bash скрипты для начинающих
Основы BASH. Часть 1
Введение
break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:
#!/bin/bash
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.
2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
3. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
Результат выполнения скрипта:
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
Условия
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта
dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
Условия. Множественный выбор
esac #окончание оператора case.
Результат работы:
ite@ite-desktop:
UPD: Исправил некоторые ошибки
UPD: Обновил часть про условия if-then-else
Самоучитель по написанию скриптов Bash для начинающих. Часть 1
Выпускаем серию статей о том, как писать скрипты Bash. Подойдет начинающим!
Что такое Bash/Shell/Scripting
Скриптинг позволяет автоматически выполнять команды, которые в противном случае выполнялись бы интерактивно одна за другой.
Основы сценариев оболочки Bash
Не отчаивайтесь, если вы не поняли ни одного из приведенных выше определений. Это совершенно нормально, ведь именно поэтому вы читаете эту статью.
Если вы не знали, Bash Scripting является обязательным навыком для любой работы в Linux системного администрирования, даже если работодатель может не требовать этого в явном виде.
Скорее всего, в данный момент вы сидите за компьютером, открыли окно терминала и задаетесь вопросом: «Что же мне делать с этой штукой?».
Так вот, в окне терминала перед вами находится shell, а shell позволяет вам с помощью команд взаимодействовать с компьютером, следовательно, получать или хранить данные, обрабатывать информацию и выполнять различные другие простые или даже очень сложные задачи.
Попробуйте это прямо сейчас! Используйте клавиатуру и введите несколько команд, таких как date, cal, pwd или ls, после чего нажмите клавишу ENTER.
Вы только что сделали то, что с помощью команд и командной оболочки взаимодействовали с компьютером, чтобы получить текущую дату и время (date), просмотреть календарь (cal), проверить расположение текущего рабочего каталога (pwd) и получить список всех файлов и каталогов, расположенных в нем (ls).
*у нас в папке пока ничего нет, поэтому команда ls не дала вывода.
Что такое скриптинг (сценарии Bash)
Как видите, с помощью сценариев можно автоматизировать любое взаимодействие с оболочкой. Более того, теперь можно автоматически выполнять наш новый сценарий task.sh ежедневно в любое заданное время с помощью планировщика заданий cron и сохранять вывод сценария в файл при каждом его выполнении. Однако это уже другая история, а пока давайте сосредоточимся на предстоящей задаче.
Что такое Bash
Существуют различные другие интерпретаторы оболочки, такие как Korn shell, C shell и другие. Поэтому хорошей практикой является явное определение интерпретатора оболочки, который будет использоваться для интерпретации содержимого скрипта.
С этого момента все наши сценарии будут включать определение интерпретатора оболочки #!/bin/bash.
Имена файлов и разрешения
Далее давайте кратко обсудим права доступа к файлам и имена файлов. Вы, наверное, уже заметили, что для выполнения сценария shell файл должен быть сделан исполняемым с помощью команды chmod +x FILENAME. По умолчанию все вновь созданные файлы не являются исполняемыми, независимо от суффикса расширения файла.
В системах GNU/Linux команда file может быть использована для определения типа файла. Как видно из приведенного ниже примера, расширение файла не имеет никакого значения, а интерпретатор оболочки, в данном случае, имеет больший вес.
Таким образом, имя shell-сценария 0_xyz вполне допустимо, но по возможности его следует избегать.
Выполнение скриптов Bash
Относительный и абсолютный путь
Наконец, прежде чем мы запрограммируем наш первый официальный сценарий оболочки bash, давайте кратко обсудим навигацию оболочки и разницу между относительным и абсолютным путем к файлу.
К счастью, в GNU/Linux есть простой инструмент компас, который поможет вам ориентироваться в файловой системе в виде команды pwd. Эта команда при выполнении всегда выводит ваше текущее местоположение. В следующем примере используются команды cd и pwd для навигации по файловой системе GNU/Linux с использованием абсолютных и относительных путей.
Быстрый совет:
Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
Теперь попытаемся его выполнить:
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Использование переменных
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
Переменные среды
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
При втором подходе то же самое записывают так:
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then
А вот рабочий пример:
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Вот что получается после запуска этого скрипта.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else
Напишем такой скрипт:
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
Сравнение чисел
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и « » как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
Теперь всё работает как надо.
Она отсортирует строки из файла так:
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Проверки файлов
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.
Основы Bash-скриптинга для непрограммистов
Статья рассчитана на тех, кто не имеет или имеет мало опыта работы с командной строкой Unix/Linux, но желает научиться с ней эффективно взаимодействовать и разрабатывать скрипты для выполнения своих задач. Приведенные примеры справедливы для выполнения в командной оболочке bash операционной системы Ubuntu/Debian, но могут быть использованы и в других оболочках и ОС с учетом их специфики.
1. Командные оболочки
Существует множество дистрибутивов(форков) операционных систем(ОС) семейства Linux, наиболее известные среди них: Ubuntu, Debian, CentOS, Red Hat, Fedora, SuSE, FreeBSD, Mint.
Здесь есть большая схема со всеми форками Linux.
В каждой ОС существуют различные командные оболочки (shell), их назначение одинаково (администрирование, автоматизация, вычисления, мониторинг и т.д.), как и большинство основных команд, но реализация может отличаться. В таблице ниже приведено сравнение, в котором видно, что некоторые возможности поддерживаются не всеми оболочками.
Feature
Bourne
Korn
Bash
Редактор командной строки
Расширенные шаблоны файлов
Автозавершение имени файла
Стеки директорий (pushd and popd)
Исправление ошибок в командах
Формат приглашения командной строки
Список доступных командных оболочек можно получить командой
2. Настройка тестовой среды
Если у вас уже есть виртуальная/реальная машина с установленным Linux, или вы знаете, как её настроить, то можно пропустить информацию из спойлера ниже. Если есть доступ по ssh к какому-либо серверу, то Вы также можете использовать его shell для тренировок. Используйте имеющийся доступ с осторожностью, не тренируйтесь на продуктовых(промышленных) серверах и других критичных окружениях. Если вы не хотите развертывать виртуальную машину(ВМ), то для тестов можно воспользоваться онлайн-терминалами, но нужно знать и учитывать их особенности и ограничения. Примеры онлайн-терминалов:
https://cocalc.com/app?anonymous=terminal
https://www.tutorialspoint.com/execute_bash_online.php
https://rextester.com/l/bash_online_compiler
Развертывание виртуальной машины
VirtualBox – ПО для виртуализации, позволяющее запускать одну ОС «внутри» другой. Разумеется, существуют и другие способы развертывания ВМ, здесь мы рассмотрим лишь один из них. В данном случае, предполагается, что у вас ПК под управлением Windows или Mac. Для начала нужно скачать VirtualBox отсюда и установить его.
Также нужно скачать образ ВМ с установленной ОС Ubuntu отсюда. Качайте самую новую версию, убедитесь, что скачиваемый образ имеет формат VirtualBox (VDI).
Создадим виртуальную машину. Сначала создаем на локальном диске папку для размещения в ней ВМ и их файлов (у меня C:\vmachines). Распакуем скачанный образ диска ВМ в созданную папку:
В открывшемся окне указываем имя ВМ (тип и версия в большинстве случаев подтягиваются автоматически, если это понятно из имени), а также созданную нами папку. Объем оперативной памяти устанавливается автоматически, 1Гб достаточно для выполнения тестов. Выбираем «Использовать существующий виртуальный жесткий диск», нажимаем значок выбора образа жесткого диска, в открывшемся окне нажимаем «Добавить», выбираем распакованный ранее файл образом ВМ и нажимаем «Открыть»:
И нажимаем «Создать»:
Выбираем в списке созданную ВМ и нажимаем «Запустить»:
После запуска ВМ появится окно для входа в ОС:
Выбираем учетную запись osboxes.org и вводим пароль osboxes.org. После входа в систему нажимаем Ctrl+Alt+T, у нас откроется окно терминала, в котором можно выполнять тесты:
Создадим тестового пользователя.
На данном этапе уже можно использовать тестовую среду, выполняя команды в терминале (Ctrl+Alt+T). Дополнительно можно настроить подключение по ssh клиентом (например, PuTTY), мы рассмотрим это отдельно.
3. Первые команды
Итак, мы подключились к терминалу и находимся в shell. Давайте сориентируемся в пространстве. Чтобы узнать имя машины(сервера), на которой мы находимся, введем hostname и нажмем Enter:
Имя пользователя, под которым мы подключены, как правило отображается в приглашении командной строки (test@osboxes:
Команда cat выводит содержимое файла (часть строк в приведенном выводе пропущена и заменена на …). Из файла видим, что для пользователя test указана оболочка /bin/dash. Изменить оболочку текущего пользователя, которая будет загружаться по умолчанию, можно следующей командой(chsh – сокращенное от change shell):
Теперь давайте проверим, в каком каталоге мы находимся, для этого выполним команду pwd :
Для команды ls с параметрами может быть задан синоним (alias), что упрощает её ввод. Список уже заданных синонимов можно получить командой alias :
Алиасы задаются в файле
) означает домашнюю директорию пользователя. В нашем случае /home/test. Также можно задать их в файле
/.bashrc. Здесь нужно сказать пару слов об этих файлах.
При запуске bash в качестве оболочки, сначала выполняется файлы (в случае их наличия), в которых могут быть заданы различные настройки профиля и выполнены различные действия в процессе входа до появления командной строки: сначала выполняется файл /etc/profile, далее bash последовательно ищет и выполняет первый из найденных файлов в следующем порядке:
/.profile. Из указанных файлов могут вызываться и другие.
Так, например, из файла
./profile вызывается файл
Некоторые внутренние команды bash дублированы в виде исполняемых файлов. Это сделано, чтобы скрипты можно было корректно выполнять в оболочках, в которых не реализованы эти команды. Например, существует исполняемый файл /usr/bin/echo, который реализует функционал внутренней команды echo. Команда help echo выведет справку по внутренней команде, а команда /usr/bin/echo –help выведет справку для соответствующего исполняемого файла. Вывод справки для этих команд отличается, но в целом они реализуют идентичный функционал.
Таким образом, если в оболочке не реализована внутренняя команда echo, скрипт, содержащий вызов echo, сможет успешно выполниться, т.к. для обработки вызова будет использован исполняемый файл /usr/bin/echo. Для поиска выполненных ранее команд можно использовать клавиши «Вверх» и «Вниз», команды из истории можно редактировать и повторно выполнять. В конце статьи приведен список полезных команд.
Если данный материал интересен, то в продолжении статьи я расскажу про скрипты и их параметры, права доступа к файлам, операторы условного выполнения, выбора и циклы, функции и планировщик заданий.
Написание скриптов на Bash
Если вы уже более опытный пользователь, то, наверное, часто выполняете различные задачи через терминал. Часто встречаются задачи, для которых нужно выполнять несколько команд по очереди, например, для обновления системы необходимо сначала выполнить обновление репозиториев, а уже затем скачать новые версии пакетов. Это только пример и таких действий очень много, даже взять резервное копирование и загрузку скопированных файлов на удаленный сервер. Поэтому, чтобы не набирать одни и те же команды несколько раз можно использовать скрипты. В этой статье мы рассмотрим написание скриптов на Bash, рассмотрим основные операторы, а также то как они работают, так сказать, bash скрипты с нуля.
Основы скриптов
Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:
!/bin/bash
echo «Hello world»
Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:
!/usr/bin/env python
print(«Hello world»)
!/usr/bin/env php
echo «Hello world»;
В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.
Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.
chmod ugo+x файл_скрипта
Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:
Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.
Переменные в скриптах
Написание скриптов на Bash редко обходится без сохранения временных данных, а значит создания переменных. Без переменных не обходится ни один язык программирования и наш примитивный язык командной оболочки тоже.
Возможно, вы уже раньше встречались с переменными окружения. Так вот, это те же самые переменные и работают они аналогично.
Например, объявим переменную string:
Модифицируем наш скрипт:
Bash не различает типов переменных так, как языки высокого уровня, например, С++, вы можете присвоить переменной как число, так и строку. Одинаково все это будет считаться строкой. Оболочка поддерживает только слияние строк, для этого просто запишите имена переменных подряд:
Обратите внимание, что как я и говорил, кавычки необязательны если в строке нет спецсимволов. Присмотритесь к обоим способам слияния строк, здесь тоже демонстрируется роль кавычек. Если же вам нужны более сложные способы обработки строк или арифметические операции, это не входит в возможности оболочки, для этого используются обычные утилиты.
Переменные и вывод команд
Переменные не были бы настолько полезны, если бы в них невозможно было записать результат выполнения утилит. Для этого используется такой синтаксис:
$( команда )
С помощью этой конструкции вывод команды будет перенаправлен прямо туда, откуда она была вызвана, а не на экран. Например, утилита date возвращает текущую дату. Эти команды эквивалентны:
Понимаете? Напишем скрипт, где будет выводиться hello world и дата:
string1=»hello world »
string2=$(date)
Теперь вы знаете достаточно о переменных, и готовы создать bash скрипт, но это еще далеко не все. Дальше мы рассмотрим параметры и управляющие конструкции. Напомню, что это все обычные команды bash, и вам необязательно сохранять их в файле, можно выполнять сразу же на ходу.
Параметры скрипта
Не всегда можно создать bash скрипт, который не зависит от ввода пользователя. В большинстве случаев нужно спросить у пользователя какое действие предпринять или какой файл использовать. При вызове скрипта мы можем передавать ему параметры. Все эти параметры доступны в виде переменных с именами в виде номеров.
Переменная с именем 1 содержит значение первого параметра, переменная 2, второго и так далее. Этот bash скрипт выведет значение первого параметра:
Управляющие конструкции в скриптах
Создание bash скрипта было бы не настолько полезным без возможности анализировать определенные факторы, и выполнять в ответ на них нужные действия. Это довольно-таки сложная тема, но она очень важна для того, чтобы создать bash скрипт.
В Bash для проверки условий есть команда Синтаксис ее такой:
if команда_условие
then
команда
else
команда
fi
Эта команда проверяет код завершения команды условия, и если 0 (успех) то выполняет команду или несколько команд после слова then, если код завершения 1 выполняется блок else, fi означает завершение блока команд.
Но поскольку нам чаще всего нас интересует не код возврата команды, а сравнение строк и чисел, то была введена команда [[, которая позволяет выполнять различные сравнения и выдавать код возврата зависящий от результата сравнения. Ее синтаксис:
[[ параметр1 оператор параметр2 ]]
Теперь объединением все это и получим скрипт с условным выражением:
Конечно, у этой конструкции более мощные возможности, но это слишком сложно чтобы рассматривать их в этой статье. Возможно, я напишу об этом потом. А пока перейдем к циклам.
Циклы в скриптах
Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.
Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:
for переменная in список
do
команда
done
Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.
Например, переберем пять цифр:
Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:
Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.
while команда условие
do
команда
done
Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.
Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с запятой «;». Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:
Все очень просто я пытался не усложнять статью дополнительными терминами и возможностями bash, только самое основное. В некоторых случаях, возможно, вам понадобиться сделать gui для bash скрипта, тогда вы можете использовать такие программы как zenity или kdialog, с помощью них очень удобно выводить сообщения пользователю и даже запрашивать у него информацию.
Выводы
Теперь вы понимаете основы создания скрипта в linux и можете написать нужный вам скрипт, например, для резервного копирования. Я пытался рассматривать bash скрипты с нуля. Поэтому далеко не все аспекты были рассмотрены. Возможно, мы еще вернемся к этой теме в одной из следующих статей.