зачем нужна рабочая программа воспитания
Что такое рабочая программа воспитания в ДОУ?
Причем основной акцент рабочей программы воспитания следующий: развивать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п 2 ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ)
Нормативно-правовое и информационное обеспечение по разработке рабочей программы воспитания
Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020 г.) ст. 67. 1, п. 4
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон о воспитании–это условное название Федерального закона от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
ФГОС дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20 http://form.instrao.ru
Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru
Подробнее ознакомиться со структурой и содержанием рабочей программы воспитания можно посмотрев ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Растим личность по ФГОСу: что нужно знать о новой воспитательной программе в школе
Алена Ковалева
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте требуют сделать подход к воспитанию школьников более системным. В приоритете государства — личностное развитие, современные практики и самостоятельно созданные педагогами материалы. По следам августовского онлайн-педсовета ГК «Просвещение» рассказываем, какие методы помогут учителям справиться с новой задачей.
Зачем нужна программа воспитания
По оценке заместителя директора Лицея МГИМО МИД России (Москва) Ильи Демакова, подходы к воспитанию в школе постоянно меняются, и сейчас система образования находится в поисках нового консенсуса. Ситуацию осложняет то, что многим учителям непонятно, что такое воспитательное действие. Если с учебными все проще: их можно спланировать и детализировать, то воспитание — более запутанный вопрос.
Внести ясность помогает аналогия с игрой: чтобы она состоялась, требуется установить правила. Именно это происходит сейчас с программой воспитания — чтобы она заработала, система образования определяет правила и устанавливает границы.
Кроме того, когда работа ведется в одной системе и определенных рамках, у педагогов появляется возможность оценивать ее эффективность.
«Бояться нормирования не стоит — в данном случае это не формализм и не имитация», — убеждена доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ольга Журавлева.
Примерная программа воспитания позволяет соблюсти баланс между творчеством педагога и общими целями и задачами, которые заложены в образовательном стандарте. Кроме того, в ней заложен проектный, сценарный подход и гибкость: есть инвариантные модули (курсы внеурочной деятельности) и вариативные.
Как проектировать программу
Большую часть работы по проектированию уже выполнила рабочая группа, и сейчас наступил этап обсуждения в школах. Предполагается, что программа не будет чем-то застывшим — в нее будут вносить изменения и коррективы, а педагоги смогут напрямую влиять на ее содержание.
«Когда мы проектируем программу воспитания, мы отвечаем на вопросы «зачем?», «почему?», «как?» и «какие будут результаты?», — поясняет заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Алексей Кисляков, — Так учитель понимает свою роль в реализации программы».
Что следует помнить, работая над программой воспитания
1. Содержание важнее формы.
Сначала определите, что вы хотите донести до школьников и какое содержание вкладываете в воспитательное действие, а затем определите его форму. Нелепо до сих пор использовать сценарии школьных мероприятий, которые были в ходу еще 20 лет назад.
2. Универсального шаблона нет.
Соотнесите шаблонные наработки с реальной образовательной и воспитательной средой, людьми и ресурсами, которые есть в вашей школе, и адаптируйте их.
3. Авторская разработка — самая эффективная.
Большинство не хотят тратить время на разработку и предпочитают адаптировать готовые сценарии. Как правило, дальше планов добавить что-то свое дело не доходит. Но для воспитательного процесса важно, чтобы учителя сами создавали уникальные программы под конкретные ситуации или задачи.
В помощь педагогам ГК «Просвещение» разработала новый цифровой сервис — «ПРОвоспитание». Это цифровой конструктор, который поможет в создании программ воспитания классным руководителям, заместителям директоров и другим специалистам. В нем предусмотрена возможность автоматизировать самоконтроль и самоанализ в вопросе воспитательной работы.
Кроме того, сервис включает:
Ознакомиться с сервисом подробнее и оставить заявку на участие в его закрытом тестировании можно уже сейчас.
Какие трудности ждут учителей
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)» (Самара) Юлия Дюльдина, выделяет четыре сложных момента, с которыми придется столкнуться педагогам-разработчикам воспитательной программы.
1. Временные затраты.
Прошлогодний дистант стал катализатором для поиска новых форм работы с детьми. Но цифровой контент не систематизирован и не адаптирован к потребностям школы, и, кроме того, не всегда достоверен. В итоге учителям придется тратить слишком много времени на подготовку материалов.
2. Риск «заиграться».
Погоня за новыми форматами воспитательных мероприятий может привести к тому, что потеряется их суть. Школьникам нравится разнообразие и они воспринимают новые программы на ура. Но задача педагога помнить, что у подобных мероприятий, есть четкая цель и структура. Например, они всегда должны завершаться фазой рефлексии. Без нее нельзя оценить, достигнута воспитательная цель или нет.
3. Дефицит родительского времени.
Сложнее всего вовлекать в воспитание всех участников образовательных отношений: учителей-предметников, классных руководителей, детей и родителей. Если с коллегами можно договориться, то родители часто не могут или не хотят посещать школьные мероприятия.
4. Отсутствие критериев оценки.
Фокус программы воспитания — личностный рост и развитие ребенка. Но если для измерения образовательных навыков есть целый арсенал средств, то как измерить результаты воспитания — загадка.
Как отмечает руководитель гуманитарного профиля ГБОУ школы № 1514 (Москва) Марина Бельфер, в целом воспитание учеников зависит от простых вещей. То, как учитель выглядит, говорит о своем предмете и какие учебные материалы (а в случае с литературой — тексты) использует, уже способно серьезно повлиять на детей.
«Сегодня нужно воспитывать человека, который сможет быть открыт к диалогу, критически мыслить, сопереживать, видеть не только текст, но и подтексты, принимать другого, понимать себя, не навязывая что-либо кому-либо», — говорит Бельфер.
Запись лектория «Воспитание в современной школе: имитация или системный процесс?», а также презентации экспертов доступны по ссылке.
Зачем нужна рабочая программа воспитания
Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками лаборатории стратегии и теории воспитания Института стратегии образования РАО по заказу Министерства просвещения РФ. Главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова рассказала, как может работать в школах Примерная программа воспитания, а также кому и зачем она нужна.
В 2019 году в 83 регионах, в 756 школах прошла апробация Примерной программы воспитания, в которой участвовали 57 экспертов – ведущие специалисты в теории и практике воспитания. В ходе апробации в программу вносились изменения. Также были организованы обучающие семинары в восьми федеральных округах (свыше 1000 участников из 78 регионов).
Утверждение Примерной программы воспитания состоялось на Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию 2 июня 2019 года, после чего она стала обязательным документом для каждой школы.
После выхода Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» в основную образовательную программу школы вошли понятия «рабочая программа воспитания» и «календарный план воспитательной работы». Также приказом Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 были внесены изменения в некоторые государственные образовательные стандарты в связи с внедрением Примерной программы воспитания.
2020 год в основном был посвящен разъяснению особенностей программы воспитания, повышению квалификации педагогов в сфере воспитания, дальнейшему научно-методическому обеспечению разработки и внедрения данной программы. За этот период только сотрудники лаборатории (семь человек) провели более 100 семинаров. В регионах к работе по повышению квалификации педагогов в сфере воспитания подключились и эксперты.
Мы долгое время говорили о том, что современному воспитанию нужны серьезные изменения.
Несмотря на то что прекрасный опыт и традиции отечественного воспитания, к счастью, удалось сохранить, к сожалению, работа в школах часто связана с возращением к прошлому содержанию и формам воспитания без учета изменившейся социальной ситуации и изменений, которые произошли в детях.
Что может лежать в основе этих изменений?
Во-первых, это нацеленность воспитания на будущее. Сейчас активно обсуждается вопрос о навыках XXI века. Все эти навыки в значительной степени связаны с воспитанием.
Во-вторых, понимание того, что, так же как в образовательном процессе, в воспитании участвуют не только семья и школа. Это и детские, юношеские общественные организации, и представители культуры, и субкультурные общности, и церковь. То есть можно говорить о поликультурной стратегии воспитания.
В-третьих, понимание того, что позитивного могут принести информационные технологии в воспитание.
В-четвертых, изменение педагогического сознания: понимание ограничений и рисков воспитания.
В-пятых, основой изменений могли бы стать документы, которые позволили бы образовательной организации выстраивать воспитательный процесс системно, но с учетом ее особенностей и максимально просто.
Создание отечественных программ воспитания имеет давнюю традицию, но, к сожалению, часто они оставались невостребованным документом для практикующих педагогов.
При разработке Примерной программы воспитания мы исходили из того, что:
Зачем вообще нужна программа воспитания
Педагогам – чтобы помочь увидеть воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и эффективные способы его реализации и решать проблемы личностного развития школьников, их гармоничного вхождения в социальный мир.
Школам – чтобы помочь разработать действенные программы воспитания, учитывающие требования ФГОС и специфику каждой школы.
А учащимся реализация программы воспитания позволит создать условия для интересной, насыщенной, богатой событиями школьной жизни.
Что лежало в основе создания Примерной программы воспитания
Основные положения и принципы научной школы Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», опыт организации воспитания в отечественных образовательных организациях и знание опыта зарубежных школ.
О том, как будут проверять реализацию программы в школах, как она финансируется и какие программы повышения квалификации нужны, читайте в следующей колонке.
Ознакомиться с программой воспитания и другими материалами можно на сайте.
Зачем нужна воспитательная программа в школе?
Далеко не все выпускники выбирают поступление в вузы, кто-то уходит после девятого класса в колледжи, а кто-то начинает еще в школе свои бизнес-проекты. Даже те, кто после выпуска поступили в высшее учебное заведение, не всегда в нем остаются до конца: более 30% поступивших отчисляются в период 2-3 курсов.
Почему это происходит?
Наши социальные коммуникации, структура общества как таковая изменились в первую очередь. Вы больше не ждете писем по несколько недель, вы получаете ответ за долю мгновения. Вам больше не надо мучить библиотекаря в поисках нужного тома, вы просто гуглите книгу. Если для вас это изменения в жизни, к которым пришлось адаптироваться, то нынешние школьники в этом родились. Это их жизнь, их мир и их “море”, в котором они плавают без спасательного круга.
Вот почему старые схемы и задачи перед школой работают плохо, — они больше не актуальны. А что тогда актуально? Какая сегодня стоит задача перед школой?
Недаром мы привели аналогию о море: чтобы в нем выжить, нужно уметь плавать. И не просто барахтаться, а уверенно грести.
Посмотрите на портрет выпускника, разработанный на основе ФГОС в МОУ “Киришский лицей” Ленинградской области. Такие качества, как критическое мышление, уверенность в себе, работа в команде и готовность быть лидером, готовность к непредвиденным обстоятельствам, уважение окружающих и бережное отношение к их взглядам, широкий кругозор, — все это качества, необходимые людям сегодня, чтобы найти свое место в жизни и социуме. Важно: не просто выпустить ученика, сдавшего ЕГЭ на высокий балл, а выпустить подготовленную к жизни личность, полноценную, сильную. Вот задача, стоящая перед школами сегодня.
Как же к этому прийти?
Поговорим сначала о регламентирующей документации.
Это схема разработки документов, обеспечивающих возможность реализовать по нормам ФГОС процесс воспитания и развития личности
После муниципального уровня, уже в самой школе нужно разработать рабочую программу воспитания для эффективной реализации образовательного процесса.
Это пошаговая инструкция, что нужно сделать и в каком порядке для разработки основной образовательной программы среднего общего образования.
Есть ли способ облегчить задачу?
Да! Коллектив МЭО уже неоднократно помогал школам разрабатывать портрет выпускника и на ее основе РПВ, учитывая их особенности и потребности. Мы слышали множество благодарностей за грамотное выполнение работы на конференциях, где педагоги школ представляли свои портреты выпускников и РПВ.
Если вам и вашему школьному коллективу нужна помощь, приглашаем вас повысить квалификацию по программе
“Организация инновационного образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС СОО”.
Вдобавок, у нас есть методические пособия по разработке портрета выпускника, функциональной грамотности, поддержке одаренных детей и тд. Они разработаны коллективом экспертов в сфере образования. Методические пособия МЭО не имеют аналогов в России
Зачем нужна рабочая программа воспитания
С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания : Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. Разбираемся, что такое программа воспитания, как ее разработать и как по ней работать.
Что такое программа воспитания и зачем она нужна
В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.
В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:
Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.
Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.
В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.
Самоанализ воспитательной работы. В этом разделе нужно кто будет анализировать эффективность воспитательной работы и чему будет посвящен анализ. Например, классные руководители раз в четверть собираются с заместителем по воспитательной работе и обсуждают, какие мероприятия собрали больше всего школьников, что понравилось ученикам, что и как на них повлияло.
Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.
Как разработать программу воспитания
В институте стратегии развития образования РАО разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:
Сначала нужно собрать команду. Заместитель по воспитательной работе вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.
Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании. Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.
Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.
Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.
Делать программу применимой. Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое. Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.
Когда они должны появиться в образовательных организациях
С 1 сентября 2021 года программы воспитания должны быть внедрены в каждую школу. Сейчас идет этап разработки и внедрения, но те организации, которые должны быть лицензированы в 2021 году, уже должны предоставить программы. Обратного пути точно не будет — программы были апробированы в 700 школах по всей России, фразы о программе воспитания, необходимой в каждой школе, включены в закон «Об образовании».