какие проверочные работы можно использовать для оценки эффективности программы коррекция дисграфии

Рабочая программа по дисграфии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

I. Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

II. Содержательный раздел Программы

2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы разных форм дисграфии

2.2. Педагогические условия и средства реализации программы.

2.3. Основные содержательные линии Программы, формируемых УУД

2.4. Специфика коррекционно-логопедической работы по устранению артикуляторно-акустической дисграфии

2.5. Специфика коррекционно-логопедической работы по устранению акустической дисграфии

2.6. Специфика коррекционно-логопедической работы по устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

2.7. Специфика коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматической дисграфии

2.8. Специфика коррекционно-логопедической работы по устранению оптической дисграфии

III. Организационный раздел Программы

3.1. Организация коррекционно-логопедической работы с детьми

3.3. Программно-методическое обеспечение Программы

3.4. Учебные средства Программы

3.5. Список использованной литературы

I. Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей». Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.

Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена на основе:

— Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

— Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.

— Школьный логопункт. Е.В. Мазанова. М: Гном 2011

-Примерных программ по учебным предметам (Примерные программы по учебным

– (стандарты второго поколения) с. 226.

— Авторских программ Е.В. Мазановой, 2010 г., с учетом особенностей детей с дисграфией;

Программа курса разработана с опорой на методические системы работы А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой и предназначена для логопедической работы с группой обучающихся начального общего образования, испытывающих трудности в формировании письма.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-7 классов.

Задачи коррекционно-педагогической работы: сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.

Характеристика состава обучающихся: обучающиеся 2-7 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся вариативными и стойкими дисграфическими ошибками.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты после реализации Программы подразумевают коррекцию дисграфических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий (изложение).

Источник

Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». 2-4 классы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по логопедии:

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на

почве несформированности языкового анализа

дисграфии и элементами

акустической и оптической дисграфии».

1. Пояснительная записка

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанной дисграфии.

2) Научная обоснованность

При составлении данной программы опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

Адресат программы: об учающиеся 2-4 классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов.

Рабочая программа рассчитана на 64 часа (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения) и проведения 2 раза в неделю в свободное от основных занятий время.

Развитие фонематического анализа и синтеза;

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;

Формирование и развитие грамматически правильной речи;

Формирование и развитие выразительной, связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Развитие фонематического восприятия;

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.

3) Рекомендации к применению программы

Данная программа не рекомендована для детей с задержкой психического развития и другими отклонениями в развитии.

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
языкового анализа и синтеза;

Работа по преодолению аграмматической дисграфии;

Работа по преодолению оптической дисграфии;

Работа по преодолению акустической дисграфии;

Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

1. Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

формирование, развитие и совершенствование навыка анализа
структуры предложения;

формирование, развитие и совершенствование навыка слогового
анализа и синтеза;

формирование, развитие и совершенствование навыка
фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

определение количества, последовательности и место слов в
предложении;

выделение гласного звука из слога, слова;

работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
слова;

определение количества, места слога в слове;

составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;

• определение последовательности, количества и позиционного места
в слове.

Работа по преодолению аграмматической дисграфии

формирование, развитие и совершенствование умения точного
соотнесения слова с предметом, явлением, действием;

формирование, развитие и совершенствование полноценных
представлений о морфологическом составе слова;

формирование, развитие и совершенствование умения
грамматического оформления речи;

• формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Содержание коррекционно-логопедической работы:

уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
активно пользоваться различными способами словообразования.
Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.

уточнение, развитие и совершенствование грамматически
правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,
связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
конструкций.

развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
установление последовательности высказывания; отбор языковых
средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
заданным образцам.

3. Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи :

развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

уточнение представлений о форме, величине, цвете;

ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

конструирование и реконструирование букв;

нахождение, выделение букв.

4. Работа по преодолению акустической дисграфии Задачи :

развитие слухового восприятия;

формирование и развитие представлений о звуках;

развитие фонематического анализа и синтеза;

развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
плане.

Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.

Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

9) Методы оценки эффективности программы. Предусмотрены следующие проверочные работы:

• Работа с дидактическом материалом;

10) Контингент учеников. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 2-4 классов

I . Коррекционная работа на лексико- синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

Развитие анализа структуры предложения:

• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

• Составление графических схем предложений.

• Определение места данного слова в предложении.

2) Развитие слогового анализа и синтеза:

• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

• Составление графической схемы к каждому из данных слов.

• Составление слов из слогов данных вразбивку.

• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

3) Развитие звукового анализа и синтеза:

• Определение количества звуков в слове.

• Определение последовательности звуков в слове.

• Определение места звука в слове.

• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

• Составление слов из звуков данного слова.

П. Коррекционная работа на лексико- грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1. Работа со слогоритмическими схемами слов.

2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).

5. Предлоги (выделение предлогов).

6. Приставки (выдел ение приставок).

7. Дифференциация предлогов и приставок.

III . Коррекционная работа на фонетическом уровне

1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).

2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я

Источник

Программа коррекции Смешанных видов дисграфии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Смешанных видов дисграфии

1. Пояснительная записка

1) Актуальность программы.

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанной дисграфии.

2) Научная обоснованность

При составлении данной программы опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

Адресат программы: об учающиеся 2-4 классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов.

• Развитие фонематического анализа и синтеза;

• Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;

• Формирование и развитие грамматически правильной речи;

• Формирование и развитие выразительной, связной речи;

• Обогащение словарного запаса;

• Развитие фонематического восприятия;

• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

• Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

• Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

• Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.

3) Рекомендации к применению программы

Данная программа не рекомендована для детей с задержкой психического развития и другими отклонениями в развитии.

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

• Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
языкового анализа и синтеза;

• Работа по преодолению аграмматической дисграфии;

• Работа по преодолению оптической дисграфии;

• Работа по преодолению акустической дисграфии;

Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

1. Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

• формирование, развитие и совершенствование навыка анализа
структуры предложения;

• формирование, развитие и совершенствование навыка слогового
анализа и синтеза;

• формирование, развитие и совершенствование навыка
фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

• определение количества, последовательности и место слов в
предложении;

• выделение гласного звука из слога, слова;

• работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
слова;

• определение количества, места слога в слове;

• составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;

• определение последовательности, количества и позиционного места
в слове.

2. Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи :

• формирование, развитие и совершенствование умения точного
соотнесения слова с предметом, явлением, действием;

• формирование, развитие и совершенствование полноценных
представлений о морфологическом составе слова;

• формирование, развитие и совершенствование умения
грамматического оформления речи;

• формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
активно пользоваться различными способами словообразования.
Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.

• уточнение, развитие и совершенствование грамматически
правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,
связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
конструкций.

• развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
установление последовательности высказывания; отбор языковых
средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
заданным образцам.

3. Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи:

• развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

• дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение представлений о форме, величине, цвете;

• ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

• конструирование и реконструирование букв;

• нахождение, выделение букв.

4. Работа по преодолению акустической дисграфии Задачи :

• развитие слухового восприятия;

• формирование и развитие представлений о звуках;

• развитие фонематического анализа и синтеза;

• развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

• сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
плане.

Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.

Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 45 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.

• Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

9). Методы оценки эффективности программы. Предусмотрены следующие проверочные работы:

• Работа с дидактическом материалом;

10). Контингент учеников. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 2-4 классов

I . Коррекционная работа на лексико- синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

1) Развитие анализа структуры предложения:

• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

• Составление графических схем предложений.

• Определение места данного слова в предложении.

2) Развитие слогового анализа и синтеза:

• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

• Составление графической схемы к каждому из данных слов.

• Составление слов из слогов данных вразбивку.

• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

3) Развитие звукового анализа и синтеза:

• Определение количества звуков в слове.

• Определение последовательности звуков в слове.

• Определение места звука в слове.

• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

• Составление слов из звуков данного слова.

П. Коррекционная работа на лексико- грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1. Работа со слогоритмическими схемами слов.

2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).

5. Предлоги (выделение предлогов).

6. Приставки (выдел ение приставок).

7. Дифференциация предлогов и приставок.

III . Коррекционная работа на фонетическом уровне

1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).

2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я

Источник

Рабочая программа по дисграфии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Также для составления программы были использованы следующие методические разработки:

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

работы в школе. М.: 2001.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М.: 2001.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: 1991.

4. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.: 1965.

5. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.- М.: 2005.

7. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: 1995.

8. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: 2000.

В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательно й образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Программа направлена на построение системы коррекционной работы, выявление, преодоление и устранение различных речевых нарушений, создание оптимальных индивидуальных условий, которые помогли бы воспитаннику использовать все компенсаторные возможности и реализовать тот потенциал, который заложен в нем природой.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточнаясформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие

Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети имеют нарушения в произношении звуков; количество детей с нарушениями звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков (более двух третей от всех звуковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще межзубное произнесение с, з, ц.

У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических процессов. У большинства детей рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только, два слога. Плохо ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то есть слов, отличающихся одним звуком.

Звуковой анализ слова

В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид; выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением: аист, окунь, утка. Нередко нужно прибегать к утрированному произнесению слова с усилением голоса на выделяемом звуке, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).

Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сум-ка). Трудно детям «оторвать» согласный от гласного в начале слова, если этот согласный взрывной (к, г). В данном случае тоже выделяют слог (ко-ты). Таким образом, одной из характерных ошибок первоклассников, испытывающих трудности формирования письма, при проведении звукового анализа является подмена его слоговым анализом.

Слоговой анализ слова

Но и при выполнении слогового анализа слова у детей тоже встречается много ошибок. Им, в первую очередь, трудно различить понятия «слог» и «звук», так как оба они обозначаются как «часть слова». Следующая трудность при расчленении слова на слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л’, н’, м’, р’, й) воспринимаются ими как слогообразующие, так как могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль, так же как и ко-нь, ча-й и т.д.

Много ошибок допускают первоклассники при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных звука рядом: например, в слове «аист» они не выделяют два слога.

Приведенные факты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о неспособности актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.

Грамматический строй и связная речь

Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. Ребенок и не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. В какой-то мере такой низкий уровень развития связной речи обусловлен пробелами в воспитании и обучении в дошкольном детстве, а также социальной запущенностью. Известно, что связная речь развивается только при обучении.

Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с дисграфией свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков и развитиивсех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе.

Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в развитии речи данной категории детей создана настоящая логопедическая программа.

Уровень развития устной речи второклассников с дисграфией достаточен для бытового общения. Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями и заменами, нарушений в произношении звуков не больше, чем у второклассников массовых классов. Главным образом, встречаются фонетические дефекты (ротацизмы, ламбдацизмы, сигматизмы). У части детей наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Отличие устной речи младших школьников с дисграфией от нормально развивающихся сверстников выражается в некоторой смазанности артикуляции, в связи с чем речь носит неотчетливый характер. У многих детей, к тому же, имеются некоторые расстройства голоса: у части детей наблюдается тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и говорят слишком громко.

При обследовании фонематического слуха второклассников с дисграфией обращает на себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов, предъявляемых попарно (па-ба, палка-балка). При серийном предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (па-ба-ба, палка-балка-балка), количество ошибок резко возрастает. Это говорит о некотором недоразвитии фонематического слуха. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.

Словарный запас и грамматический строй речи

Бедность словаря детей с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».

Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошаденок», «куренок», «щененок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом массовом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

пропуски гласных букв в середине слова;

недописывание гласных букв на конце слова;

вставка лишних букв;

Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:

смешение глухих и звонких согласных п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж, в-ф;

смешение свистящих и шипящих согласных с-ш, з-ж

смешение аффрикат ч-ц, ч-щ, щ-с;

смешение лабиализованных гласных е-ю;

смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв а-я, о-е, у-ю, ы-и.

Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству:

смешение гласных букв о-а, стоящих под ударением;

смешение строчных букв б-д, п-т, х-ж, л-м, н-ю, и-у, ч-ъ;

смешение прописных букв г-р.

Такие замены и смешения вызваны близостью элементов сравниваемых графем и, главное, тем, что их написание начинается одинаково. Контроль за двигательным актом во время письма должны осуществлять зрительный и кинестетический анализаторы. Но у младших школьников, не овладевших навыком письма должным образом, кинестезии еще не играют главной роли в предупреждении ошибок. Поэтому, написав первый элемент буквы, ребенок может далее ошибочно выбрать последующий элемент (и-у, б-д) или неправильно передать количество однородных элементов (л-м, п-т). Причиной таких ошибок И. Н. Садовникова считает неправомерное введение безотрывного письма с первых недель первого класса.

Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.

Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией второго класса встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками 2 класса, относятся:

отсутствие точки в конце предложения;

отсутствие заглавной буквы в начале предложения;

точка не на нужном месте;

написание каждого предложения с новой строчки.

В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на правописание предлогов и приставок.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух отмечается наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.

Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи применяется на групповых занятиях в третьих-четвертых классах.

Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с дисграфией.

При обследовании всех компонентов речевой системы учащихся четвертого класса с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В структуре речевого дефекта у учащихся с дисграфией недоразвитие словаря занимает большое место.

Бедность словаря третьеклассников с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».

Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Большие затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. В таких оборотах окончания несут на себе смысловую нагрузку и изменение окончания полностью меняет смысл высказывания: «Конфету купила Ира» или «Конфета купила Иру». Детям такие предложения кажутся одинаковыми.

Существенные пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют затруднениям на письме. Неумение третьеклассников образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не дает возможности проверять безударную гласную в корне и таким образом ведет к большому количеству ошибок.

Результаты обследования словообразовательных навыков учащихся четвертых классов с дисграфией показывают, что у них недостаточно сформированы практические умения и навыки в области словообразования. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое словотворчество (неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам вроде «накомпотился»), тогда как этап образования детских неологизмов в норме охватывает лишь дошкольное детство. Наличие словотворчества показывает, что дети еще не умеют правильно сочетать морфемы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе усвоения родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел, но подошел). Дети с дисграфией и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов. В условиях разговорно-бытовой речи не всегда можно заметить несостоятельность в данной сфере речевой деятельности, так как дети предпочитают пользоваться словами без суффиксов и приставок. Это, в свою очередь, ведет к обеднению словарного запаса и не помогает преодолевать аграмматизм в области словообразования, так как без практики, без упражнений речевые умения не будут совершенствоваться.

Коррекция недостатков в развитии связной речи у учащихся четвертых классов осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составилось маленькое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рассказа.

Программа предусматривает участие детей со 2 по 7 класс, их родителей и учителей. К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются все дети без исключения, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.

Объем и сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на два года обучения в количестве 64 часов. Количество часов может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Содержание и материал данной программы составлены по принципу дифференциации в соответствии со стартовым уровнем сложности, на котором закладываются основные базовые фонетические, лексические и грамматические структуры. Индивидуальные особенности речевого развития ребенка прописываются в речевой карте и индивидуальном образовательном маршруте, в котором берётся либо весь курс обучения, либо необходимый модуль.

Особенности организации образовательного процесса

Продолжительность подгруппового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Учебная и развивающая нагрузка сочетаются с отдыхом, релаксацией, физминутками. По окончании занятия родители получают рекомендации, как в устном, так и в письменном виде в рабочих тетрадях детей или в тетрадях для связи с логопедом. Все занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении. Педагогические требования распространяются на все индивидуальные занятия. Осуществляется соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Образовательная деятельность по программе осуществляется на русском языке (в соответствии с п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

Цель и задачи программы

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

развивать слуховую дифференциацию фонем;

актуализировать связь звука и буквы;

развивать слогоритмическую структуру слов;

уточнять и развивать пространственно-временные представления;

развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;

коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;

формировать и развивать связную выразительную речь;

закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.

развивать мелкую ручную моторику;

развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;

развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

Учебный план по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 1 год обучения

Общее количество часов

Вводное занятие, диагностика

Звук. Буква. Гласные-согласные звуки.

Слог. Слоговой анализ и синтез.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Итоговое занятие. Диагностика

Учебный план по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 2 год обучения

Общее количество часов

Предложение и слово

Слоговой анализ и синтез слова

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака

Обозначение мягкости с помощью гласных

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *