безопасный город программа что это такое

Власти решили ускорить внедрение глобальной системы «Безопасный город»

безопасный город программа что это такое. 756217686189517. безопасный город программа что это такое фото. безопасный город программа что это такое-756217686189517. картинка безопасный город программа что это такое. картинка 756217686189517. Проект федерального закона «О единой системе «Безопасный город» (далее — БГ), разработанный в Институте законодательства и сравнительного правового анализа при правительстве, уже направлен на согласование в профильные ведомства, а в июне будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. Об этом РБК сообщил источник в межведомственной комиссии, отвечающий за подготовку и внедрение БГ. Проект закона есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник в МЧС, которое курирует разработку и внедрение системы.

Проект федерального закона «О единой системе «Безопасный город» (далее — БГ), разработанный в Институте законодательства и сравнительного правового анализа при правительстве, уже направлен на согласование в профильные ведомства, а в июне будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. Об этом РБК сообщил источник в межведомственной комиссии, отвечающий за подготовку и внедрение БГ. Проект закона есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник в МЧС, которое курирует разработку и внедрение системы.

О чем говорится в законопроекте

Согласно законопроекту, должен быть создан оператор системы — публично-правовая компания «Безопасный город». В пресс-службе «Ростеха», который является технологическим партнером государства в этом проекте, сообщили, что «публично-правовая компания создается указом президента, ее устав утверждается правительством». Учредителем публично-правовой компании станет МЧС.

Эта компания «будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области создания и функционирования единой системы «Безопасный город».

В зону ответственности оператора БГ войдет также обеспечение работы системы, координация работы государственных информационных систем, их модернизация. Оператор будет обязан осуществлять мониторинг эффективности работы БГ. Ее показатели и методику определит правительство.

Согласно законопроекту, безопасность населенного пункта определяется как «состояние защищенности населения, объектов производственного и социального значения, материальных и культурных ценностей, а также окружающей среды, при котором обеспечен приемлемый уровень рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью людей, имуществу, всех видов собственности, а также реализованы права людей на благоприятную среду жизнедеятельности и достоверную информацию о ее состоянии».

Как строили «Безопасный город»

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ) существует с 2007 года. Нынешнюю концепцию разработали в 2014 году, она постоянно обновляется.

До сих пор проект реализовывался бессистемно. В письме главы МЧС Евгения Зиничева на имя премьер-министра Михаила Мишустина от 22 декабря прошлого года (копия есть у РБК) говорится, что «Безопасный город» внедряется в 40 регионах, но это происходит «неравномерно с использованием разных технических решений».

С 2007 года на разработку и внедрение АПК БГ ушло около 100 млрд руб. Развертывание ключевых систем «Безопасного города» по всей стране, по предварительным подсчетам, будет стоить порядка 97 млрд руб. в течение пяти лет.

В настоящее время Национальный центр информатизации (структура «Ростеха») проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию единых стандартов для АПК БГ. В 2020 году НЦИ выиграл тендер стоимостью 670 млн руб. «В настоящее время дочерняя структура Госкорпорации проводит НИОКР по разработке единой методологии, стандартов и нормативно-правовой базы для реализации проекта по внедрению АПК «Безопасный город», — сообщили РБК в пресс-службе «Ростеха».

Из-за отсутствия единого закона о БГ и санкций за его невыполнение регионы не слишком активно внедряют систему.

Межведомственную комиссию по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» в настоящее время курирует вице-премьер Юрий Борисов.

Как должна работать система

Разработчики системы «Безопасный город» утверждают, что ее основная цель — собрать воедино разрозненные аппаратно-программные комплексы, отвечающие за безопасность. В итоге в БГ должны войти около 150 систем, объединенных в четыре функциональных блока: транспортная безопасность, экологическая безопасность, безопасность населения, городской и коммунальной инфраструктуры, координация работы служб и ведомств.

Перечень государственных информационных систем, которые войдут в состав АПК БГ, и порядок их взаимодействия будет утверждаться правительством, говорится в законопроекте.

Предполагается, что аппаратно-программный комплекс будет иметь вертикальное устройство: информация о происшествии будет поступать с муниципального уровня на федеральный. Данные между ведомствами будут передаваться в едином формате.

Планируется, что в АПК БГ будут функционировать аналитические модели, которые сведут к минимуму человеческий фактор. Это поможет оперативно реагировать на кризисные ситуации и устранять их. Дополнением к глобальной системе безопасности станут прогнозные модели и готовые сценарии реагирования на чрезвычайные ситуации.

Генеральный директор холдинга Росэлектроника госкорпорации Ростех Сергей Сахненко сообщил на закрытой сессии международного салона «Комплексная безопасность» в мае этого года, что сейчас определены 12 ключевых угроз безопасности. «По этим угрозам мы разрабатываем типовые модели и сценарии реагирования», — уточнил он. Всего в системе «Безопасный город» будет насчитываться 115 типовых угроз.

Всего в БГ планируется заложить около 120 сценариев. Они станут своего рода инструкцией в случае пожаров, разливов нефти, наводнений, подтоплений, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.

Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян заявил на пленарной сессии салона «Комплексная безопасность», что «Безопасный город» — это наиболее отточенный инструментарий для руководителей регионов, и других вариантов не существует. «Наша задача — комплексно подходить к вопросам реализации проекта, необходимо интегрировать все, что было доработано до этого», — сказал Чуприян, добавив, что необходимо «наладить межведомственные и межуровневые связи, сделать прозрачным механизм поступления информации».

Как должны работать четыре блока системы

В концепции «Безопасный город», подписанной в 2014 году Дмитрием Медведевым, который на тот момент руководил правительством, говорится, что транспортную безопасность будут обеспечивать системы фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы, автоматизированные системы управления дорожным движением, парковочным пространством, системы электронной связи граждан с мониторинговым центром.

За экологическую безопасность будут отвечать системы мониторинга гидрометеорологической обстановки. Они будут собирать и обрабатывать информацию о состоянии воздуха, воды, почв. Сюда также войдут системы мониторинга сейсмической активности, пожарной опасности, наружного и внутреннего мониторинга вредных химических веществ и радиационной обстановки.

За безопасность населения будут отвечать системы интеллектуального видеонаблюдения, которые будут анализировать события и реагировать в случае нарушения безопасности. За этот критерий в БГ будут отвечать системы мониторинга объектов инженерной инфраструктуры, критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов, системы мониторинга пожарной безопасности, состояния сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения.

Координацией работы служб и ведомств займутся системы приема и обработки сообщений, геоинформационные системы, системы поддержки принятия решений, включающие прогнозно-аналитическое моделирование и сценарии реагирования на базе технологий искусственного интеллекта.

Насколько велик риск утечки данных из системы

На майском заседании межведомственной комиссии обсуждались также возможные схемы финансирования системы БГ. Сахненко считает, что публично-правовая компания должна существовать исключительно на бюджетные средства. Глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, который также входит в состав комиссии, заявил, что опыт создания публично-правовых компаний в России показывает неэффективность этой модели. Однако, если допустить появление частного оператора, «возникает вопрос, как частный оператор сможет владеть информацией, которая касается правоохранительных органов», продолжил он.

«Любая подобная структура — это возможность утечки информации и доступа к ней третьих лиц, — сказал РБК гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, — чем больше взаимодействующих между собой структур, тем риск утечки данных становится гораздо выше».

Эксперт в области информационной безопасности Денис Батранков заявил РБК, что обеспечение информационной безопасности — это прежде всего вопрос объема инвестиций в проект. «Если в «Безопасном городе» будут бюджетные средства, то все не так плохо», — считает он.

Разработчики «Безопасного города» уверены, что проблем с утечкой данных не будет. Та информация, которая касается силовых структур, будет находиться на платформе с разграничением доступа, и пользоваться ею сможет только аккредитованная служба.

Источник

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 декабря 2014 г. N 2446-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

от 3 декабря 2014 г. N 2446-р

КОНЦЕПЦИЯ

ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

«БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов Российской Федерации.

Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

1. Цели и задачи построения и развития

аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Основными задачами построения и развития комплекса «Безопасный город» являются:

формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;

обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Комплекс «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Основные понятия

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции;

тоннели, эстакады, мосты;

морские терминалы и акватории морских портов;

порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;

искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;

II. Предпосылки построения и развития комплекса

Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).

К основным природным угрозам относятся:

возможность подтопления территории города;

сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;

падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);

задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.

К основным техногенным угрозам относятся:

транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;

пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;

обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

аварии на магистральных трубопроводах;

аварии на подземных сооружениях;

прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

аварии с разливом нефтепродуктов;

аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;

прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;

старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;

снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;

перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

дефицит источников теплоснабжения;

медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;

несвоевременная и некачественная уборка улиц;

нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;

воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;

несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.

К основным биолого-социальным угрозам относятся:

инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;

особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;

карантинные и особо опасные болезни.

Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.

К основным экологическим угрозам относятся:

просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;

ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;

ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

«кислородный» голод в городах;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонового слоя атмосферы;

значительные изменения прозрачности атмосферы;

недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.

К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);

иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, «телефонный терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;

криминальные действия против пассажиров;

криминальные действия против грузов;

чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.

К основным конфликтным угрозам относятся:

нападения на объекты и их захват;

применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;

преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;

действия организованной преступности;

несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

К основным угрозам информационной безопасности относятся:

нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;

несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;

оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;

распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.

К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;

нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;

риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

Настоящая Концепция предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

служб скорой медицинской помощи;

дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;

дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;

дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;

дежурно-диспетчерских служб «01»;

дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

III. Основные принципы построения и развития комплекса

Комплекс «Безопасный город» реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:

настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности;

построение и развитие комплекса «Безопасный город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предполагает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс «Безопасный город»;

базовым уровнем построения и развития комплекса «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;

комплекс «Безопасный город» базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, обеспечивает целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;

механизмом построения и развития комплекса «Безопасный город» будет выступать федеральная целевая программа «Безопасный город»;

эксплуатация комплекса «Безопасный город» финансируется за счет средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования;

настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;

в ходе построения и развития комплекса «Безопасный город» приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.

Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса «Безопасный город». В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

В рамках построения и развития комплекса «Безопасный город» предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям комплекса «Безопасный город».

На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:

контроля над оперативной обстановкой в регионе;

координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;

обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.

На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.

Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса «Безопасный город» в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.

IV. Функции комплекса «Безопасный город»

Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» должна обеспечить возможность:

моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;

регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее);

улучшения имиджа органов исполнительной власти;

обеспечения органов исполнительной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;

управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;

составления комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ;

агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Базовые функциональные требования к комплексу «Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам:

безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

безопасность на транспорте;

координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

1. Безопасность населения и муниципальной

1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:

а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества;

б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:

автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока;

аналитику видеопотока в режиме реального времени;

идентификацию и распознавание лиц;

в) позиционирование подвижных объектов;

г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:

а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:

сбор и обработку информации с датчиков;

учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

б) обеспечение пожарной безопасности, включая:

сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;

геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;

поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;

в) обеспечение промышленной безопасности, включая:

оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;

мониторинг гидротехнических сооружений;

мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;

обеспечение доступа к проектной документации по опасным производственным объектам;

обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;

учет работников, занятых на опасных производствах, учет проведения аттестации работников;

моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;

планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;

мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией, охраной труда и промышленной безопасностью;

г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:

организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам;

фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;

геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;

акустический мониторинг (крики, удары, хлопки, выстрелы, бой стекла);

д) обеспечение экстренной связи, включая:

геолокацию точки вызова экстренной службы;

отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;

е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:

категоризацию рисков по ряду критериев;

формирование базы данных профилей по каждому риску;

формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;

прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.

3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках комплекса «Безопасный город», предусматривает:

а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;

в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;

г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда.

4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:

а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе:

реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;

реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;

б) ведение реестров электросетей, трасс линий электропередачи и энергетического хозяйства в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях;

реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;

в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения;

паспортных данных объектов водоснабжения;

данных гидравлического расчета сетей водоснабжения;

реестра ремонтных работ;

г) ведение реестров тепловых сетей в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения;

паспортных данных объектов теплоснабжения;

данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения;

реестра ремонтных работ;

д) ведение реестров дорог в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры;

паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры;

реестра ремонтных работ;

е) ведение реестров телекоммуникаций в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации;

паспортов объектов телекоммуникации;

реестров ремонтных и строительных работ;

ж) ведение социального реестра в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы, а именно детских дошкольных учреждениях, школах, лечебно-профилактических учреждениях, спортивных учреждениях, базах отдыха;

базы данных персонала, аккредитованного к работе на объектах социальной сферы;

базы данных демографических и социальных характеристик населения;

з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;

и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:

пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах;

базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию;

расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов от промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.

5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:

а) ведение электронного плана города;

б) ведение «дежурного плана города», включая:

обеспечение возможности приема документов об изменениях на дежурных планшетах города и предоставление возможности занесения семантической информации;

обеспечение «выкопировками» из генерального плана территории всех структур, осуществляющих строительную деятельность;

в) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:

планирование ремонтных работ и обслуживания;

планирование застройки и переноса объектов;

моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;

г) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, включая:

санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней;

профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, включая мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.

2. Безопасность на транспорте

1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:

а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:

круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;

фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;

б) видеоанализ, включая:

выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

восстановление хронологии происшествий;

отслеживание маршрутов транспортных средств.

2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:

а) управление логистикой общественного и личного транспорта;

б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;

в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;

г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;

д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;

е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.

3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) экстренную связь на транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

в) информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая:

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на транспортных средствах с визуализацией на электронной карте города;

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры с визуализацией на электронной карте города;

обеспечение доступа к видеопотоку с транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;

г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:

фиксацию отклонений от заданных маршрутов;

контроль времени прохождения пути, средней скорости;

аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта;

фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;

д) мониторинг маршрутов воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта;

е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:

автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая:

получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;

автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;

з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:

сбор и анализ информации с тахографов;

учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;

и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:

предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;

информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.

3. Экологическая безопасность

1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:

а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;

б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;

в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.

3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:

а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;

б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.

4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:

а) мониторинг загрязнения окружающей среды;

б) мониторинг состояния суши;

в) мониторинг водных ресурсов;

г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;

д) контроль состояния почв;

е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;

ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;

з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;

и) мониторинг лесопожарной опасности;

к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;

л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.

4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие

1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:

а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;

хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;

статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);

геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;

контроль качества работы операторов;

планирование расписания рабочих смен операторов;

б) мониторинг статусов обращений, включая:

контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;

оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента в соответствии с правами доступа;

контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);

в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам разной тематической направленности.

2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:

а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:

создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;

организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;

формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;

контроль хода исполнения поручения;

обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;

б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:

получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте;

организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;

в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:

обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;

автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- информации и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;

формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;

обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;

обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.

V. Целевая архитектура и основные системы комплекса

1. Принципиальная техническая архитектура комплекса

Комплекс «Безопасный город» базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса «Безопасный город» строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена (от муниципального до федерального уровня включительно) элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.

Инфраструктура комплекса «Безопасный город» базируется на единых для всех муниципальных образований функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса «Безопасный город» и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.

Принципиальная техническая архитектура комплекса «Безопасный город» объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления (уровень муниципальных образований, уровень субъекта Российской Федерации, федеральный уровень).

2. Уровни инфраструктуры комплекса «Безопасный город»

1. На уровне муниципального образования (муниципальный уровень) инфраструктура комплекса «Безопасный город» включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса «Безопасный город»;

б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;

в) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса «Безопасный город», в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса «Безопасный город», а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая автоматизированные системы центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры «СС ТМК» и др.);

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса «Безопасный город»;

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса «Безопасный город»;

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;

прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса «Безопасный город»;

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;

г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса «Безопасный город», в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.

2. На уровне субъекта Российской Федерации (региональный уровень) инфраструктура комплекса «Безопасный город» включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса «Безопасный город» в муниципальных образованиях и компонентами комплекса «Безопасный город» уровня субъекта Российской Федерации;

б) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса «Безопасный город», в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами комплекса «Безопасный город» в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичную аналитику видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса «Безопасный город»;

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса «Безопасный город»;

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;

прикладные функциональные системы уровня субъекта Российской Федерации, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса «Безопасный город» на уровне субъекта Российской Федерации;

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;

в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса «Безопасный город» на уровне субъекта Российской Федерации.

3. На уровне Российской Федерации (федеральном уровне) обеспечивается сопряжение существующих и перспективных федеральных информационных (информационно-управляющих) систем в сфере обеспечения безопасности с региональной информационно-коммуникационной инфраструктурой комплекса «Безопасный город».

3. Прикладные функциональные системы комплекса

1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:

а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования, включающий следующие компоненты:

мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений;

оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

позиционирование и управление мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах);

фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка и другие;

б) сегмент предупреждения и защиты города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:

мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных сбоями в работе коммунальной инфраструктуры;

управление ремонтными работами на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;

обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;

обеспечение экстренной связи;

система информирования и оповещения населения (региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения гражданской обороны);

моделирование предпосылок и оценка последствий чрезвычайных ситуаций и др.;

в) сегмент взаимодействия с реестрами, включающий следующие компоненты:

земельный муниципальный реестр;

реестр сетей и сооружений водоснабжения;

реестр тепловых сетей;

реестр мест обработки и утилизации отходов;

реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства;

г) сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:

электронный план города;

дежурный план города;

поддержка принятия решений при управлении муниципальными активами;

социальная безопасность в составе:

медицинской геоинформационной системы;

ветеринарной геоинформационной системы;

реестра объектов социальной инфраструктуры и др.

2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) сегмент обеспечения правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:

фиксация правонарушений на дорогах;

контроль и управление мобильным персоналом (экипажами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) и др.;

б) сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:

интеллектуальное управление светофорами;

геоинформационная система планирования дорожной сети;

геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки;

автоматическая фиксация событий на дорогах;

управление парковочным пространством;

в) сегмент обеспечения безопасности на транспорте, включающий следующие компоненты:

единая транспортная диспетчерская;

система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

видеомониторинг и анализ оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

мониторинг маршрутов транспортных средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных);

экстренная связь, информирование и оповещение на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

управление общественным транспортом;

контроль технического состояния транспортных средств;

сбор результатов технического мониторинга и контроль объектов транспортной инфраструктуры;

контроль деятельности перевозчиков и др.

3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:

а) сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты:

геоинформационная система экологии;

учет нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

документооборот в процессе планирования и осуществления муниципального экологического контроля;

мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;

отчетно-аналитическая система природопользователей;

нормативно-справочная база природопользователей;

отчетный комплекс природопользователей;

б) сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:

предоставление оперативной гидрометеорологической информации;

геоинформационная система сейсмической активности;

геоинформационная система гидрологии;

в) сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты:

геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, включая подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;

геоинформационная система мониторинга природных явлений;

геоинформационная система мест захоронений отходов;

система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.

4. Управление оперативной обстановкой в городе предусматривает:

а) единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты:

управление многофункциональным центром обработки вызовов;

регистрация и обработка обращений;

геомониторинг муниципальных служб;

оперативное управление логистикой оперативных служб и др.;

б) единую информационную систему города, включающую следующие компоненты:

геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса;

официальный сайт единой информационной системы города;

в) систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты:

муниципальный архивный комплекс;

муниципальный отчетно-аналитический комплекс;

комплекс информационной безопасности.

5. На уровне субъектов Российской Федерации пользовательский функционал систем комплекса «Безопасный город» органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на базе заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предполагается наличие (либо внедрение) систем, сопряженных с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к данным всех органов местного самоуправления обеспечивается путем организации маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.

На уровне федеральной информационной среды комплекса «Безопасный город» пользовательский функционал систем комплекса «Безопасный город» федеральных органов исполнительной власти определяется в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти обеспечиваются оперативным доступом (по открытому протоколу) к данным субъектов Российской Федерации, консолидированным по каждому региону в рамках реализации комплекса «Безопасный город», соответственно регламентам межведомственного взаимодействия. Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечиваются непосредственным оперативным доступом к данным органов местного самоуправления муниципальных образований путем организации соответствующей маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.

VI. Взаимодействие органов государственной власти всех

уровней в рамках комплекса «Безопасный город»

На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию настоящей Концепции, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В функции главного координатора входят:

утверждение единых функциональных и технических требований к системам комплекса «Безопасный город»;

утверждение и контроль исполнения плана мероприятий в рамках реализации настоящей Концепции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

разработка и утверждение регламентов взаимодействия между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части построения и развития комплекса «Безопасный город» с учетом их внутренних регламентов в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

постановка и контроль выполнения критериев и показателей эффективности использования комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

Соисполнителями мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» на федеральном уровне могут являться следующие федеральные органы исполнительной власти:

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Федеральная миграционная служба;

Федеральное космическое агентство.

В функции соисполнителей на федеральном уровне входит реализация мероприятий по построению комплекса «Безопасный город» в рамках исполнения плана внедрения и развития комплекса «Безопасный город» по соответствующим ведомственным направлениям.

На уровне субъектов Российской Федерации координаторами по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» выступают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К функциям координаторов на уровне субъекта Российской Федерации относятся:

утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса «Безопасный город» и его сегментов в муниципальных образованиях;

формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, на региональном и муниципальном уровнях;

мониторинг реализации плана мероприятий в рамках внедрения и развития сегментов комплекса «Безопасный город» на региональном и муниципальном уровнях;

выполнение критериев и показателей эффективности использования комплекса «Безопасный город», установленных главным координатором для субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне для реализации задач и функций комплекса «Безопасный город» предусмотрена возможность создания государственно-частного партнерства.

Соисполнители в рамках построения и развития комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований, однако должны включать службы и подразделения, ответственные за следующие функциональные направления обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в области:

внедрения и сопровождения информационных технологий;

экономического планирования и экономической политики;

архитектурного планирования и градостроения;

капитального строительства и ремонтных работ;

транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры;

средств массовой информации и рекламы;

обеспечения труда и занятости населения;

социальной защиты населения;

физической культуры и спорта;

семейной и молодежной политики.

К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:

определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов комплекса «Безопасный город»;

формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне;

реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;

выполнение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса «Безопасный город» и его сегментов, установленных соответствующим субъектом Российской Федерации;

обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;

обеспечение функционирования и эксплуатации комплекса «Безопасный город» и его сегментов на муниципальном уровне.

VII. План реализации настоящей Концепции

Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы:

подготовка нормативной правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;

формирование источников финансирования настоящей Концепции;

формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;

реализация мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации.

Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на муниципальном и региональном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем.

Реализация настоящей Концепции предполагается в 4 этапа.

разработка единых технических требований к комплексу «Безопасный город»;

категоризация объектов информатизации и организационно-технологических процедур в рамках комплекса «Безопасный город» на базе пилотных регионов;

разработка типовых ситуационных моделей информационного взаимодействия служб и ведомств на базе пилотных регионов;

подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.

разработка общего регламента организации межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках комплекса «Безопасный город»;

подготовка проекта подпрограммы построения и развития комплекса «Безопасный город» в рамках соответствующей государственной программы с наполнением ее консолидированными финансовыми средствами путем перераспределения средств из реализуемых государственных и федеральных целевых программ, направленных на решение задач в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;

утверждение очередности построения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации;

реализация опытных участков систем комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;

определение объема и оценочной стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» во всех субъектах Российской Федерации;

формирование системы ключевых показателей эффективности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отвечающих за построение и развитие комплекса «Безопасный город» на своих уровнях.

апробация опытных участков систем комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;

анализ эффективности реализованных в муниципальных образованиях пилотных регионов решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений;

подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации;

подготовка к тиражированию архитектуры комплекса «Безопасный город» в масштабах всей страны.

построение и развитие комплекса «Безопасный город» во всех субъектах Российской Федерации;

мониторинг и контроль реализации эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город».

VIII. Критерии и показатели оценки эффективности

использования комплекса «Безопасный город» и его сегментов

1. Критериями и показателями оценки эффективности использования комплекса «Безопасный город» по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются:

а) повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включая:

повышение оперативности служб экстренного реагирования;

повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач;

профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач;

снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;

б) повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая:

охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы;

повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;

повышение качества системы поддержки принятия решений;

в) снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей, включая:

снижение количества правонарушений на 100000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества нарушений в сфере экологии и природопользования);

снижение количества жертв и объема ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);

г) контроль миграционных движений, включая:

снижение доли иностранных граждан, находящихся в городе с нарушением порядка пребывания, установленного законодательством Российской Федерации;

снижение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами, на 100000 жителей;

д) максимизация социально-экономических эффектов, включая:

минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);

повышение собираемости налоговых и иных платежей за счет повышения качества контроля над внутренними и внешними потоками миграции населения;

прямую экономическую эффективность от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования участников комплекса «Безопасный город» на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;

прямую экономическую эффективность от сокращения расходов на регулярное обслуживание муниципальной инфраструктуры за счет эффективного планирования расходов, обеспечения единой информационной среды для всех участников комплекса «Безопасный город» и повышения контроля над исполнением поручений;

прямую экономическую эффективность от получения дополнительных доходов, получаемых от предоставления дополнительных услуг коммерческим предприятиям;

2. Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются следующим образом:

Финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса «Безопасный город». Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Инструментом финансирования мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» в рамках реализации комплекса «Безопасный город» является федеральная целевая программа.

Финансирование этих мероприятий осуществляется путем ежегодного выделения ассигнований из федерального бюджета непосредственно главному координатору.

Главный координатор, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в части своих полномочий обеспечивают финансирование мероприятий по построению, развитию и эксплуатации комплекса «Безопасный город». Муниципальные образования в рамках этих мероприятий вправе привлекать внебюджетные источники финансирования при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечении гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации.

В рамках мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» возможно привлечение средств:

организаций, осуществляющих специализированную деятельность в области медицинского обеспечения, изготовления, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, содержания и ремонта дорог, предоставления услуг фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения;

организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой участников дорожного движения, перевозками грузов и пассажиров, оказанием консультационных и информационных услуг, телекоммуникационных услуг и услуг связи, мониторингом экологической ситуации и охраной окружающей среды, поставкой энергоресурсов, обеспечением водоснабжения и водоотведения, предоставлением жилищно-коммунальных услуг и строительством;

общественных организаций (союзов, ассоциаций) и иных организаций, вовлеченных в обеспечение безопасности и комфорта среды обитания населения.

Частные инвестиции будут направлены на построение и развитие коммерческих сервисов, использующих инфраструктуру, создаваемую в рамках построения и развития комплекса «Безопасный город».

Привлечение средств внебюджетных источников основывается на принципе добровольности организаций профинансировать мероприятия по построению и развитию комплекса «Безопасный город». Заинтересованность организаций в финансировании этих мероприятий выражается в том, что они могут получить реальный экономический эффект от реализации коммерческих услуг в составе комплекса «Безопасный город».

В качестве механизмов привлечения внебюджетных средств может использоваться инвестиционный налоговый кредит, государственно-частное партнерство и иные виды государственной поддержки.

Основаниями для предоставления инвестиционного кредита могут быть проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов оборудования для целей обеспечения комплексной безопасности среды обитания, выполнение организацией особо важного заказа в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания или предоставления особо важных услуг населению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *