код свердловской дороги свердловской железной
Свердловская железная дорога
Свердловская ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции железная дорога | |
Полное название: |
---|
| |
---|---|
Схема Свердловской железной дороги на сайте «РЖД» |
Свердло́вская желе́зная доро́га — железная дорога, пролегающая по территории Северо-Западного и Среднего Урала и Удмуртии. Дорога бесперебойно обеспечивает пропуск поездов из центральных и северо-западных районов европейской части России в Сибирь, в Казахстан, на Дальний Восток. Управление дороги находится в Екатеринбурге.
Дорога граничит с Горьковской (Чепца, Дружинино), Южно-Уральской (Михайловский завод, Полевской, Нижняя, Колчедан), Западно-Сибирской (Называевская) железными дорогами. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по основным показателям она входит в первую тройку железных дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн км² с населением более 11 млн человек.
Свердловская железная дорога — мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Она обладает собственной мощной базой грузовых вагонов, обеспечивая 9,5 % объема сетевой погрузки и выгрузки, в том числе таких высокорентабельных грузов, как нефть, каменный уголь, удобрения, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы (свыше 80 %). Свердловская магистраль обслуживает около 1500 подъездных путей (на 2006 год их было 1332), ее услугами пользуются более 12 000 промышленных предприятий. Эксплуатационная длина (на 01.01.10) — 7152,2 км, развернутая длина — 13 852,5 км.
В регионе Свердловской железной дороги развита сеть мелких веток и подъездных путей обслуживающих горнорудную, каменноугольную, деревообрабатывающую промышленность и производство строительных материалов.
С 7 апреля 2011 года года начальник дороги — Алексей Юрьевич Миронов.
Содержание
История
В 1868 году появляется первый проект уральской железной дороги, выдвинутый пермским предпринимателем Любимовым И. И., которая должна была пройти от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск.
В скором времени были проведены правительственные изыскания местности. Началось строительство трассы. Строительство велось «Обществом горнозаводской железной дороги». В 1870-е годы производилось отчуждение земель, снос строений, вырубка леса, устройство временных дорог, постройка телеграфа, сооружение мостов и др. 1 (14) октября 1878 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург протяженностью 669 верст.
В конце 1885 года была построена ветка Екатеринбург—Тюмень. В январе 1888 года эта ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 1896 году было завершено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую дорогу с Транссибирской магистралью, а вскоре — от Перми через Вятку (ныне Киров) до Котласа. К началу 1900 году дорога меняет название на Пермь-Тюменскую, а вскоре становится Пермской. Ее протяженность к этому моменту превысила 2100 верст.
В 1906 году крупная железная дорога была связана с центром благодаря строительству на государственные деньги крупной линии от Вятки через Буй, Галич, Вологду, Череповец и Тихвин до станции Обухово Николаевской ж. д..
По причине низкой пропускной способности, горнозаводский участок дороги стал помехой. Было решено проложить через Урал новую линию. И уже в 1909 году трасса Пермь — Кунгур — Екатеринбург была введена в эксплуатацию.
В 1913 году построена трасса Тюмень — Омск. В 1916-ом были введены линии Чусовская — Лысьва — Кузино — Дружинино — Бердяуш и Северо-Восточная дорога от Шарташа до Тавды. Таким образом, к революции 1917 года в основном завершилось формирование сети железных дорог на Урале. Уже в годы гражданской войны было завершено строительство Казанбургской дороги (Казань — Сарапул — Красноуфимск — Дружинино — Екатеринбург).
В сентябре 1919 года к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. В этом же году управление дороги переносится из Перми в Екатеринбург в связи с тем, что были взорваны мосты через Каму, Чусовую, Сылву и Пермский железнодорожный узел оказался отрезанным от всей сети дорог.
С 30-х годов дорога была не раз реорганизована. Но в конечном итоге в 1953 году Пермская и Свердловская железные дороги объединены в Свердловскую с управлением в Свердловске.
Отделения
До 30 сентября 2010 года существовали следующие отделения Свердловской железной дороги:
С 1 октября 2010 года все отделения были преобразованы в регионы. Свердловское отделение переименовано в Екатеринбургский регион. [источник не указан 312 дней]
Станции
На Свердловской железной дороге 415 станций, включая недавно введенную в действие станцию Чашкино.
Основные узлы и узловые станции дороги:
Хотя ранее было девять. Сортировочными также считались станции:
Пассажирские станции Свердловской ж.д:
Портовые станции (с реками):
Внеклассные станции Свердловской ж.д.:
Локомотивное хозяйство
Пассажирский комплекс
Для обеспечения пассажирских перевозок на дороге работают 47 вокзалов, 418 станций, 3 пассажирских вагонных депо, 550 билетных касс. С 20 мая 2003 года введен в обращение фирменный поезд «Демидовский экспресс» сообщением Екатеринбург — Санкт-Петербург. Это единственный в России фирменный поезд, который удостоен Диплома созданного по инициативе ЮНЕСКО Международного Демидовского фонда за возрождение и сохранение индустриального, духовного и культурного наследия России.
Сейчас на дороге курсируют 11 фирменных поездов: «Ямал» (сообщением Новый Уренгой — Москва), «Кама» (Пермь — Москва), «Екатеринбург» (Екатеринбург — Брест), «Малахит» (Нижний Тагил — Москва), «Тюмень» (Тюмень — Москва), «Демидовский экспресс» (Екатеринбург — Санкт-Петербург), «Югра» (Нижневартовск — Москва), «Северный Урал» (Серов — Москва), «Полярный Урал» (Екатеринбург — Новый Уренгой), «Рифей» (Екатеринбург — Москва), а также поезд класса премиум Екатеринбург — Москва (бывший фирменный поезд «Урал»).
Свердловская железная дорога
Из Википедии — свободной энциклопедии
| |
---|---|
Схема Свердловской железной дороги на сайте «РЖД» |
Свердло́вская желе́зная доро́га (СвЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», обслуживает железнодорожную инфраструктуру Урала и Западной Сибири. Дорога обеспечивает пропуск поездов из центральных и северо-западных районов европейской части России в Сибирь, в Казахстан, на Дальний Восток. Управление дороги находится в Екатеринбурге.
Граничит с Горьковской (Чепца, Дружинино), Южно-Уральской (Михайловский завод, Полевской, Нижняя, Колчедан), Западно-Сибирской (Называевская) железными дорогами. Соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн км² с населением более 11 млн человек.
Свердловская железная дорога обслуживает около 1500 подъездных путей (на 2006 год их было 1332), её услугами пользуются более 12 000 промышленных предприятий. Эксплуатационная длина (на 01.01.10) — 7152,2 км, развёрнутая длина — 13 852,5 км. В регионе Свердловской железной дороги развита сеть мелких веток и подъездных путей обслуживающих горнорудную, каменноугольную, деревообрабатывающую промышленность и производство строительных материалов.
О дороге
Свердловская магистраль по основным показателям входит в первую тройку железных дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн кв. км с населением более 10,5 млн человек.
Эксплуатационная длина – 7,2 тыс. км, развернутая длина главных путей – 9,8 тыс. км. Ежесуточно по СвЖД курсирует 1200 грузовых, 335 пригородных, более 70 пассажирских поездов.
Численность персонала Свердловской железной дороги составляет
60 тыс. человек. Кроме того, в границах дороги осуществляют свою деятельность 20 структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», 5 структурных подразделений ОАО «РЖД», 26 дочерних и зависимых обществ и их подразделений.
СвЖД обеспечивает 11% погрузки всех железных дорог России и занимает по этому показателю 2 место. Ежесуточно на СвЖД грузится 389,6 тыс. тонн, в том числе таких важнейших грузов, как нефтепродукты, удобрения, металлы, руда, строительные грузы. По итогам 2020 года погрузка составила 142,6 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 1,3%.
Пассажирам и регионам
В 2020 году с вокзалов и станций Свердловской железной дороги отправлено 22,9 млн пассажиров, из них 17,9 млн человек – пригородными поездами. В пассажирском комплексе последовательно расширяется сеть маршрутов, где используются скоростные «Ласточки» и рельсовые автобусы «Орлан».
В январе 2021 года «Орланы» появились в Свердловской области на некоторых рейсах алапаевского направления и на маршруте Екатеринбург – Верхний Уфалей. В Прикамье вышли на маршрут Пермь-1 – Лысьва. Новый рельсовый автобус отличает продуманная эргономика и повышенный уровень комфорта для пассажиров (в том числе маломобильных). Он плавно набирает скорость и тормозит, при этом внутри очень тихо. В вагонах установлены мягкие сидения, есть широкие багажные полки, информационные табло. Как и все современные поезда, «Орлан» оснащен климатической системой, которая не только поддерживает комфортную температуру в салоне, но и быстро обновляет и обеззараживает воздух.
Уже полюбившиеся свердловчанам «Ласточки» с 10 января 2021 года начали курсировать в сообщении Шарташ – Ревда и Екатеринбург – Билимбай. Появление дополнительной пары скоростных электричек даст жителям региона новые возможности для планирования и совершения поездок.
О дороге
РЕГИОНЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Свердловская железная дорога проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации: Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Ключевая отрасль экономики Пермского края – производство калийных и азотных удобрений. В Свердловской области преобладают предприятия машиностроения и горно-металлургического комплекса. В Тюменской области с северными округами – добыча и переработка углеводородного сырья.
Екатеринбург
Датой основания Екатеринбурга считается 1723 год, когда был запущен крупный железоделательный завод. Крепость-завод была названа в честь императрицы Екатерины I (супруги Петра I). Город, расположенный вблизи условной границы Европы и Азии, стал центром крупного горнозаводского округа. До нашего времени сохранились многие постройки XVIII – XIX веков, в т.ч. главное сооружение екатеринбургского завода – плотина на реке Исеть. Сегодня так называемая «Плотинка» – исторический центр города, излюбленное место прогулок горожан и гостей Екатеринбурга. Основные городские достопримечательности объединяет туристический маршрут «Красная линия» длиной около 6,5 км.
17 июля 1918 года в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны последний российский император Николай II, члены его семьи, а также прислуга. На месте трагической гибели царской семьи возведен Храм-Памятник на Крови во Имя Всех Святых, в земле Российской просиявших – величественное пятикупольное сооружение высотой 60 метров. В окрестностях Екатеринбурга находится урочище Ганина яма – заброшенный рудник, в шахтах которого были спрятаны останки семьи Романовых. На этом месте действует мужской монастырь. На его территории построены семь храмов – по числу убитых членов царской семьи.
В 20-30 годы ХХ века Свердловск (так Екатеринбург назывался в 1924 – 1991 гг.) стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Тогда были возведены многие заводы-гиганты (в том числе знаменитый «Уралмаш») и прилегающие к ним жилые районы. В этот период в городе было построено множество уникальных зданий в стиле конструктивизма.
В годы Великой Отечественной войны в регион были эвакуированы многие промышленные предприятия. Труженики уральских заводов внесли весомый вклад в Победу.
Сегодня Екатеринбург – четвертый по численности населения город России – в нем проживает около 1,5 млн человек (население Екатеринбургской городской агломерации – более 2,3 млн жителей). Город является одним из важнейших экономических и промышленных центров страны: здесь расположены штаб-квартиры крупных российских финансово-промышленных групп и компаний, сосредоточены предприятия машиностроения, горно-металлургической и оптико-механической промышленности, военно-промышленного комплекса и др. Крупные предприятия машиностроения – Уралмашзавод, Уралэлектротяжмаш, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уральский завод гражданской авиации.
В городе-спутнике Екатеринбурга – Верхней Пышме – расположен завод «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»), который выпускает для Российских железных дорог современные магистральные электровозы и скоростные электропоезда «Ласточка». Вокруг предприятия сформировался промышленный кластер железнодорожного машиностроения, включающий в себя производство различных компонентов и систем. К примеру, степень локализации производства поездов «Ласточка» (в их основе лежит модель Desiro Rus, разработанная концерном Siemens) превышает 80%.
Екатеринбург – значимый транспортно-логистический узел. Через него проходит Транссибирская магистраль и федеральные автомобильные трассы. В городе расположена одна из крупнейших в России сортировочных станций – Екатеринбург-Сортировочный, а также крупные логистические терминалы и складские комплексы. Действует международный аэропорт «Кольцово».
Нижний Тагил
Официальной датой основания Нижнего Тагила считается 8 октября 1722 года, когда на Выйском заводе, построенном Никитой Демидовым, была выпущена первая партия чугуна. С самого начала Нижний Тагил приобрел славу города умельцев, талантливых мастеровых и инженеров. К примеру, местные крепостные Ефим и Мирон Черепановы сконструировали так называемый «сухопутный пароход» – первый в России паровоз.
Гордостью Нижнего Тагила являются многочисленные промышленные предприятия, на которых работает большинство из 350 тыс. его жителей.
«Уральский вагоностроительный завод» (УВЗ, входит в состав госкорпорации Ростех) – одно из крупнейших в стране машиностроительных предприятий, которое выпускает различные виды грузовых вагонов, а также бронетанковую технику. В годы Великой Отечественной войны УВЗ производил легендарные танки Т-34.
«Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК, входит в холдинг Евраз Груп) – крупнейший производитель чугуна, стали и металлопроката. В частности, для железнодорожного транспорта НТМК выпускает рельсы, детали грузовых вагонов и другую продукцию.
Крупнейшими предприятиями черной и цветной металлургии Свердловской области, помимо НТМК, являются Качканарский ГОК (входит в холдинг Евраз Груп), ВСМПО-Ависма, Первоуральский новотрубный завод (входит в группу ЧТПЗ), Синарский и Северский трубные заводы (входят в группу «Синара»), Богословский и Уральский алюминиевые заводы (принадлежат компании РУСАЛ), а также предприятия Уральской горно-металлургической компании (УГМК): «Уралэлектромедь», Среднеуральский медеплавильный завод, Металлургический завод им.Серова.
Вблизи города Верхняя Салда ведется развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина».
Пермь
Пермь была основана в 1723 году в предгорьях Уральского хребта, на берегу реки Кама. Тогда в этих местах были обнаружены обширные залежи медных руд и построен медеплавильный завод. Благодаря славному промышленному и купеческому прошлому в Перми можно увидеть немало замечательных образцов старинной архитектуры. Население города составляет более 1 млн жителей.
Современная Пермь – крупный промышленный центр. Ведущие отрасли: электроэнергетика, нефтегазопереработка, машиностроение, химия и нефтехимия, деревообработка, полиграфия и пищевая промышленность. В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса.
Нефтегазоперерабатывающая промышленность представлена предприятиями компании «ЛУКОЙЛ». Предприятия химической промышленности производят лаки и краски, взрывчатые вещества, синтетические моющие средства и другую продукцию.
На долю Пермского края приходится 100% производства калийных удобрений в России. В регионе расположено крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Добычу руды и производство калийных удобрений в Березниках и Соликамске осуществляет компания «Уралкалий». Производством азотных удобрений занимаются предприятия «Минеральные удобрения» в Перми и «Азот» (филиал компании «УРАЛХИМ») в Березниках.
Перспективную производственную площадку – Талицкий горно-обогатительный комбинат развивает «Верхнекамская калийная компания» (дочернее предприятие ГК «Акрон»). Строительство другого крупного предприятия – Усольского калийного комбината недалеко от города Березники осуществляет компания «ЕвроХим».
Крупнейшие в Пермском крае предприятия нефтегазохимической отрасли – «Сибур-Химпром» (Пермь), «Метафракс» (Губаха) и «Уралоргсинтез» (Чайковский). Ведущие предприятия черной металлургии – «Чусовской металлургический завод» и «Лысьвенский металлургический завод».
Тюмень
Тюмень является первым русским городом в Сибири. Она была основана в 1586 году как крепость в месте слияния рек Тура и Тюменка. Город был поставлен на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на земле, за которую шла вековая борьба кочевников Южной Сибири. В Тюмени сохранилось множество исторических и архитектурных достопримечательностей.
Тюмень – административный центр одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, в который, помимо самой Тюменской области, входят Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Тюмень по праву считается неофициальной нефтегазовой столицей России. В городе расположены офисы основных компаний отрасли, а также крупные предприятия: «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», «Сибнефтегазмаш» и «Нефтемаш» (производство оборудования для нефтегазовой промышленности) и др.
Город продолжает динамично развиваться – на сегодняшний день его население превышает 800 тыс. человек.
Крупные предприятия нефтехимической промышленности расположены во втором по численности населения городе Тюменской области – Тобольске. Это «СИБУР Тобольск» и «ЗапСибНефтехим», которые занимаются переработкой широкой фракции легких углеводородов.
Сургут
Сургут был основан в 1594 году на месте поселения племен ханты и манси. Современная история города началась в 50 – 60 годы ХХ века, когда в этих местах были открыты богатейшие месторождения нефти и газа. Сегодня Сургут – крупнейший город ХМАО-Югры: в нем проживает более 450 тыс. человек.
Сургут занимает выгодное экономико-транспортно-географическое положение: он расположен на пересечении железнодорожной магистрали с мощной водной артерией – рекой Обь. Город является важным транспортным узлом: через него проходят железная и автомобильная дороги, есть аэропорт и речной порт. Кроме того, Сургут – крупнейший узел нефте- и газопроводов. Экономика Сургута связана с добычей нефти и переработкой попутного газа. Крупнейшие нефтегазовые компании, штаб-квартиры которых базируются в городе – «Сургутнефтегаз», «Газпром трансгаз Сургут».
В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах сосредоточены крупнейшие месторождения углеводородного сырья. В округах добывается 64% российской нефти и 91% газа.
На территории ЯНАО расположено 136 разведанных месторождений нефти и газа, их них 37 разрабатываются. Основным добытчиком газа является «Газпром», на долю которого приходится примерно 90% всей добычи газа в округе. Добычу нефти и газового конденсата в ЯНАО ведут более 30 предприятий. Основными являются дочерние предприятия компаний «Газпром нефть» и «Роснефть». В округе активно развивается производство сжиженного природного газа (проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ»), строятся крупные заводы по выпуску СПГ, а также морские терминалы для его транспортировки.
Регионы обслуживания
РЕГИОНЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Свердловская железная дорога проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации: Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Ключевая отрасль экономики Пермского края – производство калийных и азотных удобрений. В Свердловской области преобладают предприятия машиностроения и горно-металлургического комплекса. В Тюменской области с северными округами – добыча и переработка углеводородного сырья.
Екатеринбург
Датой основания Екатеринбурга считается 1723 год, когда был запущен крупный железоделательный завод. Крепость-завод была названа в честь императрицы Екатерины I (супруги Петра I). Город, расположенный вблизи условной границы Европы и Азии, стал центром крупного горнозаводского округа. До нашего времени сохранились многие постройки XVIII – XIX веков, в т.ч. главное сооружение екатеринбургского завода – плотина на реке Исеть. Сегодня так называемая «Плотинка» – исторический центр города, излюбленное место прогулок горожан и гостей Екатеринбурга. Основные городские достопримечательности объединяет туристический маршрут «Красная линия» длиной около 6,5 км.
17 июля 1918 года в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны последний российский император Николай II, члены его семьи, а также прислуга. На месте трагической гибели царской семьи возведен Храм-Памятник на Крови во Имя Всех Святых, в земле Российской просиявших – величественное пятикупольное сооружение высотой 60 метров. В окрестностях Екатеринбурга находится урочище Ганина яма – заброшенный рудник, в шахтах которого были спрятаны останки семьи Романовых. На этом месте действует мужской монастырь. На его территории построены семь храмов – по числу убитых членов царской семьи.
В 20-30 годы ХХ века Свердловск (так Екатеринбург назывался в 1924 – 1991 гг.) стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Тогда были возведены многие заводы-гиганты (в том числе знаменитый «Уралмаш») и прилегающие к ним жилые районы. В этот период в городе было построено множество уникальных зданий в стиле конструктивизма.
В годы Великой Отечественной войны в регион были эвакуированы многие промышленные предприятия. Труженики уральских заводов внесли весомый вклад в Победу.
Сегодня Екатеринбург – четвертый по численности населения город России – в нем проживает около 1,5 млн человек (население Екатеринбургской городской агломерации – более 2,3 млн жителей). Город является одним из важнейших экономических и промышленных центров страны: здесь расположены штаб-квартиры крупных российских финансово-промышленных групп и компаний, сосредоточены предприятия машиностроения, горно-металлургической и оптико-механической промышленности, военно-промышленного комплекса и др. Крупные предприятия машиностроения – Уралмашзавод, Уралэлектротяжмаш, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уральский завод гражданской авиации.
В городе-спутнике Екатеринбурга – Верхней Пышме – расположен завод «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»), который выпускает для Российских железных дорог современные магистральные электровозы и скоростные электропоезда «Ласточка». Вокруг предприятия сформировался промышленный кластер железнодорожного машиностроения, включающий в себя производство различных компонентов и систем. К примеру, степень локализации производства поездов «Ласточка» (в их основе лежит модель Desiro Rus, разработанная концерном Siemens) превышает 80%.
Екатеринбург – значимый транспортно-логистический узел. Через него проходит Транссибирская магистраль и федеральные автомобильные трассы. В городе расположена одна из крупнейших в России сортировочных станций – Екатеринбург-Сортировочный, а также крупные логистические терминалы и складские комплексы. Действует международный аэропорт «Кольцово».
Нижний Тагил
Официальной датой основания Нижнего Тагила считается 8 октября 1722 года, когда на Выйском заводе, построенном Никитой Демидовым, была выпущена первая партия чугуна. С самого начала Нижний Тагил приобрел славу города умельцев, талантливых мастеровых и инженеров. К примеру, местные крепостные Ефим и Мирон Черепановы сконструировали так называемый «сухопутный пароход» – первый в России паровоз.
Гордостью Нижнего Тагила являются многочисленные промышленные предприятия, на которых работает большинство из 350 тыс. его жителей.
«Уральский вагоностроительный завод» (УВЗ, входит в состав госкорпорации Ростех) – одно из крупнейших в стране машиностроительных предприятий, которое выпускает различные виды грузовых вагонов, а также бронетанковую технику. В годы Великой Отечественной войны УВЗ производил легендарные танки Т-34.
«Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК, входит в холдинг Евраз Груп) – крупнейший производитель чугуна, стали и металлопроката. В частности, для железнодорожного транспорта НТМК выпускает рельсы, детали грузовых вагонов и другую продукцию.
Крупнейшими предприятиями черной и цветной металлургии Свердловской области, помимо НТМК, являются Качканарский ГОК (входит в холдинг Евраз Груп), ВСМПО-Ависма, Первоуральский новотрубный завод (входит в группу ЧТПЗ), Синарский и Северский трубные заводы (входят в группу «Синара»), Богословский и Уральский алюминиевые заводы (принадлежат компании РУСАЛ), а также предприятия Уральской горно-металлургической компании (УГМК): «Уралэлектромедь», Среднеуральский медеплавильный завод, Металлургический завод им.Серова.
Вблизи города Верхняя Салда ведется развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина».
Пермь
Пермь была основана в 1723 году в предгорьях Уральского хребта, на берегу реки Кама. Тогда в этих местах были обнаружены обширные залежи медных руд и построен медеплавильный завод. Благодаря славному промышленному и купеческому прошлому в Перми можно увидеть немало замечательных образцов старинной архитектуры. Население города составляет более 1 млн жителей.
Современная Пермь – крупный промышленный центр. Ведущие отрасли: электроэнергетика, нефтегазопереработка, машиностроение, химия и нефтехимия, деревообработка, полиграфия и пищевая промышленность. В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса.
Нефтегазоперерабатывающая промышленность представлена предприятиями компании «ЛУКОЙЛ». Предприятия химической промышленности производят лаки и краски, взрывчатые вещества, синтетические моющие средства и другую продукцию.
На долю Пермского края приходится 100% производства калийных удобрений в России. В регионе расположено крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Добычу руды и производство калийных удобрений в Березниках и Соликамске осуществляет компания «Уралкалий». Производством азотных удобрений занимаются предприятия «Минеральные удобрения» в Перми и «Азот» (филиал компании «УРАЛХИМ») в Березниках.
Перспективную производственную площадку – Талицкий горно-обогатительный комбинат развивает «Верхнекамская калийная компания» (дочернее предприятие ГК «Акрон»). Строительство другого крупного предприятия – Усольского калийного комбината недалеко от города Березники осуществляет компания «ЕвроХим».
Крупнейшие в Пермском крае предприятия нефтегазохимической отрасли – «Сибур-Химпром» (Пермь), «Метафракс» (Губаха) и «Уралоргсинтез» (Чайковский). Ведущие предприятия черной металлургии – «Чусовской металлургический завод» и «Лысьвенский металлургический завод».
Тюмень
Тюмень является первым русским городом в Сибири. Она была основана в 1586 году как крепость в месте слияния рек Тура и Тюменка. Город был поставлен на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на земле, за которую шла вековая борьба кочевников Южной Сибири. В Тюмени сохранилось множество исторических и архитектурных достопримечательностей.
Тюмень – административный центр одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, в который, помимо самой Тюменской области, входят Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Тюмень по праву считается неофициальной нефтегазовой столицей России. В городе расположены офисы основных компаний отрасли, а также крупные предприятия: «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», «Сибнефтегазмаш» и «Нефтемаш» (производство оборудования для нефтегазовой промышленности) и др.
Город продолжает динамично развиваться – на сегодняшний день его население превышает 800 тыс. человек.
Крупные предприятия нефтехимической промышленности расположены во втором по численности населения городе Тюменской области – Тобольске. Это «СИБУР Тобольск» и «ЗапСибНефтехим», которые занимаются переработкой широкой фракции легких углеводородов.
Сургут
Сургут был основан в 1594 году на месте поселения племен ханты и манси. Современная история города началась в 50 – 60 годы ХХ века, когда в этих местах были открыты богатейшие месторождения нефти и газа. Сегодня Сургут – крупнейший город ХМАО-Югры: в нем проживает более 450 тыс. человек.
Сургут занимает выгодное экономико-транспортно-географическое положение: он расположен на пересечении железнодорожной магистрали с мощной водной артерией – рекой Обь. Город является важным транспортным узлом: через него проходят железная и автомобильная дороги, есть аэропорт и речной порт. Кроме того, Сургут – крупнейший узел нефте- и газопроводов. Экономика Сургута связана с добычей нефти и переработкой попутного газа. Крупнейшие нефтегазовые компании, штаб-квартиры которых базируются в городе – «Сургутнефтегаз», «Газпром трансгаз Сургут».
В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах сосредоточены крупнейшие месторождения углеводородного сырья. В округах добывается 64% российской нефти и 91% газа.
На территории ЯНАО расположено 136 разведанных месторождений нефти и газа, их них 37 разрабатываются. Основным добытчиком газа является «Газпром», на долю которого приходится примерно 90% всей добычи газа в округе. Добычу нефти и газового конденсата в ЯНАО ведут более 30 предприятий. Основными являются дочерние предприятия компаний «Газпром нефть» и «Роснефть». В округе активно развивается производство сжиженного природного газа (проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ»), строятся крупные заводы по выпуску СПГ, а также морские терминалы для его транспортировки.