код да винчи православие
Код да винчи православие
Скажите, а почему Церковь не предает анафеме фильм «Код да Винчи», авторов фильма, актеров и т.д. Думаю, это было бы самым действенным средством борьбы с этой мерзостью. И большинство людей, даже невоцерквленных, не пошли бы на этот фильм и не соблазнились бы ересью.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Церковное понятие анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) означает отлучение, отделение. В правилах Вселенских Соборов и Поместных соборов, а также святых отцов оно встречается 31 раз. На II Вселенском соборе (381 г., Константинополь) анафеме была предана всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан (правило 2-е). В 842 г. после смерти последнего императора-иконоборца Феофила св. царица Феодора и Константинопольский патриарх св. Мефодий окончательно восстановили почитание икон, подтвержденное еще на VII Вселенском Соборе (787 г.). На праздничном богослужении в Соборе святой Софии в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 19 февраля 843 г. было торжественно восстановлено Православие. Тогда же были произнесены анафемы на все ереси и всех еретиков. Постепенно служба эта расширилась. В чине нынешнего богослужения недели Торжества Православия названы реально все ереси. Мир, который по слову св. апостола Иоанна Богослова лежит во зле (1Ин.5:19), продолжает соблазнять людей различными «новыми» лжеучениями. Но все это – лишь старые ереси в новых личинах. Поэтому и автор богохульной книги «Код да Винчи», создатели фильма, актеры, участвующие в тиражировании книги и организации проката, а также все принимающие содержащие в этих произведениях идеи, уже находятся под анафемой:
3) Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой, – неисповедающим, что Отец, Сын и Святой Дух – един Бог – Анафема!
5) Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – Анафема!
Анафема имеет две стороны: формально-дисциплинарную (лишение права церковного общения) и духовно-таинственную (реальную потерю благодати, несмотря на формальное участие в церковной жизни). По слову Святителя Иннокентия Херсонского: Подвергшийся анафеме, уже перестаёт быть в союзе с таинственным телом Церкви.
«Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моем, вещает Спаситель, если вы примете Мое учение и пребудете верными ему, воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31-32). Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божиему…» (св. Игнатий Брянчанинов. Слово в неделю Торжества Православия).
Путь к восстановлению благодатного единства с Церковью, как Телом Христовым, лежит только через таинство покаяния.
«Код да Винчи» как легкий способ от Христа отречься или за Христа пострадать
Звезда фильма «Код да Винчи» Том Хэнкс может рассчитывать на гонорар в 25 миллионов долларов за фильм.
(Entertainment Weekly [1] )
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
(Мк., 8:36)
На этом нездоровом фоне американский актёр Том Хэнкс долгое время выглядел достойно: никаких скандалов, никаких откровенно эпатирующих выходок. Примерный семьянин Хэнкс [2] приглянулся миллионам людей своей действительно отличной игрой, милым и спокойным лицом, обаятельными манерами.
Особого упоминания заслуживает фильм «Форрест Гамп» с его участием. Главный герой этой кинокартины – неуклюжий дурачок, бесконечно преданный своей матери и друзьям, верный до гроба подруге детства. Форрест ни в чём не ищет своей выгоды, всем помогает, всем сопереживает, ни над кем не возвышается, да и не пытается это делать. И Господь видимым образом благословляет его дела и поступки, Сам возвышает Форреста, подавая ему все видимые материальные блага, настоящих друзей и семейный очаг. Во многих православных семьях, весьма критично оценивающих современный кинематограф, «Форрест Гамп» вошёл в золотой фонд семейного кино. В дурачке из американской глубинки многие увидели близкий сердцу образ русского полуюродивого, глупого с точки зрения людей мирских и мудрого своим евангельским отношением к ближнему. И, как это часто бывает, многие стали отождествлять актёра Тома Хэнкса с его героем – Форрестом Гампом.
Когда в прессе стали появляться сообщения о том, что Том Хэнкс собирается принять Православие под влиянием своей второй жены Риты Уилсон, православные по всему миру близко к сердцу восприняли это. Нам казалось естественным именно такое продолжение истории Форреста Гампа.
Как видим, Том Хэнкс достаточно серьёзно воспринял новую для себя конфессию, включился в жизнь греческого прихода.
Но вернёмся к Тому Хэнксу. Интересно, что в октябре 2005 г. (как раз тогда, когда им был пожертвованы цветы для украшения солеи храма) Хэнкс уже вовсю снимался в фильме «Код да Винчи». Разумеется, об этом не могли не знать в его греческом приходе, но, как видно, полученные приходом деньги и известность актёра перевесили сам факт несомненного богохульства картины. Напомним в этой связи высказывание прп. Серафима о том, что «не всякие деньги Богу угодны».
Кто потворствовал кощунству?
По статистике сайта InOut.ru 24 мая 2006 г. (на момент написания этой статьи) 68 московских кинотеатров [14] устроили показ кощунственного фильма. Хочется спросить: что же, среди руководителей этих кинотеатров нет ни одного крещёного человека? Спросим подробнее:
Неужели среди этих людей не было ни одного крещёного человека? Неужели все они – сплошь иудеи и гностики (истинные авторы богохульной идеи, использованной Дэном Брауном)? Думаю, что нет. А раз так, то все те из них, кто, будучи крещёным, устраивал показы, продавал билеты, тиражировал диски и проч. и проч., – соучастники кощунства, как бы ни была мала их должность. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф., 5:10–11).
В Евангелии говорится, что «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк., 17:1-2).
Многие из нас живут, забывая о Божиих заповедях, когда дело касается личной выгоды. Но рано или поздно наступают времена, когда свою веру надо подкреплять делами. И для многих из нас такое время настало. Каждый должен добросовестно исполнять свою работу, но лишь в той мере, в какой она не противоречит его христианской совести. Это тот случай, когда подобно Апостолам надо твёрдо сказать своим начальникам: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян, 4:19) И при необходимости за Христа пострадать.
«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк., 6:22).
Почему мы должны протестовать?
В детстве моим любимым писателем был Булгаков. Я практически наизусть знал его книги, в особенности, «Мастера и Маргариту». И именно из-за этой книги (ввиду её мнимой достоверности) я долгие годы не открывал Евангелия. Да и зачем было это делать, ведь роман так убедителен? Когда же я открыл Священное Писание, то был потрясён тем, что мой некогда любимый роман насквозь пропитан отвратительной ложью и клеветой на Спасителя мира, на Его святых Апостолов.
Поэтому когда я слышу о том, что надо подождать, что всё, дескать, забудется само собой, что не стоит разгребать эту вонючую кучу, мне хочется сказать: «подумайте о таких, каким был я»! Представьте, что многие никогда в жизни не откроют Евангелия и, тем более, книг по Истории Церкви. Подумайте о загубленных душах этих людей. Подумайте о том, что из-за нашей теплохладности этот фильм со временем покажут по телевидению, и его посмотрят уже те, кто лишён возможности ходить в кинотеатр, те, для кого «ящик» – истина в последней инстанции.
Кто-то скажет, что лишняя шумиха вокруг фильма лишь добавит ему зрителей. Пусть так. Но в том и состоит дьявольский замысел его продюсеров, что нас, христиан, фильм должен поставить перед выбором – смолчать перед унижением Господа и Бога нашего Иисуса Христа или же возмутиться духом и протестовать. И первый путь равносилен отступничеству.
Достаточно зайти на любой киношный сайт, чтобы составить среднее впечатление о тех, кто фильм посмотрел. Подавляющее большинство скажет, что «фильм плохой, потому что… книгу плохо экранизировали». Кто-то скажет, что «всё супер, а Хэнкс – милашка». Но если кто-то вдруг робко скажет, что фильм – кощунство, то уж тут большая часть на него накинется и заклюёт: «мы, дескать, сами верующие, ну и что тут такого, что у Христа были дети?»
Многие из посмотревших фильм заявили, что «не принимают событий фильма всерьёз», что, дескать, «на их мировоззрении этот фильм никак не скажется». Какая наивность и фантастическая самонадеянность! Не скажется сейчас, скажется через десять лет. Сколько ещё фильмов потребуется снять лгунам и проходимцам, чтобы изменить это драгоценное среднестатистическое «мировоззрение»?! Уже есть «Жизнь Брайана», «Последнее искушение Христа» и «Код да Винчи». На наших глазах богохульники пытаются создать свое «предание», радикально отличающееся от Церковного, настоящего Предания. Если мы будем молчать, воспринимая эту ложь спокойно, то уже наши дети примут её всерьёз.
И тогда станет актуальным то, о чём писал приснопамятный Старец Паисий Святогорец:
От чего да избавит нас Бог! И верю, что избавит, если каждый из нас, на своём месте, приложит максимум усилий, чтобы эту заразу остановить.
Штрих-код Да-Винчи
Вся начавшаяся неделя наверняка пройдет в бурных дискуссиях по поводу фильма «Код да Винчи», премьера которого в Москве запланирована на 18 мая. В этих дискуссиях будут слышны и возмущенные голоса христиан разных конфессий, и апелляции к свободе творчества, и, конечно же, предупреждения об опасности контрнаступления средневекового клерикализма. Все это, бесспорно, сработает на увеличение кассовых сборов. Вообще околорелигиозные диспуты стали весьма нередким элементом рекламной стратегии издателей, театральных менеджеров, кинопроизводителей. Похоже, за создание шума в нужное время и в нужном месте скоро начнут приплачивать — как религиозной общественности, так и «свободно-творческой»…
На этом фоне фильм надо воспринимать как обычный товар — с ценником и штрих-кодом. Ничего нового он не принесет ни верующим, ни агностикам и атеистам. Его идея предельно стара: попытаться оправдать грех, то есть беззаконное сожительство мужчины и женщины, приписав его не кому-нибудь, а Христу. Словом, если Он так «поступал», то и нам можно… Нарисуем Его на знаменах сексуальной революции — и за нами пойдут… Точно таким же образом из Христа пытались сделать эзотерика, хиппи, революционера, лидера национально-освободительного движения и так далее.
Впрочем, несмотря на всю силу промывания мозгов раскрученным фильмом, люди сегодня умеют отличать вымысел от истории. Тем, кто хочет узнать реального Христа, хотелось бы посоветовать прочесть Евангелие, а потом — обратиться к Нему с молитвой. Тем же, кто привык просто потреблять масскультовый товар — пожалуйста, выбор ваш. «Код да Винчи» скоро забудется, и вам пришлют рекламные буклеты. В том числе о фильмах и книгах на квазирелигиозные темы. Не забывайте следить за новинками и отстегивать купюры.
Впрочем, в происходящем я вижу и свидетельство о том, что в обществе не все так плохо, как нам скажут ожесточенные критики фильма. Если рекламщики и киношники взялись именно за (псевдо)духовные материи — значит, люди все-таки испытывают религиозную жажду. Ведь не о Гитлере, не о Вольтере и не о Джордже Вашингтоне снимаются самые кассовые фильмы. О Христе. Похоже, светские идеалы и идолы людям порядком поднадоели…
Глупости и кощунство «Кода Да Винчи»
«Код да Винчи» Дэна Брауна сегодня не самая популярная тема. В раздел новостей она попадет завтра, когда одноименный фильм с Томом Хэнксом в главной роли выйдет на экраны.
Уже нет сомнений, что «карикатурный скандал» получит достойное продолжение, а традиционные христиане Европы — свой шанс доказать, что понятие пассионарность применимо не только к исламу. Первый знак этому уже есть. Представители влиятельной католической организации Opus Dei дипломатично заявили, что пока не собираются выводить людей на улицы, но при ряде условий… Нет сомнений, что поддержка такого варианта может последовать с разных сторон, начиная от Союза православных граждан и заканчивая руководством Исламской Республики Иран, которое начинает позиционировать себя в качестве защитника традиционных религиозных ценностей не только ислама, но и христианства.
Но это будет завтра. Что же было вчера, когда этот литературный fast food заполнил книжные прилавки в разных странах мира? Чем же пленил предприимчивый американец сердца домохозяек по всему миру? И не только домохозяек. Читают Брауна все, или почти все: политики, дипломаты, студенты. Но что важно, какую книгу человек берет после «Кода»? Недавно вышла экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Очевидно, что великий писатель, в отличие от нашего героя, когда писал свой роман, вглядывался не в свой банковский счет, а в те бездны, откуда ему не раз встречался ответный взгляд. Однако, при всей «альтернативности» этого произведения, отложив «Мастера и Маргариту», большинство здоровых читателей берет в руки Новый Завет в синодальном переводе, а не гностические апокрифы из Наг-Хаммади.
После «Кода да Винчи» среднестатистический читатель берет то, на что он уже настроен Дэном Брауном. Что-нибудь о розенкрейцерах или тамплиерах. Манит именно теория заговора, но не просто заговора. Роман Д.Брауна — это конспирология особого рода, альтернативная по отношению к той привычной, условно «традиционной» конспирологии, победное шествие которой положили печально известные «Протоколы Сионских мудрецов». С легкой руки С.Нилуса «Протоколы» вдохновили не одно поколение «романтиков», в том числе и тех, кто превратил «миф двадцатого века» в страшную реальность Дахау и Бухенвальда.
В чем же смысл такой «традиционной» конспирологии? Если мы ответим на этот вопрос, мы подберем и ключ к «коду» Брауна.
Представляется, что основной прием — совмещение факта и вымысла. Факт (безусловный для верующего человека) заключается в том, что существует в истории институт, являющийся носителем истинного Предания, то есть Церковь. Из этого делается вывод, несвойственный, кстати, святоотеческому богословию: раз Добро имеет преемственность, Таинства, иерархию, значит и зло, которое с Церковью борется и пытается Истину исказить, тоже должно быть институционально, должно иметь свои анти-таинства, свою квазииерархию и свою темную преемственность.
А поскольку Церковь по обетованию Спасителя будет существовать до конца времен, то и ее противоположность, якобы ведущая свое начало от Симона-волхва, существует на протяжении мировой истории, в виде катаров, тамплиеров, розенкрейцеров, масонов и, в конце концов, того самого «Приората Сиона». Получается своего рода историософское манихейство. Хочу подчеркнуть, что для христианина убежденность в реальности злой воли и ее носителей, то есть диавола и падших духов, вовсе не обязательно должна означать веру в мировой заговор, как пытаются нас убедить псевдоправославные конспирологи.
Что же делает Д.Браун и целая плеяда его менее известных предшественников? Он переворачивает эту идеальную конструкцию с ног на голову, и получается ровно то же самое, только наоборот. Браун утверждает, что в истории существуют носители «истинного предания», это «Приорат Сиона» со своими таинствами и адептами, и существует олицетворение мирового зла, институт, пытающийся исказить то разумное, доброе, вечное, что сеют последователи Приората.
Нетрудно догадаться, что этим враждебным институтом оказывается Католическая Церковь.
Итак, что мы можем противопоставить подобной «альтернативной конспирологии»? Уж во всяком случае, не нашу собственную, которую-то и надо подвергнуть самому критическому анализу что, кстати, больно ударит по теории заговора вообще, а значит, хотя бы отчасти выбьет почву из-под ног у противника, поскольку его модель может существовать только паразитируя за счет исходной матрицы.
Второе, что мы, верующие люди, можем сделать, намного проще и намного сложнее, а именно — явить другим людям, потерявшим связь с Церковью, подлинный лик Христов, явить свидетельством своей жизни реальность Встречи с Ним. Будем помнить, что наша война — это не постмодернистские разборки мифических «Дозоров», а брань против «духов злобы поднебесных».
И, наконец, последнее. Та «версия» земной жизни Спасителя, которая излагается в романе Брауна, является банальным кощунством. Трудно сказать, насколько эти пассажи вошли в кинокартину, однако вряд ли ее стоит смотреть, чтобы — в лучшем случае — убедиться в обратном.
Билет в кинотеатр стоит не так дорого, но, возможно, для кого-то из наших близких в приходе или в соседнем подъезде на эти деньги можно купить необходимое лекарство. А возможно, кому-то просто нужно два часа человеческого внимания, которые мы собирались провести в зале кинотеатра. Не будем тратить на отраву то, что можно потратить на ближнего. И пусть это будет частью нашего «кода».
Протоиерей Антоний Ильин — настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Брюсселе, секретарь представительства Русской Православной Церкви при Европейских организациях.
Код да винчи православие
Вот в последнее время все СМИ буквально наводнили сообщения о фильме «Код Да Винчи». На мой взгляд, этот фильм есть просто очередное злодеяние врага рода человеческого. И то, что у этого фильма нашлось немало зрителей, мне просто противно. Никогда бы не пошёл смотреть подобную мерзость. Когда пытаются осквернить святыни это больно, обидно и грустно. Но с другой стороны, это укрепляет в вере и подтверждает истинность Святого Писания. Ведь действительно всё, что мы наблюдаем сегодня, было предсказано Спасителем. Войны, наводнения, землетрясения, лжехристы и лжепророки восстали и как могут прельщают людей. Вот мой вопрос: Ведь Спаситель предупреждал о предстоящем падении нравов, охлаждении любви, лжепророках и т.п. И наказал нам не удивляться этому, «. Ибо надлежит всему тому быть. » Евангелие от Матфея (24:6). Нужно ли бороться с этим злом и надо ли гневаться на все проявления этого зла, в т.ч. сект, евангелий от иуды, «Кодов Да Винчи»? Ведь всё это проделки сатаны и людей он использует только как инструмент воплощения своих чёрных помыслов в материальный мир. С глубочайшим уважением ко всем насельникам Сретенского монастыря.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Когда в Греции в 1988 г. непродолжительно шел богохульный фильм «Последнее искушение Христа», он вызвал бурю протестов со стороны православных, которые добились запрещения фильма. Великий старец Паисий Святогорец (1924 – 1994), несмотря на болезнь (сильные боли от грыжи), приехал вместе с другими монахами со Святой Горы Афон в Салоники и принял участие в митинге протеста, воодушевляя верующих своим присутствием. Позже в одной из бесед он говорил:
«И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: «Посмотрите, вот каким был Христос! Мессия придет сейчас!» — и потом явить своего «мессию». Они ведут дело к тому.
— А люди, Геронда, этому верят и портятся!
— Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысел. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм «Последнее искушение Христа» оскорбляет веру, а прокуроры говорят «Ничего страшного!» О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры»
(Духовное пробуждение, том II, М., 1999 г)
К сожалению, среди православных мирян и даже священнослужителей много тепло-хладных и даже равнодушных. Когда хулится имя Божие, можно ли рассуждать: «выступление против фильма создает ему рекламу», «запрещать не эффективно» и проч. Допустимо ли врачу бездействовать во время эпидемии смертельно опасной болезни? Позволительно ли пастырю оставаться безразличным, когда гибнут овцы? Страшно подумать, что сотни тысяч людей, которые не читали святого Евангелия и, может быть, никогда не будут его читать, поверят, поверят кощунственной лжи о Спасителе мира. Легче всего винить сами жертвы этого страшного обмана, но трудней осознать свою ответственность и исполнить христианский долг.
«Сегодня стараются разрушить веру и, для того чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Однако ответственны за это разрушение мы все: не только те, кто вынимает камни и разрушает, но и мы, видящие, как разрушается [вера], и не прилагающие усилий к тому, чтобы ее укрепить. Толкающий ближнего на зло даст за это ответ Богу. Но даст ответ и тот, кто в это время находился рядом: и ведь он видел, как кто-то делал зло своему ближнему и не противодействовал этому»
(Духовное пробуждение, том II, М., 1999 г)
Кощунственная проделка, подобная той, которая совершена со святым Евангелием, была бы немыслима в отношении Корана. Все это было бы остановлено в самом начале. Тираж же книги «Код Да Винчи» достиг 44 миллионов! Особая ответственность лежит на тех, кому вверена власть над страной или городом. Они ответственны за нравственное здоровье общества. Синод Болгарской Православной Церкви по поводу фильма сделал заявление: «Святейший Синод глубоко обеспокоен и возмущен этим богохульным и антиисторическим фильмом. Если для ученого богослова он предстает просто грудой выдумок и вранья, то массовому читателю и зрителю, которого десятилетиями лишали сведений об истории и вероучении христианства, он может нанести вред. Этот фильм оскорбляет веру и подрывает нравственные устои государства и общества. Это может пагубно сказаться на борьбе с такими пороками современности, как наркомания, проституция и преступность. Мы выражаем нашу отеческую обеспокоенность всем организациям, от которых зависит, будет ли предотвращен показ этого кощунственного и вредоносного фильма».
Не только не должно смотреть этот кощунственно-еретический фильм и брать в руки книгу, но необходимо все делать для того, чтобы препятствовать губительному воздействию этой низкопробной продукции на души людей.
«Вечное пятно позора и проклятия останется на тех, кои иждивают труд и время на гибель вере, на терзание сердец верующих и на развращение умов в Отечестве»
(Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 3. М., 1898)
Автор «Кода да Винчи» считает, что Ватикан и РПЦ все не так поняли
Писатель Дэн Браун – автор скандальной книги «Код да Винчи» – предвидел реакцию Церкви на свое произведение и заранее заявил, что его книга не носит «антихристианского характера».
В основу книги «Код да Винчи» положена идея, что Церковь на протяжении веков скрывала тот факт, что Иисус женился на Марии Магдалине, бывшей блуднице, и что она родила ему ребенка.
Однако в Ватикане Дэна Брауна считают противником веры и намерены бороться с его ложью. Во вторник Ватикан уполномочил одного из видных иерархов Римско-католической церкви опровергнуть ложь, искажение действительности и ошибки в бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи».
Архиепископ Генуэзский кардинал Тарчизио Бертоне вчера ринулся в бой, заявив, что книга представляет собой целенаправленную попытку дискредитировать Римско-католическую церковь с помощью абсурдных и притянутых искажений.
Задание кардинала – «разоблачить неправду», чтобы читатели увидели, насколько эта книга «безосновательна и лжива».
Стоит отметить, что автор не настаивает на правдивости своих идей. Браун неоднократно заявлял, что его книга – это роман, а не научный труд, и нельзя воспринимать каждое написанное в ней слово как факт.
К обсуждению книжного бестселлера «Код да Винчи» подключилась и Русская православная церковь. Популярный роман «Код да Винчи», равно как и другие попытки переписать историю земной жизни Иисуса Христа, имеет целью оправдание греха, считают в РПЦ.
Между тем Дэн Браун доволен реакцией Церкви на свое произведение. По мнению автора, подобные дискуссии идут участникам лишь на пользу.
Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» за два года был продан в количестве 18 млн экземпляров на 44 языках. Он все еще входит в первую десятку бестселлеров в США, Франции, Бразилии и Аргентине – в странах с большим процентом католическим населения – и в Великобритании.
Книга принесла Брауну примерно 140 млн фунтов. В будущем году выйдет фильм на ее основе с Томом Хэнксом в главной роли. Sony Pictures выкупила права на фильм за 3,1 млн фунтов.
Сейчас Дэн Браун пишет продолжение книги «Код да Винчи». Дата выхода произведения пока не определена.
Отметим, что действия Ватикана и заявления РПЦ ни в коем случае не приведут к снижению интереса к книге Брауна. Все последние попытки различных сил публично дискредитировать художественные произведения приводили лишь к росту их популярности. Так, знаменитый голливудский режиссер Кевин Смит сам организует манифестации протеста перед кинотеатрами, в которых идут его картины. По его словам, это лучшая реклама для фильма.