водитель легкового автомобиля код профессии
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
Код | КЧ | Наименование профессии | Диапазон тарифных разрядов | Код выпуска ЕТКС | Код по ОКЗ |
---|---|---|---|---|---|
11442 | 8 | Водитель автомобиля | 4-8 | 56 | 8322 |
11460 | 6 | Водитель транспортно-уборочной машины | 3 | 8322 | |
11449 | 4 | Водитель-испытатель | 2-6 | 2 | 8322 |
16880 | 3 | Помощник машиниста тягового агрегата | 8322 |
Базовая группа 8322
Водители автомобилей управляют легковыми и грузовыми автомобилями всех типов, автобусами различных габаритов, пожарными автомобилями, автомобилями скорой помощи и оперативными, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, с соблюдением правил дорожного движения.
Их обязанности включают:
— управление автомобилями всех типов, автобусами и специализированными автомобилями; управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, холодильной установкой рефрижератора и другим специальным оборудованием, установленным на специальных автомобилях, с соблюдением правил техники безопасности;
— заправку автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
— устранение мелких неисправностей, возникших во время работы на линии;
— выполнение других родственных по содержанию обязанностей.
Примеры профессий, отнесенных к данной базовой группе:
Водитель автомобиля.
Водитель автомобиля
ОКПДТР
Код выпуска ЕТКС
Код по ОКЗ
О Профеcсии
Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Водитель автомобиля» требуются для определения видов работ, тарифной ставки и присвоения разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основе указанных характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция водителя автомобиля, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу.
При составлении рабочих (должностных) инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации по выпуску ЕТКС 56, если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.
1. Водитель автомобиля 4-й разряд
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияния погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
2. Водитель автомобиля 5-й разряд
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; особенности организации междугородных перевозок.
3. Водитель автомобиля 6-й разряд
Должен знать: влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей; основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения.
Примечание
На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
Профстандарт водителя легкового автомобиля
Профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля применяется в делопроизводстве при составлении должностных инструкций, трудовых договоров и другой подобной документации. Также он используется в сфере управления персоналом для оценки квалификации сотрудников, определении их результативности и т.д.
Профессиональные стандарты в законодательстве
В 2012 году был принят ФЗ-236, внёсший понятие профстандартов в действующее законодательство: Трудовой кодекс и ФЗ «О техническом регулировании». Далее последовало принятие следующих нормативных документов:
Внимание! Распространённые вопросы по действию должностных стандартов разобраны в выпущенном Минтрудом Письме №14-0/10/В-2253.
Особенности профстандарта водителя легкового автомобиля
В 2015 году Минюстом был принят профстандарт 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», который наиболее подходит для должности водителя легкового автомобиля. Он включает четыре раздела.
В его первой части перечислены вид деятельности, код профессии и другая общая информация.
Вторая часть отведена для перечисления функций водителя, а также их элементов. Приведены 4 функции водителя и 13 их составляющих. Например, функция по управлению мототранспортным средством и его техническому обслуживанию включает следующие части:
Третья часть посвящена более детальному описанию функций водителя.
Для функций приводятся следующие сведения:
К примеру, для функции по управлению машиной и её техническому обслуживанию указаны следующие сведения:
Также раздел содержит данные по составляющим функций. Для них указаны:
Так, для управления автомобилем перечислены:
В четвертой части документа перечислены организации, участвовавшие в его создании.
Внимание! Профстандарт для водителя легкового автомобиля может использоваться лишь после внедрения работодателем в делопроизводство новой системы должностных стандартов.
Вопросы по действию профессиональных стандартов
Насколько профстандарты обязательны к применению?
Они необходимы в следующих случаях:
В иных ситуациях работодатель сам решает вопрос о необходимости для него системы профстандартов.
Зачем добровольно внедрять систему профстандартов?
Они дают ряд новых опций в кадровом делопроизводстве и управлении персоналом:
Внимание! Профстандарты пользуются поддержкой государства и имеют разработанную нормативную основу, что снижает риски для работодателя при их использовании.
Как начать использовать профстандарты?
Обычно применяется следующий порядок:
Заключительным этапом является применение новой документации для необходимых преобразований в области управления кадрами: расширения обязанностей сотрудников, подготовка к их аттестации и пр.
Суд признал самодеятельность работодателя с наименованием должности водителя незаконной
minervastock / Depositphotos.com |
Работодатели нередко пытаются уточнить или расширить функционал водителей автомобилей, что нередко отражается и на наименовании должности. Водитель-перегонщик, водитель-охранник, водитель-инкассатор и тому подобное уже давно стали привычными названиями трудовых функций.
Вот и «Почта России» воспользовалась общепринятой практикой и включила в свое штатное расписание должность «водитель-курьер». На данный факт при проверке обратил внимание инспектор труда и потребовал переименовать должность в водителя автомобиля. Работодатель попытался обжаловать предписание ГИТ через суд, однако проиграл дело (Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2020 г. по делу № 8а-10019/2020[88а-10902/2020]).
Свою позицию судьи аргументировали следующим: ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса определено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах.
Для водителей соответствующие ограничения установлены. Так, согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 и содержит в том числе профессию «водитель автомобиля». Кроме того, к работе по этой профессии не допускаются лица моложе 18 лет (ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет).
Соответственно, и называться данная профессия должна именно так, как предусмотрено ЕКС или профстандартами. А вот такого названия должности, как «водитель-курьер», ни ЕКС, ни профстандарты не содержат.
Правильное название должности «водитель» по ЕТКС при оформлении на работу
Существуют «Тарифно-квалификац.характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих», утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 согласно которым есть должность «водитель автомобиля 4 разряда», «. 5 разряда», «. 6 разряда», а также «водитель мототранспортных средств 3 разряда» и много других «водитель. «
ВОПРОС:
1) можно ли писать при приеме на работу должность просто «водитель» или обязательно писать «водитель автомобиля такого-то разряда»
2) есть ли разделение «водитель такого-то разряда» и «водитель 1 класса» (соответственно 2, 3 класса). Или классы сейчас не существуют, а есть только разряды?
3) если у водителей всё-таки существует «классность» (1, 2, 3), то где это посмотреть, от чего зависит «класс» от наличия стажа вождения или разных категорий в водительском удостоверении? нигде не могу найти ответ на этот вопрос. ПОМОГИТЕ!
4) что касается тариф.-квалиф.характеристик, то при разделении водителей на рязряды указаны только «характеристика работ» и «что должен знать». А как тогда определить при приеме на работу, на «водителя автомобиля» на какой разряд мы его принимаем, т.е. «требования к квалификации»?
СПАСИБО ВСЕМ!
Вот с этим согласна. Если монархия, то только как в Англии: исключительно ради искусства.
Писать, на мой взгляд, надо четко по ЕТКС. Разряд определяет требования, предъявляемые к водителю.
спасибо, можете ссылку скинуть? не поняла, существует ли все таки классность?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 06.02.2001) руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Как поясняется в Письме Минтруда России от 18.01.1993 N 63-РБ, к таким надбавкам в том числе относятся надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств.
Если работодатель считает, что не имеется достаточных оснований для введения надбавки водителям за классность, то указанная надбавка не вводится. Если принято решение о введении указанной надбавки, то работодатель самостоятельно присваивает водителям транспортных средств соответствующие квалификационные категории (классы) с целью учета профессионального мастерства и качества выполнения работ при установлении системы оплаты. Для этого ему необходимо определить порядок присвоения классности (квалификационной категории), создать квалификационную комиссию (комиссии) и обеспечить ее (их) функционирование.
Д. Л. Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008
Класс водителя
Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления
механическими транспортными средствами, относящимися к категориям
Требования по стажу, предусмотренные квалификационными характеристиками
водителей
предусмотренным квалификационными характеристиками водителей
или других возможных сочетаний категорий
3-й класс: В или С
В и С
Требования по стажу не предъявляются.
При управлении автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой
сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля
не менее двух лет
2-й класс:
В и Е
С и Е
D
D и Е
В, D
С, D
В, С, Е
В, С, D
В, D, Е
С, D, Е
В, С, D, Е
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не
менее двух лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса