С чем связана низкая физическая активность подростков
Неблагоприятное влияние гиподинамии на здоровье детей и подростков
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает тревогу и озабоченность как для медицинских работников, так и для педагогов, организаторов образования и самих родителей.
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она складывается из нескольких слагаемых: активность во время физического воспитания (школа, детский сад, спортивные секции), физическая активность во время обучения (физкультминутки, перемены между уроками), общественно полезная и трудовая деятельность (дома), спонтанная физическая активность в свободное время.
В последние десятилетия в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации, с развитием всех благ цивилизации дети и подростки стали меньше двигаться.
Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Она является следствием освобождения человека от физического труда. Иногда называется «болезнью цивилизации».
Дефицит движений (гипокинезия, гиподинамия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме ребенка. При малоподвижном образе жизни у ребенка возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности – снижается потребность в движении. Более глубокие изменения обусловленные гиподинамией – это астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций. Ребенок становится раздражительным, пассивным, вялым, у него возникает чувство хронической усталости.
Оказывается, каждый час просиживания перед телевизором или компьютером, без или почти без движения, повышает риск развития сердечнососудистых заболеваний. Дефицит двигательной активности оказывает негативное влияние на сердечно-сосудистую систему: ослабевает сила сокращений сердца – меньше питательных веществ и кислорода поступает к органам и тканям, уменьшается работоспособность как отдельных органов, так и всего организма в целом, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии. В результате неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, снабжение тканей, органов питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии может стать ожирение.
Основной профилактикой последствий гиподинамии является движение, физические нагрузки и здоровый, активный образ жизни.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Каждому человеку свойственно самостоятельно выбирать свой стиль жизни, но мы надеемся, что каждый для себя примет правильное решение, выберет правильное направление по поддержанию и укреплению своего здоровья и здоровья своих детей.
С чем связана низкая физическая активность подростков
Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п.
В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.
Без работы мышцы слабеют, затем атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ.
Гиподинамия также приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда возникают головные боли, усталость, утомляемость, могут быть жалобы на сердцебиение, одышку при физических нагрузках.
К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.
Гиподинамия в сочетании со злоупотреблением гаджетов является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.
Следствием малоподвижного образа жизни является избыточный вес. Ожирение либо избыток массы у детей выявляется у каждого 5-6го ребенка. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. А к лишнему весу присоединяются нарушения обмена веществ, сахарный диабет, повышенное артериальное давление и риски, связанные с этими состояниями (инсульты, инфаркты, мочекаменная болезнь и др).
Как бороться с гиподинамией у детей?
Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.
Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.
Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии. По возможности больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов. надо правильно выбрать вид спорта. Ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата показаны те виды спорта, которые дают симметричные и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно и попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает среднее положение во фронтальной плоскости. Мышцы получают равномерную физическую нагрузку. Виды спорта, дающие симметричную нагрузку: легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, плаванье, академическая гребля. Виды спорта, дающие смешанные нагрузки: игровые виды спорта.
Целесообразный возраст начала занятия детей в секциях по различным видам спорта : с 5 лет: плавание и художественная гимнастика. 9-10 лет: лыжный спорт и прыжки на батуте. 10-12 лет: игровые виды спорта, легкая атлетика.
Регулярные занятия на уроке физической культуры в школе, в спортивных секция способствуют физическому развитию ребенка, и тем самым будут содействовать гармоничному развитию личности.
Согласно новому исследованию ВОЗ, большинство подростков в мире ведут малоподвижный образ жизни, что ставит под угрозу их сегодняшнее и будущее здоровье
Cогласно первому в истории исследованию уровня физической активности среди подростков, подготовленному учеными из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для повышения уровня физической активности мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет требуются неотложные меры. По выводам авторов работы, опубликованной в журнале The Lancet Child & Adolescent Health, показатели физической активности более 80% посещающих школу подростков в мире — 85% девочек и 78% мальчиков — находится ниже рекомендованного уровня (не менее одного часа в сутки).
Как следует из публикации, основанной на анализе результатов опроса 1,6 миллиона учащихся в возрасте 11–17 лет, в период 2001-2016 гг. по уровню физической активности девочки отставали от мальчиков во всех 146 исследованных странах, кроме четырех (Тонга, Самоа, Афганистан и Замбия).
В 2016 г. разница между долей мальчиков и долей девочек, уровень физической активности которых соответствовал рекомендованному, превышала 10 процентных пунктов почти в каждой третьей стране (в 43 из 146, т.е. 29% стран), причем самый большой разрыв наблюдался в Соединенных Штатах Америки и Ирландии (более 15 процентных пунктов). В большинстве стран, охваченных исследованием (в 107 из 146, т.е. 73% стран), в период 2001–2016 гг. этот гендерный разрыв увеличился.
Дефицит движения негативно сказывается на здоровье подростков
По мнению авторов исследования, доля подростков, ведущих малоподвижный образ жизни, остается чрезвычайно большой, что негативно отражается на их сегодняшнем и будущем здоровье. «Требуются неотложные меры для повышения уровня физической активности, особенно среди девочек», — сказала один из авторов исследования д-р Реджина Гатхолд (ВОЗ).
Ведение физически активного образа жизни в подростковом возрасте благоприятно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, метаболизме сердца и массе тела. Появляется все больше данных о том, что физическая активность также играет положительную роль в когнитивном развитии и социализации подростков. Известно, что многие из этих благоприятных результатов сохраняются и во взрослом возрасте. Необходимая для достижения этих результатов рекомендованная ВОЗ суточная норма двигательной активности для подростков — не менее часа умеренной или интенсивной физической активности в сутки.
Авторы провели анализ данных, собранных в ходе опросных исследований уровня физической активности у школьников, чтобы оценить, какая доля детей в возрасте 11-17 лет не соблюдает эти рекомендации. При оценке учитывались все виды физической активности, такие как активные игры, досуг и спорт, активная работа по дому, ходьба и езда на велосипеде или другие способы активного передвижения, занятия физкультурой и регулярные физические упражнения.
Для повышения уровня физической активности подростков авторы исследования рекомендуют принять следующие меры:
Необходимо, чтобы активный образ жизни пропагандировался на самом высоком уровне, в том числе национальными, городскими и местными лидерами, как средство достижения здоровья и благополучия для всех, включая подростков.
«В исследовании подчеркивается, что дети и подростки имеют право играть и должны иметь возможность реализовать свое право на физическое и психическое здоровье и благополучие, — говорит соавтор исследования д-р Фиона Булл, ВОЗ. — Сегодня четверо из пяти подростков лишены радостей регулярной физической активности и тех благ, которые она несет в плане социализации и физического и психического здоровья и благополучия. Эту ситуацию можно исправить при наличии политической воли и решительных мер. Необходимо призвать лиц, ответственных за разработку политики, и всех соответствующих субъектов к незамедлительным действиям в интересах здоровья нынешнего и будущих поколений».
Тенденции в области физической активности свидетельствуют о некотором улучшении ситуации для мальчиков, но не для девочек
В новом исследовании был впервые сделан анализ того, как менялись тенденции в период 2001–2016 гг. Для этого на все 146 стран, охваченных исследованием, были экстраполированы тенденции, отмеченные в 73 странах, в которых в течение этого периода регулярно проводились обследования уровня физической активности среди подростков.
По итогам проведенного анализа было установлено, что в глобальном масштабе в период 2001–2016 гг. распространенность малоподвижного образа жизни несколько снизилась среди мальчиков (с 80% до 78%), но никак не изменилась у девочек (осталась на уровне порядка 85%).
Авторы исследования отмечают, что сохранение этих тенденций не позволит достичь глобального целевого показателя относительного сокращения дефицита физической активности на 15%, необходимого для того, чтобы к 2030 г. средний показатель дефицита физической активности в мире составлял не выше 70%. Напомним, что этот целевой показатель был одобрен всеми странами на Всемирной ассамблее здравоохранения в 2018 г.
В 2016 г. Филиппины стали лидером по распространенности дефицита физической активности среди мальчиков (93%), а Южная Корея — среди девочек (97%) и подростков обоего пола вместе взятых (94%). Бангладеш, напротив, стала страной с самой низкой распространенностью дефицита физической активности среди мальчиков, девочек и подростков обоего пола вместе взятых (63%, 69% и 66%, соответственно).
Странами с наиболее низким дефицитом движения среди мальчиков были Бангладеш, Индия и США. Авторы отмечают, что более низкую распространенность малоподвижного образа жизни в Бангладеш и Индии (где в 2016 г. дефицит движения отмечался у 63% и 72% мальчиков, соответственно) можно объяснить высокой популярностью в этих странах национальных видов спорта, таких как крикет. При этом в США низкий показатель дефицита физической активности (64%) может быть обусловлен хорошим преподаванием физической культуры в школах, интенсивным освещением спортивных событий в СМИ и наличием большого числа спортивных клубов (в таких дисциплинах, как хоккей, американский футбол, баскетбол или бейсбол).
Наиболее низкие показатели распространенности дефицита физической активности среди девочек наблюдались в Бангладеш и Индии, что, вероятно, можно объяснить социальными особенностями, такими как повышенный объем выполняемой девочками работы по дому.
Дефицит физической активности среди подростков вызывает серьезную озабоченность
«Беспокойство вызывает отмеченная тенденция к снижению физической активности у девочек по сравнению с мальчиками, — говорит один из авторов исследования Лиэнн Райли, ВОЗ. — Чтобы повысить уровень и регулярность физической активности у девочек в подростковом, а затем и во взрослом возрасте, необходимо создавать для них соответствующие возможности с учетом их интересов и потребностей».
По мнению авторов исследования, для повышения уровня физической активности молодежи правительствам стран потребуется выявить и устранить многочисленные причины дефицита движения и соответствующие факторы неравенства — социальные, экономические, культурные, технические и экологические, — которые могут способствовать хроническому дисбалансу в уровне физической активности мальчиков и девочек.
«Страны должны разработать или обновить свою политику в этой сфере и выделить необходимые ресурсы для повышения физической активности, — добавляет д-р Булл. — Нужно проводить политику, направленную на повышение уровня всех типов физической активности, в том числе посредством физического воспитания, развивающего грамотность в вопросах физического здоровья, создания возможностей для занятий спортом, активных игр и активного досуга, а также обеспечения безопасной среды, в которой подростки могут не бояться ходить пешком и ездить на велосипеде. Комплексные мероприятия потребуют налаживания взаимодействия между целым рядом секторов и субъектов, включая школы, семьи, организации по оказанию услуг в области спорта и досуга, специалистов городского планирования, а также городских и местных лидеров».
Примечания для редакторов
Это исследование было профинансировано Всемирной организацией здравоохранения и проводилось учеными ВОЗ, Имперского колледжа Лондона и Университета Западной Австралии.
Авторы обращают внимание на наличие у исследования некоторых ограничений, в том числе на тот факт, что авторы использовали только информацию, полученную от подростков, посещающих школу, и не располагали данными о физической активности подростков, которые в школу не ходят. Посещающие школу подростки могут по характеристикам отличаться от других своих сверстников, поскольку чаще происходят из более благополучных семей, в большей степени заинтересованных в хорошей успеваемости в других учебных дисциплинах, нежели в физической культуре и спорте. Кроме того, хотя исследованием в целом было охвачено 81% посещающих школу подростков, этот охват на уровне стран был неравномерным и варьировался в пределах от 36% в странах с низким уровнем дохода до 86% в странах с высоким уровнем дохода.
В исследовании использовались только сведения, полученные по итогам опросов самих подростков, поэтому эти данные могли содержать искажения. Данные с носимых устройств не использовались ввиду отсутствия возможности их сопоставления с результатами опросных исследований.
Проблема низкой двигательной активности среди подростков
Автор: admin · Опубликовано 06.09.2015 · Обновлено 18.05.2018
Проблема низкой двигательной активности среди подростков
Проблема низкой двигательной активности среди подростков
Данная статья посвящена проблеме низкой двигательной активности среди подростков. Которая обостряется и принимает угрожающий характер в стенах высших учебных заведений. Последствия ограниченного движения, борьба с последствиями гипокинезии (как состояния ограниченной двигательной активности) и плюсы активного образа жизни — эти вопросы уже давно прочно укрепились в умах многих ученых. Занимавшихся разработкой концепций и принципов, программ и теорий, как в сфере медицины, так и в области физической культуры. В статье рассмотрены разные точки зрения, касательно информированности двигательной активности. Представлено определение, виды и последствия гипокинезии, изложены некоторые выводы относительно роли физического воспитания, как учебной дисциплины, в жизни студента и молодого поколения в целом.
Движение — главное условие нормального развития и функционирования организма
Это жизненно необходимая потребность любого человека, залог его здоровья и долголетия. Его особая значимость проявляется в периоды формирования социальной и физиологической зрелости, в подростковом и юношеском возрасте. Примечательно, что именно в этом возрасте, столь важно и для человека потребностью зачастую пренебрегают, обрекая себя на сопряжённые с этим последствия. Такие как ухудшения работы сердца, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов.
Как правило, это тесно связано с поступлением в ВУЗы детей и сопутствующими этому умственными и эмоциональными нагрузками.
Ежегодно студентами становятся сотни тысяч подростков, и каждый из них потенциально подвержен угрозам и опасностям. Которые несет в себе состояние ограничения двигательной активности, называемое в медицине — гипокинезией. Уменьшение двигательной активности уже приобрело массовый характер, особенно среди молодежи. Поэтому роль физического воспитания, как учебной дисциплины в высших учебных заведениях становится одной из решающих в условиях борьбы с гипокинезией.
Огромный вклад в изучение проблемы двигательной активности и её влияния на организм человека принадлежит Н.М. Амосову. В своих работах «Физическая активность и сердце» (1989) и «Сердце и физические упражнения» (1985) наряду с другими учеными он исследовал прямое воздействие гиподинамических последствий гипокинезии на работу сердечно сосудистой системы и другие последствия низкой двигательной активности. Позднее опираясь на работы Амосова Н.М., Муравова И.В. и других авторов, изучающих эту проблему. Ю.П. Кобяков опубликовал свою «Концепцию норм двигательной активности человека». В которой им были собраны мнения различных ученых касательно норм двигательной активности, и высказано свое мнение по этому поводу. Так же в его работе были показаны затраты времени на учебу, отдых и физическую активность в разные годы жизни человека, что дает более полную картину влияния гипокинезии на организм студентов.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ проблемы недостатка двигательной активности среди студентов, выявление зависимости гиподинамических последствий гипокинезии на состояние здоровья человека. Выводы, которые помогут определить пути преодоления данной проблемы в высших учебных заведениях.
Жизнь современного студента насыщена комфортом
Современные достижения науки и техники, призваны облегчить учебный процесс и разнообразить досуг, в конечном итоге приводят к резкому ограничению ежедневной двигательной активности. Большие нагрузки в учебном плане только усугубляют положение студентов.
Что касается студентов, как социальной группы, имеющей общие факторы, которые влияют на жизнь и здоровье её членов, можно сделать вывод, о том, что привычно-бытовая и учебная гипокинезия имеют наибольшую распространенность среди них. Исходя из этого, физическое воспитание в высших учебных заведениях имеет огромное значение, поскольку является учебной дисциплиной, и студенты посещают её в учебное время. К тому же его обязательная форма не дает возможности студентам избегать физических упражнений и активного времяпрепровождения ввиду личных предпочтений и пренебрежения физической культурой (привычно-бытовая гипокинезия).
Исследователи проблемы не могут прийти к единому мнению по поводу норм двигательной активности.
Все данные бесспорно свидетельствуют о необходимости, в первую очередь, предупредить гипокинезию у студентов, чтобы не бороться в дальнейшем с её последствиями. Основой в этом должна послужить физическая культура, как учебная дисциплина — с одной стороны, так и как факультативная дисциплина — с другой. Как предмет, который преподаётся всем студентам начальных курсов, которые были допущены к занятиям в результате медицинского обследования, физическая культура дает базу физической нагрузки, основы, необходимые для нормального функционирования организма подростка, что бы он не чувствовал дискомфорта, причиняемого недостаточностью движения.
Как факультативная дисциплина, физическая культура должна предоставить студенту право самостоятельно выбирать как вид двигательной активности (конкретный вид спорта), так и силу мышечной нагрузки. Это даст возможность студенту укрепить свое здоровье и активно занять своё свободное время.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы
Она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Эта роль становится огромной в период студенчества, ибо большая загруженность в учебном плане и недостаток свободного времени не позволяют студенту удовлетворить в полной мере свою потребность в движении.
Малоподвижный образ жизни — это состояние противоестественное для человека. Организм, находясь в таком состоянии, начинает давать сбой, который негативно сказывается на здоровье и жизнедеятельности всех его систем. Физическая культура в условиях ограниченного свободного времени чрезвычайно важна, так как является обязательной учебной дисциплиной. Однако, для полноценной двигательной активности студентов, недостаточно только двух часов в неделю, необходимо вводить факультативные дисциплины и активно пропагандировать их посещение на базе высших учебных заведений.
Детство – для движения! К чему приводит гиподинамия?
О гиподинамии, ее причинах и влиянии на организм, мерах противодействия ей говорим с кандидатом медицинских наук, врачом-детским кардиологом «Клиника Эксперт Смоленск» Фроловой Татьяной Михайловной.
— Татьяна Михайловна, начнём с вами с вопроса банального, но очень актуального – как вырастить здорового ребёнка?
Воздействовать на то, что мы в состоянии изменить. В самом общем понимании это ведение здорового образа жизни. Сюда можно отнести соблюдение режима дня, достаточный уровень двигательной активности (особенно на воздухе), нормальную продолжительность сна, полноценное питание, закаливание, профилактику и обучение способам противостояния стрессу.
— Расскажите подробнее о гиподинамии. Что это такое и насколько эта проблема распространена среди современных детей?
О гиподинамии (или, иначе, малоподвижном образе жизни) говорят тогда, когда человек находится в неподвижности более 5 часов в течение дня и двигается менее 10 часов в неделю (около 1,5 часов в день).
На сегодняшний день в целом это распространено среди всех школьников, вышедших из начальной школы.
— С чем вы связываете рост поколения «обездвиженных» детей? Кто виноват в детской гиподинамии?
Причина гиподинамии у детей заключается, в первую очередь, в отношении общества, людей, задающих вектор его развития. Нет должной культуры развития здорового образа жизни, массовой доступности физической культуры и спорта (как это было, например, во время СССР).
О ГИПОДИНАМИИ РЕЧЬ ИДЁТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ
В НЕПОДВИЖНОСТИ БОЛЕЕ 5 ЧАСОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ И
ПОДВИЖЕН МЕНЕЕ 10 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ (ОКОЛО 1,5 ЧАСОВ В ДЕНЬ)
— Дети какого возраста больше подвержены гиподинамии?
Это школьники, среди которых особенно подвержены ей подростки и выпускники. С введением ЕГЭ стала отмечаться тенденция увеличения количества часов на подготовку, так что даже те, кто регулярно занимался спортом, в последних классах нередко бросают занятия в пользу школьным предметам.
— К каким заболеваниям может привести недостаток физической активности у детей? Какие органы страдают от гиподинамии у детей и подростков прежде всего?
Нет такого органа и системы, на которую не влияла бы гиподинамия. В первую очередь появляется избыточная масса тела и ожирение. Нарушается обмен веществ в организме. Эти факторы влияют на работу всех органов и систем.
Читайте материал по теме: Как довести ребёнка до ожирения?
Конкретные примеры. Снижается сила дыхательных мышц. Такие дети начинают чаще болеть простудными заболеваниями.
Ухудшается функционирование иммунной системы, умственная работоспособность.
Слабеет опорно-двигательный аппарат. Такие дети предрасположены к нарушениям осанки, развитию сколиоза, плоскостопия.
Нарушается работа органов брюшной полости. Иногда просто оптимизация уровня физической нагрузки способна, например, избавить от запора.
НЕТ ТАКОГО ОРГАНА И СИСТЕМЫ,
НА КОТОРУЮ НЕ ВЛИЯЛА БЫ ГИПОДИНАМИЯ
Остается недостаточно подготовленной к нагрузкам сердечно-сосудистая система. Низкая физическая активность является одним из основных факторов, приводящих к развитию артериальной гипертонии, атеросклероза и ишемической болезни в будущем.
Могут развиваться застойные нарушения в органах малого таза, у девочек может изменяться менструальный цикл. В дальнейшем уже во взрослом возрасте возможно нарушение сексуальной функции у мужчин, детство которых было малоподвижным.
— Мы подняли вопрос о том, как гиподинамия влияет на детский организм. Но возможна обратная ситуация – излишняя физическая активность может отрицательно сказаться на здоровье детей и подростков?
Это возможно в случае, когда речь идет о спорте высоких достижений, профессиональных занятиях им. Причем в детском возрасте такие нагрузки могут сказываться не всегда, а проявиться позднее. В таких случаях возможно истощение резервных возможностей организма. Например, может развиваться так называемое патологическое спортивное сердце. Это может выражаться повышением артериального давления, развитием нарушений сердечного ритма.
Оказываются чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
Со временем ухудшается деятельность иммунной системы.
— Как родители могут самостоятельно оценить адекватность физической нагрузки ребёнка? Сколько, в зависимости от возраста, ребёнку необходимо двигаться в день?
В вопросе контроля своего состояния во время любой физической нагрузки есть понятие «зоны безопасного пульса». В ее пределах физическая активность безопасна и полезна для организма.
Нужно учитывать, что говоря обо всем этом, речь идет об оздоровительном спорте, а не о спорте высоких достижений: в последнем случае все регулируется очень индивидуально.
В целом перед началом тренировок, а также уже в динамике необходим контроль тренера и врача спортивной медицины.
Для отслеживания показателей пульса рекомендуется использовать пульсометры.
Помимо пульса контролируется общее самочувствие, одышка, наличие головных болей, головокружения и других жалоб, признаков, которые могут свидетельствовать о чрезмерности нагрузки.
Читайте материал по теме: Непривитые дети – самые здоровые?
Согласно ряду исследований, среднестатистический человек делает в течение дня менее 3 500 шагов.
— В каком возрасте детей можно записывать в детскую спортивную секцию?
Если у ребенка все в порядке со здоровьем, то, к примеру с 3-летнего возраста его могут, в частности, принять в секцию фигурного катания.
Есть небольшая оговорка: обычно до школы весь процесс занятий даже в спортивных секциях носит характер общей физической подготовки.
Если у ребенка имеются какие-то нарушения в состоянии здоровья, вопрос решается в индивидуальном порядке. Со своей стороны, как кардиолог, могу сказать, что большинство нарушений со стороны сердца у детей носит функциональный характери не является противопоказанием для занятий спортом.
В любом случае, даже если физические нагрузки будут назначены, обязательно в динамике будет отслеживаться их переносимость и влияние на состояние органов и систем.
— С позиции детского кардиолога какой вид спорта лучше всего выбрать для ребёнка с целью гармоничного физического развития?
На второе место можно поставить езду на велосипеде, трекинг, бег, футбол, волейбол, лыжи. Эти виды спорта, обеспечивающие аэробную нагрузку, благотворно сказываются на развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошо влияют на мускулатуру, имеют закаливающий характер.
— Татьяна Михайловна, какое обследование необходимо пройти перед тем, как отдать ребёнка в спортивную секцию?
Необходимо УЗИ сердца (эхокардиография) и ЭКГ. В большинстве случаев этого достаточно. По показаниям могут проводиться и другие исследования.
— В заключении вы можете дать совет родителям – как избежать детской гиподинамии?
Фролова Татьяна Михайловна
В 1997 году окончила педиатрический факультет Оренбургской государственной медицинской академии.
С 1997 по 1998 год проходила интернатуру по специальности «Педиатрия».
Имеет ученую степень кандидата медицинских наук.
В настоящее время занимает должность детского кардиолога и врача функциональной диагностики в ООО «Клиника Эксперт Смоленск». В Смоленске принимает по адресу: ул. 8 Марта, д. 20.