юдашкин о моде и стиле
Стильные советы от Валентина Юдашкина
Валентин Юдашкин – известный российский Кутюрье, Народный художник Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Член-корреспондент Академии Художеств Российской Федерации, Кавалер Ордена Французской Республики «За заслуги в области литературы и искусства» и Ордена «Почетного Легиона».
Его модели хранятся в Музее костюма Лувра, в Калифорнийском музее моды, в Государственном Историческом музее в Москве, в Международном музее олимпийских игр, в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Его коллекции демонстрировались в Париже, Милане, Нью-Йорке и других столицах мира.
Сейчас Валентин Юдашкин является главным дизайнером собственной марки одежды. Под брендом Valentin Yudashkin выпускается одежда класса Haute Couture и prêt-a-porter, сумки, обувь, ювелирные украшения, очки и другие аксессуары, а также линия товаров для дома La Maison. Кроме того, Valentin Yudashkin — это еще и студия интерьеров, которая разрабатывает архитектурные проекты и декоративные решения для жилых и коммерческих помещений.
О том, что следует носить в этом сезоне, весна-лето 2020, сказано и написано уже достаточно много. Однако кто сможет дать совет лучше, чем мэтр российской моды, известный модельер Валентин Юдашкин. Представив на парижской неделе моды свою последнюю коллекцию, кутюрье не упустил шанс дать несколько советов модницам, как выглядеть этим летом красиво и быть в тренде.
Что носить модницам?
Весна и лето – это период счастья, радости и теплых дней, поэтому стоит отдать предпочтение белому цвету. Кроме этого, будут актуальны такие цвета как горчичный, синий и изумрудный, благодаря своей свежести. При этом не стоит забывать и о том, что любой из этих оттенков может быть дополнен принтами.
Что касается тканей, то следует отдать предпочтение натуральным материалам: муслин, шифон, хлопок, органза, батист и обязательно шелк. Последний как нельзя лучше поможет скорректировать фигуру, скрыв некоторые недостатки.
Стоит отметить, что с каждый годом ретро-мода, а также стиль 80-90-х годов все больше набирает популярность, поэтому, по мнению Юдашкина, каждая уважающая себя модница должна иметь в своем гардеробе «маст-хэв» — объемную блузу свободного покроя, брюки с завышенной талией, короткие шортики, способные подчеркнуть фигуру. Также стоит добавить в свой шкаф юбку-миди и узкий жакет.
Модные юбки в пол ярких расцветок, которые были трендом прошлых сезонов, стоит убрать поглубже в шкаф. Этим летом стоит отдать предпочтение юбкам чуть ниже колена, слегка зауженным книзу. Они смотрятся очень сексуально и лучше всего способны подчеркнуть длину и красоту женских ног. Если же вы отдаете предпочтение длинным юбкам и не хотите с ними расставаться, то актуальными будут юбки с запахом, открывающие одну ногу.
Теперь что касается обуви. Платформа и высоченные каблуки начали сдавать позиции, уступая свое место элегантным и изящным туфлям на среднем каблуке, которые идеально подойдут к любой одежде, в том числе к укороченным брюкам. Если правильно подобрать верх и соблюсти пропорции, то ваш образ получится очень сексуальным и женственным. К тому же не стоит забывать, что мужчины всегда предпочитали женщин в лодочках. Тем не менее, мода на каблуки не означает, что стоит избавиться от мокасин и лоферов. Такая обувь остается в моде всегда!
Завершающий штрих
Ни один образ не может быть полностью завершенным без требуемых аксессуаров. Головные уборы любят далеко не все представительницы слабого пола, но если вы не представляете себя без шляпки, то можете смело надевать шляпу-панаму в мужском стиле или декоративную летнюю шляпку, идеально подходящую для вечернего выхода. При этом классические бейсболки все также в тренде, как и береты из хлопка, придающие женщине нотку французского шика и элегантности.
Большие объемные сумки, вмещающие в себя половину женского шкафчика, не выходят из моды и все также в тренде, а к ним – минимальное количество украшений. Не стоит надевать на себя половину шкатулки, пытаясь продемонстрировать свой статус. Украшений должно быть в меру, а их цель – подчеркивать образ, а не притягивать к себе все внимание.
Модельер выделил 10 основных вещей, которые должна иметь в своем гардеробе каждая девушка:
1. Белая блуза, рубашка. Пригодится на все случаи жизни.
2. Правильно скроенные брюки, которые подчеркивают фигуру.
3. Элегантный жакет.
5. Свободный свитер.
6. Водолазка из кашемира или шерсти.
8. Джинсы. Этот пункт даже не обсуждается. И маленькая джинсовая куртка.
9. Тренч. Спасает в плохую погоду.
10. Хорошая бейсболка.
Советы от Валентина Юдашкина
Подходите с умом к вопросу составления своего гардероба. В первую очередь необходимо определиться с цветовой гаммой одежды и стилем. Не стоит покупать 20-ю пару джинсов, когда в вашем шкафу уже лежат 19. Наводите как можно чаще порядок в гардеробе, и, если вы находите вещи, которые просто лежат без дела больше двух сезонов, то стоит от них избавиться.
Покупайте одежду, которая будет нравиться вам, а не вашим подругам. То же самое касается и вашего каждодневного выхода. Каблуки и косметика предназначены для вечера, а не для раннего утра. Нет смысла мучать себя по утрам, ковыляя на каблуках в метро. Сами посудите: окружающие вас люди еще спят и им все равно, как вы одеты.
Валентин Юдашкин всегда с уверенностью заявляет, что не стоит реагировать на критику своей фигуры. Всегда нужно думать о своем здоровье, а не о том, влезете ли вы в какое-то платье или нет. К тому же есть люди, которым худоба вовсе не идет. Не стоит подчеркивать те формы тела, которые уже от природы выделяются, но в тоже время не старайтесь обмотать себя в метры ткани, дабы скрыть фигуру и формы.
Запомните, что мешковатая одежда совсем вас не стройнит, а делает бесформенной – во всем должны соблюдаться пропорции. Всегда относитесь с уважением к самим себе и старайтесь ко всему подходить с каплей самоиронии.
Пожалуй, последние советы пригодятся не только для сезона весна-лето 2020, но и на каждый день любой женщине.
Советская поэзия и новая реальность: Валентин Юдашкин рассказывает о коллекции весна-лето 2021
«Работая над коллекцией, мы затронули самую актуальную тему — рестайлинг. Мы посмотрели на старый текстиль по-новому»
«Посвящение Маяковскому» — так Валентин Юдашкин назвал свою новую коллекцию, которую сегодня презентовал онлайн — впервые в истории модного Дома. Трансляция пришлась на финальный день Недели моды в Париже, став заключительным аккордом симфонии модного месяца. «Презентацию было решено сопровождать живым голосом поэта, — рассказывает дизайнер. — Маяковского можно читать по-разному, например, по-рэперски, протестным образом и голосом. Я считаю, что в наше время его поэзия актуальна как никогда, особенно в такой трудный и противоречивый период».
Valentin Yudashkin весна-лето 2021
На вопрос о том, каково было работать на карантине, Валентин Абрамович отвечает: «Пандемия повлияла на всех нас. Работать было труднее, потому что мода — это все-таки тактильное искусство. Необходимо чувствовать пластику ткани, драпировки. Все происходило дистанционно: и выбор материалов, и создание образов. В карантин очень не хватало контакта с живой моделью».
Ситуация оказала серьезное влияние и на производство. «Задержки с поставками тканей были, многое было, но больше всего волновало непонимание того, где нужно будет выставлять коллекцию и как ее придется показывать», — делится дизайнер. В итоге с этим вопросом команда Валентина Юдашкина справилась блестяще — трансляцию можно было посмотреть на официальном сайте Недели моды в Париже.
Valentin Yudashkin весна-лето 2021
Тем не менее дизайнер надеется вернуться к традиционному формату показов в будущих сезонах: «Энергетика на живом шоу, аудитория, контакт с ней — все это очень важно, и онлайн-формат никак это не сможет заменить. Мода — так же как и кино. Здесь взаимодействие со всеми членами команды просто необходимо. Это создает определенный творческий процесс и ауру. 20 лет назад Пьер Карден говорил, что, возможно, в будущем придется поменять формат модного бизнеса. Коллекции будут делаться на год вперед и показываться реже, чтобы не собирать каждый сезон всех дизайнеров в одном месте, потому что это и тяжело, и затратно. Будет выделено одно общее направление торговли. Возможно, как раз это тот самый момент, о котором и говорил Карден. Пандемия подвигнет на это».
Valentin Yudashkin весна-лето 2021
Возвращаясь к вопросу с поставками, стоит отметить творческий подход дизайнера к этой проблеме. «Работая над коллекцией, мы затронули самую актуальную тему — рестайлинг. Мы посмотрели на старый текстиль по-новому», — рассказывает Юдашкин. Для весенне-летней коллекции дизайнер повторно использовал материалы прошлых сезонов — так появились наряды из нежнейшей органзы, шелка, хлопка, тафты, а также габардиновых материалов.
Valentin Yudashkin весна-лето 2021
Платья Valentin Yudashkin часто выбирают для светских выходов. Сейчас мероприятий совсем мало, но Валентин Абрамович ко всему происходящему относится философски: «Светские выходы действительно закончились, и не только у нашего Дома. Больше всего обидно за невест, которые запланировали свадьбы на этот год, и в итоге не получат такого торжества, о котором мечтали. Уже нет и масштабных кинофестивалей. Мы приняли эту ситуацию. Это происходит во всем мире, и мы не одни такие. Сейчас ставим себе новые цели, новые лозунги и будем идти только вперед, в светлое будущее!»
«Я могу принять десять дам в году»
Юдашкин плюс два: Екатерина Дементьева и Филипп Миронов поговорили с патриархом российской высокой, эстрадной и политической моды накануне его традиционного праздничного шоу 8 марта.
— Есть ощущение, что для вас концерты в Кремле и эфиры на «России» даже важнее, чем производство вещей. Для вас мода — это шоу.
— Показы Victoria’s Sectret тоже отличаются от подиумных демонстраций, которые делаются для журналистов и байеров, а не для широкой публики. Вы вряд ли наденете платье, в котором выходят модели на подиуме Victoria’s Secret.
— Вы в начале 1990-х на постсоветском пространстве были дизайнером номер один — активный, молодой действующий герой. И у вас была возможность, грубо говоря, подмять под себя всю легкую промышленность СССР. У вас были амбиции построить именно систему, а не дом имени себя?
— Деньги дают только под имя, не под индустрию — это раз. И второе — для этого нужно готовить кадры, чем занят Университет дизайна и технологии, а я там председатель попечительского совета. Мы готовим новые специальности: это и социология в моде, и профессиональная журналистика, коммуникации, авторское право. Но ограничивать себя локальной индустрией не хочется: у нас фабрики в Париже, в Португалии, в Гонконге, во Вьетнаме.
— Бренд «Юдашкин» — огромная империя. Вы выпускаете все — от мебели до солнечных очков и детской одежды. Как во время кризиса такой махиной управлять?
— Нормально. Есть лицензионные контракты — многие компании мы просто отслеживаем и консультируем. А производится действительно не только одежда: мы делаем обои, посуду, рамочки для фотографий, часы. Очки продаются в Италии, Израиле, Америке, Арабских Эмиратах. Начали продаваться в Китае, в Индии. От каких-то вещей, кстати, пришлось отказаться, потому что экономически это стало невыгодно.
— А что провалилось?
— Линию Yudashkin Jeans мы закрыли. Потому что выходили джинсы за 250 долларов минимум, а при сегодняшнем курсе это очень чувствительно.
— В документальном фильме Первого канала есть драматический момент про то, как ваша компания пережила 1998 год. Вы распродавали архивы, выступали как ghost writer для чужих домов. Насколько этот кризис сравним с тем?
— В этот кризис мы вышли подготовленными…
— Кто-то из высокопоставленных клиентов предупредил?
— Да нет, с клиентской базой у меня отношение через ателье: нет ни времени, ни возможности лично обслуживать людей. Я могу себе позволить принять максимум десять дам в году.
— А ваша главная амбиция как глобального дизайнера — она какая?
— Раньше, когда не было интернета, амбицией было оказаться в Париже, и мы стали единственным русским домом моды, который показывает свои коллекции от-кутюр регулярно. У нас столько лет существует французский офис, уже все французские журналисты, которые начинали писать про Юдашкина, состарились. Сейчас можно посылать картинки в журналы и блоги по интернету, не тратиться на поездки, меньше шить в принципе. Сейчас 15 платьев — уже коллекция! В моде, как в музыкальной индустрии, сейчас всем хочется петь и играть — слишком острая стала конкуренция за внимание.
— Редакторы «Афиши Daily» регулярно получают от пресс-службы Ульяны Сергеенко или Александра Терехова фотографии каких-нибудь звезд в их платьях. Понятно, что мода сегодня — это огромная продюсерская работа: кого-то одеть, сфотографировать на светском мероприятии, разослать по СМИ. Дом Валентина Юдашкина тоже этим занимается?
— Это, вероятно, делают мои работники, но я точно не знаю, как это у нас устроено. Что это вообще дает? Не понимаю. Я и сам когда-то писал в журналы «Крестьянка» и «Работница», делал заметки для Паши Гусева в «Московский комсомолец». Я точно представляю, что такое журналистика, — это большая работа, а вот когда за дело берутся блогеры — без знаний, зато с ошибками, — это плохо.
— Что вам еще не нравится в современности?
— То, как интернет ускорил наше проживание жизни. Есть ощущение безумной спешки. Вот я сейчас вышел после показа, еще не успел надеть пальто, а фотографии с подиума уже в сети. Пока продукт идет до реального покупателя, его видят столько людей, что возникает ощущение ношеного платья. Попутно кто-то из коллег это подхватывает и быстро пускает на колеса.
— Ну что прямо-таки воруют идеи?
— Можно делать целые каталоги по заимствованиям. Есть даже такие, кто работает со мной на одних подиумах, и потом мои мотивы появляются в их коллекциях.
— Что скажете о современных русских дизайнерах, которые предельно далеки от вашего стиля? О Гоше Рубчинском, например?
— Гоша — чудный и чуткий мальчик. Им же занимаются Commes des Garçons — это большая система производства, пиара, продаж. В него там поверили, и он растет внутри этой системы. Плюс к тому он очень чуткий. Но индустрия его не испортила — он остался со своими взглядами, своим лицом. Он приезжал ко мне на ужин, мы общались. У парня мозги явно на месте.
Мне жалко, что Симачев ушел из моды: он талантливый, яркий дизайнер. Могу назвать еще Алену Ахмадуллину, она образованная, за ней чувствуется школа. Все остальные похожи либо на тех, либо на других.
— Сейчас всех в моде волнуют гендерные вопросы. Это всегда было, но сейчас, кажется, переживается острее в связи с новой волной феминизма. Что вы об этом думаете?
— В начале 1990-х дизайнеры из женщин делали монстров. Вспомните коллекции Монтана или Зайцева — огромнейшие плечи, кургузые пальто, мужские папахи, обувь без каблука. Вот пару сезонов назад в моду вернулись эти мотивы 90-х, и чего-то не прошло. Женщины не хотят выглядеть грубо — женщины подчеркивают свою независимость. Они занимают с каждым годом все больше политических постов: посмотрите на гендерный состав Европарламента. А как женщины готовы отдаваться бизнесу — это отдельная история. С другой стороны, многие мужчины занимаются семьей, ухаживают за детьми и нормально себя чувствуют.
«Людей привлекают тонкие ноты аромата России»
Если постоянно пребывать в восхищении, то уже не будешь жизнеспособным творцом, считает Валентин Юдашкин. Модельер вдохновляется испанским абстракционизмом, свято хранит свой архив винтажных коллекций и ждет предложения о работе от Владимира Машкова. А еще народный художник России думает о будущем дочери и радуется достижениям внуков. Об этом Валентин Юдашкин рассказал «Известиям» после онлайн-показа своей коллекции на Неделе моды в Париже.
«Чтобы заинтересовать зрителя на виртуальном показе, нужна иная атмосфера»
— Коллекцию сезона весна-лето – 2022 Дом моды Valentin Yudashkin представил не на парижском подиуме, а в онлайн-формате. Как это было организовано?
— Мы заранее снимали видео о коллекции. Этот новый формат дает иные возможности художественного осмысления. Скажу вам так: те, кто создавали это видео, теперь могут принимать участие в съемках фильмов. Мы стали режиссерами собственной коллекции. В принципе, мы и до этого ими были, но работали по-другому: ставили очередность выходов на подиум, выделяли увертюру, центр коллекции и финал. А чтобы заинтересовать зрителя на виртуальном показе, уже нужна иная атмосфера. Кстати, не только мы показываем дефиле онлайн.
— Кто-то еще, кроме вас, не смог приехать в Париж?
— Знаю точно, что свои коллекции онлайн показывают Dries Van Noten, Maison Margiela, Nina Ricci. Почти половина дизайнеров устраивает digital-показ. Мы были бы счастливы представить коллекцию на подиуме, но нужно соблюсти очень много условий, чтобы сегодня приехать в Париж. Необходима вакцинация, а еще надо обязательно отсидеть всей командой карантин. Кроме того, чтобы сейчас организовать физический показ, нужно выполнить и много технических требований. Пока мы не можем этого осуществить. Команда Дома моды всегда готова выехать и сделать всё на высшем уровне, но на данный момент вопросов больше, чем ответов.
— При создании новой коллекции вы вдохновлялись работами испанского художника Хуана Миро. Ранее вы всегда тяготели к классике. Что привлекло вас в абстрактных работах этого мастера?
— Хуан Миро очень актуален, сколько бы ни прошло времени. Его работы всегда поражают своей свежестью и легкостью. Именно эти моменты и вдохновили меня.
— Хуан Миро говорил: «Работы должны быть задуманы с огнем в душе, но выполнены с клинической прохладой». Вы с ним согласны?
— Да, я могу согласиться с Миро: первое ощущение в процессе создания — это, конечно, огонь. Но когда дело доходит до технических вещей, к ним уже нужно относиться очень умно.
— Пять лет назад Дом моды Valentin Yudashkin стал членом Французской федерации высокой моды, прет-а-порте и модельеров. Что вам дал этот статус?
— С 1997 года наш дом был членом-корреспондентом Французской федерации высокой моды. А с 2016-го он стал полноправным членом федерации, первым и единственным входящим в нее представителем модной индустрии из России.
Но в Париже мы показываемся уже 30 лет, представляли на неделях моды коллекции и prêt-à-porter, и haute couture. Кроме того, я сам уже много лет член этой федерации. И на каждом своем изделии могу ставить марку Made in France.
«Я счастлив, что причастен к французской школе»
— Ваши показы в Париже и Милане посещают самые известные модницы мира. Чем может завоевать российский модельер избалованных европеек?
— Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что наш бренд демонстрирует свои коллекции во Франции уже очень давно. У нас большая армия поклонников, тех, кто нас любит и приезжает на наши показы уже много лет. И это очень приятно. Наверное, как в хорошем парфюме, так и в нашей одежде людей привлекают тонкие ноты аромата России. Этим мы отличаемся от всех.
— Если бы у вас была возможность выбирать, то где бы вы мечтали провести показ своей коллекции? Может быть, на Байконуре, у подножия египетских пирамид или даже на Северном полюсе?
— Я всегда думаю о публике, которую хочу пригласить. Это должно быть удобно всем, а не только мне. И в первую очередь — журналистам.
— Как вам кажется, художник со своим почерком и стилем должен потакать меняющимся вкусам людей и перестраиваться?
— Я, наверное, не смогу работать иначе, чем я работаю сейчас. У меня есть свое видение и свое отношение к моде. Я получил огромнейшее счастье быть причастным к французской школе, в русле которой творили такие великие мастера, как Пьер Карден, Ив Сен-Лоран. Я видел их работы, бывал на их шоу — да просто учился у них, как говорится, «с колес». И этот фактор не даст мне возможности избрать другую тактику.
— Существует ли музей Валентина Юдашкина?
— Есть архивная база винтажных коллекций, и она не продается. Мы ее только выставляем.
— Обращаются ли клиенты с просьбами продать им наряды из этих коллекций?
— То, что было продано с ходу, — то продано. А то, что мы оставили, попало в архив, и вещи из него приобрести нельзя.
— С пандемией COVID-19 изменились и покупательские привычки. Что сейчас интересует людей?
— Для людей самое важное сейчас — удобство и практичность. Их интересует нескоропортящаяся мода. Если они тратят деньги, то хотят, чтобы вещь послужила им подольше.
— Специалисты признают, что индустрия моды в пандемию подверглась серьезному потрясению. Как скоро она сможет восстановиться?
— Как только мы поймем, что не боимся выходить в свет и приглашать гостей на вечеринки.
«Вся жизнь в моде — это критика»
— Вы создали костюмы для двух спектаклей Театра Олега Табакова. В интервью «Известиям» Владимир Машков сказал, что восхищен вашим безукоризненным чувством стиля. У него есть задумки снова обратиться к вам с идеями о работе. Не раскроете секрет — что планируете делать?
— Мне очень повезло, что меня пригласили худрук театра Владимир Машков и Алла Сигалова, работающая там хореографом. Я получил удовольствие от общения с этими профессиональными и удивительными людьми. Главное, что их обоих я знаю много лет. Алла ставила мои первые показы. А с Володей Машковым мы общались, будучи еще молодыми, начинающими и перспективными — каждый в своей области.
Мне посчастливилось получить от Машкова предложение стать художником по костюмам на спектаклях Театра Олега Табакова. Там собран уникальный актерский состав, царят невероятные атмосфера и любовь. А с каким уважением в театре относятся к произведениям, над которыми работают, и к людям, которых пригласили присоединиться к коллективу!
Что касается новой работы, пока я не получал предложения от театра, но жду. Как только это случится, «Известия» узнают об этом первыми.
— Ваш друг, композитор Игорь Крутой, называет себя «злостным инстаграмщиком». Вы тоже стали блогером. Что для вас значат соцсети?
— Это способ поддерживать связь с дочерью, которая сейчас живет в Гонконге. А еще — всегда приятные новости и поздравления коллег. С помощью соцсетей возможна быстрая доставка идей поклонникам и подписчикам. Это новая, иная жизнь.
— Вы позитивно настроены. А как же хейтеры? Реагируете ли вы на нападки в ваш адрес?
— Меня так давно критикуют, что я уже привык. Вся жизнь в моде — это критика. Если будешь постоянно в восхищении, то уже не станешь жизнеспособным художником. Поэтому я считаю, что хейтеры тоже должны быть.
— Летом вы сообщили, что задумались о своем преемнике в Доме моды. Сказали, что это должен быть профессионал, умеющий думать, рисовать, уважать компанию и всё, что было создано до него. Кроме того, такой человек должен понимать, что мода — это не тусовки. А разве всеми этими качествами не обладает ваша дочь?
— Галина — искусствовед, она окончила МГУ. Согласен: она, как никто другой, знает Дом моды. Думаю, что при необходимости она сможет выбрать себе помощника.
— Сейчас Галина занимается детской модой в вашем Доме моды Valentin Yudashkin. Как вам кажется, это перспективный сегмент бизнеса?
— Думаю, что это направление всегда перспективно — как всегда важны и сами дети. Мы хотим, чтобы они выглядели красиво, одевались модно. Но сам я боялся заниматься этим. У меня не хватало терпения даже вести примерки. А у Галины получилось найти подход к малышам, и я очень этому рад.
— Когда в дорогостоящую одежду известных мировых брендов одевают малышей, возникает некоторое недоумение: зачем так много тратить — дети ведь быстро растут!
— Полностью с вами согласен. Лучше потратить эти деньги на базовые вещи. Когда маленький ребенок идет в брендовой одежде и она аж «звенит» именами, жалко, что через месяц-другой она ему уже не пригодится. Дети вырастают, порой даже не успев надеть дорогие наряды.
— Скажите, а что может вас расстроить?
— Наверное, необязательность, неточность и неудавшийся план.
— А что становится поводом для радости?
— Достижения внуков. Один выиграл турнир и получил медаль. Другой стал отличником в школе. И я, как дедушка, очень счастлив.
Валентин Юдашкин родился 14 октября 1963 года в Московской области. В 1991 году на Неделе высокой моды в Париже представил коллекцию «Фаберже», благодаря которой к нему пришел успех. В 1997-м открыл первый фирменный бутик в Москве. В 2008-м участвовал в разработке формы для Российской армии. Модели кутюрье хранятся в Лувре, Калифорнийском музее моды, Историческом музее в Москве, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и др.