старые фото депеш мод
Depeche Mode
Биография
Depeche Mode (в переводе с французского «Вестник моды») — культовая британская группа, играющая электронную, рок- и синти-поп-музыку. Наиболее успешная из мировых собратьев, группа создала авторский стиль в жанрах электроники и рока.
Depeche Mode, подарившую поклонникам десятки синглов, которые попали в британские хит-парады, журнал Q назвал «самой популярной группой электронной музыки, которую только знал мир». Тот же Q внес коллектив в список «50 групп, которые изменили мир».
В 2016 году DM номинировали на включение в Зал славы рок-н-ролла.
История создания и состав
Биография коллектива берет начало в 1980 году, Depeche Mode появилась как квартет. В него вошли основной вокалист Дейв Гаан, гитарист, клавишник и вокалист Мартин Гор, а также музыканты Энди Флетчер и Винс Кларк, которые в молодости играли на гитаре и ударных, а позже решили перейти на синтезаторы.
Согласно официальной истории группы, на талантливых ребят, выступавших на студенческих дискотеках, обратил внимание Дэниел Миллер, владевший звукозаписывающей студией Mute Records. Под его эгидой Depeche Mode записала композицию Dreaming of Me, занявшую 57-ю строчку хит-парада синглов Британии.
Композиции New Life и Just Can’t Get Enough оказались на 10-м и 11-м местах. На последнюю песню DM сняла клип, ставший единственным видеороликом, где появился Кларк. В 1981-м, после выпуска дебютного альбома, его место занял Алан Уайлдер.
Роль главного композитора коллектива легла на Мартина Гора. Обновленный состав записал песню See You. Сингл презентовали в начале 1982 года, и он принес DM успех, заняв 6-ю позицию в британском хит-параде. Набирающая обороты популярности группа впервые дала концерт в городах Северной Америки, а осенью «Депеш Мод» записала 2-й альбом, дав ему название A Broken Flame.
Новый виток в истории группы начался с приходом музыканта Гарета Джонса, который стал продюсером 3-го альбома, записанного в Берлине. Влившийся в коллектив Уайлдер привнес в звучание DM элементы направлений индастриал, а Гор ввел в тексты песен остросоциальные темы, зацепив и политику.
В конце лета 1983-го, после выпуска диска Construction Time Again, британцы в рамках гастрольного тура дали концерты в Европе. Весной следующего года музыканты подарили поклонникам сингл People Are People. Телеканалы Германии использовали хит, освещая события Олимпиады. Позже песня стала неофициальным гимном движения, отстаивающего права сексуальных меньшинств.
Дальнейшая песенная лирика «Депеш Мод» все больше сосредотачивается на политике. Баллада Somebody с вокалом Гора становится хитом, а новый альбом поднялся в топ-10 европейского хит-парада и появился в ротации американских хит-парадов. Сингл Enjoy the Silence получил музыкальную награду Brit Awards.
Успешные гастроли 1990-го отобрали у музыкантов немало сил. Чтобы отдохнуть, звезды взяли паузу до 1992 года.
В 1993-м DM подарила фанатам два альбома, в том числе сингл Personal Jesus, но близкая «дружба» с тяжелыми наркотиками пагубно сказалась на творчестве. Флетчера заменил Дэрил Бамонте, а Гаан, перенеся четыре микроинфаркта, попытался свести счеты с жизнью.
В середине 1990-х Уайлдер из-за тяжелой атмосферы в коллективе объявил об уходе и занялся авторским проектом. Чтобы опровергнуть слухи о закрытии группы, Мартин Гор попытался активизировать репетиции, но попытки завершились плачевно. Дэвид Гаан из-за пристрастия к героину был непредсказуем и пропускал сборы коллектива. Гор впал в депрессию, и было от чего: за 6 недель репетиций Depeche Mode записала одну песню.
Группа воссоединилась осенью 1996-го как трио, а влившийся в Depeche Mode диджей и продюсер Тим Сайменон помог выпустить весной 1997 года альбом Ultra. Диск взлетел на вершину британских и немецких хит-парадов.
В 1997-м DM отправилась в тур, чтобы поддержать альбом, в котором музыканты собрали старые хиты и ввели один новый сингл. В тур поехали сессионные музыканты Кристиан Айгнер и Питер Гордено. По завершении гастролей они не раз участвовали в записи дисков и в концертах.
В 2000-х DM подарила меломанам 5 дисков с ремиксами и неизданными песнями, собравшимися за 23 года.
В конце 2005-го музыканты отправились в длительное турне, которое закончилось летом следующего года. Количество людей, побывавших на концертах DM, составило 2,8 млн. Критики назвали тур самым кассовым в 2005–2006 годах.
В 2011-м группа обрадовала поклонников, объявив, что приступает к записи 13-го диска. Его презентация состоялась весной 2013 года в Европе.
Музыка
Влияние на творчество музыкантов оказали немецкие «первопроходцы» электронной музыки — коллектив из Дюссельдорфа Kraftwerk, образованный в конце 1960-х. Позже британцы и сами стали объектом подражания: инновационная техника звукозаписи с использованием семплирования оказалась революционной.
Жанром, в котором творит «Депеш Мод», называют альтернативную музыку, при этом критики считают, что британская легенда повлияла на развитие танцевального электронного направления.
На творчество музыкантов, кроме Kraftwerk, повлияли Дэвид Боуи, Брайан Ино, Roxy Music. Британцы черпали вдохновение из американского гранжа и афроамериканского блюза. Есть элементы авангарда, техно, метала и соула, встречается и поп-звучание. Сейчас эксперты причисляют Depeche Mode к синти-попу, а критики настаивают на главенствующей роли группы в электронной музыке.
Увлечение готикой, добравшееся до Лондона, привнесло в творчество DM мрачные краски. Готические мотивы заметны в декорациях того периода и клипах группы, над которыми работал фотограф из Голландии Антон Корбайн.
В 1987-м Depeche Mode отходит от индустриального звучания и выбирает синтетическое. Альбом Music For The Masses открыл музыкантам американский рынок. Гастроли по США увенчались концертом в Калифорнии, на который пришли 60 тыс. поклонников. Коллектив быстро набирал популярность по всему миру, в том числе на территории СССР.
Женский голос зазвучал в альбоме Violator. Тогда же появились струнные инструменты и вплелась ирландская волынка. В 2009 группа выпустила альбом Sounds of the Universe, главным хитом которого стала композиция Wrong, позже использованная в трейлере компьютерной игры Metal Gear Rising: Revengeance. Выход очередной пластинки Depeche Mode отметила грандиозным туром, в рамках которого посетила и Москву с Санкт-Петербургом.
В 2013 году группа выпустила концертное видео Live In Berlin, в которое, помимо съемок с выступления, вошли интервью всех участников коллектива. Несколькими годами раньше также вышла запись грандиозного концерта в Париже One Night in Paris.
В начале 2016-го Мартин Гор объявил, что весной Depeche Mode приступит к записи нового сборника. В сентябре на страницах культовой группы в «Инстаграме» и «Фейсбуке» проскочила новость о скором релизе нового альбома, а в октябре стало известно его название — Spirit. Продюсером стал Джеймс Форд.
Британцы представили альбом в марте 2017 года, а впервые выступили в его поддержку в мае на стокгольмском стадионе «Френдс Арена». Зимой на официальном сайте коллектива появился сингл Where’s The Revolution, а затем и клип на песню.
В 2018-м были объявлены гастроли культовой рок-группы в поддержку альбома Spirit. В феврале музыканты дали концерт в Москве, в июне посетили Венгрию, Данию и Канаду, а чуть позже Италию и Францию.
Творчество звездной группы — источник вдохновения для художников, писателей и музыкантов. В 2004-м появилась книга украинского писателя Сергея Жадана. Для молодежи, боготворящей DM, разработана линия одежды, а швейцарский бренд Hublot выпустил в честь легендарного коллектива коллекцию часов. Их количество равно числу звездных синглов «Депеш Мод» — 55.
Depeche Mode сейчас
В ноябре 2019 года группа представила фильм-концерт Spirits In The Forest, который подготовил режиссер и видеограф Антон Кобейн. Лента рассказывает личные истории шестерых участников коллектива и включает в себя документальные кадры, снятые по всему миру. В марте 2020-го фильм вышел на DVD.
Также в России появилась книга об истории коллектива в жанре графического романа. Это биографическая история об участниках Depeche Mode, рассказанная при помощи фото и рисованных иллюстраций. В 2020 году группа отмечает свой 40-й день рождения.
За что мы так сильно любим Depeche Mode?
Depeche Mode выступают в Москве уже в шестой раз, вновь и вновь собирая полный стадион. Наш колумнист Игорь Мальцев не захотел присоединиться к ликующей толпе фанатов у сцены, но взялся проследить, что происходило с DM за те почти 40 лет, что группа на сцене.
Жалко, что нельзя отправиться на 25 лет назад и поехать в Лондон, чтобы посмотреть живьем в зале на 50 человек на этих ребят. Потому что тогда это было настоящее, живое, напрочь выносящее мозг.
Есть группы, которые хотелось бы видеть не на стадионе в 2017-м, а в маленьком клубе в 1980-м. Среди них, конечно, Depeche Mode. Потому что именно тогда он был на самом острие новой волны, а парни полны энергии: на них еще не было толстого слоя позолоты и кокаина, и они реально начали взламывать мир.
Все это похоже на большой котел с супом, в котором варятся тысячи музыкантов и сотни групп. И рано или поздно у кого-то что-то получается. А тут парни из Composition of Sound услышали электронную группу Orchestral Manoeuvres in the Dark и поняли, что электронщина может быть очень мелодичной, но без пошлости. Я все это рассказываю только для того, чтобы понимать, откуда вдруг взялся тот Depeche Mode, который мы любим и знаем. Что они вовсе не в вакууме выросли неожиданным кустом роз. Еще одно сильное влияние парни испытали от The Human League и решили собрать денег на синтезаторы, поэтому пришлось браться за всякую левую работенку.
Дэйва Гаана они нашли чуть ли не в пабе, где он пел Heroes Дэвида Боуи. Вместе с Дэйвом пришли новые влияния — он обожал Игги Попа и Talking Heads. И группа сложилась. Первый концерт, как водится, в школе на танцах. В мае 1980 года. На стене этой школы в Базилдоне, между прочим, уже привинчена памятная табличка.
Это было запоминающееся выступление, и первая их запись появилась на сборнике Some Bizzare Album.
Эту песенку — Photographic — они потом перезапишут заново для дебютного альбома Speak & Spell. А пока они с демо-записью принялись ходить по рекорд лейблам. Откуда-то их выгоняли сразу, кто-то слушал, кто-то говорил «оставьте, потом послушаем», на что парни
отвечали «это у нас единственная кассета вообще-то». Все закончилось тем, что им начали делать предложения крупные компании. Одна только фирма Phonogram чего стоит — она им предложила какие-то невиданные для молодняка деньги. Но они пошли работать на Mute, которой руководил близкий им по духу музыкант-электронщик Миллер. И первый же сингл Dreaming of Me попал в хит парад. Все, что с ними происходило, было похоже на мечту каждого музыканта. Правда, Rolling Stone обозвал их первый альбом «подростковым фуфлом». Возможно, у них и вправду прослеживалась юношеская наивность, плюс эти старые синтезаторы…
А потом от них ушел Винс Кларк, и что-то изменилось. Они вообще, как группа, довольно сильно развивались. Они выпятили свои сильные стороны — потрясающую мелодичность. Она основана на больших интервалах (если вы понимаете, о чем речь). Все их песни западают в мозг и от них трудно избавиться. И при этом нет ни одного банального решения. И они росли вместе со своей аудиторией — морально, культурно. Порой значительно ее опережая. Потому что между Just Can’t Get Enough и Personal Jesus прожита огромная жизнь. Они перестали быть мальчиками из английской провинции. Думается, во многом, когда поехали в Западный Берлин работать над третьим альбомом на ту самую студию, где Дэвид Боуи писал свою знаменитую берлинскую трилогию с Брайаном Ино. Посмотрели, что в мире творится, и тут же посерьезнели. И еще такой резкий взлет карьеры и куча денег, конечно, не могли не повлиять на их привычки. Поэтому у группы за плечами стал расти и развиваться достаточный шлейф наркотических скандалов и клиник.
Когда вышел альбом Some Great Reward, Melody Maker написал «посмотрите, что происходит у нас прямо под носом». Потому что это был уже агрессивный и сложный альбом, с солидными композициями и новыми звучаниями, — он до сих пор звучит абсолютно модно.
Понятно, что в России Depeche Mode как полюбили, так до сих пор разлюбить не могут. Потому что в русской культуре выше всего ценится мелодия, понятные гармонии. Об этом еще товарищ Жданов указывал композитору Шостаковичу в статье «Сумбур вместо музыки». А если этот мелодизм сочетается с «модностью» звучаний, то на нашей территории это карта, которую невозможно перебить. На манер Чайковского.
DM оказались навсегда в фаворе не только у своих упертых фанатов «депешистов», но и у вполне нормальных людей, которые исправно ходят чуть ли ни на все их концерты. Даже мне пришлось два раза сходить — один раз внуку показать, второй раз за компанию, а третьего в моем случае не будет. Хотя бы потому, что сегодня Depeche Mode — это отлаженная шоу-машина без сюрпризов. Ты видел одно шоу, значит, ты видел все. Но для многих это прекрасный ритуал и шанс увидеть любимых музыкантов, пока они еще живы.
О качестве их композиторского дара говорит и то, как неожиданно звучат их песни в исполнении других музыкантов — от Джонни Кэша до Мэрилина Мэнсона. Вроде уже прислушались к хорошей песне «депешей» Personal Jesus, а Мэнсон берет и демонстрирует еще более глубокую и темную сторону этого произведения искусства. Наверное, нет человека, который бы не помнил три-четыре песенки DM просто так, потому что один раз случайно услышал. Не говоря уже об очень серьезных музыкантах — от группы Muse до Леди Гаги — которые не скрывают, какую важную роль в их формировании имели Depeche Mode. А самое парадоксальное — они умудрились повлиять даже на тяжелую музыку, про «инди» я уже даже и не говорю. Так что в музыкальном мире они занимают действительно очень много места. Ну, и в нашем, в мире простых любителей потусить у сцены.
Обратная сторона: 10 песен Depeche Mode, которые вы могли не слышать
9 мая исполнится 57 лет лидеру Depeche Mode Дейву Гэхану. У самой группы давно не выходило записей, которые хотелось бы как‑то обсуждать, зато есть бездонный архив. Николай Овчинников выбрал лучшие треки из тех, которые не попали на номерные альбомы, и зря.
«Ice Machine»
Би-сайд сингла «Dreaming of Me» (1982)
Первый альбом Depeche Mode, записанный с Винсом Кларком (Erasure), «Speak and Spell», сейчас кажется необязательным предисловием перед большой историей. Впрочем, там хватало интересных треков, в том числе и за пределами альбома. Вот, к примеру, «Ice Machine», бодрый синтипоп-номер, вполне в духе тогдашних королей стиля вроде Human League. Хотя важное отличие тут есть: гэхановский голос, в котором пока еще нет исступленной страсти, но уже есть глубина и мощь.
«Fools»
Би-сайд сингла «Love, in Itself» (1983)
Редкий авторский выход Алана Уайлдера. Он всегда больше интересовался звуком, нежели мелодиями, и «Fools» — показательный в этом смысле номер: тонкокожая, костлявая танцевальная электроника, монотонная и минорная. Что‑то подобное делали в то же время New Order, и куда успешнее.
«Itʼs Called a Heart»
Со сборника «The Singles 81→85»
С того сборника большинство знает заунывную «Shake the Disease», а не этот мощный рок-н-ролл без гитар. Меж тем это своеобразный мостик между романтиками Depeche Mode и индустриальными покорителями стадионов. Еще есть цвет в клипах и почти игрушечные клавишные, но притом уже громыхают по полной ударные, а Гэхан поет все отчаяннее.
«Route 66»
Би-сайд сингла «Behind the Wheel» (1987)
Редкий для Depeche Mode кавер. Мартин Гор перепевает ритм-н-блюзовый стандарт Бобби Траупа, написанный в 1946 году. Точнее, не перепевает, а рвет мелодию на куски, добавляет громогласный ритм и превращает все это в стадионный нью-вейв, попутно цитируя, собственно, трек «Behind the Wheel». Единственный похожий пример адаптации рок-н-ролла под синтетическую музыку восьмидесятых (и не менее эффектный) — «Always on My Mind» Pet Shop Boys.
«Dangerous»
Би-сайд сингла «Personal Jesus» (1989)
Би-сайд одного из самых известных синглов Depeche Mode вполне мог стать одним из номерных треков хоть на «Violator», хоть на «Music for the Masses». Для этого здесь есть все: и достаточная доля страсти и темноты, и прилипчивый припев, и хлесткий электронный ритм.
«Happiest Girl» (Jack Mix)
Би-сайд сингла «World in My Eyes» (1990)
Трек, который сперва должен был попасть на «Violator», но его разжаловали до би-сайда. Оригинала песни в записи не существует, есть только микс от нью-йоркского диджея Франсуа Кеворкяна, одного из пионеров хауса. Собственно, «Happiest Girl» и есть утяжеленный хаус с монотонным пульсирующим басом и непривычно надрывным голосом Гэхана, каким он запоет на «Songs of Faith and Devotion». Почти ничего от старых Depeche Mode и атмосфера сгущающихся туч.
«Deathʼs Door»
Из саундтрека к фильму «Когда наступит конец света»
Фильм Вима Вендерса провалился в прокате и совсем не понравился критикам. Куда интереснее был его саундтрек с участием R.E.M., U2 (собственно, с песней «Until the End of the World») и Depeche Mode. Совсем нетипичный для группы трек, свингующий арт-поп с голосом Мартина Гора, поющим, собственно, о преддверии смерти. В удлиненной версии там есть еще залихватское соло духовых, которое бы отлично смотрелось на поздних записях Talk Talk с их протопостроком. Интересное ответвление от основного творчества группы, позволяющее пофантазировать, какими бы могли стать интересными Depeche Mode, если бы Гэхан не послушал гранж и не заставил всех взяться за живые инструменты.
«My Joy»
Би-сайд сингла «Walking in My Shoes» (1993)
«Surrender»
Би-сайд сингла «Only When I Lose Myself» (1998)
И сам сингл плохо помнят, потому что он вышел к сборнику лучших хитов, а уж трек «Surrender» и подавно. Меж тем это крайне удачная попытка Depeche Mode поиграть во впередсмотрящую (по тем временам) электронику. Электронный минимализм, модернистские звучки, почти что трип-хоп. Именно на таком звуке в итоге был построен «Exciter», следующий альбом Depeche Mode и последний, о котором хотелось как‑то рассуждать.
«Martyr»
Со сборника «The Best of Depeche Mode, Vol. 1» (1998)
Не попавший на альбом «Playing the Angel» трек. Жужжащее электро с хриповатым голосом Гэхана, рефреном поющего «Я был мучеником ради любви», что звучит как своеобразное подведение итогов всей жертвеннической лирике Depeche Mode. Туда же и клип: нарезка из старых видео группы, сделанная так, будто Гэхан поет «Martyr». Прощания, впрочем, не получилось. Многие считают, что зря.
Музыкант для масс: человек, который сделал Depeche Mode
Они играют вот уже четыре десятилетия, и три из них неизменно собирают стадионы по обе стороны Атлантики. Билеты на их шоу разлетаются быстрее, чем на выступления новомодных певцов и хайповых рэперов. При этом, как ни удивительно, у них никогда не было хита на первом месте в чартах ни в США, ни на родине в Британии. Впрочем, они — это Depeche Mode, самая, возможно, великая электронная группа в истории поп-музыки, давно уже существующая в измерении, где успех, даже коммерческий, самовоспроизводится вне зависимости от «списков популярности». Сегодня, 23 июля, исполняется 60 лет музыканту, сочинившему практически все песни «депешей». «Известия» вспоминают путь Мартина Ли Гора к вершинам славы.
Кто есть кто
Как во всякой приличной группе, будь она преступной или музыкальной, в Depeche Mode с самого старта сложилось негласное распределение ролей. Застенчивый и некрасивый Винс Кларк — автор песен, вальяжный вокалист Дэйв Гэхен — само собой, король-фронтмен, Эндрю Флетчер — тихий инженер, колдующий над синтезаторами, разве что по ошибке забывший лабораторный халат. Наконец, обладатель невозможной даже для начала 1980-х прически и самый улыбчивый из всей четверки Мартин Ли Гор — макабрический клоун, оживляющий довольно статичные поначалу (вынужденно, из-за сложности оборудования) выступления группы, взявшей себе название в честь полумифического французского журнала мод. Впрочем, очень скоро роли пришлось переигрывать: яркий мелодист Кларк ушел вскоре после успеха дебютного альбома, все песни на котором он сочинил. Впрочем, Гор тоже отметился двумя инструментальными композициями — и уже вскоре роли пришлось несколько переиграть. Тихих «инженеров» стало двое: откликнувшийся на объявление в «Мелоди Мейкер» («в группу с именем, синтезаторы, музыкант до 21 года») пианист Алан Уайлдер был принят в ряды, несмотря даже на то, что ему было уже 22, обязанности сочинителя полностью перешли к Гору — и он продолжает успешно справляться с ними и по сей день.
Мартин Гор. 1983 год
Мартин Ли Гор родился 23 июля 1961 года вроде бы в Лондоне: сам он в разных интервью называл разные города, но столица Соединенного Королевства, по мнению биографов, более всего правдоподобна. Родители вскоре переехали в пригородный Дэгенхэм, а оттуда «в центр Вселенной, в Бэзилдон», как шутил он потом в интервью. Мать Карен работала секретарем, а отец Дэйв — рабочим на заводе Форда. В 13 лет Мартин узнал, что Дэйв — на самом деле отчим, а биологическим отцом был американский солдат, с которым у Карен случился мимолетный роман. Подробности мать не рассказала, а на отношения в семье открытие никак не повлияло. Неожиданное открытие ждало Мартина уже в 40-летнем возрасте, когда генетический тест показал, что его биологический отец — афроамериканец. Впоследствии Гор разыскал его в США — как прошла встреча, источники молчат.
В тихом омуте
По его собственным словам, Мартин был тихим и застенчивым ребенком. «Друзей у мня почти не было, и я почти все время проводил у себя в комнате, читая сказки. В школе меня тоже почти не слышали», — вспоминал он. Тем не менее учиться будущей рок-звезде нравилось, и учился он хорошо, особенно успевая в языках. К окончанию школы он свободно говорил по-немецки и очень хорошо по-французски; правда, с математикой дела обстояли не блестяще. Зато именно в школе он познакомился с самым важным другом в своей жизни — Эндрю Флетчером, который впоследствии и позвал его в группу, называемую сперва Composition of Sound. Тогда же Кларк обнаружил и старые мамины пластинки-«сорокапятки», в основном американский рок-н-ролл 1950-х, и понял, что именно это его интересует больше всего в жизни. На 12 лет родители подарили ему гитару. Вскоре он выучил пару аккордов и принялся сам сочинять песни.
Мартин Гор и Дэйв Гэхен перед началом концерта в Голливуде. 2009 год
После окончания школы Гор, по собственному признанию, чувствовал себя несколько потерянным: школа, как ни странно, давала ему чувство безопасности и уверенности в себе. Он проработал полтора года младшим клерком в банке («поскольку я был так юн, остальные сотрудники относились ко мне словно та мачеха из сказки»), и, возможно, продолжил бы изучение языков в университете, если бы не приглашение Флетчера стать участником новой группы. Это стало почти идеальным выходом: «Я просто ненавидел Бэзилдон. Я хотел убраться оттуда как можно скорее. Там было просто нечего делать — одно из тех мест, где ты идешь бухать, потому что других вариантов нет», — признавался Гор позднее.
Мартин Гор во время концерта группы Depeche Mode в Торонто, Канада. 2013 год
Бэзилдон, впрочем, отвечает своим самым знаменитым сынам взаимной неприязнью. Корреспондент музыкального портала Quietus, отправившись несколько лет назад в паломничество по памятным местам, с удивлением отметил, что местные жители в массе своей вообще не слышали о существовании Depeche Mode. Возможно, собеседники журналиста слегка покривили душой — все же более 100 млн проданных по всему миру записей и 17 альбомов только в британской топ-10 заставляют усомниться в таком невежестве. Тем не менее факт остается фактом, Depeche Mode были и остаются «экспортной» группой. Их популярность на континенте, включая, естественно, и Россию, и за океаном не идет ни в какое сравнение с достаточно скромной, учитывая мировой масштаб явления, славой дома.
Анатомия меланхолии
«Мне никогда не нравилось сочинять счастливые песни. В них нет силы, и они не проникают вглубь. Я чувствую себя ближе ко Вселенной, когда пишу или пою песни про одиночество или меланхолию. Но я никогда не сажусь сочинять песню с задумкой, что она будет грустной. Это выходит само собой», — рассказывал Гор в интервью, посвященном выходу его второго сольного диска. Мартин успевает время от времени выпускать и сольные работы; впрочем, большую часть времени занимают все же обязанности главного автора Depeche Mode. Но именно в сольных записях, для которых Гор часто выбирает чужие песни, лучше всего раскрывается его собственный характер. Среди этих композиций и сочинения Леонарда Коэна, и традиционные блюзы и спиричуэлс, и кантри-баллады. Все они под руками Гора получили неожиданное, разумеется электронное, звучание.
Последний сольный альбом Гора, вышедший в этом году, — инструментальный. На создание новой музыки Мартина подтолкнули прочитанная книга Джареда Даймонда «Третий шимпанзе» плюс внезапно появившееся из-за пандемии коронавируса свободное время. «Мне лишь очень повезло с тем, что в отличие от некоторых семей, что тупо сидели дома и почти ничего не делали, я, даже будучи в изоляции, много работал. У меня в доме своя студия, так что я не так сильно страдал, было чем заниматься», — рассказал Гор в интервью «Известиям» зимой этого года.
Мартин Гор во время концерта группы Depeche Mode в Ганновере, Германия. 2017 год
У Гора пятеро детей от двух браков. Несмотря на свои двусмысленные прически и любовь к странным нарядам, он вызывающе гетеросексуален в личной жизни. Выбранный им некогда имидж типичного английского чудика сохраняется им уже много десятилетий совершенно сознательно. «Сегодня в музыкальном бизнесе большинство людей слишком нормальные. Это скучно, там должно быть полно странных персонажей», — сетовал он в интервью.
Сам он успешно остается таким странным персонажем и в 60 — по крайней мере в своей медийной и сценической ипостаси. Возможно, именно благодаря этому «депешей» уже очень давно не называют «попсой» даже закоренелые фанаты «серьезной» рок-музыки и, конечно, благодаря феноменальному композиторскому дару и умению работать в самых разных стилях — напомним, что песню Гора Personal Jesus исполняли такие разные артисты, как патриарх кантри Джонни Кэш и скандальный шок-рокер Мэрилин Мэнсон. Представляя Depeche Mode на церемонии введения в зал славы рок-н-ролла в ноябре 2020 года, актриса Шарлиз Терон назвала их саундтреком к своей жизни. Пожалуй, под этими словами могут подписаться и многие из нас.