каким образом можно классифицировать музыкальные программы
Классификация прикладных музыкальных программ
Программное обеспечение, предназначенное для записи, редактирования и обработки звука, достаточно разнообразно. Эти программы, являются связующим звеном между операционной системой и звуковой картой компьютера. Функциональные возможности программ непрерывно расширяются. Современному специалисту в области компьютерной музыки и аранжировке необходимо иметь знания о существующих прикладных музыкальных программах, уметь самостоятельно выбирать необходимое программное обеспечение в соответствии с требованиями той или иной задачи и иметь практические навыки использования наиболее распространенных обработок.
Все прикладные музыкальные программы условно можно разделить на несколько больших групп:
· VST и DX модули обработки сигнала;
· VSTi и DXi синтезаторы;
В свою очередь эти классы включают в себя различные программы, которые отличаются друг от друга в основном фирмой-производителем и интерфейсом, возможностями и заводскими настройками (пресетами).
Аудиоредакторы могут отличаться в зависимости от их предназначения. Самые простые из них имеют ограниченные возможности по редактированию звука и минимальное количество поддерживаемых аудиоформатов. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых — плагинов. Звуковые данные графически представляются в виде последовательности отсчетов. Основные задачи аудиоредакторов — запись и воспроизведение звука, преобразование его уровня, динамического диапазона, спектрального состава (АЧХ) звука, фазовых характеристик и многие другие задачи. Имеются многочисленные приборы контроля параметров. Большинство профессиональных аудиоредакторов отличаются лишь интерфейсом и некоторыми возможностями. Это такие программы как WaveLab, Sony Sound Forge, Cool Edit Pro. В данном курсе лекций рассмотрена работа с программой WaveLab фирмы Steinberg. Положительное отличие программы от других редакторов — возможность обработки аудиоматериала различными эффектами в реальном времени.
Секвенсор(sequence, последовательность) — устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в виде MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что MIDI-сообщения от устройств (например, от клавишного синтезатора, MIDI-клавиатуры, драм-машины) записываются во внутреннюю программную память для последующего воспроизведения. В настоящее время получили распространение программные секвенсоры — программы для персональных компьютеров ( FL Studio, Ableton Live, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Apple Logic Pro, PreSonus Studio), выполняющие секвенсорные функции. Помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они могут записывать, редактировать, обрабатывать и сводить многоканальный звук. Осуществлять вывод на печать ноты созданного произведения. Такие программы получили название DAW (Цифровая Рабочая Аудио Станция).
VST (DX) модули обработки сигнала и VSTi (DXi) синтезаторы — программные приложения, встраиваемые модули для хост-программ (платформ), в качестве которых используются аудиоредакторы и DAW. Следует отметить, что многие из этих приложений могут использоваться самостоятельно (Standalone).
Нотные редакторы — самостоятельные программы для набора, редактирования, распечатки, сохранения и озвучивания нотного текста. Возможности их велики: можно создавать целые партитуры любой сложности и для любогосотава оркестра, выводить для сохранения или на печать отдельные партии музыкальных инструментов в графическом виде, набирать текст вокальных произведений. Такие программы как Sibelius и Finale – лидеры среди нотных редакторов. Так же как и в случае с аудиоредакторами они мало отличаются своими возможностями. В курсе рассмотрены основные характеристики программы Sibelius. Более подробно нотные редакторы изучаются в дисциплине «Нотные издательские ситемы».
Классификация и особенности использования музыкальных программных средств
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
· программы для пения караоке,
· программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т.д.
Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной сиситемы Windows.
Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.
Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.
Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов.
В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов.
В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.
Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.
Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях.
Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.
Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений.
Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку.
Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для обучаемых. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Тема моей реферативной работы «Компьютерные музыкальные программы».
Актуальность данной темы определяется тем, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом образования. Музыкально-компьютерные программы – одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы.
Цель данной реферативной работы– анализ литературы с целью характеристики компьютерных музыкальных программ.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Проанализировать методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Дать характеристику компьютерным музыкальным программам.
3. Характеристика компьютерной музыкальной программы «Cubase».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных музыкальных программ в процессе обучения
В настоящее время количество программ для работы с музыкальными и речевыми сигналами растет в геометрической прогрессии вместе с увеличением мощности компьютеров. Программы постоянно усложняются и возможности их все время расширяются. В данной работе приведена приближенная классификация основных видов этих программ. Разумеется, предложенная ниже классификация не исчерпывает всех видов музыкальных программ, однако она позволяет дать некоторое общее представление о современных компьютерных музыкальных технологиях.
1. Программы для редактирования и цифровой обработки звука (музыкальные редакторы). Основные возможности этих программ предусматривают следующий набор функций:
– операции с файлами (запись, воспроизведение, импорт, сохранение и др.);
– редактирование (копирование, вырезание, увеличение или уменьшение громкости, микширование, инвертирование, реверс и др.);
– процессорная обработка (реверберация, эхо, хорус, дилей, флэн-жер, вибрато, эквалайзер, компрессия, сдвиг высоты тона и др.);
– работа с MIDI-интерфейсом (синхронизация по коду с MIDI-секвенсором, ввод информации с MIDI-клавиатуры, наличие виртуальной MIDI-клавиатуры и др.);
– синтез звука; синхронизация SMPTE;
– работа с видеофайлами и др.
К перечисленным выше собственным возможностям этих программ следует отнести возможность подключения дополнительных модулей (plug-in) – например, фирм Steinberg, Sonic Foundry,Waves и др., которые позволяют реставрировать записи, создавать виртуальные трехмерные звуковые поля и т. д. Все эти программы соответствуют единому стандарту Direct X, что позволяет работать с ними всем музыкальным редакторам.
Наиболее известные программы этой группы, используемые в настоящее время, – Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro и др.
2. Программы многоканальной записи и монтажа звука являются аналогами ленточных многодорожечных магнитофонов. Они позволяют записывать, микшировать и обрабатывать процессорами эффектов несколько независимых звуковых дорожек. Запись на жесткий диск имеет ряд преимуществ: мгновенный доступ к любому фрагменту, произвольный выбор последовательности фрагментов для воспроизведения, возможность не разрушающего монтажа, широкий выбор редакторских возможностей. Примером таких программ могут служить Samplitude Studio, Cool Edit Pro, Software Audio Workshop и др [5].
3. Виртуальные студии включают в себя программы, которые позволяют работать как с аудио- (цифровым звуком), так и с MIDI-дорожками (синтезированным звуком) в одном окне. Каждая из них имеет большой выбор эффект-процессоров, цифровых микшеров, синтезаторов, позволяет применять специальные MIDI-приемы редактирования (квантизацию, транспонирование, изменение тембров и выбор инструментов и т. д.) и может работать с любыми MIDI-устройствами. Примером таких программ могут служить Cubase VST SX, Cakewalk Sonar, Nuendo, Logic Audio Platinum, Reason и др.
4. Виртуальные синтезаторы: осуществляют программным путем имитацию различных типов синтезаторов (например, аналоговых). В них используются специальные постоянно совершенствующиеся математические алгоритмы, которые позволяют синтезировать сложные звуки различного тембра и мелодические последовательности, экспортировать синтезированный звук в стандартный звуковой файл, записывать и воспроизводить его. Кроме синтеза такие программы обычно используют банки записанных сэмплов (выступают в роли сэмплеров). Примером таких программ могут служить Reality, Audio Architect, Mellosoftron, Seq-303, MouSing, Gigasampler и др [7, 89].
5. Программы для создания MIDI-композиций: к их числу относятся, прежде всего, MIDI-секвенсоры – программы, позволяющие записывать, редактировать MIDI-сообщения и представлять их в виде треков. Как и в аппаратных секвенсорах, в них запоминается вся управляющая информация. Такие секвенсоры позволяют редактировать MIDI-сообщения (редактор списка, нотный редактор, редактор управления темпом, микшерный пульт и др.), обеспечивают возможность импорта/экспорта MIDI-файлов, работу с внешними MIDI-устройствами, содержат аранжировщик, логический редактор, обеспечивают возможность цифровой записи, редактирования звуковых файлов, вызова внешних редакторов и т. д. Примерами таких программ могут служить Cubase Audio VST, Cakewalk Pro Audio, Logic Audio, Music Time 3.0, Digital Orchestrator Plus, Concertware, Power Chords Pro, Recording Session, Studio 4 и др.
К этой же группе программ относятся автоаранжировщики, способные создавать музыкальные партии на основе заданной аккордовой схемы в разных музыкальных стилях и жанрах (Visual Arranger, Band and Box, Jammer Pro, Easy Keys и др.), музыкальные конструкторы, обеспечивающие создание музыкального файла на основе шаблонов или специальных алгоритмов (DoReMix, Koan X Platinum, Dance Machine и др.)
6. Нотные редакторы выполняют: представление звуковой информации в нотном виде с учетом общепринятых музыкальных символов; открытие одновременно нескольких нотных станов; поддержку различных музыкальных ключей; экспорт отдельной партии из партитуры; экспорт нотного текста в графический файл; печать со всеми символами; проигрывание нотного текста с помощью MIDI, конвертирование MIDI-файла в нотный текст и др [3].
К числу таких программ можно отнести Encore, Finale, Sibelius, Score и др. Имеются также программы, обеспечивающие перевод нот в MIDI-сообщение (Midiscan), конвертирование звукового файла в MIDI и нотный текст (Autoscore, Sound2Midi, AKoff Composer, Gama с использованием одного из перечисленных выше MIDI-секвенсоров).
7. Мультимедиа-плееры (аудиорекордеры, MIDI-плееры) предназначены для воспроизведения различных звуковых и MIDI-файлов, аудиокомпакг-дисков и др., при этом они обеспечивают управление процессом воспроизведения, изменение параметров исполнения, поиск нужных файлов, составление альбомов и др. (Winamp, Midi Master, Music Genie, Media и др.)
8. Обучающие музыкальные программы, которые сейчас активно развиваются, предназначены для решения различных задач: обучения теории музыки, развития слуха (Piano Professor, Music Lessons, Music Tutorial и др.), изучения музыкальной литературы (Midisoft Sound Explorer, Music mentor, Music Magic и др.), обучения игре на каком-либо инструменте (Midisoft Play Piano, The Jazz Guitarist, Chord Wizard) и обучения вокалу (Singing Tutor) и др.
Кроме этих программ, имеется большое разнообразие других программных продуктов, обеспечивающих работу с музыкальными файлами.
Таким образом, современные компьютеры, оснащенные набором специальных программ, обеспечивают технические средства для создания, записи и редактирования музыкальных произведений, т. е. являются по существу новым видом музыкальных инструментов.
Появление таких возможностей является базой для развития существующих и создания новых направлений в музыкальном искусстве (в т. ч. электронной или компьютерной музыки), а также основой для развития научных и технических исследований в области музыкальной акустики.
Начало XXI века отмечено формированием синтеза музыкального искусства, музыкальной акустики (как его естественнонаучной основы) и компьютерных технологий, что позволяет ожидать принципиально новых открытий во всех этих направлениях.
Глава 2. Методика использования компьютерной музыкальной программы «Cubase»
2.1. Техническое описание программы «Cubase»
Steinberg Cubase – профессиональное программное обеспечение для создания, записи и микширования музыки, выпущен в 1989 году Карлом Штейнбергом и Манфредом Рюрюпом, ими же была организована компания Steinberg [6].
Cubase оснащен всеми возможностями для создания профессиональных музыкальных композиций.
Программа Steinberg Cubase SX 3 принадлежит к числу наиболее мощных музыкальных редакторов профессионального уровня.
Современные компьютерные музыкальные редакторы универсальны. Они позволяют работать с музыкой и звуком на всех этапах создания композиции. Имея в своем распоряжении достаточно мощный компьютер со звуковой картой, MIDI-клавиатуру и микрофон, вы можете: сохранить наброски мелодии; гармонизировать и аранжировать произведение; подобрать самые подходящие для него звуки; записать голоса вокалистов и партии живых инструментов; обработать полученные треки различными эффектами; свести композицию, добившись необходимого громкостного, частотного баланса и наиболее впечатляющего распределения звуков на стереопанораме (или даже на круговой панораме); выполнить мастеринг; подготовить альбом для записи на различные носители. Словом, техника и программное обеспечение способны на многое, если только уметь ими пользоваться [5].
По существу программа Cubase SX переросла уровень, соответствующий понятию «музыкальный редактор», и стала полноценной виртуальной студией. За счет появления совершенных виртуальных синтезаторов, эффектов и обработок Cubase SX 3 все менее и менее нуждается в реальной студийной аппаратуре. Хотя при наличии таковой Cubase SX 3 прекрасно справляется с ролью программной среды, которая интегрирует виртуальные и аппаратные компоненты в эффективно функционирующее единое целое. При этом немаловажное значение имеет внедренная в Cubase SX 3 технология VST System Link, позволяющая распределять задачи, связанные с ресурсоемкими вычислениями, между несколькими компьютерами, объединенными в сеть.
К основным свойствам Cubase SX 3 можно отнести следующие:
– возможность записи и редактирования MIDI-композиций, наличие MIDI-эффектов;
– возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 32 бит;
– полная поддержка нескольких многоканальных форматов звука (surround) вплоть до формата 6.0;
– возможность работы с VST-плагинами и DX-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени);
– возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука;
– наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (VST-инструментов);
– наличие функции «замораживания» (Freeze) для VST-инструментов, позволяющей экономить ресурсы процессора;
– импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах;
– воспроизведение цифрового видео;
– представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений;
– графическое управление параметрами синтеза звука;
– микширование сигналов и управление студийным оборудованием;
– наличие удобных средств для работы с лупами;
– возможность объединения студийных компьютеров в сеть на основе технологии VST System Link;
– возможность совместной работы Cubase SX 3 с приложениями, поддерживающими протокол ReWire;
Совместно с Cubase SX 3 поставляются VST-инструменты. Управлять ими, как и настоящими синтезаторами/сэмплерами, можно и с помощью традиционных MIDI-команд, и с помощью данных автоматизации, записанных на MIDI-треки, в виде огибающих (интерактивных графиков изменения тех или иных параметров).
В комплект поставки Cubase SX 3 включено большое количество VST-аудиоплагинов, отличающихся способностью к управлению посредством автоматизации и наличием большого количества интересных пресетов. Здесь и виртуальные приборы динамической обработки, и частотные фильтры, и множество самых различных звуковых эффектов (от банальной реверберации до экзотического модулятора, придающего голосу звучание, которое могло бы возникнуть, если бы наши голосовые связки были сделаны из металла). Имеются средства поддержки внешних управляющих устройств. Можно отредактировать таблицу закрепления ударных инструментов за клавишами MIDI-клавиатуры. Есть специальный редактор, предназначенный для создания партий ударных инструментов. Нотный редактор, входящий в Cubase SX 3, по своим возможностям сравним с лучшими образцами специализированных программ, предназначенных для подготовки партитур к изданию. Клавишный MIDI-редактор позволяет записывать музыку пользователям, не владеющим нотной грамотой. Редактор-список сообщений обеспечивает прецизионную точность установки значений параметров синтеза, длительностей и моментов извлечения звуков.
2.2. Вариант методики обучения по программе «Cubase»
В своей работе нами описана методика, разработанная Потаповй Я. В., педагогом по синтезатору. Методика состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет несколько важных подпунктов.
Знакомство с программой.
Является одним из самых важных пунктов, так как на этом этапе формируется интерес и потребность к получению новых знаний.
Желательно чтобы был воспроизведен результат работы в данной программе (какой-либо музыкальный фрагмент или музыкальный пример).
Установка программы на компьютер.
При установке программы часто возникает много сложностей, поэтому необходима определенная практика в установке программы на компьютер, при этом особое внимание надо уделить параметрам компьютера и техническим характеристикам звуковой карты.
Настройки программы.
Часто возникают ошибки при неправильных настройках – могут неправильно работать некоторые необходимые функции, поэтому данный пункт должен быть рассмотрен особенно внимательно.
Необходимые условия для профессиональной работы с программой.
Помещение, оборудованное звуко и шумоизоляцией.
Классификация музыкальных программ
2.1 Классификация музыкальных программ
На «Радио России» очень много музыкальных программ, мы насчитали их 46. Они рассчитаны на любой вкус и на любой возраст. Мы выявили несколько классификаций по различным признакам.
По жанру программы. Информационные – радиосообщение (например, «Этот безумный мир»), репортаж, например с концерта. Самый распространенные аналитические – беседа, обозрение и обзор, реже комментарий и корреспонденция.
По музыкальному жанру:
а) рок-программы(«Аэростат», «Высокое напряжение», «Рок программа»),
б) джаз-программы(«Когда нехватает джаза»),
в) блюз-программы («Доктор Блюз»),
г) поп-программы («Лучшие песни страны», «Звездный мост»)
д) программа о классике и др.
По возростному критерию
а) для взрослого населения («В нашу гавань заходили корабли»),
б) для молодых («Этот безумный мир»),
в) детские («Детскотека», «Пять с плюсом»).
а) для военнослужащих («Слушай солдат»),
б) для заключенных («Калина красная»),
в) программы по заявкам («Встреча с песней», «Здравствуй, добрый человек»,
г) программы посвященные музыкальным фестивалям и конкурсам («Живой концерт», «Моя консерватория»),
д)программы о жизни и творчестве музыкантов («Виват, маэстро!», «Музыкальная история»),
е) программы о музыке кино и мюзиклов («Саунд-трек», «Мюзик-холл») и др.
2.2 Музыкальных программы «Радио России»
Рассмотрим более конкретно некоторые программы.
Программа «Музыка по пятницам» с Д. Добрыниным. В программе музыканты в открытом разговоре рассказывают о неизвестных страницах своего творчества и представляют песни. Гостями выпусков программы были: Группа «Агата Кристи», основатели группы «Крематорий» Армен Григорян и Виктор Троегубов, Вилли Токарев, известная питерская рок-группа «Пикник», кантри-группа «Гроссмейстер», Татьяна Литвиненко и Алексей Стратонов из группы «Квартал», королева панк-кабаре Наталия Медведева, народный артист России, композитор Вячеслав Добрынин, создатель группы «СерьГа» Сергей Галанин, группа «Калинов мост» и ее создатель Дмитрий Ревякин, а также многие другие известные музыканты. Эту программу по своей классификации мы относим к программе о роке, по аудитории она рассчитана на среднее и старшее поколение.
Программа Б. Гребенщикова «Аэростат». Известный музыкант Борис Гребенщиков 22 мая 2005 года начал карьеру радиоведущего. Теперь еженедельно по воскресеньям он ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».
“Когда-то мир был маленьким
Теперь мир стал большим,
А Земля уменьшилась
До размеров спутниковой тарелки”[6].
И радио может помочь ориентироваться в этом большом и новом мире – услышать музыку незнакомой речи и узнать что-то знакомое в экзотических ритмах – то есть то, что объединяет, а не разъединяет человечество. В народе музыка почти всегда часть образа жизни. Ничего кроме звуков радиоэфир передать не может, и чтобы хоть как-то ощутить единство песни и жизни, можно в прямом смысле слова попробовать его на вкус – благодаря несложным кулинарным рецептам, которые ведущий программы сначала пробует сам. Так что подзаголовок цикла «Хождение за три моря»: пять песен пяти континентов, и – два слова о том, что там, на этих пяти континентах, едят, то есть слушают. Объединенный выпуск программ Дмитрия Ухова/Афанасия Никитина «Хождение за три моря/Вся музыка мира» был назван в числе лучших программ 2000-го года среди стран-участниц Европейского радиовещательного союза в конкурсе мировой музыки радиостанции «Немецкая волна».
Программа «В нашу гавань заходили корабли». Передача «В нашу гавань заходили корабли» появилась в 1991 году на «Радио Россия» и сразу полюбилась народом.
Репертуар передачи – песни, которые мы пели вечерами на кухне вместе с соседями. Эти песни появились по большей части из народа, несомненно, все они имеют своих авторов, но в связи с тем, что эти песни ушли в народ, они «улучшались». Эти песни наш народ с гордостью может называть своими. «В нашу гавань заходили корабли…» – передача для всех тех, кто любит песни, шутки, хорошую компанию, общение, одним словом, для жизнелюбивых и жизнедеятельных людей. В программе звучат песни дворовые, студенческие, вагонные, неофициальные, военные, мещанские, купеческие, тюремные, песни политзаключенных, беспризорных, жестокий романс.
Передача «В нашу гавань заходили корабли» была в свое время маяком сквозь завесу тоталитаризма. Эти песни в студии может петь любой приглашенный гость: от студента и рабочего до актера, профессора, режиссера, политического деятеля, и, наконец, президента. Конечно, если эти люди помнят песни со времен своего детства, молодости, студенческих лет.
Задача программы: всей страной вспомнить, восстановить русский дворовый фольклор, ранее запрещенный официальной партийной цензурой, и через эфир вернуть его людям.
Программа «Доктор Блюз». Алексей Калачев знакомит слушателей с новинками блюза, а также с артистами, давно заслужившими любовь и признание публики.
Автор и ведущий программы «Доктор Блюз» Алексей Калачёв – радиожурналист, в профессии с 1982 года.
Первым в СССР в середине 80-х выпустил в эфир серию блюзовых программ о Мадди Уотерсе (Muddy Waters), Би Би Кинге (B. B. King), Джоне Мейолле (John Mayall) и других, также регулярно готовил сюжеты о новостях и персонах блюза для программы В. Татарского «Музыкальный глобус» вплоть до 90-х годов и для «Молодежного канала» радио «Юность». Автор ряда публикаций о блюзе в прессе.
В марте 1994 года в эфир впервые вышла программа «Доктор Блюз», после чего она некоторое время кочевала по столичным радиостанциям. Сейчас программу «Доктор Блюз» можно слушать по средам на «Радио России».
Всё это время «Доктор Блюз» был не только радиопередачей. В середине 90-х основан «Фэн-клуб программы «Доктор Блюз», сессии которого еженедельно проходили в клубе в районе Беляево. Многие ведущие исполнители отечественного блюза регулярно начали выступать именно в организованном А. Калачёвым концертном зале. Благодаря деятельности Алексей Калачёва у блюзовой музыки в России появилось множество новых поклонников.
«Акустика». Ежемесячной часовая программа живой музыки. Ведущий программы Владислав Борецкий.
Программа «Когда не хватает джаза» с А. Колосовым. Алексей Колосов известен не только как радиоведущий, но и как музыкант. Возможно, именно поэтому столь многогранно представлена музыка в его программе.
В передаче отслеживаются все стили и направления джаза: от Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд до Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси и Фрэнка Синатры.
Сложно выделить какую-либо одну основную идею джаза, поскольку это концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур.
Джаз оказал глубокое воздействие на культуру в целом не только в силу своей значительной популярности, но и благодаря той важной роли, которую он сыграл в формировании многих форм популярной музыки, развившихся вокруг него и из него.
АЛЕКСЕЙ КОЛОСОВ родился в Москве 8 ноября 1958 г. в знаменитой семье народных артистов СССР актрисы Людмилы Ивановны Касаткиной и кинорежиссера Сергея Николаевича Колосова.
В 1980 г. закончил МГУ им. Ломоносова факультет журналистики. Параллельно учился и в 1982 г. окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу классической гитары. В 1989 г. в ГИТИСе защитил кандидатскую диссертацию на тему «Театрализованные формы джазовой импровизации». До сих пор Алексей Колосов остается единственным джазовым журналистом, имеющим степень кандидата искусствоведения.
Профессиональная деятельность музыканта для него началась в 1983 г. с работы в эстрадных коллективах и камерном джаз-ансамбле «Полюс». А чуть позже, с 1987 г., Алексей стал вести свои авторскую программу о джазе на радиостанции «Юность», а также «Молодежный канал» на этой же радиостанции. С 1991 г. и по настоящее время работает на «Радио России», ведет авторскую программу «Когда не хватает джаза».
На счету у Алексея 4 фильма, к которым он написал музыку: «Дневник профессора Готье» к/с «Мосфильм» (1995г.), «Судья в ловушке» к/с «Мосфильм» (1998г.), «Игра в джин» к/с «Мосфильм» (1999г.), «Последняя лента Креппа» к/с «Мосфильм» (2000г.).
«Дорогая передача» – уникальный проект «Радио России», в котором звезды российской эстрады выступают в качестве ведущих концерта по заявкам. Время выхода программы: ежедневно по будням.
Программа Виктора Татарского «Встреча с песней». Передаче «Встреча с песней», которую любят несколько поколений радиослушателей, более 35 лет. Впервые передача продолжительностью в один час появилась на волнах Всесоюзного радио 31 января 1967 года. Потом она достойно выдержала многие перестроечные испытания и, став короче на десять минут, всё же сохранилась в эфире – теперь уже «Радио России». Ведет её, как всегда, Виктор Татарский, который на вопрос, предполагал ли он, что передаче суждена долгая жизнь, ответил так: «Я ничего не загадывал. Шёл потихоньку, как говорят французы, «шаг за шагом – далеко уйдёшь»[8].
Виктор Татарский принёс в музыкальную редакцию Всесоюзного тогда радио идею и название передачи. С самого начала и до 1985 года в качестве редактора ему помогала Тереза Владиславовна Рымшевич. Её роль, особенно на первых порах, была велика. Она давно работала на радио и хорошо знала то, чего не знал сам автор. Была знакома со многими композиторами – с Соловьёвым-Седым, а раньше с Дунаевским. Терезу Рымшевич сменила Татьяна Сергеевна Зубова. Сейчас Виктор Татарский обходится без редакторов. Невозможно найти человека, который, как и автор, находился бы абсолютно, что называется, «в материале».
Когда в 1967 году начиналась «Встреча», это для того времени было неслыханно: на официальном радио появилась передача в форме доверительной беседы. Но, как ни странно, года полтора жизнь была довольно спокойная. Автору удалось реабилитировать многие запрещённые и неизвестные произведения. Например, из репертуара Леонида Утёсова. А после событий августа 1968 года началось дикое цензурное давление. Крамолу искали буквально во всём, особенно в песнях, о которых писали слушатели.
Виктор Татарский часто повторяет, что «Встреча» – не «концерт по заявкам». Важна история, связанная с песней, ставшей чем-то дорогим в судьбе человека. Подчас в письмах радиослушателей звучат настоящие исповеди о несложившейся жизни, беспросветной бедности, страшном одиночестве. Однако то, что по-настоящему страшно, в эфир не идёт, ибо нельзя напрягать миллионы людей. На такие письма В. Татарский отвечает лично.
Когда автор читает письмо, он уже знаком с ситуацией. И не просто рассказывает о ней, а реагирует. Как человек, имеющий определённый жизненный опыт. Он не является судьёй и уж тем более не дает никаких советов. Просто пытается вывести пишущего ему человека из тяжёлого состояния. Иногда слова меньше значат, чем пауза, которая может возникнуть совершенно неожиданно. Как говорит В. Татарский, «к моменту записи передачи знаешь, что скажешь, и не знаешь – как. Вот это «как» и должно родиться у микрофона. «Встреча с песней» – не спектакль, поставленный режиссёром, это в чистом виде импровизация»[9].
Программа «Экзотика». Ассоциация «Экзотика», возглавляемая известным теле- и музыкальным продюсером Андреем Борисовым, по сути является первым отечественным мультимедийным проектом, охватившим все возможные сферы современной музыкальной культуры.
За время существования было создано более сотни выпусков телевизионных программ, выходивших на каналах РТР, ТВ-Центр, ОТРК «ЮГРА», а также более тысячи радиопрограмм (Радио России, SNC, Ракурс, Станция). Было проведено четыре музыкальных арт-видео-фестиваля «Экзотика» в Ижевске, Калининграде, Сочи, и Санкт-Петербурге. Опубликовано два выпуска ставшего библиографическим раритетом альманаха, посвященного проблемам развития современного музыкального искусства. Регулярно организовываются выступления отечественных исполнителей на различных фестивалях, в том числе и зарубежных.
Но уже в ноябре коллектив единомышленников (Андрей Борисов, Ирина Варламова, Дмитрий Великанов, Денис Ларионов) покинул «Программу А» и занялся созданием собственных программ «Экзотика» и «Виниловые джунгли». Первый эфир «Экзотики» на канале РТР состоялся в январе 1992 года, но еще до этого, в декабре, одноименная передача появилась на Радио России под эгидой молодежного канала «4/4». Параллельно запустилась «Экзотика» на SNC вместе с Алексеем Борисовым.
Концепция «экзотических» проектов исходила из стремления познакомить аудиторию с необычной, творческой, художественно-состоятельной, но выходящей за рамки мейнстрима музыкой. В то время подобная культура игнорировалась СМИ в силу разных причин (хотя чаще всего дело было в коррумпированности и банальном отсутствии компетентности у соответствующих кадров), поэтому для того, чтобы сделать эту музыку доступной, использовался весь медиа-потенциал. Намерения диктовать вкусы и объяснять, что плохо, а что хорошо, не было. Зрителям и слушателям просто предлагалось узнать что-нибудь новое для себя и расширить свои горизонты, получив тем самым возможность выбора.
«Экзотика» всегда пропагандировала самую свежую, оригинальную и прогрессивную музыку. Огромные усилия тратились на поддержку и продвижение отечественных талантов из различных регионов России, поиском которых целенаправленно занималась Ассоциация. Поэтому на определенном этапе создание собственного лейбла Exotica стало очередным вполне логичным шагом, который и был совершен в 1996 году.
В этой части главы мы разобрали, конечно же, не все программы, а только те которые уже очень много лет существуют на «Радио России». На самом же деле сейчас на радио насчитывается более 40 музыкальных передач.
радио музыкальная аудитория ведущий
Мы проанализировали музыкальные программы на «Радио России». Для начала мы определили формат радиостанции «Радио России»: общественно-политический. Кратко рассмотрели историю становления радиостанции, её специфику.
Во всех программах очень важна роль ведущего. Это глубокий аналитик, в какой то мере советчик, помощник. С радио сотрудничают такие известные в мире музыки люди, как Б. Гребенщиков, А. Колосов, В. Татарский, А. Троицкий.
Гости программ – это всегда очень интересные люди и собеседники.
На радио не бывает “проходных программ”, каждая по-своему знакова. Она соотносится либо с особой музыкальной датой, либо с именем музыканта, событием. Все программы очень интересные, у каждой найдется свой слушатель, и не просто слушатель, а слушатель-мыслитель. Это программы не просто для развлечения, как на многих ФМ-волнах.
2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие / А.А. Тертычный. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 320 с.;
3. Радиожурналистика./Под редакцией профессора A.A. Шереля. – М.:Издательство Московского университета., 2000. – 368с.
4. http:// www. radiorus. ru
[1] Малый энциклопедический словарь: В 4т. Т.3/ Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. – М.: ТЕРРА, 1994. – 536 с.: ил.