советские журналы детской моды
Мода в СССР: как одевались советские дети (68 фото)
Предлагаю начать с того, что мы еще немного помним, хотя прошло немногим более 30 лет.
Детский сад.
Конечно, одежда для современных детей 3-6 лет особо ничем не отличается от нашей.
Но все же отдельные её детали очень хочется вспомнить.
А летом с ног не слезали вот такие сандальки:
А вот так выглядела наша зимняя форма одежды:
У кого-то была вот такая шубка:
Но хочется отдельно поговорить о шапках.
Мальчикам на фасад этой шапки иногда крепли серпасто-молоткастые звездочки 🙂
«Шапочка конькобежца». Она постоянно сползала на лоб, совершенно перекрывая весь обзор.
Я помню, как каждые 5 минут подбегал к воспитательнице и просил поправить её 🙂
Уже в школе у меня появилась более крутая шапочка-«петушок»:
Кто что помнит, про появление «крутых» фирменных марок в СССР? Я помню,
как мой старший брат покупал белые футболки и через трафарет рисовал названия всяких фирм.
Потом сей продукт продавал, пока не «замели» 🙂
А вот типичная летняя картина :
А вот так мы выглядели в 3-4м классе:
А примерно так в конце 80х выглядели ребята постарше:
Но мы были слишком малы, чтобы родители позволили нам что-то подобное. Поэтому мы выглядели так:
В 1989 меня торжественно приняли в пионеры и проходил с галстуком целых 3 года 🙂 Гордился им.
Наша школьная форма:
На шевроне постоянно что-то рисовалось ручкой. Либо себе, либо соседу 🙂
Соседу обычно рисовали «двойки» и «колы» в распахнутой тетради, на что тот обычно бурно реагировал кулаками 🙂
До галстука свою принадлежность коммунизму мы выражали ношением «октябрятской» звездочки на клапане левого кармана:
Вместе с галстуком, в 3м классе, мы получали еще и такой значок:
На смену ей пришла другая.
Кто-то оделся в классическую «джинсу»:
Девчонки щеголяли в таком костюме:
В общем, выглядеть мы стали так:
А руки не мерзли зимой вот в этом:
Спортивные. Город стал похож на олимпийскую деревню.
Да еще и на голое тело:
Девчонки приодели лосины:
Ультрамодные кофты из ангорки, всех цветов радуги:
Капоры из того же материала:
Более скромные и модные девушки одели беретки:
В моде были и такие кофты:
Летом многие носили такое вот, резиновое.
Девочки как-то в одночасье одели и это:
И стали мы выглядеть так:
Значит и там так же одевались, не?
Куртка отлично подходила к спортивным штанам и дерматиновым туфлям с модным, загнутым носком.
Стыдно признаться, но и я примерно так же выглядел.
Вязаная шапочка-«пидорка» стала неотъемлемым атрибутом 90х:
Самыми популярными среди подростков были цветные сине-салатовые-зеленые-красные с огромным
пушистым помпоном кислотного цвета. На ней еще была надпись вроде «Local Mochu»,
что было предметом постоянных «подколок».
Кстати, гопники позже перешли с «кожи» на «пилот»:
Я теперь понимаю, откуда пошло слово «отморозок»: всю зиму эти «крутые» парни рассекали в синтетике,
дерматине и тонких курточках.
А когда в 95м я стал увлекаться металлом и панком, то моей любимой одеждой стали тёртые джинсы и плотная,
клетчатая рубаха на выпуск 🙂
Советские журналы детской моды
История детской одежды
Детская мода СССР (смотреть в Internet Explorer)
Ретро журнал мод для детей
Детская мода СССР
на фото Татьяна Фадеева (сашина мама) с подругой.
Основные тенденции развития детского советского костюма в 1930-1960-е годы.
Фадеева А.М.
(работа по существу научная поэтому цитирую наиболее живые моменты, в этом смысле наибольший интерес представляют воспоминания современников в приложениях в форме интервью. Главной темой интервью были детские воспоминания об одежде.)
. Кстати, отечественная одежда потрясающе всех уродовала. Они кроились на некую усредненную фигуру, которой, судя по всему, в природе не было.
. Тогда в СССР такие шубки были невиданными, немыслимыми. Из Парижа, штучный пошив, какой-то из домов высокой моды.
. Шубы всегда в той или иной мере были тяжелыми, и в них нельзя было легко согнуть руку, они толстили и усугубляли чувство собственной неуклюжести.
. Кстати, отечественная одежда потрясающе всех уродовала. Они кроились на некую усредненную фигуру, которой, судя по всему, в природе не было.
. Тогда в СССР такие шубки были невиданными, немыслимыми. Из Парижа, штучный пошив, какой-то из домов высокой моды.
. Шубы всегда в той или иной мере были тяжелыми, и в них нельзя было легко согнуть руку, они толстили и усугубляли чувство собственной неуклюжести.
. Может, силен до сих пор ещё дореволюционный визуальный маркер социальной принадлежности? Уж лучше быть одетым бедно и немодно, чем так, чтобы быть принятой за «не ту» даму. Боязнь дурного вкуса.
Беседа с Фадеевой Татьяной Ивановной (Мама) (род. г. Ленинград 1951 г.)
. Из игрушек были гуттаперчевые пупсы, наряды которым шили наши родители, куклы с закрывающимися глазами. Мы их называли почему-то «стеклянными», а на самом деле у них была гипсовая голова, а все остальное из ткани, набитой ватой или опилками. Они были одеты в фабричную одежду.
Выдержки из главы о гигиене тоже весьма забавны:
Гигиена
. «Техника пользования мешка такова – после обеда дети раздеваются в комнате, где на широких низких скамьях приготовлены мешки, они одевают ночную длинную рубашку, белую косынку и капор, и младших детей руководительницы или нянечки вкладывают в индивидуальные мешки (на каждом мешке и капоре имеется фамилия ребенка), старшие сами ложатся в свои мешки: после этого детей или выносят на руках, или на подвижной кровати перевозят на веранду или во двор, где уже приготовлены кроватки в защищенном от ветра месте или под навесом».
Глава о послевоенном периоде:
Послевоенная детская мода
. К числу «излишеств» также были отнесены недопустимо завышенные площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений. В результате в стране стали появляться пятиэтажные блочные дома, с малометражными квартирами, получившие в народе название «хрущевки».
Глава про запад:
Влияние западных тенденций на советскую детскую и молодежную моду.
. Плюшевые игрушки, с которыми прежде изображались малыши, будут заменены на сачки, а сумочки у более старших детей – на лопатки.
Прическа школьниц также должна была отвечать строгим требованиям. «Модельные стрижки» до конца 1950-х годов были под строгим запретом. Девочки обязательно носили косы с бантами.
. Во всех рассмотренных периодических изданиях дети очень красиво изображаются художником. Например, девочка, представляющая модель песочника в журнале «Моды. Весна. 1939», предстает играющей около водоема, одетая в песочник из легкой ткани с ниспадающей лямочкой на плечо.
. «Родителям необходимо усвоить основное требование – с первых шагов ребенка воспитывать в нем стремление к безукоризненному порядку».
. «для ребенка до двух лет ни в одном магазине не найти верхней одежды. Не легкое дело и обуть ребенка в возрасте до пяти лет – обуви нет. С трудом разыскивают родители костюмы и пальто для школьников, а чулок 8, 9 и 10 номеров в продаже совсем нет».
. Для людей с достатком большим подспорьем были комиссионные магазины, которых в то время было множество. Их прилавки пополнялись вещами репрессированных.
. «В то время, когда сажали людей, нам, артистам, сделали невероятную зарплату, в два раза повысили, и мы все себе могли купить. В Столешниковом переулке был маленький комиссионный магазинчик, где продавалось много импортных детских вещей из семейств репрессированных. И когда посадили мою сестру, я для Майи (Плисецкой) бегала туда покупать очаровательные вещи.».
. В данном случае мы рассматриваем моду не как следование стилю или стандарту красоты, а как отражение во внешнем виде внутренней культуры человека, которая выживает даже в самых тяжелых условиях.
Иллюстрации из детских книг того времени, фото с озигинала сразрешения архива советского рисунка в Русском музее.
самая шикарная и ценная вещь из картинок, это сканы старых микрофильмов с советских журналов.
Прямо вот смотришь микрофильм на специальном апарате и потом сканируешь за огромные деньги! Но какая красота! Все эти трещенки!
иллюстрации к «Чуку и Геку»
полную версию диплома, в том числе список иллюстраций можно скачать по этим ссылкам:
01 титул.doc
В традиции недавно введенных в ЖЖ копирайтов еще раз замечу, материалы размещены для общего пользования, блага и удовольствия. копируйте, публикуйте, используйте, естественно с авторской ссылкой.
Мода и культура
Вы здесь
Детская мода в СССР
(Ульянов Н.И. Снегири. Детский сад 1964)
Первые шаги детской моды в советском государстве были непростыми. Легкая промышленность после пережитых революций и гражданской войны находилась в удручающем состоянии. Поэтому зачастую дети ходили в одежде, перешитой из взрослой, и фасон зависел не от модных тенденций, а от маминого умения шить. Но даже в то время мода существовала. В журналах «Моды сезона», «Женский журнал», «Ателье» наряду с модой для взрослых публиковались эскизы детской одежды. И в семьях с высоким достатком дети выглядели, как с картинки: девочек одевали в прямые платья с сильно заниженной талией.
Например, журнал «Вестник моды» от 1927 года демонстрировал несколько платьев такого фасона: с лифом, украшенным кружевом и плиссированной юбочкой, с вышивкой на груди и юбкой – тюльпан. Мальчиков наряжали в рубашки – матроски и брюки или шорты.
Создавая новое государство, советская власть создавала и новый образ – образ советского человека. Поэтому вскоре «безыдейные» женские журналы ушли в прошлое, а укрепили позиции «Работница» и «Крестьянка». С конца тридцатых годов там размещались не только эскизы «правильной» советской одежды, но и выкройки к ней.
Изучая одежду для девочек, можно заметить интересную тенденцию: если в двадцатые годы в детской моде было много цитирований взрослой одежды: прямой покрой, заниженная талия, плиссе, декор – то в тридцатые годы в платьях для самых юных модниц такие цитаты постепенно исчезают. Прослеживаются стилевые решения, характерные только для детской моды: трапециевидный силуэт, рукав-фонарик, широкий округлый воротничок.
В 1922 году образовалась пионерская организация, и у подростков, вступивших в ряды пионеров, одежду украшал красный пионерский галстук. Три конца галстука символизировали единство пионеров, комсомольцев и коммунистов. Была введена и общая для всех пионеров форма, но государство не могло обеспечить ею всех желающих. Поэтому чаще всего галстук украшал не форменную синюю блузу, а рубашку или даже майку.
В целом, период с 1917 по начало тридцатых годов был, пожалуй, одним из самых трудных для советской легкой промышленности.
Во второй половине тридцатых годов экономическая ситуация в СССР постепенно нормализировалась, что дало мощный толчок развитию легкой промышленности. По эскизам советских модельеров крупные швейные предприятия г. Горького, Казани, Симферополя, Новосибирска, Саратова наконец-то стали отшивать удобную, качественную детскую одежду.
Прямой силуэт с широким плечевым поясом – модный фасон женской одежды сороковых годов – присутствовал и в одежде девочек-подростков. И очень часто легкие блузы девочек украшал крупный бант на груди. Кстати, если девочки в те годы тщательно следили за собой, были опрятными, аккуратными, то у мальчишек особым шиком считалось выглядеть, как дворовый хулиган: застиранные бесформенные штаны, полинявшие майки и обязательная кепка.
В эти тяжелые послевоенные годы копилкой идей стал «Журнал мод», первый выпуск которого вышел в 1945 году. Помимо одежды для взрослых, были представлены и модели детской одежды. Для девочек предлагалось сшить платье в народном стиле, сарафан простого кроя (фактически, широкая юбочка на бретельках), несколько вариантов приталенных платьев до колен для девочек-подростков и коротких трапециевидных платьев для малышек. А для мальчиков предусматривались неизменные шорты с рубашечками. Кстати, шорты мальчики носили круглый год: в холодное время года комплект рубашка-шорты-колготки был традиционной одеждой в детском саду. Просто считалось, чем короче одежда, тем удобнее играть.
Еремина Т.А. На бульваре 1957
Интересно вспомнить о детской верхней одежде того времени. Пальто для малышей шилось коротким и широким, для подростков – длиной до колена, приталенным. Зачастую детское пальто перешивалось из родительского. А самым ненавистным предметом зимнего детского гардероба была шуба. Тяжеленная, широкая, в ней и руки-то не согнешь, а уж побегать, поиграть малыши и не мечтали! Единственное достоинство – не изнашивалась. И переходили такие шубы из поколения в поколение. Вполне возможно, что каждый советский ребенок донашивал ее за своей мамой. А, может, и за бабушкой.
Пятидесятые – особое время: прекрасное, счастливое. Малыши твердо знали, что такое «хорошо» и что такое «плохо» и верили в деда Мороза. Подростки с гордостью носили пионерский галстук, посещали много кружков и занимались спортом. Юноши и девушки верили в любовь и счастливое будущее в великой стране. Постепенно забывались ужасы войны и тяготы послевоенных лет. Люди смеялись, мечтали, любили.
Одежда в те годы была под стать настроению: легкая, романтичная. Это прослеживается и в детской одежде, хотя детская мода более консервативна, чем взрослая, и гораздо меньше подвержена изменениям.
Особое внимание уделялось качеству и составу тканей для детской одежды: тонкая шерсть, хлопчатобумажная ткань, ситец.
И малышей, и детей постарше по-прежнему наряжали в рубашки с матросским воротником: девочек – в сочетании с расклешенной юбкой до колена, мальчиков – в неизменные шорты или укороченные брюки. Малышки с удовольствием носили яркие платья – колокольчики, белые панамки и гольфики, а девочки постарше – приталенные платья, дополненные тонким ремешком, и юбки покроя «солнце-клеш».
Все, кто вырос в Советском Союзе, наверняка помнят обувь, которую носили в детстве. Жесткие, жутко неудобные сандали, при чем мальчишечьи отличались от девчоночьих лишь цветом. Зато они были дешевыми, и заботливые мамы покупали своим дочкам сразу несколько пар – под цвет платьев.
Пятидесятые – это еще и время массовых спортивных праздников. Сотни юных спортсменов, одетые в одинаковые белые футболки и темные шорты, четко, слаженно выполняли спортивные номера: сложная хореография, синтез гимнастических элементов и легкой атлетики производили на зрителей неотразимое впечатление.
Отдельного упоминания заслуживает школьная форма. С приходом советской власти ее отменили, т.к. семьи победнее все равно не могли ее себе позволить. Форму снова ввели лишь в 1949 году. Девочек нарядили в коричневые шерстяные приталенные платья и фартук, но даже в таких строгих рамках была возможность творчества. Платье освежалось белыми кружевными манжетами и воротничком – отложным или стоечкой. Кто-то покупал готовое кружево, а некоторые девочки могли похвастаться кружевом ручной работы, связанным заботливыми мамами и бабушками. А фартуки были как на тоненьких бретельках, так и с кружевными «крыльями». Иногда юные мастерицы украшали бретели фартука вышивкой. Мальчики носили костюм, состоящий из брюк и гимнастерки, дополненный ремнем и фуражкой.
Поскольку в школьные будни внешний вид строго регламентировался, школьные неформальные мероприятия, например, новогодние «огоньки», на которых не требовалось надевать форму, превращались в показы мод. Старшеклассницы считали себя слишком взрослыми, чтобы наряжаться в Василису Прекрасную или снежинку, поэтому дефилировали в невероятно женственных платьях с узким лифом и пышной юбкой.
А девочки помладше предпочитали карнавальные костюмы: в фаворе были национальные костюмы или образы, навеянные сказками. Самые юные модницы на елках во дворцах культуры и в детских садах выбирали костюмы белочек, лисичек или снежинок. Но новогодний образ зависел не только от желания ребенка. В продаже карнавальные костюмы не встречались, их нужно было шить: перед новым годом в приложениях к журналам «Работница», «Крестьянка» публиковались эскизы и выкройки.
Вообще, необходимость самостоятельно изготавливать одежду сохранилась и в пятидесятые годы. Практически в каждой семье была швейная машинка.
Стремление к природной простоте – одна из тенденций шестидесятых. Кардинальное, лаконичное мини, царившее во взрослой одежде в эту эпоху, с одной стороны, наложило отпечаток на детскую. А с другой стороны, именно детская одежда стала источником вдохновения для ведущих дизайнеров того времени. Короткое яркое платьице с круглым белым воротничком, белые гольфики и туфли на плоской подошве – это не описание детского ансамбля, так выглядела на страницах английских журналов топ-модель Твигги (едва ли советские граждане были знакомы с этим именем).
Мода на минимализм на Западе вспыхнула так ярко, что проникла и за «железный занавес». На детской одежде это тоже отразилось: крой стал более простым, длина – более короткой. При чем это касалось как девочек, которые носили юбочки и платьица выше колен, так и мальчиков, которым предписывалось носить укороченные брючки.
На тканях для детской одежды традиционные цветочные мотивы, горошек были дополнены модными у взрослых геометрическими узорами.
Искусственные ткани не утвердились в детской моде. Хотя дамские издания и писали о безопасности синтетических материалов, при изготовлении детской одежды предпочтение отдавалось натуральности
Изучая моду того времени, можно заметить интересную деталь: журналы мод пестрели эскизами действительно стильной, красивой одежды как для взрослых, так и для детей. Значит, и у нас были хорошие дизайнеры? Но в магазинах такая одежда почему-то не появлялась. Вот поэтому женщины и умели шить, вышивать, вязать спицами и крючком.
У каждого ребенка в гардеробе были вещи ручной вязки. В холода мальчики с шиком носили плотные брюки, белую рубашку и вязаную жилетку с геометрическим рисунком. А мечтой каждой модной девочки было короткое вязаное платье, в каких танцевали фигуристки.
В семидесятые купить красивую, качественную детскую одежду стало еще труднее. И во взрослом лексиконе прочно обосновались такие слова, как «достать» и «выбросить». Нарядные платья не покупали в магазинах – их доставали через знакомых, которые работали в торговле или ездили в заграничные командировки. А если в магазин вдруг «выбросили», например, польский трикотаж, за ним сразу выстраивалась многокилометровая очередь.
Стиль «унисекс», характерный для взрослой моды семидесятых, прочно обосновался и в детской одежде. Расклешенные джинсы и рубашки – ковбойки носили и мальчики, и девочки. Вообще, джинс – самый модный материал семидесятых. На девочках постарше эффектно смотрелись джинсовые сарафаны с классическими блузками или свитерами под горло.
В семидесятые годы самые модные подростки носили не просто джинсы, а «фирму» (с ударением на втором слоге). А в восьмидесятые погоня за лейблом приняла масштабы эпидемии. Но не всем родители могли купить «фирменные» вещи. Поэтому предприимчивые подростки на самое заметное место пришивали бирки – неважно, какие лишь бы с иностранным словом.
Девяностые смогли всех обеспечить некачественной, некрасивой, зато иностранной одеждой. Но это уже совсем другая история…