национальная экономика код специальности

ОКСО: 080100 — Экономика

КлассификаторКодНаименованиеКвалификация
КодНаименование
ОКСО080100Экономика62Бакалавр экономики
68Магистр экономики

Уточняющие коды

Запись в классификаторе с кодом 080100 содержит 24 уточняющих (дочерних) кода.

КодНаименованиеКвалификация
КодНаименование
080101Экономическая теория65Экономист
080102Мировая экономика65Экономист
080103Национальная экономика65Экономист
080104Экономика труда65Экономист
080105Финансы и кредит65Экономист
080106Финансы (по отраслям)51Финансист
52Финансист с углубленной подготовкой
080107Налоги и налогообложение65Экономист
65Специалист по налогообложению
52Специалист по налогообложению
080108Банковское дело51Специалист банковского дела
52Специалист банковского дела с углубленной подготовкой
080109Бухгалтерский учет, анализ и аудит65Экономист
080110Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)51Бухгалтер
52Бухгалтер с углубленной подготовкой
080111Маркетинг65Маркетолог
080112Маркетинг (по отраслям)51Маркетолог
52Маркетолог с углубленной подготовкой
080113Страховое дело (по отраслям)51Специалист страхового дела
52Специалист страхового дела с углубленной подготовкой
080114Земельно-имущественные отношения51Экономист
52Экономист с углубленной подготовкой
080115Таможенное дело65Специалист таможенного дела
080116Математические методы в экономике65Экономист-математик

Схема

Схема иерархии в классификаторе ОКСО для кода 080100:

Комментарии

По коду 080100 классификатора ОКСО пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по коду классификатора, 2) заметили ошибки и неточности, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Источник

Национальная экономика код специальности

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

КодНаименованиеКвалификация
КодНаименование
080100Экономика62Бакалавр экономики
080101Экономическая теория65Экономист
080102Мировая экономика65Экономист
080103Национальная экономика65Экономист
080104Экономика труда65Экономист
080105Финансы и кредит65Экономист
080106Финансы (по отраслям)51Финансист
52Финансист с углубленной подготовкой
080107Налоги и налогообложение65Экономист
Специалист по налогообложению
52Специалист по налогообложению
080108Банковское дело51Специалист банковского дела
52Специалист банковского дела с углубленной подготовкой
080109Бухгалтерский учет, анализ и аудит65Экономист
080110Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)51 52Бухгалтер
Бухгалтер с углубленной подготовкой
080111Маркетинг65Маркетолог
080112Маркетинг (по отраслям)51Маркетолог
080113Страховое дело (по отраслям)51Специалист страхового дела
52Специалист страхового дела с углубленной подготовкой
080114Земельно-имущественные отношения51Экономист
080115Таможенное дело65Специалист таможенного дела
080116Математические методы в экономике65Экономист-математик
080200Регионоведение62Бакалавр регионоведения
68Магистр регионоведения
080201Регионоведение65Регионовед
080300Коммерция62Бакалавр коммерции
68Магистр коммерции
080301Коммерция (торговое дело)65Специалист коммерции
080302Коммерция (по отраслям)51Коммерсант
52Коммерсант с углубленной подготовкой
080400Товароведение
080401Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)65Товаровед-эксперт
080402Товароведение (по группам однородных товаров)51Товаровед
52Товаровед с углубленной подготовкой
080500Менеджмент62Бакалавр менеджмента
68Магистр менеджмента
080501Менеджмент (по отраслям)51Менеджер
52Менеджер с углубленной подготовкой
080502Экономика и управление на предприятии (по отраслям)65Экономист-менеджер
080503Антикризисное управление65Экономист-менеджер
080504Государственное и муниципальное управление65Менеджер
52Специалист по государственному и муниципальному управлению
080505Управление персоналом65Менеджер
080506Логистика65Экономист-менеджер
080507Менеджмент организации65Менеджер
080600Статистика62Бакалавр статистики
68Магистр статистики
080601Статистика65Экономист
51Экономист
52Экономист с углубленной подготовкой

210928063919 127001 A 1.6 © webmaster 2010+

Источник

080103 Национальная экономика. Государственный образовательный стандарт

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Номер государственной регистрации

_____ 198эк/сп ________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 060700 “Национальная экономика”

Вводится с момента утверждения

0600700 “ Национальная экономика ”

1.1. Специальность утверждена распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 060700 “Национальная экономика” при очной форме обучения 5 лет.

Экономист должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, республиканского и муниципального уровней, в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности на должностях, требующих высшего экономического образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37.

Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 060700 “Национальная экономика”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

060700 “ Национальная экономика ”

3.1. Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности 060700 “Национальная экономика” разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы производственной и преддипломной практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста, условиям реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки экономиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл EH – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – специальные дисциплины;

3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки экономиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ экономиста ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060700

Наименования дисциплин и их основные разделы

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении, основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой воины и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Предистория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространства, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

Региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие математические и естественнонаучные
дисциплины

Федеральный компонент

Математический анализ. Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N – мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия.

Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N – мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.

Теория вероятностей и математическая статистика. Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; офисное программное обеспечение; разработка текстовых документов; финансово-экономические расчеты в электронных таблицах; базы данных; прикладное программное обеспечение в экономике; локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.

Концепции современного естествознания

Региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность.

Предмет, метод и задачи статистики.

Статистическое измерение и наблюдение социально-экономических явлений. Классификация, виды и типы показателей, используемых при статистических измерениях, правила построения статистических показателей и индексов, организация статистических работ.

Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Построение балансов для регионов и экономики в целом. Статистические методы исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов.

Статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг. Статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес-рисков.

Сущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета и двойная запись, балансовое обобщение, документация и документооборот, калькуляция, оценка капитала. Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение. Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности: сущность, принципы; гармонизация национальных моделей учета: российской, североамериканской (YAAP), континентальной и др..

Финансовый учет: цели, концепции и принципы. Учет основных средств и нематериальных активов; учет материальных оборотных активов; учет заработной платы; учет денежных средств; учет текущих обязательств и расчетов; учет затрат на производство продукции (работ, услуг); учет реализации продукции (работ, услуг); учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и распределения прибыли; учет финансовых вложений; состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства, основы калькулирования себестоимости продукции, модели формирования издержек в управленческом учете.

Сущность и функции денег, виды денег, основные этапы эволюции денег, формы эмиссии денег, влияние денежной эмиссии на инфляцию цены. Финансовая система, ее функции и звенья; государственные финансы, государственный бюджет и налоги, внебюджетные фонды, территориальные финансы, государственный кредит; финансы предприятий и организаций, финансы населения; финансовые потоки на макроуровне, финансовый менеджмент, финансовые риски и контроль. Финансовый рынок, сущность и функции; кредитный рынок, страховой рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Международная финансовая система.

Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК. Показатели качества регрессии. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК). Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. Характеристики временных рядов. Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация. Система линейных одновременных уравнений. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов.

Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Системы менеджмента: функции и организационные структуры.

Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.

Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление.

Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства; теория потребительского поведения; типы рынков и маркетинговая деятельность компаний; среда маркетинга; сегментация рынка; анализ потребителей; анализ конкурентов; виды и назначение маркетинговых исследований; товарная и марочная политика; виды ценовых решений в маркетинге; виды и выбор каналов распределения; формы активного продвижения товаров; реклама; имидж; планирование, организация и контроль маркетинга на предприятии; области применения маркетинга.

Труд как основа жизнедеятельности общества, общественная организация, продуктивность (производительность) и оплата труда; трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, качество рабочей силы; рынок труда (понятие, состояние, тенденции), его регулирование государством и роль профсоюзов на рынке труда; занятость и безработица; трудовая мобильность; денежные доходы населения, их дифференциация, кривая Лоренца и коэффициент Джини; качество и уровень жизни; социальное партнерство, международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.

Системы и подсистемы Мировой экономики и закономерности ее формирования: состав и структура. Основные направления в теории мировой экономики. Субъекты мировой экономики; международное разделение труда. НТП и формирование центров экономической мощи; интеграционные процессы и важнейшие интеграционные структуры современности – ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС и др.; транснациональные корпорации и транснациональные банки. Основные формы международных экономических связей между субъектами мировой экономики и экономическими операторами мирового хозяйства: торговые, валютно-финансовые, кооперационные, научно-технические и другие. Механизм регулирования международных экономических связей международными организациями и соглашениями. Мировая валютная система; кризис мировой задолженности, механизмы ее регулирования. Глобальные проблемы экономического развития (энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая и др.).

Типы национальных хозяйственных систем; национальная экономика как многоуровневая хозяйственная система страны; взаимосвязи в национальной экономике; система потенциалов национальной экономики; инфраструктура хозяйства; составляющие социальной сферы; показатели инвестиционного процесса; принципы прогнозирования национальной экономики, стратегическое планирование; механизмы рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы: баланс межотраслевых связей В.Леонтьева; пропорции в национальной экономике; макромодели экономического роста и развития национальной экономики; государственное регулирование экономики, антимонопольное регулирование; стратегические программы комплексного развития национальной экономики; закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему, основные показатели внешних экономических связей и пропорций, экономическая безопасность национальной экономики; влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции и структура. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности. Внешняя среда фирмы. Экономическая устойчивость предпринимательских структур. Модель функционирования фирмы в рыночной среде. Организационная структура фирмы и принципы управления. Ресурсное обеспечение фирмы. Ресурсы фирмы: состав и классификация. Основные средства. Оборотные средства. Трудовые ресурсы. Экономические затраты и результаты. Издержки производства и себестоимость продукции. Прибыль фирмы. Формирование, распределение и ее использование. Налогообложение фирмы. Результаты деятельности фирмы. Стратегическое планирование. Выбор и реализация проектов развития фирмы. Маркетинг, изучение рынков товаров и услуг. Управление запасами и движением товаров. Логистические системы. Научно-техническое развитие и инвестиции.

Экономика отраслевых рынков

Неоинституциональная экономическая теория: новый инструментарий. Объяснение правил. Экономическая теория исключительных прав. Структура прав собственности в фирмах и экономические результаты. Контактная природа фирмы. Логика экономической организации. Институциональное проектирование. Проявление прав собственности. Государство в неоинституциональной экономической теории.

Экономика общественного сектора

Общественный сектор в смешанной экономике. Причины существования и функции общественного сектора. Равновесие в общественном секторе. Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика. Налоговый механизм и общественный сектор. Общественные расходы: структура и тенденции развития. Роль общественного сектора в распределении доходов. Ценообразование в общественном секторе. Бюджетный федерализм. Институциональные формы организации общественного сектора. Некоммерческие организации.

Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства; имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем Востоке и Среднем Востоке, в Индии, Китае, Риме; цивилизация христианского Запада: Средневековье, Возрождение, Реформация и “дух капитализма”; становление индустриальной цивилизации: движущие силы и институты индустриализации в континентальной Европе и США, имперская модернизация Японии, периодические кризисы и длинные волны; олигополия и становление современной крупной корпорации; первая и вторая мировые войны: экономические причины и следствия. Различные модели “государства благосостояния”; современная НТР; сдвиги к постиндустриальному обществу; новые индустриальные страны; мировой финансовый кризис; экономические проблемы “третьего мира”. Петровские и последующие реформы в России как имперская модернизация ; экономическая политика большевиков; плановое хозяйство как инструмент индустриализации. Переходные экономики: различные пути рыночных преобразований, формирование бизнес-элиты в Российской Федерации.

Региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Специальные дисциплины

Макроэкономика (продвинутый курс)

Современные школы в макроэкономике: теория неравновесия, неокейнсианство, современный монетаризм, неоклассический синтез, теория рациональных ожиданий Р. Лукаса, теория предложения, стохастические теории макроэкономики.

Система статических и динамических мультипликаторов государственной экономической политики, потенциальные макроэкономические индикаторы: потенциальный национальный продукт (НП) и бюджетный дефицит; гипотеза полной международной мобильности капитала. Макроэкономические уравнения системы IS-LM и ее модификаций; современные модели кривой Филлипса; многопериодные модели потребления и сбережений; модель динамики государственного долга Дж. Тобина; динамическая модель Солоу и “золотое правило накопления”; монетарная и фискальная политика при фиксированном и гибком валютном курсе; реальный валютный курс и методы его исчисления; модель международного движения капиталов Манделла-Флеминга; макромодели переходной экономики.

Система национального счетоводства (СНС)

Система агентов, секторов, счетов, операций в СНС; международный стандарт оценки важнейших макроэкономических показателей; Основные этапы возникновения и развития системы национальных счетов; французская и английская СНС; методы национального счетоводства Ж. Маршаля и Р. Стоуна. Роль и функции СНС. Структурные параметры СНС. Номенклатура (типы) агентов (участников) экономических отношений; операции, сектора в СНС: нефинансовые корпорации, домашние хозяйства, государство, финансовые корпорации; основные счета внутренних секторов: производства, образования доходов, распределения доходов, использования доходов, капитала, финансов; счета внешних секторов: нефинансовых операций, финансовых операций; агрегатные показатели в СНС: валовой выпуск продукции и услуг (ВВ), промежуточное потребление (ПП). Чистый внутренний продукт (ЧВП); цены, используемые в статистике национальных счетов ООН; переход от первичных (сальдовых) счетов к финансовому итоговому (балансовому) счету; модели межотраслевого баланса в СНС ООН.

Методы исследования и моделирование национальной экономики

Методы изучения национальной экономики: анализа, синтеза, индексный, группировок, балансовый, оптимизационный, макроэкономические графики. Теория и методология моделирования развития национального рыночного хозяйства; основные понятия: структура модели, основные ингредиенты, ограничения и критериальная функция, информационное обеспечение, аппарат реализации моделей; классификация моделей; многосекторная модель рыночного равновесия; динамические межотраслевые модели (В. Леонтьева и др.); макромодели роста типа Харрода-Домара; модели магистрального типа; макромодели делового цикла (Самуэльсона-Хикса и др.); имитационные модели развития экономики; эконометрические системы моделей; оптимизационные модели развития национального рыночного хозяйства.

Модели развития отдельных секторов и сфер национальной экономики: производственные функции, динамические модели спроса и предложения, инвестиционные модели, модели динамики потребления, сбережений и доходов населения, модели денежного обращения, модели стратегического планирования развития предприятий; разработка моделей антикризисных, маркетинговых, инвестиционных и кадровых стратегий в переходный период; модели социальной динамики; согласование моделей макро- и микроуровней.

Государственное регулирование национальной экономики

Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики. Функции государства в смешанной экономике; основные цели и направления макроэкономической политики государства; системы государственного регулирования национальной экономики в России, США и странах Западной Европы; государственные экономические программы; методы поддержки конкурентной среды и антимонопольное регулирование; воздействие на рыночный механизм через государственные расходы и налоги; принципы проведения и инструментарий инвестиционной, фискальной и монетарной политики; методы и средства осуществления социальных программ; валютные интервенции как инструмент регулирования обменного курса, экспортные тарифы, квотирование и лицензирование внешней торговли; интеграционное сотрудничество в Европе и СНГ.

Прогнозирование национальной экономики

Принципы прогнозирования: целенаправленность, комплексность, адекватность, альтернативность, непрерывность; ведущие понятия в прогнозировании: целевой и экстраполяционный прогнозы, периоды наблюдения и упреждения, горизонт прогнозирования, стратегические ограничения. Основные стадии прогнозирования. Верификация результатов прогноза.

Объекты прогнозирования: показатели национального продукта, доходов и расходов населения, государственного бюджета, денежных агрегатов, валютного курса, занятости, безработицы, инфляции, социального развития. Классификация моделей прогнозирования национальной экономики; виды моделей: демографические, производственные, микроэкономические, межотраслевые, макроэкономические, мирохозяйственные. Методы прогнозирования: экспертные, математико-статистические, балансовые, эконометрические, оптимизационные и др., международные экономические индикаторы в прогнозах. Системы прогнозирования в России, США и Японии.

Основные задачи и цели стратегического планирования. Предсказательная и предписательная функции стратегического планирования. Стратегические альтернативы национальной экономики; виды макроэкономических стратегий: наступательная (финансовая и товарная экспансия), протекционистская, мобилизационная, экспортно-сырьевая, импортозамещающая, конверсионная, антикризисная. Опыт реализации национальных стратегий в странах развивающейся экономики: КНР, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Чили).

Информационное обеспечение стратегического планирования. Система стратегических планов и программ. Формирование стратегий управления по сферам национальной экономики: научно-технического прогресса, производства, инвестиций и инноваций, социальной сферы. Стратегическое планирование на микроуровне; технология разработки стратегической программы фирмы; стратегический маркетинг и менеджмент. Стратегии развития крупных и средних корпораций США, Японии и Ю. Кореи. Эволюция форм и методов стратегического планирования; нормативные, балансовые и оптимизационные методы; программно-целевой подход в планировании.

Региональная экономика как объект и предмет хозяйственного управления, как территориальная хозяйственная система, интегрированная в национальную и мировую экономику.

Принципы функционирования региональной экономики: учет потребностей населения региона, состояния формируемых рынков; участие в реализации федеральных программ; функции региональной экономики в области бюджетной политики, производства, финансах, ценообразовании; организационно-правовые, социально-экономические и технологические связи в региональной экономике; система потенциалов региональной экономики: ресурсный, экологический, производственный, научный; отраслевые и межотраслевые пропорции в региональной экономике; региональные балансы: ВНП, ВВП региона, межотраслевой региональный баланс; стратегические прогнозы и программы комплексного развития региональной экономики; показатели производственно-хозяйственной специализации региона; показатели инвестиционно-инновационной деятельности региона.

Дисциплины специализации *

Военная подготовка

Всего часов теоретического обучения — 10260 часа,

практики — 648 часов.

* Приложение № 1 Примерный перечень специализаций по специальности 060700 “Национальная экономика”.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060700 “Национальная экономика ”

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии

Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, не менее

Практики (включая 4 недели – производственная и 8 недель – преддипломная), не менее

Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска), не менее

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки экономиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Объем учебной нагрузки студента должен быть не менее 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения должен быть не менее 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060700 “Национальная экономика”

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки экономиста

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений (специальностей) подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

— реализовывать основную образовательную программу подготовки специалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, ученую степень (звание) соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин (как правило), должны иметь базовое образование, ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; из общего количества преподавателей не менее 30% должны иметь ученую степень или звание и не менее 30% должны состоять в штате высшего учебного заведения.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Уровень обеспеченности студентов учебной литературой, должен соответствовать нормативу – 0,5 ед. на одного студента по каждой дисциплине.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных государственным стандартом и учебным планом, в том числе для самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам; материально-техническая база должна включать компьютеры, по возможности объединенные в локальную сеть и имеющие выход в Интернет.

6.5. Требования к организации практик

Практики общей продолжительностью не менее 12 недель, должны включать: производственную практику – продолжительностью 4 недели и преддипломную практику – продолжительностью 8 недель.

Цель производственной практики состоит в закреплении теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, проведении анализа текущего состояния предприятия (организации), отрасли, региона, исследовании рыночной конъюнктуры, разработке сводных и частных производственных и социальных показателей, участии в составлении целевых программ и инвестиционных проектов, планировании и прогнозировании деятельности отдельных хозяйственных подразделений, выборе эффективной рыночной стратегии.

Место прохождения практики: государственные и коммерческие организации, предприятия, акционерные общества, корпорации, научно-исследовательские институты.

Цель преддипломной практики – подготовить студента к решению профессиональных задач и выполнению выпускной квалификационной работы.

Место прохождения практики: министерства и ведомства, мэрии, департаменты межведомственных и межгосударственных комитетов, консалтинговые фирмы, предприятия, корпорации, научно-исследовательские институты.

Задачи преддипломной практики по дисциплинам специализации определяются вузом.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060700 “Национальная экономика”

7.1. Требования к профессиональной подготовленности экономиста

Экономист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, изложенные в п.1.3. государственного образовательного стандарта:

Требования по дисциплинам специализации определяются вузом.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации экономиста

7.2.1. Итоговая государственная аттестация экономиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в высших учебных заведениях по специальности и функционирующими в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе экономиста.

Выпускная квалификационная работа экономиста выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных экономических задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы, применение методик исследования и экспериментирования; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.

Выпускная квалификационная работа экономиста представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания теории национальной экономики по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

Экономист должен на примере выпускной квалификационной работы научиться внедрять в практику обоснования экономических решений современный инструментарий анализа, использовать возможности обработки информации на персональном компьютере.

7.2.3. Квалификационные требования к государственному экзамену

Государственный экзамен должен иметь комплексный, междисциплинарный характер и проводиться по соответствующим программам, охватывающим весь спектр основных вопросов по базовым курсам специальности.

Формы и содержание государственного экзамена должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтвердить их соответствие квалификационным требованиям, изложенным в п.1.3. государственного образовательного стандарта.

Программы государственных экзаменов, вид и формы их проведения, а также критерии оценки знаний студентов определяются высшим учебным заведением.

по образованию в области экономики и социологии труда

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 060700 “Национальная экономика” 2 декабря 1999 г.

Председатель Совета УМО В.И. Видяпин

Заместитель председателя Совета УМО Т.П. Данько

Межведомственный научно-методический совет
по экономике и управлению В.М. Филиппов

Управление образовательных программ

и стандартов высшего образования Г.К. Шестаков

Гуманитарного образования Т.Э. Петрова

Куратор УМО по группе

специальностей “Экономика и управление” Е.А. Рогозинская

Примерный перечень
специализаций по специальности
060700 “Национальная экономика”

Прогнозирование и стратегическое планирование;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *