эмо снова в моде
Рычащие 20-е: подростки нового поколения хотят выглядеть как мы в 2007-м. Эмо возвращаются?
BURO. в лице редакторки с неформальным прошлым рассуждает, почему черно-розовый и косые челки снова в моде, и вспоминает, как выглядели самые классные девчонки из эпохи коктейлей в банке и MySpace.
В конце прошлого года кумиры девичьих сердец времен юности автора этого текста My Chemical Romance неожиданно для всех объявили о воссоединении. Теперь под «Mama We All Go To Hell» и «I’m Not Okay» будут, сидя на подоконниках, размышлять о тяготах жизни уже зумеры (а миллениалы сплавят детей бабушкам, сходят на концерт, прослезятся и осознают, что выросли). Вернулась и Paramore: авторы хитового саундтрека к «Сумеркам» взорвали (447 тысяч использований) TikTok с оптимистичной песней «Hard Times». На той же площадке, кстати, хорошо (11 тысяч использований) зашла песня «Эмо-хардкор» группы «Лида» — стебная, но вызывающая ностальгические чувства даже у тех, кто в 2007-м только пошел в первый класс.
Возвращаются сериалы «Сплетница» и даже «Папины дочки»: маркетинговый интерес к зумерам стимулирует индустрию развлечений двигаться в этом направлении, а в любом фильме или сериале о тинейджерах обязательно есть хоть один неформальный персонаж, которого никто не понимает, и он бросает вызов миру с помощью мрачного макияжа и наряда.
Под хештегом #rawring20s («рычащие 20-е» — по аналогии с «ревущими 20-м» (roaring 20s), то есть 1920-ми) пользователи твиттера и инстаграма 25+ выкладывают свои фотографии из прошлого, а современные e-boys и e-girls — из настоящего. Rawr — непереводимое слово, используемое подростками конца нулевых в переписке для выражения эмоций.
Про «рычащие 20-е» уже пишут Paper, Dazed и газета Metro. Какие-то энтузиасты даже создали петицию на change.org: очень просят вернуть эмо-культуру. 250 человек уже подписались! А на московские сходки сообщества «Верни мне мой 2007-й» приходят повзрослевшие скейтер-бои и эмо-чики, распивают коктейли в баночках на местах «боевой славы» и слушают группу «Стигмата» с телефонов.
И с чего
все начиналось
Конец нулевых — время первых it-girls. И если для той половины класса, что смотрела сериалы на Disney Channel и слушала мелодичный поп, это были Пэрис Хилтон и Николь Ричи, то alternateens искали кумиров в интернете. Были, конечно, певицы Тейлор Момсен c группой The Pretty Reckless и Аврил Лавин времен альбома «Girlfriend», но они скорее подхватили уже обозначившуюся моду. А трендсеттерами были сами себе модели из MySpace. Одри Китчинг, Жак Ванек, Кики Канибал и Брукелл Маккензи — вы могли видеть их на аватарках во «ВКонтакте» ваших одноклассниц.
Согласно отчету Weebly, Брукелл была одной из самых «часто подделываемых» людей в MySpace: ее фотографии выдавали за свои более тысячи человек. Сейчас, в эпоху инстаграма и ютьба с их космическими охватами эти цифры уже не впечатляют, но в 2007-м это было настоящее народное признание. Кстати, бьюти-магнат Джеффри Стар тоже когда-то начинал с MySpace.
Эти герои были знамениты тем, что стали первыми инлюфенсерами из народа. Scene girls не занимались музыкой, не снимались в кино и не были профессиональными моделями — они сами придумывали себе образы, фотографировались с подружками и выкладывали результаты в блоги, чем и прославились. Все мечтали о телефонах Sidekick и игрушках Skelanimals, как у них, хотели выглядеть так, как они, и пристально следили за их жизнью. И следят до сих пор: у переквалифировавшейся из модели в художницу Одри Китчинг, например, 250 тысяч подписчиков.
Маленький гид BURO.
«Как выглядеть
как эмо»
По пышности начесов конец нулевых может посоревноваться с 1960-ми и показом Valentino Couture осень-зима 2018. Волосы стригли каскадом, чтобы было проще начесывать. Затем заливали все лаком самой сильной фиксации — и вперед, на концерт. И куда без челки — длинную текстурную челку носили и девушки, и парни. Поднимите руку, если в школе вас пугали слепотой из-за длины вашей челки.
Мальчики еще выстригали волосы на затылке и ставили их наверх. А те, у кого на районе не разбойничала гопота, могли их даже осветлить или покрасить.
Волосы красили в черный или белый либо в яркие цвета — о балаяже и «тренде на естественность» никто еще не слышал. Если вам доставалось карманных денег чуть больше, можно было нарастить волосы (бюджетный вариант — купить пряди на заколках) и сделать креативное окрашивание — самым популярным вариантом были горизонтальные полоски на широкой пряди либо пятна под леопарда. Но цветное мелирование котировалось в тусовке тоже. Мечта всех подростков — полуперманентная краска Manic Panic, которую в России покупали с трехкратной наценкой у перекупщиков.
Добавляем фальшивые сережки для пирсинга, пару черно-розовых значков, и треки Bring Me The Horizon сами собой появляются у вас в Apple Music.
Почему культура эмо вдруг возрождается в 2017 году
Чем ты занимался в 2007 году? Я проводил свободное время в компании парней и девушек, одетых в черно-розовую одежду, и на концертах в липких подвалах, подпевая эмокорщикам. Примерно тем же я занимаюсь на выходных в 2017 году. Может, это просто попытка вернуться к истокам, но, скорее всего, показатель того, что эпоха эмо снова вернулась. Любопытно, что у западного издания Dazed вышел похожий текст накануне того, как я сел писать свой — и он начинался с тех же слов. Молодая музыка в России сделала сальто назад и вернулась к временам «блейзера», мальчиков с подведенными глазами и девочек, скрывающих лицо за длинной челкой.
Художник Matt Rota
Дух времени, конечно, наложил отпечаток: в 2007 году подростки осваивали интернет и городские форумы, а спустя 10 лет снимают истории в инстаграм и пишут в твиттер, как они «умирают на рейве». Стилистически российская ностальгия по эмо срослась с тоской по 90-ым, когда в стране было много проблем, но люди ощущали некоторую свободу и надежду на лучшее будущее. В 2017 году, когда политическая жизнь мечется между сталинизмом и эпохой правления Николая II, модные подростки создали собственную культуру. С одной стороны они носят ультраконсервативные марки одежды, вроде «Рубчинского» или «Молодости» и слушают кого-то наподобие группы «Кино» и «русского гранжа» — «Пасош» или Антоху МС. С другой — остаются актуальными: флексят под русских рэперов, копирующих стиль Атланты и хотят, чтобы в этой стране «все было как-то нормально».
Фавориты музыкальной сцены зачем-то снова стали писать о страдании и безысходности. В 2007 году на волне были Stigmata и Amatory, в низах — Marakesh, Neversmile и Animal Джаzz — неотличимые от западных аналогов, они однако сформировали собственный стиль, с пригоршней говнарства и бунтарским духом сытого поколения. Однако отрицать их влияние на культуру было бы пустым трепом: группы популяризировали целый жанр и стали голосами целого поколения. Неудивительно, что многие из них до сих пор дают в какой-то мере востребованные концерты «со всеми хитами».
В 2017 году нет жанра, популярней рэпа, поэтому хип-хоп — это современный рок-н-ролл. О чем поет Pharaoh, читает Хаски и рассказывает ультрапопулярная группировка Dead Dynasty? О смерти и предопределенности существования, депрессии и нежелании двигаться вперед, идиотах вокруг и ненависти к себе. То самое, о чем гроулили в 2007 году, начали технично читать или запевать в 2017 — моральная паника генофонда, которая подчистую копирует западные аналоги.
Художник Matt Rota
Культура эмо десять лет назад выглядела неуклюже и глупо, но пользовалась безумной популярностью. Сытые и в целом довольные подростки, которые оказались никому не нужны: родителей душит ипотека, в школе учителя заняты бестолковыми отчетами, а интернет мрачен и полон ужасов. Потому они собирались около торговых центров, чтобы выпить дешевой водки с соком, обсудить «тупых взрослых» и показаться на скейтборде. Пройдет пара лет, и эти подростки перейдут на «Двач», подсядут на MDK и пошагово превратятся в хипстеров, блогеров, журналистов, пиарщиков и стримеров.
Художник Matt Rota
В 2017 году российских подростков интернет совсем не удивляет. Они родились, когда он уже был, они выросли в нем. Без твиттера они не идут в кино, без инстаграма не едят в кафе, без фейсбука не ищут подработку на лето. Отсюда понимание того, что отдых и свободное время уже не модно проводить в интернете. Подростки снова хотят кричать, танцевать и целоваться по сортирам.
Им надоело быть хипстерами или миллениалами в глазах пузатых взрослых — ныне они не против сходить в подвал, поехать в лес на рейв или вместе сгонять в другой город на концерт модного рэпера. Желание вполне оправданное, потому что хип-хоп концерты стали громче, энергичнее и эффектней. Музыканты научились пользоваться примочками и стали работать с залом, а слушатели не просто качают ветками — они крутят серклы, жгут файеры и слэмят.
Художник Matt Rota
Теорий о популярности эмо десять лет назад ходило множество: родителей то пугали суицидальными наклонностями подростков, то объясняли, что поколение такое. В 2007 году взрослели дети 1992 года — одного из самых проблемных в истории России. В 2017 взрослеют дети начала нулевых — сытых времен, в которые родители были слишком заняты заработком денег, и дети по сути росли на улице. Сколько бы раз по телевизору не говорили о синих китах или выдуманных группах смерти, это все не имеет ничего общего с реальностью. «Мертвые» дети — те же эмокиды, чья культура, похоже, переживает свой Ренессанс.
Куда делись субкультуры, или «Верните мне мой 2007-й»
Эмо — забытый культурный феномен, который ушел в историю почти десять лет назад и больше никогда не вернется. И 2007-й, скорее всего, не вернуть не смотря на всю ностальгию бывших эмо-кидов.
Почти десять лет назад из моды вышли практически все субкультуры в России. Среди них готы, эмо, неформалы и другие течения. Яркие молодежные социальные явления получили бурное развитие во второй половине 2000-х, тогда можно было увидеть толпы «необычно» одетых молодых людей. Яркая или наоборот, темная одежда, вызывающий макияж и прически. Аутфиты продумывались до мелочей, а старшее поколение не стеснялось бросать косые взгляды. Особо ярые ненавистники создавали анти-движения не только субкультурам, но и их музыкальным группам.
Яркий культурный феномен или асоциальное явление? Чтобы разобраться в вопросе, 5-tv.ru поговорил с фронтменом группы «Animal ДжаZ» Александром Красовицким и бывшим ярким представителем эмо-кидов Москвы Кариной Дюбой.
И откуда вы такие взялись?
Субкультура эмо появилась не в 2000-х, а еще в 80-х в США. Социальное черно-розовое явление, как готика и панк, сформировалось из-за музыкального течения. Словом «эмо» обозначали несколько известных в узких кругах музыкальных пост-хардкоровых групп. Но этот круг был настолько узким, что группы практически никто не помнит и упоминание о них сейчас найти очень трудно. Один из примеров — Rites Of Spring. Тексты их песен были очень откровенными и брали слушателей буквально за душу, подпитывая их внутренние переживания. Кто-то в шутку назвал жанр эмокором.
ITAR TASS
В 90-х эмокор-групп появлялось все больше, но ярлыки начали вешать на всех подряд. Из-за этого произошла путаница. Даже группу Fall Out Boy было принято считать эмо из-за внешнего вида их бэквокалиста (которого многие считали фронтменом) Пита Вентца. Кстати, в 2000-е группа так и осталась в списке любимых групп эмо-кидов. Также эмо-группами ошибочно считали Panic! At the disco, Tokio Hotel, Cinema Bizarre, Paramore и певицу LaFee. Но их эмо-фанатов называли «позерами» (подражателями) субкультуры, так как группы все-таки не являлись эмокором, а настоящие эмо слушали совсем другую музыку.
В списке «трушных» эмокор-групп числились Bullet for My Valentine, «300 миль до рая» From First to Last, Jane Air, 30 Seconds to Mars, Bring Me the Horizon, «Animal ДжаZ» и другие как русские, так и зарубежные коллективы.
«За время в пути» эмо стали не те?
Не известно по какой причине, после почти 20-летней временной выдержки, в середине 2000-х все это превратилось в отдельную и очень популярную субкультуру. Первых эмо-кидов можно было увидеть в Москве уже в 2004-м, а пик популярности пришелся на 2007-й. Сейчас эмо подросли, получили дипломы, устроились в офисы и на заводы, и именно поэтому появилась уже крылатая фраза: «Верните мне мой 2007-й!».
— Причина популярности эмо заключается в самой стране. Россия выдержана в серо-коричневых тонах, черных и темных красках. Все было слишком серое вокруг, а эмо — это прекрасная разноцветная антитеза. Особенно, когда они красили волосы в эти ядерные цвета и делали пирсинг. Это противопоставление себя окружающей действительности и то, что в принципе испытывает подросток в пубертатный период.
В российской действительно субкультуру адаптировали «под себя» и она превратилась скорее в пародию, чем в изначальную идею. Оригинальный посыл эмо переврали и свели к стилю в одежде, возможность находиться на «сходках» (встречах) единомышленников и совместному мракобесию на центральных площадях городов. Например, в Москве эмо собирались на Пушкинской площади, а в Санкт-Петербурге на Манежной и у станции метро Московская. Наблюдатели со стороны замечали, что выглядело это все крайне маргинально.
Карина Дюба
Тату-мастер, бывшая эмо-герл известная под псевдонимом Emodoll
— До нас это докатилось в 2004 — 2005-м. Но Россия как всегда берет из всего выжимку и особо не капается в ней. Эмо не предполагало сходку людей по внешним факторам, это были люди, которые замкнуты в себе и с помощью своих музыкальных предпочтений и тонкого духовного мира, пытались показать всю жестокость мира. По моему мнению, в России все превратилось в какую-то бесконечную пьянку и распределение людей по внешности. Культура эмо этого изначально не несла. На сходках и вписках я не присутствовала и вообще, те люди, которые были на Пушкинской, меня не знали.
Бурное развитие интернета в России как раз пришлось на те годы и внесло свою лепту в развитие субкультуры. Подростки становились активными юзерами и открывали для себя много нового. Бесконечные тематически картинки, фотографии зарубежных популярных эмо-кидов и новые музыкальные группы того времени быстро популяризировали культурный феномен среди молодежи от 13 лет. Спросив у бывшего эмо-кида об этом, ответ будет связан либо со влиянием музыки, либо со стечением обстоятельств.
Молодежь занималась поиском себя и не боялась экспериментировать. Все эти веяния, как правило, застали подрастающее поколение 90-х в пубертатный период. Отсюда и дикая популярность субкультур. Каждый мог найти себя в каком-либо стиле, музыке и обзавестись шумной компанией, если возникали трудности с общением в школе.
— Все пошло на спад из-за того, что это не было чем-то корневым, что произошло эволюционным путем. Это было надуто ветром благодаря модным телеканалам. Мы же не прошли периоды, предшествующие эмо-культуре. У нас толком не было битников, хиппи и так, чтобы это было массово в обществе. Это были какие-то отдельные анклавы хиппарские, например, та же группа «Акварирум» и все, что происходило вокруг них. И, в итоге, это было принесено ветром и также ветром и сдуло, когда появились какие-то новые течения.
Но затем интерес резко спал и явление окончательно исчезло в 2010-м. В эмо перекочевали представители многих других субкультур или наоборот, из эмо-кидов переходили в готику, неформалов, ска, треш и другие направления. Позже появились «ванильки», а в 2011–2013 годах реинкарнировались забытые в 40-х хипстеры.
Эмо VS общество
Российское общество воспринимало эмо в штыки из-за внешнего вида и якобы суицидальных наклонностей. Эмо-киды «страдали» от несчастной любви и играли в «Чайльд-Гарольдов» и «страдания юного Вертера». Из-за всего этого налета духа безысходности чуть ли не все случаи самоубийств среди подростков списывали на влияние эмо-культуры, которая якобы их провоцировала.
Карина Дюба
Тату-мастер, бывшая эмо-герл известная под псевдонимом Emodoll
— «Любовь к суициду» была эдаким проявлением романтизма. Я не скажу, что люди себя убивали. Может быть, были какие-то моменты суицида, но не из-за субкультуры.
Кроме того, несовершеннолетние неформалы грешили дешевыми алкогольными напитками, посещением «вписок» — домашних вечеринок и тем же распитием высокоградусных коктейлей на музыкальных концертах. В те годы покупка алкоголя детьми школьного возраста была намного проще, чем в наши дни. Не было и запрета на продажу спиртного в ночное время.
Возмущались и власти. В 2008-м в Госдуме активно обсуждали возможное введение законов, которые бы боролись с «опасными тенденциями среди подростков». Субкультуру эмо отнесли к тем самым опасным тенденция. Политики с консервативными взглядами хотели начать контролировать специализированные сайты и форумы на ряду с ресурсами скинхедов. В крупных городах России прошли протесты молодежи.
Система образования тоже немало возмущалась из-за стиля эмо-кидов. Учителя жаловались на внешний вид своих неординарных учеников. Их не устраивал яркий макияж, пирсинг, темный лак для ногтей, пренебрежение школьной формой.
Особое внимание к субкультурам было приковано в 2009-м, когда в Санкт-Петербурге произошло жестокое убийство и расчленение готами девочки-неформалки Карины Будучьян. В ходе следствия и обсуждения трагедии по телевидению, на субкультуры обрушился шквал критики. Готов обвиняли в сатанизме и оккультизме, эмо и всех вместе взятых в аморальном образе жизни. Но наступил 2010-й, споры утихли, а эмо исчезли.
Масла в огонь пытался подлить сериал Валерии Гай Германики «Школа», который вышел по Первому каналу в 2010-м. Кажется, это было чуть ли не последнее упоминание субкультуры на телевидение и вообще в массмедиа. После 2010-го от эмо и след простыл…
Есть ли субкультуры в наши дни?
Есть ли субкультуры в наши дни? Многие задаются вопросом: «Остались ли субкультуры в 2021 году?». Считается, что их уже нет, так как давно прошли те годы, которые считаются периодом их максимального распространения. Я не согласен с тем, что субкультур уже нет и докажу своё мнение в данной статье. Мы будем рассматривать лишь наличие субкультур на территории РФ, другие страны брать не будем.
Есть ли субкультуры в наши дни?
Конечно они остались, куда им деваться? Просто сейчас они менее обсуждаемы, чем ранее. Сейчас популярны совершенно другие новости: политика, коронавирус и другие темы. Субкультуры же стали обычным явлением. Сейчас уже не 2000-е годы, чтобы постоянно писать о субкультурах. Зачем, если и так уже очень много написано? Воспользуемся статистикой. Само слово «субкультура» в Яндексе ищут около 160 тысяч человек в месяц. Фразу «молодёжные субкультуры» — около 25 тысяч. Слово «панк» — около 364 тысяч запросов в месяц. «Эмо» — около 123 тысяч запросов в месяц. «Готы» — около 547 тысяч запросов в месяц. «Скинхеды» — около 134 тысяч запросов в месяц. «Металлист» — около 154 тысяч запросов в месяц. Это к слову о том, интересуют ли кого-нибудь сегодня субкультуры. Как мы видим, достаточно многих людей.
К слову о субкультурах. Сейчас всё изменилось и теперь многие люди, которые ранее могли стать частью какой-либо субкультуры, не становятся членами этих субкультур и выражают свою позицию без этого. Также определённое распространение получили так называемые интернет-субкультуры. Я не считаю интернет-субкультуры равными с обычными субкультурами. Ранее в список интернет-субкультур попадали просто люди, похожие чем-то, то есть определённая группа людей. Сейчас же можно выделить более похожие на субкультуры группы людей. Например, интернет-«тролли» вполне могут считаться самостоятельной интернет-субкультурой. А «дед инсайды» частью интернет-субкультуры геймеров.
Субкультуры вряд-ли могли полностью лишиться всех своих сторонников. Есть мнение, что якобы нынешние участники каких-либо субкультур это лишь позёры, модники. Не думаю, что это так, ибо когда-то это и правда было нашумевшей модой и субкультурщиками становились все подряд, после определённого возраста бросая эту субкультуру. Сейчас же членами субкультур становятся в основном люди, которым субкультура действительно интересна.
Также не забываем, что сейчас активна субкультура анимешников. Да и вообще, не думаю, что в том же 2007-м абсолютно каждый человек относился к какой-либо субкультуре. Далее я разберу три конкретные субкультуры (скинхеды, эмо и панки) и докажу, что как минимум приверженцы этих субкультур ещё существуют.
Скинхеды
Здесь всё достаточно сложно. Субкультура теряла сторонников по причине того, что националисты не хотели своим видом показывать свою политическую позицию, так как это могло вызвать проблемы с полицией. И чтобы не «выдавать» себя, националисты одевались в обычную одежду, тем самым «сливаясь с толпой». Также была популярность у субкультуры среди «модников», которым сама идея была не интересна и они хотели просто круто выглядеть. Сейчас такого нет (вроде бы) и националисты одеваются как скинхеды для удобства в драках и не только. Либо же так одеваются действительно убеждённые националисты и другие правые, которым нравится данная субкультура. В любом случае, «модным» это быть перестало.
Коснёмся статистики запросов. Одного только Диму Боровикова ищут в Яндексе около 4000 человек в месяц. По поводу остальной статистики сказать достаточно сложно, по крайней мере именно у скинхедов, так как они являются частью националистов и других правых. Но, скажем, одна из многих групп скинхедов в Вконтакте, «Боностан» (сообщество с мемами на тему скинхедов и схожих тем) имеет более 4500 подписчиков.
Хочу также затронуть близкую скинхедам субкультуру — футбольных фанатов. Думаю, глупо спорить есть ли они сейчас, так как мы понимаем, что они есть. Правда сейчас произошло негативное событие, в виде того, что субкультура получила популярность среди людей, которых зовут оффниками. Я об этом писал в статье «Разница между оффниками и футбольными хулиганами«. Оффники это карлики, позёры, модники, не более.
В дополнение оставлю ниже современные фотографии скинхедов.
К слову, недавно я писал об одних из скинхедов в публикации «Сезон белых вагонов 2021 открыт«.
Здесь уже всё проще. Пройдёмся по группам Вконтакте. Группа «Эмо знакомства» имеет более 29 тысяч подписчиков и до сих пор активна. Группа «эМо ФоРуМы» — более 7400 подписчиков, была создана ещё в 2016 году. Сейчас не особо активна, но публикации бывают. Группа «Верни мне мой 2007-й» — более 109 тысяч подписчиков.
Также я смог найти как минимум несколько активных групп, посвящённых музыке. В одной из них пролистал ленту, просмотрев есть ли активные группы в РФ, играющие музыку в эмо-жанрах. Нашёл группу Minaret, жанр emoviolence, скримо и другие, альбомы выпускались в 2018, 2016, 2015 и других годах. Группа «север», альбом «надлом» был выпущен в 2020 году, жанр скримо. Группа «Eeva», в апреле этого (2021) года выпустила две песни в жанре пост-хардкор. Группа «Зеркало», несколько треков, выпущенных в 2021 году в жанре альтернатива и пост-хардкор. Группа «Летние войны», альбом «Сажа», выпущен в 2021 году в жанре скримо, пост-хардкор и эмо-панк. Группа «Улыбайся ветру», альбом «Иллюзии» 2018-го года в жанрах скримо, хардкор и пост-хардкор.
И это были только группы из РФ. Думаю, этих нескольких групп будет достаточно, чтобы доказать тот факт, что субкультура эмо до сих пор активна. Если бы она была неактивна, то все песни были бы старыми, а я нашёл даже песни, записанные в этом году. Ваши оправдания, противники субкультур?
Панки
Вот у этих ребят уже групп не пересчитать, потому не буду даже указывать какие-то конкретные. К слову, мой бывший друг ещё года два назад пытался быть панком, но сейчас уже вроде забросил это дело, точно не знаю.
Месяц-два назад случайно наткнулся на группу, которая была посвящена нашивам. Преимущественно активны в группе панки. Сообщество имеет более 9500 подписчиков, просмотры набирают тысячи просмотров. Ниже несколько скриншотов из группы.
Также пройдёмся по группам с песнями в жанре панк-рок. Группа «Джинсы Тарковского» выпустила EP «Битые пиксели» в 2021 году. Группа «Роковой Год» выпустила в 2021 году альбом «Душегуб и все все все». Группа «Ничего не будет» выпустила альбом «Миражи» в 2021 году. И многие другие группы выпустили новые альбом и песни в этом году, нет смысла писать ещё больше.