топ 10 клонов майнкрафт
Minecraft
Cube World, 2019 год
Платформы: PC.
Cube World стартовала в формате альфа-версии ещё в 2013 году и сразу привлекла повышенное внимание. Её автор, Вольфрам фон Фанк (Wolfram von Funck), решил совместить идеи Minecraft, The Legend of Zelda и World of Warcraft. Получилась воксельная экшн-RPG в большом открытом мире, который очень удачно симулирует ощущение живой «песочницы» – в том числе благодаря тому, что тут есть масса поселений с жителями, туда-сюда бегают и дерутся с монстрами отряды приключенцев под управлением ИИ, можно посетить самые разные биомы и встретить много живности, включая котов и собак.
И посреди всего этого мы делаем то, что принять делать в любой RPG с открытым миром, – сражаемся, общаемся, выполняем квесты, прокачиваемся, зачищаем пещеры, выбиваем из врагов более крутой лут и свободно исследуем просторы. Благодаря разнообразию биомов, противников и живности, а также наличию сундуков с экипировкой, путешествовать действительно интересно. Особенно в кооперативе с друзьями. Дополнительный повод для изысканий – шанс найти особые артефакты для усиления умений, а также узнать тайны древней цивилизации, которой эти артефакты, судя по всему, и принадлежали.
Плюс, конечно, мы крафтим предметы и готовим еду. И делать это можно героем одного из четырёх классов – воином, следопытом, магом или разбойником. Ему ещё и расу выбрать нужно, что позволяет играть за самых необычных персонажей, в том числе за лягушку.
Так вот, Вольфрам фон Фанк после выхода альфа-версии выпал из поля зрения на пять-шесть лет и перестал выпускать обновления. А в прошлом году неожиданно объявился и пообещал полноценный релиз в Steam. Не всем, правда, понравилось, что из этого получилось, – автор изменил принцип прокачки, сделав упор на гринд и поиск более крутой экипировки. Но многим, как известно, гринд только нравится. Если это ваше – смело пробуйте Cube World.
Roblox, 2006 год
Платформы: PC, iOS, Android, Xbox One.
На самом деле, называть Roblox клоном Minecraft неправильно – первая версия этой игры стартовала на два с лишним года раньше. Как бы то ни было, сходство налицо. Roblox выросла в целую онлайновую платформу, особенно популярную среди детей и подростков (моя дочка не даст соврать!). Там можно не только крафтить вещи, исследовать миры, созданные другими пользователями, но и делать собственные игры разных жанров и делиться ими с сообществом. В Roblox царит практически полная свобода.
Платформа стала настолько известной среди игроков и разработчиков, что на ней проводятся реальные и виртуальные события – есть даже своя Roblox Developer Conference. А с 2017 года компания Jazwares выпускает игрушечные мини-фигурки на основе пользовательского контента.
К слову, именно создание разных причудливых персонажей, напоминающих стилем фигурки LEGO, является чуть ли не самым популярным занятием в Roblox. В итоге по состоянию на август 2019 года Roblox имела более 100 миллионов активных пользователей в месяц и обгоняла по этому показателю Minecraft.
LEGO Worlds, 2017 год
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch.
Естественно, компания LEGO, видя успех строительно-конструкторских Minecraft и Roblox с её мини-фигурками, не могла оставаться в стороне. И в 2017 году выпустила свою вариацию на заданную тему. В LEGO Worlds игроков также выпускают в огромную «песочницу», позволяя им создавать из блоков конструктора всё, что их творческая душа пожелает.
Игру выгодно отличают юмор и фантазия. Можно создавать самые разные миры, в том числе совершенно необычные и смешные, и исследовать их хоть на вертолёте, хоть на мотоцикле, драконе или даже горилле. И населять эти миры разрешают как добрыми, так и злыми персонажами в различных нарядах и с различными чертами, при этом созданные игроками существа могут оживать и общаться с ними и между собой.
Редактор позволяет строить по одному блоку или использовать готовые постройки LEGO, чтобы возводить целые страны и королевства, а с мультиинструментами можно менять ландшафт, превращая целые горные хребты в тропические острова и наоборот. Поиск сокровищ, которые пригодятся в строительстве, прилагается.
Ещё одна «фишка» – возможность поиграть в некоторые классические и современные наборы LEGO. Правда, есть и минусы – не лучшая оптимизация и отсутствие таких очевидных вещей, как крафт предметов.
Castle Story, 2017 год
Платформы: PC.
Эту игру, в своё время собиравшую бюджет на Kickstarter, одобрил сам Маркус Перссон (Markus Persson), создатель Minecraft. В Castle Story тоже можно строить разные воксельные объекты, от деревень до замков. И есть два режима – одиночный и онлайновый, где вы выживаете вместе с другими пользователями. Ну, или сражаетесь с ними в режиме «Захват».
По сути своей это уже стратегия, чем-то напоминающая Dwarf Fortress и игры в стиле tower defense. Мы управляем забавными жёлтыми созданиями, бриктронами (Bricktrons), которые днём строят и укрепляют крепость, а ночью отбиваются от агрессивных корруптронов (Corruptrons). Естественно, для защиты можно и нужно возводить башни со стрелками, расставлять катапульты, ловушки и взрывающиеся бочки.
У Castle Story тоже были явные проблемы с оптимизацией, управлением, да и ИИ наших подопечных не всегда адекватно справляется с поставленными задачами. Но тут важно, что разработчики всегда остаются на связи и игра вроде бы продолжает развиваться даже после релиза.
Stonehearth, 2018 год
Платформы: PC.
Ещё одна стратегия по мотивам Minecraft. В Stonehearth мы должны помочь группе поселенцев освоиться на новых землях. Поначалу придётся столкнуться с массой трудностей: нужно построить для них жильё (а скорее, убежище от мародёров, гоблинов и прочих угроз), наладить снабжение продовольствием, занимаясь сельским хозяйством и животноводством. Есть и торговля с караванами.
Ну и в целом нужно следить за настроениями подопечных. А когда окрепнете и найдёте способ расширяться, надо будет самому решить, какая судьба ждёт ваших людей – будете вы строить великую империю, торговый город или монастырь.
Строительство в Stonehearth, естественно, модульное, позволяющее и городские здания придумывать, и людей, и существ – и всем этим можно делиться с друзьями. Особая деталь – прокачка поселенцев и распределение обязанностей между ними. Каждому тут необходимо поручать определённую работу – сражаться и защищать, добывать ресурсы, строить или крафтить. По мере выполнения заданий ваши подопечные растут в уровнях, и это может открыть для них новые виды деятельности. Ну и, конечно, всех придётся обеспечивать необходимыми для работы инструментами, создавая их.
Stonehearth также поддерживает пользовательские модули, что, безусловно, очень хорошо. Плохо то, что с оптимизацией и тут не всё гладко, а обновления выходят, мягко говоря, не очень часто.
Voxel Turf, 2017 год
Платформы: PC.
Также в Voxel Turf позволяют сражаться за новую территорию, штурмуя вражеские и защищая свои базы, и выполнять различные квесты. И делать это разрешают вместе с другими игроками – в наличии и кооператив, и PvP.
Особый интерес представляет стратегический режим, где мы начинаем игру в процедурно сгенерированном городе и сражаемся за контроль над ним вместе с 16 другими фракциями. В процессе придётся использовать в том числе и дипломатию. А ещё игра поддерживает пользовательские моды через Steam Workshop.
Total Miner, 2017 год
Платформы: PC.
Total Miner – открытая воксельная «песочница», которая, как и Roblox, является одновременно и игрой, и этакой платформой для создания своих проектов. Можно играть в привычном приключенческом режиме выживания, где больше, чем в Minecraft, уделено внимания RPG-элементам и умениям героев.
А можно творить, используя функции продвинутого, но при этом достаточно удобного и доступного редактора – там множество блоков, готовых объектов, инструментов, биомов, моделей персонажей, которым можно прописывать характеры и диалоговые ветки. Так получится создавать свои миры, наполнять их своими героями и злодеями, боссами, квестами и мини-играми.
Изначально многие жаловались, что в Total Miner не хватает мультиплеера, но он уже находится в разработке на стадии «беты». Да и сама игра ещё не вышла из раннего доступа, однако уже считается одним из самых перспективных и красивых клонов Minecraft.
Trove, 2015 год
Платформы: PC, Xbox One, PlayStation 4.
Вот где точно нет проблем с мультиплеером, так это в Trove. Тут у нас полноценная MMORPG, сделанная в духе Minecraft. То есть всё кубическое и очень разрушаемое, при этом вы можете не только сражаться, ходить в рейды, зачищать подземелья, собирать лут и прокачивать персонажей самых разных классов (включая пирата-с-попугаем), но и строить из блоков всё, что взбредёт в голову. Собственный дом, магический замок в небесах, уникальные подземелья, логова с придуманными вами драконами, костюмы для разных классов? Легко!
Естественно, делать это разрешают и в компании друзей. А ещё тут можно рыбачить, плавать на лодках, летать на драконах, исследовать мир верхом на мурлыкающих «мяунтах» и общаться с «конфетными варварами-сладкоежками».
Тут некоторые жалуются на гринд и плохую оптимизацию, но многие из этих критиков наиграли в Trove сотни часов. То есть она в любом случае затягивает со страшной силой, хоть гринда и действительно хватает. Решайте сами, но мы, если что, предупредили.
Creativerse, 2017 год
Платформы: PC.
Едва ли не самый красивый клон Minecraft в нашей подборке. Правда, есть и побочный эффект – могут возникнуть тормоза, когда на экране много объектов. А их тут действительно много. Это огромная, красивая и очень свободная «песочница», где ваши возможности ограничены прежде всего вашей фантазией.
Построить дом, вырастить урожай, приручить какую-нибудь животинку, варить зелья, готовить еду, изобретать механические конструкции – выбирайте по вкусу, а лучше делайте и то, и другое, и третье. Можно и на какую-нибудь заснеженную гору подняться, и под землю спуститься, обнаружив там уникальные биомы. Позволяют даже природой управлять, влияя на смену дня и ночи, температуру воздуха, погоду и даже на рост деревьев и животных.
Строить же нужно не с помощью примитивной кирки, а используя особую механическую перчатку, что находит своё отражение в геймплее – она позволяет в числе прочего управлять беспроводными механизмами и программами, а также переставлять блоки. Чтобы создать уникальное приключение или целый мир и пригласить туда друзей (в Creativerse есть кооператив), разрешают использовать уже готовые чертежи – ну, или собственное воображение, которому помогут более 400 готовых предметов.
Также можно использовать наработки из «Мастерской Steam», плотная интеграция с которой является одной из особенностей Creativerse. Единственный на сегодня серьёзный минус для отечественных поклонников жанра – отсутствие русского языка. Зато в своей базовой версии игра бесплатна.
12 лучших игр, действительно похожих на Minecraft
В 2009 году шведский программист Маркус Перссон написал на Java инди-игру в жанре песочницы, назвав ее Minecraft. Спустя 2 года нерегулярных тестов вышла первая версия для Windows. Еще через 2 года Microsoft купил Minecraft у Перссона за 2,5 миллиона долларов.
С момента выхода Minecraft прошло 10 лет. Естественно, у игры появилась масса клонов разной степени удачности. Хотя ни один из них не стал Майнкрафту реальным конкурентом, некоторые получились весьма играбельными, в том числе – за счет оригинальных механик. В этой статье мы рассмотрим лучших представителей сегмента.
Cube Life: Island Survival
Разработчик: Cypronia
Год выхода: 2018 (на ПК)
Первоначально этот инди-проект разрабатывался для Nintendo eShop. Когда в европейском чарте он занял первое место, разработчик понял, что ему удалось. Игру оперативно портировали на другие платформы, до Windows она добрались только в 2018-м. Отзывы в Стиме получила смешанные, хотя проект активно развивается и собрал массу поклонников.
По сути, это клон Майнкрафта в самом прямом смысле. Большой открытый мир с воксельной графикой, где игрок добывает ресурсы и строит, строит, строит… Разница в том, что здесь в основе игровой карты – океан, по которому разбросано бесконечное множество рандомно генерируемых островов. Игроку предстоит путешествовать от острова к острову, сталкиваясь с агрессивно настроенной флорой и фауной. С местными народцами можно договариваться, но с некоторыми проще блицкригом. Есть что-то вроде «мировых боссов», вроде кракена, которого без пушек не завалить.
Stonehearth
Разработчик: Radiant Entertainment
Год выхода: 2018
Тоже инди-проект, и к этому нужно привыкнуть – с майнкрафтовыми песочницами (почти) не бывает иначе. В отличие от Cube Life, Stonehearth сразу делалась под ПК и ни в каких чартах не лидировала. Зато два года стабильно получает преимущественно положительные отзывы и в целом стоит своих денег.
Сразу к отличиям – это не просто песочница, здесь явно выделяются дополнительные жанры RPG и RTS. Есть даже подобие сюжета – игрок управляет группой поселенцев, которые бежали с родины в неизведанные земли. Теперь их цель – построить свой новый мир. Дальше начинается Майнкрафт, но в масштабах поселения – игроку предстоит развивать целый город, снабжая его ресурсами, необходимыми для выживания, и попутно отбиваясь от агрессивных аборигенов. Поселенцам можно выбирать специализацию, со временем они повышают свой уровень и начинают трудиться на благо социума куда эффективнее.
PixARK
Разработчик: Snail Games USA
Год издания: 2019
Игра вышла относительно недавно, поэтому делать прогнозы рано. Однако с момента выхода в Стиме PixARK получает по большей части положительные отзывы. Отрицательные такие же, как у любой крафтовой ММО с открытым миром. То есть за ночь клан неспящих китайцев может без труда зарейдить даже самую застроенную базу.
Играть в PixARK можно и соло, но это все равно, что играть соло в Conan Exiles или любой аналог. То есть – долго, нудно и опасно. В целом, это Майнкрафт, заточенный под социальное взаимодействие. Здесь тоже огромный процедурно-генерируемый мир с исследованиями, добычей ресурсов и строительством. Но упор – на возведение базы и защиту нажитого скарба от других игроков. Любопытная фишка – приручение местной живности, среди которой явно доминируют динозаврообразные. То есть ARK в названии не случайно – это упрощенный воксельный клон того самого Арка.
Colony Survival
Разработчик: Pipliz
Год издания: 2017
Эту красоту пилит всего пара человек, и на данный момент у них одна проблема – отсутствие грамотной маркетинговой компании. Потому что игра стабильно развивается уже который год, в ней почти не осталось критических багов, отзывы крайне положительные, но… О ней реально мало знают!
Между тем, Colony Survival – действительно качественная альтернатива Майнкрафту. Основа та же – открытый мир, ресурсы, строительные блоки. Как и в Stonehearth, здесь нужно развивать свою колонию, только RPG элементов вообще нет, а элементы RTS сведены к минимуму. Выживать в разы сложнее, потому что ресурсов меньше, а фауна агрессивнее. Но главная особенность – экспансия. Когда колония развивается до уровня полноценного государства, появляется возможность создавать новые поселения в принципиально иных биомах. Тут смело начинаем ощущать себя Колониальной державой XVI века. Потом XVII, потом XVIII. Ведь прогресс не стоит на месте…
Trove
Разработчик: Trion Worlds
Год выхода: 2015
Глядя на разработчика, вы делаете верные выводы – большинство майнкрафт-клонов выпускается независимыми ребятами, но не все. Этот клон сваяла та же контора, которая создала RIFT (на свое время – прорыв, но ныне закономерно почивший). Причем опыт Рифта заметен – игра представляет собой действительно уникальную смесь песочницы и ММО в его традиционном понимании. То есть – с РБ и кланварами.
Мир в Trove один на всех, но действительно большой и с ресурсами проблем нет. Тем более, что добыче и строительству уделяется меньше времени, чем у других представителей жанра. Начинается все с индивидуального крафта, а поселения и крепости – уже клановый уровень. Изначально игрок выбирает один из дюжины классов – от рыцаря с мечом до стрелка с пистолетом. А дальше, как в какой-нибудь LA2 времен первых хроник: классическая система подземелий и рейд-боссов, гриндовая прокачка. Есть даже какой-никакой лор! Фишка игры – мобильные базы, что позволяет эффективно защищаться от «зергов». А еще можно создавать внутренние соло и клубные миры, доступ в которые получают только по приглашению.
Voxel Turf
Разработчик: L Twigger
Год выхода: 2017
Самое что ни есть инди – игру делал один человек. Глядя на опыт предшественников, он решил отойти от шаблонов и совместить классический Майнкрафт с… GTA! Причем во всех смыслах – от сеттинга до игровых механик. Но с крафтом и строительством. Получилось свежо и по-настоящему нетривиально.
Voxel Turf позиционируется как «городская песочница». Есть условный лор, воплощенный в биографии главного героя. Сверхцели нет, как и сюжетных цепочек. Задача игрока – построить свою преступную империю. Начинает он с малого – крафтит первую пушку и угоняет первую тачку. С опытом все усложняется – крафтить предстоит дома, а угонять корабли и вертолеты. Причем крафт действительно масштабный – есть 15к разных блоков, а с патчами их число все растет. Недавно разработчик добавил несколько режимов со свободным строительством и режим стратегии, где в процедурно-генерируемом городе у игрока 15 противников ИИ, которые делают то же, что и он.
Total Miner
Разработчик: Studio Forge Ltd
Год выхода: 2017
Изначально ребята планировали просто скопировать Майнкрафт, поставив его на новые графические лыжи. Но в итоге сделали нечто самобытное – сейчас игра позиционируется как среда для разработки RPG и реально может использоваться в этой роли. Хотя в ней довольно много режимов, включая свободное строительство и экшн с элементами выживалки.
Итак, по базе все типично – процедурно-генерируемая карта, воксельная графика, море крафта и никаких ограничений. Отличие от аналогов в том, что можно не просто строить объекты, а «заливать» ими сколь угодно большие территории, задавая определенный алгоритм, по которому игра сама все «достроит». Звучит жутко, но реализовано просто. Например, игрок «заливает» территорию лесом, задавая его густоту, ширину тропинок, их ветвление. Можно выставлять NPC с разными функциями и даже писать квесты. Вот что значит «среда для разработки RPG». А в версии для Xbox 360 еще и ММО-режим есть.
Cube World
Разработчик: Picroma
Год издания: 2019
Смотрите на название и думаете «Ну, тут все понятно!». Не совсем так, потому что клоном Майнкрафта игру можно назвать с большой натяжкой. Схожи они по базовым параметрам – генерируемая песочница, открытый мир, крафт. Но на этом все, потому что Cube World – это приключенческая экшн/RPG, заточенная на исследование фантастического мира с проработанной системой боя, у которой даже среди игр ААА-класса немного аналогов.
Gnomoria
Разработчик: Robotronic Games
Год выхода: 2016
Маркус Перссон (разработчик Minecraft) неоднократно утверждал, что вдохновлялся Dwarf Fortress. Игру выпустили в 2002 году, она давно признана классикой, а воинство ее поклонников кажется воистину бессмертным. Взглянув на это, ребята из Robotronic Games решили, что опыт Перссона можно переложить на ту самую классику, допилив его до современных стандартов.
И получилось неплохо! Gnomoria – это воксельная песочница, но с видом от третьего лица и упором на RTS-составляющую. Мир, как мы уже привыкли, генерируется рандомно, а игроку предстоит управлять группой гномов, которые строят себе новый дом. Гринда и крафта действительно много, но он не надоедает, потому что управление непрямое – игрок только раздает приказы. Развитие гномьего города – отдельная тема. Тут все заточено на механику – для развития нужно создавать сложные паровые машины, которые позволят автоматизировать производство ресурсов. Ну а глобально – никаких ограничений. Можно в дипломатию, можно в войну. Агрессоров на карте хватает.
ClassiCube
Разработчик: ClassiCube Team
Год выхода: 2019
Внезапный ремейк Майнкрафта образца 2009 года, когда игра еще не была портирована на большинство платформ и определялась просто – «про строительство». Здесь нет элементов RPG, RTS и прочих новшеств, все максимально просто – есть кубики и желание что-то из них строить. А что именно – определяет фантазия игрока.
ClassiCube предлагает только онлайновые сервера, без соло режимов. Боевки нет, но гриферы есть – никто не мешает одному игроку начать достраивать/перестраивать здание другого игрока. Ключевая особенность игры – возможность заливать собственные текстуры строительных блоков. Можно взять их хоть из оригинального Майнкрафта или нарисовать самому. Создатель сервера может заливать готовые текстурные паки, которые смогут использовать все игроки. То есть в данном случае фраза «никаких ограничений» используется по прямому назначению. Плюс открытые исходники – раздолье для кодеров.
Cubic Castles
Разработчик: Cosmic Cow LLC
Год выхода: 2014
Cubic Castles заточена под онлайн – здесь один колоссальный мир, в котором игроки взаимодействуют на экономическом уровне. То есть можно производить ресурсы и продавать их другим игрокам – не EVE конечно, но в целом экономика в игре есть, и она работает. Представлены десятки биомов с сотнями ресурсов, из которых можно строить абсолютно любые конструкции. Разнообразная фауна привносит свой колорит. Можно, например, разводить бабочек или жирафов. Еще одна фишка – возможность создавать полосы препятствий, при прохождении которых игра резко становится платформером.
Creativerse
Разработчик: Playful Corp
Год выпуска: 2017
Завершим наш топ не вполне клоном Майнкрафта, но определенно его идейным наследником. Здесь тоже среди жанров можно перечислить песочницу с открытым миром, но в целом это скорее приключенческая ММО с динамическим, свободно изменяемым окружением. А еще это единственная бесплатная игра в нашем топе.
Основа социального взаимодействия в Creativerse – PVE рейды по данжам, где можно найти особо ценные ресурсы. Крафт простой и интересный одновременно – игрок при помощи «особой силы» может сходу трансформировать один ресурс в другой, но не в любой, было бы слишком просто. Сейчас в игре 400 разных блоков для строительства, но с каждым патчем их число растет. Важный нюанс – строить можно как в общем мире, так и в локальных закрытых мирах, так что гриферы не опасны. Есть система технологических уровней и даже цепочки квестов. Плюс красивая графика – самая красивая из всех игр в этом рейтинге.
Игры, не вошедшие в ТОП
У Minecraft десятки клонов, многие успешны и популярны. Помимо выше приведенных – Starbound, Craft The World, Dragon Quest Builders, Crafting Dead, Boundless, список можно продолжать. У каждой игры – свои фишки и особые механики. Некоторые действительно оригиналы, а кому-то даже удалось создать самобытный жанр (например, Cubic Castles или Voxel Turf). Но все эти проекты объединяет одно – свободное творчество, фантазия без границ. Наверное «майнкрафты» – это самые добрые игры, попробовать которые стоит каждому. Благо – есть среди них бесплатные.