для создания педагогических программных средств можно использовать следующие программные средства
Для создания педагогических программных средств можно использовать следующие программные средства
Эпоха информатизации, затронувшая все сферы жизни общества, ставит свои задачи в образовании. Одной из важнейших задач информатизации и технологизации современного образования является применение открытых информационных систем. В настоящее время решить данную задачу призваны педагогические программные средства, которые позволяют использовать новые подходы в обучении, однако они не всегда отвечают современным требованиям. Анализ психолого-педагогической литературы и изучение опыта различных образовательных учреждений (Иркутский государственный университет, Сибирский государственный технологический университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет) показал отсутствие практико-ориентированного обеспечения педагогическими программными средствами дисциплин учебных планов. Данное наблюдение позволяет говорить о необходимости разработки педагогических программных средств.
Приступая к разработке педагогических программных средств, прежде всего, следует изучить основные понятия, классификации и виды педагогических программных средств.
Понятие «педагогические программные средства» трактуют по-разному, однако большинство авторов схожи во мнениях. Так, например, Кухтин Д.В. говорит, что педагогические программные средства – это отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины [4]. Горлушкина Н.Н. утверждает, что педагогические программные средства – технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий [1].
Педагогические программные средства включают три основных блока, название которых говорит об их предназначении:
Рассматривая сущность педагогических программных средств, авторы выделяют целый спектр их классификаций. Однако в своем видение педагоги разнятся. Прежде всего, это обусловлено разнообразием целей создания, содержания, оформления и т.д. Также немаловажным фактором в данном вопросе выступает отсутствие четко выраженного видового определения многих существующих педагогических программных средств, которые к тому же не в полной мере учитывают цель проектирования и т.д.
Педагогические программные средства можно классифицировать по графическим возможностям, по степени интеграции, по форме представления материалов на выходе и т.д
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в основу своей классификации заложил принцип целевого назначения. Автором предлагается рассматривать ППС по следующим признакам:
К каждой классификационной группе относится определенная совокупность видов электронных обучающих ресурсов. Авторы Положения об электронных образовательных ресурсах Сибирского федерального университета выделяют следующие виды [6]:
Перечисленные ресурсы способствуют организации образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации – электронное обучение [4].
Обучение с применением электронных образовательных ресурсов организуется несколькими способами в зависимости от целей:
В процессе разработки педагогических программных средств также необходимо учитывать предъявляемые принципы и требования. Среди принципов Горушкина Н.Н. выделяет 4 группы:
К основным требованиям, предъявляемым к разработке педагогических программных средств, И. Роберт относит:
В ходе исследования нами было разработано педагогическое программное средство. Далее представлены результаты разработок – анализ соответствия электронного обучающего курса «Практикум по педагогическому мастерству», реализуемого в учебной деятельности направления 44.03.04.18 Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника), описанным выше теоретическим положениям.
Так, электронный курс «Практикум по педагогическому мастерству» содержит большинство элементов технологической конструкции: в нем присутствуют практические задания, задания для лабораторных и самостоятельных работ, контроль полученных знаний, ссылки на источники основной и дополнительной литературы и т.д.
Электронный обучающий курс реализует смешанную модель обучения, которая предусматривает:
В структуру электронного обучающего курса «Практикум по педагогическому мастерству» входят следующие разделы:
Как показывает анализ содержания электронного курса «Практикум по педагогическому мастерству», в курсе учтены все блоки программного средства: информационно-справочный блок, блок управления обучением, блок диагностики.
Анализ электронного курса на соответствие требованиям (табл. 1) и принципам (табл. 2), предъявляемым к разработке педагогических программных средств также показал положительный результат. Что указывает на целесообразность применения электронного обучающего курса «Практикум по педагогическому мастерству» в образовательной деятельности.
Таблица 1 – Требования, предъявляемые к разработке педагогических программных средств
Требования к разработке ППС (ЭОК)
Обоснование (степень реализации в электронном курсе по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству»)
И. Роберт
Разработанный электронный курс отвечает основным дидактическим требованиям:
– учебный материал, представленный в курсе, является научно-достоверным, имеются ссылки на используемые источники информации – научность
– все задания разработаны в соответствии с уровнем подготовки учащихся, направлены на формирование профессиональной компетенции, соответствуют возрастным особенностям студентов 4го курса (социальная активность, пик самостоятельности, профессиональное самоопределение и т.д.) – доступность
– задания разработаны с использованием мультимедиа технологий, то есть преимущественно визуализированы; каждое задание имеет критерии оценки, соответствующие уровням сложности, изучив которые студент может определить подходящий для себя уровень; предусмотрен блок дополнительных заданий, выполнив которые учащиеся могут получить дополнительные оценки – адаптивность
– задания разработаны на основе знаний, полученных ранее (на других дисциплинах); каждый модуль по своей тематике автономен, однако внутри него задания требуют последовательного выполнения в соответствии с темой – систематичность и последовательность обучения
– большинство заданий разработаны с использованием мультимедиа средств (педагогических программных средств), то есть преимущественно визуализированы – компьютерная визуализация учебной информации
– в каждом учебном разделе курса предусмотрен блок для самостоятельной работы обучающихся, размещен список источников информации, необходимый для выполнения заданий, предусмотренных курсом (лекционный материал в классическом виде отсутствует, так как лекции не предусмотрены рабочей программой) – сознательность обучения, самостоятельность и активизация деятельности обучаемого
– учащиеся могут выполнять задания в характерном для них темпе, так как временные рамки строго не ограничены, однако для удобства студентов разработан календарь рабочего процесса, который отражает желаемые даты выполнения заданий, следуя которому обучающие могут получать поощрения, положительно влияющие на дальнейшее обучение – активизация самостоятельной деятельности обучаемого
– любое задание, реализованное с помощью элементов «задание», «вики», «форум», «чат», предполагает отзыв на работу учащегося, ознакомившись с которым последний может принять его или же исправить свой результат; предусмотрены тестовые задания, после ответов на которые студент автоматически получает результат совей работы и отзыв на нее; присутствует возможность связи с преподавателем – обеспечение интерактивного диалога
– разработанные задания реализуются за счет различных форм и методов обучения: работа в команде, ролевые игры, проектная работа, работа по поиску, анализу и изложению материала – развитие интеллектуального потенциала
– выполнив тестовые задания и задания, разработанные с помощью сторонних ресурсов, студент может увидеть либо положительный отзыв (оценку) на свою работу, либо рекомендацию пройти задние еще раз – суггестивная обратная связь
Электронный курс отвечает основным методическим требованиям. Разработан в соответствии со спецификой дисциплины «Практикум по педагогическому мастерству». Задания, предусмотренные курсом, направлены на формирование компетенций, описанных рабочей программой дисциплины.
Электронный курс предусматривает возможность перехода не в тот раздел, открытие не того задания. Исправить ошибочные действия возможно перейдя обратно или в нужный раздел по навигации электронного курса. Все разделы и блоки расположены максимально сжато, что минимизирует время на поиски нужного. Использованные мультимедиа средства соответствуют программному обеспечению учебных компьютеров, работают во всех Интернет браузерах. Редактировать электронный курс имеет право только автор.
Материал, размещенный в электронном курсе, соответствует возрастным особенностям студентов 4го курса (социальная активность, пик самостоятельности, профессиональное самоопределение и т.д.), реализуется различными формами и методами обучения, что соответствует различным типам мышления и индивидуальным особенностям. Используемая цветовая гамма хорошо воспринимается, так как подобранные для оформления интерфейса визуализации выполнены в приглушенных тонах, изображения четкие, цвет основного текста контрастен с цветом фона, шрифт подобран без засечек для лучшего восприятия.
Для каждого раздела электронного курса подобрана визуализация в соответствии с темой раздела. Цвета подобраны в соответствии с их психологическим значением, являются контрастными цветами тетрады цветового круга. Интерфейс в целом и каждое задание, где применена визуализация, не перегружены графическими и изобразительными элементами, последние выступают в качестве либо сопровождения основного текста, либо отличительного элемента.
требования к оформлению документации
Электронный курс по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству» реализуется на базе Сибирского федерального университета, поэтому разработан в соответствии с Положением об электронных образовательных ресурсах Сибирского федерального университета.
Таблица 2 – принципы разработки педагогических программных средств
Принципы разработки ППС (Горлушкина Н.Н.)
Обоснование (степень реализации в электронном курсе «Практикум по педагогическому мастерству»)
учет психофизиологических особенностей обучаемых
При выполнении заданий учащийся может возвращаться к пройденному материалу или пользоваться информационными источниками неограниченное количество раз. Каждое задание имеет критерии оценки, соответствующие уровням сложности, изучив которые студент может определить подходящий для себя уровень. Учащиеся могут выполнять задания в характерном для них темпе, так как временные рамки строго не ограничены. Большинство заданий носит творческих характер, что позволяет привносить сое собственное видение в их выполнение.
психологическая и педагогическая эргономичность
Разработанный электронный курс позволяет варьировать сложность выполнения заданий, индивидуализировать темп выполнения заданий, дополнять имеющийся материал согласно литературным источникам. Курс предназначен для педагогов и учащихся, обучающихся на педагогических специальностях.
учет технических возможностей компьютерной и телекоммуникационной техники
Разработанное средство не требует особых технических возможностей от компьютера: операционная система – любая, минимальные требования ПК, Интернет браузер – любой. В случае проведения технических работ системы электронного обучения, задания могут быть выполнены в любое другое время.
Электронный курс допускает изменение структуры курса, редактирование имеющегося материала, дополнение нового и т.д, для этого достаточно автору курса перейти на вкладку «Редактирование настроек»
приоритетность стратегии обучения (открытость, деятельность, обратная связь)
Для выполнения всех заданий электронного курса необходима информация «извне»: использование сторонних информационных ресурсов или же собственных знаний, полученных ранее. Работа с электронным курсом основана на расширении имеющихся знаний, преобразовании и применении их. На протяжении всего изучения дисциплины преподаватель отслеживает уровень усвоения материала по результатам выполнения задний в электронном курсе, а также при помощи анкетирования, расположенном в конце каждого модуля.
мотивационная и активностная обеспеченность
Разработанное средство предполагает самостоятельное управление изучением материала. Учащийся может вызвать на экран любое количество страниц, способствующих выполнению задания, а также решить любое количество задач, необходимое для наилучшего усвоения материала. Каждый студент может проверить уровень усвоения учебного материала, пройдя контрольное тестирование.
Разработанный электронный курс можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и как инструментальное средство, помогающее преподавателю находить нужный материал для проведения занятий (материал такого типа также расположен в электронном курсе, но доступен только автору).
В данном электронном курсе весь материал разбит на разделы – модули. Курс содержит шесть модулей, четыре из которых – учебные, они минимальны по объему, замкнутые по содержанию. Каждый модуль имеет четыре блока: практические задания; задания лабораторных работ; задания для самостоятельной работы, куда также входят контрольное тестирование по модулю и анкетирование; теоретический материал.
Педагогические программные средства
(курс лекций для студентов МИПФ)
1. Программные средства учебного назначения. 3
2. Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. 4
3. Классификация ППС. 6
3.1. По функциональному назначению. 7
3.2. По методическому назначению. 9
3.3. По педагогическому назначению. 10
3.4. По степени самостоятельности учащихся. 12
3.5. Смешанная типология. 13
4. Требования к педагогическим программным средствам. 20
4.1 Психолого-педагогические требования. 22
Дидактические требования к ППС. 24
Методические требования к ППС. 26
4.2. Эргономические требования. 26
4.3. Эстетические требования. 28
4.4. Программно-технические требования. 29
4.5. Требования к оформлению документации на разработку и использование ППС 32
5. Деятельность по оценке ППС. 32
Оценочная система 1 (ФРГ). 33
Оценочная система 2. 37
6. Проектирование и разработка ППС. 42
Перспективные подходы к созданию ППС. 42
Критерии разработки ППС. 44
Этапы проектирования ППС. 45
Разработка и представление сценариев ППС. 51
Организация обучающего диалога. 53
7. Критерии отбора мультимедийных СО. 69
1. Программные средства учебного назначения.
Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и прим нения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.
Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений представляющих:
• педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;
• функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;
• типологию ПС по методическому назначению;
•требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе.
Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:
С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.
Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.
В состав ППС входят:
1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;
2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;
3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.);
(Набор вспомогательных средств может отсутствовать.)
Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.
Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.
Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.
Педагогические программные средства: типы и возможности
Просмотр содержимого документа
«Педагогические программные средства: типы и возможности»
Типы ППС и целесообразность их применения при обучении математике и информатике
Актуальность темы. Широкое применение в образовании современных программ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, а также позволяют использовать их возможности для решения самого широкого круга образовательных задач.
Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов (слайд 3)
Из-за огромного количества информации появилось множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало труднее.
Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютера. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ (слайд 4). Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, в создании таковых участвуют ученики школы, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и школе (слайд 5)
Создание учебников средствами компьютерных технологий схоже с изданием учебных пособий нового поколения, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания нового поколения призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, новационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе. Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
Основная среда для работы
При знакомстве с компьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, т. е. основные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access, MS Power Point. Популярность этих программ особенно возросла с начавшимся в 1994 г. распространением русифицированной версии пакета MS Office ( слайд 6).
Среда MS Office не просто формально объединяет общим названием эти программы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границы между, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми. Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электронную таблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, «живую», считающую таблицу.
Использование подобных интегрированных гибких программных систем – характерная черта современных информационных технологий. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфейсом. Используются стандартные приемы работы, как с системными средствами, так и с прикладными программами.
Среда MS Office является удобным средством обучения учащихся. Рассмотрим преимущества офисного пакета Microsoft Windows в обучении.
Важным достоинством Windows-приложений, в том числе и офисного пакета, является наглядность (слайд 7).
Во-первых, все инструменты среды, имеющиеся в распоряжении пользователя, могут быть представлены графически в виде командных кнопок, расположенных на специальной панели. Под инструментами понимаются команды основного меню, позволяющие пользователю производить действия над объектами прикладной системы. На командных кнопках помещается графическое изображение инструмента. В настоящее время изображения на кнопках стандартизированы, так что можно говорить о специальном языке компьютерных обозначений. Каждая среда имеет набор стандартных инструментов, таких как:
Открыть, Сохранить, Удалить, Отменить, Копировать, Вставить.
Кнопки с этими инструментами размещаются на панели, называющейся Стандартная панель.
Во-вторых, документы, создаваемые в приложениях, отображаются на экране точно в таком виде, в каком будут распечатаны на бумаге. Это особенно важно, когда заранее известно, какого формата должен быть конечный документ.
Еще одной отличительной особенностью Windows-приложений является работа в многозадачном режиме. На рабочем столе могут быть одновременно открыты сразу несколько документов, созданных различными приложениями. Можно одновременно редактировать рисунок, писать письмо, производить расчеты.
Следует, однако, уточнить понятие одновременности. Все вышеперечисленные задачи могут быть запущены на выполнение. Пользователь не может одновременно задействовать один и тот же орган восприятия информации для двух разных задач. Соответственно в таких случаях человек работает последовательно, например, сначала рисует, потом пишет.
Однако если в каждой из задач задействованы разные органы восприятия информации, то эти задачи могут действительно выполняться одновременно, например, можно слушать музыку, запустив программу лазерного проигрывателя, и набирать текст, запустив текстовый процессор.
Другой важной особенностью прикладных сред Windows является возможность обмена данными между приложениями.
Приложения, работающие в среде Windows, имеют очень похожий графический интерфейс. Научившись пользоваться одной программой данного класса, можно быстро освоить и остальные, что очень удобно при обучении. Разобравшись в её особенностях и немного попрактиковавшись, можно почувствовать себя вполне уверенно. Как бы ни отличались внешние интерфейсы прикладных сред, все они состоят из однотипных по своему назначению элементов.
Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики как инструмент организации деятельного обучения учащихся.
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы (слайд 8). С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации.
Как сделать процесс обучения живым и увлекательным?
Как вовлечь в урочную деятельность всех участников учебного процесса?
Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», в наибольшей степени позволяют интерактивные методы и средства обучения. Уроки с применением интерактивных средств обучения принято называть интерактивными. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивные методы, средства помогают стимулированию познавательной деятельности, самостоятельности учеников; организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и учителем. Включение учащихся в познавательную деятельность, сотрудничество учителя и учащихся, раскрытие значимости знаний помогают достигать стабильных высоких результатов (слайд 9).
Ни кто не спорит о большом успехе на этом пути использования интерактивных досок. Но интерактивных досок в школе от 1-3, зато в большом количестве есть мультимедийные классы (компьютер + проектор), в которых учителя показывают презентации, которые в свою очередь уже «приелись» нашим ученикам. Почти ведь всю интерактивность доски можно добиться и в простых презентациях, используя макросы, триггеры, гиперссылки.
Современная интерактивная доска способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения – интерактивных электронных плакатов.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения, быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и системный подход в обучении.
Различные подходы к определению педагогических программных средств
Средства обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения, взаимодействуя с целями, формой, содержанием и методами (слайд 10). Но в отличие от остальных элементов, на них ложится обеспечение большинства принципов организации учебно-воспитательного процесса, таких как принцип наглядности, принципы научности, доступности, систематичности, принцип связи с жизнью.
Очевидно, что все средства обучения, так или иначе, взаимодействуют с различными органами чувств человека. В результате ещё в одной классификации по преобладанию того или иного анализатора выделяют визуальные средства обучения, звуковые средства обучения, аудиовизуальные средства обучения, специальные средства обучения, использующиеся для обучения детей с различными типами нарушений и основанные на тактильных, обонятельных и осязательных системах.
Отечественная наука, в отличие от зарубежной, незаслуженно мало места уделяет определению принципов построения педагогических программных средств обучения, используемых как на занятиях по информатике, так и на уроках по другим дисциплинам. На мой взгляд, данные принципы применимы как к созданию неких бумажных плакатов, схем, так и к программированию компьютерных образовательных программ. Это объясняется тем, что визуальная связь с пользователем в обоих случаях одна из главных и основных.
В научной литературе встречается ряд различных понятий, связанных с обозначением программного обеспечения, используемого при обучении.
Под электронным или компьютерным учебником понимается программа, направленная на обучение определённой дисциплине, предмету, которая разделена на некоторые разделы, «главы».
По словарю Ожегова, система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Таким образом, в обучающую компьютерную систему может входить не только материал по одной дисциплине, она может включать в себя целый блок дисциплин.
Все перечисленные продукты можно назвать педагогическими программными средствами. На наш взгляд, это самое широкое и обобщающее понятие.
Эффективность того или иного педагогического программного средства будет зависеть как от его содержательной части и от условий, в которых происходит показ, так и от учёта при его создании особенностей человеческого восприятия.
Учитель часто сам является создателем средств обучения, в том числе и программных, а при достаточной подготовке в эту деятельность может вовлечь и учащихся. Такую творческую задачу особенно интересно поставить перед учениками на занятиях по информатике. Всё это подводит педагога к необходимости изучения основных принципов человеческого восприятия информации на экране монитора.
Программные средства и их использование в образовательном процессе
Не секрет, что академическая успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
А что же имеем мы на данный момент? Учебник, сборник заданий, тетрадь – вот основной набор материалов, которыми пользуются учащиеся и педагоги в образовательном процессе. Результатом применения такого «набора» является снижение интереса к предмету, в частности, к математике. При этом преподаватель выступает лишь «транслятором» знаний (слайд 12).
Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед преподавателем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики.
Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности (слайд 13). Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний (слайд 14).
Приступая к изучению вопроса об эффективности ИКТ, я для начала вспомнила и повторила понятие «педагогическая технология» из учебника «Педагогика».
Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.) (слайд 16).
Цель работы: изучение и применение новых средств, форм и методов обучения для повышения эффективности урока и развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, сети Интернет;
вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.
Использование компьютерных технологий позволяет в определённой степени добиться следующих целей:
представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др);
повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (слайд 18).
Наиболее эффективно использование компьютера при:
мотивации введения понятия;
обучении (подаче материала);
демонстрации;
моделировании;
отработке определенных навыков и умений;
контроле знаний;
организации исследовательской деятельности учащихся;
интегрировании предметов естественно-математического цикла (слайд 19).
Среди многообразия дополнительных сайтов и приложений необходимо выделить Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расположенную на сайте: http://school-collection.edu.ru/. Здесь размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют педагога на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий (слайд 20). В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в образовательных учреждениях, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Большую помощь в работе оказывают инновационные разработки Единой коллекции ЦОР – это программы-тренажёры, демонстрационные материалы, интерактивные лабораторные работы и т.д.
Использовать ИКТ на уроках математики можно по-разному:
Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Тем более если в школе функционирует не только кабинет информатики, но и компьютерный кабинет, оборудованный компьютером и видеопроектором, интерактивной доской.
Кроме того, компьютер можно использовать в индивидуальном режиме: Работа с обучающей и тестовой программой. В последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков, также можно использовать озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика (слайд 21).
Применение средств ИКТ на уроках позволяет:
Экономить время на уроках;
Снизить нагрузку учащихся;
Совершенствовать традиционные методы обучения;
Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;
Повысить мотивацию обучения, а как следствие:
Улучшить усвоение предмета (слайд 22).