образовательная программа театр моды для детей
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр моды»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
1. Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию детей школы-театра мод, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спещ1фикой текстильных материалов, технолоп1ей изготовления швейных 11зделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Занимаясь по дополжпельной образовательной программе «Театр Моды» дети получают актуа.льную в наше время теоретическую и практическую базу допрофессионального образования для дальнейшей профессиональной ориентащш. Полученные знания и навыки воспитанники могут применить в сфере бытового обслуживания, могут сделать полезные вещи для дома и семьи. Главной целью творческого объещжения является развитие обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, что досп1гается посредством личностно-ориентированного подхода.
Цель и задачи образовательной программы
Цељ Данной программы формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необхощмы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Формировать и совершенствовать знания, умения и навыки
сценического искусства, швейного мастерства, основываясь на историчесп1й и современный опыт музыкальных театров и театров мод.
Ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна, научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
з. В ходе изготовления сценического костюма шля театрализованных представлений подробно изучить:
элементы ручной вышивки; щ1зайн ткани; народные традиции в оформлении костюма;
Развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к доспькению намеченной цели.
Формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность.
Расширять общий и интеллектуа.льный кругозор детей.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
2. Общая характеристика курса
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необхощ1мый минимум теоретического материала.
-подбор музыкального оформления
-демонстрация творческих способностей Программа «Театр моды» направлена на:
развитие мотиващш к познанию и творчеству;
обеспечение эмощ1онального благополучия ребенка;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов
ознакомление с распространенными технологиями современного производства.
З. Место учебного курса
Программа рассчитана на 102 часов:
-практических 60 часов;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализащш; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ пли проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в модельном бизнесе
Метапредметные результаты освоения курса:
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, узнать потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
формирование и развитие компетентности в области использования информащ1онно-коммуникащюнных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельносп1 и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оцежшание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты освоения курса:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; умение выражать себя в доступных в1щах и формах художественноприкладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позищп1 другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникащш партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникащш;
развитие моторики и координации движений; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Содержание учебного курса
Тема:Вводное занятие. Планирование работы. Задачи работы группы.
Организация рабочего места.
Тема:Выбор темы коллекции
Работа с информащ1онно-поисковыми источниками
Тема:Правила безопасной работы при пошиве одежды
Правила безопасной работы с инструментами
Правила безопасной работы на швейной машине. Машинные швы, их назначение и техника исполнения Тема:Свойства тканей
Подбор тканей к эскизам
Использование приспособлений к швейной машине
Виды машинных швов
Тема:Разработка эскизов по выбранной теме
Личностно-ориентированное распределение моделей одежды
Индивидуальная разработка эскизов
Конкретизация элементов одежды
Тема:Проектирование и конструирование одежды
Проектирование одежды. Величины измерений, их условные обозначения Снятие мерок для построения основы чертежа Построение основы чертежа.
Подбор и подготовка тканей к раскрою
Подготовка деталей к обработке
Подготовка к примерке Линии сметывания. Проведение примерки Устранение дефектов.
Обработка основных деталей.
Обработка подкройных деталей
Обработка дополнительных элементов.
Соещ1нение дополжпельных элементов с основными деталями.
Подготовка ко второй примерке
Проведение второй примерки
Обработка изделия после примерки
Окончательная отделка изделия
ВТО готового изделия
Тема:Создание дополнительных элементов коллекции
Проектирование дополнительных элементов
Моделирование дополнительных элементов
Изготовление дополнительных элементов
Тема:Итоговое занятие «Дефиле»
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
ПРОГРАММА дополнительного образования «Театр моды»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19 Центрального района Волгограда»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
художественно-эстетического направления
«Театр моды»
Учитель технологии высшей квалификационной категории
Дерунова Ирина Валентиновна.
Эффективность и результаты:
Театр моды в 2009 году стал победителем конкурса коллекций моделей одежды из экологически чистых материалов, объединяющего современный стиль и народные традиции «Современность и традиция» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2009».
Участницы коллектива добиваются высоких результатов на Всероссийской олимпиаде по технологии: Баенбай Алия, ученица 7а класса, стала победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2012/2013 году, Разумная Арина, ученица 7а класса, и Дорина Анастасия, ученица 9а класса, стали призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2013/2014 учебном году по технологии, Зиныч Анастасия, ученица 7а класса, стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2014/2015 учебном году.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение учеников к миру молодёжной моды, созданию авторских костюмов развивается художественный вкус, творческая фантазия, реализуются мечты учеников об участии в различных дефиле с коллекциями молодёжной моды на школьных праздниках, районных и городских конкурсах школьных театров моды, участии в конкурсах моделирования одежды. Программа вносит разнообразие в школьную жизнь. Ученики постоянные участники различных школьных концертных программ. Выступления юных дизайнеров одежды несут положительный творческий заряд, завораживают новизной идей, покоряют и увлекают непредсказуемостью.
И хотя сами понятия «театр» и «мода» различны по своей сути, для детского мышления они легко объединились в единое целое. Ведь дети по своей натуре фантазеры. И вот уже появляется новая идея, которая воплощается в созданную детскими руками коллекцию. Рождается спектакль с музыкальным и световым оформлением, где раскрывается искусство юного художника, мастерство портнихи, талант актрисы-манекенщицы. Всё как у взрослых профессионалов в «театре» и в «моде»: режиссеры и кутюрье, актеры и манекенщицы, художники и стилисты, костюмеры и портные, технический персонал.
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить, чтобы смой создавать придуманное платье и не отстать от моды, которая во все времена остаётся изысканной и капризной, но всегда интересна и привлекательна, особенно для молодежи. Почти все девчонки мечтают когда-нибудь выйти на подиум в модном наряде от известного кутюрье. Детскую мечту можно осуществить, создав собственную модель и придумав для нее «роль» в необычном спектакле театра моды. Необходимо поддерживать в детях это желание, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.
В детском театре моды девочки осваивают все этапы создания одежды. То, что делают детские руки, во многом уникально: здесь можно встретить современные стильные туалеты и национальную народную одежду, театральный костюм и авангардные модели. Ни в одном «взрослом» Доме моделей нет такого, чтобы коллекция от начала до конца создавалась одним человеком, да еще им же была продемонстрирована на сцене (подиуме). На заключительном этапе мы видим не просто манекенщиц, а, прежде всего, фантазеров, художников, портных.
Цель программы:
Приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного вкуса и социальной адаптации подростка.
Задачи программы:
• обучить учеников знаниям в области культуры одежды, самой технологической культуры и технологического образования;
• обучить детей решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами;
• формировать навыки коммуникативной культуры, умению работать в детском коллективе;
• познакомить с миром профессий, связанным с созданием одежды, разработкой коллекций молодёжной моды, демонстрацией коллекций.
Воспитывающие:
• воспитать в учениках тонкий художественный вкус, чувство стиля, умение гармонически сочетать особенности своего облика с выбранным костюмом;
• воспитывать стремление к творческой самореализации и самосовершенствованию;
• воспитать чувство ответственности за выполненную работу;
• воспитывать чувство коллективизма.
Развивающие:
• развивать способности к совместной творческой деятельности;
• выявлять и раскрывать индивидуальные творческие способности подростка;
• развивать образное мышление и фантазию;
• развивать у обучающихся потребность трудиться;
• развивать проектное мышление и способность действовать в проектной группе;
• развивать способности анализировать свою деятельность.
Ресурсное обеспечение:
— бытовые универсальные швейные машинки, 6 шт;
— манекен 46 размера;
— фонотека: аудикассеты, диски;
Отличительные особенности и новизна
Программа объединяет в одно целое такие понятия как образование, мода, искусство, творчество. Существует большое количество образовательных программ студий костюма и театров моды в системе дополнительного образования детей: образовательная программа «Воспитание модой» г. Москва (авторы М.А.Пулькина, Т.А.Пьянкова), образовательная программа «Школа-театр моды» г. Белгород (авторы М. Д. Пенькова, Т. М. Рогова, Т. И. Чуева, И. Н. Козубова); образовательная программа «Театр моды «Алиса»» г. Иваново (автор Заварина Е.А.). Все они созданы и работают на основе комплексного объединения различных предметов, используются при реализации программ длительного обучения и осуществляются в Центрах детского творчества, рассчитаны на большое количество учебных часов. В условиях обычной общеобразовательной школы нет такого большого количества часов дополнительного образования, которое выделяется на кружки. Однако, у детей есть большое желание поучаствовать в работе кружка дополнительного образования на базе своей с школы, что и позволяет осуществить эта программа.
Программа «Театр моды» имеет следующие особенности:
• Программа возможна при реализации занятий кружка дополнительного образования 2 часа в неделю в условиях массовой общеобразовательной школы.
• Модульный принцип построения. Все образовательные модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых для достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели программы.
• Возможна интеграция образовательных модулей программы дополнительного образования «Театр моды» с разделами предмета «Технология ведения дома», что позволит значительно увеличить продуктивность и результативность обеих.
• Использование проектно-исследовательских образовательных технологий, связанных с поиском новых совершенных форм, конструктивных решений, нестандартного использования материалов при создании костюма.
• Организация разнообразных форм образовательных мероприятий, нацеленных на выявление личностных достижений обучающихся (конкурс мастерства, конкурс манекенщиц, конкурс авторских моделей, неделя моды).
Структура программы
• Образовательный модуль «Композиция костюма»
• Образовательный модуль «Конструирование и технология»
• Образовательный модуль «Сценическое движение»
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей и подростков (в основном девочек) в возрасте от 12 до 16 лет. В условиях общеобразовательной школы наиболее привлекательными для преподавателя являются ученицы 7-х и 8-х классов, с учётом уже имеющихся у учениц навыков работы в области изучаемой программы, формируемых также на учебном предмете «Технология ведения дома». Именно в этом возрасте у детей появляется осознанная потребность в творчестве, желание утвердиться в собственном «Я». Этот период приходится на переходный возраст подростков. Они стремятся самоутвердиться в жизни, проявляют интерес к будущей профессии, пробуют себя в различных областях созидательной деятельности.
На учебные занятия образовательного модуля «Композиция и дизайн костюма» отводится 13 часов за два учебных года. Модуль предполагает многоуровневые задания, объединяющие знания по нескольким учебным предметам: изобразительному искусству, технологии ведения дома, мировой художественной культуре, при выполнении которых складываются в единое целое идеи новых образов и моделей коллекции. В своем содержании модуль раскрывает секреты моды, наше к ней отношение, учит различным методикам самопознания через одежду, умению манипулировать ею для коррекции своей фигуры, что способствует созданию своего индивидуального образа и поиску собственного стиля. Направлен на создание творческих коллекций в соответствии с направлением моды и тематической задумкой.
На учебные занятия образовательного модуля «Сценическое движение» отводится 14 часов, так как выполнение упражнений разминки и практических заданий по темам «Пластика», «Дефиле», «Актерское мастерство» предполагает высокую физическую нагрузку и эмоциональное переживание. Модуль предназначен для демонстрации одежды, показа достоинства модели, её линий, кроя, формы, силуэта, конструкций, отдельных частей костюма, функциональности модели. Учащиеся осваивают технику владения своим телом; пространством, координацией движений, учатся работать в паре, в группе, вырабатывают красивую и правильную осанку, закрепляют её.
Большое значение имеет модуль «Прическа, макияж, дизайн ногтей», ему отводится в программе 12 часов, он направлен на формирование у учащихся потребности ухаживать за своим телом, волосами, следить за внешностью и обликом в целом, грамотно использовать косметические средства и средства декоративной косметики для усиления выразительности индивидуальных природных внешних данных. Учащиеся учатся подбирать, в соответствии с выбранным имиджем, причёску, макияж, цветовую гамму, уметь перевоплощаться в новый сценический образ, проявлять творческое мышление.
В процессе обучения используются различные формы занятий:
— учебно-практические занятия, итоговые занятия;
авторских моделей, конкурс манекенщиц;
— конкурсы разных уровней, выступления и концерты;
— просмотр показов известных дизайнеров на Неделе моды – зрительская практика;
— проведение мастер-классов по изготовлению модных аксессуаров;
— посещение мастер-классов художников и дизайнеров, проводимых в рамках городских выставок декоративно-прикладного творчества;
— участие в выставках.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Создание образовательной среды, востребованной социумом и способной к реализации поставленной цели по приобщению ребенка к миру культуры костюма. Выпускники программы участвуют в разработке и создании различных швейных изделий, авторских и коллективных коллекций моделей одежды, владеют приемами выполнения эскизов и эскизных проектов, владеют навыками сценического движения в выступлениях перед зрителями, владеют навыками публичной защиты своих идей и проектов.
Уровень знаний учеников в соответствии с образовательными модулями. Чтобы определить уровень знаний, умений и навыков, полученных по Программе в целом и отдельно по каждому образовательному модулю, необходимо систематически, объективно и наглядно проводить диагностику образовательного процесса.
Применяемые техники диагностики:
• Обсуждение и анализ проведения различных мероприятий
Теоретические знания, практические художественно-артистические навыки по итогам прохождения различных модулей и Программы в целом оцениваются по трем уровням:
— высокий уровень – хорошие знания в области культуры костюма и способность донести полученную информацию до окружающих; практические и художественно-артистические навыки развиты хорошо, четко выражены, владение ими проявляется стабильно в заданиях разного уровня сложности;
— средний уровень – владение информацией в области культуры костюма, но не способность донести её до окружающих, владение практическими и художественно-артистическими навыками выражено достаточно хорошо, но упражнения повышенного уровня сложности вызывают затруднения в процессе освоения и выполнения;
— низкий уровень – слабое владение теоретическими сведениями, практические и художественно- артистические навыки выражены нечетко, владение ими проявляется эпизодически или не проявляется совсем.
«Продукты» образовательной и творческой деятельности обучающихся:
• Первый год обучения: эскизы моделей одежды в различных техниках и «первой авторской коллекции», переделка вещей (футболки, джинсы и т.п.), пошив различных видов плечевой одежды с цельнокроеным рукавом, демонстрация готовых изделий под музыку и создание театрализованного образа; прическа и макияж для различных жизненных ситуаций.
• Второй год обучения: эскизы авторских коллекций и коллективный эскизный проект, комплект одежды, разработка и создание коллекции по заданной теме, головные уборы для коллекции; выступление с коллекцией на различных конкурсах и концертных площадках, проектирование учебно-исследовательской работы, макияж, прическа, грим в соответствии с замыслом коллекции.
Образовательные результаты
После завершения обучения по программе выпускник обладает:
• сформированным художественным вкусом, образным мышлением и фантазией,
• знаниями в области культуры одежды и в области технологической культуры и технологического образования,
• знаниями и умениями в области информационной и коммуникативной культуры;
•устойчивым стремлением к самосовершенствованию и к творческой самореализации;
• пониманием сущности и социальной значимости предполагаемых будущих профессий, определенных Программой;
Выпускник готов:
• к проявлению ответственности за выполняемую работу;
• участвовать в разработке и пошиве моделей одежды для авторских и творческих коллекций;
• к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами и обучающимися;
• участвовать в различных социокультурных программах и образовательных проектах, к выступлению с показом коллекций на различных площадках.
Выпускник способен:
• правильно организовать свой труд, знает правила техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности;
• анализировать свою деятельность в театре;
Формы подведения итогов реализации программы
• анкетирование и тестирование;
• конкурс мастерства (с маршрутным листом);
• конкурс авторских моделей (например, «Костюм из нетрадиционных материалов», «Платье из бабушкиного сундука» и т.п.);
• студийный конкурс стилистов;
• студийный конкурс манекенщиц;
• итоговое занятие-концерт (в соответствии с разработанным сценарием);
• участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества;
• участие в школьном фестивале научно-исследовательских работ «Надежда России».
Календарно-тематическое планирование занятий кружка дополнительного образования «Театр моды», 1 год обучения
Дата проведения занятия
Композиция и дизайн костюма
Вводное занятие. Техника безопасности.
Сведения об одежде. Назначение одежды. Требования к одежде
История костюма. Основные этапы развития истории костюма.