что такое гэс в моде
Гидроэлектростанция (ГЭС)
Гидроэлектростанция (ГЭС) — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока.
На высоконапорных ГЭС применяются ковшовые и радиально-осевые турбины с металлическими спиральными камерами.
На средненапорных ГЭС применяются поворотнолопастные и радиально-осевые турбины.
На низконапорных ГЭС применяются поворотнолопастные турбины в железобетонных камерах.
ГЭС делятся в зависимости от принципа использования природных ресурсов:
На русловых ГЭС напор воды создается посредством установки плотины, полностью перегораживающей реку, или поднимающей уровень воды в ней на необходимую отметку.
Такие гидроэлектростанции на горных реках, в местах, где русло реки более узкое, сжатое.
Вода подается непосредственно к турбинам ГЭС.
На приплотинных ГЭС напор воды также создается при полном перегораживании плотины, здание ГЭС располагается за плотиной, в нижней её части.
Вода, имеющая большее давление, нежели на русловых ГЭС, подводится к турбинам через специальные напорные тоннели.
На деривационных ГЭС необходимая концентрация воды посредством деривации.
Вода подводится непосредственно к зданию ГЭС.
На гидроаккумулирующих ГЭС (обозначаемых ГАЭС) вырабатываемая электроэнергия аккумулируется и используется в моменты пиковых нагрузок.
В течение времени не пиковой нагрузки агрегаты ГАЭС работают как насосы от внешних источников энергии, когда её стоимость не высока (например, ночью), и закачивают воду в специально оборудованные верхние бассейны.
В моменты пиковых нагрузок вода из них поступает в напорный трубопровод и приводит в действие турбины.
Для производства электрической энергии используются возобновляемые природные ресурсы, поэтому конечная стоимость получаемой электроэнергии ниже, чем при использовании других видов электростанций, и нет вредных выбросов в атмосферу.
Однако построить ГЭС можно только там, где можно создать большой напор воды.
Создаваемые при этом водохранилища обычно заливают большую территорию земли, иногда это приводит к нарушению экологического равновесия.
Крупнейшая гидроэлектростанция мира «Три ущелья»: как китайцы покорили великую реку Евразии
Как и в случае с Цинхай-Тибетской железной дорогой, вдохновителем грандиозного гидротехнического сооружения является «революционный отец» китайской нации Сунь Ятсен. Все в том же своем труде «План реконструкции Китая» еще в 1920 году он предсказал возможность (и необходимость) строительства в каньоне Санься (в переводе «Три ущелья») ГЭС мощностью в 30 млн лошадиных сил. К практической реализации этой задумки смогли приступить только к концу Второй мировой войны. В 1944 году правительство Гоминьдана пригласило для инспекции каньона выдающегося американского инженера Джона Сэвиджа, проектировавшего, помимо прочего, и знаменитую плотину Гувера в США. На сохранившемся архивном снимке Сэвидж на лодке осматривает место будущей, но так и не случившейся великой стройки капитализма.
К 1945 году Сэвидж даже представил Чан Кайши свой проект гигантской ГЭС, однако ему было не суждено воплотиться в жизнь: в стране возобновилась гражданская война между Гоминьданом и коммунистами во главе с Мао Цзэдуном.
В 1950-е к проекту ГЭС в Санься вернулись уже власти Китайской Народной Республики. Первоначально инженеры предлагали возвести на Янцзы плотину высотой 235 метров, однако создаваемое в таком случае водохранилище потребовало бы затопления около половины территории крупного мегаполиса Чунцин, сноса тысяч зданий и переселения только из этого города и его окрестностей около 2 млн человек. Председатель Мао на такие затраты идти был не готов и предложил вместо электростанции в «Трех ущельях» возвести куда более скромную ГЭС Гэчжоуба ниже по течению реки.
Впрочем, и за нее взялись далеко не сразу. В конце 1950-х у КНР резко обострились отношения с Советским Союзом, параллельно Великий Кормчий ударился в Большой скачок, борьбу с воробьями, заплывы по Янцзы и культурную революцию. Работы над Гэчжоуба начались только в 1970 году и растянулись на долгих 18 лет. Гидроагрегаты ГЭС мощностью 2715 МВт сдавались на протяжении 1980-х годов (последний — в 1988-м) и в значительной степени удовлетворили темпы роста потребности китайской экономики в электроэнергии в этом десятилетии.
Под Норильском после реконструкции запустили уникальную ГЭС. Как самая северная электростанция улучшит жизнь в Арктике?
Компания «Норникель» (крупнейший мировой производитель палладия и высокосортного никеля) объявил о запуске после модернизации Усть-Хантайской ГЭС, которая находится в Красноярском крае, у поселка Снежногорск в 140 километрах от Норильска. Электростанция начала работать на полную мощность после того, как специалисты заменили последний из семи гидроагрегатов. Это помогло увеличить мощность всех гидроагрегатов и эффективность станции, а также повысить эксплуатационную надежность оборудования, говорится в сообщении компании.
Благодаря модернизации мощность ГЭС увеличилась с 441 до 511 мегаватт. Теперь энергообъект соответствует всем современным и экологическим требованиям.
Кроме того, были реконструированы машинный зал и электрический цех, построена новая компрессорная станция, новая автоматизированная система диспетчерского управления. Инвестиции в новое оборудование для ГЭС составили около 7,5 миллиарда рублей.
Работы велись поэтапно, они не влияли на работу энергосистемы.
Трансляция запуска Усть-Хантайской ГЭС велась на YouTube-канале компании «Норникель». На церемонии открытия присутствовали министр энергетики России Николай Шульгинов и губернатор Красноярского края Александр Усс; с ними на связи был заместитель полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе Вадим Головко.
«Цель достигнута, поздравляю всех», — доложили на станции после пуска.
По словам вице-президента компании, руководителя энергетического дивизиона Евгения Федорова, электростанция работает в крайне суровых климатических условиях и является одним из основных элементов таймырской энергосистемы.
Глава Красноярского края Александр Усс, в свою очередь, отметил, что модернизация Усть-Хантайской ГЭС ожидалась давно и шла несколько лет. «Это значимый результат, который окажет свое влияние прежде всего на повышение устойчивости энергосистемы в этом изолированном, а значит, сложном регионе», — подчеркнул губернатор.
Он добавил, что Таймыр, который получает электричество от станции, — активно развивающаяся территория российского значения, поэтому модернизация Усть-Хантайской ГЭС создает энергетические предпосылки для наращивания экономической активности на полуострове.
Электростанция, построенная на реке Хантайка в чрезвычайно суровых условиях в период с 1963 по 1975 год, считается самой северной крупной ГЭС в стране, а также одной из самых северных в мире. Кроме того, это первая ГЭС Заполярья.
Усть-Хантайская ГЭС — гидростанция подземного типа. Ее машинный зал находится в теле скалы, а турбина уходит на глубину 60 метров. Протяженность плотин и дамб составляет почти пять километров.
Станция снабжает электроэнергией предприятия Норильского промышленного района и жилищно-коммунальный комплекс Норильска, Игарки и Дудинки.
Энергосистема региона территориально и технологически изолирована от единой энергетической системы страны, что предъявляет к работе ГЭС повышенные требования по надежности и стабильности, отметили в «Норникеле». Семь гидроагрегатов, которые были заменены, отработали порядка 50 лет. КПД нового оборудование приближается к 95 процентам.
В июне 2021 года «Норникель» и правительство Красноярского края подписали соглашение об оказании поддержки бизнесу, реализующему инвестиционные проекты в регионе. В числе таких проектов, например, — строительство новых добывающих мощностей и модернизация шахты «Заполярная» («Южный кластер»). Этот проект даст до двух тысяч дополнительных рабочих мест в Норильском промышленном районе.
Кроме того, компания планирует реализовать на территории региона социальные и инфраструктурные проекты, способствующие социально-экономическому развитию Красноярского края. Вместе с тем приоритетными являются социокультурное, образовательное и научные направления, поддержка развития малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности.
«ГЭС-2» — новое место силы на культурной карте Москвы
4 декабря в сердце Москвы открывается «ГЭС-2» — культурный центр, который, по замыслу создателей, должен стать такой же доминантой в российском арт-ландшафте, как его синие трубы на панораме столицы
«Cвятые варвары». «ГЭС-2», который откроется двухлетней программой с таким названием, намерен поставить вопрос ребром. Не наш извечный «кто виноват и что делать?». А, пожалуй, даже более животрепещущий: кто мы с вами, жители современной России, такие? Где зерно истины, затерявшееся между клише о святых и варварах, матрешках и медведях, особом пути и мосте между Европой и Азией?
Вообще, вопрос, что такое настоящая Россия и какие истории про нее надо рассказывать, чтобы сломать стереотипы, волнует уроженку итальянского Бонефро и главного идеолога «ГЭС-2» Терезу Мавику всю сознательную жизнь. Причем территорию, на которой надо искать ответы, — искусство — она нащупала довольно быстро. Выпускница Университета Востока в Неаполе по специальности «советология», Тереза приехала в 1989 году изучать в Академии имени Плеханова новый закон о кооперативах. Собиралась на три месяца, а осталась на всю жизнь, потому что поняла, что самое классное тут — не сухие теории, а люди, причем самые яркие из них — художники.
Ее многолетнее сотрудничество с пятым номером в списке «Форбс» Леонидом Михельсоном во многом началось с разговора о том, что наша страна не умеет себя «продавать». «Я говорила, что Россия общается с миром языком политики и экономики, а если бы общалась языком культуры, у нее сложился бы совсем другой образ, — у Терезы теплая улыбка и очаровательный итальянский акцент. — Узнав, что я из Италии, люди мне отвечают: «О, какая прекрасная страна! Страна искусства». При этом в ней существует огромное количество проблем, но о них мало кто вспоминает. И с Россией может быть то же самое. В первую очередь ее должны считать страной музыки, балета, литературы, художников. Но для этого про нее надо рассказывать правильные истории».
В 2009 году Михельсон и Мавика основали фонд V–A–C, названный в честь дочери Леонида «Виктория — искусство быть современным». Виктория Михельсон, изучавшая современное искусство в Британии и Америке, сейчас занимает пост директора по развитию и, говорят, принимает самое непосредственное участие в работе фонда, но держится вне софитов. Так вот, все эти годы V–A–C занимался главным образом тем, что рассказывал истории о России европейским интеллектуалам и модной публике. Привозил в Венецию, где с 2017 года окончательно обосновался в палаццо на набережной Дзаттере, молодых русских художников вроде Арсения Жиляева и показывал их рядом с европейскими мэтрами. Доказывал, что российское искусство не ограничивается Малевичем и Кабаковым. А в Москве устраивал арт-интервенции то в подзабытые залы, например в Музей революции 1905 года на Красной Пресне, то в, казалось бы, такие неприступные оплоты классики, как Третьяковская галерея.
«Мы все время находились между институциями, между городами, — говорит Катерина Чучалина, старший куратор V–A–C. — Мы старались связать между собой людей, события и контексты, и теперь эта сеть настолько уплотнилась, что она материализуется в виде огромного пространства в центре Москвы».
В 2014 году фонд приобрел построенное в 1907 году здание бывшей электростанции на Болотной набережной и заказал архитектору Ренцо Пьяно, автору Центра Помпиду, реконструкцию стоимостью примерно 150 миллионов евро. Не зря Тереза Мавика когда-то подкупала Леонида Михельсона, не только бизнесмена, но и инженера-строителя по образованию, словами: «Все, что будет построено, со временем иcчезнет, навсегда останется только культура. Нет больше Римской империи, но есть Колизей, нет больше Медичи, но есть галерея Уффици. Вот что следует делать: сегодня создавать наследие на завтра».
На Терезе Мавике: шелковое платье, кожаные туфли и сумка, все Balenciaga; колготки, Falke
Вопрос с наследием, похоже, решен. Стеклянно-бетонные своды 20-метровой высоты, 20 000 квадратных метров, синие лучи труб на месте шпиля — «ГЭС-2» можно было бы назвать храмом искусства. Но его создатели предпочитают антиклерикальный Дом культуры, в котором видят не столько советскую ностальгию, сколько демократичность. Плюс сочетание искусства, творчества, общения, отдыха, учебы — на Болотной набережной они будут неразделимы.
«В Венеции и в прошлом в Москве мы делали проекты, что называется, «для своих», четко понимая, кому именно они адресованы, а на «ГЭС-2» мы открываем себя городу, где живут самые разные люди, — говорит Тереза. — Я с самого начала объясняла своим сотрудникам: неподалеку от нас, в парке «Зарядье», гуляют горожане, может быть, совсем не заинтересованные в искусстве, вот с ними мы и должны налаживать отношения. Эксклюзивное пространство создать легко, а вот сделать, как говорит Леонид Викторович, «для всех» гораздо сложнее».
Так, Тереза отказалась называть новую институцию музеем не потому, что музей плох, а потому, что в центре его внимания — артефакт. В фокусе «ГЭС-2» должны быть люди. Так возникло определение «Дом культуры». «Я была поражена, когда обнаружила, что это не советская инициатива, что первый Дом культуры открыли в Томске в 1882 году. Для чего? Чтобы люди были вместе. Музей изначально родился как архив, сейчас же лучшие умы мира пытаются перепридумать его формат. Это связано с острым вопросом: что мы можем предложить публике? Почему она должна идти к нам, а не в боулинг или на шопинг? И мне кажется, правильный ответ — близость и заботу. Ощущение единства и равенства. Как на картинах старых мастеров, где на площади рядом банкир, ремесленник, жонглер. Площадь принадлежит всем».
Элитарность и внешняя неприступность — проблема, которую сейчас стараются победить все продвинутые культурные институции. «Мы открыты для всех», — чуть ли не в унисон говорят директор Пушкинского Марина Лошак и создательница нижегородского «Арсенала» Анна Гор. Даже патриарх и блюститель традиций Михаил Борисович Пиотровский старательно вовлекает молодежь, следит за соцсетями и предлагает считать первый этаж Главного штаба продолжением Дворцовой площади, куда можно зайти в кафе, в магазин, а там и к импрессионистам подняться.
Художественный директор V–A–C Франческо Манакорда, который присоединился к команде Терезы в 2017 году, а до этого пять лет возглавлял «Tate Ливерпуль», говорит, что это общая проблема. «Мы работали с детьми из одного из самых обездоленных районов города, и одна мама сказала мне, что, пока ее сын не начал ходить к нам на занятия, у нее было чувство, что ей не позволено войти в музей. Так что цель у всех одинаковая — создать у людей ощущение, что это пространство для них, а не для художников, искусствоведов или почетных гостей».
«Мы провели исследование и поняли, что аудитория по большей части испугана, — продолжает Тереза. — Она настороженно относится к современному искусству, но дело в том, что искусство только тогда современно, когда соотносится с настоящим временем. Если ты его не любишь, скорее всего, ты не любишь мир, в котором живешь. И хорошо бы с этим разобраться, ведь жизнь только одна. То есть наша задача сделать так, чтобы люди воспринимали искусство не как чужеродную практику, а как шанс больше понять про себя и других».
На Катерине Чучалиной: шелковые рубашка и юбка, все Gucci; кожаные босоножки, By Far. На Франческо Манакорде: нейлоновый тренч, шерстяные пуловер и брюки, кожаные ботинки, все Prada
Потому и откроется «ГЭС-2» с разговора о святых варварах, которые суть дословный перевод названия «Санта-Барбара». «Этот сериал приковывал миллионы россиян к экранам, повествуя о совершенно чуждой им жизни и чуждых ценностях. Прижились ли они здесь? Поддались ли мы культурной колонизации?» — говорит Тереза. Поиском ответов займется исландский художник Рагнар Кьяртанссон, который со столичными актерами будет каждый день переснимать по одному эпизоду из сериала, и зритель сможет и оказаться на съемочной площадке, и посмотреть отснятый материал.
Темами следующих сезонов (каждый длиной по полгода) станут правда, Родина-мать и космос. Их рассмотрят через призму арта, музыки, театра, танца, моды. Часть работ будет создаваться тут же, в полукруглых кирпичных «Сводах», которые прежде служили складами водочной фабрики, а теперь станут мастерскими для художников, фотографов, дизайнеров и скульпторов. Создание условий для рождения искусства — вторая миссия «ГЭС-2» и V–A–C. Поддержке женщин-художников будет посвящена особая совместная программа с Chanel.
«Это интересный момент, когда поколение зрителей выросло, а поколение творцов только появляется, — комментирует куратор и представитель ярмарки Art Basel в России Николай Палажченко. — Сегодня в музеи ходят люди от 20 до 40 лет, для которых искусство — неотъемлемая часть жизни, они им глубоко интересуются, начинают собирать. Обычно искусство обгоняет время, а сейчас оно зачастую решает задачи, которые зрителей уже не интересуют. И «ГЭС-2» может стать тем местом, где материализуется новый творец, где будут создаваться актуальные смыслы».
«Наша задача — сделать так, чтобы люди воспринимали искусство не как чужеродную практику, а как шанс больше понять про себя и других»
«Меня приятно поражает количество людей, которые вступают на такую зыбкую почву, как современное искусство, но удивляет, что в работах молодых ребят совсем не чувствуется преемственности, — говорит Чучалина. — Все-таки любая экосистема — это симбиоз. Есть трава, кустарники, деревья. Есть старшее поколение и младшее. А у нас как будто не было ни 1990-х годов, ни 2000-х. Есть яркие художники нового поколения, как Евгений Антуфьев, Таус Махачева, Кирилл Савченков, каждый из которых разрабатывает собственную мифологию, но эти лоскутки не сшиваются в единое одеяло. Возможно, и тут дело в том, что мы не решили, кто мы, и постоянно себя переизобретаем».
Последний, пятый сезон «Святых варваров» будет посвящен тишине, музыке и диалогу. Как говорит Франческо, мир телевидения, которое вещает в одностороннем порядке, сменился миром интернета, где всегда есть обратная связь, поэтому разговор со зрителем — главный тренд. А умение держать глаза и уши открытыми — залог успеха. Под началом Терезы этим занимаются 15 человек кураторской команды, но и она сама даст фору любому. Показывает мне в телефоне списки дизайнеров и музыкантов, которые ей составляет сын — он сейчас учится в Америке — и которые она честно изучает. Недавно вот ездила в Питер на показ My812.
Весной 2020 года, чтобы не рухнуть под грузом стройки и локдауна, Тереза пошла на танго. На Масленице в Апатитах у Андрея Малахова познакомилась с основателем сети танцевальных клубов, обмолвилась, что мечтает о танго, и забыла об этом, а через пару дней раздался звонок: ждем. «А у меня нет сил, я вся изломанная из-за сидения за компьютером, куда мне? В общем, не поверите, хожу танцевать, чаще всего ночью, и это прекрасно. Когда ты сосредоточен на чем-то одном, постепенно твоя картина мира костенеет, и ты погибаешь. Жизненно важно встречаться с новыми людьми, открывать для
себя другие горизонты. Любое начинание — это укол жизни. Вы, кстати, сделали прививку? Сходите, пожалуйста, «мы русские, с нами бог» в этом случае не работает». Тереза все-таки мастер разбивать клише.
Фото: Мария Попова. Стиль: Светлана Вашеняк. Прическа и макияж: Мария Яковлева. Ассистент фотографа: Дмитрий Назаров/Bold. Ассистент стилиста: Вероника Согомонян. Ассистент визажиста: Ольга Гончарова. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистенты продюсера: Данил Белобрага, Анастасия Певунова, Анна Хлоева. Редакция выражает благодарность Mobeledom за помощь в проведении съемки.
ТОП-10 самых высоких плотин в мире
Для каких целей люди начали строить плотины? В одних случаях плотина – это защита от наводнений, в других – выработка электрической энергии, а в третьих – необходимое сооружение для водоснабжения. Первые небольшие плотины появились на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад, сегодня же плотины представляют собой не что иное, как мощнейшее сооружение, поражающее своими размерами и выполняющее ряд задач. Строительство одного такого гиганта занимает не один год. Сегодня мы узнаем, как выглядит и где находится самая высокая плотина в мире?
ГЭС Цзиньпин-1
Первое место по высоте из всех существующих в настоящий момент плотин закреплено за ГЭС Цзиньпин-1, находящейся в Китайской Народной Республике. Дамба высотой в 305 метров даже занесена в сборник мировых рекордов. Китайцам удалось построить плотину высотой с Эйфелеву башню. Для строительства этого гигантского сооружения протяженностью 569 метров ушло практически 5 миллионов кубических метров бетона.
Расположена плотина в провинции с достаточно обширными территориями Сычуань, недалеко от устья реки под названием Ялунцзян. Название плотины и гидроэлектростанции произошло от названия изгиба реки. На Ялунцзян, протекающей в глубоком ущелье, планируется строительство целого каскада ГЭС.
Строительство плотины и самой ГЭС началось в 2005 году, а в использование их ввели в 2012 году. Проект ГЭС появился еще в 60 годах ХХ века, но воплощать в жизнь его начали более чем через 40 лет. Строительство началось только после того, как 7500 жителей были переселены в другие районы.
Плотина высотой 305 метров
Проект гидроэлектростанции подразумевал строительство 6 энергоблоков, вырабатывающих каждый год около 16,6 миллиардов кВт/ч электрической энергии. В действительности функционирует только 2 энергоблока, мощностью по 600 000 кВт/ч.
Такая высота плотины обусловлена потребностью в электрической энергии, кроме того, 300-метровая дамба предназначена для защиты низовья реки от возможных наводнений и предотвращения эрозии почвы. В месте, где построена плотина, периодически случаются землетрясения, так что дамба сейсмоустойчива.
Нурекская ГЭС
Плотина Нурекской гидроэлектростанции высотой 304 метра заслуженно занимает второе место. Строить дамбу начали еще во времена Советского Союза, сегодня же завершенное сооружение впечатляющих размеров символизирует былую мощь великой державы.
ГЭС Сяовань
Находится гидроэлектростанция на реке Меконге, протекающей на территории нескольких стран. Она является крупнейшей из всех действующих на реке ГЭС.
В начале 2002 года приступили к строительству гидроэлектростанции, спустя 2,5 года перекрыли реку, а в 2009 году запустили первый агрегат. Завершилось строительство дамбы в 2010 году, а вот запустить последний агрегат планировали только в 2013.
Плотина построена с достаточно «толстым» профилем, который способен выдержать 8-бальные землетрясения. В теле дамбы находится несколько ярусов водосливов.
Плотина Сяовань в Китае
Длина подземного здания гидроэлектростанции достигает практически 300 метров. В каждый гидроагрегат вода поступает по 9-метровому в диаметре водоводу, а отводится по двум тоннелям. Помимо этого есть еще и тоннели, предусмотренные для сброса воды.
ГЭС Силоду
Высота дамбы китайской гидроэлектростанции, расположенной на реке Цзиньша, составляет 285 с половиной метра. Находится плотина недалеко от поселка Силоду городского округа Чжаотун. ГЭС Силоду – главный стержень проекта регулирования сточных вод Цзиньша, основными целями которого являются получение электрической энергии и снижение ила в воде.
За 8 лет строительства гидроэлектростанции было потрачено 11,2 млрд долларов. ГЭС Силоду – третья по величине гидроэлектростанция на планете. Работа гидроэлектростанции основана на преобразовании кинетической энергии, которой обладает падающая вода, в механическую энергию. При помощи генератора механическая энергия преобразуется в электрическую.
Гранд Диксенс
Самой высокой гравитационной плотиной считается Гранд Диксенс. Талые воды поступают к дамбе с 35 валезианских ледников. Строительство плотины началось в 1951 году и завершилось в 1965. Громадное сооружение с толщиной основания в 200 м, длиной – 695 м и высотой – 285 м, открыто для посещения, именно с него даже начинаются некоторые пешеходные маршруты. Для сооружения плотины потребовалось 6 миллионов кубометров бетона.
Ингурская ГЭС
В список самых высоких плотин попала заслуживающая внимания путешественников 272-метровая дамба Ингури, находящаяся на территории Грузии. К строительству плотины приступили более полувека назад, а первый запуск ГЭС осуществили в 1977 году.
Вместе с электростанцией, находящейся под землей, плотина образует гидротехнический комплекс, который располагается на реке Эрисцкали. Сама плотина закрыта для посещения, но полюбоваться местными горными пейзажами стремятся многие туристы и им предоставили такую возможность, построив специальную смотровую площадку, с которой видна и плотина, и окружающие ее горы.
Плотина Вайонт
Плотина, находящаяся в 100 км от Венеции, под названием Вайонт представляет собой арочно-бетонную конструкцию высотой 261,6 метров. Планы о строительстве дамбы появились еще 1920-х годах, но к их реализации приступить помешала война. Строительные работы начались только в 1957 году, но спустя несколько лет процесс остановили из-за появившейся в горе трещины. Для обеспечения нормальной работы дамбы приступили к строительству специальной галереи по дну, после завершения строительных работ водохранилище начали наполнять водой.
Основание дамбы состоит из доломита и известняка, паводковые воды сбрасываются по специальному водосливу с 10 отверстиями. С 2002 году дамба открыта для посещения туристов, поскольку на сегодняшний день она не эксплуатируется, хотя и осталась прочно стоять на месте после катастрофы, в результате которой размылась верхняя кромка дамбы.
Плотина Мавосин
Расположена 250-метровая плотина в Швейцарии. Сдерживаемое плотиной водохранилище очень напоминает настоящее лазурное озеро, манящее кристально чистой водой.
ГЭС Деринер
Плотина под названием Деринер, находящаяся на реке под названием Чорох, – высочайшая дамба, которая располагается на территории Турции. К возведению 249-метровой плотины приступили в 1998 году, а водой заполнили только в 2012. На возведение этой постройки понадобилось около двух миллиардов долларов.
Саяно-Шушенская гидроэлектростанция имени П. С. Непорожнего
Саяно-Шушенская гидроэлектростанция имени П. С. Непорожнего
Дамба высотой в 245 метров находится на территории Российской Федерации, на реке Енисей. На возведение этого гиганта ушло 32 года. Кстати, помимо одной из самых высоких, она считается еще и одной из самых мощных. В 2009 году на гидроэлектростанции произошла авария техногенного характера, повлекшая за собой гибель 75 человек и затопление почти всех гидроагрегатов.