штрих код вместо подписи
QR-фикция: как в Петербурге будут проверять подлинность сертификатов по паспорту
Без QR-кода в декабре будет не сходить даже в магазин за новыми штанами Фото: canva.com
Петербург готовится жить по новым коронавирусным правилам. Пока бизнес подсчитывает будущие убытки от введения QR-кодов, а горожане мечутся по прививочным пунктам, «МК в Питере» разбирался, кто и как будет проверять статус вакцинированного, переболевшего или имеющего медотвод. Без одного из них с 1 ноября будет не сходить на концерт, с середины месяца — ни в театр, ни в музей, а с 1 декабря не попасть даже в бар или обувной магазин.
Паспорта на стол
По его мнению, с QR-кодами может обстоять дело так же, как и с покупкой алкоголя: хочешь в театр, клуб или ресторан — предъяви. Нет — гуляй дальше.
Победит формализм
На деле, по мнению юриста, требовать доказать, что QR-код твой, а не соседки, мамы или друга, никто не будет. Учитывая, какие убытки ждут бизнес, вряд ли его представители станут лютовать с проверками. В итоге вся введенная система будет носить чисто формальный характер. Впрочем, Европа это уже проходила, переживет и Петербург.
«Скорее всего, практика все это дело победит. И эта вся система будет какой-то формальной или обычной фикцией. Люди будут просто распечатывать QR-коды, носить их на бумаге, и никто их проверять не будет. Надо сказать, что мы не первые, кто ввел такую систему — мне рассказывали знакомые про ситуацию в Европе. Там вся эта история с QR-кодами, сертификатами о прививках свелась к тому, что они по факту есть, и значит они ваши. Я думаю, у нас все эти возможные механизмы проверки QR-кодов с паспортом и так далее, скорее всего, делать никто не будет», — заключил юрист.
Как будет работать система, придуманная в Смольном, покажет практика. А пока ясно одно: новость о QR-кодах усилила раскол в обществе — часть горожан в соцсетях костерит власти за такое усердие в борьбе с COVID-19, другая ругает антипрививочников на чем свет стоит. Главный же вопрос, который по идее должно решить ужесточение коронавирусных мер — помогут ли QR-коды победить пандемию, пока остается без ответа. Хотя медики в их успех особо не верят.
Штрих код вместо подписи
С 29 декабря на большинстве нотариальных документов появится специальная маркировка, QR-код. Он обеспечит дополнительную цифровую защиту документов от подделок, такую маркировку невозможно продублировать, перенести на другой документ или иным образом обмануть систему. Проверить предъявленный документ сможет любой человек, у которого есть смартфон. Проверка документа с QR-кодом происходит автоматически и включает в себя два этапа.
QR-код — это машиночитаемая маркировка, которая будет размещаться в правом нижнем углу нотариального документа. Каждый QR-код уникален, в нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях или их представителях, дата совершения нотариального действия, вид нотариального действия и регистрационный номер, ФИО нотариуса, нотариальный округ нотариуса. Убедиться в подлинности нотариального документа с помощью QR-кода очень просто: подойдет любое сканирующее устройство (удобно использовать приложение на смартфоне). Для проверки необходимо навести сканер на маркировку, далее на экране появится ссылка, содержащая реквизиты нотариального документа — ФИО заявителей, дата совершения нотариального действия и другие, сведения откроются по этой ссылке. Достаточно сверить информацию из текста документа с данными QR-кода, чтобы убедиться в его достоверности. QR-код нет смысла каким-либо образом копировать или фальсифицировать: попытка сгенерировать код в другой программе и нанести на подделываемый документ не пройдет, поскольку такая подмена вскроется при проверке, для этого предусмотрен второй этап. Так как сведения о каждом нотариальном действии вносятся нотариусом в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата, то проверка по QR-коду, у которого есть уникальный идентификационный номер, автоматически установит и сообщит — есть ли документ с такими реквизитами в нотариальной базе данных*. Если документ зарегистрирован в системе — перед вами не подделка.
Появление QR-кодов на нотариальных документах также делает бессмысленным существование криминального «рынка» поддельных нотариальных бланков — такие подделки и ранее при их предъявлении моментально выявлялись нотариусами или государственными органами, если они направляли запрос в ЕИС нотариата. Теперь же практически любой человек сможет самостоятельно установить подлинность нотариального документа, и покупка поддельного бланка с поддельной печатью нотариуса никак не поможет обойти закон.
Установление дополнительной цифровой защиты на документ не потребует дополнительных расходов от граждан: проставление маркировки на нотариальный акт совершается в рамках одного нотариального действия, а вся разработка и поддержка платформы QR-кодирования осуществляется за счет средств нотариата. Это предусмотрено положениями закона, вступающими в силу в конце декабря. Напомним, что Федеральный закон № 480-ФЗ, который еще называют «законом о цифровом нотариате», также предусматривает возможность удаленного обращения к нотариусу через интернет для ряда нотариальных действий, а также дистанционное удостоверение сделок двумя и более нотариусами и ряд новых нотариальных действий.
Отметим, что QR-коды будут присутствовать только на «бумаге», электронные документы, удостоверенные нотариально, не требуют проставления маркировки, так как защищены УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса.
С 29 декабря QR-коды появятся на большинстве нотариальных документов, таких как: доверенности, завещания, брачные договоры, наследственные договоры, соглашения об уплате алиментов, договоры ренты, залога, купли-продажи, согласия супругов на отчуждение имущества, а также на договорах инвестиционного товарищества, требованиях о приобретении доли в уставном капитале, протоколах (решениях) о выходе участника из ООО и других важных документах. Таким образом, введение двойной защиты юридически значимых документов гарантирует безопасность и соблюдение законных интересов и граждан, и юридических лиц. Государственные органы и органы местного самоуправления в случае необходимости могут запрашивать информацию о соответствии текста нотариального документа через ЕИС нотариата.
*прим: обычно нотариальные акты вносятся в ЕИС нотариата в течение суток, в отдельных случаях этот срок может быть несколько больше
Как получить QR-код, который подтверждает вакцинацию или перенесенный коронавирус
В большинстве регионов России для посещения общественных мест требуют QR-коды либо сертификаты о вакцинации или перенесенной болезни. А где-то — еще результаты тестов на коронавирус.
Разобраться в этом хаосе непросто, но мы собрали информацию о том, где и какие QR-коды и коронавирусные справки требуют в разных регионах, в одной статье. Обязательно проверяйте данные перед тем, как планировать поездку: информация очень быстро меняется. Например, 21 октября в Крыму для заселения в гостиницы не требуют дополнительные документы, а с 25 октября все изменится: будут принимать только вакцинированных.
В этой статье расскажу, как получить QR-коды и справки для посещения общественных мест.
Что вы узнаете
Какие документы требуют в общественных местах в октябре 2021 года
Обычно в постановлении регионального правительства указано, какой именно документ подойдет — электронный или на бумаге. Например, в Крыму примут оба документа.
Редактор этой статьи привилась в Москве. Как только врач сделал укол, на телефон пришла смс со ссылкой на код. Его можно загрузить в приложение Wallet на Айфоне — очень удобно
Сертификат о перенесенном коронавирусе. Переболеть нужно официально — с обращением к врачу. В диагнозе должно быть указано, что пациент перенес новую коронавирусную инфекцию: коды МКБ-10 U07.1 и U07.2. Если поставят другой диагноз, например ОРВИ, то такая справка не подойдет.
Некоторые регионы разрешают гражданам представлять на выбор справку из больницы или документ с госуслуг, например Волгоградская область. Но есть и регионы, которые примут только сертификат с госуслуг. К ним относится Санкт-Петербург, где коды поэтапно будут вводить с ноября.
Обычно сертификат действует полгода после выздоровления. Но на всякий случай рекомендую уточнить срок действия в распоряжении региональных властей. Иногда в регионах для посещения общественных мест разрешают использовать документы о вакцинации даже одной дозой двухкомпонентной вакцины.
Справку о наличии антител принимают только несколько регионов. Например, Ивановская, Мурманская области, Тыва. В кафе и рестораны в Севастополе вместо сертификата о перенесенной болезни тоже можно принести документ о наличии антител IgG.
Чтобы его получить, нужно сдать анализ в лаборатории, он стоит в среднем 1000—1500 Р в зависимости от региона. В Тыве и Севастополе срок действия документа — 60 дней с даты выдачи. В других регионах он может отличаться.
Обычно срок действия справки с ПЦР-тестом — 3 дня или 72 часа. Но бывают исключения. Например, в Севастополе — 7 дней с даты проведения исследования.
Некоторые регионы требуют не обычную справку из лаборатории, а подтверждение сданного анализа на портале госуслуг. Если лаборатория передала сведения на госуслуги, то документ хранится на той же странице, что и сертификат о вакцинации или перенесенной болезни. В Москве действуют особые правила, о них расскажу дальше.
Справка о медотводе от прививки. Для ее получения должны быть веские основания, например аутоиммунное заболевание в стадии обострения, кормление грудью, активная фаза лечения рака.
Справки о противопоказаниях к вакцинации выдают только государственные медицинские учреждения. Как правило, на них указано основание для медотвода, есть печати учреждения и врача и срок действия.
Такой документ могут запросить, например, при заселении в гостиницу с отрицательным результатом ПЦР-теста в Краснодарском крае.
Другие сертификаты. Иногда в регионах могут вводить какие-то свои местные пропуска. Например, в Нижегородской области у посетителей есть выбор: предъявить для входа в театры, кинотеатры и музеи сертификат о вакцинации или перенесенной болезни либо документ «Мультипасс 800». Последнее — пластиковый или электронный бейдж, который дает доступ на мероприятия.
Мультипасс можно получить в МФЦ или в электронном виде, заполнив анкету на сайте «Карта Нижегородской области». Но электронный документ и пропуск в МФЦ оформят только тем, кто переболел или привился в Нижегородской области. Все остальные могут получить мультипасс только в пункте выдачи на улице Короленко, дом 32, ежедневно с 09:00 до 21:00.
Чтобы это сделать, нужно прийти с паспортом, распечатанным QR-кодом с госуслуг о прививке или перенесенном коронавирусе, написать заявление и сфотографироваться. Заявители указывают номер СНИЛС и мобильного телефона. Документ на Короленко обещают выдать сразу. В МФЦ — в течение 5 дней.
Как получить QR-код о вакцинации, перенесенном коронавирусе или ПЦР-тесте на госуслугах
Сертификат о вакцинации на портале госуслуг может получить любой гражданин старше 18 лет. Для этого ему нужно зарегистрироваться, подтвердить учетную запись и пройти вакцинацию в России одним из четырех препаратов: «Спутник V», «Спутник Лайт», «КовиВак», «ЭпиВакКорона». Документ действует в течение года после второй прививки или получения однокомпонентной вакцины.
Сертификат о перенесенном коронавирусе появится на госуслугах, если данные о болезни туда передало медучреждение, в которое обратился пациент. Бывает, что сведения пересылают с опозданием или делают ошибку при передаче данных — и тогда документ не отображается. В случае проблем попробуйте обратиться в поликлинику или больницу, где лечились. Сертификат с госуслуг действителен в течение шести месяцев, затем он пропадет из личного кабинета.
Сертификат с результатами ПЦР-теста или теста на антитела. Чтобы они появились на госуслугах, нужно сдать анализ в медучреждении, которое передают сведения на госуслуги. Обычно к ним относятся государственные поликлиники. В частных лабораториях рекомендую уточнять этот вопрос заранее.
На госуслугах сказано, что срок действия кода — 72 часа. Мои знакомые говорят, что у них результаты пропадают из личного кабинета после истечения этого срока. Но у некоторых на портале до сих пор хранятся результаты летних тестов с QR-кодами.
Штрихкодирование документов
Современные технологии в наше время, позволяют оптимизировать бизнес-процессы компании практически во всех направлениях.
Одним из вариантов оптимизации бизнес-процессов любой компании является автоматизация документооборота, в частности введение штрихкодирования документов. Считывание кода производят сканеры штрих-кода.
Штрихкодирование – технология автоматической идентификации, представляющая собой нанесение штрих-кода – комбинации белых и черных полос, которая легко расшифровывается в электронной системе. Штрих-коды на товарах давно уже стали обычным явлением, идентификация же документов посредством штрих-кодов появилась сравнительно недавно и стала удобным подспорьем при учете деловой документации.
Как это работает?
При распечатке документа привычным способом на бумагу автоматически наносится штрих-код, содержащий все необходимые данные для дальнейшей идентификации.
Зачем это нужно?
Штрихкодирование документов оказывается очень полезной функцией при ведении бизнеса и имеет ряд преимуществ:
Для кого полезно?
Широкое распространение штрихкодирование документов получило в банковской сфере и логистике – именно в этих компаниях работа связана с большим числом платежных документов, транспортных накладных и др. документов.
Однако, данная система учета документов будет удобна и для компаний в других областях деятельности, которые вынуждены подтверждать различные бизнес-процессы бумажными носителями.
Объявление
Jeca, тут происходит подмена понятий. В принципе, я тоже самое и предлагал, т.е. «заверенную копию». Но это канает когда такое действо возникает изредка.
Между тем, GeC пишет: «Иногда» банку приходится выдавать клиенту документы в бумажном виде и некоторые из них требуют наличия подписи, при значительном обьеме замена ручной операции на автоматическую как не странно может снизить расходы
Если такое дело имеет место быть постоянным, то действительно надо что-то делать.
Но лично я бы в этой «консерватории» начал крутить ручки с другого бока.
С клиентом есть соглашение о признании аналога подписи в виде ЭЦП? Есть. Ему представлен электронный документ с ЭЦП.
Клиент хочет получить тот же документ в бумажном виде с подписью и печатью банка? Пожалуйста, напечатаем и подпишем. Только оплатите согласно тарифам и зайдите через 3 дня Тарифы, естессно, должны быть такими, чтобы покрыть затраты банка на эти безобразные действия и отбить у клиентов желание просить бумажку «на всякий случай».
Комментарий
Возьмем банковскую специфику. Около 70-80% документов порождены электронным способом, мы что, все их будем печатать? Чтобы пощупать, а то, что там в машине, непонятно. :-)))
А что, пардон, делать с клиентами, у которых нет с банком электронных каналов связи?
- С чем связаны катаклизмы в мире
- runtime broker что это windows 10 можно ли отключить