телефонный код эртиля воронежской области
Эртиль
Эрти́ль — город (с 1963) в России, административный центр Эртильского района Воронежской области. Железнодорожная станция Эртиль Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги, конечная на ветке от станции Оборона на линии «Грязи—Поворино». Население (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) — 11 387 человек.
Содержание
География
Эртильский район расположен на северо-востоке Воронежской области и граничит с южными районами Липецкой и Тамбовской областей.
История
Основано в XVII веке. Село Ертыл Ертыльского юрта.
6 сентября 1698 года воевода Тевяшов проводит опрос жителей села Эртиль. О жителях села Тевяшов написал так: «Ертыльского юрту села Ертыла битюцкие жители». Из их числа он внес имена нескольких: Борис Телегин, Авдей Иванов, Мирон Филатов, Максим Путимцов, Фока Колитвинов. Всего было опрошено 28 жителей Эртиля. Их осадчиками также был Прокофий Беляев и Семён Гундоров.
В 1897 году в имении графа А. Ф. Орлова «Эртильская степь» построен сахарный завод. Назван по реке Эртиль (в XIX веке и ранее — Ертил). Гидроним относят к числу тюркских, но надёжной этимологии не существует.
От императрицы Екатерины II в конце XVIII века граф Орлов, Алексей Григорьевич за свои заслуги получил в дар 39000 десятин земли Прибитюжья и официально стала называться «Эртильская степь».
После его смерти 24 декабря 1807 г. земли перешли во владение единственной наследнице дочери А. А. Орловой-Чесменской.
В 1832 г. А. А. Орлова-Чесменская уступила часть своих владений, именуемую Ертильской степью, своему родственнику — графу Алексею Федоровичу Орлову. Земли эти общей площадью в 42 тысячи десятин располагались близ реки Большой Эртиль.
Со смертью Н. А. Орлова в 1885 году его наследство перешло к сыновьям Алексею и Владимиру Орловым, которые найти более действенные способы приращения богатства. К концу XIX века на одно из ведущих мест промышленного сектора Воронежской губернии выдвинулось сахароварение. Добившись немалой ссуды в Государственном Дворянском земельном банке, братья Орловы организуют строительство сахарного завода. Место под завод и поселок было выбрано осознанно. Оно пришлось на пересечение берега чистой реки Большой Эртиль и скотопрогоннй дороги. В 1891 году в имении силами 400 крестьян из близлежащих деревень началось строительство сахарного завода. Они и стали его первыми рабочими. Строительство закончилось в 1897 году.
По существу завод и явился той отправной точкой, с которой начался Эртиль. Первое здание этого предприятия располагалось на территории современного литейно-механического завода. При князе Орлове также были построены и сохранились до сих пор жилые одноэтажные здания по улице Садовой и площади Садовой. А сама улица тогда называлась «Невским проспектом», была вымощена булыжником и освещалась по вечерам электрическими фонарями. Численность населения поселка составляла 426 мужчин и 32 женщины (на работу принимали только холостых молодых людей). После смерти князя имение перешло к В. Н. Орлову, он оказался последним владельцем сахарного завода и хуторов. В. Н. Орлов получил высочайшее разрешение и за три года построил железную дорогу на участке Оборона (Мордово) — Эртиль, а в 1915 году было открыто движение по этой железнодорожной ветке.
В 1917 году после начала революции в главном корпусе сахарного завода большевики Иван Иванович Бакулин и Ефим Иванович Зимоглял собрали митинг и сообщили о победе Октябрьской революции в Петрограде; они призвали рабочих к революционной сознательности и борьбе с буржуазией. 31 января 1918 года Воронежский губернский съезд рабочих сахарной промышленности своим постановлением национализировал сахарный завод. В это же время началась политика продразверстки.
В годы гражданской войны Эртиль попеременно переходил то к белым, то к красным, сахарный завод был частично разрушен и сожжён. Повреждена была и железнодорожная станция. В 1926—1928 годах завод восстановили. В то же время был построен сушильный цех предприятия, и этот микрорайон прозвали «Сушка». А микрорайон «Стройка» назван так из-за строительства нового здания сахарного завода, который возводили с июня 1931 по февраль 1934 годы (по масштабам 1930-х годов это был один из крупнейших заводов Центрально-Черноземной области). Одновременно там появились школа, детсад, ясли и жилые дома. В первые годы строительства чернорабочие жили в землянках.
Период с 1929 года до 1934 года отмечается в истории как период экономического и нравственного упадка, вызванного коллективизацией и раскулачиванием. В 1932 году были организованы два крупных свекловодческих совхоза: «Красноармейский» и «Ударник». В 1933 году введен в строй хлебоприемный пункт. Период с 1932 года по 1935 год отмечен строительством домов на первых улицах посёлка «Новостройка», созданием межрайонной нефтебазы и промартели «Красный пищевик». Статус «рабочего поселка» поселок Эртиль обрел в 1937 году. В июне 1939 года был запущен Эртильский маслозавод.
Достопримечательной вехой в истории Эртиля был пуск глицеринового («Г-2») и маслосыроваренного заводов. Кирпичный завод в то время уже выпускал кирпич. В начале Великой Отечественной войны (а именно летом 1942 года, когда Эртильский район был объявлен прифронтовым) глицериновый и сахарный заводы были эвакуированы в Казахстан, но после войны вернулся только один — сахарный.
В годы войны эртильцы передали в фонд строительства танковой колонны 210 тысяч рублей. Собирали посылки с продовольствием на фронт. В мастерских сахарного завода изготавливались миномёты малого калибра, на железнодорожной станции Эртиль на платформах ремонтировались моторы самолётов «У-2». Более 23 тысяч эртильцев сражались на фронте. 23 июня 1941 года прошла первая мобилизация эртильцев в действующую армию. В здании школы № 1 размещался госпиталь, там обслуживали раненых жители рабочего посёлка.
Послевоенный 1946 год отмечен в истории города Эртиль как год засухи, неурожая, голода и нищеты. Но уже в 1947 году были отмечены трудовые победы эртильских земледельцев, появились первые Герои Социалистического труда и были проведены массовые награждения. В 1958 году упразднили МТС, а технику распродали колхозам. В мае 1959 года берет начало пассажирское авиационное сообщение по маршруту «Воронеж — Эртиль».
1 февраля 1963 года рабочему посёлку Эртиль был присвоен статус города. Трудящиеся ходатайствовали перед Верховным Советом РСФСР о том, чтобы посёлок Эртиль был преобразован в город Советск. Ходатайство приняли, но городу сохранили прежнее название.
Осенью 1963 года эртильские футболисты заняли второе место в первенстве России.
В 1967 году в район пришла высоковольтная линия электропередач, и Эртиль был включен в энергосистему страны. До 1967 года крупные предприятия, объекты соцкультбыта, жилые дома обслуживали дизельные двигатели. Линию тянули из Борисоглебска в феврале. В метели и мороз эртильцы выходили всем миром на трассу, сбивали налипший снег с проводов, вручную долбили промёрзшую землю под столбы, помогали натягивать провода.
Особую роль в истории города играет механический завод, который был образован из авторемонтных мастерских, созданных в 1949 году. Поначалу здесь ремонтировали только двигатели автомобилей. А в 1958 году постановлением Воронежского Совнархоза Эртильские машиноремонтные мастерские переименованы в «Эртильский механический завод». Это было единственное предприятие, которое выпускало оборудование по приготовлению кормов для зверосовхозов нашей страны.
В конце 1960-х годов была заасфальтирована первая улица в городе. В 1970-е и в первой половине 80-х годов в жизни города произошли заметные изменения в экономике и культуре. Изменился облик города. Создавались предприятия и организации, имеющие большое значение для района. В 1973 году была организована лесомелиоративная станция (ныне лесхоз). До его появления насчитывали только 1 % лесов, после — 3,4 %. Усилиями этого предприятия построен целый жилой микрорайон, посажены тысячи гектаров лесонасаждений. Появились ретранслятор телевидения, спортивный комплекс и стадион, банно-прачечный комбинат, открыт краеведческий музей (1974 год), благоустроен рынок, введён в эксплуатацию районный узел связи, появился новый хлебоприемный пункт или элеватор (1972 год), открыт новый коопунивермаг в 1973 году. Высажено более 10 тысяч чайно-гибридных роз на центральной площади и главной улице города, появились каштаны и декоративные кустарники. Город преобразился до неузнаваемости и четырёхкратно был признан победителем Всероссийского соревнования по благоустройству городов, районных центров (1971—1975 годов). Асфальтировано тротуаров и улиц города более 40 км, открыт памятник погибшим в годы войны воинам — эртильцам. С 1974 года по 1979 год был отстроены и сданы в эксплуатацию типовые здания Эртильских № 2 и № 3 школ и учебно-производственного комбината (УПК). В 1975 году было завершено строительство асфальтовой дороги Воронеж — Эртиль. В 1976 году было организовано объединение «Эртильрайгаз». В 1979 году был открыт больничный комплекс на 240 мест с поликлиникой.
Хроника развития города
Население
Изменение численности населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей: [6]
год | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|
чел. | 10059 | ▲ 12648 | ▲ 13162 | ▲ 14144 | ▼ 12885 | ▼ 11387 |
Экономика
Культура, наука, образование
В настоящее время в Эртиле действует краеведческий музей, экспонаты которого постоянно пополняются. Достопримечательностью его являются работы художника Силина Василия Николаевича, подарившего музею более 40 картин. В городе Эртиль действует кинотеатр «Родина», в котором показывают отечественные и зарубежные кинофильмы.
Также в Эртиле с 2006 года начала своё существование Power-metal группа ВЕРСИЯ.
В настоящее время в Эртиле действуют шесть общеобразовательных школ, одно профучилище, музыкальная и спортивная школы, дом пионеров (школьников), дворец культуры, городская библиотека.
Эртиль (Воронежская область)
Эрти́ль — город (с 1963) в России, административный центр Эртильского района Воронежской области. Железнодорожная станция Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги, конечная на ветке от станции Оборона на линии Грязи — Поворино. Эртильский район расположен на северо-востоке Воронежской области и граничит с южными районами Липецкой и Тамбовской областей.
Население 11,9 тыс. чел. (2008).
Содержание
История
Основан в 1897 году в связи с постройкой в имении графа А. Ф. Орлова «Эртильская степь» сахарного завода. Название по реке Эртиль (в XIX веке и ранее Ертил). Гидроним относят к числу тюркских, но надёжной этимологии не существует.
Впервые слово «ЭРТИЛЬ» упоминается в 1685 году (в переводе с тюркского Эртиль — «место, где живёт племя»). В XI — XIII веках на этой земле были становища половцев. В 1699 году по указу Петра I на реку Битюг начали переселять крестьян из Владимирского, Костромского и других уездов северной России. Незаконно созданные поселения по Битюгу разорили, было сожжено 1515 дворов. Так появились первые сёла: Битюг-Матрёновка, Щучье, Старый Эртиль и т. д.
От императрицы Екатерины II в конце XVIII века князь Алексей Григорьевич Орлов за свои заслуги получил в дар 39000 десятин земли Прибитюжья и официально стала называться «Эртильская степь». В 1891 году в имении силами 400 крестьян из близлежащих деревень началось строительство сахарного завода. Они и стали его первыми рабочими. Строительство закончилось в 1897 году.
По существу завод и явился той отправной точкой, с которой начался Эртиль. Первое здание этого предприятия располагалось на территории современного литейно-механического завода. При князе Орлове также были построены и сохранились до сих пор жилые одноэтажные здания по улице Садовой и площади Садовой. А сама улица тогда называлась «Невским проспектом», была вымощена булыжником и освещалась по вечерам электрическими фонарями. Численность населения поселка составляла 426 мужчин и 32 женщины (на работу принимали только холостых молодых людей). После смерти князя имение перешло к В. Н. Орлову, он оказался последним владельцем сахарного завода и хуторов. В. Н. Орлов получил высочайшее разрешение и за три года построил железную дорогу на участке Оборона (Мордово) — Эртиль, а в 1915 годбыло открыто движение по этой железнодорожной ветке.
В 1917 году после начала революции в главном корпусе сахарного завода большевики Иван Иванович Бакулин и Ефим Иванович Зимоглял быстренько собрали митинг и сообщили о победе Октябрьской революции в Петербурге; они призвали рабочих к революционной сознательности и борьбе с буржуазией. 31 января 1918 года Воронежский губернский съезд рабочих сахарной промышленности своим постановлением национализировал сахарный завод. В это же время началась политика продразверстки.
В годы гражданской войны Эртиль попеременно переходил то к белым, то к красным, сахарный завод был частично разрушен и сожжён. Повреждена была и железнодорожная станция. В 1926—1928 годах завод восстановили. В тоже время был построен сушильный цех предприятия, и этот микрорайон прозвали «Сушка». А микрорайон «Стройка» назван так из-за строительства нового здания сахарного завода, который возводили с июня 1931 по февраль 1934 годы (по масштабам 1930-х годов это был один из крупнейших заводов Центрально-Черноземной области). Одновременно там появились школа, детсад, ясли и жилые дома. В первые годы строительства чернорабочие жили в землянках.
Период с 1929 года до 1934 года отмечается в истории как период экономического и нравстенного упадка, вызванного коллективизацией и раскулачиванием. В 1932 году были организованы два крупных свекловодческих совхоза: «Красноармейский» и «Ударник». В 1933 году введен в строй хлебоприемный пункт. Период с 1932 года по 1935 год отмечен строительством домов на первых улицах послека «Новостройка», созданием межрайонной нефтебазы и промартели «Красный пищевик». Статус «рабочего поселка» поселок Эртиль обрел в 1937 году. В июне 1939 года вступил был запущен Эртильский маслозавод.
Достопримечательной вехой в истории Эртиля был пуск глицеринового («Г-2») и маслосыроваренного заводов. Кирпичный завод в то время уже выпускал кирпич. В начале Великой Отечественной войны (а именно летом 1942 года, когда Эртильский район был объявлен прифронтовым) глицериновый и сахарный заводы были эвакуированы в Казахстан, но после войны вернулся только один — сахарный.
В годы войны эртильцы передали в фонд строительства танковой колонны 210 тысяч рублей. Собирали посылки с продовольствием на фронт. В мастерских сахарного завода изготавливались миномёты малого калибра, на железнодорожной станции Эртиль на платформах ремонтировались моторы самолётов «У-2». Более 23 тысяч эртильцев сражались на фронте. 23 июня 1941 года прошла первая мобилизвация эртильцев в действующую армию. В здании школы № 1 размещался госпиталь, там обслуживали раненых жители рабочего посёлка.
Послевоенный 1946 год отмечен в истории города Эртиль как год засухи, неурожая, голода и нищеты. Но уже в 1947 году были отмечены трудовые победы эртильских земледельцев, появились первые Герои Социалистического труда и были проведены массовые награждения. В 1958 году упразднили МТС, а технику распрдали колхозам. В мае 1959 года берет начало пасжирское авиационное сообщение по маршруту «Воронеж — Эртиль».
1 февраля 1963 года рабочему посёлку Эртиль был присвоен статус города. Трудящиеся ходатайствовали перед Верховным Советом РСФСР о том, чтобы посёлок Эртиль был преобразован в город Советск. Ходатайство приняли, но городу сохранили прежнее название.
Осенью 1963 года эртильские футболисты заняли второе место в первенстве России.
В 1967 году в Эртиле произошло важное событие: в район пришла высоковольтная линия электропередач, и он был включен в энергосистему страны. До 1967 года крупные предприятия, объекты соцкультбыта, жилые дома обслуживали дизельные двигатели. Линию тянули из Борисоглебска в феврале. В метели и мороз эртильцы выходили всем миром на трассу, сбивали налипший снег с проводов, вручную долбили промёрзшую землю под столбы, помогали натягивать провода.
Особую роль в истории города играет механический завод, который был образован из авторемонтных мастерских, созданных в 1949 году. Поначалу здесь ремонтировали только двигатели автомобилей. А в 1958 году постановлением Воронежского Совнархоза Эртильские машиноремонтные мастерские переименованы в «Эртильский механический завод». Это было единственное предприятие, которое выпускало оборудование по приготовлению кормов для зверосовхозов нашей страны.
В конце 60-х годов была заасфальтирована первая улица в городе. В 1970-е и в первой половине 80-х годов в жизни города произошли заметные изменения в экономике и культуре. Изменился облик города. Создавались предприятия и организации, имеющие большое значение для района. В 1973 году была организована лесомелиоративная станция (ныне лесхоз). До его появления насчитывали только 1 % лесов, после — 3,4 %. Усилиями этого предприятия построен целый жилой микрорайон, посажены тысячи гектаров лесонасаждений. Появились ретранслятор телевидения, спортивный комплекс и стадион, банно-прачечный комбинат, открыт краеведческий музей (1974 год), благоустроен рынок, введён в эксплуатацию районный узел связи, появился новый хлебоприемный пункт или элеватор (1972 год), открыт новый коопунивермаг в 1973 году. Высажено более 10 тысяч чайно-гибридных роз на центральной площади и главной улице города, появились каштаны и декоративные кустарники. Город преобразился до неузнаваемости и четырехкратно был признан победителем Всероссийского соревнования по благоустройству городов, районных центров (1971 — 1975 годов). Асфальтировано тротуаров и улиц города более 40 км, открыт памятник погибшим в годы войны воинам — эртильцам. С 1974 года по 1979 год был отстроены и сданы в эксплуатацию типовые здания Эртильских № 2 и № 3 школ и учебно-производственного комбината (УПК). В 1975 году было завершено строительство асфальтовой дороги «Воронеж-Эртиль». В 1976 году было организовано объединение «Эртильрайгаз». В 1979 году был открыт больничный комплекс на 240 мест с поликлиникой.
Современное здание администрации (райкома КПСС до августа 1991 года) было введено в эксплуатацию в 1982 году. В октябре 1994 года случилось важное для города и района событие — была освящена новая церковь Иконы Иверской Божьей матери в городе Эртиль. В 1995 году была издана Книга Памяти Эртильского района. В 1997 году открыты современные здания Сбербанка и налоговой инспекции.
О городе
В настоящее время в Эртиле действует краеведческий музей, экспонаты которого постоянно пополняются. Достопримечательностью его являются работы художника Силина Василия Николаевича, подарившего музею более 40 картин. В городе Эртиль действует кинотеатр «Родина», в котором показывают отечественные и зарубежные кинофильмы. В 2007 году в городе завершили строительство гостиницы, расположенной в центре Эртиля.
Эртиль (Воронежская область)
Эрти́ль — город (с 1963) в России, административный центр Эртильского района Воронежской области. Железнодорожная станция Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги, конечная на ветке от станции Оборона на линии Грязи — Поворино. Эртильский район расположен на северо-востоке Воронежской области и граничит с южными районами Липецкой и Тамбовской областей.
Население 11,9 тыс. чел. (2008).
Содержание
История
Основан в 1897 году в связи с постройкой в имении графа А. Ф. Орлова «Эртильская степь» сахарного завода. Название по реке Эртиль (в XIX веке и ранее Ертил). Гидроним относят к числу тюркских, но надёжной этимологии не существует.
Впервые слово «ЭРТИЛЬ» упоминается в 1685 году (в переводе с тюркского Эртиль — «место, где живёт племя»). В XI — XIII веках на этой земле были становища половцев. В 1699 году по указу Петра I на реку Битюг начали переселять крестьян из Владимирского, Костромского и других уездов северной России. Незаконно созданные поселения по Битюгу разорили, было сожжено 1515 дворов. Так появились первые сёла: Битюг-Матрёновка, Щучье, Старый Эртиль и т. д.
От императрицы Екатерины II в конце XVIII века князь Алексей Григорьевич Орлов за свои заслуги получил в дар 39000 десятин земли Прибитюжья и официально стала называться «Эртильская степь». В 1891 году в имении силами 400 крестьян из близлежащих деревень началось строительство сахарного завода. Они и стали его первыми рабочими. Строительство закончилось в 1897 году.
По существу завод и явился той отправной точкой, с которой начался Эртиль. Первое здание этого предприятия располагалось на территории современного литейно-механического завода. При князе Орлове также были построены и сохранились до сих пор жилые одноэтажные здания по улице Садовой и площади Садовой. А сама улица тогда называлась «Невским проспектом», была вымощена булыжником и освещалась по вечерам электрическими фонарями. Численность населения поселка составляла 426 мужчин и 32 женщины (на работу принимали только холостых молодых людей). После смерти князя имение перешло к В. Н. Орлову, он оказался последним владельцем сахарного завода и хуторов. В. Н. Орлов получил высочайшее разрешение и за три года построил железную дорогу на участке Оборона (Мордово) — Эртиль, а в 1915 годбыло открыто движение по этой железнодорожной ветке.
В 1917 году после начала революции в главном корпусе сахарного завода большевики Иван Иванович Бакулин и Ефим Иванович Зимоглял быстренько собрали митинг и сообщили о победе Октябрьской революции в Петербурге; они призвали рабочих к революционной сознательности и борьбе с буржуазией. 31 января 1918 года Воронежский губернский съезд рабочих сахарной промышленности своим постановлением национализировал сахарный завод. В это же время началась политика продразверстки.
В годы гражданской войны Эртиль попеременно переходил то к белым, то к красным, сахарный завод был частично разрушен и сожжён. Повреждена была и железнодорожная станция. В 1926—1928 годах завод восстановили. В тоже время был построен сушильный цех предприятия, и этот микрорайон прозвали «Сушка». А микрорайон «Стройка» назван так из-за строительства нового здания сахарного завода, который возводили с июня 1931 по февраль 1934 годы (по масштабам 1930-х годов это был один из крупнейших заводов Центрально-Черноземной области). Одновременно там появились школа, детсад, ясли и жилые дома. В первые годы строительства чернорабочие жили в землянках.
Период с 1929 года до 1934 года отмечается в истории как период экономического и нравстенного упадка, вызванного коллективизацией и раскулачиванием. В 1932 году были организованы два крупных свекловодческих совхоза: «Красноармейский» и «Ударник». В 1933 году введен в строй хлебоприемный пункт. Период с 1932 года по 1935 год отмечен строительством домов на первых улицах послека «Новостройка», созданием межрайонной нефтебазы и промартели «Красный пищевик». Статус «рабочего поселка» поселок Эртиль обрел в 1937 году. В июне 1939 года вступил был запущен Эртильский маслозавод.
Достопримечательной вехой в истории Эртиля был пуск глицеринового («Г-2») и маслосыроваренного заводов. Кирпичный завод в то время уже выпускал кирпич. В начале Великой Отечественной войны (а именно летом 1942 года, когда Эртильский район был объявлен прифронтовым) глицериновый и сахарный заводы были эвакуированы в Казахстан, но после войны вернулся только один — сахарный.
В годы войны эртильцы передали в фонд строительства танковой колонны 210 тысяч рублей. Собирали посылки с продовольствием на фронт. В мастерских сахарного завода изготавливались миномёты малого калибра, на железнодорожной станции Эртиль на платформах ремонтировались моторы самолётов «У-2». Более 23 тысяч эртильцев сражались на фронте. 23 июня 1941 года прошла первая мобилизвация эртильцев в действующую армию. В здании школы № 1 размещался госпиталь, там обслуживали раненых жители рабочего посёлка.
Послевоенный 1946 год отмечен в истории города Эртиль как год засухи, неурожая, голода и нищеты. Но уже в 1947 году были отмечены трудовые победы эртильских земледельцев, появились первые Герои Социалистического труда и были проведены массовые награждения. В 1958 году упразднили МТС, а технику распрдали колхозам. В мае 1959 года берет начало пасжирское авиационное сообщение по маршруту «Воронеж — Эртиль».
1 февраля 1963 года рабочему посёлку Эртиль был присвоен статус города. Трудящиеся ходатайствовали перед Верховным Советом РСФСР о том, чтобы посёлок Эртиль был преобразован в город Советск. Ходатайство приняли, но городу сохранили прежнее название.
Осенью 1963 года эртильские футболисты заняли второе место в первенстве России.
В 1967 году в Эртиле произошло важное событие: в район пришла высоковольтная линия электропередач, и он был включен в энергосистему страны. До 1967 года крупные предприятия, объекты соцкультбыта, жилые дома обслуживали дизельные двигатели. Линию тянули из Борисоглебска в феврале. В метели и мороз эртильцы выходили всем миром на трассу, сбивали налипший снег с проводов, вручную долбили промёрзшую землю под столбы, помогали натягивать провода.
Особую роль в истории города играет механический завод, который был образован из авторемонтных мастерских, созданных в 1949 году. Поначалу здесь ремонтировали только двигатели автомобилей. А в 1958 году постановлением Воронежского Совнархоза Эртильские машиноремонтные мастерские переименованы в «Эртильский механический завод». Это было единственное предприятие, которое выпускало оборудование по приготовлению кормов для зверосовхозов нашей страны.
В конце 60-х годов была заасфальтирована первая улица в городе. В 1970-е и в первой половине 80-х годов в жизни города произошли заметные изменения в экономике и культуре. Изменился облик города. Создавались предприятия и организации, имеющие большое значение для района. В 1973 году была организована лесомелиоративная станция (ныне лесхоз). До его появления насчитывали только 1 % лесов, после — 3,4 %. Усилиями этого предприятия построен целый жилой микрорайон, посажены тысячи гектаров лесонасаждений. Появились ретранслятор телевидения, спортивный комплекс и стадион, банно-прачечный комбинат, открыт краеведческий музей (1974 год), благоустроен рынок, введён в эксплуатацию районный узел связи, появился новый хлебоприемный пункт или элеватор (1972 год), открыт новый коопунивермаг в 1973 году. Высажено более 10 тысяч чайно-гибридных роз на центральной площади и главной улице города, появились каштаны и декоративные кустарники. Город преобразился до неузнаваемости и четырехкратно был признан победителем Всероссийского соревнования по благоустройству городов, районных центров (1971 — 1975 годов). Асфальтировано тротуаров и улиц города более 40 км, открыт памятник погибшим в годы войны воинам — эртильцам. С 1974 года по 1979 год был отстроены и сданы в эксплуатацию типовые здания Эртильских № 2 и № 3 школ и учебно-производственного комбината (УПК). В 1975 году было завершено строительство асфальтовой дороги «Воронеж-Эртиль». В 1976 году было организовано объединение «Эртильрайгаз». В 1979 году был открыт больничный комплекс на 240 мест с поликлиникой.
Современное здание администрации (райкома КПСС до августа 1991 года) было введено в эксплуатацию в 1982 году. В октябре 1994 года случилось важное для города и района событие — была освящена новая церковь Иконы Иверской Божьей матери в городе Эртиль. В 1995 году была издана Книга Памяти Эртильского района. В 1997 году открыты современные здания Сбербанка и налоговой инспекции.
О городе
В настоящее время в Эртиле действует краеведческий музей, экспонаты которого постоянно пополняются. Достопримечательностью его являются работы художника Силина Василия Николаевича, подарившего музею более 40 картин. В городе Эртиль действует кинотеатр «Родина», в котором показывают отечественные и зарубежные кинофильмы. В 2007 году в городе завершили строительство гостиницы, расположенной в центре Эртиля.