управление персоналом специалитет код

Управление персоналом специалитет код

от 12 сентября 2013 года N 1061

Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования

(с изменениями на 15 апреля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от 25 марта 2015 года N 270 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2015, N 0001201504240027);

приказом Минобрнауки России от 1 октября 2015 года N 1080 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2015, N 0001201510210029);

приказом Минобрнауки России от 1 декабря 2016 года N 1508 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2016, N 0001201612210001);

приказом Минобрнауки России от 10 апреля 2017 года N 320 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.05.2017, N 0001201705110034);

приказом Минобрнауки России от 11 апреля 2017 года N 328 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017, N 0001201706270048);

приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 года N 210 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.04.2018, N 0001201804130001);

в Министерстве юстиции

14 октября 2013 года,

регистрационный N 30163

(с изменениями на 15 апреля 2021 года)

Коды укрупненных групп направлений подготовки.
Коды направлений подготовки

Наименования укрупненных групп направлений подготовки.
Наименования направлений подготовки

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

Прикладная математика и информатика

Механика и математическое моделирование

(Строка дополнительно включена с 1 января 2017 года приказом Минобрнауки России от 1 декабря 2016 года N 1508)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ

Математика и компьютерные науки

Фундаментальная информатика и информационные технологии

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

Прикладные математика и физика

Химия, физика и механика материалов

Картография и геоинформатика

Экология и природопользование

ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

Дизайн архитектурной среды

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Информатика и вычислительная техника

Информационные системы и технологии

ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Конструирование и технология электронных средств

Электроника и наноэлектроника

ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Фотоника и оптоинформатика

Биотехнические системы и технологии

Лазерная техника и лазерные технологии

ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

Теплоэнергетика и теплотехника

Электроэнергетика и электротехника

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Ядерная энергетика и теплофизика

Ядерные физика и технологии

Технологические машины и оборудование

Автоматизация технологических процессов и производств

Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Мехатроника и робототехника

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Высокотехнологические плазменные и энергетические установки

Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения

ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ

Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Продукты питания из растительного сырья

Продукты питания животного происхождения

Технология продукции и организация общественного питания

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

Природообустройство и водопользование

ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ

Землеустройство и кадастры

Геодезия и дистанционное зондирование

Материаловедение и технологии материалов

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

Технология транспортных процессов

Наземные транспортно-технологические комплексы

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Ракетные комплексы и космонавтика

Системы управления движением и навигация

Баллистика и гидроаэродинамика

Двигатели летательных аппаратов

АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства

Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры

Водные пути, порты и гидротехнические сооружения

(Строка дополнительно включена с 24 апреля 2018 года приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 года N 210)

Инженерно-экономическое обеспечение технологий и бизнес-процессов водного транспорта

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Стандартизация и метрология

Системный анализ и управление

Управление в технических системах

НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ

Нанотехнологии и микросистемная техника

ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Технология изделий легкой промышленности

Технологии и проектирование текстильных изделий

Технология полиграфического и упаковочного производства

Технология художественной обработки материалов

Конструирование изделий легкой промышленности

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств

Агрохимия и агропочвоведение

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Водные биоресурсы и аквакультура

(Строка дополнительно включена с 1 января 2017 года приказом Минобрнауки России от 1 декабря 2016 года N 1508)

ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Государственное и муниципальное управление

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

(Строка дополнительно включена с 1 ноября 2015 года приказом Минобрнауки России от 1 октября 2015 года N 1080)

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Организация работы с молодежью

Обеспечение законности и правопорядка

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

Востоковедение и африканистика

Публичная политика и социальные науки

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Реклама и связи с общественностью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Специальное (дефектологическое) образование

Профессиональное обучение (по отраслям)

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Фундаментальная и прикладная лингвистика

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Документоведение и архивоведение

Антропология и этнология

(Строка дополнительно включена с 24 апреля 2018 года приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 года N 210)

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Тренер по виду спорта. Преподаватель

(Строка дополнительно включена с 6 октября 2019 года приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30 августа 2019 года N 664)

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Искусства и гуманитарные науки

Теория и история искусств

КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Народная художественная культура

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Режиссура театрализованных представлений и праздников

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Технология художественного оформления спектакля

Музыкальное искусство эстрады

Концертный исполнитель.
Артист ансамбля.
Преподаватель (Инструменты эстрадного оркестра)

Концертный исполнитель.
Артист ансамбля. Преподаватель (Эстрадно-джазовое пение)

Концертный исполнитель.
Артист ансамбля.

Преподаватель (Мюзикл,
шоу-программы)

Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано)

Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Орган)

Артист ансамбля.
Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Артист ансамбля.
Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые струнные инструменты)

Артист ансамбля.
Артист оркестра. Концертмейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель (Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты).

Артист ансамбля.
Артист оркестра.

Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Национальные инструменты народов России)

Концертно-камерный певец. Преподаватель (Академическое пение)

Артист музыкального театра. Преподаватель (Театр оперетты)

Искусство народного пения

Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель (Хоровое народное пение)

Концертный исполнитель. Солист ансамбля.
Преподаватель (Сольное народное пение)

Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором)

Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром народных инструментов)

Дирижер оркестра духовых инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром духовых инструментов)

Дирижер оперно-симфонического оркестра. Преподаватель (Дирижирование оперно-
симфоническим оркестром)

Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Певческое хоровое искусство)

Музыкознание и музыкально-
прикладное искусство

Музыковед. Преподаватель. Лектор (музыковедение)

Преподаватель. Музыкальный журналист. Редактор СМИ (музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ)

Этномузыколог. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (этномузыкология)

Медиевист. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (древнерусское певческое искусство)

Преподаватель (музыкальная педагогика)

Преподаватель. Аранжировщик (компьютерная музыка и аранжировка)

Преподаватель. Менеджер музыкального искусства (менеджмент музыкального искусства)

Преподаватель. Специалист в области музыкальной рекламы (музыкальная реклама)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ

Источник

080505 Управление персоналом. Государственный образовательный стандарт

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________ В.Д. Шадриков

“__17_” __03 _______ 2000 г.

Номер государственной регистрации

___________ 279 эк/сп ___________

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 062100 – “Управление персоналом”

Вводится с момента утверждения

1.1 Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускники специальности управление персоналом предназначены для работы в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах занятости и биржах труда.

Специалист подготовлен к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.

Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.

Для успешного осуществления такой деятельности выпускник должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства; структуру управления; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; этику делового общения; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника

Менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 062100 “Управление персоналом” подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности в области искусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 – “ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ”

3.1. Основная образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программ учебных и производственных практик.

3.3. Основная образовательная программа подготовки менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курса по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3. 4. Основная образовательная программа подготовки менеджера должны предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЭН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – специальные дисциплины;

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 – “ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ”

Наименование дисциплин и их основные разделы

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера. Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой воины и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «срединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.

Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи.

Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Региональный (вузовский компонент)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие математические и естественно-научные дисциплины

Федеральный компонент

Математический анализ. Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N – мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия.

Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N – мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.

Теория вероятностей и математическая статистика Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функцио1нальных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ.

Основы защиты информации и сведений, методы защиты информации. Компьютерный практикум.

Концепции современного естествознания

Региональный (вузовский компонент)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

История экономических учений : особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Предмет, метод и задачи статистики; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; средние величины; ряды динамики; индексы; статистика продукции; статистика численности работников и использования рабочего времени; статистика производительности труда; статистика заработной платы; статистика основных фондов; статистика научно-технического прогресса; статистика себестоимости.

Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования; безналичные расчеты между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием; финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием; роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

Содержание и функции бухучета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись. Первичное наблюдение, документация, учетные регистры, инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения. Формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета; организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета хозяйствующих объектов; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах; содержание и порядок составления финансовой отчетности. Цели и концепции управленческого учета; системы учета издержек в связи с особенностями технологии и организации производства, проведением затрат; учет налоговых и приравненных к ним издержек; модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете; системы учета издержек по видам затрат; системы калькулирования и анализа себестоимости, модели формирования издержек; взаимосвязь управленческого учета и анализа.

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

Социология и психология управления

Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями; аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации личность; личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя; социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема; социальные роли руководителя организации; проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; мотивация поведения личности в организации; психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей; социальные и психологические основы принятия управленческих решений; социальная ответственность менеджера.

Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг.

Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и системы трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт; рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Основы управления персоналом

Теория управления в роли человека в организации. Государственная система управления трудовыми ресурсами. Философия и концепция управления персоналом. Принципы и методы управления персоналом. Организационное проектирование системы управления персоналом. Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Кадровое планирование: оперативный план работы с персоналом, планирование потребности в персонале, планирование производительности труда и показателей по труду. Технология управления персоналом и его развитием: найм, отбор, прием, деловая оценка персонала; профориентация и трудовая адаптация, обучение аттестация персонала; управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, работа с кадровым резервом; мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала; условия, персонала. режим и дисциплина труда; высвобождение персонала. Оценка результатов труда персонала, оценка затрат на персонал. Оценка социальной и экономической эффективности проектов совершенствования системы процессов управления персоналом.

Управление трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы: формирование и использование. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины. Миграционная политика, управление миграционными процессами. Занятость населения: понятие формы виды. Безработица: понятие, характеристика основных типов, причины возникновения, тенденции. Методы оценки и показатели безработицы. Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Структуризация и сегментация рынков труда. Внешний и внутренний рынки труда. Прогнозирование ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда и занятости, основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Механизм реализации государственной политики занятости. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобожденных работников. Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу; высвобожденным с предприятий; впервые ищущим работу. Зарубежный опыт регулирования процессов занятости.

Основы социального страхования

Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения; правовые основы социального страхования; принципы осуществления социального страхования; субъекты социального страхования, их права и обязанности; государственные и негосударственные страховщики; виды социальных рисков; медицинское страхование; страхование пенсий; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве; страхование по временной нетрудоспособности; страхование по безработице; управление системой социального страхования; бюджеты фондов социального страхования; источники поступлений денежных средств и контроль за расходованием бюджетов фондов обязательного страхования; финансовая система социального страхования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *