что такое промышленная мода
ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Главным направлением моды прет-а-порте является создание коллекций для массового производства одежды, так называемых промышленных коллекций. Промышленные коллекции могут быть перспективными и текущими, т.е. базовыми. Если в перспективных коллекциях дизайнер стремится предвидеть модные концепции на будущий сезон, то базовые предназначены для непосредственного внедрения в производство, удовлетворения вкусов массового потребителя в режиме настоящего времени. Создание коллекций, востребованных на рынке, ставит перед дизайнером нелегкую проблему поиска компромисса между его собственными эстетическими представлениями и предпочтениями массового потребителя, между личным вкусом и колебаниями моды.
Идеальный дизайнер, работающий в условиях современной промышленности, должен 1 :
• строить решение зрительно воспринимаемой формы изделия в соответствии с его назначением, материалом и конструкцией, отказываясь от накладного декораторства;
Коллекции специального назначения являются разновидностью промышленных коллекций, созданы для удовлетворения определенных потребностей человека, т.е. имеют конкретное назначение, например спортивная и рабочая одежда, одежда для дома, школьная форма и т.д. К данному виду относятся коллекции фирменной одежды, направленные на формирование определенного имиджа компании. Например, одежда для работников авиакомпаний, ресторанов, магазинов и т.д. (рис. 227).
Рис. 227. Коллекция специального назначения
Разработка эскизов и прототипов (образцов) моделей будущей коллекции производится дизайнером на основании предпроект- ного анализа коммерческих, производственных и экономических условий (возможности производства и продаж), с учетом данных прогнозов модных тенденций на ткани и модели последующих сезонов. На основании полученных данных на производстве составляют план производства в соответствии со спецификой конкретного производства, в котором определено: что производить и сколько производить.
Такой подход отвечает основным принципам моделирования, которые еще в 40-е годы прошлого столетия в период становления легкой промышленности в России были разработаны первым модельером, художественным консультантом Дома моделей «Мосбелье» Н.П. Ла- мановой. На основании этих принципов дизайнеру перед разработкой промышленной коллекции необходимо определить, для кого, для чего и из чего будет изготовлена будущая коллекция.
Дизайнеру следует помнить, что при создании коллекции моделей для массового производства целью является ее коммерческий успех и повышение популярности бренда или марки на потребительском рынке. Часто молодые и начинающие дизайнеры ставят перед собой цели, которые заключаются в удовлетворении личных творческих амбиций, самовыражении, привлечении внимания публики. Однако дизайнер должен ясно представлять свое назначение в профессии и понимать, что в отличие от художника он творит не для своего удовольствия, а создает то, что пользуется спросом у покупателей.
Основываясь на опыте европейских производителей одежды, можно привести последовательность разработки и внедрения в производство промышленной коллекции текущего назначения.
Экономика и мода
Историк Андрей Исэров — о массовой текстильной промышленности, хлопке, готовом платье и черном цвете, о том, почему перемены коснулись денди меньше прочих, а также о выпускных фотографиях Оксфорда и смерти дендизма
Технологическая революция XIX века и одежда
Текстильная промышленность — это первое современное машинное производство, выпускающее массовый товар. Возникнув на севере Англии в конце XVIII века, она долго не уступала своего первенства в хозяйстве и обществе. Так, в 1911 году из чуть более чем 36 миллионов жителей Англии и Уэльса на текстильных фабриках работали более одного миллиона человек (для сравнения: больше двух миллионов были домашней прислугой, на шахтах были заняты миллион человек, в строительстве — 946 тысяч).
Хлопкоочистительная машина Илая Уитни © Wikimedia Commons
Важнейшим сырьем для производства ткани становится хлопок, объем производства которого вырос в десятки раз после того, как в 1792 году коннектикутец Илай Уитни изобрел хлопкоочистительную машину, механизировавшую процесс очистки хлопковой ваты от семян. В XVIII веке, до промышленной и транспортной революции, хлопковые ткани считались в Европе роскошью, а в 1914 году они уже составляли 47,6 % всего потребления промышленно изготовленного текстиля в Европе и 60 % — в мире.
Реклама сменных манжет и воротничков Fiberloid. Начало XX века © New York Public Library
Последствия текстильной революции радикально изменили жизнь низов, а не верхов британского общества: в результате текстильная промышленность ушла от уникальности средневекового ремесла, создав стандартные ткани, из которых шьется современная одежда. Уходит традиционная крестьянская и городская одежда, фасон которой почти не менялся веками. Стандартизация тканей и урбанизация (в 1800 году в Европе в городах с населением свыше 10 тысяч человек жили 8–9 % населения, а в 1900 году — 25 %) создали современное отношение к одежде: меняющаяся едва ли не каждый сезон мода распространяется сверху вниз, доходя до самых небольших городков и даже деревни. Все шире распространяются журналы мод. Постепенно фасоны, которые носят верхи, средние слои и городские низы, сближаются. Яркий пример — сменные детали одежды. Если ты жил в конце XIX века и не мог себе позволить огромное количество рубашек, можно было купить сменные манжеты и воротнички. Так мелкие конторщики за счет подобных уловок могут носить одежду такого же покроя, как лорды, просто из более дешевой ткани. Собственно, так же устроена массовая мода и сегодня.
С внедрением в жизнь промышленного текстиля в городе, а затем и деревне больше никогда не ткали дома. Все больше людей стали покупать готовую ткань и шить — самостоятельно или у портного. Готовое платье — еще более позднее явление, возникшее (если не вспоминать военную форму) в самом конце XIX века. В Соединенных Штатах появились каталоги готового платья: зажиточные фермеры — а таких было много — могли позволить себе купить своим женам и дочерям что-то «городское». Заказываешь в каталоге одежду, отсылаешь свою мерку, по ней шьется платье и приходит почтой. В каком-то смысле интернет — это как раз возвращение торговли по каталогам.
Современные магазины одежды получили широкое распространение только после Первой мировой войны. И уже только во второй половине XX века дома моды начали выпускать готовую одежду (prêt-à-porter) для высших слоев.
Промышленная революция и черный цвет
В середине XIX века в индустриальных обществах все больше и больше людей вовлекаются в новый тип повседневной жизни. Раньше в городе все члены семьи работали наравне в ремесленной или торговой лавке и жили в том же доме. Теперь же все больше отцов семейства на весь день уходят на работу, а жены исполняют долг хранительницы очага, обеспечивают семейное счастье и отдых мужьям, которые борются в этом тяжелом мире.
В XVIII веке мужчины и женщины одевались одинаково пестро — еще вопрос, кто пестрее. В следующем столетии в городах, в средних и высших слоях общества в первую очередь, новое понимание гендерных ролей породило образ мужчины, одетого в строгий черный костюм: человек не должен выглядеть ярко, как франтоватые павлины XVIII века. Черный цвет становится символом викторианской дисциплины.
Может показаться, что популярность черного цвета в целом могла иметь отношение к моде на романтический байронизм. Но, во-первых, в романтическом костюме черного меньше, чем в классической мужской тройке, — речь идет только о черном фраке. Во-вторых, за ним стоит совершенно другая символика: трагизм, отрешенность от жизни, особый мир, куда закрыт доступ профану.
Экономические изменения и дендизм
Денди эти изменения затронули в меньшей степени, поскольку они были связаны со стандартизацией, а дендизм подразумевает уникальность. Дендизм не передавался вниз по социальной иерархии: это была замкнутая культура, куда вход открывало в первую очередь происхождение. Попытки ее копировать всегда выглядели комично (вспомним персонажей Диккенса).
В каком-то смысле дендизм жил параллельно другим культурным процессам. В английской культуре XIX–XX веков было немало течений, которые не имели никакого отношения к дендизму: Уильяма Морриса и прерафаэлитов, со свойственным им воспеванием доиндустриального мастерства, интересом к природным формам, денди не назовешь. То же самое относится к культуре британских частных школ или, например, армии: подчеркнутое внимание к одежде там носило совсем другой смысл, было связано скорее с внутренней дисциплиной. Герои Редьярда Киплинга или Джозефа Конрада могут быть прекрасно одеты, но они не денди. А денди как раз должен нарушать правила, прекрасно их зная и глубоко понимая. Дендизм всегда подразумевает некое исключение из правил. Эта сознательная небезупречность свойственна, например, героям Оскара Уайльда, Ивлина Во, Пэлема Вудхауза.
Смерть дендизма
Есть один интересный момент: если сравнить выпускные фотографии Оксфорда, Кембриджа (да и Университета Сент-Эндрюс и Тринити-колледжа) 70-х годов прошлого века и последних лет, то сразу видна разница. Семидесятые — это ребята с длинными волосами, неформально выглядящие, почти хиппи. Они смеялись над старыми университетскими традициями. Сейчас же это обязательные пиджаки, галстуки и строгие туфли. Сегодняшние студенты старинных британских университетов тщательно следят за соблюдением традиций, которые восходят к началу XX века, а то и более раннему времени. На эту тему издаются пособия. Многие современные студенты в Великобритании — сознательно или нет — подражают героям «Дживса и Вустера». Но это, конечно, жизнь после смерти: понятно, что внутреннее содержание дендизма выхолощено полностью, осталось только внешнее.
Студенты Итона на празднике. 1932 год © Wikimedia Commons
О смерти дендизма говорит и то, что стиль «настоящего британского университета» давно покинул его пределы и как раз распространился на другие социальные слои и страны. А ведь настоящий дендизм не должен стремиться к экспансии. Это всегда был замкнутый круг, вход в который не покупался за деньги, как покупается образование в Кембридже в наши дни. Даже то обстоятельство, что правила, которым следовали и которые сознательно нарушали денди belle époque, сегодня записываются, говорит о том, что они мертвы. Это как дуэльные кодексы в России, которые начали издавать в начале XX века, когда культура дуэлей уже давно ушла в прошлое, а попытки ее возродить выглядели бессмысленно (купринский «Поединок»). Пушкину не нужен был дуэльный кодекс, как героям Ивлина Во не нужны были писаные рекомендации по составлению гардероба.
Андрей Исэров — кандидат исторических наук, преподаватель школы исторических наук Высшей школы экономики. Автор книги «США и борьба Латинской Америки за независимость, 1815–1830».
Формирование промышленной системы моделей одежды.
При создании промышленной коллекции МК учитываются следующие требования:
— МК должны быть объединены единым эстетическим и технологическим замыслом;
— должны отражать направления моды;
— коллекция моделей строится на основе БК, объединённых в группы одновременного запуска в поток;
— промышленная коллекция моделей определённого ассортимента формируется на основе потребительского спроса и размерно-ростовочного и возрастного состава обслуживаемого населения;
— средняя сложность МК должна соответствовать средней сложности обработки, принятой на предприятии, при этом БК могут быть различных покроев и членений;
должны максимально обеспечить конструктивно-технологическую однородность моделей, которая достигается за счёт использования унифицированных деталей и узлов, типовых методов их обработки, однородных по свойствам материалов и фурнитуры.[4]
2 задачи решающиеся за счёт проектирования систем моделей:
— Это позволяет обеспечить разнообразие одного назначения при относительно небольших затратах при проектировании.
— Такие системы моделей удобны для изготовления в условиях поточного производства.
В число таких систем входят:
— Ряды моделей разработанные на одной базовой конструктивной основе: Семейство моделей, модифицированные ряды моделей.
— Ряды моделей, разработанные с использованием унифицированных деталей, в том числе синтезированные из модулей блочно-модульным способом.
— Рациональные ассортименты серии моделей.
Производственно-технологическая однородность — такое сходство группы моделей которое при значительном внешнем разнообразие этих моделей обеспесивают однородность их изготовления.
Основные признаки однородности моделей:
1 Однотипность материала и их пакетов по технологическим свойствам.
2 Однотипность методов режимов обработки.
3 Однородность необходимого оборудования и приспособления
4 Однородность рабочей силы по профессиям, квалификации, числу рабочих.
Чем выше мощность потока, тем выше однородность.[25]
— Длительность изготовления одной модели — 2,5 час.
— Способ запуска в поток — последовательный.
— Вид потока — неконвеерный с прямолинейной передачей.
— Запуск кроя — пачковый.
Расчет коэффициента конструктивно-технологической однородности для каждой возможной пары моделей ведется по формуле:
Рассчитав коэффициенты, можно сделать вывод, что модели однородны, они подходят для изготовления на одном потоке.
Анализ деталей кроя представлен в таблице № 21, Конструкции узлов модели представлены в таблице № 22, анализ конструктивно — технологической однородности представлен в таблице № 23.
Таблица № 21 Анализ деталей кроя
Наименование деталей кроя | Эскизы основных деталей | |||
Модель №1 | Модель №2 | Модель №3 | Модель №4 | Модель №5 |
Куртка | ||||
Спинка | ||||
Полочка | ||||
Кокетка полочки | ||||
Кокетка спинки | ||||
Верхний воротник | ||||
Нижний воротник | ||||
Рукав | ||||
Пояс | ||||
Шлёвка | ||||
Шлёвка 2 | ||||
пата | ||||
Подборт | ||||
Карман накладной | ||||
Карман накладной нагрудный | ||||
Клапан | ||||
Листочка | ||||
Подкладка спинки | ||||
Подкладка полочки | ||||
Подкладка рукава | ||||
Брюки | ||||
Передняя часть | ||||
Кокетка передней части | ||||
Отрезной бочок | ||||
Задняя часть | ||||
Кокетка задней части | ||||
Пояс | ||||
Откосок | ||||
Шлёвка | ||||
Накладной карман | ||||
Итого : |
Конструкция узлов и соединений | Эскизы основных деталей | Оборудование | ||
Модель №1 | Модель №2 | Модель №3 | Модель №4 | Модель №5 |
Куртка | ||||
Соединительные швы | ||||
Конструкция борта | ||||
Конструкция воротника | ||||
Конструкция низа изделия | ||||
Конструкция накладного кармана | ||||
Конструкция пояса | ||||
Брюки | ||||
Соединительные швы | ||||
Конструкция низа изделия | ||||
Конструкция пояса | ||||
Конструкция застёжки |
Продолжение таблицы № 23
Оценка проектного решения.
Оценка проектного решения представлена в таблице № 24.
Таблица № 24 — Оценка проектного решения.
Показатели | Оценка | |
Куртка | Брюки | |
Соответствие изделия назначению и условиям эксплуатации | ||
Соответствие модели рекомендуемому диапазону типоразмеров | ||
Соответствие модели эскизу | ||
Соответствие модели эргономическим требованиям в статике (качество посадки) | ||
Соответствие модели эргономическим требованиям в динамике (удобство конструкции в динамике) | ||
Соответствие модели требованиям надёжности | ||
Сложность обработки | ||
Соответствие потребительской новизны модели | ||
Материалоёмкость | ||
Процент межлекальных отходов | 15,0% | 23,0% |
Проектируемое изделие соответствуют требованиям технического задания,т.е. эскизу модели, размерам и форме тела в статике и динамике, удобство и безопастность пользования в эксплуатации. Все материалы соответствуют потребительским и промышленным требованиям.
Изделие соответствует модному направлению.
Для расчёта конструкции использовалась методика ЦОТШЛ, так как она наиболее удобна в построении и обеспечивает наиболее хорошую посадку на фигуре.
При пошиве используются современные методы обработки и высокопроизводительное оборудование, что помогает достич высокого качества изделия
Модель входит в систему однородных моделей и может изготавливаться в одном потоке.
Экология и безопасность жизнедеятельности
Введение
Трудовая деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве, в быту приходится не менее 50% жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности человек подвергается наибольшей опасности.
Новым законом об основах охраны труда в РФ предусматривается установление правовых основ регулирования отношений в области безопасности жизнедеятельности между работодателем и работником. Он направлен на создание условий труда соответствующих требованиям сохранения здоровья и жизни человека в процессе трудовой деятельности.
На законодательном уровне установлено право работника на получение от работодателя достоверной информации об условиях работы на рабочем месте, о существующем риске для здоровья человека, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов. Впервые введено в обязанности работодателя, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ по безопасности жизнедеятельности в данной организации.
Повышению эффективности труда и его привлекательности способствует сервис, предоставленный на предприятии работающим, в том числе и закройщикам. На предприятии должны быть комната для отдыха и приема пищи, гардеробные и другие санитарно-бытовые помещения. Санитарно-бытовые помещения, должны быть художественно оформлены и иметь современную удобную мебель. [5]
Мода в эпоху технологий: «умная» одежда и инновационные ткани
Давно не секрет, что технологии совершенствуют любую область и упрощают многие жизненные вопросы — от заказа еды до оперативного получения информации. В сфере моды технологиям тоже есть место, и эта ниша активно растет с каждым днем.
Коллекции, сделанные или презентованные с помощью современных технологий становятся скорее традиционной практикой, чем удивляющей инновацией.
Ирина Проскурина, модель мирового уровня и основательница модельного агентства «FORMA MODELS», рассказала нам об оригинальных модных технологиях, которые активно набирают популярность.
Лазер – универсальное изобретение, применимое в разных областях: в медицине, инженерии, и, как показывает практика, даже в моде. Лазер делает на тканях (в основном, на замше или коже) небольшие прорези для создания уникальных и неповторимых кружевных узоров. При помощи такой технологии, производители одежды и модные дома могут сократить время, потраченное на создание одежды, и силы. При этом рисунки отличаются особой симметричностью и точностью.
Нижнее белье Skiin
Умные кроссовки, футболки и майки – это уже не феномен. Но оказывается, есть даже “умное” нижнее белье. Оно было представлено миру на всемирно известной выставке техники для потребителей “CES 2018”. На первый взгляд, оно ничем не отличается от обыкновенных предметов нижнего белья, но все дело в маленькой кнопочке, которая расположена на резиночке трусов: в ней находятся шесть сенсоров. Они фиксируют сердцебиение человека, его температуру и давление. Кроме того, в Skiin есть датчики движения и фиксация веса.
3D-печать: как получить кроссовки из принтера
3D-печать (получение готовой модели из специального принтера) стала популярной не только в промышленной сфере, но и в модной индустрии. Благодаря технологиям трехмерного проектирования, дизайнеры могут воплощать свои самые творческие и экстравагантные фантазии при создании новых модных коллекций. Так, художник-модельер из Голландии, Ирис ван Херпен, благодаря технологии 3D-печати, создала свою линию обуви и одежды под названием “Haute couture”.
Инновационные ткани в сфере fashion
Скрещивая уже имеющиеся разработки в модной сфере, специалистам удается создать необычные и даже высокотехнологичные ткани, которые обладают особыми характеристиками. В их список входит ткань, содержащая в себе ‘’paraphine microcapsule’’, который вживляется, чаще всего, в нейлон. При комнатной температуре, парафин плавится, становится жидким и скапливает тепло. Такая технология может избавить людей от необходимости в пуховиках и другой зимней одежде, но сегодня требует значительных доработок.
Самовосстанавливающиеся ткани – новый резерв в мире моды
Недавно американские ученые в ходе исследований произвели эластичный материал, который под действием ультраиолетовых лучей имеет возможность самовосстанавливаться на месте повреждений. Происходит это благодаря соединению оксетана, органического хизотана и синтетического полиуретана.
Ткани из ферментированного чая
Kombucha – это, как ни странно, новейшая технология в индустрии современной моды. Благодаря ей специалисты выращивают одежду из обычного ферментированного чая. Дизайнеры, уважающие культуру веганства или поддерживающие общественные движения по очищению планеты, вовсю используют и боготворят эту технологию, с головой окунаясь в творческий процесс по созданию модных шедевров из тканей растительного происхождения.
Project Jacquard. Умная куртка от Google
Google совместно с Levi’s представили “умную” куртку для велосипедистов. Levi’s Commuter x Jacquard by Google была представлена на конференции Google I/O. Куртка имеет сенсорный интерфейс Levi’s Commuter. В ткань изделия вшита система микросенсоров от Google, которая умеет распознавать касания и жесты поверх рукава. Куртка синхронизируется с приложением на смартфоне, благодаря чему, может оповещать пользователя о входящих вызовах и уведомлениях.
Другая «умная» одежда
Все мечтают о вещах, которые помогут справиться с трудностями и разного рода нюансами в бешеном ритме жизни. Например, наше внимание привлекла эксклюзивно выпущенная коллекция одежды Move от дизайнера Дженнифер Даймур. Она была оснащена специальной технологией, позволяющей телу правильно двигаться и следить за осанкой (при помощи вживленных в ткань мини-датчиков). Идеальное сочетание — красиво и полезно для здоровья!
Еще один пример “умной” одежды (точнее, обуви) — Google Talking Shoes. Это кроссовки, которые были разработаны совместным трудом таких разработанные компаний как Google и Adidas. Они призваны мотивировать, побуждать людей к активному образу жизни. Они могут “ругаться” на своего хозяина за низкий уровень физической активности через специально в них встроенный динамик. Эта модель «говорящей обуви» вмещает в себя шагометр, Bluetooth и гироскоп.
Индустрия моды и её система
Индустрия моды представляет собой многомиллиардное глобальное предприятие, посвящённое производству и продаже одежды. Если до середины двадцатого века можно было выделить дизайнерскую, «высокую моду» и моду швейной промышленности, то с 1970-х границы между ними постепенно размывались.
Индустрия моды – современный продукт последних двух столетий. Хотя машинное швейное производство появилось в конце девятнадцатого века, лишь с середины двадцатого мы можем говорить об индустрии моды. Появление продуктивных швейных машин, технологий производства тканей и одежды из них привело к тому, что ручная работа портних и портных перестала быть актуальной и широко востребованной. Появились стандартные размеры, продажа проводилась по фиксированным ценам. Развитию индустрии моды способствовало развитие розничной торговли, особенно появление больших универмагов, специализированных магазинов и салонов. Конечно, ручной пошив одежды не исчез, но роль его стала минимальной.
Сегодня индустрия моды это международный глобализированный раздел промышленности по производству одежды. Притом, достаточно часто одежда производится в одной стране, а продаётся в других. К примеру, американская компания может покупать ткань в Китае, производить детали во Вьетнаме, выпускать готовую продукцию в Италии. Одежда отправляется на склады в США, затем распределяется в торговые точки других стран мира. Сегодня получило распространение строительство швейных фабрик по пошиву одежды в Китае. Привлекает рабочая сила, которой можно мало платить. Готовая одежда продаётся в разных странах под брендом известной фирмы, организовавшей это производство.