уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды
Уровни переработки информации
Накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпретировать результаты работы мнемической системы, исходя только из характеристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В методологии психологической науки произошел коренной перелом после того, как в 1972 г. Крэйк и Локхарт разработали новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации. Они предложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти соответствуют разным уровням обработки информации. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (зрительный, слуховой), однако характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.
Предполагается, что слуховой код является предпочтительным для хранения информации в сверхкратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Показано, что ошибки происходят из-за слухового перепутывания, а не зрительного, например буква Е из-за сходства произношения перепутывается с буквой С). В зрительной кратковременной памяти информация подвержена более всего пространственной интерференции, на основании чего некоторые авторы делают вывод, что доминирующим кодом кратковременной памяти является пространственный.
При переходе в долговременную память происходит перекодирование информации в вербально-символический код. Но до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождествляют семантический код с вербально-символическим, другие описывают семантический код как амодальный.
Сенсорный уровень. В 1961 г. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема зрительной кратковременной памяти. Он предъявлял испытуемым матрицу 3х3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировал и составлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличающийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем кратковременной памяти превышает 7 единиц и составляет 9-12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фактором для удержания зрительной информации: начиная с 700 мс процент воспроизведения снижается от 100 % до 20 %. Эта память получила название иконической (см. схему на рис. 12-2). Аткинсон называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сенсорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», и затем информация в результате сканирования переходит в кратковременное хранилище. Близкие результаты относительно «фотографического хранения» в первые моменты переработки информации получили в 1967 г. Эриксон и Коллинз. Они последовательно предъявляли испытуемым два набора неструктурированных точек, которые при наложении создавали слово VOH. Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, необходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс).
В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.
В 1971 г. Петерсон и Джонсон сравнили кривые воспроизведения в зрительном и слуховом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из четырех букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от одного до девяти. На рис. 12-3 показана зависимость воспроизведения от времени предъявления в зрительном и слуховом кодах.
Результаты свидетельствуют, что слуховой код имеет преимущество по сравнению со зрительным при небольших отсрочках воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество имеет информация, которая имеет зрительный код.
В экспериментах Краудера было показано, что в слуховой памяти не распознаются согласные, а только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги bа, da, ga, но отчетливо различали слоги bа, bi, bou. На этом основании авторы выделили дополнительный блок, который назвали «докатегориальным акустическим регистром».
Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка слуховых сигналов, было получено в экспериментах Балота с соавторами (1986). Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после того, как будет подан специальный сигнал. В качестве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свидетельствуют, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачитывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между «интерференцией голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интерферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфике» с информацией сигнала, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2-3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая кратковременная память».
Лексический и образный уровень. Зрительная и слуховая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов, структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.
Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти. Результаты многих из этих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Большинство авторов соглашается с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с долговременной памятью и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.
Существуют экспериментальные доказательства функционирования образного кода. Бэддли называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.
В экспериментах Филипса и Бэддли (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4х4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возрастания сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддли выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один, «быстрый», отвечающий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации».
Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «где?» и «что?». В исследованиях Б. М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объектов». Косслин с соавторами (1990) предложил модель, в которой постулируется существование двух систем репрезентации знаний: модальной (названной зрительным буфером) и амодальной («ассоциативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через зрительный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая переработка информации о качестве объекта («что?») и его локализации («где?»). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» происходит регулировка поиска в блоке зрительного буфера.
Уровни переработки информации
Накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпретировать результаты работы мнемической системы, исходя только из характеристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В методологии психологической науки произошел коренной перелом после того, как в 1972 г. Крэйк и Локхарт разработали новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации. Они предложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти соответствуют разным уровням обработки информации. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (зрительный, слуховой), однако характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.
Предполагается, что слуховой код является предпочтительным для хранения информации в сверхкратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Показано, что ошибки происходят из-за слухового перепутывания, а не зрительного, например буква Е из-за сходства произношения перепутывается с буквой С). В зрительной кратковременной памяти информация подвержена более всего пространственной интерференции, на основании чего некоторые авторы делают вывод, что доминирующим кодом кратковременной памяти является пространственный.
При переходе в долговременную память происходит перекодирование информации в вербально-символический код. Но до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождествляют семантический код с вербально-символическим, другие описывают семантический код как амодальный.
Сенсорный уровень. В 1961 г. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема зрительной кратковременной памяти. Он предъявлял испытуемым матрицу 3х3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировал и составлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличающийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем кратковременной памяти превышает 7 единиц и составляет 9-12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фактором для удержания зрительной информации: начиная с 700 мс процент воспроизведения снижается от 100 % до 20 %. Эта память получила название иконической (см. схему на рис. 12-2). Аткинсон называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сенсорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», и затем информация в результате сканирования переходит в кратковременное хранилище. Близкие результаты относительно «фотографического хранения» в первые моменты переработки информации получили в 1967 г. Эриксон и Коллинз. Они последовательно предъявляли испытуемым два набора неструктурированных точек, которые при наложении создавали слово VOH. Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, необходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс).
В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.
В 1971 г. Петерсон и Джонсон сравнили кривые воспроизведения в зрительном и слуховом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из четырех букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от одного до девяти. На рис. 12-3 показана зависимость воспроизведения от времени предъявления в зрительном и слуховом кодах.
Результаты свидетельствуют, что слуховой код имеет преимущество по сравнению со зрительным при небольших отсрочках воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество имеет информация, которая имеет зрительный код.
В экспериментах Краудера было показано, что в слуховой памяти не распознаются согласные, а только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги bа, da, ga, но отчетливо различали слоги bа, bi, bou. На этом основании авторы выделили дополнительный блок, который назвали «докатегориальным акустическим регистром».
Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка слуховых сигналов, было получено в экспериментах Балота с соавторами (1986). Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после того, как будет подан специальный сигнал. В качестве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свидетельствуют, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачитывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между «интерференцией голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интерферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфике» с информацией сигнала, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2-3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая кратковременная память».
Лексический и образный уровень. Зрительная и слуховая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов, структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.
Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти. Результаты многих из этих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Большинство авторов соглашается с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с долговременной памятью и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.
Существуют экспериментальные доказательства функционирования образного кода. Бэддли называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.
В экспериментах Филипса и Бэддли (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4х4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возрастания сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддли выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один, «быстрый», отвечающий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации».
Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «где?» и «что?». В исследованиях Б. М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объектов». Косслин с соавторами (1990) предложил модель, в которой постулируется существование двух систем репрезентации знаний: модальной (названной зрительным буфером) и амодальной («ассоциативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через зрительный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая переработка информации о качестве объекта («что?») и его локализации («где?»). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» происходит регулировка поиска в блоке зрительного буфера.
Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 540 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Уровни переработки информации
Итак, накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпре-
тировать результаты работы мнемической системы исходя только из харак-
теристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В мето-
дологии психологической науки произошел коренной перелом после того,
Функциональный подход в исследованиях памяти
как Крэйк и Локхарт в 1972 г. разработали новый подход в понимании сущ-
ности процесса переработки информации. Они предложили выделить
уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на
разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким аб-
страктным. Оказалось, что некоторые виды памяти могут соответствовать
разным уровнями обработки. На каждом из уровней может использовать-
ся тот или иной код (визуальный, слуховой), однако характер переработ-
ки информации определяется не только кодом поступающей информации,
но и сочетанием кода с уровнем переработки [Величковский, 1982; Сол-
со, 1996; Ментальная репрезентация, 1997].
Введение понятия код памяти помогло объяснить некоторые феномены.
Например, было показано, что некоторые коды имеют преимущество при
переработке информации на одном и том же уровне. В частности, удалось
снять некоторые противоречия, неизбежно возникающие при подразделе-
нии кратковременной памяти на виды (образная, вербальная, моторная,
эмоциональная), основанном только на преобладающей модальности на
первом этапе переработки информации.
Коды сенсорной памяти и кратковременной памяти. Предполагается, что
акустический код является предпочтительным для хранения информации
в сверхкратковременной памяти. В ходе экспериментов (проведенных на
английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Вы-
яснилось, что ошибки происходят из-за акустического перепутывания, а
не визуального. Например, буква £ перепутывается с буквой С, а не /»из-
за сходства их произношения (цит. по: [Richard J., Richard Ar., 1992]). В ви-
зуальной КП информация подвержена более всего пространственной ин-
терференции, на основании чего некоторые авторы [Massaro, 1993] дела-
ют вывод о том, что доминирующим кодом КП является пространствен-
ный. В доказательство приводятся результаты экспериментов Брукса (цит.
по: [Солсо, 1996]), в которых испытуемые должны были ментально скани-
ровать букву F, отмечая точки изгибов либо вербально (если угол фигуры
прилегает к основанию или к верхней горизонтали — ответ «да», в против-
ном случае — ответ «нет»), либо мануально (делая пометки в простран-
ственно-организованном протоколе). Был получен важный результат: ви-
зуальная задача выполнялась точнее в случае вербального ответа. Бэддли
и Либерман (цит. по: [Baddeley, 1982, с. 112]) провели уточняющие экспе-
рименты, в которых сравнили интерферирующее воздействие визуально-
пространственного и чисто пространственного кода при выполнении за-
дачи ментального сканирования. Экспериментальным материалом служила
задача Брукса. Испытуемые должны были сканировать цифры, разбросан-
ные в случайном порядке в матрице 4×4. В качестве невизуальной про-
странственной интерферирующей задачи использовалась задача слежения
за маятником, издающим звук в темной комнате. Оказалось, что интерфе-
Глава 5.Память
рирующее действие визуально-пространственной задачи может быть
объяснено тем, что она включает пространственный компонент.
Коды ДП. При переходе в ДП происходит перекодирование информа-
ции в вербально-символический код. Однако до настоящего времени нет
определенности относительно того, как происходит перекодирование
(континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический
код. Одни авторы отождестляют семантический код с вербально-символи-
ческим, другие описывают семантический код как амодальный.
Начиная с 1970-х годов в когнитивной психологии разрабатывается пред-
ставление о модулях переработки информации. Модуль представляет со-
бой специализированную подсистему памяти, относительно замкнутую и
гомогенную, которая характеризуется продолжительностью переработки и
доминирующим кодом. Модули имеют иерархическое соподчинение и не-
пересекающиеся критические факторы, необходимые для успешного фун-
кционирования того или иного модуля на заданном уровне переработки.
Ниже показано расположение модулей на трех уровнях, соответствую-
щих: сенсорному кодированию; образному и вербальному; концептуаль-
ному, семантическому (рис. 5.6).
Рис 5.6. Модульная репрезентация уровней переработки памяти человека (сокращенный вариант).
Цит. по: [Lieury, 1995].
Уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды
12.5. уровни переработки информации
Накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпретировать результаты работы мнемической системы, исходя только из характеристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В методологии психологической науки произошел коренной перелом после того, как в 1972 г. Крэйк и Локхарт разработали новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации. Они предложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти соответствуют разным уровням обработки информации. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (зрительный, слуховой), однако характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.
Предполагается, что слуховой код является предпочтительным для хранения информации в сверхкратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Показано, что ошибки происходят из-за слухового перепутывания, а не зрительного, например буква Е из-за сходства произношения перепутывается с буквой С). В зрительной кратковременной памяти информация подвержена более всего пространственной интерференции, на основании чего некоторые авторыделают вывод, что доминирующим кодом кратковременной памяти является пространственный.
При переходе в долговременную память происходит перекодирование информации в вербально-символический код. Но до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождествляют семантический код с вербально-символическим, другие описывают семантический код как амодальный.
Сенсорный уровень. В 1961 г. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема зрительной кратковременной памяти. Он предъявлял испытуемым матрицу 3х3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировал и составлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличающийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем кратковременной памяти превышает 7 единиц и составляет 9-12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фактором для удержания зрительной информации: начиная с 700 мс процент воспроизведения снижается от 100 \% до 20 \%. Эта память получила название иконической (см. схему на рис. 12-2). Аткинсон называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сенсорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», и затем информация в результате сканирования переходит в кратковременное хранилище. Близкие результаты относительно «фотографического хранения» в первые моменты переработки информации получили в 1967 г. Эриксон и Коллинз. Они последовательно предъявляли испытуемым два набора неструктурированных точек, которые при наложении создавали слово VOH. Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, необходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс).
В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.
В 1971 г. Петерсон и Джонсон сравнили кривые воспроизведения в зрительном и слуховом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из четырех букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от одного до девяти. На рис. 12-3 показана зависимость воспроизведения от времени предъявления в зрительном и слуховом кодах.
Результаты свидетельствуют, что слуховой код имеет преимущество по сравнению со зрительным при небольших отсрочках воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество имеет информация, которая имеет зрительный код.
В экспериментах Краудера было показано, что в слуховой памяти не распознаются согласные, а только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги bа, da, ga, но отчетливо различали слоги bа, bi, bou. На этом основании авторы выделили дополнительный блок, который назвали «докатегориальным акустическим регистром».
Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка слуховых сигналов, было получено в экспериментах Балота с соавторами (1986). Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после того, как будет подан специальный сигнал. В качестве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свидетельствуют, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачитывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между «интерференцией голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интерферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфике» с информацией сигнала, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2-3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая кратковременная память».
Лексический и образный уровень. Зрительная и слуховая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов, структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.
Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти. Результаты многих из этих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Большинство авторов соглашается с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с долговременной памятью и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.
Существуют экспериментальные доказательства функционирования образного кода. Бэддли называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.
В экспериментах Филипса и Бэддли (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4х4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возрастания сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддли выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один, «быстрый», отвечающий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации».
Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «где?» и «что?». В исследованиях Б. М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объектов». Косслин с соавторами (1990) предложил модель, в которой постулируется существование двух систем репрезентации знаний: модальной (названной зрительным буфером) и амодальной («ассоциативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через зрительный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая переработка информации о качестве объекта («что?») и его локализации («где?»). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» происходит регулировка поиска в блоке зрительного буфера.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие научного редактора
Читать: Часть 1. общая психологияЧитать: Глава 1. психология как наука
Читать: Методология научного познания
Читать: Объяснительные принципы психологии
Читать: Предмет и методы психологии
Читать: Глава 2. история психологии
Читать: 2.1. период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (iv-v вв. д2.2. психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. xix в. — настоящее время)
Читать: 2.3. психологическая наука и психологическая практика
Читать: Глава 3. биологические основы психики
Читать: 3.1. развитие психики в филогенезе
Читать: 3.2. нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности
Читать: 3.3. центральная нервная система
Читать: 3.4. психофизиологическая проблема
Читать: Глава 4. природная и социальная детерминация психического развития
Читать: 4.1. основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
Читать: 4.2. изучение различающихся групп
Читать: 4.3. механизмы адаптации
Читать: Глава 5. структура психики
Читать: 5.1. функции психики
Читать: 5.2. психические процессы, состояния и свойства
Читать: 5.3. сознание и бессознательное
Читать: 5.4. измененные состояния сознания
Читать: Глава 6. научение
Читать: 6.1. виды научения
Читать: 6.2. сложные формы научения
Читать: Глава 7. психология деятельности и адаптация
Читать: 7.1. проблема деятельности в психологии
Читать: 7.2. схема анализа деятельности
Читать: 7.3. творчество
Читать: 7.4. адаптация и дезадаптация
Читать: Глава 8. эмоции и чувства
Читать: 8.1. общее представление об эмоциях
Читать: 8.2. роль эмоций
Читать: 8.3. проявление эмоций
Читать: 8.4. механизмы эмоций
Читать: 8.5. управление эмоциями
Читать: 8.6. чувства
Читать: Глава 9. мотивация и психическая регуляция поведения
Читать: 9.1. понятие о мотивации
Читать: 9.2. решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма
Читать: 9.3. психоаналитические теории мотивации
Читать: 9.4. гуманистические теории мотивации
Читать: 9.5. когнитивные теории мотивации
Читать: 9.6. мотивационный контроль действий
Читать: Глава 10. внимание
Читать: 10.1. проблема внимания в психологии
Читать: 10.2. виды внимания
Читать: 10.3. теоретические направления в исследованиях внимания
Читать: Глава 11. сенсорно-перцептивные процессы
Читать: 11.1. психофизика ощущений
Читать: 11.2. виды ощущений
Читать: 11.3. восприятие пространства и движения
Читать: 11.4. константность восприятия
Читать: Глава 12. память
Читать: 12.1. основные мнемические процессы
Читать: 12.2. классификации видов памяти
Читать: 12.3. монистическая и множественная трактовки памяти
Читать: 12.4. функциональный подход в исследованиях памяти
Читать: 12.5. уровни переработки информации
Читать: 12.6. память и организация знаний
Читать: Глава 13. мышление и интеллект
Читать: 13.1. соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Читать: 13.2. виды мышления
Читать: 13.3. мышление и логика
Читать: 13.4. процесс мышления
Читать: 13.5. мышление и творчество
Читать: 13.6. индивидуальные особенности интеллекта
Читать: 13.7. возрастные, половые и социальные особенности интеллекта
Читать: Глава 14. речь
Читать: 14.1. общая психологическая характеристика речи
Читать: 14.2. эволюция идей о природе языка и речи
Читать: 14.3. речевой онтогенез
Читать: 14.4. основные психологические аспекты функционирования речи
Читать: 14.5. личность в речи
Читать: 14.6. практические приложения использования речи
Читать: Часть ii. психология личностиЧитать: Глава 15. теории личности
Читать: 15.1. проблема личности в психологии
Читать: 15.2. психодинамическая теория личности
Читать: 15.3. аналитическая теория личности
Читать: 15.4. гуманистическая теория личности
Читать: 15.5. когнитивная теория личности
Читать: 15.6. поведенческая теория личности
Читать: 15.7. деятельностная теория личности
Читать: 15.8. диспозициональная теория личности
Читать: Глава 16. психическое развитие личности
Читать: 16.1. факторы психического развития человека
Читать: 16.2. периодизации психического развития
Читать: 16.3. периодизации когнитивного развития
Читать: 16.4. планирование и выбор жизненного пути
Читать: Глава 17. психология индивидуальных различий
Читать: 17.1. история становления дифференциальной психологии
Читать: 17.2. предмет и методы дифференциальной психологии
Читать: 17.3. основные направления дифференциально-психологических исследований
Читать: 17.4. тестирование личности
Читать: Часть iii. социальная психологияЧитать: Глава 18. введение в социальную психологию
Читать: 18.1. предмет и структура социальной психологии
Читать: 18.2. история отечественной социальной психологии
Читать: 18.3. история зарубежной социальной психологии
Читать: 18.4. методы социально-психологического исследования
Читать: Глава 19. социальная психология личности
Читать: 19.1. социальные установки, стереотипы и предрассудки личности
Читать: 19.2. «я-концепция» как социально-психологический феномен
Читать: Глава 20. психология межличностного взаимодействия
Читать: 20.1. межличностное восприятие и понимание
Читать: 20.2. межличностные отношения
Читать: 20.3. психология общения
Читать: 20.4. психология межличностного воздействия
Читать: Глава 21. психология малых групп и межгруппового взаимодействия
Читать: 21.1. виды и структура малой группы
Читать: 21.2. лидерство в малых группах
Читать: 21.3. конформизм и групповое давление
Читать: 21.4. развитие малой группы
Читать: 21.5. психология межгруппового взаимодействия
Читать: 21.6. психология внутри- и межгрупповых конфликтов
Читать: Глава 22. психология больших социальных групп и массовых явлений
Читать: 22.1. психология больших социальных групп
Читать: 22.2. психология толпы
Читать: 22.3. массовые явления в больших диффузных группах
Читать: Часть iv. психология трудовой деятельностиЧитать: Глава 23. психологические основы профессиоведения
Читать: 23.1. психология и труд
Читать: 23.2. методы изучения трудовой деятельности
Читать: 23.3. классификация трудовой деятельности
Читать: 23.4. формирование личности профессионала
Читать: 23.5. работоспособность субъекта труда
Читать: 23.6. надежность субъекта труда
Читать: Глава 24. профессиональное развитие личности
Читать: 24.1. соотношение личности и профессии
Читать: 24.2. прогрессивная стадия профессионального развития личности
Читать: 24.3. регрессивная стадия профессионального развития личности
Читать: Глава 25. функциональные состояния субъекта труда
Читать: 25.1. общая характеристика функциональных состояний
Читать: 25.2. утомление
Читать: 25.3. психологический стресс
Читать: 25.4. психологическая готовность к деятельности
Читать: 25.5. приемы управления функциональными состояниями
Читать: Глава 26. психология профессиональной пригодности
Читать: 26.1. профессиональные способности и мотивация
Читать: 26.2. психологическая диагностика и прогностика
Читать: 26.3. профессиональная ориентация
Читать: 26.4. профессиональный психологический отбор
Читать: 26.5. психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
Читать: Часть v. клиническая психологияЧитать: Глава 27. основные формы нарушений психических процессов
Читать: 27.1. клиническая психология и психиатрия
Читать: 27.2. расстройства ощущения
Читать: 27.3. расстройства восприятия
Читать: 27.4. расстройства внимания
Читать: 27.5. нарушения памяти
Читать: Глава 28. расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы
Читать: 28.1. нарушения интеллекта
Читать: 28.2. нарушения мышления
Читать: 28.3. нарушения эмоций
Читать: 28.4. нарушения сознания
Читать: 28.5. нарушения личности
Читать: Глава 29. основные психические заболевания, их лечение и профилактика
Читать: 29.1. шизофрения
Читать: 29.2. маниакально-депрессивный психоз
Читать: 29.3. психогенные заболевания
Читать: 29.4. психопатии
Читать: 29.5. психосоматика
Читать: 29.6. алкоголизм
Читать: 29.7. наркомании и токсикомании
Читать: 29.8. психологические основы психотерапии и реабилитации
Читать: 29.9. психогигиена
Читать: 29.10. психофармакология
Читать: 29.11. психология посттравматического стресса
Читать: Часть vi. историческая психологияЧитать: Глава 30. историческая психология
Читать: 30.1. историческая психология как наука
Читать: 30.2. предмет и задачи исторической психологии
Читать: 30.3. проблема метода в исторической психологии
Читать: 30.4. специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики)
Читать: Часть vii. этническая и кросскультурная психологияЧитать: Глава 31. этническая психология как наука
Читать: 31.1. предмет, история и задачи этнической психологии
Читать: 31.2. основные понятия этнической и кросскультурной психологии
Читать: 31.3. психологическое измерение культур
Читать: Глава 32. прикладные аспекты этнической психологии
Читать: 32.1. личность и культура
Читать: 32.2. психология общения и культура
Читать: 32.3. психология этнических миграций и аккультурации
Читать: Часть viii. юридическая психологияЧитать: Глава 33. основы юридической психологии
Читать: 33.1. методологические основы юридической психологии
Читать: 33.2. задачи юридической психологии
Читать: 33.3. предмет и система юридической психологии
Читать: 33.4. перспективы развития юридической психологии
Читать: Часть ix. экологическая психологияЧитать: Глава 34. экологическая психология
Читать: 34.1. предмет и история экологической психологии
Читать: 34.2. психологические эффекты взаимодействия человека и среды
Читать: Часть x. психология творчестваЧитать: Глава 35. психология творчества
Читать: 35.1. творчество как психический процесс
Читать: 35.2. концепции креативности
Читать: 35.3. творческая личность и ее жизненный путь
Читать: 35.4. развитие творческих способностей
Читать: Словарь
Читать: Литература