сталинский ампир в майнкрафт
Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому
Сталинский ампир был главным архитектурным
стилем с момента создания Союза архитекторов
в 1932 году и до 1954-го, когда Никита Хрущев
объявил всю сталинскую архитектуру
«преступным излишеством».
Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.
Культурная миссия СССР
Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.
«Мы, большевики, не отказываемся от
культурного наследства. Наоборот,
мы критически осваиваем культурное
наследство всех народов, всех эпох,
для того чтобы отобрать из него все то,
что может вдохновлять трудящихся советского
общества на великие дела в труде,
науке и культуре».
Член Политбюро ЦК ВКП(б)
Андрей Жданов
Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.
Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,
на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская»
и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).
Последним крупным объектом, полностью совпадающим
с основными принципами стиля, стала первая очередь
Ленинградского метрополитена.
Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building.
Силуэт Manhattan municipal building
прослеживается в московских
сестрах-высотках.
Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы.
Признаки
сталинской архитектуры
➊ синтез архитектуры, скульптуры и живописи
➋ использование элементов классических архитектурных стилей
➌ использование архитектурных ордеров
➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы,
ценных пород дерева
➎ обильный декор зданий
➏ парадная фасадная композиция
Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.
Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов.
Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел.
Лепнина и барельефы: как архитектурные «излишества» 1950-х вписались в современный облик столицы
Сталинский ампир в Минске — это не только «Ворота города» на вокзале или Главпочтамт. Корреспондент агентства «Минск-Новости» разбиралась, где еще в столице можно найти отголоски величественной архитектуры прошлого века.
Мощные колонны, будто созданные для богов греческого пантеона, неожиданные барельефы, изящная, растительная лепнина. Смесь барокко, ампира, ар-деко и даже неоготики. Сталинки кажутся мрачными и серыми, пожалуй, лишь тем, у кого призвание — всё критиковать. Достаточно вооружиться биноклем, объективом или просто стать чуточку внимательнее — и можно в деталях рассмотреть красоту того, что называется историей.
Монументальный ансамбль проспекта Независимости достоин не одной экскурсии и не одного фильма. Впрочем, тут, как известно, и снимают кино. Минск по замыслу руководства СССР должен был стать городом солнца — ярким и даже вычурным. Символом мечты. Идеальным воплощением коммунизма. Но в 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В ущерб красоте нужно было экономить, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся. С тех пор и началась скромная серость — эпоха конструктивизма. Но не о ней речь.
Любопытно, что при сохранении классических пропорций и материалов в колонны, прямо среди листьев лавра, вкраплялись советские символы — изображения звезд, например. Тем не менее, глядя на тот же Главпочтамт, не веришь, что он был построен в 1950-х. Кажется, будто здание осталось еще со времен древнего Рима. Величие колонн подчеркивают часы, которые, по слухам, показывают самое точное в столице время.
Чтобы понять, в чем же различие конструктивизма и сталинского ампира, далеко ходить не нужно. Прямо напротив Главпочтамта — строгая и лаконичная гостиница «Минск».
Пара минут быстрым шагом вперед, по проспекту — и на горизонте появится ГУМ. Если присмотреться, на фасаде можно заметить любопытные барельефы крестьян и рабочих. Есть тут и пилястры, и арки. Универсам был построен в 1934 году, но во время войны сильно разрушен. Перестраивали его практически заново — и украшений не жалели.
Здание, напоминающее храм Зевса, — Дворец культуры профсоюзов. Только скульптуры здесь не греческих богов, а людей труда. Стоит зайти на крыльцо и посмотреть вверх — на потолке узоры.
Еще один яркий пример советского неоклассицизма — здание Комитета государственной безопасности (на то время «министерства госбезопасности БССР»). Строить его начали сразу после войны, в 1945 году, на месте уцелевшего здания земледельческого общества. Мраморная крошка, пилястры, колонны, башня и огромные часы с колоколом — все по высшему разряду.
В соседнем здании, прямо над вывеской «Министерство внутренних дел», красуется скульптура, напоминающая богиню плодородия Деметру, только без рога изобилия. После 1950-х эту композицию замуровали, видимо, по идеологическим соображениям, но современные реставраторы чудом ее восстановили.
Еще один дворец, только скрытый от глаз во дворике за проспектом, — здание Белорусского национального технического университета. Выглядит очень торжественно.
Сталинский ампир — это не только знаковые для города сооружения, но и обычные, казалось бы, жилые дома. Например, здание по адресу: проспект Независимости, 91. Может показаться, что это бывшая резиденция каких-то князей — золотистый фасад, высокие потолки, балкончики, которым для антуража не хватает Джульетты, выглядывающей на проспект в поисках Ромео. Но это уже совсем другая история.
Необычный дом за пределами главной магистрали города можно заметить и на улице Ленина, 13. Над одной из арок расположился барельеф с изображением то ли Юлия Цезаря в момент принятия важных государственных решений, то ли философа Диогена.
Выходит, чтобы насладиться исторической красотой архитектурного Минска, стоит просто периодически сбавлять шаг и оглядываться по сторонам.
Сталинский ампир – стиль во славу строителей
В то время по всей стране специалисты из Америки возводили заводы, инженеры открывали тракторные, автомобильные, авиастроительные и другие предприятия.
Осенью 1936 года Сталин направил в США Анастаса Микояна – наркома пищевой промышленности, чтобы тот позаимствовал иностранный опыт в сфере пищевого производства. Как результат, в СССР начали строиться мясокомбинаты, появились невиданные для советских потребителей товары – докторская колбаса, сухое молоко, сгущенка, а также типично американские продукты – газированные напитки, чипсы, кетчупы и др. Позже Микоян писал: «Вряд ли за два месяца можно было сделать больше, чем это удалось нашей группе. Но каждый из нас впоследствии, а порою даже и сейчас – сорок лет спустя! – находит в жизни родной страны какие-то приметы, отзвуки, следы той работы, которая была нами проделана в результате командировки в Соединенные Штаты осенью 1936 года».
Не отставали от промышленников и советские архитекторы. По личному указанию Сталина они принялись осваивать американский неоклассицизм. Но при этом перед ними поставили задачу создать такие здания, которые бы затмили великолепие шедевров западной архитектуры – 103-этажного небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и одного из самых больших правительственных зданий – Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Однако, взаимодействуя с зарубежными проектировщиками, советские специалисты сконцентрировались только на архитектуре и проигнорировали прогрессивные технологии построения жилых и производственных помещений. Как следствие, они не сразу обратили внимание на популярный в те годы в Америке материал – гипсокартон.
Великие архитектурные проекты, которые позже стали образцами сталинского ампира, были реализованы только после войны. Тогда в первую очередь начали строиться высотки. Параллельно экспериментировали и с массовым строительством. В 1948 году в Москве появились первые каркасно-панельные дома из бетона. Тогда же отказались от влажной штукатурки, что намного сократило сроки сдачи жилья, а впоследствии переросло в технологию сухого строительства. И в тот же период впервые начали использовать гипсокартон. Первым зданием, построенным с его помощью, был дом скульптора Розенфельда на Песчаной площади.
В 1949 году по распоряжению Мосгорисполкома был запущен Павшинский завод, оснащенный американской техникой, по программе лендлиз. Как раз здесь начали выпускать первый отечественный гипсокартон: плоские листы на основе гипса и крахмала. За год там производилось около 5 млн. кв. метров этого материала.
История же оригинального гипсокартона началась в СССР в 1960-е годы, когда была куплена лицензия на производство ГКЛ у братьев Альфонса и Карла Кнауф, они с конца 50-х сконцентрировались на выпуске гипсокартона в Германии. Именно немецкие производители привили Павшинскому заводу немецкий стандарт качества. В наши дни это подмосковное предприятие в Красногорске возглавляет остальные 78 заводов КНАУФ, построенных на территории России.
С более подробной информацией об эволюции гипсокартона можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.
Как пленные немцы строили сталинский ампир: дом с башенкой в Краснооктябрьском районе Волгограда
Фото: Журнал «Огонёк» №44, 1954 г.
Читайте также:
Дом с башней в стиле сталинского ампира на проспекте Ленина, 93 является объектом культурного наследия и одним из символов Краснооктябрьского района. В истории здании разбирался «Блокнот Волгоград».
После завершения Великой Отечественной войны пленные солдаты вермахта отстраивали разрушенный город. Проект дома у №93 разработали индивидуально, вдохновляясь популярным тогда «стилем триумф». Сейчас такие помпезные и монументальные здания причисляют к сталинскому ампиру. Для архитектурного стиля характерны четкие пропорции и обильный декор. Кирпичный пятиподъездный дом с башней ввели в эксплуатацию в 1951 году. Визуально он разделен на две части – основное 4-этажное здание и 50-метровая башня.
Дом с башенкой вместе с зданием «Царицынской оперы» образует единую архитектурную линию. Вид по-настоящему открыточный.
Серия открыток «Волгоград» 1967 год. Автор:Фото Г. Зельма, Д. Бальтерманца
Есть версия, что место для дома выбрано не случайно. Если двигаться по Первой Продольной со стороны Тракторозаводского района в центр, то на башню открывается потрясающий вид еще за несколько километров до «Царицынской оперы». Это из-за того, дальше проспект поворачивает на восток.
Величественное здание внесено в список объектов культурного наследия. Желтая отделка у дома №93 лишь с лицевой стороны. Во дворе остался серый кирпич, который покрывает разветвлённая сеть труб коммуникаций.
В 2018 году в здание стартовали первые за полвека капитальные работы. За два года там отремонтировали фасад и крышу, заменили лифты. До смены асфальта замысел властей не простерся. Покрытие во дворе пестрит выбоинами и латками.
Новости на Блoкнoт-Волгоград
Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Волгоград»
в избранное.
Сталинский ампир в Тбилиси, или О чем рассказывают камни?
Например, о чем рассказывают дома дореволюционного Тифлиса? Любой из них, построенных в этот период времени, имеет европейские черты. Но стоит зайти во двор особняка, и любопытному взгляду открывается абсолютно другая, тбилисская картина бытия, с открытыми верандами и деревянными резными балконами.
Смешивая самые разные стили в оформлении наружной, фасадной части, при проектировании внутренних дворов, архитекторы старались в то же время сохранять и традиционную, национальную стилистику. Но время не стоит на месте. На смену бережному отношению к своей культуре и стремлению к западной, пришла другая эпоха. Со своими знаками и зашифрованными в ней текстами.
Довоенная архитектура
Начало ХХ столетия было ознаменовано большими свершениями. Революция, установление советской власти и другие сдвиги в социально-политической жизни положили начало коренным переменам во всех областях общественной жизни.
Изменения послужили толчком для развития градостроительства, которое явилось одним из значительных факторов социальной реформы. Переходный в политической жизни период 20-х годов и в градостроительстве не ставил высоких задач.
Экономическая ситуация в целом была сложная для воплощения грандиозных идей. Решались, скорее, проблемы насущной необходимости. К числу таких относились благоустройство и частичная реконструкция наиболее тяжелых участков уличной системы и улучшение бытовых условий жизни.
Вопрос жилья стоял особенно остро. В Грузии, как и во всем Советском союзе, увеличивался объем внутренних миграций. Революция 1917-го года, годы коллективизации, последовавшие за ней, гражданская война усилили отток сельского населения в города. И весь этот поток нужно было, естественно, где-то размещать, обеспечивать жильем.
Частные дома, ранее принадлежавшие буржуазии и купечеству, национализировали и превратили в коммунальное жилье. Но, помимо этого, конечно, строили и новые дома для решения жилищной проблемы. Рост населения, территориальное расширение, развитие промышленности, интенсификация транспортного движения, возросшие культурно-бытовые нужды требовали незамедлительного составления перспективных планов развития городов.
В 1934 году был разработан генеральный план реконструкции Тбилиси (3. Курдиани, И. Малоземов, Г. Гогава, экономист Г. Шелейховский). Согласно плану, предусматривалось преимущественное развитие города на запад вверх по течению Куры. Большое внимание в генплане и при его практическом осуществлении уделялось реконструкции набережных Куры.
С этого времени в городе начинается активное строительство. Появляется большое количество общественных, административных зданий. В 1936 году в новом, осваиваемом районе появляется здание первого тбилисского государственного цирка. Авторами оригинального творения являются С. Сатунц и М. Непринцев, В. Урушадзе.
Правда циркового коллектива в нем пока еще нет. Еще одно зрелищное сооружение появляется на главном проспекте, это кинотеатр имени Ш. Руставели, построенный в 1939 году по проекту Н. Северова. В этом же районе в 1938 появляется самый первый корпус дома правительства. В те же годы на проспекте Руставели строится грузинский филиал института марксизма и ленинизма.
В Тбилиси появляется и первый футбольный стадион «Динамо». Стадион строится по проекту главного архитектора города А. Курдиани в 1937 году. За счет одного из обмелевших рукавов реки Мтквари, расширяют набережную. И в Тбилиси появляется мост, который в будущем жители назовут Сухим, потому что в прошлом тут протекала река.
В общем-то, строится много чего. Город растет, развивается, приобретает черты своего времени. Но начинается война, и строительство на время приостанавливается.
Послевоенная архитектура
За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, десятки тысяч заводов и фабрик. Восстановление всех этих потерь требовало серьезных финансовых и человеческих ресурсов. Так начинается новый этап в развитии строительства и архитектуре.
Советская архитектура послевоенного десятилетия отличается от предвоенной архитектуры большим масштабом, большей пышностью и более внятными отсылками к истории.
В 30-е годы в архитектуре не поощрялось прямое заимствование исторических мотивов. А патриотический подъем и потери значительной части архитектурного наследия позволили включить в репертуар архитекторов мотивы как средневековой национальной архитектуры, так и детали классицизма.
Уже через два года после окончания войны начинается холодная война, конфликт идеологий капитализма и социализма, который продлится до конца 80-х. И это самым естественным образом отражается во всех областях жизни, в том числе в архитектуре. Наиболее резко контраст архитектурной политики этих двух миров уже в ситуации холодной войны, сменившей период сотрудничества союзников, выразился в архитектуре выставочных ансамблей. Несмотря на потери, трудности и экономически сложную ситуацию, страны стремятся отметить возвращение к мирной жизни и проводят фестивали, праздники.
Так, Великобритания очень сильно пострадавшая не только от бомбежек, но еще и потому, что на эту страну взвалили финансовое бремя послевоенного восстановления части Германии, решила отметить возвращение к мирной жизни фестивалем «Британия». В центре Лондона на месте разбомбленных районов был построен выставочный ансамбль. Это была модернистская архитектура, скромная и без претензий. И не шла ни в какое сравнение с роскошным выставочным ансамблем в Москве.
Комплекс ВДНХ представляет собой живое воплощение амбициозной политики и культуры времени. Советский союз, понесший огромные потери в войне, нуждался в оптимизации средств и прагматичном строительстве больше, чем кто-либо другой, но еще больше он нуждался в закреплении триумфа победы.
Внешний облик страны должен был соответствовать статусу страны-победителя. Большая и измученная войной страна, одевалась в роскошные наряды. Одевалась, как женщина, которая, несмотря на все свои страдания, стремится доказать свое первенство и силу.
Архитектурные формы рассказывали о силе, мощи, и торжестве идеи. Стиль, характерными особенностями которого стали помпезность, пышность и обращение к классике (неоклассицизм), получил название сталинского ампира, по аналогии с французским словом империя.
Отечественная архитектура окончательно рвала с западным влиянием и пыталась создать новый, уникальный, свой стиль – империи триумфатора. При этом, под стилем сталинского ампира подразумевалось эклектическое смешивание самых разных исторических стилей от петербуржского классицизма до барокко
Сталинская архитектура в Тбилиси
Страны, которые были в составе СССР, находились в той же парадигме. Общие тенденции, естественно, отражались и на облике столиц союзных республик. Почти на каждом из сооруженных в послевоенное время зданий в Тбилиси лежит отпечаток той эпохи. Одним из ярких примеров архитектуры тех лет считаются дома на площади Марджанишвили.