код 1414 финансовый мониторинг
Код 1414 финансовый мониторинг
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 31 декабря 2014 г. № 236-Т “О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов”
Возрастающие масштабы данных операций позволяют предполагать, что возможными действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.
Учитывая изложенное, при выявлении кредитными организациями в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным выше признакам, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
В случае непредставления клиентом документов (надлежащим образом заверенных копий), подтверждающих уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документов (надлежащим образом заверенных копий) (сведений), подтверждающих отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, по истечении одного месяца после окончания налогового (отчетного) периода, в котором такие документы (сведения) были запрошены, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении такого клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Обзор документа
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью определенных признаков.
При выявлении операций, соответствующих данным признакам, рекомендуется запрашивать у клиента документы, подтверждающие уплату налогов за последний налоговый (отчетный) период либо отсутствие оснований для их уплаты, направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента.
Налоговый контроль со стороны банков согласно положениям Федерального закона № 115-ФЗ
На днях мне поступил запрос от одного издания с просьбой прокомментировать вопрос касательно возможности закрытия счета в банке в случае, если организация не подтверждает документами, представленными непосредственно в банк, правильность исчисления налога и уплаты налога.
Появилось желание более подробно рассмотреть этот вопрос и обсудить с коллегами.
Итак, фабула дела кратко представляла из себя следующее.
Банк запросил у компании договоры, первичные документы и налоговые декларации. Далее представителем банка в разговоре с организацией было сказано, что у банка есть некоторые сомнения, поскольку на основании письма ЦБ РФ (которое не было названо), уплата налога должна совершаться в размерах не менее 1 % от оборота по счету. И в связи с этим клиент банка должен с этим что-то сделать (фактически увеличить налоговые платежи по счету) иначе банк расторгнет договор банковского счета.
Сама по себе банковская организация имеет строго ограниченный круг полномочий в сфере налогового контроля, поименованный в статье 86 НК РФ. В этот круг полномочий проверка правильности исчисления и уплаты налогов не входит.
Однако, в соответствии с пунктом 5.2. главы 5 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 02.03.2012 № 375-П, в программу выявления операций, подлежащих обязательному контролю и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма включен перечень признаков, указывающих на необычный характер сделок, проводимых юридическим лицом.
При этом Приложением к Положению Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П предусмотрен код признака 1414, указывающего на необычный характер сделок, подразумевающего совершение транзитных операций.
Согласно указанному признаку выделено несколько критериев, определяющих необычный характер сделок, в частности:
В случае выявления указанных признаков Банк России (Письмо от 31.12.2014 № 236-Т) рекомендует а) запрашивать у клиента-абонента такого счета подтверждающие документы, б) обеспечивать повышенное внимание всем операциям такого клиента; в) направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам с использованием, в частности кодов, вида признака 1414 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки.
В случае непредоставления клиентом соответствующих документов, подтверждающих правильность уплаты налогов, Банк России рекомендует руководствоваться пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно положениям указанного пункта организация, осуществляющая операции с денежными средствами вправе отказать клиенту в выполнении распоряжения клиента о выполнении операции, содержащей признаки необычных сделок.
При этом в соответствии с пунктом 1.2. части 1 статьи 859 ГК РФ, а также пунктом 5.2. статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета в случае принятия в течение года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о выполнении операций согласно пункту 11 статьи 7 названного закона.
Таким образом, действительно банки имеют право сопоставлять уровень уплаченных налогов по отношению к денежным средствам, поступившим на расчетный счет и в случае непредоставления соответствующих документов имеют право отказать в выполнении распоряжения. Более того в случае нескольких отказов в течение года имеют право на расторжение соответствующего договора банковского счета.
Однако, позиция банка в данном случае некорректна в виду того, что в отношении организации отсутствовали основания для расторжения договора банковского счета, предусмотренные законодательством РФ.
Согласно Письму Банка России от 31.12.2014 № 236-Т для признания операции транзитной может использоваться совокупность признаков таких как:
В отношении организации также отсутствовали отказы по выполнению распоряжений на совершение каких-либо операций.
В рассматриваемом случае банк определенно превысил свои полномочия, вынося некое устное предупреждение добросовестной организации.
Тем не менее организации обязаны предоставлять запрашиваемые банком документы.
По моему мнению указанные положения 115-ФЗ не соответствуют Налоговому кодексу РФ поскольку 1) ограничивают права налогоплательщиков; 2) вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ.
Хотел бы узнать мысли коллег по этому поводу в части: 1) соответствия положений 115-ФЗ Налоговому кодексу РФ, 2) обязательности исполнения требований банка в случае, если положения 115-ФЗ все же не соответствуют НК РФ.
Код 1414 финансовый мониторинг
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”
С учетом изложенного, при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.
Одновременно отмечаем, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
По итогам проведенных анализа и обобщения практики работы кредитных организаций по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:
фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
При этом в рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуем осуществлять контроль идентификатора устройства, с которого осуществлен доступ клиенту к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов кредитной организации, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий, а при их совпадении:
представлять в Банк России в составе запрашиваемой им информации по клиентам и их операциям сведения об идентификаторах устройств клиента.
В случае выявления факта совпадения представителя клиента с лицом, ранее осуществлявшим аналогичные полномочия в отношении другого (других) клиента (клиентов), в том числе того клиента (тех клиентов), счета которого (которых) были закрыты в рамках реализации кредитной организацией «противолегализационных» мероприятий, рекомендуем кредитным организациям относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».
Заместитель Председателя Банка России | Д.Г. Скобелкин |
*(1) Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
*(2) Налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи.
*(3) Критерий признака, свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 № 4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
*(4) Страховые взносы, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
*(5) В том числе в соответствии с письмом Банка России от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.
Обзор документа
Приведены рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. N 18-МР о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Так, одним из определяющих признаков совершения клиентом сомнительных операций является уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня.
Также приведен перечень дополнительных признаков сомнительных операций, которые следует принимать во внимание. Например: со счета не выплачивается зарплата работникам клиента, либо перечисления по НДФЛ и страховым взносам не соответствуют среднесписочной численности сотрудников; фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума; отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств и основаниями последующего их списания; происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств.
Следует принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных его возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
В рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуется контролировать идентификатор устройства, с которого осуществлен доступ клиента к АС, ПО для переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов банка, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий.
Приведен перечень наиболее распространенных типов сомнительных операций и соответствующих им кодов.
Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 декабря 2014 г. N 236-Т
О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ
Возрастающие масштабы данных операций позволяют предполагать, что возможными действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.
Учитывая изложенное, при выявлении кредитными организациями в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным выше признакам, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
В случае непредставления клиентом документов (надлежащим образом заверенных копий), подтверждающих уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документов (надлежащим образом заверенных копий) (сведений), подтверждающих отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, по истечении одного месяца после окончания налогового (отчетного) периода, в котором такие документы (сведения) были запрошены, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении такого клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Судебная практика и законодательство — Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»
Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
По оценкам Банка России, действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и иные противозаконные цели.
Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
В свою очередь, поставщики в нарушение требований Федерального закона N 103-ФЗ при приеме платежей от платежных агентов не используют специальный банковский счет, получая денежные средства на свои банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Банк России: Методические рекомендации № 18-МР от 21.07.2017 Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
Налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи.
Критерий признака, свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 N 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 N 4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
С учетом изложенного при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.
Одновременно отмечаем, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
По итогам проведенных анализа и обобщения практики работы кредитных организаций по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:
Страховые взносы, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
При этом в рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуем осуществлять контроль идентификатора устройства, с которого осуществлен доступ клиенту к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов кредитной организации, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий, а при их совпадении:
В том числе в соответствии с письмом Банка России от 27.04.2007 N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.
представлять в Банк России в составе запрашиваемой им информации по клиентам и их операциям сведения об идентификаторах устройств клиента.
В случае выявления факта совпадения представителя клиента с лицом, ранее осуществлявшим аналогичные полномочия в отношении другого (других) клиента (клиентов), в том числе того клиента (тех клиентов), счета которого (которых) были закрыты в рамках реализации кредитной организацией «противолегализационных» мероприятий, рекомендуем кредитным организациям относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ.
Перечень сомнительных операций
Код вида признака операции, предусмотренный Положением Банка России N 375-П
I. Операции по переводу денежных средств за рубеж
перевод денежных средств за рубеж по авансовым платежам по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию:
перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию, в случае, когда условия коммерческого кредитования либо иные условия расчетов и поставок не соответствуют сложившейся (общепринятой) внешнеторговой практике
перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда страна регистрации такого нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента
перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда одновременно соблюдаются условия, предусмотренные для кода вида признака 1810
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, при ввозе которых намеренно завышалась их контрактная стоимость, а также при неоднократном перемещении одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов:
перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, сопровождающим неоднократное перемещение одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов
перевод денежных средств за рубеж по сделкам с услугами, в том числе связанным с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность:
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), когда получателем денежных средств либо услуг является нерезидент, не являющийся стороной по такому договору
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность), по которому проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость
переводы клиентами-резидентами денежных средств в пользу иных резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в порядке исполнения обязательств по внешнеторговому договору, предусматривающему оказание услуг (в том числе связанных с международными перевозками грузов, оказанием туристических услуг, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность)
перевод денежных средств за рубеж по сделкам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность:
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговому договору, связанному с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, когда получателем денежных средств либо услуг является нерезидент, не являющийся стороной по такому договору
перевод денежных средств за рубеж по внешнеторговым договорам, связанным с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по внешнеторговому договору, связанному с приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, по которому проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость
перевод денежных средств за рубеж по агентским договорам:
переводы клиентами-резидентами денежных средств в пользу иных резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в порядке исполнения обязательств по агентским договорам, за исключением случаев наличия признаков совершения по счету клиента транзитных операций, предусмотренных для кода вида признака 1414
перевод денежных средств за рубеж по агентским договорам, за исключением случаев наличия признаков совершения по счету клиента транзитных операций, предусмотренных для кода вида признака 1414, а также совершения переводов денежных средств клиентами-резидентами в пользу иных резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации
перевод денежных средств за рубеж по инвестиционным договорам:
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по инвестиционным договорам с ценными бумагами
перевод денежных средств за рубеж по инвестиционным договорам, за исключением операций по переводу клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по инвестиционным договорам с ценными бумагами
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи недвижимости за рубежом
перевод денежных средств за рубеж по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании:
перевод клиентом-резидентом денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента (особенно в случаях, когда страна регистрации нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента) по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании
перевод денежных средств за рубеж по договорам приобретения доли в уставном капитале иностранной компании, за исключением операций по переводам клиентами-резидентами денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидентов
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг, за исключением векселей:
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг, за исключением векселей, предусматривающим регулярное заключение клиентом срочных сделок с одним или несколькими контрагентами, результатом которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг, за исключением векселей, предусматривающим разовую покупку клиентом большого пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от рыночных
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг, за исключением векселей, вытекающий из регулярно совершаемых операций по покупке с последующей продажей по существенно более высоким ценам ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи ценных бумаг, за исключением векселей, вытекающий из сделок, при которых одна и та же ценная бумага (базисный актив) многократно продается и затем выкупается одной и той же стороной
перевод денежных средств за рубеж по операциям, связанным с покупкой векселей:
перевод денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по операциям, связанным с покупкой векселей
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, предусматривающим регулярное заключение клиентом срочных сделок (в которых базисным активом выступают векселя) с одним или несколькими контрагентами, результатом которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, предусматривающим разовую покупку клиентом большого пакета по ценам, существенно отличающимся от рыночных
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, вытекающий из регулярно совершаемых операций по их покупке с последующей продажей по существенно более высоким ценам, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, вытекающий из сделок, при которых один и тот же вексель (базисный актив) многократно продается и затем выкупается одной и той же стороной
перевод денежных средств за рубеж по договорам купли-продажи векселей, не находящихся на депозитарном учете
перевод денежных средств за рубеж резидентами на свои счета, открытые в иностранных банках (кроме случаев, предусмотренных для кода вида операции 1813)
перевод денежных средств за рубеж во исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах
перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям
перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям, не находящимся на депозитарном учете
перевод денежных средств за рубеж по операциям исполнения российскими банками обязательств по собственным векселям, предъявленным к оплате в день их выпуска, на сумму, равную или превышающую 300 000 рублей
II. Операции с наличными денежными средствами
выдачи наличных денежных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иностранным структурам без образования юридического лица на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, за исключением случаев, перечисленных в кодах видов признаков 1402, 1410, 1420
выдачи со счетов физических лиц, в том числе со счетов, предусматривающих осуществление операций с использованием платежных карт
обналичивание денежных средств с использованием депозитных счетов нотариусов
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».
Председателя Банка России
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР)