культурный код русского человека
Культурный код России
14-16 ноября в Санкт-Петербурге проходил VIII Международный культурный форум. В этом году он был посвящён проблеме «Культурные коды в условиях глобализации».
Что такое «культурный код», мало кто знает. И вообще, неизвестно, возможно ли выразить цифровым кодом культуру той или иной страны или нации.
Раньше русская культура ассоциировались с великой русской литературой, русской музыкой и живописью. У иностранных туристов до сих пор пользуются спросом матрёшки, водка и балет.
Ещё в начале 1980-х годов, когда стал очевиден кризис советской цивилизации, возникла концепция «транскультуры». Транскультура освобождает культурного человека от символических зависимостей и предрасположений его исходной, «врождённой» культуры.
Россия – северная страна, здесь трудно жить и работать. Многие уезжают в тёплые страны. Поэтому требуются, как в Норвегии, особые усилия государства по повышению жизненного уровня.
Мы критикуем «загнивающий» Запад, потому что знаем, что там никогда не сможем жить так, как на благополучном Западе, и завидуем ему. По сути это ресантимент.
Человеком управляют не только внешние экономические причины, но и внутренние, относящиеся к его культуре и духовной жизни.
Франция предложила миру идею свободы, равенства, братства. Англия – идею прав человека. Америка – «американскую мечту».
А что может Россия предложить миру?
Первый заместитель Всемирного русского народного собора Константин Малофеев разрабатывает программу с многообещающим название «Русская мечта – 2050». «Это не прогноз и форсайт, а стратегия и доктрина», – утверждает автор и разработчик проекта Константин Малофеев. (газета Культура» №36 от 2019). – «Это главный политический проект страны во время, в котором мы живём».
«Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту», – пели мы на заре перестройки.
Сегодня вместо мечты о коммунизме нам предлагают «русскую мечту».
Вице-спикер Госдумы Пётр Толстой признаёт: «Людей может сподвигнуть на действие только общая идея. Вот эта идея – она должна быть. Над ней надо думать. Это задача политиков сегодня. У нас нет образа будущего».
Сейчас в мире есть четыре основных проекта будущего. Запад во главе с США это киборгизация и виртуализация. Китай создаёт свой проект «социальный кредит». Исламский мир продвигает проект «мировой халифат».
А какой проект есть у России? Каково наше видение будущего? Какова «русская мечта»?
Когда-то мечтой был коммунизм. Тогда пели: «наш паровоз вперёд летит – в коммуне остановка; иного нет у нас пути…» Куда же летит «паровоз Россия», или, как говорил Гоголь, «птица тройка Русь»? Раньше это был «Светлый путь», а ныне «Русский путь» – это, возможно, путь в тупик.
К 2050 году в России останется примерно 100 миллионов человек, причём русских будет меньше половины. Какое будущее ждёт Россию?
Я уже давно предлагаю сделать ребрейдинг имиджа России. Сейчас Россия ассоциируется с агрессивным медведем-шатуном. Тогда как на самом деле Россия – это любящая мать-медведица. Такой имидж больше соответствует характеру нашей многонациональной страны.
Предлагаю идею, которая могла бы стать новым культурным кодом России. Я выстрадал её и проверил опытом своей жизни. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Кому-то эти слова кажутся лишёнными смысла. На самом деле это метафизическая формула!
Разумеется, говорить о «русском культурном коде» или «коде русской цивилизации» можно лишь условно, поскольку это идеологемы, в реальности они не существуют.
Полагаю, что культурным кодом России могут служить имена наших деятелей культуры, которые известны во всём мире. Культурным кодом России может и должен быть Фёдор Михайлович Достоевский.
Как социолог я задал участникам Форума вопрос, что же входит в понятие «культурный код России». Мне удалось задать этот вопрос министру культуры Владимиру Мединскому, бывшему министру культуры Михаилу Швыдкому, писателю Михаилу Веллеру и Дмитрию Быкову, а также мэтру отечественной кинематографии Никите Михалкову.
Приглашаю посмотреть мой видеоролик по ссылке.
Русский культурный код
Недавно в Общественной палате состоялось итоговое совещание по национальному проекту Культура. И хотя как обычно все началось с цифр и совершенно чиновничье-бюрократических отчетов, за которыми не понятно, делается ли вообще что-либо в этой области или нет, постепенно участники и организаторы зам главы ОП экономист Александр Галушка, актер Дмитрий Певцов, журналистка Анна Шафран разошлись и стали говорить о главном и по-существу. Все вспомнили, что культура – та сфера, которая меньше всего может быть описана количественными показателями, цифрами, бюджетами, балансами и т.д. Либо числа, либо культура.
Конечно, чиновники относятся к культуре несерьёзно, или видят в этой сфере только то, что можно как-то с успехом для себя освоить. На содержание вообще никакого внимания не обращает. Но суть национального проекта, выдвинутого Президентом, как раз в том и состоит, чтобы обращали и именно на содержание. А содержанием культуры является человек. И не просто биологический человек с его материальными индексами и показателями, запросами и нуждами, а человек духовный, homo spiritiualis. Человек духовный и есть человек культуры, носитель культуры. Когда дебаты в Общественной палате внимание чиновников, ревизоров и отчитывающихся отключилось, зато патриоты проснулись. И вот тут-то и началось самое интересное. Оказывается, что за пределом обычной слегка и не слегка вороватой бюрократии (кстати, представитель Счётной палаты рассказал о том, что в каком-то городе чиновники от культуры умудрились зарегистрировать всю толпу на вокзале как посетителей культурного мероприятия, так как в зале ожидания то ли повесили какую-то репродукцию или случайную мазню, то ли перед дверями расположили высококультурный стенд) – так вот за пределом бюрократии то же есть жизнь. И это культурная жизнь вызывает у неравнодушных большое беспокойство. Культура на глазах падает, сворачивается или превращается в неквалифицируемый ужас без имени, потому что Моргенштерн это не имя, а диагноз. И, увы, миллионы просмотров подобного отребья кто-то тоже умудряется заносить в показатели культуры. Итак налицо совершенно неотложная потребность ввести культурные критерии. Без этого весь национальный проект превратится в чистый симулякр. То есть Президенту чиновники снова откровенно плюнут в лицо. Хотели культуры, получите двадцать миллионов шнуров. И пожалуйста нам премии.
Редкий случай, но Общественная палата на сей раз сошлась в отношении критериев того, из чего должен складываться эталон культуры, своего рода общеобязательный культурный код. Всего выделили пять частей.
Первая часть – истоки культуры, греко-римское ядро классицизма. Гомер, Гесиод в поэзии. Платон, Аристотель в философии. Эсхил, Софокл, Эврипид в театре. Именно два с половиной тысячелетия строился культурный фундамент любого образованного человека – как Европы, так и России. Вплоть до 1917 года это было базой всего классического образований – от гимназий и лицеев до Университетов.
Вторая часть – греко-славянское православное наследие, русская старина. Здесь обязательное знакомство с церковно-славянским, понимание языка икон и церковной архитектуры, азы богословия и знание народных традиций. У малых народов России сюда же добавляются факультативно локальные традиции, религиозные учения и местные языки.
Третья часть – золотой и серебряный века русской культуры от Пушкина до Блока, Мережковского и Гумилёва. Не бывает культурного россиянина, не способного осмыслить основные линии величайшего взлёта русской мысли и русского творчества периода XIX начала ХХ веков. Только если преемственность — оборвавшаяся к несчастью с Октябрьской революцией – будет восстановлена, у нас есть шанс начать Бронзовый век русской культура. Его время пришло, но никаких признаков увы нет. Связь прервана. А значит, её надо восстановить. И в этом цель Национального проекта.
Четвертая часть культурного кода – советский период от Маяковского и Эйзенштейна и Шолохова до Прокофьева и Валентина Распутина. Не забывая и об инакомыслящих, которые – вопреки всему – были частью общего с остальными культурного поля.
И наконец, пятая часть – вдумайтесь! лишь пятая часть – приходится на всё остальное – Запад, авангард, Модерн, постмодерн вплоть до культуры современных микроцефалов, именно кумиров которых противно произносить.
Отныне Общественная палата и надо надеяться Президент, сформулировавший национальный проект Культура будут строго следить за исполнением этих пропорций – в культурных институциях, планах, программах, стратегиях, отчетах. Главное восстановить именно такой баланс из 5 частей. Приблизительно равных.
Это и так само собой разумеется, возразите вы. И окажетесь неправы. Сегодня налицо дикий перекос в пользу всего остального, то есть последняя пятой части – за счёт забвения или чисто фрагментарного отношения к остальным четырем частям. И самое важное – основное – греко-римское основание культуры, ядро классического образования, воспитания и становления просто человека человеком культурным – почти полностью забыто.
Публикация: Geoполитика.ru
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Что включает в себя русский «культурный код»?
Окончание. Начало здесь и здесь.
Описать его в деталях, конечно, невозможно – эта программа жизни народа просто слишком объемна, слишком насыщенна информационно, чтобы ее можно было исчерпывающе записать на бумаге. Но некоторые «доминанты» нашего культурного кода хорошо видны даже при беглом взгляде на историю русской культуры.
Прежде всего, это биполярность: обнаженность полюсов добра и зла, их всегдашнее сосуществование и борьба. Доброта, веселость и мечта о светлом будущем соседствуют с… как бы сказать точнее, ну да, точнее не скажешь – со свинством: с жестокостью, с эгоизмом и либо с полным пренебрежением к земным делам, либо с такой же полной на них зацикленностью. Русскую жизнь невозможно писать в одну краску – ни в белую, ни в черную, ни в серую. Она принципиально двухцветна: светлое и яркое всегда соседствует с темным и тусклым.
Вторая «доминанта» – это мечта о светлом будущем. О чем-то прекрасном, в чем если не нам, то нашим детям жить придется неприменно. «Наши дети встретят солнце после нас». В этот цвет окрашено и русское православие, и русский Бог, и русский коммунизм. Мы будем жить правильно. Именно поэтому мы так трепетно относимся к таким словам, как «правда» и «справедливость». Что, впрочем, не мешает находиться среди почитаемых нами слов и однокоренному «правеж».
Третья «доминанта». Будущее счастье будет общим. Не только я – все вместе. И даже не только Россия – весь мир. «Общение», «общность», «общее», «община» – все это центральные понятия для понимания русской ментальности, а значит – и культурного кода. Именно поэтому такое неприятие встречают у нас попытки построить свое счастье за счет других. Мы хотим быть счастливыми вместе – «ВСЕ в том городе богаты».
Четвертая «доминанта» – предчувствие своей миссии. Предчувствие это становится чем дальше, тем все более ясным и последние 200 лет старается высказать себя, причем, чем дальше, тем все более и более артикулированно. Мы не только для себя – мы для всего мира. «Стать… вполне русским… значит… стать братом всех людей, всечеловеком. Ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено».
С четвертой связана и пятая «доминанта», определившая всю историю формирования русского этноса: открытость и стремление ассимилировать представителей самых разных культур. Русский этнический котел кипит уже 1200 лет. Попытку остановить это кипение и выбросить из котла «нерусь» не только бессмысленны – они прямо направлены на разрушение того самого культурного кода, о защите которого так заботятся пытающиеся.
Но что поделать, если в нашей душе светлое обречено соседствовать с темным, в данном случае, с охотнорядским, черносотенным жлобством, которое сегодня умудряется завладевать и самыми чистыми сердцами. Впрочем, как я уже писал, культурные коды находятся вне зоны досягаемости как их разрушителей, так и защитников, так что нам не нужно волноваться за их судьбы.
В отличие – от своей собственной: наши поступки сегодня непосредственно влияют на то, какой будет наша жизнь завтра.
Новое в блогах
Русский культурный код
Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских. Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.
Начну с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код». Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».
Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях. Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.
Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.
Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.
Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».
А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.
Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.
Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.
По мнению В. Путина, образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.
Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно. «Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.
Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (Х III век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».
В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.
В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.
— как меняется Русский культурный код в связи с последними событиями?
Понятно при этом, что когда вы говорите о культурном коде, вы всегда попадаете в очень сложную ситуацию. С одной стороны: Эта тема донельзя идеологизирована, то что мы видим в отношении России, например, положительное, соответственно: Беловодье, православный царь, защита православного воинства, русский космизм. возникает такая прекрасная картина идеального человека. И он идеален именно потому, что отвечает русскому культурному коду.
С другой стороны, как то даже неловко объяснить что, наверное, исторические, географические детерминанты, а также доминанты культуры, например, и должны оказывать влияние на социальную психологию и тоже, вроде странно, это доказывать.
С этой точки зрения ужасно смешно читать Хаттингтона, потому что возникает ощущение, что человек попытался почитать Данилевкского, до конца не смог прочитать и как понял пересказал своими словами. Получилось немножко глупо.
Но, интересно посмотреть, как оно на самом деле. Давайте посмотрим что такое Россия? Какие детерминанты русского культурного кода, если рассматривать только географию!
А теперь смотрите, к чему это приводит. Короткое лето приводит к ситуации распределить свою работу неравномерно. Россия это поговорка «День год кормит». А это означает что у вас должны быть люди, способные на сверх усилия, но очень кратко.
И то и другое, совершенно наше. Я великолепно знаю людей и сам такой, когда я могу неделями отдыхать, вообще не желаю ничего делать, после совершенно как то автоматически перейти в режим: делать-делать-делать-делать, никакой речи ни о чем больше быть не может. В то время как вроде бы разумно было все это равномерно распределить, как нас учат западные друзья.
Второй момент, плохие почвы. Плохие почвы, это означает, что во всей истории христианской России у нас был относительно низкий прибавочный продукт. А это приводит сразу к нескольким интересным социальным последствиям.
Во первых. Вам, волей-неволей, необходимо как то прекратить внутреннюю конкуренцию. Дело в том, что если прибавочного продукта не хватает и если часть его будут тратить на конкурентную борьбу, то люди начнут откровенно вымирать. Поэтому Россия постоянно создавала не конкурентные форматы общества. Но люди-то, внутренне конкурентны! Поэтому вам нужна жесточайшая централизованная автократическая власть, которая своим колоссальным давлением на общество заставляет это общество прекратить внутреннюю конкуренцию. Что то типа того, как у нас под сильным давлением молекулы разреженного газа сначала превращаются в жидкость, а потом и в упорядоченные кристаллы.
В России оказывается очень интересная ситуация. В России, свобода, это не закон. Смотрите, ведь Энгельс очень четко написал что такое свобода в Западной Европе. Осознанная необходимость. А ведь это и есть закон. Закон есть осознание некоторой группы необходимостей.
Ничего такого в России нет. В России есть произвол. Произвол однокоренное с волей. А воля это, в том числе, и воля на свободное перемещение, на уход от власти туда куда ты счел нужным. И самая интересная черта России, что часто люди, которые от власти бежали, оказавшись в новых условиях, начинают осознавать себя проводниками русской государственности.
Россия в этом смысле никогда такого рабства не знала и не понимала. В действительности между властью и низами в русском культурном коде существует жесточайшая связка.
С одной стороны власть может сделать с народом, все что она считает нужным, и народ это принимает. С другой стороны, взамен, власть должна выдавать успешность во всем, прежде всего в войне, а затем во всем остальном тоже. А если власть не успешна, то может быть она в этом и не виновата, Борис Годунов, ей богу, был не виноват в семи годах неурожая подряд, но он не выдал успех и народ, который его боготворил, его сверг.
И этот момент когда культурное, оно действительно между собой существенно различаются. А теперь еще один момент. Пока еще я не выхожу за пределы географии. Когда мы говорим о том, что эта страна с очень низкой плотностью населения, с огромными просторами, с практическим бездорожьем, к чему мы приходим? А к тому, во первых что мы имеем классический паттерн первооткрывателя.
Мы, вероятно, лучшие в мире пионеры по освоению новых территорий. Но в тех же штатах, пионеры и лет через 50-60 это уже нормальные территории с нормальными обывателями. Наш Север может жить в пионерской стадии и 100 и 200 лет, мы все время в этой стадии удерживаемся и это вторая сторона Амбивалентности. Мы не осваиваем, мы открываем. Отсюда, между прочим, русский космизм. Отсюда, между прочим, космические проекты, звездолеты советской фантастики, ноосферная модель Вернадского, они все восходят к этой логике. К логике народа- первопроходца. Но не народа обустраивающего территорию.
Это опять же создало момент, связанный с устойчивостью и особой устойчивостью пехоты и внутренним пониманием русского человека, крайне опасного и, вероятно ошибочного в современных условиях(но оно есть), что любые, сколь угодно жесткие проблемы могут быть решены, в конечном итоге, решены военным путем.
Великий русский шахматист, Алехин, которого я очень люблю, самокритично сказал это о себе чуть по другому: Из этой партии я пришел к выводу, что из любой стратегически проигранной ситуации, я смогу выбраться, придумав комбинацию. И это полная чушь, полная ерунда. Я так жил много лет и во многом живу сейчас и это стоило мне немало очков и седых волос.
Но этот момент тоже есть, и он проявляется и в нашей истории и в нашей жизни.
Последний момент. Язык.
Это дает возможность для очень высокого креатива, при этом язык с удовольствием заимствует все чужое, да еще быстро включает в игру, и уже вроде и не заимствование, а как свое собственное слово. Отсюда тоже интересное свойство: почему в России не любят авторское право? Для нас идея очень простая вещь и ее можно всегда получить, а тогда какое за нее может быть право? Это даже не обсуждается. А в языке, у которого очень острый культурный спектр и практически нет возможности языковой работы, извините, там любая идея очень дорого стоит. Это вполне понятно.
Второй момент, опять же, амбивалентность, Да высокая креативность дала мне связать все со всем, да-мы прирожденные сборщики, не случайно все великие формы сборки которые существовали в мире, были сделаны в России.
А религиозность с одной стороны дает общность, а с другой, приводит к жертвенности. Отсюда, собственно, героический характер цивилизации. И вновь посмотрим на амбивалентость некротической стороны.
Можно рассмотреть три культурных кода.
Человек противопоставил себя всем, великолепно всех победил, заработал на этом, создал фактически, целый кусок России и, в общем то, является, при этом, отверженным. А наша версия изгоя, это как все классические русские героические типажи. Они все противопоставлены и, одновременно, все находятся внутри, вот это наша конкретная система.
Дальше очень важная ситуация. Раз уж у нас картинка, власть всегда нависает над народам, но при этом, те и другие находятся в полной взаимозависимости друг от друга, и как ни парадоксально для России, совершенно естественными являются социальные лифты. Причем социальные лифты возможны разным способом. Простой социальный лифт: ушел в Сибирь, быстренько организовал там Сибирское царство, после чего присоединил его к России уже как высший дворянин. Можно пойти совершить героический подвиг, а за это русский культурный код спокойно поднимал по социальной лестнице на самый верх, практически на любую высоту, зависит от уровня подвига.
Англосаксонский культурный код дает власть над миром, англосаксы великолепно убедили весь мир, в том, что их ценности = это общечеловеческие ценности и, заметьте, остальные с этим, в обшем-то согласились. А это и есть власть над миром.
Иудейский культурный код, талмудический код, дает власть над временем, одновременно, он дает возможность человеку, вписаться в управленческую элиту любого государства, занять в ней соответствующую позицию. Одновременно дает возможность для колоссально разбросанной по диаспорам нации, сохранить себя как единую культуру, единую веру и единый народ. И, смотрите, я могу любить или не любить иудейский культурный код, но он великий код.
Русский культурный код дает возможность осваивать новые земли, в известной мере, он дает власть над пространством. В известной мере он говорит о том, что истина всегда! находится за горизонтом, вон там и только там, и только туда и нужно стремиться. Кстати, и свобода находится за горизонтом, тоже самое. При этом хочу обратить внимание, что вообще то, по европейской цивилизации я назвал все культурные коды, которые остались.
Немецкий культурный код, был очень сильным и стойким, но не пережил второй половины 20-го столетия. Казалось что никто, никогда и ничего не сделает с французским культурным кодом. но последними его представителями были, видимо де Голль, Помпиду и Жак Ширак. Все. После этого мы не видим ничего. По крайней мере, пока такое ощущение, что французский культурный код погас. Может быть он еще и возродится в новом объеме, пока этого не видно.
Обратите внимание насколько их немного осталось. Похоже на то, что культурные коды взаимодействуют жестко конкурентным образом. И более сильные коды уничтожают или вытесняют более слабые. Их можно уничтожить вместе с носителями этих проблем. Карфаген. Финикия.
При этом в будущем беспокоит то, что пространство кодов становится все уже и уже, ведь на самом деле всегда будет нужна ситуация, культурного кода способного противостоять кошмарной, колоссальной катастрофе и такая ситуация может быть. И в некотором смысле. возможно, в этом назначение, миссия русского культурного кода.
А наш культурный код находится в ситуации критической. Возможно, что мое поколение 60-го года рождения, это последние носители данного культурного кода. Просто 4 очень сильных удара за 100 лет.