маз абс блин коды
Световые коды состояния элементов АБС WABCO
Таблица световых кодов состояния элементов АБС WABCO
Рекомендации к устранению
Все элементы
исправны
Обрыв или
замыкание
на «массу»
Проверить соединительные кабели,
подсоединение к блоку и модулятору.
Устранить повреждения. При отсутствии
повреждений заменить модулятор.
Большой
воздушный зазор
между датчиком
и зубчатым
ротором
Максимальный зазор не должен
превышать 1,3 мм. Отрегулировать
воздушный зазор, дотолкнув датчик
до касания с ротором.
Короткое
замыкание
или обрыв
провода
или обмотки
датчика
Проверить датчик, подсоединение
к блоку и датчику, кабель датчика на
наличие обрыва или КЗ. Устранить.
Заменить датчик в случае повреждения.
Нестабильность
сигнала датчика
Проверить кабель и уровень сигнала
датчика при вращении колёс (см. рис.
Принципиальная схема подключений АБС
ф. WABCO и НП РУП «ЭКРАН» ).
Проверить целостность ротора
Дефект датчика
или зубчатого
ротора
Заменить датчик или зубчатый ротор
Связь с
электронным
блоком
управления
Электромагнитный
клапан отключения
вспомогательного
тормоза
Короткое
замыкание
или обрыв
Проверить кабель питания клапана на
наличие обрыва или КЗ, проверить
подключение к ЭБУ. Устранить неисправность.
Проверить работоспособность клапана.
Заменить клапан.
Диагностическая
лампа АБС
Короткое
замыкание
или обрыв
провода
Проверить провода лампы и клавиши
диагностики на наличие КЗ или обрыва.
Устранить. Клавиша была нажата более
16 с. Отпустить клавишу
Самопарамет-
рирование
заблокировано при
обнаружении
связи по CAN
Проверить правильность
подключения компонентов.
Питание
электронного
блока управления
Пониженное
напряжение
бортсети
Повышенное
напряжение
бортсети
Электронный
блок управления
Заменить ЭБУ (АБС/ ASR)
Питание
электронного
блока управления
Ошибка
подключения
по «массе»
Диагностика АБС «Knorr-Bremse» световыми кодами (блинк-кодами)
5. Диагностика систем АБС тягача, автобуса.
5.1 Диагностика блинк-кодами
Система имеет встроенную самодиагностику, контроль над собственной работоспособностью система осуществляет непрерывно (проверка целостности соединительных кабелей датчиков, срабатывание модуляторов во время работы). При возникновении неисправности включается диагностическая лампа.
Внимание! Данный вид диагностики специально создан доступным для водителя, который, имея соответствующую квалификацию, в ряде случаев может самостоятельно определить и устранить неисправность.
Во избежание блокировки блоков управления, после устранения неисправностей, необходимо стереть из блока управления информацию об ошибках, содержимое которой отражается с помощью блинк-кодов. В любом случае информация об ошибках записывается в специальной области памяти блока, которую можно считать (или очистить) только с помощью специального диагностического аппарата.
Для принудительной проверки работоспособности с целью поиска неисправностей необходимо задействовать режим принудительной диагностики.
Включение электронного блока управления в режим принудительной диагностики производится путем нажатия, и удержания в нажатом состоянии в течение определенного времени клавиши диагностики АБС, расположенной на панели приборов, при включенном состоянии выключателя «массы» и выключателя стартера и приборов (ротор замка должен быть повернут в положение «I»).
Световой мигающий код активной ошибки 0,5 с. Неисправный компонент и характер неисправности определяется по количеству вспышек диагностической лампы соответственно в первом и втором блоках. При отсутствии отказов и неисправностей системы, выдается световой код 1-1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке). Если в системе присутствует несколько активных ошибок, то после отображения первой ошибки будет выдаваться световой код второй ошибки и т.д. в очередности их накопления.
После устранения всех неисправностей необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повернуть ключом сначала в положение «0», а затем в положение «I».
Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно световые коды четырех последних пассивных или «плавающих» ошибок, т.е. ошибок которые были, но в данный момент отсутствуют (или остались не стертыми из памяти блока).
5.1.1. Диагностика АБС «Knorr-Bremse» световыми кодами (блинк-кодами)
Вызов и отображение кодов ошибок.
Перед инициализацией диагностики по блинк-кодам необходимо включить питание приборов (повернуть ключ в «замке» в положение «I»). После включения зажигания и до нажатия диагностической клавиши подождать не менее 1 с. В процессе диагностики АБС не функционирует!
Прервать выдачу кодов ошибок можно повторным нажатием диагностической клавиши.
После определения характера неисправности по световому коду необходимо повернуть ключ в «замке» в положение «0» и устранить выявленную неисправность. Если неисправность в системе устранена, необходимо стереть ошибку из памяти блока управления. Для этого необходимо при выключенных приборах («0») нажать кнопку диагностики и отпустить только после включения приборов («I»). Менее чем через 3 с. память устраненной неисправности из памяти электронного блока управления будет стерта. После этого при повторном включении в режим диагностирования электронный блок управления выдаст стартовый сигнал и код 1-1 (отсутствие неисправности) или код следующей неисправности или случайной ошибки, если они были зафиксированы в памяти блока в процессе эксплуатации.
Рисунок 90. Вызов кодов ошибок (блинк-коды)
Таблица 14. Описание блинк-кодов блоков управления АБС 2х, EU12, ABS-6
4.9 Электронные системы управления
4.9. Электронные системы управления
Благодаря этому автомобили приобрели ряд достоинств:
— выполнение требований Евро-2; Евро-3;
— повышение активной безопасности, т.е. повышение тормозной эффективности автомобиля и улучшение устойчивости и управляемости, особенно на мокрых и скользких дорогах;
— возможность увеличения средней безопасной скорости движения;
— увеличение срока службы шин;
— улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;
— повышение плавности хода и автоматическое поддержание постоянного или заданного уровня подвески, независимо от нагрузки как в процессе движения, так и при погрузке/разгрузке;
— выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя и т. д.
Электронная система управления двигателем
Система содержит микропроцессорный блок 20 управления двигателем (рисунки 68 и 76), подрулевой переключатель 21 (рисунки 68 и 74), датчики 23 и 24 оборотов двигателя, датчик 25 температуры топлива, датчик 26 давления турбонаддува, выключатель 27 моторного тормоза, подпедальные датчики 28 сцепления, 29 тормоза и 30 подачи топлива, датчик 31 температуры охлаждающей жидкости и датчик 32 поднятия иглы форсунки.
Установка и регулировочные параметры подпедальных датчиков сцепления, тормоза и подачи топлива показаны соответственно на рисунках 72 и 73. В качестве датчика включенного состояния моторного тормоза используется датчик давления типа ММ 125Д, установленный в пневмовыключателе «моторного» тормоза. Информация о скорости автомобиля подается с выхода клеммы D3 тахографа. Переключение режимов работы системы производится с помощью подрулевого переключателя (рисунок 74). Кроме основных режимов работы (управления дозой, углом опережения подачи впрыскиваемого топлива и моторным тормозом), система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.
Регулирование холостых оборотов
Регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять быстрый запуск двигателя при «холодном пуске» и способствует комфортабельности трогания автомобиля с места.
Сбросить установленные обороты двигателя можно либо нажатием кнопки AUS на подрулевом переключателе, либо нажатием педали сцепления или тормоза.
Нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе устанавливаются повышенные холостые обороты по умолчанию (1200 об/мин).
Рисунок 68. Расположение элементов АБС/ПБС, системы управления пневмоподвеской и системы управления двигателем
При этом возможно лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности, за счет возможности установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности. Например, для одной коробки отбора мощности 1100 об/мин, для другой 1500 об/мин, и т.д. Для изменения величины холостых оборотов двигателя необходимо:
— запустить двигатель и прогреть до температуры более 30°С;
— нажать и не отпускать педаль тормоза;
— нажать кнопку MEM подрулевого переключателя (рисунок 74) на время не менее 3 сек., при этом обороты двигателя упадут до минимальных;
— циклическим нажатием подрулевого переключателя в положение «SET+» установить требуемые обороты;
— повторно нажать кнопку MEM на время не менее 3 сек.;
— отпустить педаль тормоза, при этом текущее значение холостых оборотов запишется в память электронного блока.
Рисунок 69. Расположение предохранителей и диагностических компонентов электронных систем АБС/ПБС, управления пневмоподвеской и двигателем на панели реле и предохранителей (назначение предохранителей приведено в таблице 13)
Рисунок 70 Контрольные лампы и переключатели режимов работы электронных систем
Рисунок 71. Ввод жгутов в кабину
Рисунок 72. Установка подпедальных датчиков сцепления и тормоза
Рисунок 73. Установка подпедального датчика подачи топлива
В режиме поддержания скорости происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/час. Для включения режима используется подрулевой переключатель (рисунок 74). При наборе нужной скорости необходимо произвести переключение сначала в положение «SET+» и затем в положение «SET-«. При отпускании рычага переключателя заданное значение скорости записывается в память электронного блока. Дальнейшее управление автомобилем производится с отпущенной педалью подачи топлива. При необходимости произвести обгон можно превысить установленную скорость путем нажатия педали подачи топлива. При отпускании педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.
Выключение режима производится кнопкой AUS на подрулевом переключателе, либо нажатием педали сцепления или тормоза. При этом можно нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе выйти снова в режим поддержания скорости (с предыдущим запомненным значением). После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.
Во избежание возможных повреждений автомобиля и личной безопасности не рекомендуется использовать режим поддержания скорости в следующих случаях:
— на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;
— на скользких дорогах, т.е. на дорогах покрытых снегом или льдом, либо на дорогах свободно насыпанных гравием и т.д.
Ограничение скорости движения («Temposet»)
Выключение режима производится кнопкой AUS на подрулевом переключателе.
При выходе из режима нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе можно выйти в режим ограничения скорости со значением скорости, запомненной последней. После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.
Возможна программная (устанавливаемая с помощью специального тестера на заводе) конфигурация системы, которая позволяет автоматически ограничивать максимальную скорость движения автомобиля в соответствии с требованиями Правил № 89 ЕЭКОНН (85 или 90 км/ч) или в соответствии с требованиями потребителя. В этом случае на панели приборов крепится специальная табличка (рисунок 77).
Возможные неисправности и способы их устранения
Возможные неисправности ЭСУ двигателя и способы их устранения приведены в таблице 7.
Таблица 7
1. При повороте ключа замка включения стартера иположение «приборы» не загораются лампа «EDC» и светодиод подрулевогопереключателя. Остальные лампы светятся.
1.1 Отсутствует напряжение питания блока управления ЭСУ.
Проверить предохранители питания блока и системы ипри необходимости заменить их.
1.2. Неисправна проводка и устройства коммутации(реле).
Проверить проводку Устранить неисправность впроводке, заменить реле.
1.3. Не подключен или неисправен подрулевойпереключатель или лампа EDC
Проверить исправность и подключение подрулевогопереключателя и лампы EDC.
1.4. Неисправен блок ЭСУ
2. Двигатель не запускается.
2.1. Низкое напряжение АКБ.
Проверить состояние АКБ. Произвести подзарядку илизамену АКБ.
2.2. Неисправен стартер или релестартера.
Проверить электрические цепи включения стартера иустранить неисправность.
2.3. Не подключен жгут двигателя
Подключить жгут двигателя к кабине
2 4 Неисправен блок ЭСУ.
2.5. Неисправное реле аварийного глушениядвигателя
Проверить электрические цепи реле К602 аварийногоглупения двигателя
3. Двигатель не запускается или работает неустойчиво.
3.1 Разряжена АКБ или отсутствует питание цепей блокау правления
Проверить АКБ, предохранители цепей питания системы ипри необходимости заменить их.
3.2 Включен моторный тормоз.
Проверить систему моторного тормоза.
3.3. Наличие воздуха в топливе.
Устранить подсос воздуха, прокачать топливнуюсистему.
3.4. Некачественное топливо.
Заменить топливо и фильтры, проконтролироватьдавление в топливных магистралях.
3.5. Неисправен блок ЭСУ.
4. Двигатель не развивает мощности илиглохнет.
4.1. Включен моторный тормоз.
Проверить систему моторного тормоза.
4.2. Нарушена герметичность всасывающихтопливопроводов.
Проверить герметичность топливной системы, устранитьнеисправности и прокачать топливную систему.
продолжение таблицы 7
4. Двигатель не развивает мощности илиглохнет.
4.3. Отсутствует или пропадает напряжение питания наисполнительном механизме привода рейки ТНВД.
Проверить цепи исполнительного механизма приводарейки ТНВД.
4.4. Аварийное падение давления масла. Перегревдвигателя, недостаточное давление наддува.
Проверить давление масла по указателю давления.Продиагностировать систему при помощи световых кодов.
4.5. Неисправен блок ЭСУ.
5. Не работает режим поддержания скорости(Темпосет)
5.1. Включен выключатель промежуточного ограниченияскорости.
5.2. Неисправен подрулевойпереключатель.
5.3. Нарушена регулировка или неисправны датчикипедалей тормоза и сцепления.
Отрегулировать рабочий зазор или заменитьдатчик(и).
5.4. Неисправны электрические цепи переключателей илидатчиков педалей тормоза и сцепления.
Проверить электрические цепи и устранитьнеисправность.
5.5. Отсутствует сигнал скоростиавтомобиля.
Проверить наличие и уровень сигнала.
5.6. Неисправен блок управления ЭСУ
6. Не работает режим промежу точного ограниченияскорости Темпосет».
6.1. Выключен выключатель промежуточного ограниченияскорости.
6.2. Неисправен подрулевойпереключатель.
6.3. Неисправны электрические цепипереключателей.
Проверить электрические цепи и устранитьнеисправность.
6.4. Отсутствует сигнал скоростиавтомобиля
Проверить наличие и уровень сигнала скорости стахографа.
6.5. Неисправен блок управления ЭСУ.
7. Двигатель не глушится.
При повороте ключа замка включения стартера вположение «ВЫКЛЮЧЕНО», присутствует напряжение на клемме 15электрооборудования автомобиля, достаточное для удержания реле питаниясистемы во включенном состоянии.
Проверить замок включения стартера, напряжение наклемме 15 должно быть только при повороте ключа замка включения стартера вположение «ПРИБОРЫ».
окончание таблицы 7
7. Двигатель не глушится.
Неправильное подключение ЭСУ к электрооборудованиюавтомобиля.
Проверить подключение системы к электрооборудованиюавтомобиля.
8. Не работает моторный тормоз.
Неправильно подключен или не работает датчикмоторного тормоза
Проверить подключение датчика к жгуту моторноготормоза. Заменить датчик.
Неправильно подключен или не работаетклапан.
Проверить подключение и работоспособность клапанамоторного тормоза.
9. При выключении приборов не гаснет лампа EDC.
Неправильно подключен или не работаетвыключатель
Подключить выключатель АКБ. Заменить выключательАКБ.
Неправильно подключены CAN линии к блокуАБС
Проверить подключения CAN линий к блокуАБС
10. При срабатывании АБС не отклютормоз.
Нет связи с блоком АБС
Соединить разъемы в жгутах АБС и ЭСУдвигателя.
Неисправно реле выключения моторноготормоза.
11 Не работает противобуксовочная
Нет связи с блоком АБС
Соединить разъемы в жгутах АБС и ЭСУдвигателя.
Используется неправильный протокол для связи междусистемами
Изменить настройки в электронном блоке при помощидиагностического тестера.
12 Не работает система повторного использованияотработанных газов
Неисправен клапан или неправильноподключен.
Проверить правильность подключения и исправностьклапана
Неисправен или не работает пневмоцилиндрсистемы.
При возникновении трудностей в определении неисправности по повторному использованию выхлопных газов производится контроль системы в режиме диагностики по мигающему световому коду (блинк-коду) или специальным диагностическим оборудованием на станции ТО.
Диагностика и определение неисправностей при помощи световых мигающих кодов
Простейшая диагностика неисправностей системы EDC может быть произведена нажатием кнопки вызова режима диагностики (рисунок 69). При этом коды неисправностей считываются визуально по вспышкам контрольной лампы с символам: «EDC», расположенной на щитке приборов (рисунок 70), а тип неисправности или неисправный элемент системы определяются по таблице световых мигающих кодов (см. таблицу 8).
По истечении 3 сек., при наличии неисправности, начинает мигать контрольная лампа «EDC» выдавая световой код неисправности длинными и короткими вспышками. После отпускания кнопки выдается код только одной неисправности. Для вызова следующего кода, необходимо вновь нажать и отпустить кнопку диагностики. Процесс вызова кодов неисправностей необходимо повторять до тех пор, пока не повторится код вызванный первым.
После нажатия и отпускания кнопки диагностики происходит следующее (в качестве примера см. рисунок 75):
— 4 коротких вспышки по 0.5сек. с паузами по 0.5 сек. После считывания световых кодов необходимо устранить неисправности и очистить память ошибок(в памяти блока может содержаться не более 5 кодов неисправностей одновременно). Для этого необходимо:
— нажать кнопку диагностики (рисунок 69) и, удерживая се нажатой, включить «зажигание»;
— удерживать нажатой кнопку диагностики в течение Зсек.;
При этом все коды неисправностей стираются из памяти электронного блока. Но, тем не менее, необходимо еще раз нажать на диагностическую кнопку (втечение Зсек.), чтобы убедиться, действительно ли все неисправности устранены и никаких кодов ошибок в памяти блока управления больше нет.
Коды возможных неисправностей элементов системы приведены в таблице 8.
Таблица 8. Световые коды возможных неисправностей системы EDC при контроле
Датчик положения педали управлениядвигателем
Датчик температуры окружающего воздуха
Основной датчик оборотов двигателя
Датчик давления турбонаддува
Датчик положения рейки ТНВД
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Сигнал скорости автомобиля
Регулятор количества топлива
Дополнительный датчик оборотов двигателя
Датчик температуры топлива
Низкое напряжение питания системы ЭСУ
Подпедальный датчик тормоза
Подпедальный датчик сцепления
Ошибка обмена данными или недостаточное напряжениепитания
Превышение максимальных оборотовдвигателя
Регулятор момента впрыска топлива
Датчик подъема иглы форсунки 1 цилиндра
Блок сопротивлений/Блок управления (Вывод35)
Подрулевой переключатель управления режимами работыдвигателя
Связь с ASR по CAN
Связь с системой управления КПП по CAN
Датчик положения педали управлениядвигателем
Реле питания системы
Блок сопротивлений/Блок управления (Вывод54)
Датчик атмосферного давления
Электронный блок или система глушения
Ошибка записи в EEPROM 1
Ошибка записи в EEPROM 2
Срабатывание WATCHDOG (сбой программы)
Система повторного сжигания отработанныхгазов
На автомобилях установлена 4-х канальная антиблокировочно-противобуксовочная система (АБС/ПБС или ABS/ASR) типа 4S/4M (4 датчика /4 модулятора), которая предотвращает блокировку («юз») колес при торможении (функция ABS) и пробуксовку ведущих колес (функция ASR) на скользкой дороге (рисунок 68).
Система содержит индуктивные датчики 1 частоты вращения колес, электропневматические модуляторы 2 тормозного давления, установленные в тормозных магистралях перед тормозными камерами, микропроцессорный блок управления 3, закрепленный на специальном кронштейне, который расположен в средней части панели приборов (рисунок 68).
Расположение коммутационных реле 4, блоков 5 предохранителей, инфомодуля 6 контроля питания АБС прицепа и других элементов АБС/ПБС в кабине и на панели реле и предохранителей показано на рисунках 68, 69 и 76. Контрольные лампы и переключатели режимов работы АБС/ПБС установлены на боковом щитке (рисунок 70) и в нижней части панели приборов с правой стороны от водителя.
Контрольные лампы 1 и 2 со светофильтром желтого цвета и символом «ABS» сигнализируют соответственно об исправности/неисправности АБС/ПБС тягача и АБС прицепа/полуприцепа.
Лампа 3 (желтого цвета)показывает на отсутствие или неисправность кабеля 9 (рисунок 68) питания АБС прицепа.
Лампа 4 (рисунок 70) (зеленого цвета) сигнализирует о пробуксовке ведущих колес (при пробуксовке колес в режиме трогания с места или разгона на скользкой дороге лампа мигает) или служит средством вывода дополнительной информации о неисправности в электрических цепях ПБС и ограничения скорости.
Переключатель 8 предназначен для переключения системы в специальный режим работы АБС и используется при торможении автомобиля в горной местности (при спуске с горы) на дороге покрытой гравием или рыхлым снегом. Переключатель 9 используется для увеличения/уменьшения крутящего момента двигателя при буксовании колес.
Диагностический разъем 10 и кнопка 11 (рисунок 68) вызова режима диагностики по световым мигающим кодам расположены на панели реле и предохранителей под средней крышкой панели приборов (рисунок 69).
Рисунок 76. Расположение электронных блоков АБС/ПБС, управления пиевноподвеской и управления двигателем
Рисунок 78. Установка датчика АБС/ПБС в колесном узле передней оси
Рисунок 79. Установка датчика АБС/ПБС в колесном узле заднего моста
На задней балке опоры кабины расположена розетка 12 для подключения кабеля 9 питания АБС прицепа и парковочная розетка 13 (рисунок 68).
При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления загорается контрольная лампа 1 (рисунок 70).
При этом ошибки (вид и место неисправности) записываются автоматически в энергонезависимую память электронного блока, электронный блок отключает питание соответствующих модуляторов и тормозная система (или нерегулируемый АБС контур тормозной системы) работает как обычно (от тормозного крана).
В процессе эксплуатации возможно возникновение и запись в памяти электронного блока временных ошибок (например, пониженное напряжение или сбой в цепи питания и т.д.). признаки которых затем исчезают. В этом случае, при повторном включении питания (замка включения стартера и приборов в положение «приборы»), ошибка переходит в разряд «пассивных» и при начале движения красная контрольная лампа с символом «ABS» гаснет.
Если при повторном включении питания и скорости движения выше 7-10 км/ ч контрольная лампа не гаснет, следует проверить установку датчиков в колесных узлах, провести контрольную проверку системы с анализом возможных неисправностей по таблице 3 или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.
Контрольная проверка функционирования АБС/ПБС
Контрольная проверка состоит из двух этапов: предварительная проверка и проверка режимов работы.
1. Внешним осмотром убедиться в надежности подключения устройств коммутации (кабелей, разъемов) электронного блока управления, модуляторов, датчиков, а также реле и контрольных ламп АБС/ПБС на щитке приборов.
2. Включить кнопку дистанционного выключателя «массы». Включить замок включения стартера в положение «приборы». При этом загораются контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70). При исправной электрической части системы эти лампы должны погаснуть через 2-3 сек.
4. Начать движение. При скорости выше 7 км/ч контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) должны погаснуть.
Если автомобиль сцеплен с прицепом/полуприцепом, оснащенным АБС, контрольная лампа 2 (рисунок 70) также должна погаснуть при указанной скорости.
Желтая контрольная лампа 3 (рисунок 70) прицепа должна загораться при нажатии педали тормоза в случае, если тягач не сцеплен с прицепом или нарушено питание АБС прицепа (обрыв кабеля и т.п.).
Проверка режимов работы АБС
Проверка основного режима работы АБС производится при переключателе 8 (рисунок 70), находящемся в исходном (ненажатом) состоянии.
Колеса при этом не должны блокироваться (допускается лишь кратковременная блокировка при скорости ниже 15 км/ч), автомобиль должен замедляться с предписанной эффективностью (на сухом асфальте j=5 м/с2) и должен быть слышен характерный звук работы модуляторов тормозного давления в режиме циклического сброса сжатого воздуха из тормозных камер.
Контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) должны загораться и гаснуть при повторном включении «массы» и замка включения стартера в положение «приборы», как описано выше.
Проверка работы системы в режиме диагностики производится в три этапа:
1. Включение замка включения стартера из выключенного состояния в положение «приборы».
При этом должны загореться и погаснуть контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) и кратковременно сработать электромагнитные клапаны модуляторов 2 (рисунок 68) и электроклапан 14 (работа клапанов определяется на слух).
При достижении скорости автомобиля выше 7-10 км/ч все контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) должны погаснуть.
3. Нажатие диагностической кнопки (рисунок 69).
После этого красная лампа с символом «ABS» должна выдать световой мигающий код, как описано ниже в разделе «Контрольная диагностика АБС/ПБС».
Проверка режима ПБС
Резко тронуться с места при выключенном и включенном переключателе 9 (рисунок 70) с символом «ASR» на покрытии с низким коэффициентом сцепления под одним из ведущих колес. При выключенном переключателе «ASR» (включен первый или основной режим работы ПБС) обороты двигателя должны резко снизиться и автомобиль должен плавно тронуться с места. При включенном переключателе «A$R» (включен второй режим) двигатель в: режиме ПБС будет развивать более высокие обороты и возможна кратковременная пробуксовка колес.
1. Специальный режим работы АБС включается только на время проверки, либо при движении по дорожному покрытию отличному от асфальтобетона. В ином случае указанный режим должен быть выключен.
2. При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «выключено» и выключения выключателя «массы». Для временного отключения АБС/ПБС. например, при проверке одновременности срабатывания колесных тормозов и эффективности «юзового» торможения, производится извлечение предохранителей FU702, FU703 и FU712 из гнезд в блоке предохранителей (рисунок 69).
При возникновении трудностей в определении неисправности производится проверка предохранителей (рисунок 69), контрольная диагностика системы по световым мигающим кодам, либо комплексная проверка специальным диагностическим тестером на станции ТО.
Таблица 9. Признаки возможных неисправностей в системе АБС/ПБС и способы их устранения
Внешние проявлениянеисправности
Возможнаяпричина
Способустранения
1. При повороте ключа, замка включения стартера вположение «приборы» не загораются контрольные лампы с символами «ABS» или«ABS/INF».
1.1. Отсутствует или пониженонапряжение бортовой сети автомобиля, отсутствует напряжение питания блокауправления (БУ).
Проверить напряжение бортовок сети. Проверить и принеобходимости заменить аккумуляторы или предохранители питания«ABS/ASR».
Заменить неисправную контрольную лампу, устранитьнеисправность в проводке, заменить БУ.
2. При повороте ключа замка включения стартера вположение «приборы» контрольные лампы «ABS» и «ASR/ INF» загораются и негаснут.
Проверить тестером цепи датчиков-моду ляторов иэлектропневмоклапанов ПБС, устранить неисправность.
3. При движении со скоростью более 7км/ч краснаяконтрольная лампа с символом «ABS» тягача или
Проверить тестером напряжение выходного сигналадатчиков, отрегулировать зазор.
3.2. Неисправность катушки датчика, нарушен контакт вразъеме соединения датчика с кабелем, обрыв кабеля.
Проверить активное сопротивление датчиков и кабелей,восстановить контакт, заменить датчик.
3.3. Неисправность катушки электромагнитных клапановмодулятора, нарушен контакт в разъеме, неисправность соединительногокабеля.
Проверить состояние катушек, кабеля и разъема.Устранить неисправность путем затяжки разъема или замены модулятора иликабеля.
3.4. Нарушение контакта в коммутационныхколодках.
3.5. Неисправность проводки или неисправностьБУ.
Проверить реле и проводку. Заменить неисправныеэлементы.
4. После достижения скорости 5-7км/ч контрольнаялампа с символом «ABS» гаснет и начинает мигать с частотой 0,5Гц.
Переключатель режимов работы АБС находится всостоянии «замкнуто» или замыкание контакта переключателя на«массу».
Проверить переключатель, устранитьзамыкание.
окончание таблицы 7
5. При торможении зажигается красная контрольнаялампа с символом «ABS», АБС работает с перебоями.
5.1. Нарушение контакта в колодке коммутационнойплаты, нарушено крепление блока управления.
Восстановить контакт, закрепить блокуправления.
5.2 Нарушено крепление или увеличен воздушный зазородного из датчиков колес
Проверить крепление датчиков, восстановить воздушныйзазор.
6 При торможении АБС срабатьвает, однако происходитблокиров ка одного из колес.
6.1 Нарушение смазки и заедание разжимного кулака илироликов колодок тормоза.
Разобрать колесный узел, устранить неисправность,восстановить смазку.
6.2. Ослабла или поломана стяжная пружина колодоктормоза.
6.3. Неправильное подключение датчиков и модулятороводного из колес
Проверить соответствие подключения датчиков имодуляторов (согласно схемы).
7. При нажатой тормозной педали происходит травлениевоздуха из атмосферного вывода модулятора.
7.1. Нарушена герметизация выпускного диафрагменногоклапана модулятора за счет попадания инородного тела между седлом клапанаи диафрагмой
Заменить или разобрать модулятор и устранитънеисправность с последующей проверкой его герметичности вмастерской.
8 При нажатой тормозной педали загорается желтаяконтрольная лампа с символом «ABS» прицепа или не загорается красная лампас символом «ABS» прицепа.
8.1. Нарушено соединение в разъеме питания АБСприцепа, не подключен или оборван кабель питания АБС прицепа, неисправенили отсутствует электронный блок АБС прицепа (прицеп не оснащенАБС).
Проверить разъемы и предохранители, подключитьисправный кабель и проверить цепь питания, контрольные лампы и блок АБСприцепа.
9. При движении на повороте загорается контрольнаялампа «ASR/INF» и происходит подтормаживание ведущих колес.
9.1. Перепутано подключение или замыкание на « + » вцепи клапана ПБС
Проверить правильность подключения клапана ПБС,устранить замы кание.
Контрольная диагностика АБС/ПБС с использованием световых мигающих кодов
Включение электронного блока в режим диагностики производится путем нажатия диагностической кнопки SB734 (рисунок 69) и удержания ее во включенном состоянии от 0,5 до 3,0 сек. при включенном состоянии выключателя «массы» и замка включения стартера и приборов (замок должен быть включен в положение «приборы»). Лампа «ABS» при этом должна светиться во время удержания кнопки.
При этом, если лампа горела до входа в режим диагностики (что свидетельствует о наличии активных ошибок), то при нажатии кнопки она гаснет примерно на 1 сек., а затем выдается циклически повторяющийся код активной ошибки через каждые 4 сек. до устранения данной неисправности (активной ошибкой считается ошибка пли неисправность присутствующая в данный момент, т.с вмомент диагностики). Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки будет выдаваться световой код второй активной ошибки и т.д. (до устранения всех неисправностей). После устранения всех активных ошибок необходимо выключить и снова включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы».
Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно (через каждые 4 сек.) световые коды 4-х последних пассивных или «плавающий» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока). Информация о пассивных ошибках выдается 1 раз. Для повторного вывода светового кода пассивных ошибок необходимо повторно нажать диагностическую кнопку, как описано выше.
Определение причины неисправности по световому мигающему коду.
Неисправный компонент и характер неисправности определяется по числу вспышек красной контрольной лампы «ABS» соответственно в первом и втором блоках согласно таблицы 10.
Системный режим контроля.
В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока, произведены переконфигурация системы и тест привода управления двигателем (для режимов ПБС и ограничения скорости).
Для активизации системного режима необходимо нажать на кнопку диагностики (рисунок 69) и удерживать её во включенном состоянии от 3.0 до 6.0 сек ( 1. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет 8 быстрых миганий сигнальной лампы «ABS». Вели имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует и будет выдаваться сразу код конфигурации. 2. Если система включена по схеме АБС/ПБС». т.e. подключен пропорциональный и (или) дифференциальный клапан (клапан ПБС). то при входе в системный режим загорается дополнительно лампа «ASR INK» и не гаснет до выхода из режима диагностики).
После активизации системного режима выдается световой код конфигурации (на автомобилях МАЗ установлена система типа 4S/4K (4 датчика /4 модулятора), число вспышек лампы должно быть равным 2. Код конфигурации повторяется через каждые 4 секунды. Для выхода из системного режима необходимо выключить и снова включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы» или нажать диагностическую кнопку на время, превышающее 6 сек.
Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операции до получения кода 1-1.
Переконфигурация производится при замене электронного блока, либо отключения клапана ПБС в случае выхода его из строя.
Для проведения переконфигурации системы необходимо после подключения или отключения указанных клапанов, активизировать системный режим и, после прохождения кода конфигурации, последовательно нажать кнопку диагностики АБС/ ПБС три раза на время > 0,5 сек. с промежутками между нажатиями
Выход из режима диагностики осуществляется выключением питания (замка включения стартера и приборов в положение «выключено»).
Для выхода из режима диагностики без выключения замка в положение «выключено» необходимо нажать диагностическую кнопку на время от 6 до 15 сек. При этом вывод световых кодов на красную контрольную лампу ABS прекращается.
Электронная система управления пневмоподвеской
Система выполняет следующие основные функции:
1. При включении замка включения стартера в положение «приборы» проводит предварительную диагностику всех своих устройств и контрольных ламп. При этом обе котрольные лампы 5 и 6 (рисунок70) зажигаются и гаснут через 2-3 сек, если блок питания не не обнаружил ошибок. Затем, при наличии достаточной величины давления в ресивере и снятии с ручного тормоза, система автоматически устанавливает подвеску в положение, в котором она находилась на моментпредыдущего выключения питания.
2. Позволяет регулировать высоту седла (платформы), а также запоминать два любых положения высоты и при необходимости устанавливать любое из них при помощи пульта дистанционного управления.
Примечание: Регулирование с пульта производится на стоящем автомобиле или при скорости ниже 30 км/ч.
4. Обеспечивает встроенную самодиагностику в процессе движения и при обнаружении неисправности или ошибки сигнализирует об этом водителю путем включения красной контрольной лампы.
Пульт дистанционного управления включается/выключается кнопкой 1 (рисунок 80), при этом, соответственно, должна загораться/гаснуть контрольная лампа 2 на пульте.
Управление с пульта дистанционного упраатсния осуществляется следующим образом:
— подъем/опускание при нажатии на кнопки 3,4 (рисунок 80);
— установка высоты в «транспортное» положение при нажатии на кнопку 6;
— установка ранее записанного в память уровня высоты при нажатии на кнопку 7 или 8 («память» M1 или М2);
Таблица 10. Световые коды состояния элементов АБС/ПБС
Неисправный элемент, характернеисправности