знак кода в музыке
Кода (музыкальный термин)
Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.
Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса в главной тональности и представляет собой распространение и окончательное закрепление главной тональности путём использования органного пункта тоники, многократного повторения тонического аккорда или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.
Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).
Содержание коды может явиться и «послесловием», и выводом, и развязкой произведения.
Полезное
Смотреть что такое «Кода (музыкальный термин)» в других словарях:
Кода музыкальный термин — (coda итал., p é roraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кода, музыкальный термин — (coda итал., péroraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Размер такта — Эту страницу предлагается объединить с Акколада (музыка), Ключевые знаки … Википедия
Список музыкальных обозначений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Музыкальные термины — В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка. Содержание 1 A 2 B 3 C 4 D 5 E 6 F … Википедия
Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия
Клаузула (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Клаузула. Клаузула (от лат. claudere «закрывать», «заключать») музыкальный термин. Содержание 1 Значения термина 2 Примечания … Википедия
Реприза (форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Реприза (фр. reprise возобновление, повторение) музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение… … Википедия
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
Знак кода в музыке
Кода это дополнительная строка (или строки) сверх каноническое количество строк в твёрдых строфических формах; заключительная часть сложной строфы, например, две последних строки октавы или онегинской строфы.
Строение
Кода представляет собой введение дополнительных строк в конце твёрдых поэтических форм, что приводит к удлинению стиха, например, сверх 14-ти строк в сонете, сверх 8-ми в триолете. Кода используется в виде как одиночного стиха, так и строфических форм.
Кода отличается от основной части стиха, например, количеством стоп или рифмами. К примеру, в балладе немецкого поэта И. В. Гёте «Коринфская невеста» 7-строчная строфа содержит различные по длине стихи (5-я и 6-строки – пятисложные, остальные – девятисложные).
Кода также используется в астрофических построениях, где подчеркивается графическим выделением, иным шрифтом и другими средствами.
Содержание
По содержанию кода большей частью – вывод-афоризм, пуант. В этом представлении она близка к музыкальному значению термина: заключительный раздел, который завершает произведение, обобщая его содержание.
Происхождение
Кода восходит к античной традиции добавления метрически обособленных частей в конце лирических стихов. Например, эпод замыкает две части трёхчастной строфы (строфа-антистрофа-эпод) в древнегреческой хоровой песни.
В средневековой итальянской поэзии (XIII-XV вв.) термином «кода» зачастую обозначался один или несколько терцетов (трёхстиший), которые прибавлялись к строфам твердых поэтических форм (сонет, рондо, терцины). Как правило, первая строка коды состояла из 7-ми стоп и связывалась рифмой с последней строкой традиционной части стиха, остальные строки – 11-стопные – рифмовались между собой, не соответствуя рифмам основной части стиха. Кодой дополнялись преимущественно комические сонеты. Ранние коды встречаются в сборнике произведений Д. Алигьери «Новая жизнь» (1295 г.). В русской классической поэзии кода нашла отражение в творчестве поэта В. Я. Брюсова.
Пример коды
Коду представляет собой дополнительная, заключительная строка сонета В. Я. Брюсова «Цветы роняют робко лепестки…» (1918 г.):
«…Чу! осыпается коронка за коронкой…»
Кода в музыке и в балете
Кода, финал, ритурнель
Не стоит смешивать коду с финалом музыкального произведения или танца, поскольку, это не тождественные понятия. Если финал – итог, окончательная часть произведения, то кода – завершающий раздел его части. Иногда кодой выступает ритурнель, при его повторе в начале и в конце произведения.
В широком понимании кода сопоставляется с послесловием.
Слово кода произошло от итальянского coda, что в переводе означает дополнение, окончание (от лат. cauda – хвост, конец).
Значение слова «кода»
1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения.
2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса.
Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).
Она звучит в главной тональности произведения и содержит основные его темы. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности путём использования органного пункта, многократного повторения аккордов тонической функции или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.
Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке.
КО’ДА, ы, ж. [ит. coda]. 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ко́да I
1. поэт. добавочный стих сверх традиционной формы, например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8
2. муз. завершающий раздел музыкальной пьесы, дополняющий ее основную часть ◆ Еще одна неожиданность: когда зрители уж попривыкли к веселой драчливости и ждали спокойно новых балетных изворотов, Фомин сделал паузу, и оживленную балетную музыку завершила мрачная, тяжелая кода. Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
3. спец. в балете: финал акта; общий танец с участием всех персонажей и кордебалета
4. завершающая часть слога ◆ Внутри слога существует три вида асимметрии: между ядром и периферией (последняя включает инициаль и коду); между инициалью (как более привилегированной составляющей слога) и кодой; между слогом в целом и его составляющими. … Инициаль, рифма, ядро и кода — так часто называют части слога. Светлана Бурлак, «Происхождение языка», 2013 г.
1. название нескольких рек в России ◆ А от Коды реки до Кашина порога 2 дни ходу. Чертёжная роспись речных путей от Енисейского острога до верхнего течения р. Илима, пашенных мест, со сведениями о местном населении // «[http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVII/1600-1620/Otk_russ_mor_sev_cost_azii/21-40/24.phtml?id=12081 Дополнения к актам историческим]», т. 2, Спб., 1846 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова русалочий (прилагательное):
Знак кода в музыке
Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.
Dal Segno
Знак указывает место, с которого нужно будет начать повтор. Обратите внимание: знак только указывает место начала повтора, но сам повтор играть ещё рано. А обязывает начать играть повтор фраза «Dal Segno», часто сокращённая до «D.S.». После «D.S.» обычно следует указание, как играть повтор. Об этом — чуть ниже.
Другими словами: исполняете произведение, встречаете знак и игнорируете его. После того, как Вы встретите фразу «D.S.» — начинаете играть со знака
.
Как было сказано выше, фраза «D.S.» не только обязывает начать исполнение повтора (перейти к знаку ), но и указывает, как следует действовать дальше:
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды:
.
Пример 1. Использование «D.S. al Fine».
Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак . С этого места нужно будет начать повтор.
Такт 2. Содержит фразу «Fine» — этим тактом произведение будет завершено (после повтора).
Такт 3. Содержит «D.S. al Fine». Указывает на необходимость начать повтор со знака и играть до указания «Fine».
Результат. Таким образом, такты по-очереди выстраиваются так: Такт № 1, Такт № 2, Такт № 3. Далее «D.S. al Fine» отправляет нас к знаку . Мы начинаем играть повтор: Такт № 1, затем Такт № 2. По указанию «Fine» мы останавливаемся. Всё.
Пример 2. «D.S. al Coda». Этот пример более запутан, чем предыдущий, поэтому мы рассмотрим его подробнее. Направление движения по партитуре обозначено стрелками:
Сразу оговоримся, что в нашем примере удобнее использовать репризу (см. статью), но для изучения использования Segno и Coda мы репризу убрали и заменили её указанными выше знаками.
В каком порядке следует исполнять такты в данном примере? Давайте разберёмся.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S. ») мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак
игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт № 1 так, как будто нет никаких знаков:
Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (
).
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):
. а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:
Такт 1. Внимание: здесь снова играем Такт № 1, но это уже — повтор! Поскольку мы ушли на повтор с фразы «D.S. al Coda», то и играем до указания перейти на Коду «Da Coda» (чтобы не перегружать рисунок, мы стёрли «старые» стрелки):
В конце Такта № 1 встречаем фразу «Da Coda» — мы обязаны перейти к Коде ():
Такт 3. И теперь уже играем от знака Коды () до конца:
Результат. Таким образом, мы получили следующую последовательность тактов: Такт 1, Такт 2, Такт 1, Такт 3.
Уточнение насчёт Coda. Ещё раз уточним, что термин «Coda» носит более глубокий смысл, нежели показан в примере. Coda — завершающая часть произведения. Coda не учитывается, когда Вы, разбирая произведение, определяете его построение.
В рамках данной статьи мы рассматривали сокращение нотной записи, поэтому на понятии Coda подробно не останавливались, а использовали только её обозначение: .
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.
Знак кода в музыке
Музыкальный термин «кода» в переводе с латыни звучит довольно прозаично – «хвост»… Впрочем, существует и более изящное значение – «шлейф», сразу представляется длинный шлейф, делающий старинные женские наряды такими величественными… В определенном смысле можно сказать, что кода в музыке играет сходную роль – подчеркнуть значительность, величественность.
Кодой называется заключительный раздел музыкальной формы – это своеобразное дополнение, которое даже не особенно принимают во внимание, анализируя форму (говорят о «трехчастной форме с кодой» или о «сонатной форме с кодой» – таким образом, она воспринимается как нечто, расположенное уже за пределами формы). Если подобрать литературную аналогию, то понятие коды можно сопоставить с эпилогом или даже с послесловием. Тем не менее, коде отводится важная роль в музыкальной драматургии – например, в увертюре Людвига ван Бетховена «Эгмонт» именно кода утверждает то грядущее торжество свободы, о котором мечтает герой, ради которого погибает.
Для чего нужна кода в музыкальном произведении? Она эффектно и утвердительно завершает его («я так сказал – запомните это!»). «Утвердительный» характер коды проявляется в гармонии – в ней преобладает тоника. Чаще всего кода строится на элементах тем, которые уже появлялись в произведении, но это необязательно (например, в коде увертюры «Эгмонт», о которой мы говорили, возникает новая тема). Ее эффектному звучанию нередко способствует ускоренный темп. В произведении для солирующего инструмента – например, в концерте – это еще и повод продемонстрировать высочайший уровень виртуозности, поэтому кода иной раз оказывается самым сложным в техническом отношении разделом произведения (не случайно наставники иногда советуют студентам-музыкантам начинать разучивание произведения с коды).
Но, как всегда в искусстве, нет правил без исключений. Не всегда кода бывает мощной и «утвердительной» – она может быть и «застывшей», и «истаивающей», если того требует логика музыкального развития. Более того, далеко не всегда она довольствуется ролью «шлейфа» – например, в сонатной форме, начиная с произведений Бетховена, масштабы коды расширяются, она насыщается интенсивным развитием – и такая кода фактически берет на себя роль второй разработки, и музыкальные «события», разворачивающиеся в ней, могут оказаться даже более бурными, чем разработка как таковая.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Период
Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]
Думка
Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]
Генерал-бас (Basso continuo)
«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]