тоска онегина дань моде или глубокое внутреннее переживание

Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (ЕГЭ по литературе)

«Евгений Онегин», согласно тому, как жанр своего произведения определил сам А. С. Пушкин, — роман в стихах, написанный в первой половине девятнадцатого века. Главный герой, имя и фамилия которого выведены в заглавие творения писателя, представлен разочаровавшимся в жизни человеком, которого не радует практически ничего. Однако «русская хандра» персонажа — это дань моде или глубокое внутреннее переживание Онегина?

В экспозиции Евгений представлен «молодым повесой», знающим все тонкости «науки страсти нежной», плохо образованным юношей высокого о себе мнения.

Его знаний латыни хватает лишь на то, «чтоб эпиграфы разбирать», его гувернером был «француз убогой». Сперва факт того, что герой к жизни «вовсе охладел», кажется данью моде, правившей в светском обществе. Автор иронически называет переживания Онегина «английским сплином», подчеркивая распространенность состояния души персонажа среди членов общества, окружающего его. Засомневаться в искренности разочарования Евгения также заставляет поход Татьяны Лариной в дом Евгения, где она нашла книги, в которых герои были сродни образу меланхоличного юноши. Девушка задумывается, не «пародия» ли её возлюбленный. Однако, на мой взгляд, всё намного глубже.

Евгений ищет дорогу, по которой бы он вышел из своего текущего душевного состояния. Он покидает столицу, что доказывает искренность его разочарования, поселяется в провинции, чтобы хоть как-то сменить обстановку. Онегин барщину «оброком легким заменил», из-за чего соседи прозвали его «опаснейшим чудаком». Но он вновь охладевает к жизни, убивает единственного приятеля Ленского на дуэли, после чего покидает свой «почтенный замок», доставшийся от покойного дяди, чтобы забыть о совершенном поступке.

То, что он влюбился в Татьяну, вновь доказывает, что его душа пытается найти спасение. Однако она «другому отдана», поэтому она решает сохранить супружескую верность вопреки своим желаниям и чувствам. Евгений вновь обречен на душевные поиски.

Таким образом, тоску Онегина трудно назвать данью моде, поскольку автор изображает то, как герой мечется, пытается выйти из сложившейся обстановки. Он представляет из себя тип «лишнего» человека, который после выхода в свет романа А. С. Пушкина появится в других произведениях русской классики. Бессодержательность столичного, а после провинциального общества исказили его душу, а жизненные обстоятельства складывались не в его пользу. Поэтому его «русскую хандру» с трудом можно рассматривать как веяние моды.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Тоска Онегина – дань моде или глубокое внутреннее переживание? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В «Евгении Онегине» представлен «типический герой в типических обстоятельствах», в нем нет ни малейшего намека на исключительность, свойственную романтическим произведениям. В первой главе романа Пушкин подробно рассказывает о жизни Онегина до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека, родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных». Он получает весьма широкое, но не глубокое домашнее образование, как и многие дворянские дети той эпохи; воспитанный французами-гувернерами, свободно владеет французским языком, отлично танцует, одевается по моде, может легко поддержать разговор, обладает безупречными манерами – и вот для него открыты все двери, ведущие в высший свет:

Чего ж вам больше? Свет решил Что он умен и очень мил.

Как немного, оказывается, требовалось от самого человека, чтобы общество дало ему наивысшую оценку! Все остальное – это то, что дает ему происхождение и определенное социальное и материальное положение. Конечно, для человека заурядного это вряд ли стало бы важным фактором появления скуки и пресыщения такой жизнью, но Онегин, как отмечал Белинский, «был не из числа обыкновенных, дюжинных людей». Сам автор говорит о своей близости и определенной симпатии к этому неординарному человеку:

Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.

Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а глубокий ум становится резким и охлажденным? Догадаться не трудно: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий, перемежаются обязательным посещением театра, где собирается все тот же круг людей; столь же обязательными романами, по существу являющимися лишь светским флиртом. Это, собственно, все, что может предложить молодому человеку свет. Белинский справедливо сказал об Онегине, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат: «…к жизни вовсе охладел».

Возникает и другой закономерный вопрос: почему же герой не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна… самолюбивая посредственность»? Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но «труд упорный ему был тошен». Вот она – онегинская лень. Даже поселившись в деревне и проведя там поначалу какие-то преобразования («ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил»), Онегин тут же и успокаивается. Он уединяется, спасаясь от всех так надоевших ему посетителей, и живет «анахоретом». И в деревне, где привычные условия жизни Онегина изменились, «…скука та же».

Итак, вернёмся к вопросу: тоска Онегина – дань моде или глубокое внутреннее переживание?Думаю, что в его случае – это и то и другое. Онегин был светским человеком, тоска была в моде, в моде был Байрон, ему герой подражал, как многие молодые люди его круга: «Как Чайльд-Гарольд, угрюмый, томный»; «. его тоскующую лень» занимала «наука страсти нежной». «Вращаясь в обществе мы – данники приличий, которых требуют и нравы, и обычай», – писал еще Жан Батист Мольер. Но если у «пустышек» высшего света она часто была напускной, то у Онегина тоска была реальной. Тоска – это болезнь интеллигенции, «горе от ума». И у пушкинского героя это, безусловно, глубокое внутреннее переживание – тоска по живому чувству, человеческим отношениям, нужному делу.

Один из английских переводчиков романа Пушкина нашел удивительный эквивалент слова «хандра», которого нет в других языках, – он обозначил это понятие как «русская душа». Кто знает, может, он был прав. Ведь после Онегина в русской литературе появится целая плеяда молодых людей, тоже страдающих от этой болезни, мятущихся, ищущих себя и свое место в жизни (Печорин, Базаров). Впитывая в себя новые приметы своего времени, они сохраняли эту главную черту.

Источник

17. Тоска Онегина — дань моде или внутреннее переживание? (ЕГЭ по литературе)

В произведении А. С. Пушкина охвачены времена правления Александра 1 и показаны обыденные события той эпохи. Онегин же изначально выступает как молодой дворянин, аристократ по поведению и воспитанию («забав и роскоши дитя»), претерпевший впоследствии изменения в мировоззрении, взглядах на жизнь и нравах.

Главный герой романа в стихах Евгений Онегин является типичным представителем своего времени, личность которого сформировалась в Петербургской светской среде.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Распорядок дня, описанный в первой главе, раскрывает его как заурядного «светского льва», который ведет жизнь человека, свободного от служебных обязательств: поздний подъем, прогулка, театр и бал являются привычными составляющими будней героя. Его принадлежность к высшему слою дворянства свидетельствует о том, что все душевные переживания Онегина появились именно вследствие беззаботной, полной развлечений и «науки страсти нежной» жизни.

Тем не менее, Онегин всё же не равен светской среде, к которой принадлежит, его не удовлетворяет тот образ жизни, который устраивает людей его круга. Именно поэтому А. С. Пушкин отнес его к типу «лишнего человека». Характерные для такой личности хандра и разочарованность являются не слепым подражанием, а следствием царящей вокруг безнравственности. Будучи человеком умным, Онегин быстро разочаровался в светской жизни, людях и даже самом себе. Став «затворником», герой вызвал неодобрение местных помещиков, начавших называть его «фармазоном» и «опаснейшим чудаком».

Испытание дружбой заканчивается для героя катастрофически: именно убийство Ленского является причиной начавшихся внутренних терзаний и духовного перерождения Онегина. Хотя он и презирал «мненье света», испугавшись его, он согласился на дуэль, ставшую отправной точкой, с которой появляются серьезные изменения в главном герое. Нельзя сказать, что последующее затворничество и стыд за совершенное убийство были лицемерием, ведь Евгений действительно осознавал свою вину перед «от делать нечего» другом.

Таким образом, напряженные переживания и размышления обогатили внутренний мир главного героя, который в конце романа предстает уже не как «молодой повеса», а как сильная личность, осознавшая суть своего существования и жаждущая счастья и любви.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

Источник

Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? По роману Пушкина «Евгений Онегин» (ЕГЭ по литературе)

Роман «Евгений Онегин» является одним из центральных произведений в творчестве А. С. Пушкина. В нем писатель затрагивает множество аспектов жизни общества начала 19 века. Примечательно, что главный герой творения испытывает глубокую тоску, которая является, безусловно, серьёзным внутренним переживанием, а не данью модного течения того времени. Давайте разберёмся, по каким причинам можно сделать такой вывод.

Во-первых, в начале романа читатель может увидеть, что Евгений Онегин, будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале произведения этот персонаж проиллюстрирован автором, как молодая личность с душой старика, появляющийся на приемах «угрюмым, томным». Важной деталью является его переезд в деревню, где он старается найти внутреннее умиротворение, хочет раскрыть свой талант через стихосложение, но у него ничего не выходит: «.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

труд упорный Ему был тошен». То есть в образе героя читатель может разглядеть личность, которая совершенно охладела к существованию, ей овладела «русская хандра».

Во-вторых, несмотря на свой отчаянный эгоизм, он не обманывает Татьяну, когда та объясняется в своих чувствах к нему. В сцене их диалога писатель показывает, что персонаж осознаёт, что из-за сложности своего характера она может вскоре наскучить ему, а причинять боль столь юной девушке он не в праве. Более того, в Ленском ему удалось найти единственного друга, которого он искренне любил, но из-за боязни общественного мнения он не отказался от дуэли. После убийства своего приятеля Онегин покидает Москву, потому что не в силах оставаться среди тех людей, законы которых заставили его совершить такой ужасный поступок, противоречащий его совести. Безусловно, герой страдает, так как потерял близкого человека, не смог реализоваться в жизни, упустил надежду на счастливую семейную жизнь.

Итак, можно сделать вывод, что тоска пушкинского персонажа является глубоким внутренним переживанием. Евгений — тип “лишнего человека”, которого не может принять ни общество, ни он сам.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id112318

Источник

Во-первых, у Евгения нет настоящей цели в жизни. Единственная его забота – развлечь себя. Он строго следует моде – «как dandy лондонский одет», чтобы быть принятым в свете. Евгений по три часа проводит за своим туалетом, а потом старается везде успеть: на веселый ужин – «Вошел: и пробка в потолок», на бал, в театр. Онегин пресытился такой жизнью, полной развлечений, но лишенной смысла.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Эпитет «тоскующая» лень отлично отражает состояние души главного героя, требовавшей деятельности. Евгений, стремясь наполнить жизнь смыслом, решает «себе присвоить ум чужой» и принимается за чтение. Однако его эгоистичная натура сразу же напомнила о себе: Онегин подверг книги своему «правому» суду и счел их за «вздор» и бессмыслицу.

Во-вторых, эгоизм Евгения проявляется и в его неспособности к настоящей дружбе. Ленский пробудил в Онегине его задатки благородной души. Евгению нравилось проводить время с Владимиром, хоть и были они «от делать нечего друзья» и абсолютно разные люди – антиподы в романе, «лед и пламя», «стихи и проза». Онегин не позволял себе охлаждать пыл романтичного приятеля, не смеялся над его юностью и неопытностью. Напротив, главный герой в каком-то смысле уважал Владимира. Возвращаясь от Лариных, Онегин предупреждает его по поводу Ольги. Евгений сразу понял, что она, в отличие от Татьяны, лишь красивая девушка, лишенная душевной глубины: «… как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Однако именно эгоизм главного героя разрушил не только их отношения, но и оборвал жизнь поэта. Вновь побуждаемый желанием развлечь себя Евгений на глазах у Ленского танцует с Ольгой, с целью позлить друга за этот неприятный вечер на именинах. Эгоист Онегин, так хорошо знавший поэта, не мог упустить шанс потешить исключительно свое самолюбие.

В-третьих, даже по отношению к Татьяне, девушке, которую он уважал и с чувствами которой не позволил себе играть, Евгений проявляет свой эгоизм. Сопоставим их письма. «Милый идеал» автора пишет: «Когда б надежду я имела, // Хоть редко, хоть в неделю раз // В деревне нашей видеть вас». Любовь Татьяны настоящая и чистая, потому что она нетребовательная. Что же пишет Евгений: «Нет, поминутно видеть вас // Повсюду следовать за вами». Использованный автором прием зеркальной композиции показывает, насколько сильное и светлое чувство движет Татьяной, и какова же в действительности любовь Евгения. Это страсть. Чувство, любящее лишь самого себя. Эгоиста-Онегина нисколько не волнует честь замужней девушки. Евгений компрометирует ее и даже не делает предложение.

Таким образом, тоска Онегина безусловно не дань моде. Художественный образ Евгения неоднозначен, герой не лишен положительных качеств, его состояние можно понять. Однако тоскует Онегин потому, что он неисправимый эгоист. Это действительно глубокое внутреннее переживание, вызванное нежеланием героя жить для чего-то еще, кроме как для себя.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62099

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *