на каком языке пишется ос windows
Что нужно знать, чтобы написать операционную систему
Авторизуйтесь
Что нужно знать, чтобы написать операционную систему
Создание операционной системы — одна из сложнейших задач в программировании, поскольку требует обширных и комплексных знаний о работе компьютера. Каких именно? Разбираемся ниже.
Что такое ОС
Операционная система (ОС) — это программное обеспечение, которое работает с компьютерным железом и его ресурсами и является мостом между аппаратной и программной частью компьютера.
Компьютеры первого поколения не имели операционных систем. Программы на первых ЭВМ включали в себя код для непосредственной работы системы, связи с периферийными устройствами и вычислений, для выполнения которых эта программа и писалась. Из-за такого расклада даже простые по логике работы программы были сложны в программной реализации.
По мере того как компьютеры становились более разнообразными и сложными, писать программы, которые работали и как ОС, и как приложение, стало попросту неудобно. Поэтому, чтобы программы было легче писать, владельцы компьютеров начали разрабатывать программное обеспечение. Так и появились операционные системы.
ОС предоставляет всё необходимое для работы пользовательских программ. Их появление означало, что теперь программам не нужно контролировать весь объём работ компьютера (это отличный пример инкапсуляции). Теперь программам нужно было работать именно с операционной системой, а система уже сама заботилась о ресурсах и работе с периферией (клавиатура, принтер).
Кратко об истории операционных систем
Первая операционная система была создана в 1956 году компанией General Motors для единственного компьютера IBM. Остальные владельцы этих компьютеров последовали примеру и начали создавать собственные ОС.
Как можно догадаться, первые ОС сильно отличались друг от друга. Почти на каждом компьютере стояла своя система. Хоть они и облегчали написание программ, использовать такие программы можно было только на одном компьютере.
В 1960-х годах IBM стала первой выпускающей компьютеры компанией, которая взяла на себя процесс написания ОС под свои же компьютеры. Компания начала распространять компьютеры вместе со своей операционной системой.
В эти же годы компании Control Data Corporation, Computer Sciences Corporation, Burroughs Corporation, GE, Digital Equipment Corporation и Xerox тоже начали реализовывать свои ОС.
В конце 60-х была разработана первая версия ОС Unix. Написанная на Си, свободно доступная первые годы, Unix привлекала всё больше внимания и аудитории. Она легко портировалась на новые системы и начала набирать обороты.
Многие современные ОС, включая Apple OS X и все разновидности Linux-систем, являются дальними потомками Unix.
Microsoft Windows, в свою очередь, была написана для ряда персональных компьютеров IBM.
Первая ОС от Microsoft называлась не Windows, а MS-DOS. Эта система была создана в 1981 году, когда систему 86-DOS купили у компании Seattle Computer Products и модифицировали её под требования IBM.
Всем привычное название Windows появилось в 1985, когда MS-DOS обзавелась графическим интерфейсом.
Apple OS X, Microsoft Windows и ряд Linux-систем (включая Android) сейчас контролируют большую часть рынка операционных систем.
Составляющие операционной системы
ОС состоит из двух основных частей:
Ядро (англ. kernel)
Сердце операционной системы. Именно оно запускается первым при включении компьютера (не считая BIOS и загрузчик). Ядро контролирует ресурсы компьютера и обрабатывает запросы от системных программ.
Системные программы
Работают поверх ядра. Такие программы нужны, в целом, не для пользователя, а для связи ядра с пользовательскими приложениями и периферией. Примеры системных программ: драйвера устройств, файловая система, сетевые программы, утилиты для дефрагментации диска.
Пользовательские программы
Не являются частью операционной системы. Именно эти программы уже имеют конкретное назначение. Текстовые редакторы, браузеры, медиа-плееры — всё это пользовательские программы. Они контролируются ядром и используют системные программы для доступа к периферии.
Что необходимо знать
Список вещей, которые необходимо знать для создания собственной ОС, очень длинный. Но в нём есть три основных пункта, на которые нужно обратить внимание в первую очередь:
Изучение информатики
Разработка ОС — это не тоже самое, что, скажем, веб-разработка. Тут нельзя будет просто и быстро разобраться в базовых вещах. Для начала нужно получить крепкий базис информатики и только потом переходить к другим темам.
Coursera: Computer Science 101 — это курс, который подойдёт для тех, кто только начал осваиваться в информатике и программировании. Если у вас уже имеются элементарные знания в в этой области, то пропустите этот курс и переходите к следующему.
Udacity: Intro to Computer Science использует веб-разработку в качестве подхода к обучению компьютерной науке. Хоть курс и не направлен на непосредственную разработку ОС, он даёт мощный базис в области программирования.
edX: Introduction to Computer Science — этот курс является самым исчерпывающим и углублённым в этом списке. Несмотря на это, он полностью бесплатен. Курс был разработан в Гарвардском Университете. В нём вас научат алгоритмам, структурам данных, управлению ресурсами, разработке ПО, а так же познакомят с такими языками программирования, как C, PHP и JavaScript.
Подборка книг для самостоятельного изучения Computer Science.
Изучение программирования
С крепкими знаниями в области информатики и хотя бы базовым пониманием программирования вам нужно набраться опыта в разработке проектов.
Udacity: Software Development Process — отличный курс для тех, кто ещё не принимал участие в крупных проектах. Тут вас ознакомят с подробностями рабочего процесса и работой с инструментарием (например Git), а также расскажут о настройке интегрированной среды разработки.
Изучение языков программирования
Для разработки операционной системы вам понадобится освоить минимум два языка программирования:
Первый используется для работы напрямую с процессором. Процессор «понимает» только машинный код, и для каждого типа процессора есть только один соответствующий язык. Одной из самых популярных архитектур процессора является x86. Она была разработана компанией Intel и на текущий момент широко используется многими производителями компьютерного железа, включая AMD. По этой причине в этой статье акцент будет именно на архитектуру x86.
Высокоуровневые языки программирования, в свою очередь, работают сразу на нескольких архитектурах. Самый популярный из таких языков — Cи. Чаще всего именно на нём и пишутся операционные системы. Но это не означает, что этот язык единственный. Для написания ОС можно использовать и более высокоуровневые языки, например C++ или Python.
Прим. перев. Есть пример написания «игрушечных» операционных систем на C#. Cosmos — некий конструктор ОС. В этой статье на практическом примере показывают написание системы всего в нескольких десятках строк.
Язык ассемблера для x86
«x86 Assembly Guide» — неплохо подойдёт для начального изучения ассемблера. Несмотря на то, что эта статья коротка для полного курса, в ней содержится всё необходимое для дальнейшего углубления.
Книга «Programming from the Ground Up» Джонатана Бартлетта является одной из основных по изучению ассемблера. В ней основами языка программирования подкрепляются базисы информатики.
Для изучения ассемблера есть ещё одна показательная книга — «The Art of Assembly Language», написанная Рэнди Гайдом. Изначально книга писалась специально для курсов, которые вёл автор в Калифорнийском университете Cal Poly и UC Riverside. В середине 90-х годов книга была признана определяющей в этой сфере.
Если вдруг вышеописанные материалы вам не подошли, вот ещё пара отличных книг:
Язык Cи
Как уже упоминалось выше, для написания ОС есть несколько высокоуровневых языков программирования. Однако самый популярный из них — Си.
Начать изучать этот язык можно отсюда. Этот ресурс ознакомит вас с базовыми понятиями и подготовит к более сложным задачам.
«Learn C the Hard Way» — название ещё одной книги. Кроме привычной теории в ней собрано много практических решений. Этот учебник расскажет обо всех аспектах языка.
Либо же можете выбрать одну из этих книг:
Разработка ОС
После освоения всего необходимого, что касается информатики, языка ассемблера и Cи, вам стоит прочесть хотя бы одну или две книги про непосредственную разработку ОС. Вот несколько ресурсов для этого:
«Linux From Scratch». Здесь рассматривается процесс сборки операционной системы Linux (учебник переведён на много языков, в том числе и на русский). Тут, как и в остальных учебниках, вам предоставят все необходимые базовые знания. Полагаясь на них можно попробовать себя в создании ОС. Чтобы сделать программную часть ОС более профессиональной, присутствуют дополнения к учебнику: «Beyond Linux from Scratch», «Automated Linux from Scratch», «Cross Linux from Scratch» или «Hardened Linux from Scratch».
«The little book about OS development» Эрика Хэйлина и Адама Ренберга. Этот учебник разработан в рамках продвинутого курса информатики и на момент его написания авторы являлись студентами Королевского Института Технологий в Стокгольме. В этой книге рассматривается разработка ОС для архитектуры x86 (причём с самого начала — с установки среды разработки). В этом курсе рассказывается о многих интересных темах, включая многозадачность, управление памятью и разработку файловой системы.
«Operation System Development Series» Broken Thorn Entertainment — серия из 25 уроков, посвящённых разработке ОС с нуля.
Примечание Эти уроки рассчитаны на то, что вы уже знакомы с IDE и владеете как языком ассемблера, так и Cи.
Вот ещё три книги, которые помогут вам ознакомиться с дисциплиной разработки ОС:
Сообщества, посвященные разработке ОС
Заниматься разработкой ОС в одиночку смело, но сложно. Гораздо проще найти единомышленников, которые, как и вы, решили попытать удачу в этом нелёгком деле. Существует пара подходящих мест:
Заключение
Обучение разработке ОС — достаточно сложная задача. Однако в процессе вы разберётесь в работе процессора и аппаратного уровня, что поможет лучше понимать работу и оптимизацию высокоуровневых приложений и их взаимодействие друг с другом. Ну и в глазах коллег вы наверняка будете выглядеть очень крутым (но это не точно).
На каких языках написаны Windows, Mac OS X и Linux?
Мне просто интересно, кто знает, какие языки программирования Windows, Mac OS X и Linux состоят из и какие языки используются для каждой части ОС (т. е.: ядро, подключаемая архитектура, компоненты GUI и т. д.).
Я предполагаю, что для каждого есть несколько языков, и, очевидно, я знаю, что ядро Linux написано на C.
Я полностью предполагаю, что Mac OS X содержит много кода Objective-C, поскольку это язык Apple, полученный из следующий.
Windows, я слышал, содержит сборку C, C++ и Intel. Содержит ли Linux или Mac OS какой-либо код сборки?
кроме того, существуют ли языки сценариев, такие как Ruby, Python и т. д., используемые разработчиками ОС для написания сценариев частей ОС? Какие части ОС будут написаны на каждом языке?
13 ответов
все ядра также будут использовать некоторый код сборки.
Linux: C. Некоторые детали в сборке.
Mac OS X: Cocoa в основном в Objective-C. ядро написано на C, некоторые части в сборке.
Mac OS X, на уровне ядра, в основном является старой, свободной операционной системой под названием BSD (в частности, это Дарвин, своего рода гибрид BSD, Mach и некоторых других вещей). почти полностью C, с небольшим количеством ассемблера. (источник)
большая часть Cocoa реализована в Objective-C, объектно-ориентированном языке, который компилируется для работы с невероятной скоростью, но использует действительно динамическую среду выполнения, что делает ее уникально гибкой. Поскольку Objective-C является надмножеством C, легко смешивать C и даже C++ в ваших приложениях Cocoa. (источник)
Windows: C, C++, C#. Некоторые части в ассемблере.
мы используем почти полностью C, c++ и C# для Windows. Некоторые области кода-ручная настройка / ручная сборка. (источник)
в Unix: C. Некоторые детали в сборке. (источник)
Microsoft полностью перепишет часть Windows на своем новом языке программирования
Проект Verona
Корпорация Microsoft разрабатывает новый язык программирования, который ориентирован на создание приложений, не подверженных наиболее распространенным проблемам безопасности, пишет Zdnet.
Новый язык базируется на набирающем популярность Rust, развитием которого занимается компания Mozilla, разработчик известного браузера Firefox. Проект получил название Verona и, по данным издания, ключевое его отличие от Rust заключается в применении модели владения на основе групп объектов, а не единичных объектов. Ожидается, что исходные тексты текущих наработок в его рамках будут открыты под свободной лицензией Apache 2.0. Репозиторий проекта уже появился на принадлежащей Microsoft c 2018 г. платформе Github, но пока пуст.
Как отмечает Zdnet, Microsoft также может переписать некоторые низкоуровневые компоненты Windows 10 с использованием модифицированного Rust, чтобы исключить потенциальные проблемы, возникающие при применении языков C и C++.
Как смена языка поможет повысить безопасность
Языки C и C++ в течение десятилетий повсеместно используются в качестве инструмента разработки системного ПО и возлагают на программиста задачу управления оперативной памятью, что неизбежно приводит к возникновению ошибок, таких как обращение к участку памяти после его освобождения или, например, выход за границы буфера. По словам Мэтта Миллера (Matt Miller), специалиста Microsoft по безопасности, около 70% всех уязвимостей, обнаруженных в программных продуктах корпорации за последние 12 лет, связанны с ошибками управления памятью.
В языке Rust (как, видимо, и в Verona), в отличие от C и C++, реализован механизм автоматического управления памятью на основе принципа «владения», который избавляет программиста от необходимости вручную манипулировать памятью, тем самым снижая вероятность возникновения ошибок. Стоит также отметить, что в угоду производительности в Rust не используется так называемый сборщик мусора (Garbage Collector, GC), в задачи которого входит автоматическое удаление из памяти объектов, которые более не востребованы программой.
Эксперименты Microsoft с Rust
Zdnet пишет, что Microsoft начала экспериментировать с Rust летом 2019 г. Сообщалось, что компания собирается переписать некоторые из своих продуктов с использованием этого языка программирования.
В начале ноября 2019 г. Адам Берч (Adam Burch), программист из команды разработчиков Hyper-V (системы аппаратной виртуализации для x64-систем на основе гипервизора), написал в корпоративном блоге о том, что ему поручили переписать на Rust некий низкоуровневый компонент Windows, назвать который он пока не может. По его словам, несмотря на незавершенность проекта, опыт применения Rust оказался в целом позитивным. Он также отметил, что кодовую базу новых компонентов и уже существующих, но с «чистыми интерфейсами», перевести на Rust не составит большого труда. Кроме того, Берч посетовал на отсутствие некоторых возможностей в языке по сравнению с привычным ему C, но выразил уверенность в том, что Microsoft сможет посодействовать их добавлению.
Несколько слов о Rust
Rust появился в 2006 г. как личный проекта Грейдона Хоара (Graydon Hoare), сотрудника Mozilla. В 2009 г. Mozilla начала спонсировать разработку Rust для собственных нужд, а также расширила команду для дальнейшего развития языка.
Интерес Mozilla к Rust был вызван наличием огромного числа критических уязвимостей в разрабатываемом компанией браузером Firefox, в реализации которого присутствовало свыше 4 млн строк на языке C++. Rust был создан с учетом требований безопасности и параллелизма, что сделало его подходящим выбором для переписывания многих компонентов Firefox в рамках проекта Quantum по полной переработке архитектуры браузера. Кроме того, Mozilla использовала Rust для разработки Servo, движка рендеринга HTML, который должен был заменить действующий движок рендеринга Firefox.
Помимо Mozilla и Microsoft в своих проектах Rust применяют Google, Facebook, Amazon, Dropbox, Fastly, Baidu.
В августе 2019 г. в рамках саммита по технологиям с открытым исходным кодом (Open Source Technology Summit) Джош Триплетт (Josh Triplett), ведущий инженер Intel, рассказал о том, что его компания заинтересована в том, чтобы в ближайшем будущем Rust достиг «паритета» с доминирующим в области системной и низкоуровневой разработки языком C.
В том же месяце Грег Кроа-Хартман (Greg Kroah-Hartman), один из ключевых разработчиков ядра Linux, заявил, что не станет препятствовать включению в ядро фреймворка для написания драйверов на языке Rust.
На каких языках написаны Windows, Mac OS X и Linux?
Мне было просто интересно, кто знает, из чего состоят языки программирования Windows, Mac OS X и Linux и какие языки используются для каждой части ОС (то есть: ядро, архитектура подключаемых модулей, компоненты GUI и т. Д.).
Я предполагаю, что есть несколько языков для каждого, и, очевидно, я знаю, что ядро Linux написано на C.
Я полностью предполагаю, что Mac OS X содержит много кода Objective-C, поскольку это язык Apple, полученный из NeXT.
Я слышал, что Windows содержит C, C ++ и Intel Assembly. Linux или Mac OS содержат какой-либо ассемблерный код?
Кроме того, существуют ли языки сценариев, такие как Ruby, Python и т. Д., Используемые разработчиками ОС для сценариев частей ОС? Какие части ОС будут написаны на каждом языке?
Все ядра также будут использовать некоторый ассемблерный код.
Linux: C. Некоторые детали в сборке.
Mac OS X: какао в основном в Objective-C. Ядро написано на C, некоторые части в сборке.
Большая часть Cocoa реализована в Objective-C, объектно-ориентированном языке, который скомпилирован для работы с невероятной скоростью, но использует действительно динамическое время выполнения, что делает его уникально гибким. Поскольку Objective-C является надмножеством C, легко смешивать C и даже C ++ в ваших приложениях Cocoa. (Источник)
Windows: C, C ++, C #. Некоторые детали на ассемблере.
Мы используем почти полностью C, C ++ и C # для Windows. Некоторые области кода настроены вручную или написаны вручную. (Источник)
Unix: C. Некоторые детали в сборке. (Источник)
От 1.0 до 10: история развития Microsoft Windows
Авторизуйтесь
От 1.0 до 10: история развития Microsoft Windows
Windows — одна из самых популярных операционных систем на сегодняшний день. Сейчас это привычная и удобная среда для работы для многих людей. Но с чего всё началось и как совершенствовалась самая известная в мире операционная система Microsoft Windows? Приглашаем вас в путешествие в прошлое!
Windows 1.0
Ноябрь 1985
На момент первого релиза Windows была далека от той полноценной операционной системы, которая нам сегодня хорошо знакома. Раньше это была просто «операционная среда» для MS-DOS. И её почти назвали Interface Manager.
Несмотря на простоту, первая версия Windows уже содержала множество инновационных инструментов: графический редактор Windows Paint, текстовый процессор Windows Write, и, разумеется, легендарную настольную игру Reversi.
Windows 2.X
Декабрь 1987
В следующем масштабном релизе Windows были представлены знаменитые Excel и Word — ещё два краеугольных камня в истории программного обеспечения. Но не менее важную роль в успехе Windows сыграло приложение Aldus PageMaker, которое раньше было доступно только пользователям Macintosh. Именно это приложение принесло Windows большую популярность в 1987 году.
Прим. перев. Следует отметить, что приложение Aldus PageMaker вышло ещё в версии 1.0, но именно в версии 2.0 оно обрело свою славу на платформе Microsoft Windows.
Однако на Windows теперь была брошена тень из-за роста напряжения: Apple, которая запатентовала множество элементов и идей пользовательского интерфейса, посчитала, что Microsoft использовала слишком много её оригинальных наработок в дизайне Windows.
Windows 3.X
Май 1990
Улучшение многозадачности, внедрение виртуальной памяти и обновление дизайна наконец позволили пользовательскому интерфейсу Windows конкурировать с интерфейсом Macintosh.
Вместе с Windows 3.1 также появилось понятие «Мультимедийного ПК»: привод CD-ROM и звуковые карты стали последним писком моды в 1990-х.
Достигнув 10 000 000 проданных копий, версия 3.0 стала не только основным источником дохода для Microsoft, но и огромным успехом в мире IТ.
Windows NT
Июль 1992
Microsoft объединила усилия с IBM для разработки преемника DOS. Однако сотрудничество длилось недолго, а то, что было названо OS/2, стало новой Windows NT. Windows 3.11 и NT разрабатывались параллельно (вместе), пока не были объединены в Windows XP.
Благодаря улучшенной сетевой поддержке в Windows NT и новой файловой системе NTFS, Microsoft догнала Novell и стала основным игроком на рынке серверов.
Windows 95
Август 1995
Microsoft воплотила в жизнь идеи, появившиеся с момента выпуска версии NT, под кодовым названием Chicago, представив их потребителю (например, 32-разрядная система и улучшенное управление памятью).
Однако необходимость обратной совместимости и тот факт, что не весь код изменили на 32-разрядный, в конечном итоге привел к сбоям: Windows 95 столкнулась с большими проблемами производительности и стабильности.
В более поздних версиях Windows 95 появился знаменитый браузер Internet Explorer и поддержка USB, которая нам сегодня знакома.
Windows 98
Июнь 1998
В Windows 98, разработанной под кодовым названием Memphis, Microsoft значительно улучшила поддержку USB. Ведь Windows 95 так и не обеспечила его стабильную реализацию.
Хотя FAT32 впервые представили в обновлении для Windows 95, она оставалась молодой файловой системой и стала ещё популярнее, чем раньше. Благодаря этому дисковые разделы величиной от двух гигабайт стали более распространенными.
1998 год также был годом юридической разборки «Соединенные Штаты против Microsoft»: вопрос касался легитимности поставки предустановленного браузера Internet Explorer в каждой копии Windows.
Windows 2000
Февраль 2000
В следующей версии Windows NT появилась новая служба — Active Directory.
Хотя эта версия была направлена на бизнес-рынок, Windows 2000 также поставлялась с улучшенным API DirectX. Это ознаменовало первый случай, когда многие современные игры запускались на компьютерах с NT.
В одном аспекте, однако, Windows 2000 была последней в своём роде: в её версиях-преемниках был введён новый (и противоречивый) механизм активации продукта.
Windows ME
Сентябрь 2000
Вскоре Microsoft опубликовала «Millenium Edition» — преемника Windows 98 и последнюю операционную систему на базе DOS от Microsoft.
В версии ME внимание было сосредоточено на мультимедиа: в ней Microsoft представила Windows Movie Maker и обновила стандартное мультимедийное приложение платформы — проигрыватель Windows Media Player до 7 версии.
Кроме того, появилась утилита System Restore — простой инструмент восстановления системы. Time Machine от Apple, конечно, не сравнить с новой утилитой Microsoft, но тем не менее, она не появлялась ещё несколько лет.
Windows XP
Август 2001
Windows XP ознаменовала особенное воссоединение: она наконец объединила в себе Windows 95/98/ME и NT/2000.
Сначала в новой XP было несколько болезненных недочётов, которые касались прежде всего безопасности. Именно они заставили Microsoft опубликовать целых три пакета обновлений в течение срока поддержки XP.
Однако это не помешало Windows XP стать флагманом среди операционных систем и оставаться им ещё 6 лет — дольше, чем любая другая версия Microsoft Windows.
Windows Vista
Январь 2007
Microsoft представила Windows Vista в совершенно новом дизайне благодаря Windows Aero — комплексу технических решений графического пользовательского интерфейса. В ней было множество небольших изменений: например, замена знакомой кнопки «Пуск» на иконку с логотипом Windows.
Кроме того, Vista показала переработанную и (по сравнению с Windows XP) более строгую систему разрешений под названием «Контроль учетных записей пользователей».
Что касается новых приложений, в Vista дебютировали Windows Calendar, Windows DVD Maker и несколько новых игр.
Прим. перев. Следует отметить, что Windows Vista была презентована ещё в ноябре 2006 года, но в виде корпоративной версии.
Windows 7
Октябрь 2009
Windows 7 — улучшенная платформа во многих областях: она загружалась быстрее, поддерживала multi-touch, в ней было улучшено управление окнами и многое другое.
В других областях система пошла на попятную: новый контроль учетных записей Vista стал менее навязчивым, и только что введенная боковая панель (вместе с несколькими приложениями) была полностью удалена.
Windows 8
Октябрь 2012
Windows 8 — самое обширное визуальное обновление в последних версиях. В Windows 8 представлен не только новый взгляд на ОС в общем, но и совершенно новый UI и UX. Она переняла популярный стиль Flat и ввела в тренд полноэкранный режим окна.
Кроме того, Windows 8 обеспечила поддержку USB 3.0 и запустила Windows Store.
Windows 10
Июль 2015
Microsoft решила назвать свое последнее обновление «Windows 10», пропустив версию 9. Одной из причин может быть масштаб и важность проекта: Windows 10 обеспечивает общую платформу для многих устройств, начиная со смартфонов и заканчивая персональными компьютерами.
Новинок было много: Edge — новый браузер по умолчанию, поддержка входа в систему с помощью отпечатков пальцев и распознавания лиц, а также умный личный помощник Cortana.
Windows 10 также сломала новые горизонты с точки зрения ценообразования: обновление с Windows 7 и 8 было бесплатным в течение первого года с момента релиза обновления.
У нас также есть статья об истории macOS — предлагаем прочитать и сравнить этапы развития двух конкурентов.