советская мода 70х годов
Как одевались советские модницы в 70-х годах: воспоминания мам и бабушек
В 70-х годах прошлого века к моде относились гораздо серьезнее, чем сейчас. Именно поэтому этот период стал ярким пятном в истории fashion-индустрии. Смелые и самобытные наряды, умение девушек каждый раз перекраивать одно и то же платье так, что оно казалось абсолютно новым, пошивы нарядов на заказ – все это было характерно для моды 70-х годов, о которой не перестают рассказывать наши мамы и бабушки. Подробнее о том, как одевались модницы того времени, рассказывают пенсионеры.
Ручная швейная машинка
Раньше практически в каждой квартире была ручная швейная машинка. В магазине можно было купить далеко не все вещи, а уж те, о которых девушки мечтали, пересмотрев очередной фильм с Софи Лорен, и вовсе невозможно было достать. Именно поэтому выходные объявлялись днями пошива новых нарядов. Девушки доставали чемоданы с ворохом тканей, огромное количество разноцветных ниток, ножницы и, конечно, же, фотографии знаменитостей в невероятно красивых платьях. Скопировать полюбившийся наряд было делом чести.
Икона стиля Софи Лорен. / Фото: elle.ru
В 70-х годах самыми модными были мини-юбки и брюки клеш, о которых мечтали даже скромные отличницы. Эта одежда считалась признаком взрослости, поэтому уже в подростковом возрасте девочки умоляли родителей выделить 10–15 рублей на заказ клешей у портнихи, потому что в магазине их нельзя было купить.
Подражая певицам и актрисам
Певицы, художницы, актрисы. Все они старались выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность, а не слепо подражать журнальной моде, как делали среднестатистические девушки. В 70-х годах в моду как раз вошли расклешенные брюки и плащ из искусственной кожи. Верхняя одежда могла быть любого цвета. Советские женщины были в восторге от черных и бордовых плащей, некоторые доставали коричневые. Самым сложным было составить целостный ансамбль из всех имеющихся вещей, но все старались.
Модные плащи из кожзама. / Фото: Pinterest.ru
В свое время пересматривали огромное количество модных журналов, чтобы найти идеальное платье или верхнюю одежду. Также вдохновение черпали из фильмов, да и собственная фантазия не подводила. Летом было лучше всего – можно было поиграться с тканями, рисунками, красками и сделать что-то своими руками.
Тотальный дефицит
В 70-х годах был тотальный дефицит всего, в том числе и одежды. Поэтому достать действительно красивые и стильные вещи было очень сложно. Приходилось часто обращаться в ателье или к соседкам, которые «дружили» со швейной машинкой. Чтобы понять, какая одежда сейчас в моде, приходилось читать большое количество журналов и пересматривать много зарубежных фильмов.
Популярные модные журналы «Крестьянка» и «Burda»
В начале 70-х обороты набирал стиль хиппи – девушки носили либо слишком короткие, либо слишком длинные юбки. Кстати, мини можно было увидеть даже на женщинах с пышными формами, они не стеснялись своего внешнего вида. О дорогой ткани речи не шло – покупался самый дешевый хлопок, а в качестве украшения использовались кружево и тесьма. Еще очень популярными были блузы и рубашки в этническом стиле, волосы оставляли распущенными.
Чуть позже очень актуальным стал стиль сафари, который пришел к нам благодаря Иву Сен-Лорану и французскому кинематографу. Практически во всех ателье стали заказывать одежду естественных расцветок из хлопка, льна, которые дышали, но одновременно с этим держали форму.
Стиль сафари в одежде. / Фото: Casual-info.ru
В конце десятилетия в нашу жизнь буквально ворвался бесшабашный стиль диско. Цветастые рубашки, приталенные батники, клеши, украшенные металлическими монетами – все это было в моде. Что касается аксессуаров, то любимыми были экземпляры из замши, которые я шили сами модницы. А еще девушки стали делать бигуди из газет и завивать волосы на манер афро. Смотрелось очень дерзко, но ярко и красиво.
Импорт из-под прилавка
70-е стали теми годами, когда в моду вошло все импортное. Хорошо, если какая-то знакомая работала в универмаге, ведь тогда все покупалось из-под прилавка, привезенное кем-то, кто выезжал в другие страны. В это время носили брюки наподобие джинсов советского производства и вязаный берет. А вот найти качественную водолазку было очень сложно.
Советские модницы в вязаных беретах. / Фото: Babyblog.ru
В 1970-х году носили брюки клеш из советской «джинсы», ботинки, привезенные из Чехии, и блузы с синтетической нитью. Новые вещи в принципе были доступными, однако за ними приходилось отстаивать немаленькую очередь. Д
Пальто от модного дома Dior. / Фото: Pinterest.co.uk
Одежду можно было купить в универмаге, ГУМе или ЦУМе. Все модницы, которые мечтали о новой красивой одежде, большинство времени проводили именно в очередях, надеясь, что им достанется импортная вещь. Из-за маленького выбора большинство людей предпочитали ходить в ателье и к знакомым портным. В первом случае срок выполнения заказа составлял примерно месяц. Во втором – могли пошить быстрее. В те времена мода была гораздо более интересной и разнообразной. Фильм «Москва слезам не верит» как нельзя лучше это иллюстрирует.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мода 70-х: основные тренды и особенности
Стиль 1970-х — это удивительная страница в истории моды. В нем уживалась элегантность Брижит Бардо и Бьянки Джаггер, дерзкие сочетания и показная сексуальность. К традициям стиля обращаются все культовые дома современности, в том числе Gucci, Chloé и Dolce & Gabbana. Чем уникальна мода 1970-х и что стоит из нее почерпнуть?
Какой была мода 1970-х
Эпоха 1970-х в СССР — время брежневского застоя, когда дорогие покупки и качественная одежда были непозволительной роскошью. Однако людям удавалось одеваться стильно. Что-то привозили из ближнего зарубежья, покупали у фарцовщиков, что-то создавали сами из подручных средств.
Так сформировался уникальный стиль 1970-х, который бросал вызов серым реалиям.
Пижамный стиль в одежде: что собой представляет, модные тенденции
Унисекс
Эпохе 1970-х практически удалось стереть границы между женским и мужским стилями. Тренды были одними для всех, поэтому независимо от пола модники обязательно носили:
Брючный костюм в мужском стиле плотно обосновался в женском гардеробе, чему поспособствовала икона стиля того времени — актриса Бьянка Джаггер. Самой универсальной вещью стали джинсы: они окончательно лишились клейма рабочей униформы американских фермеров и просочились в гардеробы советских граждан и в дизайнерские коллекции мировых модельеров.
Впрочем, в СССР достать фирменные джинсы мог далеко не каждый. Если это и удавалось, то использовали их до полного износа. Старым брюкам из денима, которые протерлись или порвались, давали новую жизнь — преображали их в бриджи или шорты.
Деловой стиль одежды для мужчин и женщин в 2021 году
Тем временем в моду вошел феминный мужской образ. Модники старались всячески подчеркнуть свою сексуальность, позволяли себе носить каблуки и платформы, разноцветную одежду с милыми узорами, цветные облегающие брюки и длинные плащи. Мужчины отращивали волосы до плеч, а девушки, наоборот, ходили с короткими стрижками.
Разнообразие силуэтов
Первая половина 1970-х следовала тренду предыдущего десятилетия: одежда была приталенной, максимально подчеркивающей фигуру. Девушки носили мини-юбки и платья-футляры, самой модной обувью считались сапоги-чулки.
Но вскоре лаконичные силуэты уступили место свободным, линии стали более плавными и мягкими. Юбки устремились в пол, а свободный сарафан и платье-рубашка стали самыми модными фасонами платья.
Особую популярность обрели изделия из вязаного трикотажа:
Винтажные платья: кому подходят и с чем сочетать
Образ становился многослойным: под свитер или жилет надевали рубашку, блузу или платье.
Эклектика и стиль диско
Новшеством моды 1970-х стали необычные сочетания — комбинировать можно было что угодно и как угодно:
За рубежом 1970-е ознаменовались культом диско-стиля. Мужчины носили пестрые пиджаки, водолазки, брюки-клеш или комбинезоны. Девушки любили ультракороткие шорты, лосины, яркие сарафаны, облегающие футболки и кричащую бижутерию. В моде был китч и нарочитая сексуальность.
Мода 60-х: особенности и тенденции
Тренд был настолько ярким, что не мог не просочиться в СССР. Так в советскую моду и вошли джинсы-клеш, ставшие символом десятилетия.
Модные тренды 1970-х в современной моде
Стиль 1970-х успел стать винтажным. Это значит, что можно добавлять в образ любые его элементы, чтобы стать стильным и нетривиальным. Дизайнеры «растаскивают» тренды 1970-х в свои коллекции. Поэтому в новых сезонах смело надевайте:
Некоторые стильные приемы из 1970-х уже никогда не выйдут из моды. Пользуйтесь ими, чтобы создавать актуальные образы и всегда оставаться в тренде.
Деним
Как когда-то в 1970-х джинсы заслужили любовь всего мира, так и сейчас они обретают новую жизнь. Изделия из денима могут присутствовать в любом стиле одежды, если правильно интегрировать их в свой наряд:
Мода 80-х: главные тренды и особенности
Рациональным вложением в гардероб, по мнению немецкого модельера Доротеи Шумахер, станут джинсы-клеш или кюлоты из темного денима. Еще одно стильное решение в духе эпохи — в меру рваные свободные джинсы, как в коллекции Dsquared2: разрезов на коленях будет достаточно.
Брюки-клеш
Используйте расклешенные брюки не только в джинсовом исполнении. Горячий тренд 2020-х, вдохновленный стилем диско, — клеш в деловом костюме.
Британский дизайнер Стелла Маккартни не смогла обойти эту тенденцию. Она как никто умеет адаптировать стиль 1970-х к современности: почти вся коллекция модельера вдохновлена ярким десятилетием.
Стиль гранж: особенности, характеристики, создание модных образов
Мужчинам стоит присмотреться к расклешенным брюкам, но не впадать в крайности. Идеальную модель в сочном оранжевом цвете предложили стилисты модного дома Casablanca. Похожие мотивы наблюдаем и в коллекции Gucci: художественный руководитель бренда Алессандро Микеле рекомендует костюм с плечистым жакетом и свободными брюками.
Разноцветные шубы
Универсальный способ разбавить серость зимних будней — приобрести яркий пуховик. Такой есть практически в каждой модной коллекции. Но можно пойти дальше и обзавестись пестрой шубой из искусственного меха — такой, какая была в тренде в 1970-х. Такой маневр понравится даже тем, кто не готов к смелым экспериментам с цветом:
Стиль хиппи в одежде: как создать модный образ
Если любите анималистические принты, решитесь на леопардовую шубу в духе Брижит Бардо.
Необычные узоры и цветовые сочетания
В новых сезонах придется полюбить принты 1970-х. Даже если не собираетесь их носить, то их точно будут использовать другие. В моду возвращается вся палитра «безумных» узоров из прошлого. Как показывает пример Celine, их можно успешно внедрить в повседневный гардероб.
Не бойтесь смелых цветовых решений. Сейчас на пике популярности стиль color block — сочетание ярких оттенков в одном образе. Можете выбрать любимую гамму и экспериментировать с ней, как это сделала Каролина Эррера. Дизайнер создала образцовый наряд 1970-х: яркая водолазка, длинная юбка, высокие сапоги и широкополая шляпа.
Винтажный стиль в одежде женщин и мужчин
Яркая палитра постепенно захватывает и мужскую моду. Даже в коллекциях, в которых доминирует черный, не обошлось без насыщенных красок. Так, стилисты Dior Men советуют начать с малого и надеть веселый свитер или цветной пиджак.
Вязаные платья и костюмы
Современная мода стремится к уютности и комфорту. Поэтому дизайнеры не могли игнорировать тренд на вязаную одежду. Если он импонирует и вам, обязательно пополните гардероб трикотажным костюмом или платьем. Не ограничивайте себя в расцветке — она может быть любой:
Мужчинам, помимо привычных свитеров и жилетов, стоит обратить внимание на вязаные кардиганы. Идею стильного образа предложили в Dolce & Gabbana.
Корейская мода: интересные факты, особенности и тенденции
Цитируя стиль 1970-х в современных образах, ошибиться довольно сложно. Мода той эпохи стала своеобразным эталоном, а многие тренды — классикой. Изучите их и определите, какие вам близки. Они выделят вас из толпы и скажут о хорошем вкусе.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Как мы одевались в 70-е годы
(Вот что на самом-то деле отнимает у нас энергию).
В школе нас учили шить, вязать, даже показывали, как строить выкройки по своим меркам. Давали общее представление о работе закройщика. Это очень серьезное занятие на самом деле.
Ну и, конечно, у многих из нас в то время был пример родителей, ведь тогда почти все шили. В нашем распоряжении были такие журналы как: Работница, Крестьянка, Силуэт, Мода, Бурда.
В каждом из этих журналов были выкройки, рецепты, советы для дома. Большой выбор модных и современных на тот период моделей. Пролистаешь вот так журнал, вдохновишься и начинаешь планировать: как и когда тебе это сшить.
Ну кто в наше время не пытался пошить брюки КЛЁШ?
Покупали в магазине отрез ткани, шерсть с лавсаном или вельвет в мелкий рубчик, и бежали в ателье. Ну или к своей знакомой швее. В магазине такие штаны не продавали. Так, чтобы в талии в обтяжку, а от бедра клеш книзу до полуметра. Красота!
И пуговица на талии металлическая, такую еще поискать нужно было.
А кофта лапша к таким брюкам, да еще с рукавами ФОНАРИК. Совсем хорошо и модно. Такие вещи привозили. Ведь если кто-то отправлялся в Москву, то обязательно составлялся огромный список, что можно там прикупить, если попадется, конечно. Помню, мне было десять, мама привезла из Ленинграда болоньевые плащи всем, и даже мне маленький. Тогда их шили без подкладки, тонкие такие были. Помните? Вам привозили вещи из других городов?
В эти годы появились ондатровые шапки для мужчин и мохеровые шарфы в клетку. А женщины носили норковые и песцовые шапки, и такие же воротники на пальто. А вместо шарфа были шальки-паутинки.
У меня до сих пор лежит такая шалька, связанная мамой. Не могу выкинуть. Это память для меня.
Было не просто — пошел и купил. Все нужно было продумать заранее. Где-нибудь на рынке добыть мех. Потом заказать пальто в ателье. Ждать месяца три. Зато сделано было все качественно, по твоей фигуре, и модель такая, как тебе именно хотелось.
Сделать модную стрижку сэссон — и к выходу готов.
СтильКак одевались наши родители в 70-х
Старшее поколение о том, как носили и где доставали клеши и мини-юбки в советское время
Недавно мы рассказывали, почему ретрофутуризм и мода рубежа 60-х и 70-х вернулись в современные коллекции и какие вещи прошлого могут стать основой базового гардероба сегодня. За примерами, как всё это носить, можно обратиться к родителям и бабушкам с дедушками. Ведь по семейным фотоальбомам можно проследить, как эволюционировали вкус и настроения в стране, менялись мода и ассортимент в магазинах.
Вера Ивановна Фролова
В начале 70-х звуки ритмичного стрекотания ручной швейной машинки доносились почти из каждой квартиры. По выходным доставались чемоданы с морем веселых тканей, старые портняжьи ножницы, бесчисленное количество разноцветных катушек и черно-белые фотографии кинозвезд в фестивальных нарядах. Скопировать что-нибудь «как у Софи Лорен» в последнем фильме было делом чести.
В середине 70-х брюками клеш и мини-юбками бредили даже отличницы. Это был атрибут взрослости. Тебе четырнадцать лет и ты убеждаешь маму выделить 10–15 рублей из семейного бюджета на пошив первых и крайне необходимых в твоей жизни клешей. В магазине ничего такого купить было нельзя, поэтому всё шили сами. Идеальная пара клеш расширялась от бедра и скрывала туфли на 10-сантиметровой платформе, а юбка была тридцать сантиметров длиной. На танцах мы производили впечатление новыми клешами или мини-юбкой, сшитыми из папиного отреза габардина, выданного на пошив военной формы, а также вязаной кофтой-«лапшой» на шнуровке. Кстати говоря, в школу в мини-юбке могли не пустить. По утрам нас встречала директор школы, стоя под фундаментальным портретом А. С. Пушкина пять на шесть метров с сантиметровой ленточкой в руках. Сшитые мамой вещи из далеких 70-х я храню до сих пор.
Маргарита Щемелева
Среди моих друзей и знакомых были молодые художницы и актрисы. Все старались подчеркнуть свою индивидуальность и не подражали слепо журнальной моде. В начале 1970–1973-го у каждой модной девушки имелся плащ из кожзама и расклешенные брюки. Плащи были разные по цвету. Мне нравились черные и цвета спелой вишни, но у меня был коричневый. Было сложно подобрать цельный ансамбль, но мы старались. Например, я сшила у портнихи чёрное миди пальто. В Вильнюсе купила к нему темно-зеленые лаковые ботинки и точно в цвет обуви шейный платок.
Идеи нарядов черпала из журналов, фильмов и собственной фантазии. Летом можно было развернуться и что-то сделать своими руками, например майки с принтами, двух- и трёхцветные юбки и рубашки в технике узлового крашения. Трафарет для майки с принтом «Make Love, Not War» я сделала сама, причем масляной краской для живописи. Предварительно 24 часа томила краску на куске картона, чтобы пигмент лег на трикотаж без жирных разводов. И это сработало. Круглые очки с голубыми стеклами привезла мама из Праги. В комплекте с оправой шел набор разноцветных стекол, были даже розовые. Костюм из трикотажа (с фотографии в шляпке. — Прим. ред.) купила у знакомого модельера.
У меня было много замшевых вещей — сумок, юбок. В 1975-м я купила итальянские босоножки на деревянной платформе. Как-то однокурсник выточил по моему эскизу мужские деревяшки-шлепанцы, потом все на улицах на него оглядывались. Большую часть моего гардероба составляли импортные вещи, так как у меня был чудный приятель Веня, который умел общаться с иностранными студентами и туристами. Он приносил мне и моей сестре очень красивые, качественные и модные вещи. И даже французские духи в необыкновенных флаконах. Именно тогда в моем гардеробе появились настоящие темно-синие джинсы с двойной строчкой, джинсовые юбки и даже джинсовый сарафан. Наверное, Вене сейчас лет семьдесят.
Нилина Витальевна Мишина
В 70-е в связи с тотальным дефицитом достать модную одежду было сложно. Приходилось проявлять максимум выдумки, чтобы выглядеть модно. Одежду редко покупали, в основном шили в ателье или у знакомых портных. Моду тогда отслеживали в кинотеатрах — смотрели много европейского кино и читали модные журналы.
Начало 70-х запомнились стилем хиппи, тогда носили либо экстра-мини, либо макси, причем в мини не отказывали себе даже пышные женщины. Я носила цветастые юбки, которые шила себе сама: покупала самый дешевый хлопок, обшивала их кружевами и тесьмой. Носили шали с бахромой, блузки в этническом стиле. Волосы оставляли длинными, перевязывали тесьмой поперек лба и прически практически не убирали.
Затем пришел стиль сафари, чувствовалось влияние Ива Сен-Лорана и французского кино. Хлопок, лен, легкие, но держащие форму ткани естественных расцветок. Деревянные, перламутровые, роговые пуговицы, отстроченные погоны, клапаны и кокетки. Именно 70-е годы придали совершенный силуэт классическим мужским и женским плащам, красивее которых я до сих пор не встречала.
Завершилось десятилетие бесшабашным стилем диско. Парни носили приталенные батники, причем ушивали всю свою верхнюю одежду в талии самостоятельно. Самые смелые модники украшали концы клешей металлическими монетками. Носили цветастые рубашки с очень длинными концами воротников. Мой любимый наряд того времени — это сабо, светлые клеши и короткие топы спортивного типа, а аксессуары из замши и кожи я шила себе сама. Волосы стали завивать на манер афро на бигуди, которые делали сами из газет.
Алёна Пиронко
В 70-е было модным всё импортное — купленное из-под прилавка в универмаге (если в универмаге работала какая-нибудь соседка или знакомая), привезенное кем-то, кто выезжал по путевкам в соцстраны. В начале 70-х я носила вязаный берет с козырьком и «джинсы» советского производства, а купить хорошую водолазку в то время было большим везением.
Примерно в 1975-м знакомые, работавшие в военной части в ГДР, привезли мне платье и туфли, а маме — брючный кримпленовый костюм. Если маме костюм нравился и очень ей шел (несмотря на то, что был сделан из 100%-ной синтетики), то мне ни платье, ни туфли не нравились категорически: шерстяное платье кололось, фасон у него был дурацкий, а туфли были малы и тупоносы. Только в 1979-м, когда я была студенткой музыкального училища, у меня появились первые настоящие джинсы, купленные у спекулянтов за бешеные деньги. Носила их со свитером машинной вязки.
Надежда Петровна Тихонова
Одежду покупали в ГУМе и ЦУМе и в типичных универмагах. Все, кто интересовался одеждой, проводили время в очередях. Хочешь новую хорошую вещь — езжай в ГУМ и живи там неделю. Из-за скудного выбора многие шили вещи сами и часто у знакомых на дому: в ателье срок исполнения заказа мог составлять месяц и больше. Одевались разнообразнее, чем сейчас, и «Москва слезам не верит» это прекрасно иллюстрирует. Глядя на фильмы того периода, я испытываю ностальгию.
Это была эра коротких юбок, длина некоторых и сейчас казалась бы провокационной. Ближе к середине 70-х в моду стали входить женские брюки — их тоже шили самостоятельно. Потом пришла длина макси, ставшая облегчением после бесконечного мини. Я считаю, это была прекрасная мода. В ту пору к одежде относились серьезно все, за исключением пожилых людей. Девушки на выданье одевались особенно хорошо. В ту пору каждый этап в моде был революцией.
Настоящей сенсацией стали нейлоновые мужские рубашки: сначала они были исключительно белыми, а потом химчистки начали предлагать услуги окрашивания. В середине 70-х самым модным материалом стал кримплен. Из него шили и платья, и пальто, и мужские костюмы. Всё, что носилось на Западе, если и не появлялось на прилавках советских магазинов, то разносилось словно по воздуху энтузиастами моды по всей территории страны. Из соцстран самой модной тогда была Югославия: вещи и особенно обувь оттуда считались самым шиком.
Светлана Васильевна Диричева
Эти фотографии сделаны примерно в 1974–1975 году. Я возвращалась с работы и зашла в гости к подруге, которая увлекалась фотографией. Вещи на фото — перчатки, шляпки, вуали, пеньюар — собственность фотографа. Что касается одежды, то в 70-е мы носили короткие и очень короткие платья, макси-юбки, из-под которых мог быть виден кружевной подъюбник, сарафаны на бретельках с открытой спиной, платья в пол с расклешенными рукавами, летние широкополые шляпы.
Я очень любила ботфорты, лаковые сапоги-чулки, обувь на высокой платформе, туфли на шпильке и на толстом каблуке. У меня было несколько пар джинсов (Montana, Lee и Levi’s) с высокой талией и клешем от колена или бедра — это был самый писк моды. Помимо джинсов в моем гардеробе была джинсовая жилетка и два платья-халата, макси и миди длины. Большой популярностью пользовались батистовые блузки и велюровые вещи. Я работала в универмаге в Краснодаре, что-то типа московской «Березки», поэтому все самые сливки доставались мне одной из первых. Также одежду покупали во время поездок в Прибалтику, да и в саму «Березку» тоже ездила. Например, на фотографии с пеньюаром на мне акриловая майка, привезенная из Венгрии.
Людмила Глебовна Страховская
Это 1968 год, я два года как работаю в Институте прикладной математики им. Келдыша. Пальто я сшила той весной в ателье из шерстяного крепа стального цвета, а подкладка у него была из натурального крепдешина в тон. Фасон я, кажется, взяла из журнала Burda — друг нашей семьи ездил по работе в Германию и всегда привозил нам оригинальную, немецкую Burda. Правда, я никогда не шила по выкройкам дословно — мне нравилось фантазировать, к тому же я адаптировала их под свою фигуру.
В это время нам привозили много импортных вещей, что-то привозили знакомые или родственники из-за границы. Например, туфли на мне были чешские, их не видно, но они тоже подходили по цвету к пальто. Очень модны были ансамбли. Никто не стеснялся ни ярких рисунков, ни оттенков. Например, у меня было геометричное пальто очень благородного розового цвета с рукавом три четверти, которое я умудрялась носить даже зимой с высокими белыми перчатками, которые мне связала тетя, — а к ним еще и воротник-стойку вместо шарфа и белый вязаный цилиндр с маленькими полями. В Советском Союзе вообще были очень хорошие натуральные ткани. Ткань продавалась свободно, поэтому каждый сезон покупали новые отрезы и шили, скорее, отталкиваясь от материала.
Представления о моде мы черпали в первую очередь из итальянских и французских фильмов. Ходили и на показы в Дом моделей на Кузнецком Мосту: нам они казались не слишком современными, но какие-то идеи можно было почерпнуть. К тому же в Доме моделей продавались и выкройки в отдельных упаковках, хотя я не могу сказать, что они были очень хорошие. Телевидение в этом смысле было не слишком прогрессивным и уступало журналам, но в конце 60-х появился «Кабачок 13 стульев», где можно было подсмотреть польскую моду. Мода менялась стремительно, и, как мне кажется, мы не сильно отставали от Запада. В основном это было заметно по длине: в какой-то момент резко пошло мини. Помню, одну из наших сотрудниц выгнали с семинара, потому что она пришла в головокружительно короткой кожаной мини-юбке, которая, кажется, с трудом прикрывала попу.
Молодежь, следившая за модой, одевалась единообразно. Помню, как однажды привезла из Орла туфли своей бабушки Сони, которые ей шили на заказ еще до революции. Они были в прекрасном состоянии и из чудесной кожи. Сейчас это считалось бы редким винтажом, но они были остроносыми, а тогда такие не носили и ходить в них было неловко. Сейчас можно выйти в обуви любого фасона, а тогда идешь и понимаешь, что на тебя все смотрят, потому что ты не в таких туфлях.
Носили преимущественно платья и юбки — сочетали их с блузками или свитерами. У сестры был прекрасный австрийский свитер с орнаментом, который она носила с прямой юбкой. В это время были модны и юбки-полусолнце, которые мы шили из клетчатой шерстяной ткани. Надо сказать, что в начале 70-х брюки женщины еще повседневно не носили. Конечно потом, когда пошла мода на клеш, я сшила сестре костюм оранжевого цвета из рогожки крупного плетения — довольно простой и, наверное, паршивой материи. Получился чудный ансамбль: расклешенные брюки и летнее пальто на подкладке. Сама я предпочитала юбки, но всё равно сшила себе клеши из вельвета.
Доставать обувь было трудно, но мы всегда старались покупать импортную: австрийскую, английскую, итальянскую. К примеру, у нас с сестрой были туфли с пробитыми дырками на рифленой платформе, которую мы называли «на гармошке». Из Абхазии привозили лаковую обувь на каучуке. Помню, что ездила домой с работы на трамвайчике и, проезжая мимо крупного обувного, всегда выбегала посмотреть — «дают» что-то или «не дают». Конечно, когда что-то «давали», то все бросались в магазин.
Впрочем, не стоит забывать, что история — это интерпретация каждого отдельного человека. Сейчас, если оглянуться, понимаешь, что жили мы, может, и не всегда просто, но одевались и выглядели совершенно роскошно.