управления. В силу абз. 3 комментируемого пункта такие лица не заключают договор аренды земельного участка, а приобретают право ограниченного пользования им (сервитут).
5. Оформление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование только за одним из владельцев помещений в здании предполагает предоставление возможности владельцам иных помещений использовать земельный участок на основании соглашения об установлении сервитута для прохода, проезда и т.п.
При этом, как указал КС РФ в Определении от 05.03.2004 N 82-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» (Вестник КС РФ. 2004. N 5), п. 5 ст. 36 ЗК, предусматривающий совместное обращение в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления граждан или юридических лиц, являющихся сособственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, для приобретения прав на данный участок, по своему смыслу в системе действующего правового регулирования направлен на защиту прав и законных интересов всех собственников этих зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, и не может служить препятствием для реализации ими как участниками долевой собственности правомочий по распоряжению принадлежащими им долями в праве собственности на соответствующие строения, а также основанием для отказа в эффективной судебной защите.
Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2007 N 370 (БНА ФОИВ. 2007. N 50) был утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Требовать иные документы органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе. Отсутствие требуемых документов служит основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Пункты 7 и 8 комментируемой статьи предусматривают особенности предоставления земельных участков, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.