факты про моду и одежду
агентство стиля
Интересные факты о моде
Мы собрали для вас самые интересные исторические факты и истории о моде, одежде и обуви.
В одинаковых платьях
В 1961 году на втором Московском Международном Кинофестивале две кинодивы того времени Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор на приеме в Кремле появились в одинаковых платьях от Yves Saint Laurent.
Дамы решили обернуть курьез в свою пользу, весь вечер не отходя друг от друга.
По возвращении домой от обеих кинозвезд поступили иски к модельеру.
После этого происшествия, по слухам, продажи Ива Сен-Лорана резко упали, вероятно, многие опасались повторения конфуза.
Как появилось название синтетического материала нейлон
Этимология слова « нейлон » пошла от английского «no-run», что в данном случае переводится как «без затяжек», так как одним из востребованных применений нейлона стали чулки. А чтобы покупатели не обвинили компанию DuPont в недобросовестной рекламе, потому что затяжки на чулках всё-таки случались, «no-run» и было преобразовано в «nylon».
Разница между вещами в стиле «винтаж» и «ретро»
Винтажные вещи – это предметы гардероба произведенные в период с 1920-х по 1960-е годы, а все, что создавалось позже следует называть «ретро».
Как появился рукав реглан
В 1825 году фельдмаршал Реглан лишился руки в сражении при Ватерлоо. Чтобы скрыть физический изъян он распорядился разработать одежду с упрощенным кроем для рукавов. Так появился известный нам фасон получивший название в честь лорда Реглана.
Мода на платья с открытой грудью
В 15 веке появляется мода на женские платья с полностью открытым бюстом. Предполагается, что законодательницей этой моды была любовница французского короля Карла VII Агнесса Сорель. Крой с оголенной грудью сохранялся в той или иной степени вплоть до 19 века. Согласно моральным устоям того времени открытая грудь была более допустима, чем оголенные ноги или плечи.
Легенда о находчивости Эсте Лаудер
Существует красивая легенда о том, как Эсте Лаудер раскрутила продажи своих духов. У нее никак не шли дела, и ее продукцию неохотно брали на реализацию в магазины. Тогда мисс Лаудер пришла в крупнейший парфюмерный магазин в Нью-Йорке и, будто бы случайно, разбила об пол флакон своих духов. Покупательницы заинтересовались приятным ароматом и магазину пришлось заключить с Эсте Лаудер контракт на поставку.
Розовый – девичий. Голубой – мальчиковый. Но так было не всегда.
Сегодня общепринятыми цветами одежды для девочек и мальчиков являются розовый и голубой. Но, такое деление установилось только в 1940-е годы. До этого рекомендации родителям по выбору цвета одежды редко основывались на поле ребёнка: одни источники советовали выбирать по цвету волос, другие — по цвету глаз. А в случае с полом рекомендации бывали прямо противоположные современным стандартам. Например, в детском выпуске журнала Earnshow’s от 1918 года говорилось: «По общепринятому правилу, розовый нужно выбирать для мальчиков, а синий для девочек, так как розовый цвет более сильный и твёрдый, а голубой — более изящный и утончённый».
Несоответствие размеров одежды тогда и сегодня
По мере роста среднего веса населения планеты производители одежды увеличивают её физические размеры, оставляя тот же размер на бирке. Например, в Англии 14-й размер женских брюк сегодня больше на 10 см в талии и на 7 см в бёдрах, чем 14-й размер в 1970-х годах. Такой подход создает у женщин иллюзию того, что их фигура не сильно изменилась с возрастом и они по прежнему носят тот же размер, что и в молодости, а значит и удовольствие от шоппинга больше.
По схожему принципу меняется размер обуви. От того, что многие женщины комплексуют из-за большого размера ноги, производители искусственно занижают размеры обуви, давая возможность обладательницам сорокового размера считать что у них 39-ый.
Подбор обуви по рентгену стопы
В 1927 году был запатентован флюороскоп для обувных магазинов. Покупателю делали рентгеновский снимок ноги, по которому подбирали максимально подходящую обувь. Однако после многочисленных жалоб на причиненный ущерб здоровью от ударной дозы радиации, все аппараты были выведены из эксплуатации и уничтожены.
Целомудрие по ресницам
В Древнем Риме было распространено мнение, отражённое в книге Плиния Старшего, что ресницы выпадают от чрезмерного секса. Поэтому девушкам было особенно важно демонстрировать густые ресницы, чтобы подчеркнуть свою чистоту.
О колготках
Женские колготки появились в СССР в 50-х годах. Их поставляли из Чехословакии с надписью «калготы пунчохове», и в народе название колготки для этого предмета одежды быстро вытеснило официальное «чулковые рейтузы». Причём при заимствовании произошла ошибка, ведь по-чешски «калготы» — это штаны в общем смысле, а «пунчохаче» — конкретно колготки.
История бикини
1 июля 1946 года американцы проводили первое испытание атомной бомбы на острове Бикини в Тихом океане. А спустя четыре дня французский инженер Луи Реар представил публике своё изобретение — раздельный женский купальник, который назвал по имени острова. Реар пояснил выбор названия тем, что бикини должно вызвать взрывную культурную реакцию. Термин оказался удачным ещё и потому, что его первый слог «би» подразумевал два предмета купального набора. Позднее другие дизайнеры создали множество вариаций, образуя их названия по схожему принципу — так появились монокини, трикини, миникини и другие.
Adidas vs Puma
Два крупных бренда спортивной одежды родились в результате ссоры двух братьев Даслер Адольфа и Рудольфа. У них был общий семейный бизнес по производству домашних тапочек. В дальнейшем ассортиментная группа расширилась до тренировочной обуви, чешек, пинеток и даже коньков. Но после смерти отца братья рассорились, поделили имущество пополам и каждый стал выпускать товар под своим именем. Так появились две обувные фабрики. Ади Даслер стал выпускать обувь марки «Адидас». Рудольф — обувь «Ruda», впоследствии переименованную в «Puma».
Вражда братьев не ограничивалась пределами фабрик, а разделила на два лагеря весь город Герцогенаурах. Сотрудникам каждой из фабрик было предписано не общаться с конкурентами и не посещать «вражеских» заведений
Свое соперничество братья перенесли на футбольное поле собрав собственные футбольные команды.
Ляп в рекламе Nike
В 1989 году Nike сняли рекламу кроссовок с участием кенийцев из народа самбуру. В ролике показаны традиционные танцы племени, а в конце молодой человек произносит фразу на своём языке и на экране появляется традиционный для бренда слоган: «Just Do It». Некий американский антрополог, увидев рекламу решил поделиться с журналистами, что африканец на самом деле говорит: «Я не хочу эти. Дайте мне большие башмаки». После конфуза Nike признала, что съёмочная группа не смогла найти дословного перевода слогана на язык племени и записала импровизацию, пологая, что эти слова все равно никто не поймёт.
Обувь, сбивающая со следа
Во времена сухого закона в США нелегальные торговцы спиртным, для запутывания полицейских носили специальную обувь. К подошве ботинок привязывались деревяшки, оставляющие на земле следы, похожие на следы коровьих копыт.
Стрелки на брюках
До эпохи промышленного производства никаких стрелок не было. А с развитием фабричного пошива во второй половине 19 века появилась необходимость транспортировки больших партий товара, чаще всего морским транспортом. После распаковки штаны имели плохо поддающиеся разглаживанию стрелки-складки, и такой вариант постепенно вошел в моду.
Из истории бренда Timberland
В начале 1980-х компания Timberland переживала трудные времена. Она выпускала качественные туфли-лодочки, цена которых была ниже, чем у лидера отрасли, компании Topsiders. Казалось, хороший продукт и низкая цена должны были работать на них, однако дела шли плохо. Затем в Timberland приняли очень простое решение: они подняли свои цены, так что те стали намного превосходить цены, предлагаемые Topsiders. После чего продажи резко выросли. Что подтверждает достоверность высказывания Дэвида Огилви «Чем выше цена, тем более желанным становится товар в глазах покупателя».
Почему образ пилота на заре развития авиации почти всегда с белым шелковым шарфом?
На заре развития авиации у пилотов не было множества приборов для отслеживания врагов, поэтому им постоянно приходилось крутить головой, высматривая самолёты противника. Чтобы шея не натиралась о воротник, в обмундирование лётчиков были введены шёлковые шарфы.
Откуда пошло выражение «шиворот-навыворот»?
Во времена Ивана Грозного на Руси одним из знаков достоинства вельможи являлся расшитый воротник, который назывался «шиворот». Если же какой-нибудь боярин подвергался царскому гневу и опале, его по обыкновению сажали на тощую клячу спиной вперёд, предварительно вывернув одежду наизнанку. С тех пор закрепилось выражение «шиворот-навыворот» в значении «наоборот, неправильно».
Спортивные площадки из старых кроссовок
В начале 1990-х годов компания Nike запустила программу Reuse-A-Shoe, действующую и по сей день. Она заключается в переработке старых кроссовок, в материал для спортивных площадок. Каждая из трёх частей обуви перерабатывается отдельно: измельчённые резиновые подошвы становятся беговыми дорожками, средняя часть из пеноматериала — покрытием теннисных кортов, а ткань — покрытием баскетбольных площадок. Старые красовки принимаются в специальных пунктах в США и Европе.
Маленький размер обуви ПетраI
Рост Петра I был 213 см, а размер обуви всего 38.
Откуда произошло слово «халява»
Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога изнашивалась быстрей, чем верхняя (голенище халява). Предприимчивые сапожники пришивали к старому голенищу новую нижнюю часть. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.
Аренда места размещения рекламы на подошве
Перед боксёрским поединком 2000 года между Майком Тайсоном и Джулиусом Френсисом публика была заранее уверена в победе первого. Английская газета The Mirror даже заплатила за размещение рекламы на подошвах обуви Френсиса, чтобы она попала в кадры фото- и видеокамер во время нокдаунов.
О сланцах
Отлетная кокетка на тренчкоте
Поскольку плащ-тренчкот изначально был военной одеждой, то и его внешний вид функционален под военные нужды. Так, тканевая накладка на правом плече (говоря портновским языком отлетная кокетка), предназначалась в качестве защиты плеча от удара приклада винтовки во время стрельбы и от натирания ремнем винтовки при ее ношении на правом плече.
На многих современных тренчкотах эта деталь по-прежнему присутствует, как дань истории и элемент классического фасона плаща. При этом, на мужских плащах тканевая накладка пришивается всегда на правое плечо, а на женских, может быть нашита на левое.
Малоизвестные и забавные факты о моде
Дизайнерская одежда — это особая эстетическая категория, на которую влияют предпочтения и образ жизни, «внешние» тренды и «внутренние» факторы. Топовые и экспериментальные марки — бренды, отличаются по духу, но объединены талантом и особым вкусом их создателей.
Покупка одежды премиум-формата — это гарантии качества и подтверждение собственного жизненного успеха. В то же время, брендовые вещи молодых прогрессивных дизайнеров — это выбор женщин с неординарным мышлением, которые ценят моду, а не просто следуют ей.
Вы находитесь в поисках любимого бренда? Тогда загляните в интернет магазин брендовой женской одежды
Думаете, что знаете о моде всё? Проверьте! Вот несколько удивительных фактов о моде, которых вы, возможно, не знаете!
30 Интересных фактов о моде
1. Первая официальная Неделя моды состоялась в 1943 году в Нью-Йорке. Её главная цель — отвлечь внимание от французской моды и дать старт американским дизайнерам.
2. Всего за год проходит 40 Недель моды и 100 официальных мероприятий. Пять самых известных мероприятий Недели моды проводятся в модных столицах мира: Милан, Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Париж.
3. Для того, чтобы стать дизайнером Высокой Моды, человек должен получить подтверждение от Палаты Syndicale. Это руководящий орган моды в Париже. Насколько серьёзно это подтверждение? Всего только 14 домов моды, из огромного количества дизайнеров, имеют такое подтверждение от кутюр. Среди неутверждённых претендентов есть большие дизайнеры, такие как Giorgio Armani.
4. Валентино владеет пятью мопсами. Их имена Monty, Мод, Марго, Мэгги, и Молли. Они всюду путешествуют с ним.
5. Louis Vuitton якобы сжигает все свои старые товары, чтобы сохранить полную эксклюзивность бренда.
6. Christian Louboutin представила обувь с голубыми подошвами, чтобы невесты могли носить что-то синее в день свадьбы.
7. Michael Kors создал свой первый предмет одежды в возрасте пяти лет — свадебное платье для своей матери.
8. Christian Dior сильно верил экстрасенсам. Он обязательно посещал одного из них, чтобы определить, какой день будет лучшим для показа его последней коллекции.
10. Юбка является старейшим видом одежды, уступает только набедренной повязке. До 1600-1700, юбку носили все — мужчины и женщины.
11. Первоначально, как мужчины, так и женщины носили тоги в Риме, но после 2-го века до нашей эры, респектабельные женщины уже носили stolas и только пpоститyтки были обязаны носить тогу.
12 Носить публично шорты считалось не приемлемым для женщин, вплоть до Первой мировой войны.
13. Первый журнал мод появился в 1586 году. Его стали публиковать в Германии.
14. Пять наиболее распространенных материалов одежды- лён, хлопок, полиэстер, вискоза. Хлопковая ткань использовалась для одежды на протяжении более 7000 лет.
Весёлый джинсовый факт:
15. Кроссовки пришли к нам благодаря Keds, первой компании, создавшей этот тип обуви, в 1917 году. А самой ранней известной человеческой истории обувью – считаются сандалии.
16. Более 2 млрд футболок продаются каждый год. Изначально, футболки являлись элементом нижнего белья. Но теперь, футболка — популярный предмет гардероба в качестве верхней одежды.
17. До 1800-х годов не было понятия детской одежды. Дети одевались так же, как взрослые.
18. В 1500-х годах, модельеры начали демонстрировать свою одежду, одевая её на миниатюрных кукол. Ещё не было такого понятия, как модель. Первые модели появились лишь в 1853 году.
19. Наполеон внёс вклад в моду во многих отношениях. Например, кнопки на рукавах курток, были придуманы Наполеоном, когда он устал от своих солдат, вытирающих
носы рукавами.
20. Удивительным может показаться, что на самом деле мужчины, на уровне исполнительной власти, пользуются индустрией моды больше, чем женщины. Большинство руководителей и президентов (мужчины, а не женщины) – постоянные клиенты крупных домов мод.
21. Валентино Гаравани, итальянский модельер, сделал известным красное платье, подобно тому, как Коко Шанель ввела в моду знаменитое маленькое чёрное платье. Его красные платья приобрели такую большую популярность, что он получил прозвище «Валентино Red».
22. Первые поддельные ресницы были изобретены голливудским кинопродюсером Гриффита, который хотел улучшить веки актрис. Они были сделаны из настоящих волос.
23. Подводка ресниц стала популярной после её открытия в гробнице фараона Тутанхамона в 1920-е годы. С того времени запустили производство карандашей для глаз.
24. Мэри Фелпс, нью-йоркская светская львица, создала современный бюстгальтер. Те бюстгалтеры, которые она сделала и запатентовала в 1914 году, очень отличаются от тех, которые носят сегодня. Бюстгалтеры Hers были сделаны из носовых платков.
25. Стоимость одежды с 1992 снизилась во всём мире на 8,5%, даже с поправкой на инфляцию.
28. Социальный статус и профессия человека во времена средневековья была представлена цветом одежды. Дворяне носили красные одежды, крестьяне — коричневые и серые, а купцы, банкиры и чиновники носили зелёные одежды.
В Риме, фиолетовый цвет одежды принадлежал исключительно императорам и магистратам. Носить чёрное было табу, если в доме не было траура. Викторианский вдовы должны были носить чёрные траурные одежды в течение двух лет после смерти их мужей.
29. То, что розовый цвет является женским, а голубой (синий) — мужским, и что женская рубашка имеет пуговицы слева, а мужская — справа: это пережиток старой традиции, которую мы перенесли в старый мир.
30. Средняя продолжительность «жизни» одежды составляет примерно три года. Этот норматив используется для сравнения уровня жизни.
5 Comments
Ядерные бомбы в Первой мировой войне? Вы серьезно?
Где ты увидел слово ядерные скажи мне?
Тема с картингом до сих пор актуальна,пишите если хотите помочь.
13 поворотных моментов, изменивших моду навсегда
В честь запуска международного проекта Creativity мы вспоминаем выдающихся творцов, которые предвидели будущее моды, приближали его и воплощали в реальность
В этом месяце в рамках #VogueCreativity редакторы Vogue из 27 стран мира целый месяц будут говорить и писать на одну общую тему — творчество. По такому случаю мы хотим вспомнить и отдать дань уважения непревзойденным мыслителям и художникам.
Имена этих людей нам всем хорошо известны: Коко Шанель, Эльза Скиапарелли, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Миучча Прада, Рей Кавакубо — ключевые представители модной интеллигенции, каждый из которых по-своему повлиял на наше представление о мире. Когда же были совершены те самые знаковые открытия? Как дизайнерам удалось ниспровергнуть социальные нормы? Кто был этим обижен? Сейчас разберемся. Итак, 13 поворотных моментов в истории моды, изменивших ее раз и навсегда.
Супруга Поля Пуаре Дениз в одном из творений мужа, 1919
1911: «король моды» Поль Пуаре и появление модных журналов
«Поль Пуаре возвел моду в ранг искусства, его вклад значительнее вклада любого другого дизайнера XX века», — так говорится в официальном описании выставки музея «Метрополитен», посвященной творческому гению этого парижского кутюрье. Она проходила в 2007 году, экспозицию тогда метко озаглавили Paul Poiret, The King of Fashion («Поль Пуаре, король моды»). И король тот был настоящим революционером.
Помимо организации декадентских светских балов (гениальный способ продемонстрировать все свои последние творения богатым клиенткам), Пуаре активно упразднял корсеты, привлекал к своему Дому внимание посланниц из числа знаменитостей (началось все со звезды французской сцены Габриэль Режан), а еще он стал первым кутюрье, запустившим собственную линию парфюмерии. Поворотный момент, который раз и навсегда изменил моду, пришелся на 1911 год. Тогда фотохудожник Эдвард Стейхен запечатлел наряды Пуаре для апрельского номера журнала Art et Décoration. Та съемка теперь считается одной из первых публикаций о моде.
Спустя двадцать с лишним лет, в 1932-м, Стейхен снимет первую цветную обложку американского Vogue — модель в купальнике позирует на фоне лазурно-голубого неба (снимок украсил июльский номер журнала).
Крах фондового рынка 1929 года вынудил Поля Пуаре закрыть бизнес, но его великое творческое наследие навсегда останется эталоном для многомиллиардной индустрии моды, которая тогда только начинала развиваться.
Американский Vogue, 1932
1926: в октябрьском номере Vogue впервые представлено маленькое черное платье Коко Шанель
«Эти женщины, черт бы их побрал, будут носить черное!», — так бескомпромиссно выражалась знаменитая бунтарка Коко Шанель. В результате появилось то самое маленькое черное платье, которому суждено было стать олицетворением эгалитарных воззрений Коко. Мир впервые увидел его на страницах американского Vogue: то было черное платье по колено с длинными рукавами. Скромный силуэт, по нынешним меркам даже пуританский. Но в 1926-м все было иначе — тогда это платье очень точно передавало либерализм ревущих двадцатых. С его помощью Шанель в корне изменила представление общества о черной одежде, ранее считавшейся уделом прислуги и похорон, что в итоге и стало залогом ее успеха.
Иллюстрация в Vogue, 1926
1930-е: пресса чествует Эльзу Скиапарелли — ее арт-коллаборации и изобретательность
Эльза Скиапарелли — дизайнер итальянского происхождения, которая навсегда связала моду с сюрреализмом, одним из величайших арт-направлений XX века (вспомните ее платье «Лобстер», созданное в дуэте с Сальвадором Дали). Но начинала она отнюдь не с кутюра, а со спортивных трико. «В годы войны в моде царил гламур, она создавала наряды для Голливуда и параллельно делала спортивную одежду», — говорила внучка Скиапарелли Мариса Беренсон в интервью Сьюзи Менкес в 2003 году. Эльза была прагматична и очень находчива. Она творила во времена сухого закона и по полной использовала свою дизайнерскую смекалку. «В этом платье можно было спрятать фляжку с виски», — вспоминает Беренсон.
Уоллис Симпсон, супруга герцога Виндзорского, в платье Schiaparelli. Vogue, 1937
1947: Кристиан Диор представляет свой new look (в который влюбляются все женщины мира)
Невозможно отделаться от мысли, что Кристиан Диор каким-то образом предвидел свой грандиозный успех, когда работал над первой коллекцией (увидевшей свет 12 февраля 1947 года). 90 образов — тот показ навсегда останется одним из величайших дебютов модной истории. Тогда на свет появился new look.
Диор открыл свое ателье на авеню Монтень в декабре 1946-го, за считанные недели до «премьеры». Он подарил женщинам всего мира перезагрузку, переход от аскезы Второй мировой к нарочитой женственности: пышные юбки, талия-«песочные часы» и выдающиеся скульптурные плечи. Иными словами, положил начало новой эре.
Модель в костюме Dior и широкополой шляпе. Vogue, апрель 1947
© Photo by Serge Balkin/Condé Nast via Getty Images
1954: Карл Лагерфельд начинает модную карьеру, ассистируя Пьеру Бальману
За несколько десятилетий до поста креативного директора Chanel молодой дизайнер Карл Лагерфельд постигал азы моды в подмастерьях у Пьера Бальмана (архитектора, ставшего выдающимся кутюрье, Диана Вриланд называла его творения «самой что ни на есть квинтэссенцией высокой моды»). Для Лагерфельда ателье Бальмана стало билетом в жизнь творца, для которого одевать знаменитостей, в том числе и будущую легенду мирового кино Брижит Бардо, — самое обычное дело.
Карл Лагерфельд после победы в дизайнерском конкурсе (в категории «Пальто») International Wool Secretariat. Рядом с ним модель в его творении. Именно эта победа привела к работе у Бальмана. Париж, декабрь 1954
1961: знаменитая шляпка-таблетка Роя Холстона Фроуика, в которой Жаклин Кеннеди появится на инаугурации мужа
Шляпник со Среднего Запада, чье имя гремело в нью-йоркском универмаге Bergdorf Goodman, прославился на весь мир благодаря своим знаменитым клиенткам. Пока Джон Кеннеди руководил США, его супруга Джеки Кеннеди успела состояться как икона моды.
Шляпка-таблетка Холстона отлично подошла к зеленовато-голубому пальто (работа Олега Кассини) — прелестный «чистый» образ, который был задуман таким специально, чтобы подчеркнуть прогрессивность первой леди. Весь мир сходил с ума по этой шляпке. Джеки во время церемонии придерживала ее рукой, чтобы ветер не унес, и немного помяла. По словам самого Холстона, буквально каждая девушка, подражавшая Жаклин, непременно делала на своей шляпке такую же вмятину. Спустя восемь лет, в 1969-м, дизайнер запустит именной бренд одежды и даже станет неофициальными «костюмером» богемы времен «Студии 54» благодаря своей расслабленно-роскошной эстетике.
Джон Фицджералд Кеннеди и его жена Жаклин на инаугурации. Вашингтон, январь 1961
1966: Ив Сен-Лоран размывает гендерные границы
Знаменитый Le Smoking — жемчужина коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1966 — был первым в истории моды смокингом для женщин. Брючный костюм, созданный по мотивам классики мужского гардероба, на показе демонстрировала художница Ники де Сен-Фалль.
Смокинг когда-то назвали смокингом за атласные лацканы пиджака, с которых легко и просто можно смахнуть пепел от послеобеденной сигареты. С какой стороны ни глянь, для 1966 года этот «исторический момент» кажется безнадежно запоздалым. Еще бы, в том же году в обиход вошли мини-юбки как ключевой элемент стиля «модов» — провинциальных девчонок-подростков и модниц двадцати лет, которые принялись осваивать недавнее изобретение Мэри Куант. При всей прогрессивности 1960-х женский смокинг оставался уделом обитательниц левобережья. А ведь за три десятилетия до этого, в 1933-м, начальник парижской полиции грозил актрисе Марлен Дитрих арестом за то, что та отважилась надеть мужской костюм.
Смокинг из альпака, блузка с жабо и черный галстук-бабочка из коллекции Yves Saint Laurent Couture весна-лето 1967
1974: Беверли Джонсон — первая темнокожая модель на обложке американского Vogue
«Расшатывание закостенелых социальных догм — явление редкое. Но появление Беверли Джонсон на обложке американского Vogue (августовского номера) в 1974-м произвело именно такой эффект. Только вдумайтесь, понадобилось целых восемь десятилетий, чтобы на передовице главного в мире модного глянца наконец оказался цветной человек», — писала редактор Vogue Жанель Окводу в 2016-м.
Сказать, что индустрия, в которой расовая дискриминация цвела и пахла, не раз отвергала Беверли — ничего не сказать. И этот опыт превратил ее в отважную активистку и защитницу гражданских прав. «Обложка Vogue — мечта каждой модели, — призналась как-то Джонсон в интервью CNN. — Она означает успех. Представьте, каково мне было, когда я узнала, что стану первой цветной девушкой, которая ее украсит?»
Американский Vogue, 1974
1976: Кельвин Кляйн впервые представил джинсы на подиуме
В 1976-м Кельвин Кляйн вывел будничный деним на подиум — сегодня тот ход назвали бы грамотной маркетинговой стратегией. Так оно и было, в 1990-е джинсы Кляйна превратятся в отдельную империю международного масштаба, не без участия одной из самых провокационных рекламных кампаний XX столетия. Только взгляните на деним Кляйна образца 1970-х — это гениально от начала и до конца, вплоть до имени дизайнера, вышитого на правом заднем кармане.
Патти Хансен в рекламе Calvin Klein Jeans, 1976
1978: Миучча Прада возглавляет семейный бизнес
У младшей внучки Марио Прады Миуччи всегда были большие творческие планы на семейное дело. Ее дебютом стала коллекция осень-зима 1988, полная изящества и стати.
«Я не дизайнер, я — это просто я», — поговаривают, что именно так Миучча описывала себя в ту пору. Примерно с тем же посылом она искала свою сильную сторону в творчестве. «Мне нравится раздражать публику и провоцировать всеобщее любопытство. Создавать нечто совершенно нормальное, но так, чтобы оно казалось страннее некуда».
Миучча Прада и Карла Бруни, 1994
1982: Рей Кавакубо эпатирует Париж
«К 1981 году, когда Рей Кавакубо начала показывать коллекции в Париже, у нее уже имелись свои поклонники во французской столице, их называли the crows — «вороны», — писала в 2017-м Лэрд Боррелли-Перссон. Любовь к черному цвету и всяческие творческие изыскания на его счет стали визитной карточкой самой Рей и ее многочисленных фанатов. 1980-е — период бума Уолл-стрит, тэтчеризма и сногсшибательных брючных костюмов. Интуитивный дизайн Кавакубо был полной противоположностью всему этому.
Героиней коллекций Рей всегда была женщина, «которую не волнует, что по поводу ее гардероба думает муж». В профайле Рей для The New Yorker 2005 года сказано, что у нее не было серьезного дизайнерского образования, и это только поспособствовало появлению на свет самого авангардного из уважаемых модных Домов. «Кавакубо часто говорит, что рада тому, что не оканчивала модных вузов и нигде не стажировалась — раз она не училась шить и кроить, значит, у нее в голове нет предрассудков, и превосходить ей некого».
Comme des Garçons весна-лето 1986
1992: Александр Маккуин выпускается из Central Saint Martins
К концу работы над дипломной коллекцией в 1992-м феноменальный талант Александра Маккуина рассказывать мистические истории уже вовсю бурлил. Дизайнер тогда оттачивал мастерство, работая подмастерьем на Сэвил-роу. Свой выпускной шедевр он назвал Jack the Ripper Stalks His Victims («Джек-потрошитель преследует своих жертв»).
Показ дипломной коллекции выпускника Central Saint Martins Александра Маккуина, 1992
1992: Марк Джейкобс переносит на подиум реальную жизнь
Марку Джейкобсу хватало харизмы и бунтарства, чтобы в начале 1990-х сначала возглавить американский бренд Perry Ellis, а потом с треском из него вылететь. К скандально «гранжевой» коллекции весна-лето 1993 руководство оказалось просто не готово. Все остальные, впрочем, тоже.
Клетка, игры с пропорциями и силуэтами, мятые платья — все будто из пригородной комиссионки. Эти вещи должны были произвести фурор на нью-йоркской Неделе моды, где в ту пору, как, собственно, и в музыке, происходила смена караула. Но все вышло иначе. Марку потребовалось тридцать минут, чтобы стать костью поперек горла высокой моды. А он всего-навсего возвел на пьедестал нечто доступное всем — отражение молодежной субкультуры, которая тогда благоухала.
К слову, в июле Марк Джейкобс примет участие в интерактивной онлайн-конференции Forces of Fashion. У вас тоже есть шанс присоединиться к ежегодному саммиту Vogue и поучаствовать в дискуссиях и нетворкинг-сессиях c профессионалами мира моды. Приобрести билеты можно на сайте мероприятия.