коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания
Кодификатор 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Кодификатор 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
В первом столбце указаны коды содержательных разделов курса, во втором столбце – коды элементов содержания, объединенных в тематические блоки, на базе которых разрабатываются задания для оценки достижения планируемых результатов обучения.
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Элементы теории множеств и логики
Множество, элемент множества, подмножество, принадлежность; пересечение и объединение множеств, числовые промежутки
Утверждения, определение, аксиома, теорема, доказательство. Истинные и ложные утверждения. Контрпримеры
Натуральные, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа. Действительные числа. Сравнение чисел. Изображение чисел на числовой прямой. Запись числа в стандартном виде. Действия с дробями. Сокращение дробей
Округление. Приближенные значения, оценки
Признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10. Деление с остатком. НОД и НОК
Степень с натуральным и целым показателем. Арифметический квадратный корень. Степень с рациональным показателем. Корни. Свойства степеней и корней
Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Стандартный вид многочлена
Уравнения и неравенства
Равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения. Система уравнений с двумя переменными. Решение системы. Линейные уравнения
Квадратное уравнение. Дискриминант. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета
Неравенство с одной переменной, решение неравенства. Изображение решений неравенства на числовой прямой с помощью промежутков. Линейные неравенства
Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности, сумма и разность кубов. Разложение многочлена на множители. Приведение многочлена к стандартному виду
Преобразования целых и дробно-рациональных выражений, выражений с корнями и степенями
Функция, аргумент, значение, график, область определения, множество значений, нули функции, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции
Линейная функция, ее свойства и график. Угловой коэффициент прямой
Квадратичная функция, ее свойства и график. Парабола.
Функции ,
, обратная пропорциональность
. Свойства и графики этих функций
Числовая последовательность. Арифметическая прогрессия, ее свойства. Формула общего члена, формула суммы
Геометрическая прогрессия, ее свойства. Формула общего члена, формула суммы первых членов. Сходящаяся геометрическая прогрессия, формула суммы сходящейся геометрической прогрессии
Статистика и теория вероятностей
Таблицы, диаграммы, графики
Числовой набор. Описательные характеристики: среднее арифметическое, медиана, дисперсия, стандартное отклонение, наибольшее и наименьшее значение, размах
Организованный перебор. Факториал числа. Перестановки и число перестановок. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля
Случайный эксперимент, элементарное событие, случайное событие, вероятность случайного события. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными событиями
Случайные величины и их характеристики. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины.
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей
Решение текстовых задач на движение, совместную работу, проценты, доли и части
Решение задач с помощью организованного перебора вариантов
Геометрические фигуры. Точки, лучи, прямые на плоскости. Свойства и признаки параллельности. Теоремы о параллельных и перпендикулярных прямых. Теорема Фалеса
Угол. Градусная мера угла. Измерение углов с помощью транспортира. Изображение углов. Смежные и вертикальные углы. Вычисление углов
Треугольник. Равнобедренный и равносторонний треугольник. Элементы треугольника (стороны, углы, высоты, медианы, биссектрисы, средние линии). Сумма углов треугольника. Теоремы о треугольниках. Вписанная и описанная окружность. Замечательные точки треугольника. Формулы площади треугольника. Решение треугольников
Прямоугольные треугольники. Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольных треугольниках. Решение прямоугольных треугольников
Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция. Теоремы о четырехугольниках. Вписанные и описанные четырехугольники. Формулы площадей четырехугольников. Нахождение элементов четырехугольников
Окружность и круг. Длина окружности и дуги. Площадь круга и его частей
Теоремы о вписанных и описанных углах, хордах и секущих окружности
Правильные многоугольники, их свойства. Площади правильных многоугольников
Основные построения циркулем и линейкой. Решение задач на построение треугольников
Центральная и осевая симметрия на плоскости
Подобные треугольники. Подобные фигуры. Соотношения в подобных фигурах. Отношение площадей подобных фигур
Вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, коллинеарные векторы. Скалярное произведение. Применение векторов при решении задач
Координаты точки и вектора. Уравнение прямой. Уравнение окружности. Формула расстояния между точками. Координаты середины отрезка. Координатный метод решения задач
контрольных измерительных материалов для проведения
основного государственного экзамена
по МАТЕМАТИКЕ
1. Назначение КИМ ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы ОГЭ определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Кроме того, в экзаменационной работе нашли отражение концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). КИМ разработаны с учётом положения, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны: овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях; сформировать качества, присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Структура КИМ ОГЭ отвечает цели построения системы дифференцированного обучения математике в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех обучающихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования, и одновременного создания условий, способствующих получению частью обучающихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего при изучении её в средней школе на профильном уровне.
В целях обеспечения эффективности проверки освоения базовых понятий курса математики, умения применять математические знания и решать практико-ориентированные задачи, а также с учётом наличия в практике основной школы как раздельного преподавания предметов математического цикла, так и преподавания интегрированного курса математики в экзаменационной работе выделено четыре модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», «Реальная математика».
Содержательное единство государственной итоговой аттестации за курс основной и средней школы обеспечивается общими подходами к разработке кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по математике. Оба кодификатора строятся на основе раздела «Математика» Федерального государственного образовательного стандарта основного, среднего (полного) общего образования.
4. Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа состоит из четырёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» «Реальная математика». В модули «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» – одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.); умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Части 2 модулей «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.
Модуль «Алгебра» содержит 10 заданий: в части 1 – 7 заданий; в части 2 – 3 задания.
Модуль «Геометрия» содержит 5 заданий: в части 1 – 3 задания; в части 2 – 2 задания.
Модуль «Вероятность и статистика» содержит 3 задания: в части 1 – 2 задания; в части 2 – 1 задание.
Модуль «Реальная математика» содержит 4 задания.
Всего в работе 22 задания, из которых 16 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня и 2 задания высокого уровня.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла для каждой части работы от
максимального первичного балла за всю работу, равного 28
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию
подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» стандарта, т.е. не является объектом контроля.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию
Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).
Кодраздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ |
1 | Человек и общество | |
1.1 | Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) | |
1.2 | Мировоззрение, его виды и формы | |
1.3 | Виды знаний | |
1.4 | Понятие истины, ее критерии | |
1.5 | Мышление и деятельность | |
1.6 | Потребности и интересы | |
1.7 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности |
1.8 | Системное строение общества: элементы и подсистемы |
1.9 | Основные институты общества |
1.10 | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры |
1.11 | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки |
1.12 | Образование, его значение для личности и общества |
1.13 | Религия |
1.14 | Искусство |
1.15 | Мораль |
1.16 | Понятие общественного прогресса |
1.17 | Многовариантность общественного развития (типы обществ) |
1.18 | Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) |
2 | Экономика |
2.1 | Экономика и экономическая наука |
2.2 | Факторы производства и факторные доходы |
2.3 | Экономические системы |
2.4 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение |
2.5 | Постоянные и переменные затраты |
2.6 | Финансовые институты. Банковская система |
2.7 | Основные источники финансирования бизнеса |
2.8 | Ценные бумаги |
2.9 | Рынок труда. Безработица |
2.10 | Виды, причины и последствия инфляции |
2.11 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП |
2.12 | Роль государства в экономике |
2.13 | Налоги |
2.14 | Г осу дарственный бюджет |
2.15 | Мировая экономика |
2.16 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина |
3 | Социальные отношения |
3.1 | Социальная стратификация и мобильность |
3.2 | Социальные группы |
3.3 | Молодежь как социальная группа |
3.4 | Этнические общности |
3.5 | Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения |
3.6 | Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации |
3.7 | Социальный конфликт |
3.8 | Виды социальных норм |
3.9 | Социальный контроль |
3.10 | Свобода и ответственность |
3.11 | Отклоняющееся поведение и его типы |
3.12 | Социальная роль |
3.13 | Социализация индивида |
3.14 | Семья и брак |
4 | Политика |
4.1 | Понятие власти |
4.2 | Государство, его функции |
4.3 | Политическая система |
4.4 | Типология политических режимов |
4.5 | Демократия, ее основные ценности и признаки |
4.6 | Гражданское общество и государство |
4.7 | Политическая элита |
4.8 | Политические партии и движения |
4.9 | Средства массовой информации в политической системе |
4.10 | Избирательная кампания в Российской Федерации |
4.11 | Политический процесс |
4.12 | Политическое участие |
4.13 | Политическое лидерство |
4.14 | Органы государственной власти РФ |
4.15 | Федеративное устройство России |
5 | Право |
5.1 | Право в системе социальных норм |
5.2 | Система российского права. Законотворческий процесс |
5.3 | Понятие и виды юридической ответственности |
5.4 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ |
5.5 | Законодательство РФ о выборах |
5.6 | Субъекты гражданского права. |
5.7 | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности |
5.8 | Имущественные и неимущественные права |
5.9 | Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора |
5.10 | Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака |
5.11 | Особенности административной юрисдикции |
5.12 | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты |
5.13 | Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) |
5.14 | Споры, порядок их рассмотрения |
5.15 | Основные правила и принципы гражданского процесса |
5.16 | Особенности уголовного процесса |
5.17 | Гражданство РФ |
5.18 | Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба |
5.19 | Права и обязанности налогоплательщика |
5.20 | Правоохранительные органы. Судебная система |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).