gulp что это такое html
Понимаем и работаем с gulp
Всем привет. Если вы связаны хоть как-то с JS, вы наверняка слышали о таком приложении как gulp. А возможно даже и использовали. По своему опыту могу сказать, что «въехать» в то, как с ним работать бывает сложно, хотя ключ к пониманию лежит на поверхности. Поэтому и публикую этот материал, надеясь, что он станет полезным.
Так же, на основе данного материала был снят видеоролик, так что можете выбирать, в каком виде потреблять.
Если сравнить gulp с другими популярными системами сборки, то это как сравнивать готовый квадрокоптер по типу “купил и полетел”, и набор для самостоятельной сборки дрона. Да, взлетите вы только на следующий день, но зато у ваших руках больше гибкости и контроля, особенно если у вас нестандартная задача.
На самом деле, после преодоления порога входа, gulp выглядит не так уж и сложно, и моментами даже понятно и логично. Но, без должной подготовки придти к такому состоянию может быть непросто. Давайте же нырнем в самое оно и рассмотрим, на каких принципах построен gulp.
Зайдем издалека. В экосистеме nodejs, существует такое понятие, как потоки, или stream. Из-за сложности перевода, потоками так же называются нити или threads многопоточной программы. В нашем же случае, поток — это объект, представляющий потоковые данные, и является совершенно иным понятием.
Так вот эти потоки предлагают удобный интерфейс для асинхронной работы с данными. Всем процессом чтения/записи занимается движок ноды, а мы имеет только соответствующие колбеки, когда появилась новая порция данных, когда произошла ошибка, когда поток закончился и т.п. Таким образом достигается эффективность ввода/вывода при минимальных затратах со стороны программиста.
Потоками в nodejs может быть практически все, начиная от файлов или строк заканчивая сокетами. Например, в известном фреймворке Express, HTTP запрос и ответ являются ни чем иным, как потоками. Потоки могут быть только на чтение, только на запись или и то и другое.
Есть у потоков одна полезная функция: их можно складывать между собой у цепочку, которая называется pipe. Таким образом, мы можем объединить несколько потоков между собой, и управлять им как одним целым. Выход одного потока идет на вход следующему и так до конца. Как можно догадаться из перевода слова pipe, это очень похоже на трубопровод.
Это позволяет определить нужный поток данных (опять сложность перевода. Здесь имеется в виду flow, или течение) прямо здесь и сейчас не дожидаясь, когда данные станут доступны.
Например, вот так вот мы можем определить, что мы хотим отдать как результат, а “как” отдавать уже занимается сам движок.
Обратите внимание, что обработчик запроса завершается до того, как файл даже откроется — остальное берет на себя движок ноды.
Gulp построен на аналогичном подходе. Это его преимущество, но это и его недостаток. Недостатком, как минимум, можно назвать из-за возникающей путаницы, поскольку gulp использует другие, похожие, но несовместимые потоки. Gulp плотно работает с файловой системой, поэтому он и использует потоки, которые представляют не столько поток данных, сколько отдельные виртуальные файлы, каждый со своим содержимым.
Если вы когда-нибудь слышали о vinyl — это как раз и есть реализация потоков, которые используют в gulp. Если мы возьмем стандартную задачу для галпа, и посмотрим что там внутри, то обнаружим, что на каждый вызов события data к нам приходит объект file, который и содержит всю необходимую информацию: имя файла, путь к файлу, рабочая директория и конечно же, его содержимое.
Содержимое может быть представлено в двух форматах: в виде уже прочитанного буфера, или же в виде родного нодовского потока. Каждая ступень галповского пайпа берет на вход такие вот файлы, делает некую трансформацию и передает на выход следующей цепочке. Последняя цепочка обычно просто сохраняет их на диск.
Осознание факта того, что потоки в gulp другие ведет к просветлению и пониманию, поскольку это объясняет большинство проблем и ошибок.
Рассмотрим реальный пример. Вы хотите использовать browserify для склейки ваших JS файлов. Вы идете, и находите плагин gulp-browserify. Но видите приписку, которая говорит, что плагин deprecated, т.е. Устарел.
Как хорошо воспитанный программист вы отметаете этот вариант, и идете искать, а какое же решение не устарело. Находите официальные рецепты от gulp, и видите, что browserify работает с галпом напрямую. Ну как напрямую, через прослойку vinyl-source-stream, которая как раз и переводит родной нодовский поток в виниловский поток, который понимает gulp. Без него ничего бы не заработало, поскольку это разные потоки.
Если вы хотите написать свою трансформацию, то можете использовать данный шаблон.
Как видим, здесь все просто: на каждый файл будет вызываться наш обработчик, который и выполнит модификации. Мы можем делать все что захотим: изменить содержимое файла, переименовать файл, удалить файл или добавить еще пару новых файлов в поток.
Как мы помним, содержимое файла в виниловском потоке может быть представлено в виде буфера или в виде потока данных. Однако не обязательно поддерживать и то другое. Всегда можно использовать пакет vinyl-buffer, который вычитает поток данных и сохранит его в буфер для последующих трансформаций.
Пока что все. Надеюсь, что вам стало немного понятнее, как работать с gulp. Спасибо.
Всем привет, друзья! Сегодня мы подробно рассмотрим, что такое Gulp и как с его помощью можно автоматизировать работу Front-end разработчика. В результате урока мы соберем серьезное и внушительное рабочее Front-end окружение для веб-разработки с использованием Gulp.
Основные ресурсы урока:
С примером урока вы можете ознакомиться на GitHub: agragregra/gulp-lesson
Установка Gulp
Внимание! Если вы пользователь последней версии Windows, рекомендую использовать WSL для веб-разработки. Скачивать инсталлятор с сайта Nodejs.org в этом случае не нужно. Воспользуйтесь этим руководством: Использование подсистемы Linux для веб-разработки в Windows.
Если у вас возникли проблемы при прохождении урока с использованием Gulp 4, рекомендую откатиться на 3 версию, пройти полностью урок и только после этого обновить package.json до 4 версии. Для лучшего понимания. Откатить версию можно в файле package.json. Вместо «gulp»: «^4.x.x», напишите версию «^3.9.1», удалите папку «node_modules» и установите пакеты заново «npm i«.
После того, как Node установлен, можно приступать к установке Gulp. Откройте терминал (правая кнопка мыши в папке с зажатым Shift > Откройте здесь оболочку Linux) и выполните следующую команду:
Создание проекта Gulp
Давайте создадим папку проекта для примера, с которой будем работать, пусть это будет, например, папка myproject.
Очень важно! Не создавайте русскоязычные папки проектов и следите за тем, чтобы путь до папки проекта не содержал кириллических символов, то-есть не был написан на русском языке. В противном случае, у вас могут возникнуть проблемы при работе различных утилит Gulp. Папка вашего пользователя также не должна быть русскоязычной. Все только латинскими буквами.
Теперь откроем терминал в папке проекта. Для пользователей Windows достаточно зажать Shift и открыть контекстное меню. В нем появится пункт «Откройте здесь оболочку Linux». Оболочка Linux должна быть предварительно установлена, см урок: Использование подсистемы Linux для веб-разработки в Windows.
Далее выполним инициализацию проекта в той папке, которую создали:
Следуя инструкциям, заполним метаинформацию о нашем проекте:
Назовем проект «MyProject»
Имя автора можно и указать 🙂
license оставляем по умолчанию и вводим yes:
В результате такой несложной первоначальной настройки нашего нового Gulp проекта в папке myproject нарисуется новый файл package.json.
Файл package.json является файлом манифеста нашего проекта, который описывает помимо той информации, что мы внесли в терминале, еще и информацию об используемых пакетах в нашем проекте.
Например, если мы установим в проект Gulp с ключом —save-dev, то пакет и используемая версия автоматически добавится в наш package.json. Такой учет позволит быстро разворачивать новый проект с использованием уже имеющегося package.json и устанавливать необходимые модули с зависимостями, которые прописаны в package.json в новых проектах.
Давайте установим в наш проект Gulp:
Кроме того, у нас появляется папка node_modules, которая теперь содержит установленный пакет gulp и необходимые зависимости. В данную папку автоматически будут сваливаться все модули и зависимости, которые мы будем устанавливать в проект. Папок с зависимостями может быть очень много, не смотря на то, что мы установили не так уж и много пакетов. Это связано с тем, что в дополнение к основным пакетам устанавливаются программы, необходимые для корректной работы основного пакета. Ни чего чистить и удалять из папки node_modules не нужно. Кроме того, у вас может появиться дополнительный файл package-lock.json. В этом нет ничего страшного, это служебный файл, на который можно просто не обращать внимания.
Структура каталогов в проектах
Работая с различными плагинами, программами и скриптами, будь то jQuery плагин, модуль для CMS, веб-проект или какое-то другое ПО, вы наверняка замечали, что у всех проектов есть схожая структура каталогов, например, большинство проектов имеет папку dist и app. Давайте создадим первоначальную структуру нашего учебного проекта. В результате мы должны создать следующую структуру в нашем проекте myproject (все файлы, которых не было, пока создаем пустыми):
- myproject/
- app/
- css/fonts/img/js/sass/index.html
dist/node_modules/gulpfile.jspackage.json
Данная структура встречается довольно часто, практически во всех проектах, но это не аксиома и некоторые проекты могут иметь вообще другую структуру. Для данной статьи мы будем использовать именно такую структуру проекта.
Папка dist/ будет содержать уже готовый продукт, оптимизированный, сжатый, причесанный. Это папка продакшена.
gulpfile.js
Теперь давайте откроем в редакторе кода gulpfile.js и напишем в него:
Данной строчкой мы подключаем Gulp к нашему проекту, посредством функции require. Данная функция подключает пакеты из папки node_modules в наш проект, присваивая их переменной. В данном случае, мы создаем переменную gulp.
Далее мы уже можем работать с этой переменной и создавать таски (инструкции).
gulpfile.js:
Результат выполнения команды gulp mytask:
Если вы используете Gulp 4 и у вас появляется ошибка о невозможности завершения таска, можно добавить async перед function() и выполнять код асинхронно:
Это, конечно очень простой базовый пример создания таска. Как правило, таски несколько сложнее и включают некоторые дополнительные команды:
Это база Gulp, теперь можно создавать инструкции. Для начала давайте создадим обработчик, который будет компилировать Sass файлы в CSS (CSS препроцессинг).
Gulp Sass
Давайте установим пакет gulp-sass в наш проект с сохранением версии и названия в package.json.
Обратите внимание, что любые Gulp пакеты, для любых задач, легко гуглятся и имеют вполне исчерпывающие инструкции по подключению на своих хоумпейджах и в документации.
Далее подключим gulp-sass в файле gulpfile.js. Обратите внимание, что переменные для подключения пакетов можно перечислять через запятую:
gulpfile.js:
После этого, логичным будет выполнить в терминале наш новый таск sass:
В результате выполения данной команды в папке app/css появится файл main.css.
От таки чудеса, друзя. Как видим, все просто 🙂
Выборка файлов для gulp.src
В принципе, мы рассмотрели все, что необходимо знать о Gulp, теперь будем углубляться в каждую деталь того, что было изложено выше.
Давайте познакомимся ближе со всеми возможностями выборки файлов для обработки.
Самые распространенные шаблоны выборки
Давайте внесем некоторые изменения в таск sass и сделаем его более универсальным:
Дело в том, что брать напрямую один отдельный файл не всегда удобно, так как в папке sass могут появиться и другие файлы с расширением sass, которые могут использоваться в проекте.
Обратите внимание, что файлы sass, которые предназначены для импорта в другие файлы, как части одного общего, начинаются с нижнего подчеркивания _part-1.sass. Такие файлы не учавствуют в компиляции, как отдельные файлы, а добавляются через @import в основные файлы.
Наблюдение за изменениями в файлах (Gulp Watch)
Gulp поддерживает метод watch для проверки сохраняемых файлов и имеет следующий синтаксис:
Если мы, например, хотим наблюдать за всеми изменениями в файлах sass нашего проекта, то можем использовать следующую конструкцию:
Что мы видим: Gulp наблюдает за всеми sass файлами и при сохранении выполняет таск sass, который автоматически компилирует их в css файлы.
Также, мы можем создать отдельный таск для наблюдения за всеми необходимыми файлами
Для Gulp 4 код будет выглядеть так:
Если мы запустим в консоли gulp watch, то Gulp будет автоматически следить за всеми измененями в файлах sass при сохранении и компилировать их в css.
Было бы неплохо в дополнение к этой красоте сделать автоматическую перезагрузку страницы при изменениях в файлах. Для этой задачи нам подойдет Browsersync.
Автоматическое обновление страниц с использованием Bbrowser Sync
Мы уже умеем устанавливать дополнения для Gulp, поэтому давайте установим Browser Sync в наш проект:
И, конечно-же, подключим в файле gulpfile.js, как мы это делали ранее с пакетом gulp-sass.
Создаем таск для Browser Sync:
Отлично! Наш сервер для работы и автоматического релоада готов. Теперь давайте последим за изменениями в Sass. Если файл Sass обновляется, автоматически инжектим в HTML измененный CSS файл:
Обратите внимание, что мы выполняем таски [‘sass’, ‘browser-sync’] до запуска watch, так как их выполнение необходимо нам для корректного отображения изменений на момент запуска сервера.
Для Gulp 4 логичнее было бы написать так и выполнять всю конструкцию в дефолтном таске:
Расположим таск watch после всех других тасков и в результате получим такой gulpfile.js для Gulp 3:
Такой код получится для Gulp 4:
Для того, чтобы следить за изменениями в браузере, сделаем соответствующую разметку в файле index.html директории app с подключением файла стилей main.css:
Выполним в терминале команду «gulp». Результат завораживает:
Давайте разберемся, что у нас происходит в консоли (картина может разниться, в зависимости от версии ПО):
И эта задача нам по плечу. Создайте в папке app/js файл common.js. Это основной пользовательский JS файл в нашем проекте. Модифицируем код:
Код для Gulp 4 (здесь лучше добавить дополнительный таск для обработки HTML и JS):
Здесь мы используем функцию browserSync.reload, которую нам любезно предоставил пакет Browser Sync. Обратите внимание на выборку файлов для слежения.
В принципе, мы уже имеем довольно продвинутое рабочее окружение. Но двигаемся дальше, это не все, на что способен Gulp.
Оптимизация JavaScript
Давайте рассмотрим, как можно оптимизировать JS файлы проекта. Чаще всего, в оптимизации нуждаются библиотеки и сторонние jQuery и JavaScript плагины. Давайте создадим в папке app паку libs, которая будет содержать необходимые проекту библиотеки. Все библиотеки будем размещать в отдельных папках.
Для установки новых библиотек рекомендую использовать Bower.
Обратите внимание, что для работы Bower необходим установленный https://git-scm.com/downloads. Если в ОС Windows вы используте оболочку Ubuntu bash, то установку Git выполнять не нужно.
Теперь в папке проекта создадим файл .bowerrc, в который напишем:
Если вы пользователь ОС Windows, у вас не получится просто взять и создать файл, начинающийся с точки. В этом случае можно просто поставить точку в конце файла и нажать Enter: .bowerrc.
Данной настройкой мы указываем путь по умолчанию для установки плагинов с помощью Bower.
Установим jQuery и Magnific Popup, для примера:
Обратите внимание, что все (ну, или почти все) плагины имеют папку dist, об этом мы говорили ранее. В этой папке располагаются готовые файлы продакшена, которые мы и будем использовать в нашем проекте.
Давайте создадим таск scripts, который будет собирать все JS файлы библиотек в один и минифицировать файл. Для этого установим 2 пакета: gulp-concat и gulp-uglifyjs.
Подключим новые библиотеки в gulpfile.js:
Создаем задачу для сборки и сжатия всех библиотек (перед watch):
Давайте проверим, как работает наш новый таск scripts, выполнив в терминале:
Выполнение таска scripts можно запустить перед выполнением watch. Gulp 3:
На выходе, в папке app/css мы получаем дополнительно к main.css файл libs.css, который содержит стили всех библиотек. Файл main.css нет особого смысла минифицировать, так как он содержит кастомные (пользовательские) стили. А вот файл libs.css мы с удовольствием минифицируем.
Внимание! Если в файле libs.css не появляется кода библиотек, а вы по-прежнему видите в нем конструкции @import, создайте отдельный файл _libs.sass для библиотек, который начинался бы с нижнего подчеркивания. Затем импортируйте этот файл в главный, тем самым объеденив и библиотеки и пользовательские стили в один файл.
Для минификации CSS установим пакеты gulp-cssnano и gulp-rename:
И подключим их в нашем gulpfile.js:
И создадим соответствующий таск css-libs. Сразу добавим данный таск в watch для того, чтобы библиотеки собирались в процессе запуска проекта. Таск sass лучше вызвать до запуска css-libs, чтобы нам было что минифицировать:
Подготовка к продакшену
Результирующий код для Gulp 4 будет представлен в конце статьи.
Для продакшена (сборки в папку dist) мы создадим отдельный таск build в конце gulpfile.js. В данной инструкции мы осуществим сборку Sass, JS и выгрузку того, что у нас готово в папку dist.
Здесь, присваивая переменным какие-либо действия, мы их выполняем. Таким образом можно выполнять мультизадачные таски. Можно и не присваивать, но мы сделаем так, ибо красивше.
Все прекрасно, но всегда есть одно «Но». Перед тем, как собирать проект нам желательно бы очистить папку dist, чтобы не оставалось лишних потрохов от предыдущих итераций с нашим проектом.
Установим и подключим пакет del:
Создаем таск очистки clean и добавляем его выполнение перед выполнение build:
Для Gulp 4 попробуйте составить таски самостоятельно, как мы это делали в предыдущих прмерах.
Оптимизация изображений
Как вы могли заметить, в нашем проекте на продакшене не хватает изображений. Давайте исправим это недоразумение и добавим обработку изображений в наш проект. Данный раздел выполнен с использованием Gulp 3. Код для Gulp 4 можно адаптировать самостоятельно, как мы это делали ранее.
В папке app/img есть 3 изображения, которые нам необходимо перенести в папку продакшена, оптимизируя.
Для оптимизации изображений установим 2 пакета (gulp-imagemin, imagemin-pngquant) и подключим их:
Далее создадим таск img для сжатия изображений на продакшен и вызовем его после очистки:
Все прекрасно. До тех пор, пока количество изображений в проекте не превышает 3 шт. Большое количество картинок будет обрабатываться значительно дольше, поэтому к обработке изображений было бы неплохо добавить кеш, чтобы картинки кешировались, экономя наше время.
Установи м подключим gulp-cache:
Модифицируем таск img:
Автоматическое создание префиксов CSS с помощью Gulp
Вендорные префиксы необходимы для обеспечения максимальной совместимости со всеми современными браузерами. Было бы логично сделать автоматическое добавление префиксов, чтобы написав в CSS или Sass:
Мы получили на выходе:
Установим пакет gulp-autoprefixer и подключим его в gulpfile.js:
И модифицируем наш таск sass:
Дефолтный таск Gulp
Внимание! Дефолтный таск для Gulp 4 отличается от приведенного в этой главе. Полный код для Gulp 4 можно будет посмотреть в конце статьи.
Также, необходимо создать автономный таск для очистки кеша Gulp, чтобы его можно было вызывать простой командой gulp clear:
Если у вас возникнут проблемы с изображениями или другими кешируемыми файлами, просто почистите кеш.
В результате, у нас должен получиться такой gulpfile.js. Gulp 3:
Результирующий код для Gulp 4:
С примером урока вы можете ознакомиться на GitHub: agragregra/gulp-lesson
Чтобы установить все пакеты и зависимости для скачанного примера, выполните команду npm i в папке проекта.
Премиум уроки от WebDesign Master
Создание сайта от А до Я. Комплексный курс
Создание современного интернет-магазина от А до Я