программа тмс логистика что это такое
TMS-система: что это и как выбрать подходящую?
Управлять грузоперевозками можно по-разному. Кто-то до сих пор обходится электронными таблицами, а кто-то следит за грузами через ERP-систему. Однако функционала большинства подобных систем часто не хватает, чтобы полноценно управлять логистикой в компании.
Оптимальное решение – интегрировать ERP-систему с TMS (transportation management system – системой управления грузоперевозками). В этой статье вы поближе познакомитесь с понятием TMS-системы: что это такое и по каким критериям стоит подбирать вариант для компании.
Что такое TMS?
TMS – важная часть управления цепью поставок. Это набор инструментов, который позволяет поставщикам, перевозчикам и заказчикам автоматизировать логистические процессы, сокращать расходы на перевозки и экономить время.
Качественная TMS дает компании следующие преимущества, помогая:
Почему выбрать подходящую TMS-систему сложно?
Сложности при выборе TMS-системы примерно те же, что и при выборе любого другого масштабного программного решения. Чтобы адекватно оценить трудозатраты и финансовые вложения, нужно время, и сторонам не всегда удается договориться из-за недопонимания.
Дело в том, что представители отдела, которому требуется программное решение (в данном случае – отдела транспортной логистики), зачастую достаточно далеки от сферы IT. Поэтому требования к ПО сотрудники формулируют своими словами, а разработчик не всегда погружен в бизнес компании. Из этой ситуации есть два выхода:
Как выбрать TMS-систему?
Сейчас с цепями поставок по всему миру работают десятки TMS-систем: от международных гигантов вроде SAP и Oracle до небольших решений от стартапов. Их количество растет все быстрее, поэтому отталкиваться стоит не от раскрученного бренда, а от функционала системы и задач компании.
Вот 5 критериев, по которым мы рекомендуем выбирать TMS-систему.
1. Облачные технологии
Большинство современных TMS-систем работают с облачными технологиями. Это позволяет участникам цепи поставок оперативнее получить доступ к процессам и качественнее синхронизирует данные, а работа с грузоперевозками становится значительно прозрачнее.
Но есть нюанс: прежде, чем внедрить облачную TMS, убедитесь, что ее серверы расположены на территории России – этого требует законодательство РФ. В обратном случае у компании могут возникнуть проблемы, если органы надзора решат провести проверку.
2. Гибкость
TMS-система – это не «коробочное» решение, которое достаточно внедрить и запустить. У каждой компании своя специфика грузоперевозок, поэтому одна и та же система может работать для двух клиентов совершенно по-разному. Поэтому при выборе TMS-системы важно понимать, готовы ли разработчики подстроить ее под задачи компании.
Стоит также убедиться, что разработчики будут постоянно поддерживать и совершенствовать продукт. Некоторые ограничиваются внедрением TMS и стартовыми доработками, после чего закрывают проект и оставляют исходники у себя. Компания в таком случае уже не сможет поменять функционал системы, если логистические процессы изменятся в будущем.
3. Функционал «из коробки»
В продолжение вышесказанного: функционал, который TMS предлагает на старте, тоже важен при выборе системы. Разработчики не всегда готовы кардинально переработать механизм TMS или добавить новый модуль, без которого обходились все предыдущие клиенты.
К примеру, одна из важнейших опций качественной TMS – маршрутизация. Многие системы не предлагают ее на старте, вместо этого разработчики настраивают обычное отслеживание груза из пункта А в пункт Б. Однако это не поможет водителю построить маршрут, перестроить его из-за непредвиденных обстоятельств или рассчитать расход топлива.
4. Компетентность сотрудников
Как уже говорилось выше, создатели TMS-системы должны понимать не только собственный продукт, но и разбираться в бизнес-процессах клиента. Недопонимание между разработчиками и логистами во время сотрудничества так же опасно, как и на старте.
Например, если отдел логистики ведет статистику на уровне продукта, ему нужно получать данные о каждом бренде отдельно: отслеживать счета, накладные и так далее. Разработчики TMS должны понимать, сможет ли система обеспечить подобную детализацию.
5. Сроки
Внедрение TMS-системы – трудозатратный и долгий процесс. На первый взгляд может показаться, что чем быстрее заработает новое решение, тем лучше для компании. Но это не так.
Если разработчик называет слишком короткий срок (например, 2-3 месяца), велика вероятность, что они предложат «коробочное» решение и не станут погружаться в бизнес-процессы. И наоборот: если внедрение занимает около года, это слишком долго.
Хороший средний показатель – 5-7 месяцев.
Какую TMS-систему выбрать?
Облачных TMS с серверами в России не так много. Один из наиболее оптимальных вариантов – система Artlogic. Она обеспечивает полный и прозрачный контроль над логистическими процессами и позволяет снизить расходы на грузоперевозки на 10-15%.
На данный момент Artlogic пользуются такие крупные игроки российского сегмента FMCG, как Johnson & Johnson и Bacardi.
Пользуется ли ваша компания TMS-системой или только планирует ее внедрить? Расскажите об этом в комментариях и поделитесь статьей с коллегами. Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые полезные материалы о логистике и грузоперевозках.
Что такое система Transportation Management?
Система управления транспортными перевозками (Transportation Management System, TMS) — логистическая платформа, использующая технологии, чтобы помогать предприятиям планировать, выполнять и оптимизировать физическое перемещение товаров, как входящих, так и исходящих, а также обеспечивать соответствие поставки требованиям и наличие нужной документации. Система такого типа обычно является частью более крупной системы управления логистическими цепочками (supply chain management, SCM).
TMS, которую иногда называют решением по управлению перевозками или программным обеспечением для управления перевозками, обеспечивает видимость ежедневных транспортных операций, документацию и информацию по соблюдению норм торговли и своевременную доставку грузов и товаров. Система Transportation Management также оптимизирует процесс отгрузки и облегчает предприятиям задачу управления и оптимизации транспортных операций по суше, воздуху или морю.
Transportation Management и управление цепями поставок
Помимо управления транспортными перевозками, другие компоненты типичной системы SCM включают закупки, управление жизненным циклом продуктов, планирование цепочки поставок, управление заказами, производство, запасы и управление складскими операциями.
Почему важно иметь систему Transportation Management
Система Transportation Management играет центральную роль в цепях поставок, влияя на каждую часть процесса, от планирования и закупок до логистики и управления жизненным циклом продукта. Благодаря полной прозрачности, обеспечиваемой эффективной системой, планирование и выполнение перевозок осуществляются более эффективно, а соответственно, растет и удовлетворенность клиентов. Это в свою очередь ведет к увеличению продаж и помогает бизнесу расти. В такой динамической среде глобальной торговли, в которой мы живем и работаем, важно иметь систему, которая позволит успешно руководить сложными процессами с соблюдением торговых норм и политик.
Кто использует TMS?
Изменение ожиданий потребителей
В современном мире, когда отправка товаров производится в тот же день, а товар отслеживается в реальном времени, потребители хотят получать то, что им нужно, и тогда, когда им это нужно. Удовлетворение такой потребности оказывает беспрецедентное давление на традиционные компании, и нигде это не чувствуется так остро, как в цепочке поставок. Физическое перемещение товаров — это критически важный канал в такой цепочке поставок, поэтому все больше и больше компаний используют системы управления транспортными перевозками для того, чтобы они помогали им выполнять эту функцию.
Системы Transportation Management преимущественно используются компаниями, которым необходимо отгружать, перемещать и принимать товары на регулярной основе, в том числе:
Система управления транспортными перевозками используется компаниями практически в каждой отрасли, от строительной до медико-биологической. Основными пользователями являются компании, тратящие более 100 миллионов долларов США на грузоперевозки, но, благодаря доступности облачных решений TMS, систему Transportation Management теперь могут себе позволить и предприятия малого бизнеса, чтобы воспользоваться преимуществами, которые дает включение этой системы в цепочку поставок.
Предложения TMS
Компании могут приобрести автономную систему Transportation Management, которую можно интегрировать с существующим облачным или локальным программным обеспечением планирования ресурсов предприятия (ERP) и решениями SCM. Некоторые решения TMS предоставляют возможности управления торговой документацией, или вы можете дополнить свою TMS приложением по управлению международной торговлей (Global Trade Management, GTM). Другие системы TMS, обычно с меньшим числом компонентов, доступны в качестве модулей в комплектах ERP и SCM.
Планирование, выполнение и оптимизация своевременной поставки товаров
Система TMS помогает любой компании планировать, выполнять и оптимизировать физическое перемещение товаров.
Планирование
Система TMS позволяет компании выбирать оптимальный режим отгрузки и лучшего перевозчика по стоимости, эффективности и расстоянию, включая оптимизацию маршрутов с несколькими перевозчиками. Эффективная TMS может обеспечить видимость каждого этапа цепочки поставок и вместе с функциональностью управления международной торговлей также предоставить информацию о торговых соглашениях и тарифах и о потенциальных задержках, которые могут произойти из-за таможенных и других правил торговли.
TMS и компании малого бизнеса
Компании малого бизнеса, то есть те, кто тратит на грузоперевозки от 5 до 10 миллионов долларов в год, традиционно использовали для управления транспортными перевозками электронные таблицы и другие ручные способы. Но сегодня, благодаря облачным решениям, такие малые компании могут себе позволить инвестировать в TMS.
Выполнение
Функции выполнения в системах управления транспортными перевозками существенно различаются, включая сопоставление грузов и взаимодействие с перевозчиками, документирование и отслеживание отгрузок и помощь с выставлением счетов и расчетом за грузы. Некоторые расширенные решения TMS также предоставляют услуги по отслеживанию, позволяя в реальном времени перевозчикам, дистрибьюторам, складам и заказчикам обмениваться информацией друг с другом. Такие расширенные системы могут также предоставлять функциональность для обработки комплексных международных логистических данных, включая подготовку надлежащей документации по импорту и экспорту, гарантируя соответствие отгрузок правилам торговли.
Оптимизация
Возможности оптимизации TMS обычно включают функции измерения и отслеживания производительности с использованием отчетов, панелей мониторинга, аналитики и анализа транспортных операций.
Преимущества TMS
TMS и современное управление транспортными перевозками в целом предоставляет множество преимуществ для бизнеса. Некоторые основные преимущества
Дополнительная ценность TMS в облаке
Облачная система управления транспортными перевозками предоставляет множество таких же преимуществ для бизнеса, как и другие облачные решения, включая значительное увеличение экономии, снижение общей стоимости владения, отсутствие платы за обновление и быструю окупаемость инвестиций (ROI).
Для ИТ-отдела облачная система TMS предоставляет такие дополнительные преимущества, как быстрое развертывание, уменьшение времени на обучение и установку, автоматические обновления последними функциями и повышение безопасности.
Будущее TMS
Ожидания заказчиков продолжают расти, и теперь они рассчитывают не только получать товары в срок, но и получать их через день или даже в тот же день, а также получать уведомления о процессе поставки в реальном времени. Постоянно меняющиеся правила международной торговли также заставляют внедрять инновации в цепочки поставок, чтобы обеспечить соответствие этим правилам, и часто это означает необходимость инвестиций в систему управления транспортными перевозками.
Системы управления транспортными перевозками должны становиться более надежными и включать все больше компонентов, обеспечивая быструю реакцию на запросы потребителей и предоставляя более подробную информацию компаниям. Благодаря машинному обучению TMS становятся более интеллектуальными и могут предоставлять более правильные рекомендации и делать более точные прогнозы.
Компании могут интегрировать свои системы по управлению транспортными перевозками и международной торговлей с новыми технологиями, чтобы еще больше повысить видимость и обеспечить лучшее обслуживание заказчиков. Вот некоторые из этих новых технологий, доступных в настоящий момент.
Мониторинг парка устройств IoT
Устройства и датчики Интернета вещей (IoT) сделали мониторинг парка транспортных средств, включая мониторинг условий вождения, маршрутов и ресурсов во время транзита, общедоступным. Компании могут снизить затраты на топливо и техническое обслуживание, а также уменьшить задержки и повысить безопасность водителей.
Цифровые помощники
Цифровые помощники, которых часто называют чат-ботами, предоставляют немедленные ответы в режиме диалога с информацией об отгрузке, что повышает удовлетворенность клиентов.
Адаптивная интеллектуальная система и машинное обучение
Применяя машинное обучение к историческим данным и тенденциям, системы управления транспортными перевозками могут точнее прогнозировать время в пути, планировать вместимость, выявлять отгрузки, подверженные риску (например, товары, срок годности которых подходит к концу, или скоропортящиеся продукты и продукты, которые необходимо перевозить при определенных температурных условиях), и многое другое. Расширенные возможности искусственного интеллекта также позволяют TMS предоставлять более точные и обоснованные рекомендации, например альтернативные маршруты в периоды интенсивного движения.
Блокчейн
Технологии блокчейн сегодня используются для построения комплексных связей между грузоотправителями, заказчиками и перевозчиками. Такие приложения, как Oracle Intelligent Track and Trace, повышают прозрачность и отслеживаемость в цепочке поставок, предоставляя при этом точную и защищенную информацию.
Управление холодными цепочками
Еще одним решением блокчейна, доступным в системах управления транспортными перевозками, является управление холодными цепочками, которое полезно использовать, когда в разных контрольных точках цепочки поставки должна поддерживаться разная температура. Например, скоропортящиеся или требующие соблюдения определенного температурного режима материалы и продукты должны перевозиться в грузовиках при низкой температуре, а храниться на полках магазинов уже при несколько более высокой. При управлении холодными цепочками температуру можно контролировать по всей цепочке поставок, а компании и контролирующие органы в стране происхождения будут получать информацию в реальном времени.
Узнайте, как развиваются системы управления транспортными перевозками
TMS Логистика. Управление перевозками
Возможности
Система управления перевозками «1С:Предприятие 8. TMS Логистика. Управление перевозками» (далее – система) ориентирована, прежде всего, на Компании, которым в процессе осуществления своей деятельности требуется решение задач транспортной логистики. Такие задачи включают в себя, помимо прочего, необходимость сопряженности участников транспортного логистического процесса в следующих областях:
Использование Системы направлено на решение следующих задач:
Функциональность конфигурации «1С:TMS Логистика. Управление перевозками» определяется списком подсистем, которые входят в ее состав:
Все подсистемы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
В зависимости от структуры Компании, в конфигурации могут быть настроены функциональные рабочие места
Программный продукт «1С:Предприятие 8. TMS Логистика. Управление перевозками» предоставляет следующие возможности:
Управление нормативноR09;справочной информацией
Подсистема обеспечивает работу всех остальных функциональных подсистем. В рамках данной создается, обрабатывается и хранится следующая информация:
Вся нормативно-справочная информация хранится в соответствующих справочниках конфигурации.
Управление потребностями в перевозке грузов
Подсистема предоставляет пользователю возможность регистрации предварительной потребности в перевозке грузов и контроля её последующей обработки.
В подсистеме реализованы следующие функции:
Управление заданиями на перевозку грузов
Подсистема предоставляет пользователю возможности регистрации Заданий на перевозку грузов и контроля исполнения этих заданий.
В подсистеме реализованы следующие функции:
Формирование рейсов
Подсистема предоставляет пользователю возможности для формирования комплектных и сборных Рейсов, причем:
Также доступна возможность формирования пакета печатных форм, соответствующих требованиям законодательства при осуществлении перевозок различными видами ТС по различным направлениям.
Управление ресурсами для обеспечения рейсов
Подсистема предоставляет пользователю возможность обработки заявок на выделение или поиск транспортных средств и сотрудников для выполнения ранее запланированных рейсов.
В подсистеме реализованы следующие функции:
Контроль за выполнением рейсов
Подсистема предоставляет пользователю возможность
Управление тарифной политикой Компании
Подсистема предоставляет пользователю возможности фиксирования
В подсистеме реализованы следующие функции:
Управление взаимодействиями
с результатами взаимодействия (общения) пользователей системы с кем-либо по поводу предмета взаимодействия.
Управление доступом
Подсистема позволяет настраивать права доступа пользователей к различным объектам с помощью ролей. Роли в конфигурации могут
Роль определяет, какие действия, над какими объектами может выполнять пользователь, выступающий в этой роли. Каждому пользователю ставится в соответствие одна или несколько ролей. Реализована возможность ведения списка пользователей ИБ, а также настройки их права доступа (назначать роли) в режиме 1С:Предприятие с помощью справочника «Пользователи».
Получение аналитической отчетности
Подсистема предоставляет пользователю возможность получения информации по оценке ключевых показателей эффективности выполненных перевозок, и проведения анализа статистических данных, наколенных в информационной базе с различной степенью детализации.
Вид представления отчетов может быть различным и выбирается пользователем.
Визуализация информации на электронных картах
Подсистема визуализации информации на электронных картах
позволяет повысить удобство работы диспетчера при составлении маршрута движения конкретного транспортного средства. В случае отсутствия электронных карт, функции данной подсистемы не активны.
Подсистема предоставляет пользователю возможности визуализировать на электронных картах
а также рассчитывать расстояние по указанному маршруту.
Как найти TMS Систему, которая сократит ваши расходы более чем на 30%?
Меня зовут Кирилл, я директор по цифровым коммуникациям в компании Relog. Мы являемся разработчиками облачного сервиса помогающего внутригородской логистике оптимально распределять маршруты доставки.
Сегодня логистика сталкивается с множеством вызовов, начиная от всем надоевшего короновируса, заканчивая общим экономическим спадом из-за нефтяного кризиса. Как правило, в такие периоды слабые покидают рынок, а сильные, становятся еще сильнее. Некоторые, вовсе решаются в столь не простое время наладить доставку, которой никогда у них не было.
Многим известная компания PwC, в конце прошлого года обозначила 5 трендов в мире логистики на 2020 год. Два из них посвящены цифровизации и изменениям в процессах, в связи с внедрением новых ПО. А Microsoft в партнерстве с PFSK делились трендами на текущий год в своем Playbook 2020. И ключевой тренд, как вы, наверное, догадались звучит так – «Компании полностью с IT интегрированными складами и маршрутизацией внутригородского транспорта опережают конкурентов на 20%». Весомая цифра не так ли? И так, у Вас стоит задача – решить вопрос с маршрутизацией, чтоб предопределить ряд логистических проблем.
Давайте смоделируем ситуацию – нам нужно решить выше упомянутую делему. Скорей всего вы где-то слышали, что задачи маршрутизации решают TMS системы. Первое, что вам вероятнее приходит в голову, написать в поисковой строке Яндекса или Google, что-то вроде – «программа для построения маршрутов» или «программа для доставки». Поисковик вам радостно ранжирует список из сайтов разработчиков таких ПО. Но все ли йогурты одинаково полезны? Конечно же нет! Нам предстоит непростой выбор. Проблема еще в том, что мы не очень хорошо разбираемся в параметрах и функциях, которые нам принесут максимальную пользу. Верно? Тогда давайте разбираться!
Сначала немного скучной теории. TMS – это англоязычная аббревиатура Transportation Management System т.е. система управления транспортом. Простыми словами, TMS помогает оптимально доставить продукцию от склада до конечного потребителя или точки реализации по заранее запланированному маршруту с учетом грузогабаритных и других параметров. На данный момент существует около 25 программ для оптимизации внутригородской логистики разработанных на территории стран бывшего СССР.
И сразу же необходимо развеять важный миф! ERP не являются TMS системой. Дело в том, что многие пытаются переложить задачи, которые должна решать TMS на учетную систему. Такое решение является неэффективным. Рассмотрим схему ниже.
Здесь мы видим, что, пользуясь ERP системой или 1С, строится маршрут торговых представителей по которому на сл. день отправляются водители. Неэффективность такого подхода в том, что сегодня торговый представитель сформировал водителю 40 доставок, а завтра получилось только 10. При таком раскладе, водитель вынужден выезжать в рейс полу пустым. Или же, оператору придётся вручную переформирововать заказы, тем самым уходя от автоматизации процесса поставки. Как вы понимаете, деньги при таком подходе летят в трубу. Единственным верным решением является деление процесса доставки на три стадии:
2) Хранение, учет и сборка (ERP, 1C)
3) Маршрутизация, доставка, аналитика (ТМС)
Как правило, большинство специалистов по логистике сталкиваются с двумя проблемами при выборе программ для оптимизации доставки:
Современная TMS система должна включать в себя как минимум четыре основных модуля:
1. Диспетчерский интерфейс – модуль в котором планируется маршрут согласно заданным параметрам диспетчера.
2. Мобильное приложение для водителей – сервис по средству которого осуществляется контроль водителей, а также выполняется функция навигации и работы с заявками.
3. Сервис аналитики – модуль, позволяющий дать корректную оценку работы доставки. Это тепловые карты, оценка процента отказов, у каких водителей больше всего отказов и т.д.
4. Сервис для клиентов – трекинг заказа, возможность получать отзывы от получателя заказа.
При поиске программы, стоит обратить внимание на то, как часто она обновляется. В первую очередь регулярные обновления, это показатель сильной команды разработчиков. Ибо сильная команда, системно улучшает свой продукт. Постоянно добавляют новый функционал, убирают мало популярные решения и попросту исправляют баги. Чаще всего компании афишируют обновления в своих социальных сетях, сайтах или же по средству e-mail рассылок.
Построение маршрутов доставки это одна из главных функций любой TMS системы. Но нюансы кроются в деталях. Позволяет ли алгоритм системы распределять их только по линейному принципу или же есть возможность построить маршрут радиально? К примеру, две компании у которых разные типы доставок. При линейном построении маршрута предполагается, что конечная точка доставки водителя будет не возле склада или базы, а так чтоб водителю было удобно уехать домой. При радиальном же, последняя точка должна быть по пути возвращения водителя на склад. Вроде ничего сложного, но некоторые TMS системы не способны дать возможность выбора метода маршрутизации.
В СНГ есть несколько картографических сервисов которые считаются лидерами в своем деле. Это Яндекс.Карты, Google Maps, 2Gis и OSM. Как правило, на основе вышеупомянутых карт и работают программы. Помимо этого, существуют ПО, которые используют собственные карты. И тут нужно понимать, что все же собственные карты значительно ограничены и разрабатываются на основе справочной информации. Как правило их обновление стоит отдельных денег, а информативность низкокачественна. Статистика пробок на собственных картах не учитывается и зачастую это влияет на некорректное построение маршрута, что приводит к опозданиям или вовсе срыву поставки товара.
Дополнительный удобный параметр, выражается способностью алгоритма делить город на зоны или сектора, для доставки водителями в определенных районах. Это одна из самых распространенных функций в отечественных TMS Системах.
Мы уже сказали про важность учета и маршрутизации. Но без учета весогабаритных характеристик, по сути реализовать корректную доставку проблематично. Если мы не знаем характеристики товаров и его габариты, вмещается ли товар в машину, мы столкнёмся с проблемой, когда одна машина будет загружена «по уши» а вторая наполовину. В каждой уважающей себя TMS системе должен быть не просто учет веса груза, а еще и объемов кузова.
Не секрет, что тот, кто дает более качественный сервис зачастую выигрывает конкурентную борьбу. Случается, так, что одному клиенту нужно доставить товар в 8:30 а второму только до обеда или после обеда. Клиентов много, и порой требования к поставке продукции у всех свои. Как это сделать? Алгоритм TMS системы должен построить маршрут таким образом, чтоб учитывались все временные промежутки для доставки. Иначе, вам придётся формировать маршруты вручную. А вручную как вы понимаете, это уход от автоматизации и увеличение трудозатрат.
Наверняка для вас не будет открытием, что учет расхода топлива один из ключевых факторов оптимизации затрат на логистику.
Под Usability мы понимаем удобство пользования программой, интуитивное расположение опций, возможность легко обучиться ну и конечно же приятный глазу дизайн. Последнее кстати на отечественном рынке встречается редко, как и удобство использования функционалом. Диспетчеру должно быть комфортно пользоваться программой, которая на него «упала» свыше, иначе сотрудник начнет саботировать работу или отказываться использовать ПО. Давайте просто сравним две картинки, какой интерфейс вам больше понятен и приятен? Уверен, что на первой!
Мы уже сказали, что приложение для водителя — это его рабочий инструмент, который помогает ему эффективно работать. Такой сервис должен быть интуитивно понятен и удобен. Важны всплывающие подсказки, если водитель забыл какую-либо опцию. Например, сколько он должен забрать сдачи или сколько заявок ему предстоит реализовать сегодня. Немаловажно чтоб, в приложении была система навигации, форма обратной связи с клиентом и прочие важные моменты. Диспетчер же в офисе, благодаря приложению может видеть, когда водитель выехал, где он сейчас находится, опоздал ли или приехал вовремя, отклонился ли от построенного автоматикой маршрута. А может он выключил мобильные данные, чтоб он вам был не виден и этот тоже необходимо отслеживать.
Под аналитикой мы подразумеваем не банальный отчет о том, как была проведена работа водителей и диспетчеров за день. Отчет — это просто набор цифр по количественным показателям. Аналитика же, даст вам картину по тенденциям. Вы географически сможете видеть частоту доставок в том или ином районе. Вы сможете понимать, в каком районе города мало доставок, а где много. Где чаще заказывают продукцию, а где нет. Возможно в каком-то дальнем районе мы систематически опаздываем, или конкретный водитель малоэффективен на фоне других. Вы получаете скрытое богатство, которым вы ранее не пользовались.
Достаточно удобный функционал относящийся к аналитике, где наглядно на карте можно увидеть, как система запланировала маршруты водителю и как водитель проехал на самом деле. Где он отклонился от указанного ему маршрута. Зачастую водители занимаются, что называется «самодурством». Могут взять поехать перевезти мебель родственнику или поехать обедать домой. Бывали случаи, что и просто решил поспать часок. Эти нарушения диспетчер увидит в конце дня и может принять меры в отношении такого водителя.
Не удивлюсь, если отдел продаж каждого из сервисов будет щебетать вам звучные песни о том, что их программа самая лучшая, а на другие и смотреть не нужно. Наобещают кучу опций, но как они работают на самом деле? Такие вещи нужно проверить собственноручно. Сервисы, которые не боятся дать бесплатно попользоваться и пощупать софт, должны быть достойны вашего внимания. Ну а те, кто не предоставляет пробное использование, автоматически должны попасть в самый конец вашего списка. Часто бывает такое, что «услугодатель» попросит вас заключить договор о демо использовании или попросит интеграции с вашей учетной системой для демки. Это не что иное как подсаживание вас на их крючке. Будьте аккуратнее.
Теперь мы пришли к очень интересной и пикантной теме – цена. На отечественном рынке есть два подхода к ценообразованию на услуги TMS систем. Первый, это стоимость за единицу транспорта и второе стоимость за доставку. Возможно оценка за кол-во транспорта выгодна тем, у кого его не много, одна две машины. Но все же, основная идея – оптимизация доставки. Вы должны прийти к тому, чтоб при том же количестве доставок было меньшее количество транспорта. Как видите, тут наступает конфликт интересов. Разработчикам TMS с ценой за единицу транспорта выгодно, чтоб вы не оптимизировали количество машина, а напротив увеличили. Цена же за каждую доставку, получается более дружелюбна и работает на вашу эффективность.
Еще существует разница в ценах между облачными и коробочными программами. По сути, покупка коробочного решения = примерно 10-15 годам подписки на облачную TMS. Причем каждое обновление коробки стоит отдельных денег, тогда как облачные решения обновляют софт бесплатно.