зачем учителю рабочая программа
Роль рабочих программ учебных предметов в организации и проведении урока в соответствии с ФГОС
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль рабочих программ учебных предметов в организации и проведении урока в соответствии с ФГОС Паринова Любовь Анатольевна зам. директора по УВР МКОУ Аннинской СОШ №1
Рабочая программа должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на авторской или примерной программе по учебному предмету. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебной деятельностью по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебной деятельности той или иной образовательной организации и контингента обучаемых.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. 5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Процедура разработки программ Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 2. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 2) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
Рабочие программы создаются педагогом с учетом: требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов; примерных и авторских образовательных программ по предмету; обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ; объема учебного материала для обучающихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели); когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся; целей и задач образовательной программы учреждения; используемого комплекта учебно-методического обеспечения; информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)
Функции рабочей программы Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Требования к программе: 1. Наличие нормативных документов 2. Учет основных положений образовательной программы школы. 3. Полнота раскрытия ценностей и целей обучения. 4. Системность и целостность содержания образования. 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана школы. 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Структура рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5. Содержание учебного предмета, курса 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
Положение о рабочей программе учителя
на заседании педагогического совета Директор
протокол № от 31.08.2021г. МОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района ДНР
__________ Парафейник Н.В.
о порядке разработки и утверждения рабочих программ учителей
по учебному предмету, курсу по выбору, дисциплине, внеурочных учебных занятий, индивидуальных групповых занятий, адаптированных рабочих программа индивидуального обучения на дому
1.1. Настоящее положение разработано на основании следующих нормативных правовых актов:
Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 119-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 78-НП);
Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 120-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 79-НП);
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 80-НП);
Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 123-НП.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по учебному предмету, курсу по выбору, дисциплинам учебного плана и плана внеурочной деятельности.
1.3. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ГОС к минимуму содержания, уровню подготовки обучающихся и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательной организации (далее – ОО).
1.4. Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующего уровня образования (далее – ООП) и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность.
1.5. Рабочая программа составляется с учетом Рабочих основных образовательных программ общего образования, учебного плана, календарного графика, примерной основной образовательной программы по предмету, курса внеурочной деятельности.
1.6. Рабочая программа учителя разрабатывается в целях планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
1.7. Рабочая программа учителя разрабатывается сроком на 1 учебный год.
2. Структура и содержание Рабочей программы учителя по учебному предмету, внеурочных учебных занятий, индивидуальных групповых занятий
2.1. Рабочая программа содержит обязательные разделы:
— перечень информационных и материально-технических ресурсов.
2.2. Титульный лист рабочей программы
Титульный лист – структурный элемент рабочей программы, представляющий первоначальные сведения о программе.
Как правило, титульный лист включает:
· наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);
· полное наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
· наименование Рабочей программы с указанием предмета, класса (классов), уровня обучения, в которых она будет реализовываться;
· срок реализации программы (при необходимости);
· грифы рассмотрения, согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора образовательного учреждения);
· информация о составителях;
· место и год подготовки.
2.3. Пояснительная записка
В пояснительной записке указываются:
ü нормативные правовые документы, на основании которых разработана Рабочая программа;
ü сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана Рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки Рабочей программы на основании примерной или авторской);
ü информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
ü информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
ü формы организации образовательного процесса; технологии обучения;
ü информация об используемом учебнике.
2.4. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке должно содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала.
Сетка календарно-тематического планирования должна включать не менее 5 граф:
Положение о рабочей программе учителя
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Платавская средняя общеобразовательная школа»
Репьёвского муниципального района
совета школы протокол
Приказом директора школы
№ ____ от «__»_________20___ года
О составлении рабочей программы
по учебному предмету.
В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.
Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного
плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
В школе реализуется содержание образования, основой которого являются примерные программы, подготовленные в соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования и рассчитанные на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России №322 от 09.02.1998г. Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях.
Авторская программа (программа, разработанная одним или группой авторов) – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».
Рабочие программы представляются на рассмотрение МС школы, согласуются с заместителем директора по УВР и утверждаются педагогическим советом школы, а затем руководителем образовательного учреждения в начале учебного года, до 10 сентября.
Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа.
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Пояснительная записка с описанием целей, специфики предмета, нормативной базы и учебно-методического комплекта.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Место учебного предмета в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (для классов, работающих по ФГОС обязательно).
Личностные, метапредметные и межпредметные результаты освоения учебного курса (для классов, работающих по ФГОС обязательно).
Краткое содержание учебного предмета.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы контроля, используемые учителем. Контроль уровня обученности (приложения).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя:
— класс, уровень (базовый, профильный)
— гриф рассмотрения программы школьным методическим советом,
— согласование с заместителем по УВР
— гриф принятия программы на педсовете
— гриф утверждения программы директором школы.
— сведения о составителе программы с указанием должности, квалификационной категории.
— следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа
Титульный лист рабочей программы может выглядеть следующим образом:
Положение о рабочей программе учителя
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ст.30 п.1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Письмом МОНМ РК от 27.04.2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях», Уставом ОУ, является нормативным документом, определяющим требования к содержанию и оформлению, порядку разработки и утверждения рабочих программ учителя.
1.2. К рабочей программе, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации образовательной программы, относятся:
— программы по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности;
— программы дополнительного образования;
— программы элективных курсов;
— программы факультативных занятий.
1.4. Рабочая программа должна соответствовать следующим документам:
— федеральному государственному образовательному стандарту начального общего или основного общего образования (ФГОС), или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (ФКГОС);
— примерной программе дисциплины, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ;
— федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования;
— требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой ОУ.
1.5. Рабочая программа, как компонент содержательного раздела основной образовательной программы ОУ, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.
1.6. Рабочая программа по учебному предмету составляется учителем-предметником на текущий учебный год; изменения в рабочую программу вносятся по мере необходимости.
1.7. Все изменения, дополнения, которые учителя вносят в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
1.9. Рабочая программа учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
1.10. Рабочая программа по учебному предмету, курсу предыдущего учебного года хранится в ОУ до момента аккредитации.
2. Утверждение программы предполагает следующие процедуры
2.1. Обсуждение программы на заседании предметного методического объединения до 20 августа.
2.2. Получение согласования у заместителя директора по учебно-воспитательной работе до 25 августа.
2.3. Программа вводится в действие приказом руководителя ОУ не позднее 01 сентября.
2.4. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.
2.5. В случае несоответствия рабочей программы установленным требованиям заместитель директора по учебно-воспитательной работе направляет программу на доработку, с указанием конкретного срока исполнения.
3. Деятельность учителя при составлении программы
3.1. Опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию) составитель рабочей программы может:
— раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС или ФКГОС;
— расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;
— устанавливать последовательность изучения учебного материала;
— распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
— конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащимися;
— включать материал регионального компонента по предмету;
— выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности учащихся;
— заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями;
— распределять резервное время.
3.2. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности учащихся.
3.3. Учителя обязаны сдавать в учебную часть копию рабочей программы на электронном носителе с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков.
3.4. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
3.5. Настоящее положение утверждается директором Учреждения после рассмотрения и принятия соответствующего решения педагогическим советом.
4. Содержание рабочей программы
4.2. Задачи рабочей программы:
— практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета в учебном году;
— определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента учащихся.
4.3. Функции рабочей программы:
— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
— определяющая содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
— процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
— оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
5. Структура рабочей программы
5. Структура рабочей программы:
5.1. Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты :
Структура рабочей программы:
Титульный лист (Приложение 1).
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
5.2. Календарно-тематическое планирование представляет собой отдельный документ, регламентирующий прохождение программы согласно учебного плана, расписания уроков, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и определением основных видов учебной деятельности обучающихся (Приложение 2).
Структура календарно-тематического планирования:
Титульный лист (Приложение 2).
Календарно-тематическое планирование (Таблица по ФГОС или ФКГОС)