все о bash скриптах
Titiaiev / bash-guide-1.md
Бесплатная книга-сайт на русском, полный гайд
Advanced Bash-Scripting Guide
BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.
break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash ) поменяйте её на ваш путь.
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
Результат выполнения скрипта:
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
#в переменную source засовываем первый параметр скрипта
source=$1
#в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
dest=$2
Результат выполнения скрипта:
Структура if-then-else используется следующим образом:
для построения многоярусных условий вида:
для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:
Условия. Множественный выбор
Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.
esac #окончание оператора case.
После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )
Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:
-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( # меньше
-le,( # меньше или равно
-gt,(>) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»
С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.
Оператор for-in предназначен для поочередного обращения к значениям перечисленным в списке. Каждое значение поочередно в списке присваивается переменной.
Синтаксис следующий:
Рассмотрим небольшой пример:
Цикл while сложнее цикла for-in и используется для повторения команд, пока какое-то выражение истинно( код возврата = 0).
Синтаксис оператора следующий:
Пример работы цикла рассмотрим на следующем примере:
А теперь результат работы скрипта:
Как видим цикл выполняется до тех пор, пока мы не введем что-то отличное от «yes». Между do и done можно описывать любые структуры, операторы и т.п., все они будут выполнятся в цикле.Но следует быть осторожным с этим циклом, если вы запустите на выполнение в нём какую-либо команду, без изменения переменной выражения, вы можете попасть в бесконечный цикл.
Рассмотрим еще один пример, я взял его из книги Advanced Bash Scripting. Уж очень он мне понравился :), но я его немного упростил. В этом примере мы познакомимся с еще одним типом циклов UNTIL-DO. Эта практически полный аналог цикла WHILE-DO, только выполняется пока какое-то выражение ложно.
Вот пример:
Результат выполнения скрипта:
Ну вот, как видите ничего сложного, список математических операций стандартный:
+ — сложение
— — вычитание
* — умножение
/ — деление
** — возведение в степень
% — модуль(деление по модулю), остаток от деления
let позволяет использовать сокращения арифметических команд, тем самым сокращая кол-во используемых переменных. Например: a = a+b эквивалентно a +=b и т.д
Работа с внешними программами при написании shell-скриптов
Для начала немного полезной теории.
Если есть необходимость дописывать в файл(при использовании » > » он заменятеся), необходимо вместо » > » использовать » >> «
после просьбы sudo ввести пароль, он возьмется из файла my_password, как будто вы его ввели с клавиатуры.
Если необходимо записать в файл только ошибки, которые могли возникнуть при работе программы, то можно использовать:
символ » & » означает указатель на дескриптор 1(stdout)
(Поумолчанию stderr пишет на ту консоль, в котрой работает пользователь(вренее пишет на дисплей)).
Конвеер — очень мощный инструмент для работы с консолью Bash. Синтаксис простой:
команда1 | команда 2 — означает, что вывод команды 1 передастся на ввод команде 2
Конвееры можно группировать в цепочки и выводить с помощью перенаправления в файл, например:
Чаще всего скрипты на Bash используются в качестве автоматизации каких-то рутинных операций в консоли, отсюда иногда возникает необходимость в обработке stdout одной команды и передача на stdin другой команде, при этом результат выполнения одной команды должен быть неким образом обработан. В этом разделе я постораюсь объяснить основные принципы работы с внешними командами внутри скрипта. Думаю что примеров я привел достаточно и можно теперь писать только основные моменты.
1. Передача вывода в переменную.
Для того чтобы записать в переменную вывод какой-либо команды, достаточно заключить команду в « ковычки, например
Результат работы: qwerty
Однако если вы захотите записать в переменную список директорий, то необходимо, должным образом обработать результат для помещения данных в переменную. Рассмотрим небольшой, пример:
Основы Bash-скриптинга для непрограммистов
Статья рассчитана на тех, кто не имеет или имеет мало опыта работы с командной строкой Unix/Linux, но желает научиться с ней эффективно взаимодействовать и разрабатывать скрипты для выполнения своих задач. Приведенные примеры справедливы для выполнения в командной оболочке bash операционной системы Ubuntu/Debian, но могут быть использованы и в других оболочках и ОС с учетом их специфики.
1. Командные оболочки
Существует множество дистрибутивов(форков) операционных систем(ОС) семейства Linux, наиболее известные среди них: Ubuntu, Debian, CentOS, Red Hat, Fedora, SuSE, FreeBSD, Mint.
Здесь есть большая схема со всеми форками Linux.
В каждой ОС существуют различные командные оболочки (shell), их назначение одинаково (администрирование, автоматизация, вычисления, мониторинг и т.д.), как и большинство основных команд, но реализация может отличаться. В таблице ниже приведено сравнение, в котором видно, что некоторые возможности поддерживаются не всеми оболочками.
Feature
Bourne
Korn
Bash
Редактор командной строки
Расширенные шаблоны файлов
Автозавершение имени файла
Стеки директорий (pushd and popd)
Исправление ошибок в командах
Формат приглашения командной строки
Список доступных командных оболочек можно получить командой
2. Настройка тестовой среды
Если у вас уже есть виртуальная/реальная машина с установленным Linux, или вы знаете, как её настроить, то можно пропустить информацию из спойлера ниже. Если есть доступ по ssh к какому-либо серверу, то Вы также можете использовать его shell для тренировок. Используйте имеющийся доступ с осторожностью, не тренируйтесь на продуктовых(промышленных) серверах и других критичных окружениях. Если вы не хотите развертывать виртуальную машину(ВМ), то для тестов можно воспользоваться онлайн-терминалами, но нужно знать и учитывать их особенности и ограничения. Примеры онлайн-терминалов:
https://cocalc.com/app?anonymous=terminal
https://www.tutorialspoint.com/execute_bash_online.php
https://rextester.com/l/bash_online_compiler
Развертывание виртуальной машины
VirtualBox – ПО для виртуализации, позволяющее запускать одну ОС «внутри» другой. Разумеется, существуют и другие способы развертывания ВМ, здесь мы рассмотрим лишь один из них. В данном случае, предполагается, что у вас ПК под управлением Windows или Mac. Для начала нужно скачать VirtualBox отсюда и установить его.
Также нужно скачать образ ВМ с установленной ОС Ubuntu отсюда. Качайте самую новую версию, убедитесь, что скачиваемый образ имеет формат VirtualBox (VDI).
Создадим виртуальную машину. Сначала создаем на локальном диске папку для размещения в ней ВМ и их файлов (у меня C:\vmachines). Распакуем скачанный образ диска ВМ в созданную папку:
В открывшемся окне указываем имя ВМ (тип и версия в большинстве случаев подтягиваются автоматически, если это понятно из имени), а также созданную нами папку. Объем оперативной памяти устанавливается автоматически, 1Гб достаточно для выполнения тестов. Выбираем «Использовать существующий виртуальный жесткий диск», нажимаем значок выбора образа жесткого диска, в открывшемся окне нажимаем «Добавить», выбираем распакованный ранее файл образом ВМ и нажимаем «Открыть»:
И нажимаем «Создать»:
Выбираем в списке созданную ВМ и нажимаем «Запустить»:
После запуска ВМ появится окно для входа в ОС:
Выбираем учетную запись osboxes.org и вводим пароль osboxes.org. После входа в систему нажимаем Ctrl+Alt+T, у нас откроется окно терминала, в котором можно выполнять тесты:
Создадим тестового пользователя.
На данном этапе уже можно использовать тестовую среду, выполняя команды в терминале (Ctrl+Alt+T). Дополнительно можно настроить подключение по ssh клиентом (например, PuTTY), мы рассмотрим это отдельно.
3. Первые команды
Итак, мы подключились к терминалу и находимся в shell. Давайте сориентируемся в пространстве. Чтобы узнать имя машины(сервера), на которой мы находимся, введем hostname и нажмем Enter:
Имя пользователя, под которым мы подключены, как правило отображается в приглашении командной строки (test@osboxes:
Команда cat выводит содержимое файла (часть строк в приведенном выводе пропущена и заменена на …). Из файла видим, что для пользователя test указана оболочка /bin/dash. Изменить оболочку текущего пользователя, которая будет загружаться по умолчанию, можно следующей командой(chsh – сокращенное от change shell):
Теперь давайте проверим, в каком каталоге мы находимся, для этого выполним команду pwd :
Для команды ls с параметрами может быть задан синоним (alias), что упрощает её ввод. Список уже заданных синонимов можно получить командой alias :
Алиасы задаются в файле
) означает домашнюю директорию пользователя. В нашем случае /home/test. Также можно задать их в файле
/.bashrc. Здесь нужно сказать пару слов об этих файлах.
При запуске bash в качестве оболочки, сначала выполняется файлы (в случае их наличия), в которых могут быть заданы различные настройки профиля и выполнены различные действия в процессе входа до появления командной строки: сначала выполняется файл /etc/profile, далее bash последовательно ищет и выполняет первый из найденных файлов в следующем порядке:
/.profile. Из указанных файлов могут вызываться и другие.
Так, например, из файла
./profile вызывается файл
Некоторые внутренние команды bash дублированы в виде исполняемых файлов. Это сделано, чтобы скрипты можно было корректно выполнять в оболочках, в которых не реализованы эти команды. Например, существует исполняемый файл /usr/bin/echo, который реализует функционал внутренней команды echo. Команда help echo выведет справку по внутренней команде, а команда /usr/bin/echo –help выведет справку для соответствующего исполняемого файла. Вывод справки для этих команд отличается, но в целом они реализуют идентичный функционал.
Таким образом, если в оболочке не реализована внутренняя команда echo, скрипт, содержащий вызов echo, сможет успешно выполниться, т.к. для обработки вызова будет использован исполняемый файл /usr/bin/echo. Для поиска выполненных ранее команд можно использовать клавиши «Вверх» и «Вниз», команды из истории можно редактировать и повторно выполнять. В конце статьи приведен список полезных команд.
Если данный материал интересен, то в продолжении статьи я расскажу про скрипты и их параметры, права доступа к файлам, операторы условного выполнения, выбора и циклы, функции и планировщик заданий.
Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
Теперь попытаемся его выполнить:
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Использование переменных
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
Переменные среды
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
При втором подходе то же самое записывают так:
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then
А вот рабочий пример:
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Вот что получается после запуска этого скрипта.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else
Напишем такой скрипт:
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
Сравнение чисел
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и « » как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
Теперь всё работает как надо.
Она отсортирует строки из файла так:
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Проверки файлов
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.
Введение в Bash Shell
Всем привет. Это перевод из книги по подготовке к экзамену RedHat RHCE. На мой взгляд очень доступно рассказывается об основах bash.
Сценарии оболочки — наука сама по себе. Не вдаваясь в подробности всего, что происходит «под капотом», вы узнаете, как применять базовые элементы для написания собственных скриптов, и анализировать, что происходит в сторонних сценариях оболочки.
Понимание основных элементов сценариев оболочки
По сути, сценарий оболочки представляет собой список команд, которые выполняются последовательно, а также некоторую логику, позволяющую выполнять код только при определённых условиях.
Чтобы понять сложные сценарии оболочки, рекомендуется начать с базовых сценариев.
Ниже показан очень простой скрипт:
Здесь содержатся несколько элементов, которые должны использоваться во всех скриптах. Для начала, есть shebang — это строка #!/bin/bash. Когда скрипт запускается из родительской оболочки, он открывает подоболочку, в которой и выполняются команды, указанные в скрипте.
Эти команды могут быть интерпретированы различными способами. Для того, чтобы понять, как именно они должны интерпретироваться, используется shebang. В примере выше shebang ясно даёт понять, что скрипт должен выполняться оболочкой bash.
Также могут быть указаны другие оболочки. Например, если ваш скрипт содержит код на языке Perl, shebang должен быть #!/usr/bin/perl. Начинать сценарий с shebang является хорошей практикой; если он опущен, код сценария будет выполняться такой же оболочкой, которая используется для запуска скрипта.
Сразу после shebang расположена часть, объясняющая, о чем сценарий. Несколько строк комментариев в начале каждого сценария — хорошая идея. В коротком скрипте часто очевидно, что он делает, но когда сценарий становится длиннее, и по мере того, как всё больше людей вовлекаются в его написание и поддержку, становится менее понятно, что авторы намереваются сделать.
Чтобы избежать такой ситуации, убедитесь, что вы добавили строки комментариев, начиная каждую символом #. Комментарии могут быть не только в первых строках, но и в начале каждого подраздела сценария. Это наверняка поможет, если вы прочитаете свой скрипт через несколько месяцев!
Вы также можете комментировать не только подразделы, но и отдельные строки.
Независимо от того, в какой позиции он используется, всё от символа # и до конца строки является комментарием.
После блока комментариев расположено тело сценария. В вышеуказанном примере это несколько команд, выполняющихся последовательно. Тело сценария оболочки может увеличиваться по мере его развития.
В конце скрипта я включил инструкцию exit 0. Оператор выхода сообщает родительской оболочке, был ли сценарий успешным. Состояние выхода последней команды в сценарии является состоянием выхода самого сценария, если только команда exit 0 не используется в конце сценария.
Полезно знать, что вы можете работать с exit, чтобы сообщить родительской оболочке, как все прошло.
Также вы можете разместить сценарий в каталоге /bin, после чего в любом месте файловой системы просто ввести имя файла, и сценарий выполнится.
Командой vi /bin/datetime создадим в каталоге /bin файл с именем datetime. В созданный файл вставим это содержимое:
Сохранив файл, введите chmod +x /bin/datetime, чтобы дать файлу права на выполнение. Перейдите, к примеру, в домашний каталог с помощью команды cd
и просто введите datetime.
Перейдите, к примеру, в домашний каталог cd
и просто введите datetime.
Использование переменных и входных данных
bash-скрипты — это гораздо больше, чем просто список команд, которые выполняются последовательно. Одна из приятных сторон скриптов заключается в том, что они могут работать с переменными и входными данными, чтобы сделать скрипт гибким. В этом разделе вы узнаете, как с ними работать.
Использование позиционных параметров
При запуске скрипта можно использовать аргументы. Аргумент — это всё, что вы помещаете за командой сценария. Аргументы могут быть использованы для того, чтобы сделать скрипт более гибким. Возьмём команду useradd lisa. В этом примере команда — это useradd, а её аргумент — lisa — указывает, что нужно сделать.
В результате выполнения такой команды должен быть создан пользователь с именем lisa.
В тексте сценария первый аргумент обозначается $1, второй аргумент — $2 и т. д. Листинг 1 показывает, как можно использовать аргументы. Попробуйте запустить этот код, указав в качестве параметров любые имена пользователей.
Под параметрами подразумевается ввод данных перед запуском скрипта. В данном случае в качестве параметров после имени скрипта argument я указал lisa, lori и bob:
В Листинге 2 представлены два новых элемента, которые относятся к аргументам:
Итак, пока есть аргументы, тело сценария выполняется.
Тело цикла for всегда начинается с do и закрывается done, а между этими двумя ключевыми словами перечисляются команды, которые необходимо выполнить. Таким образом, пример сценария будет использовать echo для отображения значения каждого аргумента и останавливаться, когда больше нет доступных аргументов.
Давайте попробуем воспользоваться скриптом из листинга 2 в этом примере:
Переменные
Переменная — это метка, которая используется для обозначения определённого места в памяти, которое содержит определённое значение. Переменные могут быть определены статически с помощью NAME=value или динамическим способом. Существует два решения для динамического определения переменной:
Листинг 3. Пример скрипта, использующего команду read
* — на самом деле тремя источник (прим. переводчика)
Обратите внимание, что при написании команды test с квадратными скобками важно использовать пробелы после открывающей скобки и перед закрывающей скобкой, без пробелов команда не будет работать.
Обратите внимание, что оператор then следует сразу за test. Это возможно, потому что используется точка с запятой (;). Точка с запятой является разделителем команд и может заменить новую строку в скрипте.
В операторе then выполняются две команды: команда echo, которая отображает сообщение на экране, и команда read.
Команда read останавливает сценарий, чтобы пользовательский ввод мог быть обработан и сохранен в переменной TEXT. Поэтому read TEXT помещает все введённые пользователем данные в переменную TEXT, которая будет использоваться позже в скрипте.
Следующая часть представлена оператором else. Команды после оператора else выполняются во всех других случаях, что в данном случае означает «иначе, если аргумент был предоставлен». Если это так, то определяется переменная TEXT и ей присваивается текущее значение $1.
Вы можете попрактиковаться на этом примере при работе с вводом.
Использование условий и циклов
Как вы уже видели, в скрипте могут использоваться условные операторы. Эти условные операторы выполняются только в том случае, если определённое условие выполняется.
В bash есть несколько условных операторов и циклов, которые часто используются.
if then else
Подробнее о test можно узнать в справочнике командой man test.
Основная конструкция if есть if… then… fi.
Она сравнивает одно условие, как показано в следующем примере:
В листинге 3 вы увидели, как можно оценить два условия, включая else в выражении. В листинге 4 показано, как можно оценить несколько условий от if до else. Это полезно, если нужно проверить много разных значений.
Обратите внимание, что в этом примере также используются несколько команд test.
Листинг 4. Пример с if then else
Вместо написания полных операторов if… then вы можете использовать логические операторы || а также &&. || является логическим «ИЛИ» и выполнит вторую часть оператора, только если первая часть не верна; && является логическим «И» и выполнит вторую часть оператора только в том случае, если первая часть верна.
Рассмотрим эти две строки:
В первом примере выполняется проверка, чтобы увидеть, пуст ли $1. Если эта проверка верна (что, в основном, означает, что команда завершается с кодом выхода 0), выполняется вторая команда.
Во втором примере команда ping используется для проверки доступности хоста.
В этом примере используется логическое «ИЛИ» для вывода текста «node is not available» в случае неудачной команды ping.
Вы обнаружите, что часто вместо условного оператора if будут использоваться && и ||. В упражнении ниже вы можете попрактиковаться в использовании условных операторов, используя либо if… then… else, либо && и ||.
Упражнение. Использование if… then… else
В этом упражнении вы поработаете над сценарием, который проверяет что является файлом, а что каталогом.
Цикл for
Цикл for представляет собой отличное решение для обработки диапазонов данных. В листинге 5 вы можете увидеть первый пример с for, где диапазон определяется и обрабатывается, пока в этом диапазоне есть необработанные значения.
Цикл for всегда начинается с ключевого слова for, за которым следует условие, которое необходимо проверить. Затем следует ключевое слово do, за которым следуют команды, которые должны быть выполнены, если условие истинно, завершается цикл с помощью ключевого слова done.
В примере, приведённом в листинге 5, вы можете увидеть, что условие представляет собой диапазон чисел в круглых скобках, назначенных переменной COUNTER.
Внутри ((… )) вычисляются арифметические выражения и возвращается их результат. Например, в простейшем случае, конструкция a=$(( 5 + 3 )) присвоит переменной «a» значение выражения «5 + 3», или 8. Кроме того, двойные круглые скобки позволяют работать с переменными в стиле языка C.
В листинге 6 вы можете увидеть один из моих любимых однострочников с for. Диапазон определяется на этот раз как последовательность чисел, начиная со 100 и доходя до 104.
Обратите внимание, как определяется диапазон: сначала вы указываете первое число, затем две точки и указываете последнее число в диапазоне. При этом с for i in для каждого из этих номеров присваивается переменная i. Каждое из этих чисел присваивается переменной i и затем выполняется команда ping, где опция -c 1 гарантирует, что отправляется только один запрос.
Результат выполнения команды ping не учитывается, поэтому её вывод перенаправляется в /dev/null. На основании состояния выхода команды ping выполняется часть выражения за &&. Таким образом, если хост доступен, отображается строка, указывающая, что он работает.
Понимание while и until
Примечание. Так и не понял, что делает этот скрипт. В моём случае используется CentOS 7 и по умолчанию там нет monitor, хотя в скрипте явно написано: Где-то пол часа гуглил для CetOS программу monitor, но так и не нашёл. И вообще не понятно каким тут боком monitor если используется ps aux. В любом случае так и не понял, что делает этот срипт. Большая просьба помочь решить этот вопрос, чтобы откорректировать текст и/или скрипт.
Сценарий в листинге 7 состоит из двух частей. Во-первых, есть цикл while. Во-вторых, есть всё, что нужно выполнить, когда цикл while больше не оценивается как true.
Ядром цикла while является команда ps, которая имеет значение $1.
Вывод команды ps aux перенаправляются в /dev/tty11. Это позволяет позже прочитать результаты из tty11, если это необходимо, но они не отображаются по умолчанию.
После операторов while следуют команды, которые необходимо выполнить, если проверяемое условие истинно. В данном случае это команда sleep 5, которая приостанавливает выполнение скрипта на 5 секунд.
Пока условие оператора while истинно, цикл продолжает выполняться. Если же условие ложно (что в данном случае означает, что процесс больше не доступен), то цикл останавливается и могут выполняться команды, следующие за ним.