старая одежда как называется в моде
9 модных вещей из СССР, по которым мы скучали
Недаром говорят, что всё новое — это хорошо забытое старое, а в бабушкином сундуке частенько можно найти остромодный наряд, ведь ретро снова в моде.
Фото © Фотохроника ТАСС / Бадалян Аветик
Фото © Фотохроника ТАСС / Жебраускас Т.
Многие модницы морщат носик: «Сколько же можно таскать по уличной грязи эти обшлага!» Но факт остаётся фактом — брюки-клёш уже несколько лет в моде и снова пользуются спросом. Теперь это больше женская тема: дамы окончательно и бесповоротно отобрали клёш у мужчин. Брюки-клёш сейчас шьют из чего угодно — из джинсы, из плащовки или плотной х/б ткани, даже из вискозы. Иногда брюки-клёш называются «брюками с наложением на обувь». Из названия ясно, что современный клёш, так же как в 1970-х годах, следует носить с обувью на каблуке и платформе. Это ещё больше удлиняет ноги и стройнит.
Фото © Фотохроника ТАСС / Садчиков Виктор
Ни шарф, ни палантин, ни шарфик — именно косынка с недавних пор стала тем остромодным аксессуаром, который может подчеркнуть оригинальность дамы. Вы, конечно же, помните — в СССР косынка пользовалась неизменным успехом все 70 лет советской власти. Сначала она была красной и свидетельствовала об освобождении женщин от «домашнего рабства», а затем косынки как самый недорогой элемент одежды вошли в гардероб каждой советской женщины. Вернее, его ввели. После революции советские модельеры разработали самые передовые варианты одежды, но простой народ их не понял. Тогда пришлось разрабатывать одежду попроще, а за основу взять национальные мужские и женские костюмы. Так платок, а с ним и косынка снова оказались в фаворе. Даже в 1980-х годах они всё ещё были в моде — их носили на шее.
Модельеры XXI века пытались ввести в моду даже косынки «по-деревенски» — завязанные под подбородком. Но так отваживаются их носить только самые отчаянные девушки. Остальные предпочитают повязывать косынку вокруг шеи или даже вдёргивать в шлицы брюк.
Фото © Фотохроника ТАСС / Созинов Виталий, Трепетов Борис
Оно снова вернулось в моду — многоярусное тёмное платье в мелкий цветочек. Ещё вчера его носили только бабушки в каких-то немыслимо далёких деревнях — и вот его уже гордо несут на себе прекрасные подиумные дивы с высокими скулами. Теперь это называется «деревенский стиль». Все они имеют длину макси, длинный рукав и совершенно глухой ворот. Модницы на форумах частенько зубоскалят: «В платье «я у мамы дурочка»!» Отважиться надеть такое решится не каждая модница, но у паломниц такие платья пользуются определённым успехом. Хотя они всё же предпочитают более светлые варианты расцветок.
Фото © Фотохроника ТАСС / Белинский Юрий
Женская мода в СССР была очень женственной. И вплоть до 1980-х годов все школьницы, студентки и молодые женщины щеголяли летом в ситцевых сарафанах и босоножках. Длина сарафанов была разной: в зависимости от возраста она варьировалась от мини до миди. Горожанки, даже пожилые, макси почему-то почти не носили. Возможно, от бедности — они донашивали то, в чём щеголяли ещё в молодости. В зависимости от фигуры сарафаны могли облегать их обладательниц и подчёркивать все достоинства фигуры, а могли быть удобными разлетайками на пуговках с тонким пояском.
Сейчас сарафаны — и цветастые ситцевые, и однотонные льняные — снова вошли в моду. И это хорошо, ведь девушкам нужно оставаться девушками. Посмотрите на коллекции платьев модных домов из поплина — и сразу всё встанет на свои места.
В СССР это был просто писк моды. Но мода в Стране Советов быстро возникала и так же быстро уходила. Пластиковые корзинки постигла такая же участь. Их очевидная непрактичность делала их только модным аксессуаром; положить в такую корзинку много вещей было нельзя, и в магазин было проще сходить с практичной холщовой сумкой. И вскоре пластиковые корзинки уже пылились на антресолях. Настало время стереть с них пыль. Практичности в них по-прежнему мало, но они могут помочь создать образ советской девушки из 1960-х годов в косынке и солнечных очках.
Фото © Фотохроника ТАСС / Яковлев Александр
В СССР это была самая дешёвая спортивная обувь из парусины на резиновой подошве. В ней выросло не одно поколение парней и девчонок в рабочих районах. Впрочем, не вся она была дешёвой — кеды на толстой резиновой подошве были более удобными и стоили чуть ли не в два раза дороже обычных. Кроссовок тогда и в помине не было. В спортивных магазинах продавали кеды двух цветов — синие и чёрные. Позже добавились зелёные и красные полукеды.
Теперь эта обувь снова стала супермодной: есть кеды цветные, кеды в крапинку, кеды в цветочек, кеды на платформе, кеды с дизайнерским рисунком и с пайетками. Разумеется, западные дизайнеры станут уверять, что корни современной моды лежат в мире англосаксов, якобы это дальние потомки английских теннисных туфель, но мы-то знаем, почему у кедов такая популярность в России!
Фото © Фотохроника ТАСС / Акимов Николай
Шубки из искусственного меха. Да, теперь это называется экомех, а тогда таких названий не знали, но женские шубки, которые выпускались в начале 1960-х годов, были красивы и долговечны. Много позже советская промышленность стала выпускать искусственный мех плохого качества. Из него шили шубы и шапки-ушанки, но он быстро скатывался и терял вид. А первые искусственные шубки в СССР были восхитительны. Современная мода практически копирует не только материал, но и фасоны: шубки шили короткими, кокетливыми, «французскими», не жалели красивой фурнитуры. На изящных советских девушках они смотрелись превосходно. Другое дело, что особо тёплыми они не были, для Сибири не подходили совершенно — ведь частные машины были тогда редкостью, а общественный транспорт в большинстве советских городов ходил с чудовищными перебоями. Поэтому мода на них очень быстро прошла, задержавшись лишь в тех городах, где было метро. На замену им вскоре пришли уродливые тяжёлые искусственные шубы на ватине. Они были чёрными и коричневыми. Зато тепло!
Привычка жениться: почему звёздный актёр СССР Владимир Новиков 15 раз сочетался браком с одной женщиной
У каждого детсадовца в СССР были сандалии. Дети мечтали, чтобы они были цветными и с рисунками, но увы! У девочек были белые, у мальчиков — коричневые. Но мольбы детсадовцев всё же были услышаны: в этом году в Германии одна из обувных фирм выпустила коллекцию цветных сандалий, но только уже для взрослых. Ну действительно — деточки-то уже выросли!
Фото © Фотохроника ТАСС / У. Каймирасов
Сколько копий было сломано на излёте СССР в спорах о школьной форме. Мол, она не давала детям самовыразиться. Ещё как давала! Особенно девочкам. Кружевные воротнички хендмейд, кокетливые банты и белоснежные узорчатые фартуки! Последний писк советской школьной моды: тёмный фартук на каждый день. из чёрного гипюра! Каково? Мальчики украшали костюмы кто чем мог — например, эмблемами. Если бы не строгие учителя, на строгой школьной форме скоро появились бы и аксельбанты.
Мы умели делать всё! 20 брендов из СССР, за которыми охотились покупатели на Западе
Всё вернулось. В этом веке все вдруг поняли: девичья школьная форма — это не только практично, но и сексуально. И вот опять в моде кружевные фартучки, воротнички и манжеты, белые гольфы с узорами и огромные банты. Мода и вправду циклична.
Модные эпохи: что все носили с начала 1950-х до конца 1980-х
Звездотренды
История моды может помочь разобраться в трендах подчас лучше свежих модных журналов, ведь мода, как известно, циклична. Что все носили в десятилетие, когда родились вы или ваши родители? В серии наших новых материалов предлагаем краткий наглядный экскурс в прошлые эпохи. Сегодня смотрим на модников за период 1950—1980-х годов. Ну а в следующие выходные ждите продолжение!
Закончилось тяжелое десятилетие, и мода 1950-х была наилучшим отражением того, как после периода лишений людям снова хотелось жить полной жизнью. Достаточно назвать лишь одно определение — new look. Приталенный силуэт от Кристиана Диора, представленный в 1947 году, определил моду эпохи и стал символом возвращения женственности.
Модели Christian Dior, 1951 год
Большинству женщин тогда предлагалось быть в роли жены, матери и хранительницы домашнего очага, но при этом оставаться ухоженной и красивой. Образ женщины должен был быть отражением успеха ее мужа, поэтому 1950-е отметились настоящим бумом в швейной промышленности. Женщины стали тратить больше времени (и денег!) на покупку самых актуальных модных вещей.
Покупательницы у витрины в Лондоне, 1955 год
Но типичный образ домохозяйки в пышной юбке, знакомый нам с рекламных постеров того времени, далеко не единственное «лицо» 1950-х.
Мода этого десятилетия была захватывающей и разнообразной, ведь именно в это время стала укрепляться молодежная субкультура и возникло явное различие между молодежной модой и более зрелыми стилями.
Пара, танцующая рок-н-ролл в Лондоне, вторая половина 1950-х
Брижит Бардо
Влияние на тренды оказывали также стиль рокабилли и пин-ап. Благодаря последнему в этом десятилетии одной из ключевых была именно пляжная мода. Не зря, когда сегодня речь заходит про ретрокупальники, то чаще всего имеются в виду фасоны из 50-х годов.
Мэрилин Монро, 1951 год
Звезда стиля пин-ап Бетти Пейдж
Маргарет Клевс на съемках в 1958 году
Субкультура рокабилли была основана на одноименном музыкальном жанре. Стиль, сочетающий в себе элементы рок-н-ролла и кантри, был очень популярен в то время, особенно среди подростков. Мода для представительниц субкультуры представляла собой смешение стиля пин-ап и образов, популярных в эпоху свинга. Девушки носили приталенные платья миди (самой модной была длина до колена) с пышной легкой юбкой, облегающие юбки-карандаши, остроконечные бюстгальтеры.
Обложка модного журнала, 1956 год
Ключевыми моделями десятилетия, кроме того, были вещи в клетку и горошек, а также с цветочным узором, укороченные свитера и кардиганы и многое другое. Важную роль играли и аксессуары — выйти без них из дома считалось просто недопустимым.
Модель в платье Victor Stiebel, 1952 год
Модель в платье Jacques Fath, 1955 год
Типичными дополнениями к «парадному» образу были жемчужное ожерелье, серьги, перчатки, шляпа, туфли на каблуках. Платья на выход также украшались эффектными воротничками, большими бантами, складками и небольшими защипами.
Модными иконами в то время были актрисы Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и Грейс Келли.
Грейс Келли
Элизабет Тейлор
Конечно, тренды не изменились, словно по мановению волшебной палочки, в ночь на 1 января 1960 года. В начале нового десятилетия еще многие следовали моде 1950-х, но вскоре пришло время очередной революции — новое поколение устанавливало свои правила и посмеивалось над «старомодностью» своих родителей.
Изобретение мини-юбки (первенство приписывают британке Мэри Куант, но в то же время над фасоном работал и француз Андре Курреж), влияние субкультуры модов, битломания, феномен Твигги, взлет популярности женских поп-групп, таких как The Supremes и The Ronettes, появление музыкальных фестивалей — все это оказало существенное влияние на становление новых трендов.
Твигги
Группа The Supremes
Платья в стиле new look не исчезают, но теперь это скорее вариант вечерней одежды для вечеринок в респектабельном обществе. Молодежь переключается на мини-юбки, яркие трапециевидные платья и, конечно, брюки и джинсы. К 1960-м годам они перестают считаться моветоном в женском гардеробе и получают массовое распространение, особенно с появлением брюк клеш и развитием субкультуры хиппи. Да и в целом женский гардероб становится более практичным и повседневным.
Модели Джуди Голм, Черри Рэндалл и Джеки Бойер позируют в октябре 1965 года
Модницы на улицах Лондона, 1968 год
Модным примером в это время становится первая леди США Жаклин Кеннеди. Жакеты с юбкой, платья без рукавов, скроенные по фигуре, шляпки-таблетки — ключевые детали ее узнаваемого образа начинают копировать женщины по всему миру.
Жаклин Кеннеди
Одри Хепберн
Брижит Бардо
На 1960-е пришел и расцвет футуристической моды — космическая гонка, мечты о покорении других планет, фантастические фильмы и романы не могли не повлиять и на дизайнеров. Добавим сюда и возросший интерес к синтетическим нетканым материалам вроде винила и полиэстера, нейлона и спандекса, с которыми много экспериментировали дизайнеры той эпохи, такие как Пако Рабан и Андре Курреж.
Одри Хепберн в платье Paco Rabanne в фильме «Двое в пути»
Джейн Фонда в наряде Paco Rabanne в фильме «Барбарелла»
Популярной верхней одеждой становятся пластиковые плащи и шубы из крашеного меха, а модная обувь непременно должна была быть сделана из лакированной кожи или иметь флуоресцентный блеск. На пике моды были и белые короткие сапоги на плоской подошве — их придумал и популяризировал также Курреж, который считал каблуки архаизмом.
Модели Андре Куррежа
Вдохновляли модниц теперь не столько актрисы, как в прошлом десятилетии, сколько модели — Твигги, Джин Шримптон, Коллин Корби, Пенелопа Три и Верушка.
Можно сказать, что в 1960-е стала формироваться и фестивальная мода, какой мы ее знаем теперь. В ту эпоху стала популярной идея мультикультурализма, и вдохновение многие черпали в традиционной одежде Непала, Индии, Бали, Марокко и африканских стран.
Пончо, ожерелья с медальонами, кафтаны и туники, куртки с бахромой, рубашки с психоделическими принтами — все это стало основой стиля хиппи и стало определять моду в конце 1960-х. Ну а благодаря легендарному фестивалю «Вудсток», состоявшемуся в 1969 году, эти образы закрепились и в поп-культуре, ведь масштабное мероприятие стало, по сути, прародителем всей музыкальной фестивальной культуры.
Посетительница фестиваля «Вудсток», 1969 год
Посетитель фестиваля «Вудсток», 1969 год
Это десятилетие часто описывают как время буйства «ужасной» моды. Кажется, люди просто не знали, каким трендам следовать, и лихо смешивали все самое яркое сразу. Психоделические узоры ядовитых оттенков были и на женской, и на мужской одежде, а дополняли это великолепие яркие облегающие фигуру клеши, вязаные жилетки и кардиганы, дубленки и, конечно, блеск, ведь именно в 1970-е в моду стал входить стиль диско.
Карл Лагерфельд (тогда дизайнер Chloe) с моделями в одежде из новой коллекции, 1976 год
Бархатное пальто Gucci, 1977 год
Настоящей It-вещью десятилетия стал комбинезон, причем носили его опять же и мужчины, и женщины. Стирание границ в мире моды, до этого разделенного по половому признаку, вообще одна из самых ярких примет десятилетия. Мужчины стали носить обувь на платформе, декольте, а одежда отличалась кроем по фигуре: приталенные пиджаки, облегающие майки (они перестали считаться нижним бельем — теперь их можно было носить напоказ), рубашки и брюки.
Модная съемка, 1971 год
Мужская мода, 1970-е
Род Стюарт
Серьезно расширилась и цветовая палитра в мужском гардеробе — то, что раньше приняли бы за сценический костюм, теперь было вполне повседневной модой. Ну а в женском гардеробе окончательно закрепляется любовь к брюкам: джинсы, брючные костюмы, жакеты становятся основой базовых образов.
Лайза Миннелли
К концу 1970-х брючный костюм уже допускался и как формальная деловая одежда для женщин. Ответственным за модный переворот стал Ив Сен-Лоран — его женский смокинг произвел настоящий фурор. Ношение брючного костюма в то время можно было смело приравнивать не столько к модному, сколько к политическому и феминистскому заявлению. Количество работающих женщин росло, в то время как доминировали в этой сфере по-прежнему мужчины.
Костюм для женщин стал своеобразным символом того, что они могут быть такими же серьезными и успешными в делах, как и мужчины. Поддерживали тренд и такие фильмы, как «Энни Холл», где героиня носила подчеркнуто мужскую одежду.
Дайан Китон в фильме «Энни Холл»
Но не стоит думать, что из-за важных социальных изменений 70-е были слишком серьезными. Было место и безудержному веселью, ведь это начало эпохи диско!
Шер, Элтон Джон и Дайана Росс, 1975 год
Хотя в 1970-е было немало популярных рок-групп, жанр легкой танцевальной музыки покорил меломанов. Молодежь теперь проводила время в ночных клубах, где танцевала до упаду. В 1977 году открылся легендарный клуб Studio 54, куда мечтали попасть все тусовщики, в том же году вышел и фильм «Лихорадка субботнего вечера», который стал прижизненным памятником культуре диско.
Джон Траволта в фильме «Лихорадка субботнего вечера»
Новые условия досуга быстро сформировали и требования к модной одежде: она должна была быть яркой и заметной в приглушенном свете, при этом не должна была стеснять движений. Настоящей звездой стиля диско стало платье с запахом. Универсальная вещь идеально подходила и для формальных дневных образов, и для ночных танцев. Модными, конечно, стали и блестящие материалы вроде люрекса или атласа, и ткани, расшитые блестками.
Впрочем, и рок был не лишен блеска — на пике популярности был стиль глэм-рок, особенно на британской сцене. Кумирами были Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри, в то время являвшиеся главными амбассадорами андрогинного стиля, ключевыми элементами которого были вещи из бархата, рубашки с рюшами, обувь на платформе и даже платья.
Дэвид Боуи
Фредди Меркьюри
На 1970-е пришелся и расцвет японской моды, обусловленный экономическим ростом в Стране восходящего солнца, который начался еще в конце 1960-х. Именно японские дизайнеры оказались в авангарде индустрии, а европейскую моду захватил интерес к национальным элементам. Например, в этот период стали модными кимоно и принты в японском стиле, а звезды лишь делали тренд еще более популярным. Тот же Меркьюри выходил на сцену в характерных нарядах, а над костюмами для Боуи работал японский дизайнер Кансай Ямамото.
Дэвид Боуи в костюме, созданном Кансаем Ямамото
В 1975 году стала зарождаться и новая субкультура, которая вскоре также окажет серьезное влияние на тренды. Пожар вспыхнул сразу в двух очагах: в клубе CBGB в Нью-Йорке (многие именно его считают местом рождения панка) и на Кингс-роуд в Лондоне.
Вивьен Вествуд
Уличная панк-мода обычно состояла из рваной одежды, черных водолазок, облегающих джинсов, узких кожаных штанов, кожаных курток (их украшали цепями, шипами, английскими булавками, заклепками и рисунками или табуированными посланиями, выполненными краской), ошейников, шотландской клетки и ботинок Dr.Martens.
Панки на улицах Лондона
Необработанные края и торчащие наружу швы на визуальном уровне закрепляли то, что декларировала панк-музыка: быть неидеальным — нормально.
Сегодня 1980-е ассоциируются у нас с пестрыми вещами, но на самом деле в начале десятилетия в моде ненадолго воцарился минимализм — нужна была пауза после доминирования ослепляющего стиля диско. Но одержимость яркими цветами все-таки победила и даже стала еще более очевидной.
Модная съемка, 1988 год
Показ Yves Saint Laurent, 1987 год
Модная съемка, 1980 год
Показ Givenchy, 1984 год
Модель Пэт Кливленд, 1982 год
В 80-х все должно было быть доведено до предела: набивные плечи, широкие лацканы, крупная блестящая бижутерия. Благодаря таким телешоу, как «Династия» и «Даллас», эффектные гламурные образы становятся символом богатства и успеха.
Кадр из сериала «Династия»
В моде длинные пальто, двубортные жакеты; клеш окончательно выходит из трендов — его заменяют обычные джинсы и слегка зауженные брюки, юбки миди и мини конкурируют за внимание модниц: популярны оба фасона.
Принцесса Диана
Для элегантных образов примером для подражания становится принцесса Диана, ну а модным кумиром молодежи является молодая певица Мадонна, которая произвела фурор со своим хитом Like a Virgin. Миллионы девушек во всем мире подражали знаменитости: носили короткие юбки, надетые на легинсы, огромные украшения, резиновые браслеты, похожие на желе, кружевные перчатки, юбки из тюля и ремни.
Мадонна
Благодаря Мадонне становится модной и демонстрация нижнего белья — популярны топы-бюстье, сетчатые топы, сквозь которые виден бюстгальтер.
Впрочем, во второй половине 80-х влияние молодежи на формирование трендов несколько ослабло. Западное общество переживало экономический бум, поэтому основными потребителями стали зрелые люди, которые были более стабильны в финансовом отношении. Одним из символов 80-х стала Маргарет Тэтчер, лидер британской Консервативной партии. Костюмы, которые она носила, обычно были однотонными с юбкой ниже колена.
Джерри Холл и Мэри Хелвин на скачках Royal Ascot
Power dressing — солидная, элегантная одежда, подчеркивающая статус сильной деловой женщины, — одно из главных направлений в моде 80-х.
Но на всякое действие найдется и свое противодействие — пока мир взрослых был респектабельным и роскошным, молодежь продолжала гнуть свою линию. Это десятилетие отметилось расцветом самых разных субкультур. В один отрезок времени сосуществовали панки, скинхеды, неоромантики, готы, вернулась мода на стиль рокабилли, на арену уличной моды вышли скейтеры и рэперы.
Бибои на улицах Нью-Йорка
Именно в этот момент начинает формироваться закрепившийся затем за уличной модой тренд на оверсайз: для кульбитов на доске требовалась простая и удобная одежда. Подростки отдавали предпочтение мешковатым штанам, свободным футболкам с яркими принтами, клетчатым рубашкам, кедам и баскетбольным кроссовкам.
На формирование трендов стал оказывать большое влияние спорт. Популярность аэробики, баскетбола и других видов спорта вывела спортивную одежду из ниши.
Джейн Фонда
Теперь вещи, которые раньше могли пригодиться только на тренировке, активно включаются в повседневные образы. Вспомним, что велосипедки и худи носила даже принцесса Диана! Если и королевские особы поддались тренду, можно представить уровень популярности таких нарядов среди обычных людей.
Реклама из журнала 1980-х годов
Сара Джессика Паркер, 1980 год
Модница на улицах Лондона, 1984 год
Модель Yohji Yamamoto, 1987 год
Их одежда производит фурор и приводит публику в смятение. Деконструированные асимметричные вещи, модели без макияжа — все это было не похоже на то, что привыкли видеть на парижских подиумах. Критики сравнивали одежду с обносками бедняков, но «японская революция» все-таки свершилась.
Модель Comme des Garçons
Показ Comme des Garçons, 1986 год
Свежий взгляд японских дизайнеров навсегда поменял эстетику моды, вдохновив и европейских дизайнеров на эксперименты. В середине 80-х новым событием в мире моды стала знаменитая «Антверпенская шестерка», куда вошли выпускники класса Линды Лоппы в Королевской академии изящных искусств в Антверпене: Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк ван Саен и Марина Йи. Во время обучения преподаватели как раз поощряли интерес студентов к японской моде.