матовый боливар что это
Страницы истории. «Боливар» из АЗЛК 2140 SL
За фото спасибо ALvovich
Ну вот и свершилось. Я всё же решил вам показать Боливар. Долго думал, как же написать хорошую статью о той машине, о которой нет информации, которая была создана в единственном экземпляре. Больше всего не хотелось сделать глупых ошибок (за что меня иногда упрекают, мол недостоверность информации и т.д.). По этому я решил взять единственную статью из журнала ГрузовикПресс №7 2011 года. В ней написана статья об этом прекрасном автомобиле со слов Яковлева Александра Борисовича. «Я был сотрудником Бюро Исследования и Доводки Безопасности Автомобилей УКЭР АЗЛК и отвечал за разметку автомобилей для испытаний (они записывались на скоростную кинокамеру).» — написал мне Евгений Коротич. Он дал мне понять, что информацию по этому авто найти не получится, и существует всего пару фото (тех времён). Значит я правильно сделал взяв уже готовую статью. Единственное, что кое что я всё же добавлю от себя в конце.
«Боливар» выдержит всё!
Александр Яковлев, фото из архива автора и Максима Шелепенкова.
В начале семидесятых на АЗЛК в Отделе главного конструктора (ОГК, впоследствии переименованный в УКЭР — Управление конструкторских и экспериментальных работ) было создано новое подразделение — Бюро исследования и доводки пассивной безопасности автомобилей, в обязанности которого кроме всего прочего входило и проведение различных краш-тестов «Москвичей».
В связи с ужесточением европейских норм по безопасности автомобилей отечественным автозаводам, чтобы поддерживать экспортный потенциал своей продукции, пришлось много заниматься вопросами пассивной безопасности. Не остался в стороне от этой проблемы и Автозавод имени Ленинского комсомола в Москве, который в то время уже размещался на двух территориях — «старой» и «новой». Здание УКЭР, как и лаборатория бюро безопасности, размещалась на «старой» территории, а подготовленная испытательная площадка для проведения краш-тестов — на «новой». Между ними примерно три километра обычных городских улиц, по которым приходилось перевозить на новую территорию подготовленный в лаборатории автомобиль для испытаний и возвращать всё, что от него осталось после краш-теста, обратно в лабораторию для изучения
и анализа. С целым автомобилем особых проблем не было — зацепили и поехали, а вот доставить обратно разбитый автомобиль после фронтального столкновения доставляло много хлопот. Коли-чество испытаний стремительно росло, и вопрос с транспортиров-кой становился с каждым разом всё острее и острее. К тому же возникала необходимость доставки «Москвичей» для аналогичных испытаний на Автополигон НАМИ, который находится в Московской области, недалеко от города Дмитрова. А это уже без малого 100 километров в один конец. Именно тогда у меня (в то время руководителя группы дорожных испытаний) родилась идея построить на базе обычного легкового «Москвича» автомобильный эвакуатор и специальный прицеп к нему, которые были бы способны решить возникшую проблему малыми средствами. Сказано — сделано. Заручившись поддержкой начальника бюро Волкова Сергея Андреевича и заместителя главного конструктора Никифорова Геннадия Сергеевича, мы начали работать. Мы — это сам автор идеи, конструктор и сборщик Александр Яковлев, техник-исследователь, основной добытчик и первый помощник Владимир Максимов и, конечно, весь коллектив бюро безопасности. Вспоминая то время, а это начало восьмидесятых годов, стоит отметить, что ни специальных эвакуаторов, ни прицепов для перевозки легковых автомобилей в то время в нашей стране серийно не выпускали. Различные автохозяйства тогда выходили из положения таким же путём — создавали собственные конструкции автоэвакуаторов из подручных средств.
Выбор шасси на АЗЛК был небогатый — в то время на заводе массово выпускали только одну базовую модель «Москвич-2140». Зато возможности для творчества в УКЭР были практически безграничны. «Чёрный» (сваренный и неокрашенный) кузов привезли с производства в лабораторию бюро, где его подвергли полной переделке. Специальные кузовные детали изготавливались как собственными силами, так и с помощью работников экспериментального цеха. Первоначальный проект пришлось много дорабатывать в процессе изготовления, приспосабливая агрегаты и детали, что называется «по месту». Усиленная задняя часть, кран-стрела для подъёма буксируемого автомобиля, прицепное устройство для прицепа — всё это было изготовлено в кратчайшие сроки примерно за два месяца. Практически весь коллектив УКЭР был в курсе нашей работы и с большим энтузиазмом оказывал нам посильную помощь. Так, главную пару заднего моста «агрегатчики» специально нарезали по нашему заказу с передаточным отношением 5,125 вместо стандартных 4,22. Машину собирали по принципу «с миру по нитке». Коробку передач на автомобиль установили особенную — экспериментальную КП-10, не убиваемую даже спорт-сменами. Сцепление Borg&Beck с максимально возможным диаметром ведомого диска. Задние колеса спаренные, с дисками, переделанными от гоночного автомобиля Г-1. Электрическую лебёдку для крана подарили знакомые авиаторы. Обшивку для салона сшили по индивидуальному за-казу в экспериментальном цехе. Передний бампер с газовыми амортизаторами позаимствовали от Volvo 164. Полностью готовый кузов отвезли на производство в цех окраски и полностью покрасили по заводской технологии. В процессе изготовления кто-то назвал наш автомобиль «Боливаром» (видимо, подразумевая известное изречение «Боливар не выдержит двоих») — это название приклеилось к машине навсегда, а мы и не возражали.
И вот сборка завершена, осталось только зарегистрировать в ГАИ. Вы не поверите, но в центральном ГАИ без всяких проблем оформили все необходимые документы и даже выдали на машину «красивые номера» — 36-36 МНТ. Видима, автоинспекторы тоже прониклись вниманием к необычной машине. Вторым этапом работы над машиной стало изготовление специального двухосного прицепа для перевозки легковых автомобилей, после чего «Боливар» окончательно включился в рабочий процесс.
С тех пор прошло около тридцати лет. Давно уже нет АЗЛК, нет коллектива УКЭР, создававшего «Боливара», а единственный по строенный в нашей стране эвакуатор на базе отечественного легкового автомобиля сохранился! Правда, его состояние уже не рабочее… Находится он в собрании автомобилей Михаила Красинца, расположенном в деревне Черноусово (Чернский р-н, Тульская область), и при большом желании каждый может его увидеть.
«Хочу немного рассказать об экстерьере Боливара.
Сначала на автомобиле установили наружные зеркала 2140, но в процессе эксплуатации выяснилось, что они малы. Очень скоро наши друзья из музея АЗЛК подарили 2 импортных «лопуха» от какого-то грузовика. Изготовив кронштейны из трубок, мы установили их. Практически всю свою жизнь Боливар был с ними.
Еще на этапе разработки Боливара было много дискуссий по будущей надписи на нем. т.к. цель этого эвакуатора представлялась в транспортировке объектов испытаний (автомобилей), то придумали надпись «Техническая помощь». Я лично вырезал трафарет и наносил эту надпись на кузов (кстати, она не была красного цвета, чтобы не возникало ассоциации с Газовой службой).
Буквы АЗЛК ( которые я вырезал из тонкой белой резины и наклеил на задний борт, покрытый транспортерной лентой) были с самого начала эксплуатации Боливара ( на фото с разбитым 2141 они или загрязнились или очень плохо видны).
В конце 80х годов завод дышал на ладан и краш-тесты практически не проводились и работы для Боливара не было. В 1987г на заводе снимали фильм «Испытатели» и киношникам очень понравился оригинальный вид Боливара и они захотели использовать его в съемках. Т.к. им был нужен автомобиль более яркий, договорились нанесении эмблемы на дверь и изменили надпись (надо сказать, что к этому времени Боливар имел очень «боевой» вид и требовал обновления краски.
Можно сказать, трудовая деятельность Боливара как эвакуатора закончилась примерно в конце 80гг, после чего он был передан в музей АЗЛК.
Состояние, в котором он находится у Красинца — это после чьих то переделок и имеющий очень мало общего с тем Боливаром, который оставил свой след в истории АЗЛК.» — написал Евгений Коротич на одном из форумов.
Сейчас автомобиль, который был сделан в единственном экземпляре с множественными переделками находится в музее под открытым небом в Черноусово у Михаила Красинца. Вот так он выглядит сейчас:
Что такое боливар? Значение слова
Что такое боливар? В русском языке, как и в любом другом, имеется большое количество заимствованных слов, то есть таких, которые пришли из других языков и стали неотъемлемой частью нашего. В силу иностранного происхождения не все знакомы с их истинным смыслом. Одно из подобных слов – «боливар». Оно бывает как собственным, так и нарицательным. Что означает слово «боливар»? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Герой-освободитель
Отвечая на вопрос о том, что такое боливар, нужно отметить, что, несмотря на иностранное происхождение, это слово является очень распространенным в русском языке. Оно имеет несколько значений, но образовались все от одного, главного, которое является именем собственным. Симон Боливар (с ударением на втором слоге) – так звали одного из основных, самых влиятельных руководителей и вдохновителей войны за освобождение американских колоний от европейских захватчиков.
Он родился в конце XVIII века в Колумбии и стал венесуэльским национальным героем, генералом. Под его предводительством в первой трети XIX века от испанского владычества были освобождены Венесуэла, Новая Гранада (сегодня – это территория Колумбии и Панамы) и Аудиенсия Кито (ныне – Эквадор).
На этих землях было создано государство Великая Колумбия, президентом которой стал Боливар. Затем был освобожден Верхний Перу. На его месте образовалась Республика Боливия, названная в честь этого героя.
Программа Уго Чавеса
Родственное Боливару слово, образованное от имени легендарного борца с колониализмом. Это понятие обозначает характерное для южноамериканского региона политическое движение, имеющее левую направленность. Оно звучит, как «боливаризм». Его целью является избавление от влияния других стран и, в первую, очередь США, которое они пытаются навязать.
Денежная единица
Раньше основной валютой Венесуэлы была такая единица как венесолано. В 1871 году, в качестве дополнительных денег, ввели боливар. С 1879 года он стал главной валютой, его приравняли к французскому франку, и он стал равен 100 сентимо. 1 боливар равнялся 20 венесолано. В январе 2008 года была проведена деноминация.
Напомним, что деноминацией является специальная мера, проводимая в связи с гиперинфляцией и направленная на стабилизацию национальной валюты. После этого ее номинал был уменьшен в 1000 раз и получил название «боливар фуэрте», то есть сильный. Однако на банкнотах было оставлено старое наименование, а в 2012 году оно вернулось и в официальное название денежной единицы.
Венесуэльские монеты
Название «боливар» носят и венесуэльские монеты разного достоинства, которые выпускались из нескольких металлов. Так, в конце XVIII – начале XIX века существовали серебряные и золотые деньги, затем они были заменены на никелевые и медно-никелевые.
Сегодня деньги из многослойной стали имеют похожий дизайн, на обороте у них присутствует портрет Симона Боливара. Он расположен в окружении семиугольника, который является символом звезд национального венесуэльского флага. На другой стороне находится герб и название страны.
Модная шляпа
Значение слова «боливар» этим не ограничивается. Так называется шляпа с широкими полями, имеющая форму цилиндра. Мода на них в России началась в десятых годах XIX века, а пика своей необычайно широкой популярности они достигли в двадцатые годы.
Об этом можно судить по заметкам в журналах того времени, выпущенных в 1825 году, где говорится, что на смену «боливаровым» шляпам, сшитым из черного атласа, приходят, хотя и широкополые, но из белого гроденапля. Следует отметить, что так назывались не только мужские шляпы, но и женские.
Интересным является тот факт, что, судя по портретам, Симон Боливар не носил шляп с широкими полями. Он, в соответствии с модой его времени, ходил в двухугольных головных уборах. Существует версия, по которой широкополые шляпы носили сельские жители, которые были сторонниками генерала в борьбе с испанской колонизацией.
«Надев широкий боливар»
Эта шляпа связана с именем А.С. Пушкина. Его биографы сообщают, что великий поэт не был чужд модных тенденций в своем гардеробе и во внешности в целом. В романе «Евгений Онегин» он писал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
В этом же произведении, описывая внешность главного героя, который был известным щеголем, Александр Сергеевич говорит: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Интересно, что Пушкин в примечаниях к роману дает авторское пояснение, касающееся этого головного убора. Он пишет, что эта шляпа носит имя освободителя стран Латинской Америки, что характеризует поэта как очень образованного и прогрессивного человека, коим он и являлся.
Вспоминая О’Генри
При ответе на вопрос о том, что такое боливар, не лишним будет вспомнить рассказ О’Генри (Уильяма Сидни Портера), знаменитого американского юмористического писателя, творившего в конце XVIII – начале XIX века. Хотя его рассказ «Дороги, которые мы выбираем» на первый взгляд кажется шутливым, он и по названию, и, по сути, несет в себе философские размышления о взаимоотношениях людей вообще и бизнесменов в частности.
В этой остроумной литературной зарисовке, Боливар – это кличка коня, сев на спину которого, могли спастись двое друзей. Но один из них решил по-другому, он посчитал, что лучше спастись ему одному. В связи с этим поступком, в качестве своего оправдания, он произнес фразу, которая стала крылатой: «Боливар не выдержит двоих».
В конце повествования этот герой становится крупным бизнесменом и делает ее своим жизненным девизом в отношениях с партнерами. Это выражение можно перефразировать, как «Каждый за себя».
Другие объекты имени латиноамериканского героя
Завершая рассказ о том, что такое боливар, нужно отметить, освободитель стран Латинской Америки является настолько популярной фигурой во всем мире, что его именем названы футбольные клубы, оркестры, географические объекты. Приведем некоторые из них:
Каково это — жить в очень бедной стране: на примере Венесуэлы
Мы часто слышим, что наша страна бедная, и жить в ней просто невыносимо. Согласны: Россия могла быть богаче, чем все страны Европы вместе взятые, если бы деньги уходили в нужное русло. Но с тем, что наша страна бедная, мы не согласимся. И чтобы ты понимал, что такое нищета на самом деле, на примере Венесуэлы (к слову, не самой бедной страны на планете) мы покажем, каково это — жить действительно на дне.
Почему некогда богатая страна превратилась в бедную? Всё дело в нескольких факторах, но сильнее всего на экономику повлияло падение цен на нефть, гиперинфляция, вызванная бесконечной печатью новых денег, и коррумпированное правительство. Кто знает, может быть, это ближайшее будущее и нашей страны, основной доход которой зиждется на продаже углеводородов.
Вот она, настоящая жизнь простого жителя бедной страны, увидев которую ты вряд ли будешь говорить, что Россия относится к государствам третьего мира.
Ты не знаешь, какие цены будут завтра
В 2018 году Венесуэла прошла через пик тяжелейшего экономического кризиса — инфляция, по данным МВФ, достигла 1 370 000 %. Чтобы ты понял, просто представь, что в начале года ты мог купить булку хлеба, условно, за 10 боливаров, а к концу года она стоила уже почти 14 миллионов. И для большей наглядности: один боливар на момент написания статьи можно купить за 0,00004 рубля.
В том же году президент Николас Мадуро убрал пять нулей с боливара и ввёл новую валюту — суверенный боливар, но это не сильно помогло ситуации. Только за март 2020 года инфляция этой валюты составила 2 431 %. В итоге национальная валюта обесценилась настолько, что её печать несоизмеримо дороже её стоимости, и дешевле обклеить всю квартиру боливарами, чем купить один рулон обоев.
Из-за такой гиперинфляции ты, живя в этой стране, не знал бы, сколько будет стоить тот же хлеб даже вечером, не говоря уже о завтрашнем дне.
На официальную зарплату ты не можешь позволить себе элементарные блага
Быть недовольным зарплатой — это нормально, особенно учитывая, что в нашей стране она очень низкая и в среднем составляет 30 тысяч рублей, если судить по реальным отзывам. Это примерно 400 долларов на момент написания статьи. Унизительная сумма для европейской страны, пускай и не передовой в плане экономики.
Но если тебе это кажется позорным, просто взгляни на Венесуэлу. Средняя зарплата составляет примерно 25 долларов в месяц, что равняется почти двум тысячам рублей. Может быть, продукты там настолько дешёвые, что на две тысячи можно ни в чём себе не отказывать? Коробка яиц, к примеру, стоит около двух долларов, а булка хлеба — доллар.
В магазинах пусто
Помнишь, как в начале карантина из-за коронавируса полки магазинов опустели, и было сложно купить еду и предметы первой необходимости? В Венесуэле это в порядке вещей. Многие люди не могут позволить себе банальные предметы личной гигиены и должны выбирать между тем, чтобы поесть и купить туалетную бумагу. Просто представь, что ты идёшь с работы домой, только что получив зарплату, и решаешь дилемму: поесть сегодня или почистить зубы?
В особо острые периоды кризиса наблюдались сильные перебои с поставками, из-за чего предметы первой необходимости можно было купить только на рынке, и кусок мыла обходился примерно в недельную зарплату.
Перебои с поставкой электричества и воды регулярны
Начинаешь звонить во все инстанции уже после десяти минут отключения электричества? В Венесуэле коммуникации отключаются хоть и не каждый день, но регулярно. Это происходит из-за двух основных причин — устаревшего и изношенного оборудования электростанций и водоочистных сооружений, а также из-за банального отсутствия денег на коммунальные услуги у людей. И если в центральных районах перебои хоть и случаются регулярно, но в основном длятся не более часа, то на окраинах электричества и воды может не быть неделями.
Людям приходится принимать лекарства для животных
Из-за провальной внутренней политики и неумелого управления экономикой, по данным Bloomberg, даже в Каракасе, столице Венесуэлы, сложно найти лекарства в аптеках. Из-за этого многие люди вынуждены принимать лекарства, предназначенные для животных, покупая их в зоомагазинах.
Почему же препараты ветназначения более доступны? Всё из-за государственного регулирования поставки фармацевтических препаратов для людей, тогда как ветеринарные не подвергаются этому и не импортируются по государственным каналам.
Доступны только государственные источники информации
В нашей стране телевидение уже давно стало государственным, даже если это частные каналы, а интернет активно подвергается цензуре. Но ему далеко до венесуэльского, ведь там для того, чтобы люди не получали информацию о жизни вне страны, цензура работает по максимуму. Любые VPN-сервисы под запретом, то же касается Tor и других способов обойти государственный файервол.
Да это и не нужно, ведь интернет настолько медленный, что ты невольно почувствовал бы ностальгию по девяностым и сеансам выхода в интернет по Dial-up-модему. Всё, начиная с государственных каналов и заканчивая сайтами, направлено на пропаганду прекрасной жизни в стране и ужасных условий вне её границ, а также того, как враги повсюду хотят прибрать к рукам государство. Пропаганда 24/7 без альтернативы.
Бартер является одним из основных способов не умереть с голода
Проблема Венесуэлы в том, что человек получает маленькую зарплату и, по официальным данным, может купить на неё достаточно много, но в реальности ее хватает лишь на несколько булок хлеба в магазине. Из-за этого многие люди прибегают к бартеру, прямо как наши далёкие предки в каменном веке, когда ещё не существовало денег. Так, например, за стрижку можно заплатить фруктами, а за посуду на местном рынке можно расплатиться туалетной бумагой. И это намного выгоднее, чем носить с собой боливары, которые обесцениваются каждый день.
Безработица провоцирует рост преступности
Большинство людей, имеющих работу, трудится в государственном секторе. Частный бизнес же после 2018 года практически полностью исчез, из-за чего без работы остались миллионы людей. Отсутствие рабочих мест вкупе с высокими ценами вынуждает многих венесуэльцев становиться преступниками, сбиваясь в банды. Даже люди, которые имеют работу, вынуждены совершать мелкие преступления вроде воровства на государственных предприятиях, чтобы прокормить семью. Быть честным в стране вроде Венесуэлы — значит голодать.
Развлечений практически нет
Развлечения пропали после кризиса 2018 года практически повсеместно, так как некому ходить в бары, рестораны и кинотеатры. Также по этой сфере ударили перебои с электро- и водоснабжением. Да и появляться во многих районах, особенно ночью, стало крайне небезопасно, и люди не рискуют лишний раз отклоняться от более-менее безопасных маршрутов.
И пока ты можешь позволить себе сходить несколько раз в месяц в кино или посидеть с друзьями в баре, у венесуэльцев из развлечений только футбол и дешёвые спиртные напитки по бартеру.
Бесполезные деньги в Венесуэле и что нужно знать про деньги, когда едешь в эту страну
Когда я попросил в венесуэльском магазине дать мне сдачу боливарами, продавец посмотрела на меня, как на идиота. И смотрела долго так, будто запоминая лицо, чтобы потом рассказывать друзьям. И лишь затем отмерла, что-то сказала по-испански, ушла на минуту в подсобку, откуда принесла мне 1,5 миллиона боливаров на сдачу.
Это было день на восьмой моего путешествия и боливары я хотел получить с одной-единственной целью: в качестве сувенира, а то как-то некомильфо вернуться домой из Венесуэлы и не пополнить свою тревел-коллекцию банкнотами из этой страны.
Смех в том, что до этого мне НИ РАЗУ не попали в руки местные деньги. Мало того, я их ДАЖЕ НЕ ВИДЕЛ.
Странно звучит, да? А, между тем, это искренняя правда: местные деньги в этой стране совершенно бесполезны и этот факт нужно знать, собираясь в Венесуэлу, иначе если не подготовиться, даже воды не купишь на улице и в магазине!
Если что, вот как выглядят боливары, которые я с таким трудом получил на сдачу в том магазине.
Но и с долларами в Венесуэле тоже не всё так просто, как могло бы показаться. Именно поэтому в заголовке есть фраза «что нужно знать про деньги, когда едешь в эту страну». Ведь, на самом деле, даже с долларами здесь волне можно оказаться в ситуации, когда тебе никто не продаст бутылку воды на улице или в магазине.
Хотя казалось бы, если в стране ходят доллары, то не должно никаких проблем, ведь всё равно мы с собой всегда берем с собой за границу какое-то количество долларов. Да и на крайний случай всегда можно снять деньги в банкомате или воспользоваться обменом в банке.
Ха-ха-ха. Я тоже был таким наивным!
Во-первых, банкомат в Венесуэле нужно ещё поискать! Во-вторых, даже если вы его найдёте, он совершенно гарантировано не будет работать. Ведь банкомат выдаёт боливары, а они, напомню, никого не интересуют. Кроме разве что грабителей (которые потом не будут знать, куда девать эти боливары).
Обменников в стране тоже нет, даже привычно в аэропорту. Банк? Там курс будет такой, что лучше давать 100 долларов за бутылку воды и не ждать сдачу.
В итоге вариант только один, как вы поняли, лететь с долларами. Но есть одно НО.
Какие мы обычно берём в путешествие доллары? Правильно, «сотки». Забудьте! Никто и нигде не даст вам с них сдачу! Сотки здесь можно «впарить» разве что за номер в отеле или в дорогом ресторане за ужин стоимостью близкой к 100$.
Во всех остальных случаях вам просто в ответ пожмут плечами и попросят поискать купюры помельче.
Теоретически возможно. Но на практике, несмотря на то, что терминалы есть чуть ли не в каждой лавке, из множества попыток нам удалось оплатить картой лишь несколько раз. И это было в крупных магазинах в Каракасе и на острове Маргарита. В остальных случаях шёл отказ от российских банков.
Даже в пятизвёдочном отеле оплата картой в ресторане у меня не прошла оплата, хотя произошло первоначальное списание. Но мой банк всё равно не одобрил операцию.
В другой раз, когда я оплатил в крупном супермаркете продукты, оплата прошла нормально, но спустя пару минут банк заблокировал мою карту за подозрительную операцию. Через службу поддержку я операцию подтвердил и карту разблокировали, но это стоило определённых денег за звонок в банк в роуминге и потраченного времени.
Кстати, уже позже мне стало понятно, почему произошла блокировка карты и почему та оплата прошла в отличии от многих других, где шёл отказ от российского банка в оплате. Но это уже отдельная забавная история.
Подытожим: когда едешь в Венесуэлу на карты рассчитывать нечего, нужно везти доллары в максимально мелких купюрах.
За интересный материал спасибо каналу TravelManiac на Яндекс.Дзене