программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит

Статья 68. Среднее профессиональное образование

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 68 настоящего Федерального закона

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Информация об изменениях:

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Источник

Программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации[1]. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации — уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения:

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы:

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

— федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

— примерный учебный план,

— примерный календарный учебный график,

— примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам:

— образовательным программам дошкольного образования;

— образовательным программам начального общего образования;

— образовательным программам основного общего образования;

— образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

— образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

— основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»)[2].

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»[3] к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

— внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

— технического обеспечения функционирования реестра;

— автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

— предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

— обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

— обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Комментируемым Законом предусмотрены случаи, когда уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

В соответствии с ч. 7 ст. 76 типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» соответствующими полномочиями наделено Министерство транспорта РФ.

В ч. 3 ст. 82 закреплено, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения России. Реализуя данные полномочия, Минздрав России принимает соответствующие приказы. Например: Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»»[4], Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология»»[5] и т. д.

В ч. 3 ст. 85 предусмотрено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются Министерством транспорта РФ (например, Приказ Минтранса России от 3 июня 2015 г. № 181 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Начальная подготовка рядового состава для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах»»[6]).

В соответствии с ч. 2 ст. 85.1 комментируемого Закона приказом Минтранса России утверждаются типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 8 сентября 2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»[7]).

В ч. 15 комментируемой статьи содержится положение, в соответствии с которым уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения.

Так, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 85 комментируемого Закона Минтранс России утверждает типовые программы профессионального обучения (например, Приказ Минтранса России от 26 марта 2015 № 50 «Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения профессии «Приемщик поездов»»[8], Приказ Минтранса России от 27 февраля 2014 г. № 55 «Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос»»[9], Приказ Минтранса России от 17 июля 2014 г. № 188 «Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями»[10] и т.д.).

Федеральные государственные органы могут наделяться полномочиями по разработке и утверждению примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения не только в силу предписаний комментируемого Закона, но и в соответствии с нормами иных федеральных законов. Так, например, в силу Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[11] определено, что типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов и частных охранников разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел (МВД России), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России).

[1] Не все образовательные программы включают формы аттестации (например, формы аттестации отсутствуют в образовательных программах дошкольного образования).

Источник

Программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Источник

Программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит

программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит. gor doc obzor. программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит фото. программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит-gor doc obzor. картинка программа подготовки квалифицированных рабочих служащих что это значит. картинка gor doc obzor. См. комментарии к статье 68 настоящего Федерального законаОбзор документа

Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)

1. Общие положения

1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования.

1.3. Нормативно-правовую основу реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования составляют:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);

— письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 г. N ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);

— письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 г. N 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»);

— приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2013 г. N 29200).

1.4. Применение настоящих Методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

2. Содержание общеобразовательного цикла

2.2. Конкретный срок реализации среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования образовательная организация определяет самостоятельно в пределах первого года обучения.

2.3. Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования находит отражение в общеобразовательном цикле учебного плана.

2.6. В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях, при этом учебные предметы принято разделять на:

2.8. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:

2.9. Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена), руководствуясь приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2013 г. N 30861).

2.10. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне):

учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,

дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,

общие для включения во все учебные планы учебные предметы.

2.11. Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей, определенных ФГОС СОО:

Русский язык и литература;

Родной язык и родная литература;

Математика и информатика;

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

2.12. Учебный план по профилю и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.

2.13. Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:

3) «Иностранный язык»,

5) «История» (или «Россия в мире»),

6) «Физическая культура»,

7) «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2.14. Образовательная организация должна предусмотреть освоение результатов ФГОС СОО по одному из предметов обязательной предметной области «Родной язык и родная литература». Образовательная организация в рамках общеобразовательного цикла обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации. В этом случае предусматривается изучение предмета «Родной язык». В случае отсутствия такой необходимости, образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература», перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет «Литература» для изучения произведений из блока «Родная (региональная) литература» и «Литература народов России».

2.15. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

2.16. При этом учебный план профиля должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

2.17. Также в учебный план для усиления профиля могут включаться дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, «Конструирование и 3D-моделирование», «Математическое моделирование процессов», «Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике», «Робототехника» и др.).

2.18. Учебный план формируется следующим образом:

2.19. Для формирования учебного плана образовательной организации необходимо:

1) определить профиль;

2) выбрать обязательные, общие для всех профилей, предметы, не менее одного предмета из каждой предметной области (базовые учебные предметы);

3) с учетом профиля включить в учебный план не менее 3 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, которые будут определять профиль профессионального образования с учетом специфики получаемой профессии или специальности (профильные учебные предметы);

4) дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами);

5) при необходимости, дополнить учебный план обязательными учебными предметами из числа дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся (элективными курсами), учитывая ограничения в 11 (12) учебных предметов;

6) завершить формирование вариативной части учебного плана дополнительными учебными предметами, курсами по выбору (элективными, факультативными курсами);

7) определить объем часов, отводимый на изучение выбранных учебных предметов, элективных курсов, формы промежуточной аттестации;

8) провести проверку, корректировку (при необходимости) часов учебного плана.

2.20. Объем обязательной части общеобразовательного цикла учебного плана ООП СПО должен составлять не более 80% от общего объема часов, отведенного на изучение данного цикла.

Вариант распределения уровней изучения учебных предметов в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО

Предметная областьУчебный предметУровень изучения предмета
базовыйуглубленный
Русский язык и литератураРусский языкбазовыйуглубленный
Литературабазовыйуглубленный
Родной язык и родная литератураРодной языкбазовыйуглубленный
Родная литературабазовыйуглубленный
Иностранные языкиИностранный языкбазовыйуглубленный
Второй иностранный языкбазовыйуглубленный
Общественные наукиИстория Россия в миребазовый базовыйуглубленный
Экономикабазовыйуглубленный
Правобазовыйуглубленный
Обществознаниебазовый
Географиябазовыйуглубленный
Математика и информатикаМатематикабазовыйуглубленный
Информатикабазовыйуглубленный
Естественные наукиФизикабазовыйуглубленный
Астрономиябазовый
Химиябазовыйуглубленный
Биологиябазовыйуглубленный
Естествознаниебазовый
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый
Экологиябазовый
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый
Индивидуальный проект*

* проводится за счет времени, отведенного на освоение учебного предмета

Примерные варианты распределения часов для последующего выбора учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровнях

Предметная областьУчебные предметы базового уровняКол-во часовУчебные предметы углубленного уровняКол-во часов
Русский язык и литератураРусский язык39Русский язык117
Литература117Литература156
Родной язык и родная литератураРодной язык39Родной язык78
Родная литература78Родная литература117
Иностранные языкиИностранный язык117Иностранный язык156
Второй иностранный язык78Второй иностранный язык117
Общественные наукиИстория Россия в мире78 78История156
География39География117
Экономика39Экономика78
Право39Право78
Обществознание78
Математика и информатикаМатематика156Математика234
Информатика39Информатика156
Естественные наукиФизика78Физика117
Астрономия39
Химия39Химия117
Биология39Биология117
Естествознание117
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культура117
Экология39
Основы безопасности жизнедеятельности39
Индивидуальный проект**

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана технологического профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикауглубленный234
Информатикауглубленный156
Иностранные языкиИностранный языкбазовый117
Естественные наукиФизикауглубленный117
Астрономиябазовый39
Общественные наукиИстория/Россия в миребазовый78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана естественно-научного профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикауглубленный234
Информатикабазовый39
Иностранные языкиИностранный языкбазовый117
Естественные наукиХимияуглубленный117
Биологияуглубленный117
Астрономиябазовый39
Общественные наукиИстория/Россия в миребазовый78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана гуманитарного профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикабазовый156
Иностранные языкиИностранный языкуглубленный156
Естественные наукиЕстествознаниебазовый78
Астрономиябазовый39
Общественные наукиИстория/Россия в миреуглубленный156
Обществознаниебазовый78
Правоуглубленный78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана социально-экономического профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикауглубленный234
Иностранные языкиИностранный языкбазовый117
Естественные наукиАстрономиябазовый39
Общественные наукиГеографияуглубленный117
Экономикауглубленный78
Обществознаниебазовый78
История/Россия в миребазовый78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

2.21. Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественно-научный» программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

2.22. Интегрированный курс учебного предмета «Естествознание» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и может включать несколько учебных предметов из предметной области «Естественные науки» с учетом специфики профессии/специальности.

2.25. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов может быть организована в форме практической подготовки.

2.26. Образовательные организации, осуществляющие реализацию программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, оценивают качество освоения учебных предметов общеобразовательного цикла в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

2.27. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

2.29. Индивидуальный проект оценивается в рамках осваиваемого одного или нескольких учебных предметов.

2.30. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и по одному из общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне с учетом получаемой профессии/специальности. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждому учебному предмету и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых 2-х месяцев с начала обучения.

2.31. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой выдается аттестат о среднем общем образовании (при наличии государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе). К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

2.32. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена.

2.33. Образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают рабочие программы общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и спецификой получаемой специальности или профессии.

2.34. Рабочие программы общеобразовательных учебных предметов являются составной частью программно-методического сопровождения образовательной программы среднего профессионального образования.

3. Примерное распределение профессий и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования

3.1. Образовательные организации в соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199, самостоятельно распределяют профессии и специальности по профилям профессионального образования с учетом специфики образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования.

3.2. Примерное распределение профессий по профилям профессионального образования:

05.00.00 Науки о земле (профессия 05.01.01 Гидрометнаблюдатель);

08.00.00 Техника и технологии строительства;

09.00.00 Информатика и вычислительная техника;

11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;

12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;

18.00.00 Химические технологии (за исключением профессии 18.01.02 Лаборант-эколог);

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (за исключением профессий 19.01.02 Лаборант-аналитик, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша);

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

22.00.00 Технологии материалов;

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;

24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

29.00.00 Технологии легкой промышленности (за исключением профессий 29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви), 29.01.04 Художник по костюму, 29.01.07 Портной, 29.01.09 Вышивальщица, 29.01.10 Модистка головных уборов, 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);

38.00.00 Экономика и управление (38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);

43.00.00 Сервис и туризм (43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования);

53.00.00 Музыкальное искусство;

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (54.01.14 Резчик);

55.00.00 Экранные искусства.

18.00.00 Химические технологии (профессия 18.01.02 Лаборант-Эколог);

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (10.01.02 Лаборант-эколог, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.13. Обработчик птицы и кроликов (при освоении квалификации Приготовитель кулинарных изделий из мяса птицы и кроликов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша));

34.00.00 Сестринское дело;

36.00.00 Ветеринария и зоотехния;

43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.04 Повар судовой, 43.01.09 Повар кондитер, 43.01.08 Аппаратчик химической чистки);

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (профессии 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества, 54.01.20 Графический дизайнер).

29.00.00 Технологии легкой промышленности (29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви); 29.01.04 Художник по костюму; 29.01.07 Портной; 29.01.09 Вышивальщица; 29.01.10 Модистка головных уборов; 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.01.24 Управляющий сельской усадьбой);

38.00.00 Экономика и управление (за исключением профессии 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);

39.00.00 Социология и социальная работа;

42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;

43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.01 Официант, бармен, 43.01.02 Парикмахер, 43.01.03 Бортпроводник судовой, 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте);

46.00.00 История и археология;

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (за исключением профессий 54.01.14 Резчик, 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества).

3.3. Примерное распределение специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования:

05.00.00 Науки о земле;

08.00.00. Техника и технологии строительства;

09.00.00 Информатика и вычислительная техника;

10.00.00 Информационная безопасность;

11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;

12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (20.02.04 Пожарная безопасность);

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

22.00.00 Технологии материалов;

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (за исключением специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);

24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;

25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

27.00.00 Управление в технических системах;

29.00.00 Технологии легкой промышленности;

31.00.00 Клиническая медицина (31.02.04 Медицинская оптика);

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);

44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).

18.00.00 Химические технологии;

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (за исключением специальности 20.02.04 Пожарная безопасность);

31.00.00 Клиническая медицина (за исключением специальности 31.02.04 Медицинская оптика);

32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина;

34.00.00 Сестринское дело;

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (за исключением специальностей 35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);

36.00.00 Ветеринария и зоотехния;

38.00.00 Экономика и управление (38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров),

44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);

38.00.00 Экономика и управление (за исключением специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров);

39.00.00 Социология и социальная работа;

42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;

43.00.00 Сервис и туризм;

44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля);

46.00.00 История и археология.

44.00.00 Образование и педагогические науки (за исключением специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям);

49.00.00 Физическая культура и спорт;

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;

52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество;

53.00.00 Музыкальное искусство;

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств;

55.00.00 Экранные искусства.

4. Примерный вариант общеобразовательного цикла учебного плана образовательной программы с учетом профиля

Обзор документа

Минпросвещения подготовило Методические рекомендации, которые помогут усовершенствовать подходы к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профобразования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена).

Применение рекомендаций не проверяется органами госконтроля (надзора).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *