страшная мода прошлого века
Страшная мода прошлого: 15 канонов, которые пугают
Современным женщинам несказанно повезло. Нам не пришлось пройти те страдания, которые испытали модницы прошлых лет. В погоне за красотой и странными модными стандартами девушки в буквальном смысле загнали себя до смерти.
Возможно, через пару столетий и нынешние привычные нам каноны будут ужасать или смешить модниц будущего. Но эти модные веяния будут пугать еще на протяжении многих лет!
Чопины: средневековая Флоренция
Вас пугают 15-сантиметровые шпильки, и вы удивляетесь, как некоторые девушки буквально порхают в них и в зной, и в гололед? Хотите напугаться по-настоящему, взгляните на чопины. Эти ужасающие дамские туфельки украшали ножки только самых богатых и знатных дам. Высота этих туфель, внешне больше напоминающих копыта, достигала до 50 см! Кстати, чопины носили и практичный характер – они спасали подол платья от грязи. Но передвигаться в одиночку в них было практически невозможно, поэтому дамы не обходились без помощи служанок.
Защита макияжа, США, 1939 год
Это сейчас мы избалованы закрепляющими макияж спреями. Буквально два нажатия на флакон, и макияж еще долго будет держаться. Но девушки начала 40-х годов прошлого века, к сожалению, должны были прикладывать максимальные усилия, чтобы сохранить свежий макияж. Какой-то умелец (или умелица) изобрел прозрачный конус, который надевался на милое дамское личико! Тут уж точно ни снег, ни дождь не страшны…
Корсет: средневековая Европа
Яды для бледной кожи: Англия, «Золотой век» Елизаветы I
Например, уксус. Нет, им не натирались и не добавляли в кремы или маски. Его просто пили! Свинцовые и цинковые пудры осветляли лицо. Но благородной кожей девушки гордились недолго: одни страдали от кожных заболеваний, а некоторые пудрились и вовсе до летального исхода. Что говорить, если обладательницы веснушек применяли цианистый калий! В погоне за фарфоровой кожей, модницы злоупотребляли пудрой с добавлением мышьяка. Более 600 девушек погибло в страшных мучениях, и вскоре этот страшный бьюти-продукт был запрещен к изготовлению и продаже в Европе. Не забывали дамы и об эпиляции. Мечтая о гладких ножках, бедные девы экспериментировали отнюдь не с воском – специальный состав из извести и мышьяка удалял волосы вместе с небольшим слоем кожи. Зато волосы точно долго не росли!
Опасная мода: от средних веков до наших дней
Изменчивая и капризная, как уверенная в собственной красоте барышня, ее величество мода иногда бывает и опасной. История знает немало тому примеров смешных и откровенно страшных.
Так, в средневековье кариес и пышные формы были признаком благосостояния и фешенебельности. Посему обладатели здоровых и белых зубов искусственно зачерняли эмаль (чтобы быть в тренде), а дамы не сидели на диетах, а наоборот, наращивали телеса.
Но это – всего лишь забавные нелепицы, существуют и более интересные факты.
Ножки-лотосы: красота или уродство?
Подумаешь, туфельки 39-го размера. Многие ли современницы беспокоятся по этому поводу? Милла Йовович вообще носит 40-ой, Синди Кроуфорд – 41-ый. А ведь тысячи мужчин считают этих женщин эталоном красоты.
В Китае эпохи раннего средневековья и вплоть до середины века прошлого дамы придерживались другого мнения: длина стопы не должна превышать 10 см. Идеальная форма – лепесток лотоса. Впрочем, в разных провинциях существовали собственные каноны с экзотическими названиями, как то: «молодая луна», «побег бамбука». Для сравнения: среднестатистическое коровье копыто имеет 11 см в диаметре.
Процедуре-экзекуции подвергались девочки трех-семи лет, как правило, аристократки. Им подгибали пальцы наискось, оставляя в неизменном положении лишь большой, а стопу выгибали лукой. Вся эта «красота» намертво фиксировалась плотными бинтами. По мере роста меняли обувь, но размер ее подбирали не больше, а меньше.
Историки пишут, что китайцы восхищались плавной качающейся походкой девушек с ножками-лотосами. Поэты воспевали их в одах. Но ведь они могли видеть лишь изящные туфельки, но не сами ступни (их не показывали даже мужьям).
Китаянки, по сути, становились инвалидами. В жертву моде и своеобразной красоте они отдавали здоровье. Кожа под бинтами нередко загнивала, развивалась гангрена и болезни связанные с нарушениями циркуляции крови, гиподинамией, отросшие ногти на согнутых пальцах разрывали плоть.
Да, ножки-лотосы – настоящее варварство, уродство, но китайских девочек принуждали, а взрослые европейки осознанно подвергали себя другим модным опасностям.
Платья ампир
Струящиеся силуэты, легчайшие полупрозрачные ткани, обнаженные руки и глубокие манящие декольте – как же красивы были аристократки на балах.
В конце 18-го и начале 19-го вв. на балы было принято одеваться именно так. Кокетки, стремясь выглядеть еще более привлекательно, дополнительно смачивали тело или материал, чтобы ткань плотнее прилегала. Разгоряченные танцами зимой они возвращались домой в каретах, накинув на себя лишь шерстяную шаль или боа. Женские шубы, как таковые, в Европе того времени были редкостью.
Результаты закономерны: частые простудные заболевания, вплоть до пневмонии с летальным исходом.
Корсеты-убийцы
Талия обхватом в 60 см – предел мечтаний для многих барышень. А как насчет 50 или даже 35 см? Вы скажете: «Невозможно»! Но европейская мода 18-19 вв. диктовала именно такие требования. Спасением fashion woman стали корсеты, которые до этого использовались для коррекции осанки, поддерживали (или прятали) грудь. Не щадя себя модницы утягивали шнуровки.
Существовали и особенные модели:
Расплатой за осиные талии служило подорванное здоровье. Самое распространенное осложнение, вызванное слишком тугой шнуровкой, — дисфункции дыхательной системы.
Барышни падали в обморок по поводу и без такового, просто из-за недостатка воздуха. Постоянное ношение корсета приводило к смещению внутренних органов, деформации грудной клетки.
Некоторые дамы не отказывались от гламурного предмета туалета даже в период беременности. Из-за чего были выкидыши, детки рождались горбатыми или с другими искажениями скелета.
Опасная мода: клетки – кринолины
Пышные юбки на жестких каркасах и в наши дни используют при создании особенных нарядов: вечерних и свадебных.
В Англии 19 в кринолины относились к категории must have в гардеробе аристократок. Да, по сравнению с корсетами, они почти безопасны, однако ношение именно этой детали туалета послужило причиной нескольких трагических случаев.
Главная опасность кринолинов в том, что их объем (нижний диаметр более 1,5 метра) и вес существенно ограничивали подвижность. В истории зафиксировано несколько случаев пожаров, при которых дамы в кринолинах не успевали выбраться из горящих помещений.
А в медицинских архивах упоминаются многочисленные растяжения мышц и переломы у неловких модниц.
Яркие краски для тканей
Немало жертв унесли эксперименты текстильных гильдий. Создавая яркие краски для тканей горе-химики использовали мышьяк и ртуть, щелочи. Модницы поражали окружающих нарядами насыщенных расцветок, а потом страдали от ожогов и отравлений.
Согласитесь – жутко. Но ведь и современные тенденции небезопасны.
Смертельная мода. Как одежда и украшения убивали людей в прошлом
Мода может быть не только высокой, но и смертельной. К сожалению, это не раз доказывали люди Викторианской эпохи, надевая на себя костюмы из ядовитых и токсичных материалов. Посмотрим, как рисковали модники и модницы в прошлом.
Ядовитая одежда.
Казалось бы, как одежда может быть ядовитой? Очень просто: если прокрасить её ядовитыми красителями. В конце 18 века в Европе в моду входил зеленый цвет, однако сделать идеальный зеленый краситель было довольно сложно — оттенок каждый раз получался неправильным. Но в 1770 году все модники вздохнули с облегчением: немецко-шведский ученый Карл Вильгельм Шииле добился красивейшего благородного зеленого цвета, смешав в растворе медного купороса калий и белый мышьяк. Позже за свой удивительный цвет полученный краситель стал называться «Парижский зеленый» и являлся своего рода символом богатства и роскоши.
Прекрасный узор на стене, нанесенный с помощью мышьячной краски | maqda.blogspot.ru
«Парижский зеленый» стали использовать буквально везде: для прокраски одежды, для украшения блюд, для рисунков на детских игрушках… Особо богатые люди даже красили им стены! Правда потом их начинали мучить частые головные боли, тошнота, головокружение, а их кожу покрывали язвы и струпья. Низшие слои общества, вероятно, могли подумать, что это господь наказывает состоятельных граждан за их грехи, но мы то знаем, что дело было вовсе не в грехах, а в ядовитом красителе, к которому современный человек и близко не подойдет.
Краситель для зеленого платья изготавливался с добавлением мышьяка | maqda.blogspot.ru
Диадемы, украшенные живыми цветами. Чтобы растение не потеряло цвет и форму, его вымачивали в растворе мышьяка | mentalfloss
А вот и последствия долгой работы с мышьяком. На иллюстрации — повреждения рук у работников, изготавливающих диадемы с цветами | Wellcome Library, London/Courtesy Bloomsbury
Заразные платья
Конечно, современный мир не лишен болезней и периодически вспыхивающих эпидемий, однако развитые страны могут похвастаться мощнейшим рывком в здравоохранении и медицине за последнее время. К сожалению, так было не всегда, и ещё два столетия назад человечество страдало от многих заболеваний, а эпидемии постоянно терроризировали города. Бывало, в одном городе могли одновременно свирепствовать чума, холера, тиф и другие опасные заболевания. Но из-за недостатка знаний о первопричинах возникновения болезней, больных редко закрывали на карантин, и они просто бродили по городу, разнося заразу. Особенно в этом преуспевали вернувшиеся с фронта солдаты, которые весь год провели в антисанитарных условиях и успели подхватить десяток заболеваний. Но ведь никто не посмеет запретить бравому вояке гулять, где ему захочется!
Иллюстрация, показывающая опасность, исходящую от длинных платьев, волочащихся по земле | atlasobscura
Юбки-убийцы
Модная одежда 17-19 веков не только служила хорошим сборником болезнетворных микроорганизмов, но и представляла серьезную физическую опасность для тех, кто её носил. Известен случай, когда девушка в пышной юбке пришла в печатную фабрику на экскурсию. Проходя мимо одного из станков, часть её юбки попало под пресс, куда её стало медленно затягивать. К сожалению, рядом не оказалось никого, кто мог бы помочь несчастной избежать страшных мучений.
Не только дамы становились жертвами моды: пышные мужские галстуки часто служили причиной «самоудушения», попадая под пресс при работе в цехах. Именно это, кстати, и послужило причиной того, что мужские галстуки приобрели нынешний минималистичный вид.
Воспламеняющиеся наряды.
Платье из струящегося белого хлопка стало настоящей мечтой всех женщин, живших в конце 18 — начале 19 веков. Это был один из тех случаев, когда подобная одежда было одинаково опасно как для изготовителя, так и для покупателя. Во-первых, хлопок обычно собирали на плантации рабы-африканцы, что уже несло некоторые риски для владельцев этих плантаций из-за постоянно вспыхивающих бунтов. Во-вторых, изготовление подобных нарядов требовало огромных усилий. Швеи работали за нищенскую зарплату буквально на износ.
Модница видит в отражении замученную до смерти швею, которая шила её платье | atlasobscora
Но всё это было бы не столь опасно, если бы не удивительная горючесть хлопка, который вспыхивает буквально от одной искры. Сколько хлопковых фабрик сгорело в те времена по всей Европе! Но намного больше пострадало людей, носивших одежду из хлопка. Учитывая пышность одежды той эпохи и свечное освещение, было лишь делом времени, когда кто-то из гостей, находящихся в тесном зале, загорится. Особенно шокировал Европу случай, когда в 1844 году британская балерина Клара Вебстер, выступая на сцене перед огромным зрительским залом, слишком близко подошла к освещавшим сцену огням. Пламя сразу же перекинулось на платье. Спасти Клару Вебстер не удалось. Не меньше пожаров происходило и в жилых домах, где на окнах висели хлопковые ткани, которые в наши дни называются «тюль».
Опасность пожара постоянно витала в воздухе | atlasobscura
Прелестные женские шляпки…
…с чучелами птиц, набитыми мышьяком. Да-да, во времена Викторианской эпохи среди дам были в тренде шляпки, которые украшали чучела мертвых певчих птиц. Во имя прекрасного ежегодно уничтожались сотни тысяч птичек, но ещё больше шокирует тот факт, что для предотвращения разложения тушки мастера того времени использовали… мышьяк. И пока светская львица флиртовала с кавалерами, мышьяк в трупе птицы на шляпке медленно, но верно отравлял её тело. Прошло немало времени, прежде чем «трупная» мода окончательно ушла в прошлое.
«Потрясающая» шляпка с мертвой птицей | lcweb2.loc.gov
Ртутные головные уборы
Представляя себе мужчину конца 18-19 веков, мы обязательно видим на его голове шляпу. Головные уборы носили практически все представители мужского пола, и ни один из них не снял бы её со своей головы, узнав, что для её изготовления использовалась… ртуть. Да-да, именно ртуть делала дешевый кроличий или заячий мех достаточно податливым для того, чтобы придать ему форму шляпы. Это вещество неотвратимо проникает в организм через кожу и даже через легкие вместе с парами, вызывая целый ряд опасных недугов, приводящих к смерти.
Очень часто на улице европейских городов можно было встретить джентльменов в шляпах, страдающих от болей в животе, судорог, паралича, припадков страха, проблем с репродуктивной системой и много другого.
Свинцовая пудра
Пудра хорошо скрывает морщины, различные несовершенства и была незаменимым атрибутом каждой модницы во все времена. А главное, она умеет придавать лицу таинственный и загадочный оттенок. Можно сказать, что в каждую историческую эпоху был популярен свой оттенок лица, а в Викторианскую эпоху в тренде были именно бледные лица. Что же может придать лицу бледный, столь таинственный цвет? Конечно же, свинец! В середине 19 века свинец повсеместно добавлялся в пудру для лица, даря красоткам желанный бледный цвет лица и, заодно, проблемы со здоровьем. О целесообразности использования свинца в косметике общественность задумалась только в 1869 году, когда газеты напечатали о любительницах бледного цвета лица, у которых отнялись кисти рук от слишком частого использования косметики со свинцом.
Конечно, смотря сейчас в прошлое, может показаться удивительной глупость носить на себе почти всю химическую таблицу Менделеева. Приходят мысли, что, возможно продолжительность жизни в прошлом была короче именно из-за использования опасных веществ. Как бы то ни было, не факт, что через сотню лет люди будут читать о нас, живущих в 21 веке, и удивляться, как мы могли носить синтетическую одежду, пить сладкие газированные напитки или делать другие, обыденные для нас вещи.
Ужасная мода прошлого! Самые жуткие тенденции XX века 🕔 1 мин.
Спустя годы некоторые модные тренды могут вызвать настоящий ужас.
Мы решили вспомнить самые жуткие тенденции XX века: «хромающую» юбку, булавки в щеках, мужские комбинезоны, разноцветные гетры и еще 18 ужасных трендов каждого десятилетия прошлого века.
1900-е: корсеты
Свобода от корсетов стала настоящим прорывом для женщин тех лет — да здравствует возможность свободно дышать!
1910-е: «хромающая» юбка
Впрочем, страдать приходилось не только из-за корсетов — знаменитая «хромающая» юбка стала причиной не одной травмы среди модниц.
1920-е: платье для купания
Свободы, в том числе и в моде, становится все больше, однако продолжают появляться довольно странные предметы гардероба. Как тебе, например, идея купального… платья?
1940-е: микрошляпки
Микрошляпки в 40-х смотрелись очень специфически, а абсурдности внешнему виду добавляли задорно торчащие из-под тульи перья.
1950-е: белые перчатки
Не только странно, но и непрактично!
1960-е: колготки с принтом и платья беби-долл
Колготками с безумными геометрическими принтами, от которых становится больно глазам, в 60-х обзавелась каждая уважающая себя модница.
Платья беби-долл в эпоху «свингующего Лондона» стали символом своего времени. Но, согласись, этот культовый фасон в реальности удачно смотрелся разве что на худышке Твигги.
1970-е: вязаные жилеты, мужские комбинезоны и булавки в щеках
70-е годы отметились, пожалуй, максимальным количеством безумных трендов: вязаные «бабушкины» жилеты…
…мужские комбинезоны с клешеными брюками…
…и атрибут зародившегося стиля панк — жутковато выглядящие булавки… в щеках!
1980-е: трикотажные гетры, повязки на голову, штаны в стиле MC Hammer и свитеры на плечах
«Поспорить» с предыдущей декадой могут разве что 80-е — здесь тебе и трикотажные гетры с повязками (привет, бум на аэробику!)…
…футуристичные штаны в стиле ультрапопулярного исполнителя MC Hammer…
…и цветные свитеры, которые «хорошие» мальчики носили исключительно повязанными на плечах.
1990-е: цветные очки, шляпы с цветами, футболки с длинными рукавами и топ «попкорн»
В 90-е в моду и мировую культуру буквально ворвался бунтарский гранж, который привел с собой немало странных тенденций: цветные прямоугольные очки, делающие любое лицо шире в несколько раз…
…«бабушкины» шляпы с цветами…
…и «рифленые» топы, среди западных модниц именовавшиеся «попкорн-топами».
2000-е: плюшевые костюмы, джинсы с низкой посадкой, угги с мини-юбкой, бейсболки и собачка-аксессуар
В «нулевых» гранж сменился беспощадным гламуром. И сегодня мы стараемся не вспоминать, как щеголяли в плюшевых костюмах…
…джинсах с пугающе низкой посадкой…
…уггах в паре с мини-юбками…
А бедные маленькие собачки, с легкой руки «королевы гламура» Пэрис Хилтон ставшие самыми настоящими модными «аксессуарами»?!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Убийственная мода прошлого: как в XIX веке люди гибли из-за нелепых фасонов и ядовитых тканей
В XIX веке некоторые способы производства одежды и аксессуаров, фасоны и даже сам образ жизни не просто вредили модникам, но даже угрожали их жизни. Публикуем конспект книги Элисон Метьюс Дейвид «Жертвы моды. Опасная одежда прошлого и наших дней».
Заразные платья
Сомнительная гигиена, грызуны и скопление нечистот были не единственным источником эпидемий в городах. Опасность в себе таила даже одежда.
Современное фабричное производство позволило изготавливать новые ткани каждый день. Но раньше это был трудоёмкий и долгий процесс. Каждый отрез ценили, перешивали и перепродавали. В XIX веке многим приходилось покупать подержанные вещи у старьёвщиков и уличных торговцев. Но это не было похоже на секонд-хенды, которые мы знаем сегодня. Тогда продавцы не особо пеклись о дезинфекции одежды перед продажей.
В 1879 году французский доктор Жибер утверждал, что вирусы часто приносили на своей форме солдаты, возвращающиеся с войны. Прачки распространяли их среди населения. А торговля подержанной одеждой и ветошью была главным виновником эпидемии оспы.
В 1899 году доктор Фини, главный санитарный инспектор Нью-Йорка, обнаружил, что из северных штатов Америки в южные поставляют на продажу одежду утопленников и умерших от инфекций. Одежда могла быть источником не только оспы, но и скарлатины, кори, чесотки, экземы, дерматита.
Источником заразы были и дамские юбки.
На протяжении XIX века периодически возникала мода на юбки со шлейфом. Девушки буквально «подметали» ими улицы и приносили в дом инфекции с прогулок.
Городские дороги были покрыты экскрементами собак и лошадей, плевками, мокротой и другими выделениями, не говоря уже о пыли.
Один лондонский врач пытался ввести в дамский туалет короткие юбки для прогулок. В 1890‑х годах в США женщины даже создавали «Клубы Дождливого Дня» в их поддержку. Но модные журналы, в частности Harper’s Bazaar, задавались вопросом: «А как же женское предназначение быть прелестной?». Компромиссом между заботой о здоровье и красотой стали «зажимы для юбок», запатентованные в 1902 году.
Впрочем, постепенно юбки избавились от шлейфа и чрезмерной длины. Их укорачивание часто связывают с борьбой за равноправие. Но гигиенические соображения также сыграли важную роль в этом, о чём часто забывают.
Ядовитый зелёный цвет
Смерть Шуэрер описали во всех подробностях: её рвота была зелёной, белки глаз тоже позеленели. За несколько часов до смерти она билась в конвульсиях, лицо «выражало крайнюю степень тревоги», а изо рта, носа и глаз шла пена. Вскрытие показало — мышьяк проник в желудок, печень и лёгкие девушки.
За дело Шуэрер взялись несколько благотворительных организаций, включая аристократок из «Дамской санитарной ассоциации». Одна из них, мисс Николсон, ещё до гибели девушки посещала чердаки и цеха, где производили искусственные цветы.
Она опубликовала рассказ о полуодетых девочках, которые собирали в мастерских листья и цветы в букеты. Их руки и лица покрылись язвами, а носовые платки были в крови. Юные работницы понятия не имели о ядовитых свойствах мышьяка, который пропитывал красивые искусственные листья.
«Зелёный тарлатан [хлопчатобумажная ткань], столь модный нынче для пошива бальных платьев, содержал мышьяк в половину собственного веса. В одном бальном платье, сшитом из 18 метров этой ткани, было около 900 гран мышьяка. За один вечер с него осыпается не менее 60 гран мышьяка. Четыре — пять гран смертельны для взрослого человека»
Во Франции врач Анж-Габриэль-Максим Вернуа посетил несколько производств, чтобы исследовать технологию использования мышьяка. В мастерских он обнаружил, что местные работники смертельно больны — токсичная зелёная пыль разрушала их руки и тела. Она забивалась под ногти, вызывала нарывы на коже и с немытых рук попадала в еду. Вернуа отмечал, что в таких ателье не было ни грызунов, ни кошек.
В документальном фильме «Под знаком Шанель» одна из сотрудниц модного дома говорит, что «портнихи не любят зелёный». Несмотря на то, что свойства ядовитого зелёного со временем открылись, отношение к цвету осталось не самым приятным. Так зелёный надолго стал плохой приметой.
Так мышьяк разъедал лицо, руки и ноги работников мастерских по изготовлению искусственных цветов. Хромолитография из книги Максима Вернуа
Синдром длинного шарфа
Вечером 14 сентября 1927 года в Ницце знаменитая танцовщица Айседора Дункан села на пассажирское сиденье спортивного автомобиля «Амилкар». Она дважды обернула вокруг шеи длинный красный шарф, перекинула свободный конец через плечо и крикнула: «Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!».
Сиденья в спортивной модели автомобиля располагались слишком близко от спицованных колёс. Как только автомобиль тронулся, шарф намотался на ось, притянул Дункан к заднему колесу машины, переломил ей шею и разорвал сонную артерию. Через несколько мгновений Айседора была мертва.
Шелковый шарф Дункан вручную расписал художник-оформитель Роман Шатов. Американская подруга танцовщицы Мэри Дести подарила его Айседоре как памятный сувенир 1 мая 1927 года, в день рождения её погибшего сына Патрика.
Четыре месяца спустя красный шарф стал полицейской уликой, и Дести легко узнала его. Хотя он и был насквозь пропитан кровью.
В 1970‑х в моду вошли многие элементы стиля 1920‑х годов, в том числе длинные шарфы. Такой носил Том Бейкер в роли Доктора Кто в одноимённом телевизионном сериале. Его персонаж носил длинный шарф в путешествиях по отдалённым галактикам. Но дело не раз заканчивалось летальным исходом для тех, кто подражал ему.
В 1971 году молодую американку вытянуло из кресла горнолыжного подъёмника, когда её шарф обернулся вокруг кресла, двигавшегося навстречу. Девушка погибла от удушения, пока её тянул вниз кресельный подъёмник. Подобные случаи получили в медицинской практике название «Синдром длинного шарфа». Врачи пришли к выводу, что эти происшествия заканчивались смертью в 45% случаев.
👠Что ещё влияло на моду
Хромая юбка
«Хромая юбка» вынуждала владелицу передвигаться семенящими шажками. Есть даже легенда о том, как появилась эта опасная для здоровья и жизни одежда.
В 1908 году деловой представитель американской компании братьев Райт в Европе миссис Харт О. Берг убедила Уилбора Райта позволить ей принять участие в демонстрационном полёте на аэроплане. Посмотреть это представление собралась большая толпа французских зрителей, в том числе журналисты. Берг стала первой женщиной-пассажиром аэроплана. Она поднялась в воздух на две минуты и семь секунд вместе с Уилбором Райтом 7 октября 1908 года.
Миссис Харт О. Берг и Уилбор Райта. 7 октября, 1908 года, Франция.
На одной из фотографий её можно увидеть в тёмном костюме с юбкой. Чуть ниже колен она крепко перевязана бечёвкой, чтобы её не раздуло встречным ветром и чтобы юбка не застряла в механизме. Согласно легенде, местный французский модельер вдохновился хромающей походкой миссис Берг, когда та спрыгнула с сиденья и прошла несколько шагов с обвязанными верёвкой ногами. Так в дамском гардеробе появилась «хромая юбка».
Пик популярности пришёлся на 1910–1914 годы. Но фасон был настолько непрактичный, что девушки даже отказывались от прогулок, чтобы лишний раз не мучить ноги.
«Хромые юбки» действительно вызывали хромоту. Они плотно облегали колени и туго стягивали лодыжки. Диаметр подола был меньше метра.
Хуже всего то, что эти юбки стали причиной нескольких смертельных случаев. В сентябре 1910 года на ипподроме Шантильи близ Парижа нестреноженная лошадь понесла и врезалась в толпу зрителей. Под её копыта упала женщина, которая не смогла вовремя отбежать в сторону из-за узкой юбки. Волосы зацепились за подкову, и лошадь потащила её за собой. Женщина погибла от переломов костей и черепа.
Через год в северной части штата Нью-Йорк восемнадцатилетняя Ида Гойетт шла по мосту через канал Эри. Она попыталась переступить через шлюзовые ворота, но запнулась из-за юбки и перевалилась через низкие перила. Девушка утонула, прежде чем подоспела помощь.
Не все несчастные случаи были смертельны, но из-за узких юбок случались переломы и страдало чувство собственного достоинства их обладательниц. Особенно сложно давалась дамам посадка в трамвай. Из-за юбки они просто не могли поднять ногу, чтобы достать до ступеньки вагона.
«Хромая юбка» стала участницей суфражистского движения. Шарлотта Перкинс Гилман, писательница-феминистка и спортсменка, написала статью, в которой обвиняла юбки вообще и «хромые» в частности.
«Конечно, женщины в юбках могут сидеть в томных позах или некоторое время стоять в равновесии… но при любом движении, требующем полной активности ног, женщина в юбках оказывается физически ограничена точно так же, как был бы ограничен в её положении мужчина. Семенящая трясущаяся походка, считающаяся якобы «женственной», не имеет ничего общего с полом»
Позже фасон «хромой юбки» признали «гротескным» и даже опасным. Постепенно она вышла из моды, и такие узкие фасоны больше не появлялись в женском гардеробе.
Огненные костюмы
В XVIII — начале XIX века развитие торговли между странами внесло значительные изменения в мужской и женский гардероб. Мужчины стали носить мрачные чёрные костюмы, сшитые из плотных шерстяных тканей. В женских нарядах потные, но зато более огнестойкие шёлковые ткани уступили место модным тонким и лёгким хлопковым муслинам из Индии.
Тюль-бобинет, шёлковый и хлопковый газ, тарлатан широко использовали в изготовлении вечерних платьев. Лёгкие ткани придавали образу воздушность. Чтобы создать ещё больший объём, материал укладывали слоями и пропитывали крахмалом.
Платье из таких материалов было красивым, но огнеопасным. Оно сгорало меньше чем за 40 секунд. А крахмал, которым пропитывали ткань, — это углевод, который быстро обугливается. Это усиливало горючесть платьев. Опасная одежда приводила к ужасным происшествиям, когда вечерние платья дам сгорали вместе со своими обладательницами от случайной искры свечи или камина.
Пожар: ужасы кринолина и уничтожение человеческой жизни. Раскрашенная вручную литография. Библиотека Веллкома, Лондон
Один из памятников таких трагедий хранится в музее-библиотеке Парижской национальной оперы. В маленьком саркофаге лежат изорванные клочья — остатки балетного костюма 21-летней прима-балерины Эммы Ливри.
Во время костюмной репетиции балета-оперы «Немая из Портичи» Ливри села на скамейку в ожидании своего выхода. Танцовщица не хотела мять накрахмаленные пышные юбки и подняла их над головой. Как веер, они направили воздушный поток таким образом, что он раздул пламя газовой лампы в кулисах.
Лёгкая газовая ткань пачки Эммы тут же вспыхнула. С криками она выбежала на сцену, ещё больше раздувая пламя. Один из дежурных пожарных бросился к Ливри, чтобы потушить пламя одеялом. Но уже около 40% её тела было покрыто ожогами.
Балерина прожила ещё восемь месяцев в страшных мучениях и умерла в 1863 году.
Подобные случаи происходили и ранее. Поэтому 27 ноября 1859 года вышло специальное постановление для французских театров. Декорации и костюмы должны были обрабатывать специальным раствором французского химика Жан-Адольфа Картерона. Он действительно защищал ткань от огня, но также делал её жёсткой на ощупь и поношенной на вид.
Гибель балерин послужила стимулом к инновациям в пожарной безопасности театров. Вскоре изобрели газовую лампу с обратным пламенем, а в театрах стали устанавливать резервуары с водой и заготавливать в кулисах мокрые одеяла.
В 1863 году, ссылаясь на случай Ливри, химик Эжен Шеврель опубликовал образцы огнестойкой газовой ткани в журнале Le Teinturier Universel. Он показал, как печатники по ткани делали лёгкие материалы негорючими без ущерба для красоты их цвета.
А что сегодня?
Если вам кажется, что с прогрессом в медицине и технологиях опасная одежда осталась в прошлом, то всё не так оптимистично. Современная мода тоже иногда наносить вред своим обладателям и окружающей среде.
Радиоактивные шипы
В 2009 году дизайнер Александр Маккуин выпустил линейку аксессуаров с шипами в стиле панк. Эти модели производили в Индии, купить аксессуары можно было в интернет-магазине ASOS. Агрессивные с виду украшения были больше опасны изнутри. Пояс-баска из чёрной кожи оказался радиоактивным. В шипах моделей содержался металл кобальт-60.
Угрозу обнаружили на границе США в декабре 2012 года во время радиационного контроля. Через несколько месяцев пояса отозвали и поместили в специальное хранилище.
Токсичный зелёный
Хотя зелёный цвет символизирует природу, он был и остаётся одним из самых токсичных в производстве. Один из самых популярных оттенков сегодня создают с помощью химического красителя — малахитового зелёного. Им окрашивают хлопок, кожу, продукты, бумагу, косметику, лекарства.
В 2012 году химики Массачусетского технологического института выяснили, что когда малахитовый зелёный попадает в организм, химия тела преобразует его в более токсичную форму, известную как лейкооснование малахитового зелёного. Оно может оставаться в организме до пяти месяцев.
Несмотря на то, что токсичность малахитового зелёного научно доказали, его совершенно легально используют в производстве тканей и бумаги. Дело в том, что до сих пор неизвестно, выделяется ли вещество из текстильных изделий. Поэтому малахитовый зелёный регулярно появляется на подиумах и в наших гардеробах.
Футболки с химическим принтом
Мы любим футболки с рисунками, логотипами, призывами и лозунгами. Но многие из этих слов и символов нанесены с помощью токсичных, вызывающих гормональные сбои химикатов.
В 2012 году Greenpeace закупила 141 предмет одежды с надписями и логотипами и протестировала их. Две трети содержали этоксилаты нонилфенола и фталаты, размягчающие пластики для трафаретной печати на тканях. Во время стирки они выделяют вещества, вредные для человека и животных. Среди опасных товаров, выявленных Greenpeace, можно найти одежду брендов Calvin Klein, C&A, Zara, Mango и Emporio Armani.
Прошлое показывает, как иногда погоня за новизной одерживает верх над безопасностью и здоровьем. Светлое будущее подразумевает производство одежды, которая будет защищать нас, а не подвергать риску.
🛒Делаем моду безопаснее для себя и окружающих