linux создать исполняемый файл скрипт
Как сделать файл исполняемым в Linux
Операционная система Linux, в отличие от Windows, определяет какие файлы являются программами не по расширению, а по специальному флагу исполняемости. У каждого файла есть три основных флага, чтение, запись и исполнение. Они определяют что система может делать с этим файлом.
Что такое исполняемость?
Уже много написано о том, как установить флаг исполняемости. Но что происходит с файлом во время этого, что такое исполянемость и как это работает?
Как сделать файл исполняемым в Linux?
В операционной системе Linux, для управления флагами файлов используется утилита chmod. Синтаксис вызова утилиты:
$ chmod категория действие флаг адрес_файла
Например, чтобы сделать исполняемый скрипт в linux для владельца файла, достаточно выполнить:
chmod u+x адрес_файла
Этого в большинстве случаев бывает достаточно, но если мы хотим чтобы файл могли выполнять и другие пользователи, нужно указать также другие категории: g и o:
chmod ugo+x адрес_файла
Посмотреть флаги в терминале можно с помощью утилиты ls:
Снять флаг исполняемого файла очень просто. Используется та же команда только со знаком минус:
chmod u-x адрес_файла
Как установить фалг исполняемости в GUI
Вы можете сделать файл исполняемым в linux не только через терминал. Такая функциональность есть во всех файловых менеджерах. Возможно, на первых порах это будет для вас проще. Рассмотрим на примере файлового менеджера GNOME, Nautilus. Кликните правой кнопкой по нашему файлу программы или скрипта, чтобы открыть контекстное меню, затем выберите свойства:
Дальше перейдите на вкладку права и установите галочку Разрешить выполнение файла как программы:
Готово, исполняемый файл linux может быть запущен системой, прямо из файлового менеджера.
Выводы
Вот и все, теперь вы знаете как сделать файл исполняемым в linux. И если нужно будет запустить скрипт или установщик из интернета, у вас не возникнет никаких проблем. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях!
ИТ База знаний
Полезно
— Онлайн генератор устойчивых паролей
— Онлайн калькулятор подсетей
— Руководство администратора FreePBX на русском языке
— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке
— Руководство администратора по Linux/Unix
Навигация
Серверные решения
Телефония
FreePBX и Asterisk
Настройка программных телефонов
Корпоративные сети
Протоколы и стандарты
Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux
Если вы еще не умеете писать скрипты в системах Unix и Linux, эта статья познакомит с основами написания скриптов.
Онлайн курс по Linux
Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps
Идентификация оболочки.
Вы также можете определить свою основную оболочку, просмотрев файл /etc/passwd :
На выводе видно, что доступно всего девять оболочек.
Выбор оболочки
Чтобы определить, какая из доступных оболочек будет выполнять команды вашего скрипта, в первой строке вашего скрипта пропишите одну из строчек, приведенных ниже:
Когда первая строка вашего скрипта идентифицирует оболочку, которая будет использоваться, эта оболочка будет выполнять команды в скрипте. Если вы не определите оболочку в первой строке в скрипте, то оболочка, которую вы используете при вызове сценария, будет той, которая его запускает.
Выполнение команд
Чтобы запустить этот скрипт, выполните команду:
Добавление комментариев
Делаем файл исполняемым
Чтобы сделать скрипт исполняемым, используйте команду chmod и убедитесь, что предполагаемые пользователи могут его запустить. Например:
Использование команды if
Команда if позволяет вам проверять условия или переменные. В примере ниже мы проверяем, запускается ли скрипт в пятницу.
Понятие переменных
Запрос пользователя на ввод данных
Человек, запускающий сценарий, увидит приглашение и введет ответ :
Использование аргументов командной строки
Чтобы проверить правильность количества предоставленных аргументов, вы можете использовать синтаксис, подобный приведенному ниже, который проверяет, были ли предоставлены по крайней мере два аргумента, и, в противном случае, напоминает пользователю, что требуется как количество строк, так и имя файла:
Различные способы создания циклов
Использование оператора case
Операторы case позволяют вашим скриптам реагировать по-разному в зависимости от того, какие значения проверяются. В приведенном ниже скрипте используются разные команды для извлечения содержимого файла, предоставленного в качестве аргумента, путем определения типа файла.
Обратите внимание, что этот сценарий также запрашивает имя файла, если оно не было предоставлено, а затем проверяет, действительно ли указанный файл существует. Только после этого выполняется извлечение.
Реакция на ошибки
Онлайн курс по Linux
Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps
Делаем файл исполняемым в Linux
Чем отличается Linux от Windows в плане исполнений файлов, так это тем, что первая система определяет выполняемые файлы программными не по расширению, а по специальному флагу исполняемости. Так у каждого файла есть три режима исполняемости: чтение, исполнение и запись. Именно эти режима определяют, что система может делать с конкретным файлом. Когда пользователь скачивает различные установщики из интернета или создает скрипт, то по умолчанию ему присваиваются следующие режимы – чтение и запись. Одним словом, пользователь не сможет сделать с такой программой ничего, так как с ним нужно сделать кое-что еще.
Что означает исполняемость?
Но для начала не будет лишним разобраться с таким вопросом, как: что такое исполняемость и что это вообще означает? Начнем с программы, являющейся набором инструкций, выполняемых процессором над совокупностью данных с целью получения нужного результата. Для процессора не существует разницы между инструкциями и данными.
И первые, и вторые состоят из цифр – байт. То есть, определенное сочетание цифр будет означать для процессора необходимость выполнения конкретного действия. Для процессора нет принципиальной разницы, какой процесс выполнять – файл операционной системы или текстовый файл. И первый, и второй файл будут выполнены, вот только в случае с текстовым файлом необходимость в инструкциях фактически отпадает.
Как сделать файл исполняемым
В системе Linux предусмотрена специальная утилита, которая позволяет управлять флагами файлов, которая получила название chmod. Для вызова этой утилиты необходимо задействовать синтаксис:
$ chmod категория действие флаг адрес_файла
И здесь необходимо учитывать следующее:
Таким образом, чтобы сделать исполняемым скрипт в Linux, пользователю необходимо выполнить:
Зачастую уже этого достаточно, чтобы сделать файл исполняемым, но если необходимо наделить других пользователей полномочиями исполнять эти файлы, еще необходимо добавить:
Чтобы посмотреть флаги в терминале достаточно воспользоваться утилитой ls:
Снять флаг исполняемого файла очень просто. Используется та же команда только со знаком минус:
Дальше рассмотрим вопрос установки управляемости в GUI.
Как установить флаг исполняемости в GUI
Установка файлов исполняемости доступна не только через терминал, но и файловые менеджеры, одним из которых является GUI. Для новичков, возможно, даже эта инструкция окажется проще и доступней. Рассмотрим на примере файлового менеджера GNOME, Nautilus. Кликните правой кнопкой по нашему файлу программы или скрипта, чтобы открыть контекстное меню, затем выберите свойства:
Переходим на вкладку права и устанавливаем галочку «Разрешить выполнение файла как программы»:
Теперь файл будет запущен системой непосредственно из файлового менеджера. Вот и вся инструкция. Теперь с запуском программы или скрипта из интернета у вас не возникнет трудностей.
Как сделать файл исполняемым в Astra Linux и запустить его?
Друзья, приветствую! Продолжаем решать практические задачи на примере Astra Linux CE Орел. При скачивании игры (или какого либо полезного софта) мы иногда получаем файлы-сценарии, которые для запуска сначала нужно сделать исполняемыми.
В Windows мы привыкли, что файлы программ (или программы инсталляторы) уже являются исполняемыми. Определить это можно по их названию (setup, install) или расширению *.exe, *.com или *.bat.
В линуксе механизм другой. Возможность запуска файла определяется не расширением — а разрешением полномочий. Проще говоря, по умолчанию Linux «разрешает» только читать и копировать файл. А исполнять нет.
Устанавливается (или убирается) соответствующий флаг в свойствах файла и операционная система ведет себя соответственно.
В разрезе пользователей (и групп) можно выставить права на чтение, запись, исполнение конкретного файла. И тогда его можно будет запустить как программу. Такова идеология Linux.
Как сделать файл исполняем в Astra Linux через менеджер файлов?
Все это может показаться сложным, но на самом деле, все просто. В Linux Astra установлен дружественный графический интерфейс, есть встроенный графический менеджер — проводник.
И сделать нужный файл исполняемым у Вас получится легко, быстро, привычно. Для примера скачал игру Kerbal Space Programm и сейчас мы подготовим ее файлы на Linux Astra CE.
Сначала правой кнопкой мыши откроем свойства нужного файла, открыв его расположение через файловый менеджер:
Как сделать исполняемый файл в Astra Linux через терминал Fly?
Навыками работы с терминалом необходимо владеть. Все, что мы сделали в графике, можно повторить через консоль Fly. Команда CHMOD позволяет менять права доступа к файлам и каталогам в Linux.
Синтаксис ее обширен и позволяет вносить изменения двумя способами — буквенном или числовым обозначением прав.
В нашем случае удобнее и быстрее использовать числовой способ. Важно помнить, что права на каталог или файл назначаются в разрезе пользователей и групп. А числовые обозначения прав (чтение, запись, исполнение) выглядят так:
Синтаксис команды будет следующим, если мы даем всем пользователям полные права (чтение, запись, исполнение):
CHMOD 777 kerbal_space_program_russian_1_9_0_02781_36048.sh
В терминале нужно еще добраться до папки с игрой. Предлагаю попрактиковаться и попутно изучить две полезные команды терминала, без которых трудно в Линуксе. Посмотрите видео, операция занимает минуту (когда набита рука) :
Запускаем терминал Fly. В моем случае игра лежит в папке game на на первом рабочем столе. И в терминале я прописываю команду:
Приглашение показывает, что я внутри. Естественно, не помню, как называется следующая папка и файл. Чтобы узнать — ввожу следующую команду:
Получаю на экране наименование следующей папки (KerbalSpace); копирую его в буфер обмена ( Ctrl+Ins ). Нажимаю ↑ на клавиатуре, пока не добираюсь до команды:
CD / home/superuser/Desktops/Desktop1/game/ вставляю наименование из буфера в конец строки через знак / ( Shift+Ins )
Обратите внимание, файл который мы уже сделали исполняемым через графический файловый менеджер зеленого цвета. Сейчас мы дадим права на исполнение файлу который выше, это другая часть той же игры.
Копируем имя файла в буфер обмена (чтобы руками не набирать) и в итоге получилась вот такая команда:
chmod 777 kerbal_space_program_making_history_dlc_russian_1_9_0_02781_36048.sh
Далее, не выходя из терминала можно установить игру. Для этого набираем команду:
sudo apt install «имя файла» (без кавычек)
Или в менеджере файлов запускаем его на исполнение привычным способом. У меня всё, пока!
Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
Теперь попытаемся его выполнить:
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Использование переменных
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
Переменные среды
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
При втором подходе то же самое записывают так:
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then
А вот рабочий пример:
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Вот что получается после запуска этого скрипта.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else
Напишем такой скрипт:
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
Сравнение чисел
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и « » как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
Теперь всё работает как надо.
Она отсортирует строки из файла так:
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Проверки файлов
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.