стоматология общей практики ординатура код специальности
Информация об изменениях:
С изменениями и дополнениями от:
23 марта 2018 г., 15 апреля 2021 г.
Коды укрупненных групп специальностей.
Наименования укрупненных групп специальностей. Наименования специальностей
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
Акушерство и гинекология
Клиническая лабораторная диагностика
Врач клинической лабораторной диагностики
Авиационная и космическая медицина
Врач по авиационной и космической медицине
Аллергология и иммунология
Врач по водолазной медицине
Лечебная физкультура и спортивная медицина
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине
Скорая медицинская помощь
Врач скорой медицинской помощи
Общая врачебная практика (семейная медицина)
Врач общей врачебной практики (семейная медицина)
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение
Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению
Травматология и ортопедия
Организация здравоохранения и общественное здоровье
Врач-организатор здравоохранения и общественного здоровья
Стоматология общей практики
Физическая и реабилитационная медицина
Врач физической и реабилитационной медицины
НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
Гигиена детей и подростков
Врач по гигиене детей и подростков
Врач по гигиене питания
Врач по гигиене труда
Врач по общей гигиене
Санитарно-гигиенические лабораторные исследования
Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям
Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
Врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы
Управление и экономика фармации
Фармацевтическая химия и фармакогнозия
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Стоматология общей практики ординатура код специальности
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1
Время работы:
пн-чт с 9:00 до 17:45 (перерыв 13.00-14.00)
пт с 9:00 до 16:30 (перерыв 13.00-14.00)
Телефон: +7 (495) 680-05-99 доб.900
Факс: +7 (499) 254-98-05 (в автоматическом режиме)
Уточнить получение факса: +7 (495) 680-05-99 доб.1224
Call-центр: +7 (495) 680-05-99 доб.900
Время работы:
пн-чт с 9:00 до 17:30 (перерыв 13.00-14.00)
пт с 9:00 до 16:00 (перерыв 13.00-14.00)
Задать вопрос ректору
Образовательные программы ординатуры
31.08.72 Стоматология общей практики
Код специальности, направления подготовки: 31.08.72.
Наименование специальности, направления подготовки: Стоматология общей практики.
Форма обучения: очная.
Нормативные сроки обучения: 2 года.
Языки, на которых осуществляется обучение: русский.
Срок действия государственной аккредитации: до 13 мая 2025 года.
Документы адаптированной образовательной программы разрабатываются индивидуально, с учетом особенностей обучающегося
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предусмотрено
В рамках осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры научно-исследовательская работа не проводится.
Стоматология общей практики
Стоматология общей практики
Уровень освоения: ординатура
Код специальности: 31.08.72
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Стоматология общей практики — раздел стоматологии, посвященный изучению заболеваний зубов, челюстей и болезней полости рта, а также разработке методов их лечения и профилактики. Врачи-стоматологи общей практики являются специалистами широкого профиля, способными не только лечить кариес и удалять зубы, но и выполнять более сложные манипуляции терапевтического, хирургического и ортопедического направления.
Деятельность специалиста общей практики может включать лечение кариеса, пульпита, периодонтита, пломбирование и реставрацию зубов, установку мостов и коронок, осуществление механической и аппаратной чистки зубов, несложное протезирование и т.д. Объём выполняемых работ зависит от квалификации врача, освоения навыков и приобретения опыта по каждой процедуре. При невозможности лично провести какой-либо этап лечения стоматолог общей практики направляет пациента к врачам более узких специальностей.
Врачи-стоматологи общей практики крайне востребованы на рынке труда. Широкий спектр оказываемых услуг позволяет найти работу в любом городе и регионе страны. Специалисты работают в поликлиниках, лечебно-диагностических центрах, коммерческих клиниках и в формате частного приёма. Размер заработной платы доктора вариабелен и зависит от количества, качества и сложности проводимых процедур.
Кем можно работать?
Получив специальность «Стоматология общей практики», Вы сможете занимать следующие должности (согласно Приказу Министерства здравоохранения от 8 октября 2015 г. №707н):
Чем занимается врач-стоматолог?
Проведение обследования зубо-челюстно-лицевого аппарата пациента с целью установления диагноза, проведение термометрии зубов, электроодонтометрии, определение степени тяжести заболевания, назначение и интерпретация результатов дополнительных методов диагностики, назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения, выполнение анестезии, проведение стоматологических манипуляций, оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, разработка мероприятий по профилактике основных стоматологических заболеваний, проведение профессиональной гигиены полости рта, санитарно-просветительская работа с пациентами.
Профессиональный стандарт
Профессиональные стандарты это государственные документы, которые содержат подробнейший перечень трудовых функций, знаний и умений по каждой профессии. Для должности «Врач-стоматолог» разработан профессиональный стандарт «Врач-стоматолог». Документ утверждён приказом от 10 мая 2016 года.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ
По одной из следующих специальностей:
По специальности:
По одной или нескольким специальностям:
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) это государственный документ, содержащий список требований к образовательным программам. Изучение этого нормативного акта позволит в полной мере понять структуру обучения по данной специальности, а также узнать какими профессиональными компетенциями должен обладать выпускник данной программы.
ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
Обучение по специальности 31.08.72 «Стоматология общей практики» проводится только на уровне ординатуры. Форма обучения на всех программах — очная.
Квота на целевое обучение
Квота на целевое обучение (целевая квота) — это доля мест для целевого обучения в рамках контрольных цифр приёма (всех бюджетных мест).
По специальности 31.08.72 «Стоматология общей практики» в 2020 году целевая квота составляет 39% (то есть, из 10 бюджетных мест — 4 по целевому направлению, 6 по общему конкурсу).
Публикации в СМИ
Проект номенклатуры стоматологических специальностей
Необходимость создания новой номенклатуры стоматологических специальностей определяется главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе, а именно подготовкой конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста с учетом зависимости образования от распространенности и эпидемиологии болезней полости рта и зубов, потребности и состояния системы здравоохранения в регионах. Одной из задач, вытекающей из документов Болонского процесса является создание узнаваемой систему высшего медицинского образования. Болонский процесс – это не отрицание нашей системы медицинского образования, это приглашение к сотрудничеству в области образования в рамках ЕЭС (И.Н.Денисов, 2006). Цель этой программы: специалисты должны гибко перестраивать свою профессиональную траекторию в течение всей трудовой деятельности.
Проблемы отечественного образования сегодня – результат многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итог унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствие экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки, формированию социальной компетентности и социального статуса специалистов (В.К.Леонтьев, соавт., 2001). Они усугубляются финансовыми, социальными и кадровыми причинами: «Произошел быстрый кадровый передел…оказалось, что стоматологов высокой и разносторонней квалификации немного, и при избытке стоматологов появился выраженный дефицит высококвалифицированных врачей, который сейчас возрастает еще больше…», что неизбежно ведет к «утере золотого фонда российской стоматологии, на формирование которого было затрачено много времени и средств» (В.К.Леонтьев, соавт., 2001).
Но проблемы стоматологического образования не решены и во многих зарубежных странах. Необходима гармонизация стоматологического образования, диктуемая свободным перемещением стоматологов в пределах Европейского Сообщества, интеграцией в области социальной безопасности, стоматологического лечения, системе страхования стоматологического здоровья.
Таким образом, экономические, социальные, профессиональные, международные требования создают предпосылки для разработки новой номенклатуры специальностей в стоматологии.
Цель исследования – создание новой номенклатуры специальностей в сфере стоматологии.
В соответствии с требованиями Болонского процесса целью профессиональной подготовки в ММА им. И.М.Сеченова стало формирование стоматолога, который в состоянии профессионально адаптироваться в меняющемся мире.
Общим показателем обучения должно служить то, насколько образование, получаемое учащимися, отвечает реальным нуждам и представляет ценность в условиях данной страны с учетом ее настоящего и будущего.
Для этого разработана инновационная образовательная программа Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова: учебные программы и требования к образованию применительно к действительности в соответствии внутренних и внешних критериев качества уровня знаний.
Уже на настоящий момент многоуровневое образование в системе непрерывного обучения стоматологов по сравнению с моноуровневым, одно- и двуступенчатым видами имеет преимущества (И.Н.Денисов, 2006). Важная особенность стоматологической специальности – отработка мануальных навыков предполагает наличие фантомного курса. Так как законодательная база приема больных студентами отсутствует, ММА им. И.М.Сеченова закуплены качественные многофункциональные импортные фантомы для отработки техники анестезии, эндодонтического лечения, удаления, препарирования, пломбирования твердых тканей зубов, снятия слепков, пародонтологических и зубосохраняющих операций, проведения шинирования челюстных костей, гигиены полости рта, наложения коффер-дама, матриц, аксиографии, радиовизиографии, диагностики особенностей окклюзии. Но при этом должны быть изменены нормы соотношения «преподаватель-студент», согласно которому на одного преподавателя должно приходиться пять студентов.
Так как существует целый комплекс проблем и у систем образования других стран, была предложена инспекция в странах-членах Европейского сообщества при поддержке Ассоциации Стоматологического Образования в Европе (ADEE) с 1994 года, следствием которой в 1996 году стала реформа учебных планов по указаниям инспекционной группы, сближающая различные системы образования. Признавая приоритетными выходные оценки перед входящими критериями, в 1993 году Общеевропейская Стоматологическая Ассоциация (ERO) по инициативе доктора P.Colombet (Франция) создала рабочую группу для определения эквивалентности дипломов при финансовой поддержке SOCRATES, TEMPUS на основе анкетирования в 23 стоматологических школах Болгарии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Словении, Турции по вопросам соотношения доклинической и клинической работы, комплектации студентов стоматологическими установками, стоматологическим штатом и финансированием исследовательской работы.
В противовес этой программе Генеральная Система оставляет за государствами принятие решений о соответствующем уровне и структуре обучения и потребности в управлении ими. В отличие от вышеприведенной тактики Отраслевых Стоматологических Директив, такой подход не обеспечивает гарантии автоматического признания диплома и не придает «европейского образа» профессии. В 1995 году в целях стандартизации стоматологического образования был опубликован перечень клинических навыков, необходимый для осуществления практической стоматологии в странах Европы при оказании перечисленных процедур взрослым, детям, больным, физически и умственно отсталым пациентам.
В 1996 году был издан отчет о совместной признании дипломов (EC Directorate General XV/8588/96EN), основными рекомендации которого стало сохранение Отраслевых Директив как простой, ясно и легко администрируемой системы признания дипломов, поддерживающей минимальные стандарты обучения и образования, оказания помощи пациентам и основанной на выходных характеристиках обучения и образования, введение системы экзаменов для лицензирования практической стоматологии во всех странах-членах ЕС. Всемирная Федерация Стоматологов (FDI), поддерживая необходимость эквивалентности обучения, образования, опыта и профессиональной этики и разработав генеральные директивы и шаблоны протоколов для оценки образовательных программ, считает преждевременной всеобщую эквивалентность дипломов.
Но существующая в России система двухлетнего образования ординаторов не признается в других странах мира. Реформа последипломного образования, требующая дополнительного финансирования, лицензирования, квалифицированных преподавателей, не может на настоящий момент быть проведена Минздравом РФ в связи с комплексом проблем.
Согласно «Концепции совершенствования стоматологического образования в России», основные разделы профильной подготовки стоматолога в пределах высшего учебного заведения следующие: изучение биологии полости рта (общей патологии), фантомный курс по всем разделам, подготовка по стоматологии общей практики, специализированная подготовка в узких рамках, изучение общей и профильной профилактики, подготовка по организации, экономике, управлению, менеджменту, основам частной практики.
В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ № 160 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №337», определяющий номенклатуру (классификатор) специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 1 приказа №337) и перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов (приложение 2 приказа №337), номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (приложение 3 приказа №160).
Основная специальность 040400 стоматология
040600 сестринское дело
Специальности, требующие углубленной подготовки
040400.02 стоматология детская
040400.03 стоматология терапевтическая
040400.04 стоматология ортопедическая
040400.05 стоматология хирургическая
040126.08 челюстно-лицевая хирургия
Наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности по приложению 2 приказа №337:
102 Врач-ортодонт – ортодонтия
103 Врач-стоматолог – стоматология
104 Врач-стоматолог детский – стоматология детская
105 Врач-стоматолог терапевт – стоматология терапевтическая
106 Врач-стоматолог ортопед – стоматология ортопедическая
107 Врач-стоматолог хирург – стоматологическая хирургическая
108 Врач-челюстно-лицевой хирург – челюстно-лицевая хирургия
Все специальности стоматологии требуют углубленной подготовки. Поэтому необходимо исключить должность врач-стоматолог, конкретизировав его специализацию.
В соответствии с приказом № 249 МЗ РФ от 19.08.1997 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», специальности, требующие среднего специального медицинского образования:
Стоматология профилактическая (приложение 1 приказа 33 Министерства здравоохранения РФ)
Медицинская сестра – сестринское дело
Зубной техник – стоматология ортопедическая
Приказом № 160 список дополнен должностями «зубной врач», «гигиенист стоматологический».
В практическом здравоохранении более тридцати лет для приема пациентов с болезнями пародонта и слизистой оболочки полости рта в поликлиниках выделены отдельные кабинеты, прием в которых ведет врач, прошедший специализацию по соответствующему циклу усовершенствования. По сути, врачебная должность «врач-пародонтолог» давно существует, но специальность «болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта» в Приказе Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» отсутствует. Необходимость ее введения усугубляется внедрением в практику многообразия новейших методов лечения болезней пародонта, заключающихся в широком применении хирургических методик на основе аутотрансплантации, использовании биологических мембран, остеоинтеграторов, компонентов крови больного, полученных центрифугированием непосредственно перед вмешательством.
Учитывая профилактическую направленность современной медицины, обоснованную гуманистическим началом и экономической целесообразностью, необходимо ввести должность, подготовленную по специальности «гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний». Это введение согласуется с рекомендациями, принятыми совещанием ректоров медицинских образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов ВОЗ, проводимого в рамках сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (2006). Решения направлены на совершенствование кадров для «службы здоровья» с учетом практики зарубежных стран и перспектив развития медико-профилактического образования в России.
Введение должности «врач-стоматолог-гигиенист» разгрузит прием врачам других должностей, что позволит им:
Согласно приложению 3 приказа №160, в номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения введена должность «гигиенист стоматологический». Но перечисленные функциональные обязанности требуют подготовки специалиста с высшим стоматологическим образованием.
Таким, образом, в дополнение к существующим специальностям, требующим углубленной подготовки, необходимо ввести специальности: болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта; гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний. Соответственно им, дополнить наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности: врач-пародонтолог – болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта; врач-стоматолог-гигиенист – гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний.
Уровень современной стоматологии исключает наличие «зубного врача» со средним медицинским образованием. Это относится и к должности «гигиенист стоматологический», что обосновано выше.
В настоящее время качественное стоматологическое лечение возможно только при проведении приема «в четыре руки». Это обусловлено современными технологиями в области реставрационной терапевтической стоматологии, эндодонтического лечения, фиксирования несъемной ортодонтической аппаратуры, получения силиконовых слепков по методу двойной и «сэндвич»-техники, использование адгезивных, шинирующих, фиксирующих систем, препарирование твердых тканей зубов с эвакуацией опилок и аэрозоля слюноотсосами и пылесосами, работа на «вторых руках» с врачом-стоматологом хирургом и др. Специальность «ассистент врача-стоматолога» законодательно не введена, но существуют многочисленные частные курсы для их обучения. Их количество и цена за обучение (около 18-20 тыс. рублей за четыре недели) свидетельствуют об востребованности практическим здравоохранением. Но качество обучения на этих курсах очень низкая: не более 5% выпускников оставляют после испытательного срока на работе. За четыре недели они не успевают запомнить даже названия инструментов, материалов, этапов обработки и стерилизации, а особенностям работы с врачами-стоматологами ортопедами, ортодонтами, хирургами их вообще не учат. Отсутствуют и практические занятия с отработкой мануальных навыков.
Должность «зубной техник» предопределяет получение специальности «стоматология ортопедическая». Современное развитие ортодонтии в этой специальности не учитывается. Уровень подготовки зубного техника не соответствует уровню двухгодичного последипломного образования врачей-ортодонтов: поступающего на работу техника приходится обучать на рабочем месте. Учитывая, что в практическом здравоохранении его работа – это изготовление съемных и несъемных протезов дефектов зубов и зубных рядов у детей и подростков, протезов дефектов зубных рядов с ретенционной функцией у взрослых после ортодонтического лечения, съемных и несъемных, механических и функциональных ортодонтических аппаратов, изготовление шинирующих послеоперационных конструкций, протезов-аппаратов у пациентов с врожденными несращениями лица, деформациями зубных рядов и челюстей, целесообразно назвать должность «техник стоматологический». Следовательно, необходимо добавить: ассистент (помощник) врача-стоматолога – сестринское дело в стоматологии; техник стоматологический – стоматология ортодонтическая
Таким образом, предлагаемая номенклатура специальностей в сфере «стоматология» представлена ниже:
Проект номенклатуры стоматологических специальностей.
Высшее медицинское образование.
Основная специальность.
Специальности, требующие углубленной подготовки.
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Специальность 31.08.72 Стоматология общей практики
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Специальность 31.08.72 Стоматология общей практики
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N 1115)
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
II. Используемые сокращения
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика специальности
3.2. Обучение по программе ординатуры в организациях осуществляется в очной форме обучения.
3.3. Срок получения образования по программе ординатуры:
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ординатуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, при обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ординатуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
3.4. Организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программы ординатуры, за исключением практической подготовки обучающихся, осуществляемой в соответствии с Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 620н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30304), а также государственной итоговой аттестации.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы ординатуры возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе ординатуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания стоматологической помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются:
совокупность средств и технологий, предусмотренных при оказании стоматологической помощи и направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры:
Программа ординатуры включает в себя все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор.
4.4. Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
предупреждение возникновения стоматологических заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
участие в проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях стоматологической заболеваемости различных возрастно-половых групп и ее влияния на состояние их здоровья;
диагностика стоматологических заболеваний и патологических состояний пациентов;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности и участие в иных видах медицинской экспертизы;
оказание стоматологической помощи пациентам;
участие в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
проведение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями;
формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
применение основных принципов организации оказания стоматологической помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
ведение учетно-отчетной документации в медицинских организациях и ее структурных подразделениях;
организация проведения медицинской экспертизы;
участие в организации оценки качества оказания стоматологической помощи пациентам;
соблюдение основных требований информационной безопасности.
V. Требования к результатам освоения программы ординатуры
5.1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)*(1).
5.3. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о стоматологической заболеваемости (ПК-4);
готовность к диагностике стоматологических заболеваний и неотложных состояний в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности и участие в иных видах медицинской экспертизы (ПК-6);
готовность к определению тактики ведения, ведению и лечению пациентов, нуждающихся в стоматологической помощи (ПК-7);
готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-8);
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со стоматологической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-9);
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, обучению пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний (ПК-10);
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-11);
готовность к проведению оценки качества оказания стоматологической помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-12);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-13).
5.4. При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.
5.5. При разработке программы организация ординатуры вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
5.6. При разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. Требования к структуре программы ординатуры
6.1. Структура программы ординатуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
6.2. Программа ординатуры состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики», относящийся как к базовой части программы, так и к ее вариативной части.
Структура программы ординатуры
Структура программы ординатуры
Объем программы ординатуры в з.е.
Государственная итоговая аттестация
Объем программы ординатуры
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по общественному здоровью и здравоохранению, педагогике, гигиене и эпидемиологии чрезвычайных ситуаций, микробиологии реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы ординатуры. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики, обеспечивают освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях*(2).
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.6. В Блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.
Способы проведения производственной (клинической) практики:
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.
6.8. При разработке программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе освоения специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. Требования к условиям реализации программы ординатуры
7.1. Общесистемные требования к реализации программы ординатуры.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(3).
7.1.3. В случае реализации программы ординатуры в сетевой форме требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы ординатуры в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы ординатуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации*(4), и квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ ординатуры.
7.2.1. Реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ординатуры на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 65 процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой программы ординатуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ординатуры.
7.3.1. Минимально необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
аудитории, оборудованные фантомной и симуляционной техникой, имитирующей медицинские манипуляции и вмешательства (модель черепа человека, карпульный инъектор для обучения методикам проведения анестезии в челюстно-лицевой области с расходными материалами (искусственные зубы, слюноотсосы, пылесосы, боры стоматологические, шприцы с материалом для пломбирования полостей); имитация CAD/САМ систем для изготовления зубных протезов, в том числе для воскового моделирования; фантом челюстно-лицевой области; наконечник повышающий и прямой; фантом демонстрационный, установка стоматологическая учебная для работы с комплектом наконечников стоматологических), в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
анатомический зал и (или) помещения, предусмотренные для работы с биологическими моделями;
помещения, предусмотренные для оказания медицинской помощи пациентам, в том числе связанные с медицинскими вмешательствами, оснащенные специализированным оборудованием и (или) медицинскими изделиями (тонометр, стетоскоп, фонендоскоп, термометр, медицинские весы, ростомер, противошоковый набор, набор и укладка для экстренных профилактических и лечебных мероприятий, место рабочее (комплект оборудования) для врача-стоматолога: установка стоматологическая (УС) или место рабочее универсальное врача стоматолога (МРУ); негатоскоп; автоклав (стерилизатор паровой), при отсутствии центральной стерилизационной; автоклав для наконечников (стерилизатор паровой настольный); аппарат для дезинфекции оттисков, стоматологических изделий и инструментов; аквадистиллятор (медицинский), при отсутствии центральной стерилизационной; фотополимеризатор для композита (внутриротовой); камеры для хранения стерильных инструментов; машина упаковочная (аппарат для предстерилизационной упаковки инструментария) при отсутствии центральной стерилизации; очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий); прибор и средства для очистки и смазки; стерилизатор стоматологический для мелкого инструментария гласперленовый; лампа (облучатель) бактерицидная для помещений; радиовизиограф или рентген дентальный; ортопантомограф; аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр); аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор), физиодеспенсор; прямой и угловой наконечник; эндоскоп для проведения операций на пазухах; набор хирургических инструментов для удаления зубов, остеопластики, направленной остеорегенерации, операций на мягких тканей; хирургический лазер; электроскальпель), в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально, а также иное оборудование, необходимое для реализации программы ординатуры.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе ординатуры.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы ординатуры.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ординатуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
*(1) Части 13 и 14 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30-ст. 4263).
*(2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950).
*(3) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927).
*(4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н «О внесении изменений в квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879).