с какого возраста можно учиться программированию
В каком возрасте учить детей программированию?
Учите программированию как можно раньше
Оксана Селендеева, ИТ-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY:
Чем раньше, тем лучше. Весь мир идет в сторону ИТ: цифра проникает в каждую сферу, а глубокое понимание компьютерных технологий становится новой базовой грамотностью. Чем раньше ребенок начнет изучать языки программирования, тем быстрее он на них «заговорит».
Современные образовательные технологии и платформы помогают изучать программирование уже с 3-4 лет — раньше, чем большинство детей учатся читать. Причем, делать это легко, весело и с удовольствием. Такое обучение больше напоминает игру, чем уроки, но формирует важные умения, привычки и связи в мозгу.
Ребенок учится быстрее находить информацию и эффективнее решать задачи, активно развивает логическое и алгоритмическое мышление.
Эти навыки сделают его более успешным в школе и более конкурентоспособным в будущем. Все ровно так же, как с английским: дети, которые с пеленок знакомятся с ним в игровой форме, потом не нуждаются в скучных уроках и репетиторах.
Еще одно преимущество раннего программирования — возможность сразу формировать правильные привычки. Не смотреть мультики, а создавать их; не играть в компьютерные игры, а программировать; не просто пользоваться, а творить. Есть риск, что, привыкая с детства к «фастфуду», готовой игре, ребенок уже не захочет переключаться на «приготовление пищи» — освоение компьютера и написание программ. Поэтому важно познакомиться с навыком программирования как можно раньше.
Разработчик «Фоксфорд» Андрей Скурятин:
В программировании главное — это способности или желание, тогда начать можно в любом возрасте. Но, конечно, чем раньше начать, тем лучше. При этом в детстве гораздо больше времени даже на безумные эксперименты.
Некоторые фундаментальные понятия надо не просто знать, их нужно правильно уложить в голове. А на это все-таки нужно время.
Для программирования важен не только возраст, но и интерес
Преподаватель и методист «Кодабры» Николай Ведерников:
Лучше всего заниматься программированием со второго класса. За первый класс ребенок окончательно научится читать, доверять учителю, взаимодействовать с ним, работать с информацией.
Но важнее ориентироваться не на возраст, а на искренний интерес. Чаще всего он возникает примерно в этом же возрасте. Дети начинают играть в серьезные сюжетные игры на компьютерах, поэтому им хочется «покопаться» в устройстве игры, сделать свою.
Чтобы программировать, не нужны сильные математические навыки. Достаточно, чтобы ребенок умел складывать, вычитать, умножать и делить. Понимал, что такое координатная прямая и координатная плоскость.
При этом начинать лучше с базовых языков. Проще всего использовать модульный язык Scratch, специально написанный для обучения детей, или education-версию Minecraft, в которой тоже можно программировать.
Старикам здесь не место? Программируем после тридцати пяти
Привет, меня зовут Дмитрий, мне 35 лет. Раньше я часто слышал, что программист — профессия для молодых. Тем не менее прошлым летом я получил приглашение в Яндекс и перебрался работать в Москву.
В этой статье я хотел бы затронуть вопрос, который не раз обсуждался на Хабре: насколько реально быть программистом после 35–40 лет? Не ведущим архитектором, не тимлидом, не менеджером проекта, а именно программистом? Я не согласен с мнением, что программирование — это удел молодых. Считаю его вредным и сейчас расскажу почему.
Существует несколько доводов, на которые опирается этот миф. Давайте-ка их подробно рассмотрим.
Объяснение 1. Требует нервов и реакции
Нам говорят: «Программирование требует энергии, которая присуща только молодым. В зрелом возрасте на это уже просто не хватает сил».
Программистам как бы делают комплимент, ставя их на одну доску с лётчиками-испытателями и космонавтами. Кстати, я не случайно завёл речь именно о лётчиках. Дамы и господа, посмотрите на этого человека:
Это — знаменитый Чесли Салленбергер, который в 58 лет стал героем США, посадив самолёт на Гудзон.
Справедливости ради скажу: в программировании действительно есть сферы, где после сорока сложно, но не потому, что всё слишком заумно и тяжело, а в силу специфики конкретно этих сфер. Например, игровая индустрия, где зачастую бывают кранчи: люди трудятся более 100 часов в неделю. Если в молодости такое ещё можно потянуть, то в 40 лет здоровье уже вряд ли позволит. Однако здесь вопрос скорее к компаниям, которые практикуют кранчи. Программист и в 40 лет может писать игры, просто не в таком изматывающем и вредном режиме.
Объяснение 2. Учиться, учиться и еще ещё раз учиться
Нам говорят: «Знания программиста постоянно устаревают, и к 30–35 годам то, что ты учил в вузе, уже может быть никому не нужно, а переучиваться поздно».
Опять же — вроде бы лестно звучит. Профессия такая интеллектуальная и элитарная, что ты постоянно должен быть на острие прогресса.
Но есть и другие профессии, где надо непрерывно учиться. А 40-летних оттуда никто не гонит.
Вспомним юристов. Законодательство постоянно устаревает. Это норма. Более того, у них ситуация даже более жёсткая, чем у программистов. С выходом стандарта C++20 никто не уволит тех, кто писал на предыдущем стандарте, не потребует от них немедленно переучиваться. А у юриста выбора нет: с выходом новой редакции Гражданского кодекса РФ он обязан её прочесть, запомнить и использовать.
То же самое можно сказать о врачах: они вынуждены постоянно обновлять знания. Чтобы было понятно, до какого возраста должен учиться, к примеру, хирург, прочитаем мнение главного кардиохирурга страны Лео Бокерии:
В отношении врачей так было во все времена: люди хотят лечиться у опытного врача. Кардиохирургов, скажем, в Америке к столу допускают только в 37 лет, а состоится он к 40 годам как самостоятельный хирург, это ещё большой вопрос. Это касается врачей, учёных, преподавателей, людей интеллектуального труда, а также рабочих высшей квалификации.
Обратите внимание на «людей интеллектуального труда» — программисты же к ним относятся, я надеюсь? А значит, опыт здесь так же важен, как и в любой другой интеллектуальной отрасли.
Насколько человек вообще может осваивать новое в зрелом возрасте? Я не педагог, не психолог и не нейробиолог, чтобы квалифицированно ответить на этот вопрос. Однако, как показывает практика, такое вполне возможно. Масса людей находится на острие прогресса и после сорока. Если отвлечься от IT-индустрии, можно вспомнить того же Сергея Павловича Королёва. Основные разработки он сделал после сорока пяти — вряд ли чисто на основе тех знаний, что получил до 30 лет.
Также существуют неявные знания. Их невозможно получить в вузе и почерпнуть из литературы. Потребуется проработать не один год (а порой даже не одно десятилетие) в конкретной отрасли. Программист в 40 лет знает, как надо программировать, а ещё (если он участвовал в так называемых безнадёжных проектах) — как не надо программировать и каких ошибок стоит избегать при выборе архитектуры ПО и написании кода.
Объяснение 3. Программист в 35 уже ничего стоящего не родит
Нам говорят: «Да, можно быть программистом в 35–40 лет, но ничего серьёзного такой программист уже не сделает».
Тут следует начать с основ — с самого компьютера. Его создали Эккерт и Мокли. Эккерту тогда было 25, а Мокли — как раз 35 лет.
Перейдём к тем, кто создал что-либо серьёзное после 35 лет. Начнём с известного и авторитетного для программистов Дональда Кнута. Первый вариант своей знаменитой системы TeX он разработал в 1978 году — когда ему было 40 лет. Чуть позже, в 1981-м, он создал концепцию грамотного программирования (literate programming).
Перенесёмся в более близкие времена. Мартин Одерски родился в 1958-м и начал создавать язык Scala в 2001-м — после более чем десяти лет работы над языками Pizza и Funnel (и над GJ compiler, который стал прообразом javac).
Вот ещё один пример программиста, который и в молодости был хорош, и в старости таким остался. Андерс Хейлсберг написал первую версию компилятора Pascal в 1981-м, в 21 год. C# он разрабатывал с 2000-го, когда ему было уже как раз под сорок. А в 2012-м (в 62 года) Хейлсберг начал создавать TypeScript. Я для интереса в своё время смотрел репозиторий этого языка — там от Андерса довольно много коммитов.
Более того, есть мнение, что возраст с 40 до 55 лет для специалистов инженерных профессий самый плодотворный, поскольку накопился опыт и ничто уже не отвлекает от работы: семьёй человек обзавёлся, дети успели вырасти…
Кроме того, не стоит забывать, что любой первооткрыватель стоит на плечах не только десятка гигантов, но и массы хороших работников. Они создали массив инфраструктуры, которая сделала возможной работу первооткрывателя. Кто-то пишет драйверы для видеокарт, а без драйверов разработчики игр ничего бы не могли. Кто-то налаживает протоколы сетевого взаимодействия, а без них разработчики мультиплееров опять же вряд ли чего-то бы добились. Всё это огромный труд, который по большей части не является новаторским и зачастую не воспринимается как нечто серьёзное, чем стоит гордиться. Однако без этого труда все гиганты ничего бы не добились.
Объяснение 4. Ты что, до сих пор не руководитель?
Нам говорят: «Программист — это всего лишь первая ступенька в карьере. К тридцати, самое позднее к тридцати пяти ты должен выбиться в руководители, если у тебя есть мозги и способности».
Это самое оскорбительное объяснение. Мол, программированием можно побаловаться по молодости, но после тридцати надо заниматься чем-то серьёзным.
Легко понять всю абсурдность этой точки зрения, если попробовать приложить её к другим профессиям. Попробуйте сказать 50-летнему юристу: «У тебя всё ещё нет собственной юридической конторы?» Попробуйте сказать 50-летнему хирургу: «Ты всё ещё не заведующий хирургическим отделением?» Попробуйте, наконец, сказать Салленбергеру: «Посадил самолёт на Гудзон в 58 лет? Нормальные люди в твоём возрасте давно уже собственными авиакомпаниями владеют».
Программист и менеджер IT-проекта — это разные профессии, хотя менеджеры зачастую и вырастают из программистов.
Я считаю позицию «Программист — профессия для молодых» весьма вредной, поскольку она существенно снижает мотивацию. Согласитесь, довольно сложно напряжённо учиться пять лет в вузе, если ты полагаешь, что потом пробудешь программистом тоже максимум лет пять. Представьте, что на врача заставляют учиться восемь лет, но при этом заявляют: «Врач — профессия для молодых, после тридцати надо переходить на руководящие должности». Какой смысл тогда учиться напряжённо все эти годы?
Откуда же взялся миф «Программист — профессия для молодых»?
В своё время я пытался это выяснить и выделил два источника:
Однако сейчас ситуация изменилась. Этому есть много причин, но самая важная, на мой взгляд, — демографический провал. До Москвы мне довелось и преподавать в провинциальном вузе, и работать в провинциальных IT-конторах. Могу засвидетельствовать лично: в регионах уже в 2010-м дефицит кадров был очень острый. Молодёжи стало гораздо меньше, и вузы банально не могли поставить нужное количество программистов. Может быть, в Москве и Петербурге это не ощущается, но в остальных городах всё обстоит именно так. Всех 30-летних программистов заменять некем. Очевидно, что они не могут уйти на другие должности — кто программировать-то будет?
Демографический провал привёл к тому, что предельный возраст программиста в регионах начал незаметно, но неуклонно увеличиваться. Происходит ли это в столице — вопрос открытый.
Советы студентам IT-специальностей
Как относиться к своей профессии? Чему учиться, чтобы в тридцать пять не оказаться за бортом и не жалеть о потерянном в вузе времени? Вот мои соображения.
Вместо заключения
После тридцати пяти вполне реально быть программистом и устроиться на работу — и не только на какой-нибудь завод на поддержку старой системы, но в современные IT-компании. Главное — развиваться, не бояться нового и любить своё дело.
А что думаете вы? Согласны или нет? Какой опыт у вас?
Какой лучший возраст для программиста?
В массовом сознании давно укоренилось, что программирование — это работа для молодых. Честно говоря, я сам так считал до совсем недавнего времени. Исходил я, при этом, из предположения, что молодые люди легче учатся, быстрее и лучше думают и, поэтому, в большей степени подходят для решения алгоритмических задач. Мне казалось, что с возрастом мозг работает хуже, память ухудшается, нейроны вроде не восстанавливаются, а способность к быстрому обучению падает. Правда, меня смущало то, что на своем собственном опыте я убеждался как раз в обратном: сейчас, в 42 года, я определенно думаю лучше, чем в 20 лет.
Недавно прочтенная статья заставила меня кардинально изменить взгляды.
Я имею ввиду вот эту статью. Самая краткая формулировка вывода из описанных в ней научных исследований состоит в очевидном факте: с годами мы становимся умнее. Если чуть длиннее, то оказалось, что количество нервных клеток в мозге с годами только увеличивается, также растет концентрация миелина, отвечающего за скорость передачи импульсов в мозгу. Поэтому с возрастом мы лучше решаем задачи, меньше ошибаемся и, в целом, лучше думаем. Пик эффективности работы мозга попадает на период между 50 и 60 годами.
На практике это означает, что программист в возрасте 50 лет и выше наиболее эффективен. Он, возможно, делает все чуть медленнее (потому что меньше выделяется допамина, приводящего к импульсивным поступкам), но принятые решения лучше обдуманы, в них меньше ошибок. К хорошей работе мозга добавляется еще и опыт.
Таким образом, лучше брать на работу программистами опытных людей в предпенсионном возрасте? Я думаю, что все же остается одна важная проблема: в этом возрасте работа уже не кажется столь увлекательной, меньше тянет учиться новому, и тяжелее переносить любые перегрузки на работе. Но если человек сохранил хорошую физическую форму, имеет активную жизненную позицию, и не позволял мозгу облениться, то он, как программист, имеет массу преимуществ перед молодым коллегой. К тому же структура труда программистов, по мере созревания этой профессии, меняется. Если в начале от программиста требовалось творческое решение уникальных задач, то сейчас требуется умение качественно применять уже известные методы и подходы. То есть работа программистов все больше похожа на работу инженеров (собственно, в ABBYY мы часто называем программистов инженерами), для которой важны именно опыт и знания.
Из сказанного следует еще один вывод. Дело в том, что профессия программиста предполагает гиподинамию. А она, в свою очередь, гарантирует проблемы к 40-50 годам, которые могут существенно повлиять на эффективность работы мозга и способность быть продуктивным. Да и вообще, какая активная жизненная позиция может быть у человека, который всю жизнь просидел за компьютером? Поэтому, похоже, людям этой профессии надо искать себе регулярное хобби (чтобы не два раза в год во время отпуска, а хотя бы раз в неделю), связанное с движением. Я вот, например, люблю бегать или приходить на работу пешком через весь город. Многие наши сотрудники ездят на работу на велосипеде (у нас для них есть даже специальная парковка). Многие ходят в фитнесс-клубы либо на занятия в спортзале прямо в компании. А как вы решаете эту проблему?
В каком возрасте поздно начинать учить программирование?
Многие новички боятся, что уже не в том возрасте, чтобы учиться кодить. Поэтому, специально для пользователей GeekBrains, мы поинтересовались у разработчиков известных компаний, есть ли возраст, в котором уже поздно начинать изучать программирование.
Александр Агуленко, Software Engineering Intern в Google
«Программировать я начал в 9 классе, на уроках информатики в школе. Начинал я с Pascal, с участия в школьных олимпиадах по программированию. Олимпиады, в целом, дали огромный толчок, и эффект от участия в них до сих пор чувствуется на собеседованиях: многие задачи на них кажутся простыми.
Думаю, учиться никогда не поздно, было бы желание. Сейчас не нужно для этого учиться где-либо, можно дома, сидя на диване, найти огромное количество уроков в Интернете и, что самое главное, начать писать что-то, потому что, как мне кажется, лучше всего учиться на каких-то реальных проектах (я имею в виду, делать что-то работающее, пусть даже не выпущенное публично). Потом эти же проекты можно прикреплять в резюме, получая дополнительные бонусы «при прочих равных».
Я слышал историю о том, что двукратный чемпион мира по программированию Евгений Капун (из университета ИТМО) начал заниматься программированием только в университете и всего за несколько лет достиг больших успехов. Не берусь говорить, насколько правдива эта история, лучше уточнить её у ребят из ИТМО :)».
Сергей Миронов, руководитель направления eCommerce Software Development в Techport
«Весьма философский вопрос. В целом за свою не очень длительную карьеру, на собеседованиях я уже успел пропустить через себя больше сотни программистов разных возрастов и взглядов.
Валерий Попов, iOS developer в Rambler&Co
«В 19 лет начал, до этого даже в школе не было программирования. Правда, был олимпиадником по математике. Начинал с Delphi в универе, потом C++, Java, и так далее. Мне кажется, что и в 19 с нуля учить достаточно поздно, но если более объективно, то, думаю, не позже 30 стоит начать. Зависит от таланта и состояния мозгов. Конечно, есть исключения, но обычно люди за 30 уже хуже обучаемы, да и не могут кодить сутками».
Юрий Волков, разработчик в Яндекс
«Несмотря на то, что мне программирование было интересно почти всю жизнь (первые попытки были классе в седьмом), «изучать» программирование я начал где-то на третьем курсе.Тогда это были академические «плюсы» и немного питон. Ну, и почитывал «совершенный код» и ещё что-то. Осознал, что такое «настоящая разработка», уже в 2013-м и то, это были свои маленькие домашние проекты из разряда «сделай себе идеальный линукс».
Насчёт возраста, когда уже поздно: всё зависит от предметной области. Если ты хочешь стать БОГОМ АЛГОРИТМОВ — то начинать следует очень рано и готовить математическую базу в университете, изучая вышмат, в том числе и самостоятельно, ибо именно то, что тебе понадобится, забудут рассказать. Если тебе интересно быть в IT и/или тебе просто хочется иметь ненапряжную работу с большой зарплатой/соцпакетом/и т.д. — вряд ли поздно. Разве что за твоей спиной могут пошучивать что-нибудь типа «стажёр в команде старше сеньора».
Возраст, когда не стоит идти в разработку, — это возраст, когда становится тяжело изучать что-то новое. И если тебе это тяжело уже сейчас — скорее всего, эта работа не для тебя.
О себе :). Зарабатывать деньги разработкой я начал чуть больше полугода назад (а почти все мои друзья из этой сферы — 3–5 лет назад). До этого год работал админом в вузе, потом два года — в яндексовом хэлпдеске. То есть, места, где программирование никогда не было основным занятием».
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».
Многие новички боятся, что уже не в том возрасте, чтобы учиться кодить. Поэтому, специально для пользователей GeekBrains, мы поинтересовались у разработчиков известных компаний, есть ли возраст, в котором уже поздно начинать изучать программирование.
Александр Агуленко, Software Engineering Intern в Google
«Программировать я начал в 9 классе, на уроках информатики в школе. Начинал я с Pascal, с участия в школьных олимпиадах по программированию. Олимпиады, в целом, дали огромный толчок, и эффект от участия в них до сих пор чувствуется на собеседованиях: многие задачи на них кажутся простыми.
Думаю, учиться никогда не поздно, было бы желание. Сейчас не нужно для этого учиться где-либо, можно дома, сидя на диване, найти огромное количество уроков в Интернете и, что самое главное, начать писать что-то, потому что, как мне кажется, лучше всего учиться на каких-то реальных проектах (я имею в виду, делать что-то работающее, пусть даже не выпущенное публично). Потом эти же проекты можно прикреплять в резюме, получая дополнительные бонусы «при прочих равных».
Я слышал историю о том, что двукратный чемпион мира по программированию Евгений Капун (из университета ИТМО) начал заниматься программированием только в университете и всего за несколько лет достиг больших успехов. Не берусь говорить, насколько правдива эта история, лучше уточнить её у ребят из ИТМО :)».
Сергей Миронов, руководитель направления eCommerce Software Development в Techport
«Весьма философский вопрос. В целом за свою не очень длительную карьеру, на собеседованиях я уже успел пропустить через себя больше сотни программистов разных возрастов и взглядов.
Валерий Попов, iOS developer в Rambler&Co
«В 19 лет начал, до этого даже в школе не было программирования. Правда, был олимпиадником по математике. Начинал с Delphi в универе, потом C++, Java, и так далее. Мне кажется, что и в 19 с нуля учить достаточно поздно, но если более объективно, то, думаю, не позже 30 стоит начать. Зависит от таланта и состояния мозгов. Конечно, есть исключения, но обычно люди за 30 уже хуже обучаемы, да и не могут кодить сутками».
Юрий Волков, разработчик в Яндекс
«Несмотря на то, что мне программирование было интересно почти всю жизнь (первые попытки были классе в седьмом), «изучать» программирование я начал где-то на третьем курсе.Тогда это были академические «плюсы» и немного питон. Ну, и почитывал «совершенный код» и ещё что-то. Осознал, что такое «настоящая разработка», уже в 2013-м и то, это были свои маленькие домашние проекты из разряда «сделай себе идеальный линукс».
Насчёт возраста, когда уже поздно: всё зависит от предметной области. Если ты хочешь стать БОГОМ АЛГОРИТМОВ — то начинать следует очень рано и готовить математическую базу в университете, изучая вышмат, в том числе и самостоятельно, ибо именно то, что тебе понадобится, забудут рассказать. Если тебе интересно быть в IT и/или тебе просто хочется иметь ненапряжную работу с большой зарплатой/соцпакетом/и т.д. — вряд ли поздно. Разве что за твоей спиной могут пошучивать что-нибудь типа «стажёр в команде старше сеньора».
Возраст, когда не стоит идти в разработку, — это возраст, когда становится тяжело изучать что-то новое. И если тебе это тяжело уже сейчас — скорее всего, эта работа не для тебя.
О себе :). Зарабатывать деньги разработкой я начал чуть больше полугода назад (а почти все мои друзья из этой сферы — 3–5 лет назад). До этого год работал админом в вузе, потом два года — в яндексовом хэлпдеске. То есть, места, где программирование никогда не было основным занятием».
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».
Стоит ли отдавать ребёнка в IT? Если да, как и куда?
Слёрм готовит курс по программированию для подростков, и мы хотели понять, нужен ли он и каким должен быть. Две недели назад я опубликовал опрос «Отдали бы вы своего ребенка в IT?»
Спасибо всем, кто голосовал и комментировал. Что мы поняли из ответов хабровчан:
Есть ли перспектива в IT для тех, кто только начинает путь и окажется там через 5-10 лет? Да.
Нужно ли в принципе обучение программированию для детей? Да, нужно, и именно программированию. В каком возрасте? Начиная с 12-14 лет. Как? На практических задачах. (Я так понимаю, математику и алгоритмы дадут потом в ВУЗе).
Кто принимает решение, как и чему учиться? Сам ребенок.
Спасибо Хабру, моя вера в человечество окрепла. Мои дети сами выбирают свою жизнь (кружки, институты, профессию), и я хотел бы жить в мире, где это доступно всем детям.
Таким и будет Слёрм для подростков: принимаем с 13 лет, питон, практические задачи. Первый поток стартует 12 апреля. 30 марта в 19:00 мск проводим открытую встречу по этому курсу.
Итоги опроса
Свобода выбора — прежде всего. На вопрос «Отдали бы вы своего ребёнка в IT» 76,9% ответивших выбрали «Рассказал бы обо всех плюсах и минусах, а ребёнок пусть выбирает сам».
В комментариях читатели рассуждали о роли родителей в судьбе детей. Имеет ли взрослый право что-то навязывать? Может ли просто отстраниться, предоставив ребёнка самому себе? Где кончается ответственность родителя и начинается ответственность ребёнка?
«Припоминаю, что меня (как и практически всех моих одноклассников) родители никуда не «отдавали». Мне матушка дала книжку под названием «справочник по высшим учебным заведениям» (интернета в те годы еще не было). И всё. Не, ну и у нас были, конечно, такие, которых до 30 лет родители за руку водили, говорили и в какой институт поступать, и на какой факультет. Но это были скорее редкие исключения, чем правило. И ничего хорошего из этого обычно не выходило. Наоборот, появлялись поводы для будущих конфликтов между родителями и детьми (Вот вы, такие сякие. Я по вашей указке пошла в этот институт, а закончить его не смогла, вы и виноваты!)».
«На мой взгляд (и я стараюсь практиковать это при воспитании своих детей), одна из базовых вещей, которую должен понять ребёнок: быть в каком-то деле лучше других — большой труд, а там, где ты лучше — там всегда будет успех, признание и достаток (. ). Если у ребёнка просыпается интерес — его надо поддержать, не более. Если нет — искать другое направление, но везде залогом успеха будет труд».
Перспективы в IT есть. Будет ли через 10-15 лет IT-отрасль процветать так же, как сейчас? 68,7% ответили: «Вероятно, будет, но требования к специалистам изменятся». Ещё 24,7% пришлось на однозначное «Конечно, будет!». Только 3,7% ответили «Нет, её золотой век пройдёт» и 2,9% «Будет, но людей заменят роботы».
В комментариях вспоминали юристов и экономистов, на которых был большой спрос как раз 10-15 лет назад. Справедливо замечали, что IT — это не вещь в себе, и пересекается со многими другими отраслями.
«В пост-СССР ИТ сейчас единственная жизнеспособная отрасль, которая позволяет нормально жить. Или валить, или в ИТ (валить тоже проще через ИТ)».
Если что-то и рекомендовать, то программирование. Следующий вопрос был более конкретным. Мы спросили: «Чему бы вы отправили учиться подростка, который уже думает о профессии, но ещё не определился». Здесь 65% ответивших выбрали программирование. 29,9% работу в команде и 5,7% продакт-менеджмент.
«Программировать надо учить, обязательно. Желательно одновременно и с позиций «кодить», и с позиций анализа общерекурсивных функций и ординалов Гёделя, чтобы было некоторое «чувство вычислимости». Фокусировать на особенностях жизни с node_packages и docker build — вероятнее всего, нет (точнее, в том объёме, чтобы «заработало»). Это наносное и учится в пол-пинка, когда есть хорошие основы».
«Подход к изучению программирования, я считаю, должен быть не такой, как это обычно советуют. Не дать книги Страуструпа и Кнута и отстраниться. Нужно на своем примере показывать, шаг за шагом, решая небольшие практические задачи. Например, купить Lego Boost, Mindstorms и вместе собирать роботов. Потом какие-то другие проекты делать. Кормушку для кота. Полив цветов. Сигнализацию на дачу. Все это можно написать в несколько десятков строк кода».
Если учиться, то в вузе и на стажировках. В ответе на вопрос «Куда бы вы отдали своего ребёнка учиться IT» мнения разделились. Если в предыдущих пунктах читатели Хабра были почти единодушны, то здесь образовалось два лагеря: 49,1% выбрали ответ «Профильный вуз», 39,6% проголосовали за стажировки при IT-компаниях. Значительно меньше, 8,3% ответили, что всему будут учить сами, и только 2,9% выбрали частную школу.
Эта разница была видна и в комментариях. Звучало распространённое мнение «в вузе учат думать» и не менее распространённое «в вузе вас программировать не научат». Не обошлось без упрёков к качеству высшего образования.
«Отправлю в физмат. Пусть научится включать мозг. Остальное сам придумает».
«Если вы хотите быть просто программистом, то не нужно идти в серьезный научный ВУЗ. Вас там программированию все равно толком не научат. Зато 90% времени у вас будет хардкорная математика и физика, которые вам больше никогда не пригодятся. Поэтому, лучше выбирать ВУЗ как можно проще, с минимумом фундаментальных наук, но учиться программированию самостоятельно. В ВУЗе вас не научат Android SDK, зато научат ротору и дивергенции поля. Многие скажут “в ВУЗе вас учат думать, а не всяким там специфичным штукам, которые быстро устаревают”. Только вот загвоздка, ничего плохого в знании Android SDK нет, и компании платят огромные деньги за это. А за ротор и дивергенцию никто не заплатит».
«Еще как платят за знание ротора и дивергенции тем, кто их действительно знает и умеет пользоваться. Гораздо больше, чем тем, кто знает Android SDK. Зная, что такое дивергениция, изучить Android SDK и вообще любой SDK можно легко. Наоборот — сильно сомневаюсь».
«Наличие высшего образования хороший +, только то, что выходит сейчас из вузов… ТУСУР — в ваш огород камень!»
Важны фундаментальные знания и практические задачи. Следующий вопрос только подтвердил наличие двух разных взглядов на образование. Мы спросили: «Что важно в обучении?». 40,3% ответили, что важны задачи, приближенные к реальным. При этом на втором по популярности месте был ответ «Фундаментальные знания математики и алгоритмов». 12,5% голосов пришлось на вариант «Чёткая методическая программа», 10,1% выбрали преподавателей-практиков, 9% — проектный подход.
Можно предположить, что за приближенные к практике задачи голосовали те, кто считал лучшим местом для обучения стажировку при IT-компаниях, а за фундаментальные знания те, кто выбирал вуз. В то же время, подозреваю, будь возможность мультивыбора, большинство бы выбрало оба ответа.
Некоторые цитаты из комментариев:
«Я знаю программистов, которые неспособны решить систему из двух линейных уравнений, считают, что число 256 — это один байт и отлично зарабатывают. А мне сейчас для текущих задач не хватает (в частности) хорошего знания матанализа, статистики, линейной алгебры и, как ни странно, физики. В ИТ.»
«А чтобы формочки клепать или сайты делать, линейные уравнения и тем более физика не требуются. Оное может в разработке игр потребоваться и немного в больших данных только, ну и где нибудь в чем-то специфичном».
Учиться программировать надо с 12-14 лет. Последний вопрос касался возраста для начала обучения. 55,8% ответили, что начинать учиться лучше в 12-14 лет, 26% — что с 6 лет, 12,7% выбрали ответ «с пелёнок». И меньше всего голосов было за 18 лет.
Отмечу, что для обучения большинство выбрало или вуз, или стажировки при IT-компаниях. При этом подходящим возрастом для начала сочли 12-14 лет, когда в вуз уж точно не поступишь, да и на стажировку в IT-компании попадёшь вряд ли. Это и есть та ниша, где я вижу роль Слёрма: дать возможность ученикам 7-9 классов попробовать программирование на вкус, поработать над практическими задачами и определиться: твоё это или нет. Тогда у них будет время выбрать ВУЗ и подготовиться к поступлению, или придумать свой путь без ВУЗа.
Мы анонсируем курс по Python для подростков с 13 до 18 лет
Если вы слышали о Слёрме, то как о хардкорных курсах с упором на эксплуатацию. Или, как вариант, как об еще одних курсах, куда не надо идти, потому что есть документация. Мы делаем интенсивы и видеокурсы по Kubernetes, SRE, Service mesh, Docker, Ceph, Kafka, в таком духе.
Сейчас мы пробуем новое направление: курс по программированию для подростков.
Мы поставили цель создать такую среду, где дети смогут:
еще до поступления в вуз понять, нравится ли им работа в IT;
взаимодействовать в безопасном blameless-пространстве;
учиться генерировать и выражать свои идеи и мысли;
учиться ставить цели и командой их достигать, как в реальном мире;
учиться быстро находить информацию;
перестать воспринимать учебу как белый шум (артефакт школы).
Первый поток по плану стартует 12 апреля. Учить будем на примере Minecraft в группах до 12 человек. Преподаватели — состоявшиеся разработчики со своей карьерой в IT. Формат обучения: вебинары в будние дни и предзаписанные лекции на выходные, синхронная и асинхронная проектная работа.
Обучение разобьём на ступени, по несколько месяцев каждая. На первой ступени накапливаем базу, дальше формируем команды и работаем над проектами, приближенными к реальным.
30 марта в 19:00 по Москве мы проводим сессию вопросов и ответов по этой программе. Будет СТО Слёрма Марсель Ибраев и менторы программы Гена Токарев, Денис Наумов и Маша Дорофеева — разработчики, которые сами с юных лет работают в ИТ и готовы поделиться и знаниями, и опытом.
Вопросы можно задать заранее в гуглоформе и во время встречи.