файл скрипта в linux
Запуск скрипта sh в Linux
Вся сила Linux в использовании терминала. Это такая командная оболочка, где вы можете выполнять различные команды, которые будут быстро и эффективно выполнять различные действия. Ну впрочем, вы наверное это уже знаете. Для Linux было создано множество скриптов, которые выполняются в различных командных оболочках. Это очень удобно, вы просто объединяете несколько команд, которые выполняют определенное действие, а затем выполняете их одной командой или даже с помощью ярлыка.
Как работают скрипты
В Linux почти не используется расширение файла для опережения его типа на системном уровне. Это могут делать файловые менеджеры и то не всегда. Вместо этого, используются сигнатуры начала файла и специальные флаги. Система считает исполняемыми только те файлы, которым присвоен атрибут исполняемости.
Запуск скрипта sh в Linux
Сначала рассмотрим пример небольшого sh скрипта:
#!/bin/bash
echo «Hello world»
chmod ugo+x script.sh
Или полный путь от корня:
cp script.sh /usr/local/bin/script.sh
Теперь вы можете выполнить:
А если нам нужно запустить скрипт на php, то выполните:
Вот так все просто здесь работает. Так можно запустить скрипт как фоновый процесс, используйте символ &:
Даже запустить процесс linux не так сложно.
Выводы
ИТ База знаний
Полезно
— Онлайн генератор устойчивых паролей
— Онлайн калькулятор подсетей
— Руководство администратора FreePBX на русском языке
— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке
— Руководство администратора по Linux/Unix
Навигация
Серверные решения
Телефония
FreePBX и Asterisk
Настройка программных телефонов
Корпоративные сети
Протоколы и стандарты
Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux
Если вы еще не умеете писать скрипты в системах Unix и Linux, эта статья познакомит с основами написания скриптов.
Идентификация оболочки.
Вы также можете определить свою основную оболочку, просмотрев файл /etc/passwd :
На выводе видно, что доступно всего девять оболочек.
Выбор оболочки
Чтобы определить, какая из доступных оболочек будет выполнять команды вашего скрипта, в первой строке вашего скрипта пропишите одну из строчек, приведенных ниже:
Когда первая строка вашего скрипта идентифицирует оболочку, которая будет использоваться, эта оболочка будет выполнять команды в скрипте. Если вы не определите оболочку в первой строке в скрипте, то оболочка, которую вы используете при вызове сценария, будет той, которая его запускает.
Выполнение команд
Чтобы запустить этот скрипт, выполните команду:
Добавление комментариев
Делаем файл исполняемым
Чтобы сделать скрипт исполняемым, используйте команду chmod и убедитесь, что предполагаемые пользователи могут его запустить. Например:
Использование команды if
Команда if позволяет вам проверять условия или переменные. В примере ниже мы проверяем, запускается ли скрипт в пятницу.
Понятие переменных
Запрос пользователя на ввод данных
Человек, запускающий сценарий, увидит приглашение и введет ответ :
Использование аргументов командной строки
Чтобы проверить правильность количества предоставленных аргументов, вы можете использовать синтаксис, подобный приведенному ниже, который проверяет, были ли предоставлены по крайней мере два аргумента, и, в противном случае, напоминает пользователю, что требуется как количество строк, так и имя файла:
Различные способы создания циклов
Использование оператора case
Операторы case позволяют вашим скриптам реагировать по-разному в зависимости от того, какие значения проверяются. В приведенном ниже скрипте используются разные команды для извлечения содержимого файла, предоставленного в качестве аргумента, путем определения типа файла.
Обратите внимание, что этот сценарий также запрашивает имя файла, если оно не было предоставлено, а затем проверяет, действительно ли указанный файл существует. Только после этого выполняется извлечение.
Реакция на ошибки
Онлайн курс по Linux
Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps
Основы BASH. Часть 1
Введение
break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:
#!/bin/bash
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.
2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
3. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
Результат выполнения скрипта:
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
Условия
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта
dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
Условия. Множественный выбор
esac #окончание оператора case.
Результат работы:
ite@ite-desktop:
UPD: Исправил некоторые ошибки
UPD: Обновил часть про условия if-then-else
Что такое bash в Linux? Гайд по созданию bash-скриптов
Обновл. 29 Июл 2021 |
bash (сокр. от «Bourne-Again shell») — это командная оболочка (или «интерпретатор командной строки»), используемая по умолчанию в операционных системах на базе Unix и Linux, созданная в 1989 году Брайаном Фоксом с целью усовершенствования командной оболочки sh.
bash позволяет автоматизировать различные задачи, устанавливать программное обеспечение, настраивать конфигурации для своего рабочего окружения и многое другое. В этой статье мы рассмотрим использование нескольких основных команд в bash, а также рассмотрим гайд по созданию bash-скриптов.
Что такое терминал?
Терминал — это программа, которая используется для взаимодействия с шеллом. Это просто интерфейс к нему и другим программам командной строки, которые работают внутри нее. Вот как выглядит типичный терминал (Konsole) в Debian 11 (окружение рабочего стола — KDE Plasma):
Типичный терминал в Linux
Всякий раз, когда мы открываем окно терминала, мы видим приглашение шелла — имя_пользователя@имя_машины:
Команды в bash
Команда в bash — это наименьшая единица кода, которую bash может выполнить. С помощью команд мы сообщаем шеллу, что нам нужно, чтобы он сделал. bash обычно принимает от пользователя одну команду и возвращается к нему после того, как команда будет выполнена. Чтобы немного освоиться в bash, давайте попробуем выполнить несколько простых команд.
Команда echo — возвращает всё, что вы вводите в командной строке:
Пример использования команды echo
Команда date — отображает текущее время и дату:
Пример использования команды date
Команда pwd (сокр. от «print working directory») — указывает на текущий рабочий каталог, в котором команды шелла будут искать файлы.
Пример использования команды pwd
Пример использования команды ls
Команда cd (сокр. от «change directory») — изменяет текущую директорию на заданную пользователем. Рассмотрим некоторые примеры использования данной команды:
cd — меняет текущую директорию на заданную. Давайте попробуем с помощью команды ls перейти к корневому каталогу / и ознакомимся с его содержимым. Обратите внимание, что мы также можем использовать точку с запятой ; для записи двух команд в одной строке.
Пример объединения двух команд в одной строке
cd — вернуться в домашний каталог.
Команда mkdir (сокр. от «make directory») — создает новый каталог.
Команда mv (сокр. от «move») — перемещает один или несколько файлов/каталогов из одного места в другое (заданное пользователем). Для этого нужно указать, что мы хотим переместить (т.е. источник), и куда мы хотим переместить (т.е. пункт назначения).
В качестве примера я создам новый каталог Ravesli в своей домашней директории и перемещу в него все .txt-файлы (ну как «все», у меня там только один файл — Адреса.txt) из /home/diego/Документы/ с помощью двух вышеприведенных команд:
Перемещение файлов с помощью команды mv
Команда touch — создает новые пустые файлы (а также изменяет временные метки в существующих файлах и каталогах). Вот как мы можем создать пустой файл под названием foo.txt в папке Ravesli из домашнего каталога:
Создание файла с помощью команды touch
Давайте удалим ранее созданный файл foo.txt:
Удаление файла с помощью команды rm
Команда rmdir (сокр. от «remove directory») — удаляет каталоги.
Давайте удалим созданный ранее каталог /home/diego/Ravesli:
Удаление каталогов с помощью команды rmdir
Команда cat (сокр. от «concatenate») — считывает файл и выводит его содержимое. Она может работать с несколькими файлами, объединяя их вывод в единый поток (отсюда и происходит её название). У меня в домашнем каталоге есть папка untitled с файлами С++/Qt-проекта, и ниже я использую команду cat для просмотра содержимого файла main.cpp из untitled:
Пример использования команды cat
Просмотр нескольких файлов с помощью команды cat
Отображение справочной информации с помощью команды man
Редактор nano
Гайд по созданию bash-скриптов
Наш шелл, это не только промежуточное звено между пользователем и системой, но еще и мощный язык программирования. Программы, написанные на языке шелла, называются shell-скриптами (или shell-сценариями) и имеют соответствующее расширение файлов — .sh. Сам язык содержит полный набор утилит и команд, доступных в *nix-системах, а также циклы, условные операторы, объявление переменных и пр. Такие скрипты будут очень полезными там, где не требуется использование полноценных языков программирования, например, в задачах администрирования операционной системы.
Создание bash-скрипта
Чтобы создать новый файл bash-скрипта, откройте в любом редакторе текстовый файл и сохраните его с расширением .sh. Все дальнейшие эксперименты я будут проводить в Debian Linux, с применением текстового редактора nano.
Давайте создадим новый файл ravesli.sh:
$ touch ravesli.sh
diego@debian:
Чтобы выполнить файл bash-скрипта, нужно изменить права доступа к файлу и сделать его исполняемым. Разрешение, как вы наверняка помните из предыдущих уроков, изменяется командой chmod +x :
$ chmod +x ravesli.sh
diego@debian:
Выполнение bash-скрипта
Файл bash-скрипта может быть запущен двумя способами:
Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
Теперь попытаемся его выполнить:
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Использование переменных
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
Переменные среды
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
При втором подходе то же самое записывают так:
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then
А вот рабочий пример:
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Вот что получается после запуска этого скрипта.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else
Напишем такой скрипт:
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
Сравнение чисел
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и « » как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
Теперь всё работает как надо.
Она отсортирует строки из файла так:
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Проверки файлов
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.