коды оквэд для криптовалюты

Какой выбрать код ОКВЭД для майнинга криптовалют?

Какой выбрать код ОКВЭД для майнинга криптовалют?

Занимаюсь майнингом криптовалют. Пытаюсь разобраться в том, как лучше платить налоги с майнинга. Остановился на варианте с ИП.

Какой код ОКВЭД выбрать для майнера при регистрации ИП?
Оптимальный ли я выбрал вариант или лучше платить НДФЛ или быть самозанятым?

Для майнинга криптовалюты подходит код ОКВЭД 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая». Однако это общий ответ, по факту нужно разбирать индивидуально каждую ситуацию.
Прежде чем ответить на Ваши вопросы, хотелось бы развеять наиболее «популярные» страхи, с которыми ко мне обращаются майнеры, которые хотят платить налоги:
— никаких препятствий для легализации доходов и оплаты налогов с майнинга нет.
— отсутствие бумажных договоров с покупателя криптовалюты — это также не проблема и не препятствие для ведения легальной деятельности (то есть продажи через биржу, через обменники – это абсолютно нормальная с точки зрения закона история).
— если Вы уже какое-то время зарабатываете на майнинге, налоги не платили и боитесь, что если легализуете заработок, Вам предъявят претензии за прошлые годы – бояться не стоит, начало оплаты налогов не влечет проверок само по себе (это не исключает риски, поскольку у налоговой есть другие механизмы контроля – об этом далее).
— многие боятся, что если начнут работать законно, то придется вести какой-то сложный учет, постоянно ходить в налоговую и будет очень много мороки – это не правда. Сейчас все процедуры упрощены и при грамотной настройке никаких проблем во взаимодействии с налоговой не будет – можно все делать электронно, а большую часть взаимодействия с ФНС можно автоматизировать.
1. Как платить налоги с майнинга.

Налоги с майнинга можно платить в следующих вариантах:
— как ИП;
— как физическое лицо;
— как самозанятый.
Иногда еще используем вариант, связанный с открытием компании в другой юрисдикции, но его я здесь расписывать подробно не буду.
1.1. Майнинг и ИП (как ИП платить налоги с майнинга криптовалют).

Да, с майнинга можно платить налоги как ИП. Законодательных ограничений нет.
Ранее МинФин писал о том, что отдельные разъяснения по работе ИП на УСН с криптовалютой может дать только после того, как будет определенен статус криптовалюты, это было еще в 2018 г.:

Письмо МинФина от 14 ноября 2018 г. № 03-11-11/81983
В настоящее время понятия майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, законодательством не определены. В связи с этим вопрос о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой.

То есть конкретных разъяснений не было, однако при этом:
— запрета на работу ИП на УСН с майнингом также никогда не было.
— с 2021 г. статус криптовалюты стал официально определен, поэтому сейчас в любом случае любые сомнения уже неактуальны.

Как правило, мы используем систему налогообложения УСН 6%. То есть ставка налога будет всего лишь 6%. Помимо этого, нужно будет оплачивать страховые взносы (в 2021 году немного больше 40 т.р. / год), однако если все правильно сделать, то суммы страховых взносов можно будет вычесть из суммы налога и как следствие общие расходы у Вас опять-таки сведутся к 6%.

Часто клиенты беспокоятся о том, что если отчитываться как ИП, то нужно вести какой-то сложный учет, заполнять кучу бумаг.
Это не так – на сегодняшний день все можно делать электронно, а значительную часть взаимодействия с налоговой можно вообще автоматизировать.
То есть вполне реально все свести к тому, что в год у Вас на взаимодействие с налоговой будет уходить не больше 1-2 часов Вашего времени (при правильной настройке).
1.2. НДФЛ и майнинг (как платить НДФЛ с майнинга).
Вариант предполагает, что Вы будете платить НДФЛ 13%. Да, ставка достаточно большая.
Из плюсов – есть возможность отчитываться без ограничений за прошлые периоды. То есть если Вы не платили 3 года налоги с майнинга, а потом вдруг решили оплатить, то это можно будет сделать (правда с пенями и штрафами) как физическое лицо.
Также вариант подходит тем, кто принципиально не хочется «заморачиваться с ИП» (хотя никаких особых «заморочек» там нет) и готов просто отчитываться через 3 НДФЛ.

Правда тут нужно сделать оговорку – вариант применим далеко не всегда, поскольку если доход большой, то в этом случае могут быть риски признания за Вами незаконной предпринимательской деятельности со всей вытекающей ответственностью.
Смотрим абзац 3 ч.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ:

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

То есть ключевой момент – именно «систематичность» деятельности, если она присутствует – нужно разбирать риски признания деятельности незаконной предпринимательской.
Поэтому вариант платить налоги как физическое лицо нужно выбирать аккуратно и только в определенных случаях, поскольку в противном случае Вы только создадите для себя больше рисков.

1.3. Самозанятый и майнинг (как самозанятому платить налоги с майнинга).
По общему правилу, оплачивать налоги с продажи криптовалюты как самозанятый нельзя.
По закону криптовалюта является имуществом (ч.3 ст. 1 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ и ст. 128 ГК РФ).
Смотрим сам закон о самозанятых:

Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход
1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Источник

ИП и купля-продажа криптовалюты на биржах

По состоянию на сегодняшний день, может ли ИП заниматься таким видом деятельности как покупка криптовалюты на одной бирже с целью перепродажи на другой бирже, учитывая, что при этом сама криптовалюта за пределы бирж (которые находятся за пределами РФ) не выходит, то есть, после покупки криптовалюты на бирже «А» происходит её перевод сразу на счёт биржи «Б» (через блокчейн), где она обменивается на обычную валюту, которая уже выводится банковским переводом на расчётный счёт.

Если не может, то какие ещё есть варианты?

По состоянию на сегодняшний день, может ли ИП заниматься таким видом деятельности как покупка криптовалюты на одной бирже с целью перепродажи на другой бирже, учитывая, что при этом сама криптовалюта за пределы бирж (которые находятся за пределами РФ) не выходит, то есть, после покупки криптовалюты на бирже «А» происходит её перевод сразу на счёт биржи «Б» (через блокчейн), где она обменивается на обычную валюту, которая уже выводится банковским переводом на расчётный счёт.

Заниматься таким видом деятельности ИП может. Законодательство этого не запрещает.

Если может, то подойдёт ли для подобной деятельности УСН «доходы — расходы»?

Применять такой специальный налоговый режим к этому виду деятельности можно, но учесть расходы в данном случае скорее всего не получится, так как они не подходят под перечень расходов, приведенный в ст.346.16 НК РФ.

Какой для этого подойдёт код ОКВЭД и самое главное, примет ли налоговая расходы в виде пополнения счёта биржи «А» банковским переводом с расчётного счёта ИП, а доходы в виде банковского перевода в валюте от биржи «Б»?

Как я уже сказал, расход учесть не получится. Поэтому на мой взгляд, если вы вообще собираетесь легализовать данный вид деятельности, то лучше применять УСН 6%. При этому руководствоваться «кассовым» методом и облагать только сумму, поступающую на р\счет. Налоговая все равно не сможет контролировать ваши фактические сделки с криптовалютой. Ей будут доступны только движения по вашему банковскому счету. Хотя нельзя сказать, что это правильная методика с точки зрения налогового законодательства.

Статья 346.17. Порядок признания доходов и расходов

1. В целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

ОКВЭД вам подойдет 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая».

Учесть расходы не получится даже если будет счёт с назначением платежа?

Учесть расходы не получится даже если будет счёт с назначением платежа?
Даниил

В российском законодательстве не определено что такое криптовалюта. Это как таковой не товар, не нематериальный актив, не лицензия.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в связи с письмом сообщает следующее.
Статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
При этом в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта.
В соответствии с информационным сообщением Росфинмониторинга, размещенным на официальном сайте fedsfm.ru, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Однако запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит.
Разработанные Минфином России во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25.03.2014 N Пр-604 проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны Правительством Российской Федерации требующими доработки с учетом результатов мониторинга обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также проведения с учетом зарубежного опыта дополнительного анализа рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях.
Между тем в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям в том числе относятся:
— приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
— приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
— приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, по мнению ФНС России, операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом N 173-ФЗ, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Одновременно сообщаем, что существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля (Банк России, ФНС России, ФТС России) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг) от резидентов и нерезидентов информации об операциях купли-продажи криптовалют.
В то же время информация о проведении операций купли-продажи криптовалют с целью контроля за соблюдением требований валютного законодательства может быть получена налоговыми органами от уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 15.10.2015 N 01-01-14/22440/ММВ-23-2/77@ предусмотрена передача Росфинмониторингом в ФНС России (в том числе на территориальном уровне) информации о выявляемых финансовых схемах, имеющих признаки уклонения от уплаты налогов, незаконного возмещения НДС из бюджета, преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротством, нарушений валютного законодательства Российской Федерации.
ФНС России с учетом международной практики в сфере контроля за криптовалютами (виртуальными валютами) считает необходимым принять меры по разработке методов осуществления контроля за деятельностью операторов (эмитентов, обменников) криптовалют, для чего предлагает закрепить в Федеральных законах N 173-ФЗ и N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определения соответствующих категорий объектов и субъектов контроля, тем самым обеспечить правовую основу для получения налоговыми органами информации об операциях с криптовалютами от агентов и органов валютного контроля, а также от уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
03.10.2016

А в ст.346.16 НК РФ содержится совершенно четкий перечень расходов. Расходы на приобретение криптовалют или на иное их использование в данном перечне нет. Также, полагаю, возникнут и проблемы с документальным подтверждением таких сделок. А это строго необходимо по ст.252 НК РФ. Так что совершенно однозначно возникнут проблемы с учетом таких расходов для целей налогообложения.

Здравствуйте Даниил. Основные проблемы у Вас могут начаться, когда банк или налоговая узнают, что Вы осуществляете куплю-продажу криптовалют, а учитывая, что речь идет об оплате данных сделок иностранной валютой и за пределами РФ, то в отношении данных сделок в обязательном порядке.осуществляется валютный контроль.

Как правильно указал Тимур, что пока криптовалюта не запрещена. в РФ и только признается ЦБ РФ суррогатными деньгами. И все бы ничего, если это не была валютная сделка, хотя ЦБ говорит и о российском рынке.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 27 января 2014 года

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК
«ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ», В ЧАСТНОСТИ, БИТКОЙН

Банк России отмечает, что в последнее время в мире получили определенное распространение так называемые «виртуальные валюты», в частности, Биткойн. По «виртуальным валютам» отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых «виртуальных биржах» и несут высокий риск потери стоимости.
Банк России предостерегает граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте.
Согласно статье 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается.
В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Т.к. это не товар, не услуга. не ценные бумаги и не иностранная валюта, то Вы совершили некую сделку., которая не имеет аналога в российском законодательстве. А банк или налоговая могут в любой момент потребовать от Вас подтверждения источников дохода и когда Вы представите сведения о покупке и продаже данной валюты, то не исключена возможность квалификации Ваших действий, как нарушение валютных операций.

Вопрос: О мерах по осуществлению контроля за обращением криптовалют.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в связи с письмом сообщает следующее.
Статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
При этом в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта.
В соответствии с информационным сообщением Росфинмониторинга, размещенным на официальном сайте fedsfm.ru, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Однако запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит.
Разработанные Минфином России во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25.03.2014 N Пр-604 проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны Правительством Российской Федерации требующими доработки с учетом результатов мониторинга обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также проведения с учетом зарубежного опыта дополнительного анализа рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях.
Между тем в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям в том числе относятся:
— приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
— приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
— приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, по мнению ФНС России, операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом N 173-ФЗ, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Одновременно сообщаем, что существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля (Банк России, ФНС России, ФТС России) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг) от резидентов и нерезидентов информации об операциях купли-продажи криптовалют.
В то же время информация о проведении операций купли-продажи криптовалют с целью контроля за соблюдением требований валютного законодательства может быть получена налоговыми органами от уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 15.10.2015 N 01-01-14/22440/ММВ-23-2/77@ предусмотрена передача Росфинмониторингом в ФНС России (в том числе на территориальном уровне) информации о выявляемых финансовых схемах, имеющих признаки уклонения от уплаты налогов, незаконного возмещения НДС из бюджета, преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротством, нарушений валютного законодательства Российской Федерации.
ФНС России с учетом международной практики в сфере контроля за криптовалютами (виртуальными валютами) считает необходимым принять меры по разработке методов осуществления контроля за деятельностью операторов (эмитентов, обменников) криптовалют, для чего предлагает закрепить в Федеральных законах N 173-ФЗ и N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определения соответствующих категорий объектов и субъектов контроля, тем самым обеспечить правовую основу для получения налоговыми органами информации об операциях с криптовалютами от агентов и органов валютного контроля, а также от уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
03.10.2016

Статья 15.25. КоАП РФ РФ Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Так что вопрос возможных рисков остается открытым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *