код и наименование образовательной программы это
Код и наименование образовательной программы это
Образовательные программы определяют содержание образования.
Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации[1]. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).
В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»
Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации — уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.
Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.
Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.
Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.
Образовательные программы в Российской Федерации
1. Основные образовательные программы
1.1. Основные общеобразовательные программы:
1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;
1.1.2. образовательные программы начального общего образования;
1.1.3. образовательные программы основного общего образования;
1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.
1.2. Основные профессиональные образовательные программы:
1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования
1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;
1.2.2. образовательные программы высшего образования:
1.2.2.а. программы бакалавриата;
1.2.2.б. программы специалитета;
1.2.2.в. программы магистратуры;
1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
1.2.2.д. программы ординатуры;
1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.
1. 3. Основные программы профессионального обучения:
1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;
1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.
2. Дополнительные образовательные программы
2.1. Дополнительные общеобразовательные программы:
2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;
2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.
2.2. Дополнительные профессиональные программы:
2.2.1. программы повышения квалификации;
2.2.2. программы профессиональной переподготовки.
По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).
Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.
Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:
— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;
— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;
— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;
— федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).
Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
В состав такой учебно-методической документации входят:
— примерный учебный план,
— примерный календарный учебный график,
— примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Примерные программы разрабатываются по:
основным общеобразовательным программам:
— образовательным программам дошкольного образования;
— образовательным программам начального общего образования;
— образовательным программам основного общего образования;
— образовательным программам среднего общего образования;
основным профессиональным образовательным программам:
— образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);
— образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);
— основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»)[2].
Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.
Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.
Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»[3] к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.
Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.
В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.
Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.
Ведение реестра осуществляется оператором путем:
— внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;
— технического обеспечения функционирования реестра;
— автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;
— предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;
— обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;
— обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.
Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.
Комментируемым Законом предусмотрены случаи, когда уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
В соответствии с ч. 7 ст. 76 типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» соответствующими полномочиями наделено Министерство транспорта РФ.
В ч. 3 ст. 82 закреплено, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения России. Реализуя данные полномочия, Минздрав России принимает соответствующие приказы. Например: Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»»[4], Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология»»[5] и т. д.
В ч. 3 ст. 85 предусмотрено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются Министерством транспорта РФ (например, Приказ Минтранса России от 3 июня 2015 г. № 181 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Начальная подготовка рядового состава для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах»»[6]).
В соответствии с ч. 2 ст. 85.1 комментируемого Закона приказом Минтранса России утверждаются типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 8 сентября 2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»[7]).
В ч. 15 комментируемой статьи содержится положение, в соответствии с которым уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения.
Так, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 85 комментируемого Закона Минтранс России утверждает типовые программы профессионального обучения (например, Приказ Минтранса России от 26 марта 2015 № 50 «Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения профессии «Приемщик поездов»»[8], Приказ Минтранса России от 27 февраля 2014 г. № 55 «Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос»»[9], Приказ Минтранса России от 17 июля 2014 г. № 188 «Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями»[10] и т.д.).
Федеральные государственные органы могут наделяться полномочиями по разработке и утверждению примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения не только в силу предписаний комментируемого Закона, но и в соответствии с нормами иных федеральных законов. Так, например, в силу Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[11] определено, что типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов и частных охранников разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел (МВД России), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России).
[1] Не все образовательные программы включают формы аттестации (например, формы аттестации отсутствуют в образовательных программах дошкольного образования).
Заполнение справочников
Справочники содержат всю информацию, используемую программой «Диплом-стандарт ФГОС СПО» при формировании документов и отчетов.
Для правильной работы программы необходимо полно и тщательно заполнить все имеющиеся справочники, при этом справочники рекомендуется заполнять в определенной последовательности: раньше заполняются те справочники, информация которых используется при заполнении других справочников.
Базовые справочники заполняются автоматически при создании базы данных, при необходимости данные в них можно отредактировать:
Также частично будет заполнен справочник «Дисциплины».
Далее необходимо заполнить справочники:
Справочник «Типографии»
Справочник «Типографии» содержит перечень типографий с наименованиями шаблонов документов, которые необходимы для автоматического определения шаблона документа.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Типографии».
Откроется следующее окно:
В полях для документов выберите шаблоны, которые необходимо использовать при формировании печатных документов.
Справочник «Формы обучения»
Справочник «Формы обучения» содержит общий перечень форм обучения.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Формы обучения».
Откроется следующее окно:
Справочник «Уровни подготовки»
Справочник содержит общий перечень уровней подготовки.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Уровни подготовки».
Откроется следующее окно:
Укажите наименование уровня подготовки.
Справочник «Коды специальностей»
Справочник содержит наименование и коды этих специальностей.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Коды специальностей».
Этот справочник необходим для того, чтобы при вводе данных каждый раз не вписывать название специальности и ее код, а выбирать специальность из списка.
Откроется следующее окно:
Укажите код и наименование специальности.
Справочник «Медицинские специальности»
Справочник содержит перечень специальностей, которые могут быть указаны в медицинском сертификате.
Этот справочник необходим для того, чтобы при вводе данных каждый раз не вписывать название медицинской специальности, а выбирать его из списка.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Медицинские специальности».
Откроется следующее окно:
Укажите наименование специальности.
Справочник «Виды документов»
Справочник содержит перечень наименований документов об уровне образования.
Справочник необходим для того, чтобы при вводе данных каждый раз не вписывать наименование документа об уровне образования, а выбирать его из списка.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Виды документов».
Откроется следующее окно:
Укажите наименование документа.
Справочник «Виды оценок»
Справочник содержит виды оценок, выставляемые в приложении к диплому, в приложении к диплому ПК или свидетельстве.
Справочник необходим, чтобы при вводе данных каждый раз не вписывать слово, например, «удовлетворительно», а просто выбирать его из списка.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Виды оценок».
Откроется следующее окно:
Справочник «Дисциплины»
Справочник содержит общий перечень дисциплин.
Справочник необходим, чтобы при вводе данных каждый раз не вписывать название дисциплины, а просто выбирать его из списка.
Откроется следующее окно:
Справочник «Образовательные организации»
Справочник заполняется для того, чтобы наименование Вашего учебного заведения среднего профессионального образования указывалось в документах.
Чтобы открыть справочник, в меню «Справочники» выберите пункт «Общие справочники», затем «Образовательные организации».
Откроется следующее окно:
Справочник «Специальности/профессии»
Справочник содержит информацию о специальностях: краткое и полное наименование, квалификацию и нормативный срок обучения.
Справочник состоит из двух частей.
В верхней части вносятся непосредственно сведения о специальности/профессии, а в нижней части вносятся сведения о направленности образовательной программы (при наличии).
Откроется следующее окно:
Из выпадающего списка в поле «Специальность/профессия» выберите наименование специальности/профессии;
Наименование в поле «Полное наименование (для документов) (код и наименование)» будет добавлено автоматически.
В поле «Краткое наименование специальности/профессии» укажите краткое наименование;
Если специальность имеет направленность подготовки, укажите ее в нижней панели «Направленность».
Откроется следующее окно:
Справочник «Учебные группы»
Справочник содержит список выпускных групп с описанием информацией о квалификации.
Откроется следующее окно:
В поле «! Специальность/профессия» из выпадающего списка выберите нужную специальность/профессию.
Программа предложит автоматически заполнить поля: «! Наименование специальности/профессии (уточненное) (код и наименование)», «! Квалификация (уточненная)», «Нормативный срок обучения по очной форме» из справочника «Специальности/профессии».
Нажмите «Да», чтобы заполнить автоматически, или нажмите «Нет», чтобы внести сведения самостоятельно.
При печати документов сведения копируются из данного справочника.
В поле «Направленность образовательной программы» из выпадающего списка выберите направленность обучения, если таковые были заполнены в справочнике «Специальности/профессии»;
Дополнительно Вы можете указать нужные вам дополнительные сведения и примечания в соответствующих полях.
Далее аналогичным образом заполняются сведения о документе переподготовки, медицинском сертификате и сертификате о профессии водителя.
Для медицинского сертификата:
Для документа переподготовки:
Для сертификата о профессии водителя:
Установите галочку «Выгружать в ФРДО», если необходимо выгружать сведения данной группы в ФРДО.
Справочник «Учебный план»
Справочник содержит перечень дисциплин для каждой группы с указание количества часов.
Перечень будет впоследствии служить шаблоном для заполнения приложения к документам, то есть будет скопирован каждому студенту группы – Вам останется только проставить оценки.
Чтобы добавить или изменить строку в справочнике:
Откроется следующее окно:
В поле «Количество часов, час.» укажите количество часов;
Если необходимо указать количество недель, из выпадающего списка выберите нужное склонение слова «неделя», затем укажите значение.
Если по данной дисциплине предусмотрено написание курсовой работы, установите галочку в поле «Курсовая работа»;
Тема курсовой работы указывается в справочниках «Итоговые оценки» у каждого студента индивидуально.
Если дисциплина относится к обучению в автошколе, установите галочку в поле «Автошкола».
Если учебный план для группы уже был введен, появится предупреждение:
В открывшемся окне выберите справочник c итоговыми оценками (или во все), в который необходимо выполнить копирование, а также укажите очищать таблицу перед копирование или добавлять дополнительные строки:
В справочник будет добавлены две строки: «Всего часов теоретического обучения», где будет указана сумма часов, и «в том числе аудиторных часов».
Суммируются только дисциплины, заголовки разделов в сумме не участвуют.
Справочник «Студенты»
Справочник содержит списки студентов по группам, а также информацию, необходимую для заполнения документов, относящуюся непосредственно к конкретному студенту.
Чтобы добавить или изменить строку в справочнике:
Откроется следующее окно:
В окне располагается следующие вкладки: «Личные данные», «Данные о документах», «ФРДО», «ФРДО ДПО», «ФРДО ПО».
Вкладка «Личные данные» предназначена для ввода данных о студенте, а также для ввода сведений о предыдущем документе об образовании.
Укажите ФИО в именительном падеже в соответствующих полях;
ФИО в дательном падеже будет заполнено автоматически. Проверьте корректность.
Пол также будет указан автоматически на основе введенных ФИО.
Укажите СНИЛС;
Затем укажите сведения о предыдущем документе об образовании:
Вкладка «Данные о документах» содержит сведения о выдаваемом документе: для справки об обучении, медицинского сертификата, а также для свидетельства о профессии рабочего/должности служащего и свидетельства водителя автошколы.
В поле «Серия, номер бланка» и «Серии, номера бланков приложений» укажите серию и номер бланка титула и приложения соответственно;
Если Вы используете реестр бланков строгой отчетности, то данные поля можете оставить пустыми. После печати документов поля будут заполнены автоматически.
Установите галочки в одноименных пунктах, если диплом с отличием, или вносятся сведения о дубликате;
Оставьте поле пустым, если необходимо добавлять квалификацию из справочника «Учебные группы».
Поля «Дата решения ГЭК» и «Протокол ГЭК» будут заполнены автоматически из справочника «Учебные группы». Проверьте сведения и при необходимости отредактируйте.
Если необходимо внести сведения для справки об обучении:
Вкладка «ФРДО» предназначена для ввода данных о выдаваемом документе, личных данных получателя, которые будут выгружены в ФРДО.
Проверьте заполненные сведения. При необходимости скорректируйте или заполните недостающие сведения.
Также Вы можете заполнить данный раздел самостоятельно, для этого:
Если выбран «Дубликат», установите галочку, подтверждающую утрату, обмен или уничтожение. Затем в полях, заполняемых в случае выдачи дубликата укажите:
Из выпадающего списка в поле «! Уровень образования» выберите соответствующий уровень образования;
Данные об обучении частично будут заполнены на основе данных, введенных в других справочниках. Проверьте, при необходимости дополните или скорректируйте данные в следующих полях:
«! Год поступления» и «! Год окончания»;
Поле «! Срок обучения, лет» автоматически рассчитывается на основе указанных годов.
«! Форма обучения»;
Личные данные получателя документа также частично будут заполнены автоматически на основе данных из вкладки «Личные данные».
Вкладка «ФРДО ДПО» предназначена для ввода данных о выдаваемом документе, личных данных получателя, которые будут выгружены в ФРДО ДПО.
Чтобы вкладка была доступна для редактирования, в справочнике «Учебные группы» должна быть установлена галочка «Период переподготовки» и внесены соответствующее сведения.
Проверьте заполненные сведения. При необходимости скорректируйте или заполните недостающие сведения.
Также Вы можете заполнить данный раздел самостоятельно, для этого:
Если выбран «Дубликат», из выпадающего списка выберите чем подтверждается утрата и/или обмен, либо установите галочку при подтверждении уничтожения.
Затем в полях, заполняемых в случае выдачи дубликата укажите:
Из выпадающего списка в поле «Уровень образования ВО/СПО» выберите соответствующий уровень образования;
Данные об обучении частично будут заполнены на основе данных, введенных в других справочниках. Проверьте, при необходимости дополните или скорректируйте данные в следующих полях:
Личные данные получателя документа также частично будут заполнены автоматически на основе данных из вкладки «Личные данные».
Вкладка «ФРДО ПО» предназначена для ввода данных о выдаваемом документе, личных данных получателя, которые будут выгружены в ФРДО ПО.
Проверьте заполненные сведения. При необходимости скорректируйте или заполните недостающие сведения.
Также Вы можете заполнить данный раздел самостоятельно, для этого:
Если выбран «Дубликат», из выпадающего списка выберите чем подтверждается утрата и/или обмен, либо установите галочку при подтверждении уничтожения.
Затем в полях, заполняемых в случае выдачи дубликата укажите:
В полях «! Серия документа», «! Номер документа», «Дата выдачи» укажите серию, номер и дату выдачи документа соответственно.
Данные об обучении частично будут заполнены на основе данных, введенных в других справочниках. Проверьте, при необходимости дополните или скорректируйте данные в следующих полях:
Личные данные получателя документа также частично будут заполнены автоматически на основе данных из вкладки «Личные данные».
Справочник «Итоговые оценки документов»
Работа в справочнике «Итоговые оценки переподготовки» и «Итоговые оценки свидетельств» аналогична.
Справочники содержат перечень итоговых оценок, который будет напечатан в приложении к диплому.
Справочник состоит из двух частей.
В верхней части выбирается студент, а в нижней части отображаются его учебные результаты (дисциплины и оценки). Кнопки на панели инструментов и клавиши клавиатуры управляют только нижней частью справочника, то есть можно, например, добавить оценку, но нельзя добавить студента.
Рекомендуем заполнить справочник следующим образом:
Чтобы добавить или изменить оценку:
Часть сведений будет заполнена автоматически. Укажите итоговую оценку в поле «Итоговая оценка».
Повторите действия для всех строк с дисциплинами.
«Лишние» дисциплины можно удалить, также здесь можно дополнительно ввести строки с дисциплинами, не указанными в справочнике «Учебный план» (но наименования дисциплин обязательно сначала нужно внести в справочник «Дисциплины»).
Также Вы можете заполнить справочник вручную самостоятельно.
Дополнительно в данном справочнике присутствует возможность импорта оценок. Для этого на панели инструментов справочника располагаются две кнопки:
Откроется окно «Импорт данных». Проверьте, насколько полно информация была взята из файла.
При импорте из Excel программа ищет названия столбцов справочника, которые должны обязательно содержаться в таблице Excel в шапке таблицы.
Импорт данных начинается со следующей строки после строки заголовков столбцов (заголовки должны располагаться на одной строке). Названия столбцов должны быть теми же, что и при распечатке содержимого справочников. Иными словами, если распечатать все справочники, удалить в них всю информацию, то затем ее можно в полном объеме импортировать из распечатанных ранее файлов.
Откроется файл, из которого будет производится импорт, и окно для настройки импорта: